Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Субботин Дмитрий Игоревич

Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы
<
Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Субботин Дмитрий Игоревич. Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 225 c. РГБ ОД, 61:05-13/637

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК 12

1.1. Литературоведение о поэтике прозы А.П. Чехова 12

1.2. Традиции изучения прозы А.П. Чехова в современной средней школе 41

1.3. Сопоставительный анализ текста рассказа А.П. Чехова и соответствующего фильма-экранизации как один из приемов изучения поэтики чеховской прозы 66

1.4. Возрастные особенности учащихся старших классов и специфика восприятия ими прозы А.П. Чехова и фильма-экранизации 87

ГЛАВА II: ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-Х КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ 113

2.1. Уровни постижения поэтики чеховской прозы с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10-м классе 113

2.2. Художественный мир ранней юмористики А.П. Чехова и постижение его характерных закономерностей с помощью кинематографических трактовок на уроках литературы в 10-м классе гуманитарного и негуманитарного профиля 119

2.3. Использование кинофрагментов из фильма-экранизации И. Хейфица «В городе С.» в процессе анализа рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в 10-х классах профильной школы 135

2.4. Изучение рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» в условиях взаимодействия литературы и кино в 10-м классе негуманитарного профиля 155

2.5. Использование фильма-экранизации в процессе изучения рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» на уроках литературы в 10-м классе гуманитарного профиля 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 215

БИБЛИОГРАФИЯ 217

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из актуальных вопросов отечественной методики преподавания литературы на сегодняшний день является вопрос об изучении поэтики художественного текста. В настоящее время обращение к такому виду деятельности учащихся на уроке литературы, как ознакомление с характерными особенностями поэтики того или иного писателя, рассматривается в качестве возможного варианта обновления и повышения качества литературного образования в современной школе. В связи с этим особую значимость приобретают исследования, в которых осуществлен поиск приемов и форм организации учебных занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего своеобразие поэтики художественного текста.

По нашему мнению, изучение в старших классах прозаических произведений А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок может стать одним из эффективных способов активизации восприятия и обогащения представлений учащихся о художественном мире писателя и своеобразии поэтики его рассказов. Это объясняется тем, что кинематографическое «прочтение» произведения литературной классики представляет собой не только попытку режиссера постичь объективный смысл, заложенный в литературной первооснове, но также является зрительно-динамическим истолкованием поэтики словесного текста, осуществлённым с помощью специфических изобразительно-выразительных средств киноязыка. Поэтому сопоставление эпического произведения и соответствующего фильма-экранизации дает возможность учащимся увидеть поэтику изучаемого рассказа «отраженной» в другом виде искусства, что способствует созданию условий для превращения анализа литературного первоисточника в творческий процесс. Вот почему авторы учебно-методических руководств [53; 107] рекомендуют словеснику на заключительном этапе изучения в старших классах монографической темы «Творчество А.П. Чехова» обращаться к сопоставительному анализу текста чеховского рассказа и соответствующей киноинсценировки как одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей формированию у школьников навыков самостоятельной исследовательской работы. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, конкретных методических рекомендаций, посвященных изучению прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, совсем немного [105; 145]. Авторы указанных работ прибегают к сопоставительному анализу текста чеховского рассказа и его экранизации исключительно в целях обобщения и систематизации представлений учащихся о проблематике и идейном содержании литературной первоосновы, вопросы поэтики чеховского текста в ходе подобного сопоставления ими не рассматриваются. Таким образом, нами отмечается противоречие между программно-методическими требованиями к обобщению и систематизации представлений учащихся об идейно-художественном своеобразии прозы А.П. Чехова в ходе сопоставительного анализа чеховского рассказа и его экранизации, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данной проблемы, с другой стороны. Все вышеуказанное определяет актуальность теоретического обоснования целей, методов и приемов изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, выявления возможностей, которые оно открывает для постижения поэтики чеховских рассказов, создания конкретных методических рекомендаций.

Воспользовавшись словами известного кинорежиссера М.И. Ромма, об А.П. Чехове можно было бы по праву сказать, что это один из тех великих писателей XIX века, которые «задолго до появления кино писали как превосходные кинематографисты», обладали «кинематографическим видением» [131, с. 274]. Такие особенности поэтики прозы А.П. Чехова, как сценарность повествования, контрастная смена изображений различной крупности, сюжетный параллелизм, «съемка с движения», свидетельствуют о кинематографичности мышления этого писателя, что объясняет, почему именно чеховские рассказы были выбраны нами для их изучения с использованием кинематографических трактовок на уроках литературы в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля. Суть нашей концепции заключается в следующем. На наш взгляд, сопоставительный анализ рассказа А.П. Чехова и его экранизации способствует тому, что учащиеся начинают не только глубже проникать в идейно-художественную структуру литературного первоисточника, но также самостоятельно находить в тексте литературной первоосновы кинематографические отрывки, как будто специально предназначенные для перенесения на экран. В результате этого происходит взаимообогащение читательской и зрительской культуры школьников: опыт кинозрителя начинает оказывать положительное влияние на динамику литературного развития десятиклассников, способствует формированию у них развитого воссоздающего воображения, навыков вдумчивого, внимательного чтения, появлению устойчивого познавательного интереса к творчеству А.П. Чехова в целом и к урокам литературы в частности.

Использование кинематографических трактовок в процессе работы над художественным текстом является не только ключом к постижению его поэтики, но и стимулом к личностному прочтению литературного первоисточника, способствует созданию каждым из учащихся своей собственной интерпретации прочитанного. Поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса об изучении прозы А.П. Чехова в условиях взаимодействия литературы и кино в 10-х классах профильной школы.

При формировании концепции исследования мы опирались на труды отечественных и зарубежных литературоведов Г.П. Бердникова, Н.Я. Берков-ского, Г.А. Вялого, П. Вайля, А. Гениса, В.В. Голубкова, М.П. Громова, А.Б. Есина, В.Б. Катаева, М.В. Кузнецовой, В.Я. Лакшина, В.Я. Линкова, З.С. Па-перного, Э.А. Полоцкой, Г.Н. Поспелова, В.М. Родионовой, М.Л. Семановой, И.Н. Сухих, В.И. Тюпы, А. П. Чудакова, Л.М. Цилевича, занимавшихся изучением прозы А.П. Чехова, выявлением ее идейно-художественных особенностей. Нами также учитывались методические работы В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, А.В. Дановского, Н.А. Демидовой, В.Г. Маранцмана, И.Ю. Бур-диной, Т.С. Веселовой, Н.Н. Ершова, М.Г. Качурина, А.А. Маныкиной, А.А.

Озеровой, М.Л. Семановой, Н.Ю. Тяпугиной, В.А. Шелепина, посвященные анализу рассказов А.П. Чехова, включенных в школьную программу по литературе для старших классов. В своем исследовании мы использовали научные наблюдения и выводы Г.Л. Ачкасовой, Л.М. Баженовой, Т.В. Казачко-вой, Т.К. Молчановой, СМ. Одинцовой, Ф.М. Пашнина, Л.П. Прессмана, В.М. Рудалева, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, Л.С Якушиной - авторов современных пособий и научно-методических материалов, в которых рассматриваются проблемы взаимодействия литературы и кино в учебно-воспитательном процессе. Важную роль в формировании концепции исследования сыграли труды О.Ю. Богдановой, Н.А. Демидовой, С.А. Зинина, А.К. Киселева, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Соболева и др., посвященные опыту сопоставительного изучения художественных произведений на уроках литературы в средней школе.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения поэтики прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения прозаических произведений А.П. Чехова на уроках литературы в 10-х классах профильной школы.

Предмет исследования - взаимодействие литературы и кино в процессе изучения прозы А.П. Чехова в 10-м классе гуманитарного и негуманитарного профиля.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: анализ рассказов А.П. Чехова в 10-х классах профильной школы будет эффективным и будет способствовать проникновению в идейно-художественную структуру чеховского произведения, осмыслению авторской концепции, выявлению отличительных особенностей поэтики писателя, если:

рассматривать рассказы А.П. Чехова, которые рекомендуются программой для текстуального изучения, не изолированно, а в контексте всей литературной деятельности писателя или определенного этапа его творческого пути;

учитывать возрастные особенности учащихся 10-х классов и специфику восприятия ими чеховской прозы;

осуществлять работу по выявлению идейно-художественного своеобразия рассказов А.П. Чехова на основе поисковой исследовательской деятельности учащихся, в частности в ходе сопоставительного анализа текста чеховского рассказа и его экранизации; использовать приемы сопоставительного анализа чеховского текста и его киноверсии, направленные на совершенствование интепрпре-тационных умений и навыков школьников. Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

Провести анализ знаний учащихся об идейно-художественном своеобразии прозы А.П. Чехова.

На основе данных современного литературоведения и методической науки, анализа накопленного педагогического опыта уточнить содержание и объем теоретико-литературных понятий, связанных с изучением прозы А.П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля.

Выявить особенности психологической организации читателя-юноши, выяснить специфику восприятия учащимися этого возраста прозы А.П. Чехова и фильма-экранизации.

Разработать методику изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, которая ориентировала бы учащихся в поэтике чеховских рассказов.

Конкретизировать содержание работы по изучению идейно-художественного своеобразия прозы А.П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля.

Проверить в экспериментальном исследовании эффективность предлагаемых методических рекомендаций.

Методологической основой исследования явились труды по психологии, дидактике, киноискусству, литературоведению, методике преподавания литературы, теории аудиовизуальной природы кинообраза и интерпретационных сопоставлений.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:

методы теоретического исследования - изучение и анализ литературоведческой, психологической, педагогической, киноведческой и методической литературы, школьных программ, учебных и методических пособий;

методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, беседа с учителями, проведение констатирующего и обучающего эксперимента, анализ письменных работ учащихся и результатов их устной деятельности, обобщение педагогического опыта.

Диссертационное исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы, изучались литературоведческие, киноведческие, психологические, методические труды по проблеме диссертации; проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты.

На втором этапе (2002-2003 гг.) происходила работа по подготовке программы обучающего эксперимента, проводился сам обучающий эксперимент, который осуществлялся в московских школах № 1185, 1203, 1247, 1259, 1277.

На третьем этапе (2004 г.) были проанализированы результаты контрольного эксперимента, подведены итоги работы, сформулированы выводы, определены возможные перспективы исследования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в следующем:

1) с опорой на литературоведческую, психологическую, киноведческую, методическую концепции теоретически обоснована и эксперименталь но проверена одна из возможных методик изучения прозы А.П. Чехова в условиях разноуровневого подхода к обучению в 10-х классах профильной школы, базирующаяся на взаимодействии литературы и кино в процессе анализа чеховского рассказа как важном условии постижения его поэтики;

установлено влияние особенностей поэтики чеховской прозы на восприятие ее читателями-десятиклассниками, определены характер и последовательность разбора текста рассказов А.П. Чехова в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля;

осуществлена работа по выявлению кинематографического потенциал, заложенного в прозе А.П. Чехова, обозначены пути его представления на уроках литературы, посвященных изучению монографической темы «Творчество А.П. Чехова» в 10-х классах профильной школы;

выявлены приемы сопоставительного анализа художественного текста и его кинематографической версии: предложенные приемы касаются текстуального рассмотрения рассказов А.П. Чехова в условиях взаимодействия литературы и кино, но могут быть использованы и при изучении произведений других писателей, кинематографический эквивалент которых имеется в распоряжении учителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлена методика изучения в старших классах прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок, ориентированная на проникновение в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, осмысление авторской концепции; предложенные методические рекомендации по анализу ранних юмористических произведений А.П. Чехова, а также рассказов «Ионыч», «Анна на шее», «Дама с собачкой» могут быть использованы в учебном процессе средней школы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, в работе на занятиях по дисциплинам методического цикла со студентами-филологами педагогических вузов.

Достоверность выводов подтверждается данными констатирующего и обучающего экспериментов, результаты которых оценивались на основе дан ных анкет, анализа письменных и устных ответов учащихся, их творческих работ. Всего в экспериментальной работе приняло участие около 400 учеников 10-11-х классов школ г. Москвы.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседании кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в ходе выступления на Голубковских чтениях (Москва, 2003, 2004 гг.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах №№ 1185, 1203, 1247, 1259, 1277 г. Москвы и получили положительную оценку.

На защиту выносятся следующие положения:

«Кинематографичность» стиля прозы А.П. Чехова диктует необходимость использования в процессе изучения рассказов данного писателя тех форм их методической интерпретации, которые были бы адекватны художественной структуре его произведений, то есть обращение к кинематографическим трактовкам.

Изучение прозы А.П. Чехова с помощью кинематографических трактовок способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, выявлению отличительных особенностей чеховской поэтики, что позволяет максимально повысить эффективность учебного процесса.

Использование кинематографических трактовок в процессе анализа произведений художественной литературы активизирует познавательную деятельность школьников, заставляет их соотносить «свое» и «чужое» прочтение авторского текста литературного первоисточника, приводит к созданию собственной интерпретации прочитанного, что обеспечивает динамику литературного развития старшеклассников, способствует совершенствованию их интерпретационных умений и навыков.

Структура и основное содержание работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется его гипотеза, определяются цель, задачи, методы исследования, обосновывается теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлено изучение прозы А.П. Чехова в литературоведении и методике преподавания литературы, содержится теоретико-методическая основа исследования и психолого-педагогическое обоснование эффективности предлагаемой методики, дается анализ констатирующего эксперимента.

Во второй главе раскрывается конкретное содержание методики изучения в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля рассказов А.П. Чехова «Ионыч», «Анна на шее», «Дама с собачкой» с использованием кинематографических трактовок, представлены материалы обучающего эксперимента и результаты контрольного.

В заключении содержатся основные обобщения и выводы данного диссертационного исследования, намечены перспективы дальнейшей работы. В списке использованной литературы указано 190 источников.

Литературоведение о поэтике прозы А.П. Чехова

Проза А.П. Чехова нашла глубокое и всестороннее освещение в трудах отечественных и зарубежных литературоведов. Вопросами изучения характерных особенностей поэтики прозаических произведений писателя занимались такие ученые, как Г.П. Бердников, Н.Я. Берковский, Г.А. Бялый, П. Вайль, А. Генис, В.В. Голубков, М.П. Громов, А.Б. Есин, В.Б. Катаев, М.В. Кузнецова, В.Я. Лакшин, В.Я. Линков, З.С. Паперный, Э.А. Полоцкая, Г.Н. Поспелов, В.М. Родионова, М.Л. Семанова, И.Н. Сухих, В.И. Тюпа, А. П. Чудаков, Л.М. Цилевич, Е.П. Червинскене. Среди литературоведческих трудов, посвященных изучению прозы А.П. Чехова, можно выделить следующие группы исследований:

- исследования, связанные с выявлением идейно-художественного своеобразия ранних юмористических произведений писателя [59; 62; 91; 148];

- работы, в которых рассматриваются особенности сюжета и компози

ции чеховских повестей и рассказов и в связи с этим выделяются те или иные

жанровые разновидности прозаических произведений писателя [10; 18; 26; 37; 50; 97; 99; 172];

- исследования, посвященные выявлению характерных особенностей повествовательной манеры А.П. Чехова, рассмотрению функций чеховских деталей [17; 66; 90; 181];

- исследования, целью которых является определение качественной специфики чеховского психологизма [40; 66; 180];

- исследования, авторы которых рассматривают идейные и нравственные искания чеховских героев, способы изображения человека в художественном мире писателя [68; 98; 130; 174];

- исследования, посвященные выявлению характерных особенностей хронотопа прозаических произведений А.П. Чехова [7; 27; 141].

В литературоведении сделаны следующие выводы относительно идейно-художественного своеобразия прозы А.П. Чехова первой половины 80-х годов. Исследователи единодушно отмечают тот факт, что в основе сюжета чеховских рассказов этого периода лежит событие, близкое к анекдоту. «Рассказы, написанные Антошей Чехонте, как будто вышли из анекдота и сохранили на себе печать его характерной структуры», - пишет литературовед З.С. Паперный [91, с. 263]. По мнению И.Н. Сухих, каждый из рассказов А.П. Чехова первой половины 80-х годов представляют собой не что иное, как развернутый, художественно обработанный анекдот [148, с.52]. Исследование М.В. Кузнецовой показало, что А.П. Чехова интересует не столько смешная ситуация сама по себе, сколько черты характера персонажа, в ней раскрывающиеся [62, с. 35]. Довольно часто для достижения этой цели, как отмечает И.Н. Сухих, А.П. Чехов прибегает к кумулятивному построению сюжета. «И таких сюжетов, строящихся на многократном повторении, варьировании одной и той же ситуации, завершающейся неожиданной концовкой, - полагает исследователь, - у Чехова 80-х годов множество. Это и комические «Смерть чиновника», «Налим», «Надлежащие меры», «Хамелеон», «Ну, публика!», и трагические «Тоска», «Актерская гибель»» [148, с. 67]. Однако, по мнению В.В. Голубкова, подавляющая часть рассказов А.П. Чехова первой половины 80-х годов представляет собой небольшие бытовые сценки, состоящие из одного эпизода. В них действуют 2-3 героя, между ними происходит развернутый, комически построенный диалог, и заканчиваются такие рассказы непременно новеллистической концовкой [26, с. 28]. «Комическая новелла» - такое жанровое определение дает исследователь Л.Е. Кройчик ранним юмористическим произведениям А.П. Чехова [59, с.74].

Вслед за М.В. Кузнецовой, среди рассказов А.П. Чехова первой половины 80-х годов можно выделить следующие идейно-тематические циклы:

1) Рассказы о чиновниках («Смерть чиновника» (1883), «Справка»

(1883), «Толстый и тонкий» (1883), «Альбом» (1884), «Двое в одном» (1883),

«Экзамен на чин» (1884), «Хамелеон» (1884), «Мелюзга» (1885) и др.);

2) Рассказы о семье («Живой товар» (1882), «Герой-барыня» (1883), «В море» 1883), «Клевета» (1883), «Брак по расчету» (1884), «Месть женщины» (1884), «Последняя могиканша» (1885), «Отец семейства» (1885), «Живая хронология» (1885) и др.);

3) Рассказы о современном писателю молодом поколении («Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» (1880), «Перед свадьбой» (1880), «Пропащее дело» (1882), «Который из трех» (1882), «Дочь коммерции советника» (1883) и др.).

Отличительную особенность рассказов первой группы М.В. Кузнецова видит в «умении автора показать гражданское и «служебное» лицо героев через эпизоды их быта, заставить читателя представить чиновного героя на службе, непосредственно этой службы не изображая» [62, с. 13]. Иначе говоря, чиновничья деятельность как таковая в большинстве произведений первой группы (за исключением рассказов «Справка», «Хамелеон») не описывается. Однако бытовые эпизоды, в которых действуют герои-чиновники, подобраны писателем таким образом, что позволяют полнее всего раскрыться каким-то индивидуальным чертам их характеров, а указание на чин персонажа дает возможность читателю представить, каким образом герой исполняет свои служебные обязанности.

Традиции изучения прозы А.П. Чехова в современной средней школе

Особым этапом нашего исследования стало рассмотрение учебных планов, пособий, программных и методических материалов российской школы XX века, связанных с изучением прозаических произведений А.П. Чехова. Анализ данного материала помог обобщить накопленные отечественной школой традиции и опыт в изучении монографической темы «Творчество А.П. Чехова», которые были учтены нами в ходе планирования обучающего эксперимента.

Рассмотрение учебно-программного материала показало, что содержание, объем и количество часов, отводимое на изучение прозаических произведений А.П. Чехова, постоянно менялось. При этом изменения касались как содержательной стороны (пересмотр рассматриваемых произведений А.П. Чехова в составе содержания программы), так и формальной (варьирование количества отводимого времени на изучение чеховской прозы, формулировки раздела, в состав которого входили рассказы писателя, изменение типа текстового рассмотрения прозаических произведений А.П. Чехова: в ходе обзорной лекции учителя, в процессе внеклассного чтения, детальной проработки текста в классе).

Остановимся подробнее на вопросе о месте рассказов и повестей А.П. Чехова в учебных программах XX века.

Прозаические произведения А.П. Чехова уже в начале XX века стали включаться в программы словесности и гимназические хрестоматии, причем рассказы писателя главным образом изучались в младших и средних классах. Так, в «Программе словесности», составленной в 1905 году К.П. Петровым [94], в разделе «Современная беллетристика» впервые в практике отечественного преподавания литературы учителю предлагается обратиться к рассмотрению в классе некоторых рассказов А.П. Чехова (названия рассказов не указаны, их выбор предоставляется самому словеснику). Отрывок из чеховской повести «Дуэль» и рассказ «Учитель» используются в качестве примеров, иллюстрирующих теоретико-литературные понятия (рассуждение, объективное повествование, обстановка как средство характеристики героя) в пособии А.Г. Шалыгина «Теория словесности и хрестоматия для средних классов» (1908). Излагая теоретические основы книжной словесности, автор пособия особо подчеркивает новаторство А.П. Чехова в изображении психологического состояния героя [182, с. 166]. Несколько рассказов А.П. Чехова помещаются в «Библиотеке для классной и внеклассной работы» (1914 -1917), издаваемой для школьников под редакцией П.Н. Сакулина [13], и рекомендуются для внеклассного чтения и литературных бесед. Это рассказы «Ванька», «Детвора», «Святой ночью». В примерные списки литературных произведений для пропедевтического курса литературы («имманентное чтение») программы 1915 года [76] включены рассказы А.П. Чехова «Мальчики», «На страстной неделе», «Ванька», «Каштанка» (для учеников младшего возраста), а также «Мороз», «Учитель», «Художество», «Рассказ старшего садовника», «Святой ночью» (для учащихся среднего звена). Согласно указаниям, имеющимся в объяснительной записке к программе, чтение и разбор этих произведений предполагают твердое усвоение учащимися их «содержания, литературной организации и языка. Ученик должен уметь пересказать или изложить письменно то, что ему известно о произведении» [76, с. 43]. Кроме того, авторы программы в список произведений для внеклассного чтения, рекомендуемый для учеников IV класса, помещают чеховский рассказ «Студент».

В 20-30-е годы XX века происходит обновление и тщательная переработка программного материала, связанного с изучением прозы А.П. Чехова в средней школе. Чеховские рассказы перестают изучаться исключительно в младших и средних классах, начинают активно включаться в историко-литературный курс старшей школы.

В «Примерной программе по литературе для школ II ступени», вышедшей в 1921 году [106], раздел «Исторический обзор русской литературы» представлен следующими произведениями писателя: «Степь», «Мужики».

Историческому изучению предшествует курс литературного чтения, для которого предлагаются четыре списка произведений на выбор.

Автор первого списка, как видно из объяснительной записки к нему, пытается «учесть преобладающие интересы учащихся разных возрастных групп и те запросы, которые могут быть предъявлены ими к художественной литературе» [106, с. 12]. Так, предлагая для изучения 14-15-летним подросткам рассказ А.П. Чехова «Студент», составитель списка аргументирует это тем, что данный возраст характеризуется «пробуждением сантиментального и романтического чувства, первой рефлексией на жизненные явления (еще не рассудочной, а скорее эмоциональной), появлением некоторой неудовлетворенности окружающим и порывами к иной жизни» [106, с. 13]. Вот почему учащимся этого возраста, считает автор-составитель, «могут быть предложены повести, изображающие юношескую психологию, и образы героев, алчущих правды, но по-разному ищущих ее» [106, с. 13].

Ученикам следующей возрастной группы автор первого списка «в соответствии с их возрастающим интересом к реальной жизни» рекомендует чтение «произведений, описывающих разные классы и группы русского общества в предреволюционное время» [106, с. 13]. Значительную часть произведений этого раздела составляют повести и рассказы А.П. Чехова. Из творческого наследия писателя в рубрику «Крестьянство» входит повесть «Мужики», в «Буржуазию» - рассказ «Случай из практики». Другие рубрики раздела - «Помещики», «Духовенство», «Интеллигенция», «Интеллигенция и народ» - представлены рассказами «В родном углу», «Архиерей», «Ионыч», «Новая дача» соответственно.

Уровни постижения поэтики чеховской прозы с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10-м классе

Обучающий эксперимент имел своей целью формирование у учащихся 10-х классов средней школы (базовый и профильный уровни изучения литературы) представлений об идейно-художественном своеобразии рассказов А.П. Чехова. В его основе лежала методика изучения особенностей поэтики чеховской прозы с использованием кинематографических трактовок, созданная с учётом возрастных особенностей учащихся, данных констатирующего эксперимента и психолого-педагогических основ восприятия старшеклассниками аудиовизуального ряда, а также анализа традиций российской школы по изучению творческого наследия А.П. Чехова. Важность разработки обучающего эксперимента обосновывалась необходимостью рассмотрения путей формирования у учащихся 10-х классов гуманитарного и негуманитарного профиля представлений об идейно-художественном своеобразии прозы А.П. Чехова, их методическим оформлением и включением в работу учителя.

Изучения монографической темы «Творчество А.П. Чехова» в 10-х классах гуманитарного и негуманитарного профиля предполагало постепенное знакомство учащихся с характерными особенностями поэтики чеховских рассказов, расширение от урока к уроку теоретико-литературоведческой базы школьников, усложнение рассматриваемого материала, обобщение и систематизацию изученного в ходе сопоставительного анализа текста чеховского рассказа и его киноинсценировки.

В зависимости от уровня изучения монографической темы «Творчество А.П. Чехова» (базовый или профильный) в каждом из классов, принимавших участие в обучающем эксперименте, наблюдалось различие в определении круга основных и второстепенных литературоведческих категорий и терминов, с помощью которых давалась характеристика идейно-художественного своеобразия чеховской прозы.

Обогащение теоретико-литературоведческого инструментария учащихся 10-х классов негуманитарного профиля происходило за счет знакомства школьников со следующим кругом базисных теоретико-литературных понятий, связанных с характеристикой стилевой манеры А.П. Чехова в поздний период его творчества: изображение действительности через конкретное воспринимающее сознание, объективное повествование с установкой на несобственно-прямую речь, лаконизм писателя, косвенное выражение авторской позиции, иронический подтекст, «мимический» психологизм, наличие ряда параллельных, но контрастных сюжетных ситуаций, эмоционально-смысловая перекличка художественных деталей, совмещенность экспозиции с завязкой, открытый финал. Кроме того, в ознакомительном плане школьникам давалось представление о таких особенностях поэтики прозы А.П. Чехова, как «сюжет прозрения», романное содержание рассказов, портрет-впечатление. Эти особенности чеховской поэтики выявлялись в ходе текстуального рассмотрения одного из рассказов писателя и в дальнейшем не закреплялись в процессе анализа других его прозаических произведений.

Похожие диссертации на Методика изучения прозы А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы