Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Уминова Наталья Владимировна

Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах
<
Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уминова Наталья Владимировна. Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Уминова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/940

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы изучения произведений святочной прозы на уроках литературы 14

1.1. Теоретико-литературные аспекты изучения произведений святочной прозы в специфике жанра 14

1.2. Эволюция жанра святочного рассказа в творчестве русских и зарубежных писателей XIX-XX веков 31

1.3. Психолого-педагогические особенности восприятия учащимися святочной прозы 52

1.4. Научно-методические подходы к изучению жанра святочного рассказав школе 65

Выводы по 1-й главе 83

Глава П. Методика изучения произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики в школе 85

2.1. Обоснование методической модели изучения произведений святочной прозы в аспекте жанра на уроках в 5-11 классах 85

2.2. Формирование начальных представлений о святочной прозе в 5-6 классах 95

2.3. Развитие представлений о жанрово-содержательной природе святочного рассказа в 7-8 классах 124

2.4. Систематизация знаний о святочной прозе на уроках в 9-11 классах 145

2.5. Итоги опытно-экспериментальной работы 160

Выводы по 2-й главе 175

Заключение 176

Библиография 180

Введение к работе

В последние десятилетия в российском обществе произошли серьезные изменения: наметился интерес к историческому прошлому страны, народной культуре, ее православным истокам. Между тем в настоящее время остается актуальным вопрос духовно-нравственного воспитания молодого поколения, приобщения его к высоким идеалам классической литературы.

В сложившейся ситуации методическая наука ищет новые пути формирования у школьников нравственного «стержня», активизации их мыслительных и творческих способностей. Современная школа реагирует на негативные изменения в мировоззрении современного человека актуализацией в практике преподавания тех имен, жанров, произведений, которые поднимают вечные проблемы, усилением акцента на воспитательное значение искусства слова.

Реалии сегодняшнего дня определяют и государственную образовательную политику. В перечне целей литературного образования, обозначенных в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, заявлены следующие важные позиции:

— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире;

— формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры [253; с. 169].

Значительное место в концепции современного литературного образования отведено культурологическому аспекту: осмыслению литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства. Культурологический аспект преподавания литературы в школе обеспечивает практическую реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации образования, направленных на формирование у подрастающего поколения ценностных ориентации — вхождение учащихся в

4 пласты национальной культуры, народной и религиозной, постижение ими высших духовных категорий.

В рамках существующей концепции литературного образования большое внимание уделяется и развитию умений анализа и интерпретации литературного произведения (в единстве содержания и формы), а также освоению основных теоретико-литературных понятий.

Одним из шагов на пути реализации поставленных целей можно считать обогащение жанрового спектра произведений, рекомендованных для школьного изучения. В связи с этим следует отметить, что в современных школьных программах достаточно широко представлены произведения святочной прозы, лучшие образцы которой принадлежат Ф.М. Достоевскому, Н.С. Лескову, А.П. Чехову, А.И. Куприну, Л. Андрееву, В.Г. Короленко, И. Шмелеву. Глубокому и всестороннему осмыслению жанрообразующих признаков святочного рассказа способствует и обращение в школьной практике к произведениям Г.Х. Андерсена, СГГенри, Ч. Диккенса.

Жанр канонического святочного рассказа и его типологических разновидностей (понятия «святочный рассказ», «святочная проза», «святочная словесносность» в соответствии с современными литературоведческими концепциями используются нами как взаимозаменяемые) вызывает интерес у школьников в силу элементов фантастики, общечеловеческой проблематики, специфической композиции, выраженной в смене эмоциональных пластов — от грусти и безысходности к радости и ощущению счастья.

Святочная проза является богатым источником культуроведческой информации и позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры народа, историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль, национальный образ мыслей.

Жанровая принадлежность определяет набор содержательных и формальных признаков, поэтому изучение святочного рассказа в школе способствует углубленному анализу поэтики произведения, что является одним из перспективных направлений методической науки. Обращение школьников к лучшим образцам святочной прозы ведет к расширению общекультурного

5 кругозора, формированию нравственных ориентиров, развитию мышления и эмоционально-оценочной сферы. Изучение в школе святочных рассказов с учетом жанровых особенностей («Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, «Мальчики» и «Ванька» А.П. Чехова, «Тапер» и «Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева и др.) ведет к осмыслению авторской концепции мира и человека, постижению самобытного идейно-художественного звучания литературного текста. Более того, святочная проза как элемент календарной словесности открывает перед учителем-словесником широкие возможности для совершенствования системы внеклассного чтения и внеучебной работы.

Специфика произведений святочной словесности заключается в переплетении культурных традиций: совмещении пластов язычества, Православия и светской жизни. Духовная направленность святочной прозы, утверждение ею христианских ценностей ставит произведения исследуемого жанра в особое положение. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существенных пробелах в знаниях учащихся православных основ литературы. В связи с этим произведения святочной словесности с акцентом на христианскую составляющую призваны решать как задачи просветительского характера, так и вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием школьников. Обозначенные аспекты определяют актуальность настоящего исследования.

Проблема учета жанровых особенностей при изучении художественного произведения в школе освещена в научной литературе достаточно широко. Разработка рекомендаций для современной школы невозможна без осмысления опыта ведущих методистов XIX века, опирающихся на родовую и жанровую принадлежность произведения при разработке концепций курсов преподавания литературы: Ф.И. Буслаев, А.Д. Галахов, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский и др. Кроме того, при проведении эксперимента по теме исследования очевидна необходимость учета особенностей психологии читательского восприятия. Основополагающие труды в этой области принадлежат Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну, В.В.

Давыдову, Д.Б. Эльконину, Л.Г. Жабицкой, О.И. Никифоровой, Л.Н. Рожиной и

др.

Разрабатывая проблематику исследования, мы также опирались на литературоведческие работы, посвященные вопросу сущности жанра, его структурных элементов (М.М. Бахтин, Л.И. Тимофеев, Г.Н. Поспелов, В.В. Кожинов, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, И.Ф. Волков, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа

и др.).

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились работы основоположников современной методической науки: В.В. Данилова, Н.И. Кудряшева, М.А. Рыбниковой, Л.С. Троицкого, В.В. Голубкова. Ведущие методисты к. XX — н. XXI века (О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, А.В. Дановский, Г.И. Беленький, Н.А. Демидова, Т.С. Зепалова, С.А. Зинин, Г.Н. Ионин, В.Я. Коровина, Т.А. Калганова, М.Г. Качурин, И.С. Збарский, В.Ф. Чертов, В.Г. Маранцман, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Г.А. Обернихина, И.А. Подругина, З.Я. Рез, М.В. Черкезова и др.) всесторонне осветили проблему учета жанровой специфики произведения при его изучении.

Значительный интерес для экспериментальной части исследования представляли методические работы, посвященные вопросам межпредметных и внутрипредметных связей в изучении литературы. Интеграция учебной информации, межпредметное взаимодействие литературного материала способствуют реализации культурологического подхода в образовании. В основе обращения к произведениям святочной прозы в историко-литературном курсе - принцип преемственности литературных явлений, актуализация знаний учащихся, полученных в основной школе. Различные аспекты обозначенной проблемы представлены в работах Е.Н. Колокольцева, В.Г. Маранцмана, М.Г. Качурина, А.В. Дановского, С.А. Зинина, Г.С. Меркина, В.А. Доманского, С.А. Леонова, В.Н. Пименовой, И.А. Подругиной и др.

К числу концептуальных работ, посвященных выявлению жанрообразующих признаков святочного рассказа и их анализу, можно отнести исследования Е.В. Душечкиной, А.А. Кретовой, О.Н. Калениченко, Н.В. Капустина, И.А. Есаулова, М.А. Кучерской, X. Барана, Н.Н. Старыгиной, Н.В.

7 Самсоновой. В терминологии понятий, в определении истоков жанра до настоящего времени нет определенности и четкости, что в значительной степени осложняет разработку методических рекомендаций для школы. Объясняется это достаточно коротким периодом исследования жанра: свое второе рождение святочные рассказы пережили лишь в середине 90-х годов (решающую роль в истории развития святочной прозы сыграл запрет советского литературоведения на исследование произведений православной тематики).

В методике преподавания литературы вопрос изучения произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики исследован мало: на уровне ряда публикаций в периодических изданиях (Е.С. Безбородкина, Н.М. Копытцева, Н.Н. Осанова, Н.Н. Старыгина). Следует констатировать отсутствие опыта работы со святочными текстами в дореволюционной и советской школе. Между тем наметилась тенденция активного включения произведений святочной словесности в школьные программы. В программе восьмилетней и средней школы на 1983-84 учебный год тексты рождественской тематики были включены лишь в список произведений для внеклассного чтения («Чудесный доктор» и «Тапер» А.И. Куприна, «Мальчики» А.П. Чехова, «Сон Макара» В.Г. Короленко).

Авторы-составители современных школьных программ (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, В.Ф. Чертов, А.Г. Кутузов, М.Б. Ладыгин и др.) значительно расширяют круг произведений святочной словесности. Более того, часть текстов рекомендована для изучения в школе: «Тапер», «Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, «Ангелочек» Л. Андреева, «Человек на часах» и «Запечатленный ангел» Н.С. Лескова. В перечне произведений для самостоятельного чтения — лучшие образцы зарубежного святочного рассказа: «Девочка с серными спичками» Г.Х. Андерсена, «Дары волхвов» ОТенри, «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. Большое внимание уделено центральным теоретическим понятиям и жанрообразующим признакам святочной прозы: введен термин «рождественский рассказ» (в современных школьных программах наметилась тенденция разведения понятий

8 «рождественский», «новогодний» и «святочный» рассказ), обозначен интерес к специфике его сюжетостроения.

Интерес к святочным рассказам со стороны методистов и учителей-словесников свидетельствует о назревшей потребности современной школы в создании целостной, научно обоснованной системы уроков по изучению произведений обозначенного жанра.

Цель настоящего исследования — разработать, научно обосновать и проверить экспериментальным путем методическую модель изучения произведений святочной прозы с учетом жанровой специфики на уроках в 5-11 классах средней школы.

Объект исследования — процесс восприятия и изучения художественных произведений в школе с учетом их жанровой специфики.

Предметом исследования является методика изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Г.Х. Андерсен, ОТенри, Ч. Диккенс и др.), а также произведений, включающих отдельные темы, мотивы и образы рождественской прозы (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир»), с учетом жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах средней школы.

Гипотеза диссертации, сложившаяся в процессе теоретического исследования проблемы, научно-экспериментальной и практической работы соискателя в качестве учителя литературы в 5-11 классах и руководителя педагогической практики студентов в школах г. Красноярска, состоит в следующем: изучение святочных рассказов в школе будет способствовать совершенствованию умения анализа и интерпретации художественного произведения, пониманию авторской позиции, формированию социокультурной компетенции, духовно-нравственному воспитанию школьников, если:

— учитывать специфику жанра, особенности восприятия учащимися текстов святочной словесности, возрастные особенности и сферу читательских интересов школьников;

— в процессе изучения святочных рассказов реализовать принцип
поэтапности в формировании представлений об их жанровой специфике;

— актуализировать представления старшеклассников о жанровой природе
святочного рассказа в процессе изучения его типологических разновидностей и
произведений других жанров с опорой на внутрипредметные связи;

— разработать модель изучения святочной прозы, в которой формы
занятий, виды деятельности учащихся и методика работы в целом определены
спецификой художественного материала (календарным, или праздничным,
характером текстов) и направлены на развитие эмоционально-оценочных,
исследовательских и интерпретационных умений, атаюке развитие устной и
письменной речи учащихся.

Поставленная цель настоящего исследования требует решения следующих задач:

анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучению художественного произведения в школе в аспекте жанра;

определение основных формальных и содержательных признаков святочных рассказов и их типологических разновидностей, путей эволюции и трансформации жанра (на примере произведений русской и зарубежной литературы);

выявление особенностей читательского восприятия современными школьниками святочных рассказов и анализ знаний учащихся о специфике обозначенного жанра;

разработка методической модели изучения святочных рассказов с учетом их жанрового своеобразия;

— проверка эффективности методических рекомендаций путем
экспериментальной работы по изучению святочного рассказа в аспекте жанра
(5-11 классы).

Методологической основой исследования явились труды по методике преподавания литературы, психологии, педагогике, культурологии, литературоведению, связанные с обозначенной проблемой.

10 Решение поставленных задач оказалось возможным при опоре на следующие методы исследования:

— методы теоретического исследования: анализ психолого-
педагогических, методических, культуроведческих и литературоведческих
источников по проблеме;

— методы эмпирического исследования: наблюдение за учебным
процессом, беседы с педагогами и учениками, анкетирование, опрос, анализ
письменных и устных работ учащихся, результатов их творческой деятельности;

— экспериментальные методы: проведение констатирующего,
обучающего и контрольного эксперимента.

Диссертационное исследование, носящее теоретико-экспериментальный характер, проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004 — 2005 г.) — теоретическое обоснование проблемы, изучение и анализ психолого-педагогических, литературоведческих и методических трудов; определение цели, задач и гипотезы исследования; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2005 - 2008 г.) — проведение обучающего эксперимента в СОШ №12, №18, №141, лицее №12 г. Красноярска.

Третий этап (2008 - 2009 г.) — анализ и синтез полученных данных, корректировка методических рекомендаций по изучению в школе произведений святочной прозы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена
методическая модель изучения святочной прозы с опорой на поэтапное
формирование представлений учащихся о жанре святочного рассказа;

. — представлена система уроков изучения святочной прозы с преобладанием нетрадиционной формы занятий на основе «обратной связи» между формой работы и спецификой рассматриваемого материала (урок-игра, ролевой семинар, урок-путешествие, урок-практикум с элементами викторины, заочная экскурсия, урок с элементами обрядового спектакля, урок-конференция интегрированного типа);

— определены и реализованы виды деятельности учащихся,
способствующие эффективному усвоению специфики обозначенного жанра
(эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление,
импровизационно-игровая деятельность, инсценирование, устное и
художественное иллюстрирование, ученическое литературное творчество,
самостоятельная исследовательская деятельность);

— разработана система внутрипредметного взаимодействия
литературного материала, основанная на сопоставлении святочных рассказов с
произведениями, входящими в курс 5-11 классов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлены основные жанрообразующие признаки произведений святочной прозы (проблематика, центральные темы, мотивы, образы, особенности композиции и стиля), составляющие научно-методическую основу его изучения в школе, раскрыты принципы, структура и содержание школьной методики изучения святочных рассказов в аспекте жанра.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты особенности восприятия учащимися святочных рассказов, определена специфика работы в школе с обозначенным жанром, разработаны методические рекомендации по изучению святочной прозы в 5-11 классах. Предложенная методическая модель может быть использована учителями-словесниками в практике школьного преподавания литературы, авторами программ, учебников и учебных пособий, а также в системе высшего образования (при проведении семинарских занятий, организации внеклассного чтения во время педагогической практики и т.д.). Описанные особенности уроков изучения святочной прозы могут быть учтены и при изучении других жанров календарной словесности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью методологических положений диссертации, использованием научных подходов (системный, комплексный, педагогический) и исследовательских методов (теоретических и эмпирических), соответствующих цели и задачам работы; продолжительностью эксперимента (с 5 по 11 класс), а

12 также анализом его результатов (констатирующего и обучающего эксперимента); личным опытом соискателя.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на заседаниях кафедр русской литературы КГПУ им. В.П. Астафьева и методики преподавания литературы МПГУ, педагогических советах в школах г. Красноярска, научно-практических конференциях: VIII Красноярские краевые образовательные Рождественские чтения (г. Красноярск, январь 2007 г.), IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (г. Красноярск, май 2007 г.), XVI Голубковские чтения (г. Москва, март 2008 г.), XIII межвузовская научно-практическая конференция «Художественный текст: варианты интерпретации» (г, Бийск, май 2008 г.) и др.

Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах №12, 18, 141, лицее №12 г. Красноярска. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обращение на уроках литературы к произведениям святочной прозы с опорой на традиции жанра дает возможность обогатить читательский и культурный опыт школьника, приобщить его к духовно-нравственным ценностям, сформированным отечественной и мировой культурой.

  2. Наиболее эффективный путь изучения произведений святочной прозы в школе представлен методической моделью, в основе которой лежит принцип поэтапного формирования представлений учащихся о жанре святочного рассказа (от основополагающих элементов жанра к их усложнению и трансформации в творчестве конкретных писателей).

  3. В реализации указанной модели важная роль отводится занятиям творческого характера (урок-игра, ролевой семинар, урок-путешествие, урок-практикум с элементами викторины, заочная экскурсия, урок с элементами обрядового спектакля, урок-конференция интегрированного типа), базирующимся на различных видах творческой деятельности учащихся (эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровая деятельность, инсценирование, устное и

художественное иллюстрирование, ученическое литературное творчество,

самостоятельная исследовательская деятельность). 4. Изучение произведений святочной прозы в 5-11 классах является

составной частью общей структуры школьного курса литературы и

опирается на принцип внутрипредметного взаимодействия материала как

внутри указанного жанрово-тематического блока, так и в контексте всего

курса.

Структура и основное содержание работы обусловлены спецификой теоретического исследования проблемы и этапами опытно-экспериментальной проверки разработанной автором научно-методической концепции. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретико-литературные аспекты изучения произведений святочной прозы в специфике жанра

Обозначенная в работе проблема находится в тесной взаимосвязи с одним из важнейших литературоведческих понятий — жанром художественного произведения. Прежде чем обратиться к выявлению специфики святочной прозы, представим краткий обзор мнений литературоведов о сущности жанра и его структуре. Этот вопрос освещался в трудах М.М. Бахтина, Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, В.В. Кожинова, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева, Н.Д. Тамарченко, И.Ф. Волкова и др., но единой четкой формулировки термина «жанр» пока не существует. Объяснение этому явлению находим в статье В.В. Кожинова в «Литературном энциклопедическом словаре». Ученый говорит о неразработанности теории жанров вследствие непрерывных изменений и усложнений содержания понятия. Под жанровыми признаками автор работы имеет в виду признаки, характерные для большой группы, ряда произведений определенной эпохи, нации или мировой литературы. По мысли литературоведа, эпоха и вносит изменения в содержание жанра [165; с. 106].

Схожее мнение встречаем в работе А.Я. Эсалнек «Основы литературоведения. Анализ художественного произведения»: «Жанровые признаки — это общие, повторяющиеся качества, присущие произведениям разных писателей, живших в разное время и принадлежавших к разным национальным литературам» [307; с. 95]. Размышляя над вопросом, в какой сфере произведения находятся эти признаки, ученый приходит к выводу о приоритете содержания текста (именно здесь кроются истоки жанровых различий), которое во многом предопределяет и количественные, и структурные особенности. В данном вопросе А.Я Эсалнек опирается на позицию Г.Н. Поспелова, который видит жанровую сущность не только в особенностях формы произведения, но и в пределах содержания. Более того, Г.Н. Поспелов считает необходимым рассматривать жанры в сопоставлении друг с другом для выявления своеобразия каждого.

Особого внимания заслуживает жанровая концепция М.М. Бахтина, в основе которой сопоставление литературного жанра с жанрами речевого общения. По мнению ученого, каждый речевой жанр имеет свою концепцию адресата, которая в свою очередь осуществляется в виде установок на жанр. К ним относится целая гамма художественных средств, которые активизируют в сознании читателя «память жанра». То есть в понимании М.М. Бахтина жанр играет функциональную роль, выступая посредником между писателем и читателем и «запуская» процесс «жанрового ожидания». М.М. Бахтин считал, что литературный жанр отражает наиболее устойчивые тенденции развития литературы. В любом жанре можно выделить два основных аспекта развития: сохранение «неумирающих» элементов архаики и сохранение архаики благодаря ее обновлению. Кроме того, ученый в своих трудах писал о связи жанровой формы с тематикой и особенностями мировоззрения автора [10; с. 121-122].

Следуя за М.М. Бахтиным, И.Ф. Волков рассуждает о единстве жанрового содержания и жанровой формы, которое складывается в результате преломления определенного типа художественного содержания в литературном роде или в межродовом образовании [34; с. 128].

В.И. Тюпа и Н.Д. Тамарченко подчеркивают в категории жанра взаимосвязь традиционного (канонического) и индивидуально-авторского. Определяя жанр как «творческую память литературы, живописи, музыки и т.д.» [268; с. 9], В.И. Тюпа говорит о его внеиндивидуальном характере, проявлении коллективного опыта художественного творчества, направленности на воспроизведение генетической структуры во множестве произведений определенной традиции. Значима в контексте данного исследования мысль теоретика литературы, что изучение жанровой стратегии художественного мышления дает ключ к постижению эстетической природы произведения. Интересна антитеза, предложенная Н.Д. Тамарченко: канон как норма, границы, без которых невозможно существование жанра, и «внутренняя мера» [261; с. 11] как логика изменения жанра («отказ от канонов — важнейший поворотный момент развития литературы» [261; с. 10]).

Об особенностях восприятия произведения в аспекте жанра пишет в своих работах Н.Л. Лейдерман, определяя существенную функцию «мотивировок жанрового восприятия»: «сигналы, ориентирующие читателя на ту систему условностей, которая позволяет «перевести» данный художественный текст в воображаемый образ мира» [143; с. 44]. По мнению ученого, подобными сигналами могут быть жанровое обозначение, зачин, пролог, эпиграф и др. Применительно к жанровому анализу Н.Л. Лейдерман оперирует следующими терминами: жанровое содержание (тематика, проблематика, пафос, масштаб охвата изображаемого мира) и жанровая форма как средство воплощения данного жанрового содержания под управлением данного способа художественного мышления. Жанровая форма в свою очередь представляет собой устойчивую систему носителей жанра (структурообразующих элементов): субъектная и пространственно-временная организация текста, речевой тон и ассоциативный фон. Таким образом, ученый определяет жанр как «тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира, воплощающий эстетическую концепцию действительности, тип построения мирообраза» [143; с. 43].

Проблемам типологии и поэтики литературных жанров посвящена концептуальная работа Л.В. Чернец. Автор определяет жанр как «единицу в классификации произведений и указатель их традиционных черт, помогающий процессу эстетической коммуникации» [284; с. 13]. В современной жанровой теории ученый видит тенденцию к отождествлению литературного рода с одним из жанров (например, эпоса с романом).

В литературоведении распространено понимание жанра как литературного вида. Так определяет жанр А.П. Квятковский, подобную формулировку термина найдем в работе В.Е. Хализева: «Литературные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает комплексом устойчивых свойств» [278; с. 357]. По мнению В.Е. Хализева, рассмотрение жанров невозможно без обращения к организации, структуре, форме литературного произведения. То есть жанры имеют содержательно-смысловые и структурные (формальные) свойства. Кроме того, ученый считает концепцию жанров Г.Н. Поспелова неполной и обозначает группу жанров религиозно-философской проблематики, где «человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия» [278; с. 362]. К данной группе жанров, особенно значимых в последние десятилетия, В.Е. Хализев относит притчу, житие и др. К этой группе в том числе можно причислить и жанр святочного рассказа.

Обоснование методической модели изучения произведений святочной прозы в аспекте жанра на уроках в 5-11 классах

Анализ литературоведческих, психолого-педагогических, методических работ, посвященных проблеме диссертационного исследования, подтвердил необходимость создания научно обоснованной, экспериментально проверенной модели изучения святочной прозы с учетом ее жанровой специфики. Мы считаем важным не поиск отдельных форм уроков, методических приемов, видов анализа, разработку последовательности занятий, а создание модели, где взаимосвязаны различные уровни исследуемой проблемы (литературоведческий, культурологический, психологический и методический) и описаны содержание и методика изучения святочной прозы, обусловленные жанровой спецификой.

Выявление основных структурных и содержательных признаков исследуемого жанра определило центральный принцип анализа — рассмотрение текста в единстве формы и содержания. Реализацию такого подхода к анализу содержат работы М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского, О.Ю. Богдановой, А.Б. Есина, В.Г. Маранцмана, Г.Н. Ионина, Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Зинина, Н.Л. Лейдермана, Т.Г. Браже, А.В. Дановского, Г.И. Беленького, Н.А. Демидовой, Т.С. Зепаловой, В.Я. Коровиной, Т.А. Калгановой, М.Г. Качурина, И.С. Збарского, В.Ф. Чертова, Г.А. Обернихиной, И.А. Подругиной, З.Я. Рез и Др.

Культурологический аспект настоящего исследования определил один из центральных методических приемов модели изучения святочной прозы — интеграцию учебной информации. Привлечение сведений из национальной истории и культуры, знаний православных основ и в целом христианского учения способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения святочной тематики. Элементы интеграции в качестве обязательного компонента уроков предложенной модели создают базу для формирования целостной картины мира в сознании учащихся. Разрабатывая данный методический прием (интеграция учебной информации), мы опирались на работы ведущих методистов, посвященные этой проблеме: Е.Н. Колокольцева, В.Г. Маранцмана, М.Г. Качурина, А.В. Дановского, В.А. Доманского, С.А. Леонова, В.Н. Пименовой, И.А. Подругиной и др.

Создание модели изучения художественного произведения в аспекте жанра невозможно без учета возрастных и психологических особенностей учащихся. Именно они определяют следующий важный принцип разработанной учебной модели — поэтапное усвоение понятия. Внедрение созданной модели в школьную практику предполагает несколько этапов: формирование начальных представлений о святочной прозе (5-6 классы); развитие представлений о жанрово-содержательной природе святочного рассказа в 7-8 классах; систематизация знаний о специфике святочной прозы на уроках в 9-11 классах.

В основе выбора методов и приемов работы на каждом этапе — учет жанровой специфики святочной литературы и психологических возможностей школьников. Возрастными особенностями школьников обусловлена концентрированность произведений исследуемого жанра в 5-8 классах. Занимательность сюжета, счастливый финал, элементы фантастики, сказочности привлекут учащихся младшего подросткового возраста к святочной прозе. Заинтересованность, первый эмоциональный отклик — основа дальнейшей аналитической работы. В период нравственного самоопределения (7-8 классы) в центре внимания проблематика святочных рассказов. Задача обобщающего этапа — актуализация ранее полученных знаний, закрепление их путем перенесения на новый учебный материал.

На этапе формирования начальных представлений о святочной прозе (5-6 классы) ведущими становятся методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного произведения (центральный — метод творческого чтения). Главное условие эффективности процесса формирования представлений о том или ином жанре — эмоциональные переживания, связанные с работой воображения читателя и ассоциациями, возникающими при чтении и анализе литературного произведения. Поскольку характерными чертами святочного повествования являются особая тональность, оригинальная композиция и специфическое сюжетостроение, то принципиальное значение на уроке приобретают выразительное чтение и приемы активизации читательского воображения. Выразительное чтение святочного рассказа позволяет «прочувствовать» важные жанрообразующие признаки: пафос произведения, движение сюжета от безысходности и грусти к радости, счастливый финал. Разрабатывая данный прием применительно к изучению святочной прозы, мы опирались на работы М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Н.В. Колокольцева, З.Я. Рез, И.А. Кочергиной и др.

На уроках этапа формирования начальных представлений о жанре были использованы следующие приемы активизации читательского восприятия: временная актуализация занятий; нетрадиционные формы уроков (игровые, ролевые, интегрированные); оживление личных впечатлений учащихся о Рождестве, традициях празднования народных святок; выставка книг и периодических изданий, включающих произведения святочной тематики.

На этапе формирования начальных представлений о святочной прозе в аспекте жанра предпочтительней, на наш взгляд, индуктивный тип анализа (от частных наблюдений к общим выводам). Причем теоретические сведения о специфике анализируемого жанра обобщаются учащимися в импровизационно-игровой деятельности и закрепляются в дифференцированных творческих заданиях.

Развитие представлений о жанрово-содержательной природе святочной прозы продолжается на следующем этапе — в 7-8 классах. Центральными методами данного периода становятся эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. Обозначенные методы находят свое активное воплощение в приеме сравнения. Специфика этапа — расширение и углубление знаний жанровых особенностей святочной словесности путем обращения к лучшим образцам зарубежного рождественского рассказа.

Развитие представлений о жанрово-содержательной природе святочного рассказа в 7-8 классах

Следующая фаза обучающего эксперимента предполагала углубление первоначального эмоционального восприятия учащимися произведений обозначенного жанра, развитие представлений о специфике святочной прозы за счет обращения к лучшим образцам зарубежного рождественского рассказа, расширение круга тем, проблем, образов и мотивов, характерных для святочных текстов, в процессе их изучения, обозначение проблемы взаимодействия русской и зарубежной литературы, определение общей гуманистической направленности сопоставляемых произведений, формирование у школьников умения сравнивать произведения одного и разных жанров, выявлять в них общие и индивидуальные черты, видеть самобытность авторского идейно-художественного мира.

Работа по развитию представлений о жанрово-содержательной природе святочного рассказа в 7-8 классах базировалась на жанровые установки учащихся, полученные на первом этапе экспериментальной работы. Школьники прочувствовали эмоциональную доминанту произведений святочной тематики, познакомились с особенностями сюжетостроения рождественских рассказов, получили информацию об истоках жанра, связанную с народными, христианскими и светскими традициями. На данном этапе предстояло углубить их представления за счет усложнения материала.

При сохранении эмоциональной составляющей уроки по изучению святочной прозы в 7-8 классах отличались большей аналитичностью, чем занятия первого этапа эксперимента. Выбор текстов определил проблемный характер их изучения. Открытые финалы, нетрадиционное понимание рождественского чуда, наличие философского подтекста — специфические черты святочных произведений, предложенных нами для изучения в данной возрастной группе. Такая последовательность занятий разрушает представление школьников о святочном рассказе как о «легком», предсказуемом жанре, показывает его многоплановость и глубину.

Этап развития представлений о жанрово-содержательной природе святочного рассказа в 7-8 классах открыл урок изучения рассказа ОГенри «Дары волхвов» (7 класс). Предварительно ученики объединились в ролевые группы (творческую, «биографов», «актеров») и выполнили ряд заданий. Тема урока: «Истинные и ложные ценности (по рассказу О Генри «Дары волхвов»)».

В начале урока учитель представил тему и обозначил, на материале какого рассказа состоится столь интересный философский разговор. Понять художественное произведение без обращения к личности писателя невозможно: представители группы «биографов» познакомили семиклассников с интересными фактами из жизни ОТенри (особое внимание было уделено значению Рождества в судьбе американского писателя). Обозначим тезисы выступления учащихся:

«ОТенри — популярный американский писатель начала XX века, создатель множества юмористических рассказов о жизни обыкновенных людей (его настоящее имя — Уильям Сидней Портер). Многие факты биографии писателя покрыты тайной, так как он избегал популярности, пытался остаться в тени. О литературной карьере ОТенри не думал, работал аптекарем, затем бухгалтером в банке, был обвинен в растрате денег, бросился в бега, странствовал по Центральной и Южной Америке, вернулся к своей семье, переживавшей нелегкие времена, и попал в тюрьму. Находясь в тюрьме, желая достать деньги на рождественский подарок дочери, он пишет рассказ, подписывает его псевдонимом и отправляет в журнал. Рассказ печатают, это было рождением писателя-юмориста ОТенри».

Учитель обратил внимание на название рассказа — «Дары волхвов».

Учащиеся размышляли, чему может быть посвящено произведение с таким названием. Многие вспомнили сюжет из Нового Завета о Рождении Иисуса Христа. Учащиеся из творческой группы представили найденные ими иллюстрации этого сюжета (рисунки из детской Библии, православной энциклопедии, рождественские открытки) и напомнили о событиях, сопровождавших рождение Божественного Младенца.

Учитель рассказал учащимся, что обозначенный сюжет нашел свое воплощение не только в живописи, много поэтических строк посвящено этой теме. Представители творческой группы прочитали стихотворения А.А. Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой», В. Брюсова «Рождество Христово», Б. Пастернака «Рождественская звезда». Педагог предложил определить настроение услышанных произведений. Семиклассники смогли почувствовать торжественность интонации, убеждающую читателя в важности события, настроение удивления, искреннего трепета и величайшей радости перед чудом рождения Божественного Младенца.

Переходя непосредственно к рассказу ОТенри «Дары волхвов», учитель напомнил, что именно от волхвов пошел добрый обычай дарить друг другу подарки в Рождество, и нацелил семиклассников на восприятие святочного рассказа вопросом: «О каком рождественском чуде идет речь в повествовании?»

Ведущим приемом на этапе художественного восприятия было комментированное чтение. Фрагмент текста, описывающий обмен подарками, был инсценирован «актерами». С целью активизации мыслительной деятельности школьников чтение сопровождалось обсуждением вопросов:

Почему в начале рассказа так часто упоминаются денежные суммы?

Какие детали рассказа говорят о материальном достатке героев?

Какой смысл в описание сокровищ Деллы и Джима вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?

Почему Дела выбрала в качестве подарка именно такую цепочку для часов?

Прокомментируйте мысли автора: «Что больше — восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного» [26; с. 364].

Согласны ли вы с писателем, «что из всех дарителей эти двое были мудрейшими»? Почему?

После комментированного чтения рассказа учитель напомнил заданный предварительно вопрос: «О каком рождественском чуде идет речь в повествовании?» Школьникам было предложено вспомнить, с чем были связаны рождественские чудеса в уже известных святочных рассказах. Как правило, это коренные изменения в жизни героев. В рассказе О Генри «Дары волхвов» судьба героев остается неизменной. Школьники высказали мнения, можно ли считать финал произведения счастливым. Писатель по-своему представляет традиционный для текстов данного жанра мотив: рождественское чудо — это сила любви, способная к самопожертвованию, побеждающая бытовые сложности, серость обыденности. Герои доказали друг другу искренность чувств, они счастливы. Финал рассказа действительно светлый и глубоко поучительный, как это принято в текстах святочной прозы.

Похожие диссертации на Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5-11 классах