Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Перепелкина Лариса Петровна

Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе
<
Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Перепелкина Лариса Петровна. Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 152 c. РГБ ОД, 61:99-13/614-2

Содержание к диссертации

Введение

Теоретическое обоснование изучения разных жанров фольклора в средних классах общеобразовательных школ (5 класс )..

Психолого - педагогическое обоснование изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе

История изучения произведений фольклора в средней школе и современное состояние проблемы

Место фольклора в системе литературного образования (анализ программ по литературе 1950-1997 г.г.)

Изучение произведений разных фольклорных жанров в их взаимосвязи на уроках литературы в 5 классе как методическая проблема

Методическая модель изучения произведений '"малых жанров" устного народного творчества и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в 5 классе

Изучение загадок. Пути постижения их художественного своеобразия

Специфика изучения пословиц и поговорок на уроках литературы в 5 классе

Методика работы с народной драмой на уроках литературы и внеклассного чтения в 5 классе...

Введение к работе

Одна го целей литературного образования современной школы -приобщение учеников к искусству слова. Оно способствует воспитанию общей и читательской культуры, развитию коммуникативных умений школьников. Существенна в этой связи роль фольклора, знакомство с которым позволяет совершенствовать устную речь школьников, способствует глубокому освоению ими истоков родной культуры.

- педагогическое обоснование изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе

Целесообразность изучения произ»едеяии фольклора на уроках литературы в 5 классе определяется многими факторами. Знание психологических особенностей детей данного возраста ( 10- 11 ) лет, выявление их интересов, склонностей и способностей как читателей произведений художественной литературы является необходимым условием для решения поставленной проблемы.

В 5 классе учатся дети 10 -11 лет. Возрастная и педагогическая психология определяют период с 10 до 16 лет в развитии ребенка как подростковый, когда происходит переход от детства к взрослости. Развитие ребенка в рамках каждого возрастного периода неодинаково.

В подростковом возрасте нас интересует период " преимущественно плавного, часто незаметного игутреннего изменения ребенка", совер-шающегося путем незначительных " молекулярных " движений. Здесь на протяжении более или менее длительного срокам не происходит каких - либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка " (52, с. 117). Таким периодом и преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности" считается возраст 10-12 лет - младший подростковый возраст, когда подросток все - таки более ребенок, чем взрослый.

Подростковый возраст вообще и младший подростковый в частности, определяется как самый трудный с точки зрения организации с детьми учебно-воспитательного процесса и в то же время как исключительно важный в отношении их психологического и интеллектуального развития.

Л.С. Выготский определяет еще переходный ( подростковый ) возраст и "как возраст культурного развития". Подросток становится способным к более сложному , чем младший школьник, аналнтико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем его восприятия, оно становится последовательным и всесторонним. Однако глубина его зависит от степени интереса к воспринимаемому материалу. И отсюда - необходимость учета познавательного интереса школьника, его углубление и обогащение . Для познавательной деятельности подростков характерна избирательная готовность, повышенная восприимчивость ( сегоитивность ) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Как достоинство подросткового возраста нужно отметить то, что школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, возможность " добывать w знания, т.е. усваивать способы и приемы овладения ими. Однако это стремление подросткам (особенно пятиклассникам) трудно реализовать, так как они не владеют в должной степени способами выполнения новых форм учебной деятельности. Кроме того, в методах обучения, как правило , преобладает информативность, которая не позволяет вызвать у учащихся ощущение дефицита знаний, стремление разобраться в том, что еще не " досказано ", интерес к и собственному " дознанию ", к восполнению недостаточности познания.

Императивность требований учителя (" прочитай"," перескажи ", " выучи ", "составь план " и т.д. ) " без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов, без стимуляции их догадок и оценок не содействует формированию познавательной пытливости школьника, самостоятельности в учении, познавательного интереса А именно начало подросткового возраста, по мнению психологов (52, 98, 186), связывается с началом формирования такого уровня учебной деятельности, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, н даже новые области знаний.

История изучения произведений фольклора в средней школе и современное состояние проблемы

Методика изучения фольклора на всем протяжении истории дореволюционной, послереволюционной и современной школы дает возможность увидеть сложность проблемы и возможные пути ее решения.

Фольклор стал изучаться в школе в тот период, когда рядом с риторикой и пиитикой утверждалась история словесности. Утверждение это было длительным и трудным. Прогрессивные стороны школьной теории словесности и красноречия постепенно умирали; тем губительнее становился ее догматический дух. Это тхяятствовало на протяжении 30-х - 50-х годов (в период резкого возрастания общественного интереса к фольклору) осмыслению методики изучения фольклора как спедифнческой.

В середине ХГХ в. интерес к народному творчеству оказался связанным с важнейшими вопросами русской общественной жизни. Этому способствовали ход освободительной борьбы в России , демократизация русской школы под влиянием передовой общественной мысли; становление русской фольклористики как отрасли филологических знаний.

Методика изучения литературы складывалась в эти годы как целостная система и была занята решением таких стержневых вопросов, как соотношение филологии как науки и методики школьного изучения, назначение школьного курса литературы, его структура, т.п. Определенная позиция в вопросе о путях изучения народного творчества складывалась в зависимости от того, как осмыслялись и решались названные вопросы.

Немалое влияние на методические взгляды педагогов в этот период оказывали и такие факторы, как общественная ситуация и общее состояние научных знаний.

Революционная атмосфера в 60-е годы ХПС в. обострила внимание к положению народа, его духовным запросам. В революционно - демократических кругах фольклор осмыслялся как выражение народного самосознания, народного мироотношения. Б.Г .Белинский, НА Добролюбов, НГ. Чернышевский подчеркивали воспитательную ценность идеи приобщения молодежи к устному искусству народа

Благотворное воздействие передовой общественной мысли на школу сказалось в том, что фольклор рассматривался как важная часть курса литературы, способная пробудить гуманные чувства и общественную активность учащихся.

Один из передовых педагогов того времени В. П. Скопин рассматривал историю шггературы как историю нравственных идеалов общества. Поэтому ему представлялось очень важным, чтобы начало школьного курса обращало учащихся к народной поэзии, в которой "выразились первичные идеалы народа "(1Я с. 166).

Большинство методистов и учителей в изучении фольклора видели путь познания народного мироотношения. В. Я. Стоюнин отмечал :" В наше время особенно выявилось сознание в необходимости сблизиться с народом, откуда, конечно, вытекает первая потребность узнать этот народ" (169, с. 170).

Изучение загадок. Пути постижения их художественного своеобразия

Проблема изучения «малых жанров» фольклора постоянно находится в сфере внимания методики преподавания литературы. Она, с одной стороны, традиционно поскольку изучение фольклора издавна ведется в школьной практике обучения литературе. С другой, - является в некотором роде новой, поскольку меняются ее связи со всей системой работы по литературному образованию учащихся.

Один из вариантов программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой ( 1997 г. ), четко структурирует различные жанры фольклора. Эти изменения касаются как логики расположения материала, так и группировки различных жанров. Так, загадки, пословицы, поговорки, анекдоты программа объединяет в группу " Малых жанров фольклора ". Такой характер объединения материала, вне сомнения, призван глубже раскрыть специфику отдельных жанров устного народного творчества. Кроме того, подобное " гнездовое " расположение будет способствовать более четкой организации уроков литературы, обеспечивая возможность сопоставления произведений различных по своей жанровой специфике.

Такая группировка «малых жанров» осуществлена, как отмечалось выше, с учетом особенностей психологии младших подростков ( устная коммуникация, повышенная эмоциональность и т.д. ) н их речевой практики : еще с дошкольного периода штиклассники (неосознанно ) активно включают в свою речевую практику малые жанры фольклора : считалки, дразнилки, загадки, скороговорки и др.

Школьная программа предлжает для изучения следующие «малые жанры» устного народного творчества: загадки, половицы, поговорки, анекдоты.

Остановимся подробнее на жанре загадок, который , по нашему мнению, несет в большей степени фактор непреходящей новизны как для учеников (образная система, социальная природа ),так и для учителя ( в плане поиска методических решений изучения темы).

В истории словесности нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, стала объектом рассмотрения в процессе их обучения, но точно известно, то уже в XIX веке она параллельно бытовала в общении и взрослых, и детей, была введена в учебную литературу, что свидетельствовало о признании ее педагогической ценности и целесообразности.

Педагогическая ценность загадок в том, что они знакомят ребенка " с радостью мышления", расширяют представление о мире, направляя внимание на отдельные предметы и явления и их " выдающиеся " признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений признаков тех или иных предметов и явлений, повышают способность к образному мышлению, развивают воображение. Это, так сказать, педагогические интереса к загадкам. Но только их недостаточно, чтобы удержать загадки в устно - поэтическом репертуаре " детей.

На наш взгляд, решающую роль в поддержании интереса к данному жанру играют, с одной стороны, их занимательность, которая выражается в конкретности, доступности и красочности образов, звучности рифм, с другой, - стремление детей вступить в интересное, " соревновательное " общение, ", "испытать других в мудрости. Получить удовольствие превосходства над другими, менее умудренными, не столь опытными" (100, с. 32).

Похожие диссертации на Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе