Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методические основы изучения творчества М.А.Булгакова в школе.
1. Творчество М.А.Булгакова в отечественном литературоведении и критике 10
2. Произведения М.А.Булгакова в методической литературе 29
3. Изучение творчества писателя во взаимосвязи с родной литературой и культурой как важный фактор духовного развития якутских школьников 38
4Организация учебной деятельности учащихся в процессе анализа произведений М.А.Булгакова в якутской школе 64
Глава II. Методика изучения творчества М.А.Булгакова в старших классах якутской школы (материалы эксперимента).
2.1. Уроки внеклассного чтения по изучению творчества М.А.Булгакова в 9-11 классах 79
2.1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе анализа рассказа «Полотенце с петухом» в 9 классе 82
2.1.2. Организация поисково-исследовательской работы при изучении повести «Собачье сердце» в 10 классе 89
2.1.3. Формирование у школьников исследовательских навыков в ходе анализа романа «Белая гвардия» в 11 классе 106
2.2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся в процессе изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе 123
2.3. Обобщение данных опытно-экспериментального обучения в старших классах якутской школы 157
Заключение 164
Библиография 169
- Творчество М.А.Булгакова в отечественном литературоведении и критике
- Произведения М.А.Булгакова в методической литературе
- Уроки внеклассного чтения по изучению творчества М.А.Булгакова в 9-11 классах
Введение к работе
Актуальность исследования определяется тем, что в период вхождения российского образования в мировое образовательное пространство перед учителями-словесниками и методистами возникают сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Обновление содержания литературного образования требует включения в учебные программы произведений, ставших достоянием отечественной и мировой культуры XX века, и предполагает их методическое раскрытие. Обращение к жизни и творческой деятельности этих писателей способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Одним из ярких и талантливых писателей XX века был Михаил Афанасьевич Булгаков, творчество которого представляет собой уникальный мир, требующий глубокого осмысления.
Произведениям писателя посвящено немало трудов отечественных литературоведов (В.М.Акимов, В.Г.Боборыкин, В.В.Бузник, И.Ф.Бэлза, В.А.Гудакова, В.Я.Лакшин, Т.А.Лесскис, В.И.Немцев, В.В.Петелин, М.О.Чудакова, Е.А.Яблоков, Л.М.Яновская и др.). Сложность писательской судьбы М.А.Булгакова, многолетний «запрет» на его творчество стали причиной того, что большинство исследований о нем появились только в 80-90-х годах XX столетия.
Проблема изучения произведений писателя нашла отражение в работах методистов О.Ю.Богдановой, И.В.Великановой, Е.В.Карсаловой, А.К.Киселева, В.П.Крючкова, Н.И.Ласкиной, М.Я.Нянковского, Т.В.Рыжковой, Н.П.Ягуповой и др. Методисты и учителя-словесники отмечают трудность изучения творчества М.А.Булгакова в школе, которая, в первую очередь, объясняется своеобразием художественного мира писателя, но в то же время подчеркивают, что его произведения вызывают у учащихся живой интерес, рождают у них потребность возвращаться к текстам, размышлять над ними в поисках истины, создают условия для активизации мыслительной и творческой деятельности и, таким образом, воспитывают вдумчивого и отзывчивого читателя. Если проблема изучения творчества М.А.Булгакова в русской школе получила определенное освещение, то в национальной, в частности, якутской школе она фактически не разработана. Между тем, как показывают исследования А.Д.Жижиной, Д.А.Клумбите, З.С.Смелковой, Л.В.Тодорова, М.В.Черкезовой и др., нерусские учащиеся, воспитанные на традициях родной культуры (в том числе литературы), труднее воспринимают художественную систему русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому методисты подчеркивают необходимость учета особенностей восприятия нерусскими учащимися произведений русской литературы в процессе их преподавания в национальной школе. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах якутских исследователей У.А.Винокуровой, Д.А.Данилова, А.Г.Новикова, А.П.Оконешниковой, С.М.Петровой, И.С.Портнягина и др. Истории русско-якутских литературных связей посвящены работы З.К.Башариной, А.А.Бурцева, И.С.Емельянова, Н.П.Канаева, М.Г.Михайловой, П.В.Сивцевой и др.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что изучение произведений русских писателей, в том числе М.А.Булгакова, в якутской школе связано с этнопсихологическими особенностями восприятия, осмысления учащимися-якутами русской литературы, пониманием взаиморазвивающей связи культур и позитивной роли межлитературных контактов. Все это привело нас к мысли о необходимости разработать особую методику изучения наследия М.А.Булгакова в якутской школе, в которой большое внимание было бы уделено внедрению в учебный процесс новых активных методов и приемов обучения, способствующих целостному восприятию его своеобразного художественного мира, воспитанию духовно- нравственных качеств личности. Этим обусловлены выбор темы и актуальность нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику изучения творчества М.А.Булгакова, учитывающую особенности его восприятия учащимися старших классов якутской школы.
Объект исследования - процесс преподавания русской литературы в старших классах якутской школы.
Предмет исследования - изучение творчества М.А.Булгакова в 9-11 классах с использованием новых активных методов и приемов работы.
Гипотеза исследования. Глубокое понимание художественного мира М.А.Булгакова старшеклассниками якутской школы возможно при условии:
учета возрастных, психологических и, главное, национально обусловленных особенностей восприятия его творчества якутскими учащимися;
- выявления идейно-художественных и ассоциативных взаимосвязей творчества М.А.Булгакова с якутской культурой и литературой;
- внедрения в учебный процесс при изучении творчества писателя активных методов и приемов работы, учитывающих жанровые и стилистические особенности произведений писателя;
- введения элементов поисково-исследовательской деятельности в учебно- воспитательный процесс.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
- провести анализ литературоведческой и методической литературы, посвященной творчеству писателя и изучению его произведений в общеобразовательной школе;
- выявить специфику восприятия школьниками-якутами произведений М.А.Булгакова;
- определить критерии отбора произведений М.А.Булгакова для их системного изучения в старших классах якутской школы и во внеклассной работе с учетом жанровых особенностей произведений писателя и специфики их восприятия учащимися-якутами;
- разработать методику изучения творчества М.А.Булгакова, включающую использование активных методов и приемов работы, усиливающих познавательную деятельность учащихся, обеспечивающих эффективность усвоения ими учебного материала, а также приемов, реализующих взаимосвязь изучаемого материала русской литературы с родной;
- экспериментально проверить предложенную методику в старших якутских классах школы-гимназии № 26 г. Якутска.
Методологической основой исследования являются основные положения философии, психологии, педагогики, отражающие современные представления о сущности и существовании человека, формах и механизмах его субъективной активности, концепции личностно-ориентированного подхода (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Д.А.Данилов, Н.И.Жинкин и др.), взаимообусловленности, развитии и целостности явлений и процессов (М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман и др.), современные исследования по проблемам специфики литературы как словесного искусства (Г.И.Беленький, Н.В.Беляева и др.), по методике преподавания русской литературы в национальной школе (А.Д.Жижина, Д.А.Клумбите, С.М.Петрова, З.С.Смелкова, Л.В.Тодоров, М.В.Черкезова и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования.
Методы исследования:
теоретический (изучение философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы);
- социологический (наблюдения за современным состоянием преподавания творчества М.А.Булгакова в якутской школе, изучение педагогического опыта учителей-практиков, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, анализ действующих программ и учебно-методической литературы);
- экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента в Верхневилюйской средней школе №1 Верхневилюйского улуса, в школе-гимназии №26 г. Якутска);
- статистический (обобщение экспериментальных данных).
Экспериментальная база исследования: Верхневилюйская средняя школа № 1 Верхневилюйского улуса, школа-гимназия № 26 г.Якутска. Этапы исследования:
I этап (1998-1999 г.г.) - изучение литературы по проблеме диссертации; определение целей, задач, гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента среди учащихся и учителей якутских классов Верхневилюйской средней школы № 1 Верхневилюйского улуса и школы- гимназии № 26 г. Якутска для выявления состояния изучения творчества М.А.Булгакова в национальной (якутской) школе; обобщение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
II этап (1999-2000 г.г.) - разработка методических рекомендаций и проведение обучающего эксперимента с целью выявить эффективность предложенной методики, степень активизации познавательных способностей старшеклассников на уроках литературы при системном изучении творчества М.А.Булгакова; анализ предварительных результатов обучающего эксперимента; корректировка содержания эксперимента.
III этап (2000-2003 г.г.) -уточнение и корректировка отдельных методических рекомендаций; проверка эффективности разработанной нами методики системного изучения творчества М.А.Булгакова в 9-11 классах якутской школы во взаимосвязи с родной литературой и с использованием на уроках активных методов и приемов работы, элементов творческих и поисково-исследовательских приемов обучения; расширение обучающего эксперимента в школе-гимназии №26 г. Якутска; обобщение и подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования : - предложена теоретически обоснованная методика изучения творчества М.А.Булгакова в старших классах якутской школы, внедряющая в учебный процесс новые активные методы и формы работы, учитывающая жанровое своеобразие произведений писателя и особенности восприятия его творчества учащимися-якутами;
реализована идея взаимосвязанного изучения произведений М.А.Булгакова с произведениями якутской литературы;
- разработаны и апробированы на практике элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся старших классов, учитывающие специфику творчества М.А.Булгакова и опирающиеся на опыт читательской деятельности учащихся-якутов.
Практическая значимость исследования заключается в
экспериментальной проверке и внедрении в практику разработанной методики изучения творчества М.А.Булгакова в старших классах якутской школы, способствующей развитию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в якутской школе учителями-словесниками, методистами, студентами-филологами при подготовке к урокам, составлении различных видов заданий для классной и внеклассной работы, повышающих интерес к произведениям М.А.Булгакова.
Достоверность и надежность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, результатами опытно-экспериментальной работы, внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой учителями республики, принимавшими участие в эксперименте (Г.М.Амвросьева, Т.С.Андреева, М.П.Босикова, Л.Г.Бысыина, С.Г.Егорова, Л.А.Морук, С.И.Протодьяконова, Т.В.Ченохова и др.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Системное изучение творчества М.А.Булгакова в старших классах якутской школы с использованием активных методов и приемов работы способствует целостному восприятию учащимися художественного мира писателя, развивает их творческие и интеллектуальные возможности.
2. Анализ произведений писателя в их жанровой специфике углубляет понимание старшеклассниками природы искусства слова, развивает аналитическое мышление, совершенствует речевую культуру.
3. Изучение творчества М.А.Булгакова в старших классах якутской школы во взаимосвязи с родной литературой и культурой повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, помогает находить в произведениях русской и родной литератур общее и национально специфическое, развивает творческое и исследовательское мышление.
Апробация материалов исследования осуществлялась на республиканских, городских научно-практических конференциях (Якутск, 2000г., 2002 г., 2003г.); на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ИПКРО (Якутск, 1998-2001г.г.); на республиканском авторском семинаре д.п.н., профессора ЯГУ Петровой СМ. «Актуальные проблемы современного литературного образования в якутской школе» для учителей-словесников школ Республики Саха (Якутия) (2000-2002г.г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Творчество М.А.Булгакова в отечественном литературоведении и критике
Научный и читательский интерес к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова (1891- 1940) возник в конце 1960-х годов. Долгое время Булгаков воспринимался как автор нашумевших пьес («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»), как остроумный сатирик и талантливый бытописатель, о чьих фельетонах и повестях, впрочем, в прессе отзывались как о «вагонном чтении». Читатели 1960-х, напротив, знакомились сразу не только с первым романом писателя «Белая гвардия», полностью напечатанным только в 1966 году, но и увидевшим свет вслед за ним итоговым произведением, романом «Мастер и Маргарита», оставшимся современникам М.Булгакова неизвестным. Когда в 1966-1967 г. в журнале «Москва» появился роман «Мастер и Маргарита», впечатление было ошеломляющим. Всплыло из небытия никому не ведомое, таинственное, совершенно новое - как показалось большинству - литературное имя.
Ныне напечатаны и опальные пьесы, и запрещенное «Собачье сердце», а общий тираж романа «Мастер и Маргарита» и подсчитать трудно. К нам вернулся гениальный романист мирового масштаба, романтик и философ, моралист и социальный провидец. Некоторые произведения писателя, в частности, романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повесть «Собачье сердце» включены в школьную программу по русской литературе.
Изучение творчества М.А.Булгакова в школе определяется рядом факторов. Один из них - насколько глубоко и полно оно исследовано в литературоведении и критике, т.к. школьный анализ художественного произведения опирается на анализ литературоведческий, выбирает из него наиболее существенное, «самые показательные, откровенные по своей идейно-художественной значимости элементы, ведущие к общему представлению о произведении» [104,с.21]. С этой целью мы изучили литературоведческие и критические статьи о творчестве писателя, в частности, о романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце». В исследованиях таких ученых, как В.М.Акимов, В.Г.Боборыкин, В.В.Бузник, И-Ф.Бэлза, В.В.Гудакова, В.Я.Лакшин, Т.А.Лесскис, В.И.Немцев, В.В.Петелин,, М.О.Чудакова, Е.А.Яблоков, Л.М.Яновская и др., научно и глубоко раскрывается специфика произведений автора, художественное своеобразие его книг, характерные особенности творческого метода и мышления писателя, формы и поэтические приемы их реализации.
Последние десятилетия принесли яркие, разнообразные, спорные, а иногда взаимоисключающие истолкования произведений Булгакова. Ореол и притягательность личности писателя бесспорны - дискуссионна идеологическая направленность. До сих пор остается не опровергнутым мнение о «нечеткости и незрелости мировоззрения» Булгакова 20-х годов. Речь идет о таких произведениях, как «Белая гвардия» (1923-1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце»( 1925),«Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926, 1935), «Бег» (1928). Между тем писатель рано показал способность сохранять единое мироотношение не только в пределах одного, пусть и небольшого произведения, но и в группе произведений, связанных тематически и хронологически. Например, все перечисленные вещи объединяет тема интеллигенции и революции, тема вины и ответственности за происходящее.
Повесть «Собачье сердце» стала этапной в творческой эволюции Булгакова. К сожалению, автор не увидел ее напечатанной. О важности для писателя этого произведения свидетельствует тот факт, что он добивался возвращения арестованной рукописи наряду с личными дневниками. «Собачьим сердцем» завершился цикл сатирических повестей и рассказов Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Похождения Чичикова» и др.). Больше он ни тех, ни других не писал. Завершился процесс перехода М.А.Булгакова от фельетонистики к «высокому творчеству» [138, с. 132].
Литературоведческих работ о повести «Собачьем сердце» немного. Написанная в 1925 году, в России она была впервые опубликована только в 1987 году. Статьи, посвященные повести «Собачье сердце», отличаются разнообразием мнений и, в целом, не дают общего представления о произведении, об авторской концепции, лежащей в основе произведения. Так, В.Сахаров выдвигает тезис о сатирическом разоблачении в «Собачьем сердце «чистой, лишенной этического начала, науки и ее самодовольных жрецов, воображающих себя творцами новой жизни» [140,с.130]. В.Я.Лакшин основную тему повести трактует узко, обозначая ее как «ответственность науки (и шире — теории) перед живой жизнью» [81,с. 18-19]. А.Зеркалов считает, что в центре повести - проблема отношений «между старой интеллигенцией и нечистой пеной, всплывающей на волне великой революции» [45,с.24]. К мнению А.Зеркалова близок М.Золотоносов, который основной в повести выдвигает проблему «отношений между новой властью и старой интеллигенцией» [46,с.164]. Как считает Н. Сергованцев, сложность времени определила две главные линии повести - «нравственную и социально-философскую». Всю структуру повести, как полагает критик, определяет вторая линия, ведущая читателя к мысли о том, что «не революция с ее непредсказуемыми взрывами и поворотами, а великая неостановимая эволюция - вот что действительно согласно естеству, природному и человеческому» [142,с. 272].
Произведения М.А.Булгакова в методической литературе
Анализ литературоведческих и критических работ о произведениях М.А.Булгакова показывает, что исследователи оценивают его творчество неоднозначно. Но одно неоспоримо - к нам вернулся гениальный писатель, которому в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы и потому ныне его творчество получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей и мировой культуры.
Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря на уроках литературы о произведениях, созданных в 20-30-е годы, учитель не может обойтись без «Собачьего сердца», «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты». Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его произведений, в первую очередь школьникам, еще предстоит открыть новые ценности, таящиеся в глубинах творений писателя.
Если литературоведческих работ о произведениях Булгакова много, то, к сожалению, нельзя то же самое сказать о методической литературе, посвященной творчеству писателя. В школе писателя стали изучать сравнительно недавно. Методисты и учителя-словесники обратились к Булгакову впервые в начале 90-х годов, после опубликования в журнале «Литература в школе» (1991, №4) программы по литературе для средней общеобразовательной школы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. В данной программе впервые названы для обзорного изучения в 11 классе произведения М.А.Булгакова «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя). В этой же программе для самостоятельного чтения были рекомендованы «Белая гвардия», «Бег», «Кабала святош», «Зойкина квартира», «Театральный роман», «Записки на манжетах».
Анализ исследований, посвященных творчеству Булгакова (с 1991 по 2002 год), показывает, что в методической литературе наибольшее внимание уделяется изучению романа «Мастер и Маргарита» (А.К.Киселев, В.Г.Боборыкин, Е.В.Карсалова, Н.П.Ягупов, В.П.Крючков). Роману «Белая гвардия» посвятили свои работы В.Я.Лакшин, Н.П.Ягупова, О.Ю.Богданова, В.В.Бузник. В методическом аспекте повесть «Собачье сердце» осветили И.В.Великанова и Т.В.Рыжкова.
В 1991 году впервые вышла монографическая работа В.Г.Боборыкина «Михаил Булгаков», адресованная учащимся и учителям [15]. В этой книге рассказывается о сложной судьбе писателя, о его литературной деятельности. Автор анализирует романы, повести, пьесы М.Булгакова («Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита»). В заключительных главах речь идет о значении творчества Булгакова для наших дней, для современной литературы. Создавая свою книгу, автор свою главную задачу видел не в том, как он сам говорит, чтобы навязать читателю свой взгляд на жизнь и творчество писателя, а в том, чтобы ввести его в этот мир, как можно чаще предоставляя слово самому Булгакову или тем, кто в разное время был рядом с ним [15,с.4]. Большой интерес представляет система уроков учителя-методиста В.Л.Устинович по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1998 году увидела свет книга М. Бабанского «Как читать художественную литературу», где есть методические статьи с заданиями по изучению романа Булгакова «Мастер и Маргарита» [9]. В книге «Развитие духовных потребностей на уроках - ситуациях по литературе XX века» Г.И.Кузнецова обращается к повести Булгакова «Собачье сердце» и его первому роману «Белая гвардия» [74]. Книга Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову» включает в себе анализ художественного мира М.А.Булгакова и дает методику изучения повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита» [138]. Из методических новинок можно отдельно назвать книгу «Русская литература 20 века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя» под редакцией В.В.Агеносова (2001г.) и «Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя» под редакцией В.П.Журавлева (2002г.). В этих последних методических книгах даны системы уроков по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», разработанные М.А.Нянковским и Н.И.Ласкиной. Большинство статей и уроков посвящено, в первую очередь, роману «Мастер и Маргарита». Сравнительно мало работ по повести «Собачье сердце», и только в последние годы началось изучение романа «Белая гвардия».
Уроки внеклассного чтения по изучению творчества М.А.Булгакова в 9-11 классах
На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы, наличие интересного методического опыта, уже освещенного в печати. Но определяющим является или должно быть влияние самого произведения. Дело в том, что каждое произведение «само учит себя читать». Задача учителя - уловить «сигналы», которые произведение посылает читателю - своим названием, обозначением родовидовой природы, своеобразием стиля и т.д. Писатель не только рассчитывает на умного читателя, но воспитывает его, ведет незаметно и ненавязчиво «подсказывая», на что надо пристально посмотреть, над чем задуматься, что с чем сопоставить, к какому впечатлению вернуться. Значит, надо постараться «услышать писателя».
Творчество Булгакова в этом плане представляет собой уникальный мир, понять который можно, только исследуя его. Каждый читатель видит и понимает его произведения по-своему, поэтому учитель не должен ставить перед собой и школьниками невыполнимую задачу - постичь мир Булгакова во всей его сложности и глубине. Но даже в объеме часов, отведенном программой на изучение творчества писателя, мы должны услышать «сигналы», посылаемые нам его произведениями, тем более, что они представляют собой благодатное поле для поисковой работы, т.е. мы обязаны максимально использовать возможности творений Булгакова для развития исследовательских навыков учащихся.
Рассмотрим это на примере анализа рассказа «Полотенце с петухом». Мы предлагаем изучить его в 9 классе на уроке внеклассного чтения по литературе XX века. Выбор данного произведения мы объясняем тем, что 9 класс является завершающим этапом систематического литературного образования и интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, готовит к изучению историко-литературного курса. В программе по литературе учебной целью конкретно называется интерпретация текста. Медицинская тема рассказа помогает наметить перспективу развития темы исцеления и целителей (врачей): это Алексей Турбин в романе «Белая гвардия», профессор Преображенский и доктор Борменталь в повести «Собачье сердце», Стравинский в романе «Мастер и Маргарита». Именно в этом рассказе впервые наметилась и тема Мастера, впоследствии ставшая главной в романе «Мастер и Маргарита». Недаром повторяющееся имя Леопольда Леопольдовича вызывает ассоциации с повторяющимся именем Филиппа Филипповича, тоже мастера своего дела. Свет и тьма, жизнь и смерть, положенные в основу рассказа, станут для писателя на всем протяжении его творчества устойчивыми категориями. В рассказе можно заметить и отдельные художественные детали - параллели: например, абажур, который упоминается здесь, впоследствии станет символом дома Турбиных, Дома, как символа истинной культуры, традиций, чистых человеческих отношений, высокой нравственности. Внутренний голос- страх, появившийся в начале рассказа в юном герое, напоминает голос Коровьева-Фагота из романа «Мастер и Маргарита»: «ехидно отозвался», «отозвался, издеваясь», «упорно приставал», «демонским голосом пел» и т.д. Можно найти и другие параллели, но с эпизодами повести «Собачье сердце» (например, операционная и кухня в рассказе «Полотенце с петухом» ассоциируются с операционной и кухней в повести «Собачье сердце»). Таким образом, рассказ «Полотенце с петухом», рекомендуемый нами для изучения на уроке внеклассного чтения по литературе XX века, становится для девятиклассников мостиком, связующим их с повестью «Собачье сердце» и с романами «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Анализ произведений мы строим с учетом их жанра, что дает возможность создать систему в изучении творчества писателя. Жанровая специфика обусловливает план и логику анализа. Например, при анализе рассказа «Полотенце с петухом» мы учитываем такую специфику жанра, как малый объем, небольшое количество персонажей, емкость сюжета и композиции, значение художественной детали как средства построения рассказа, решение жизненной ситуации, в которой раскрывается характер героя и т. д. Изучение рассказа, в центре которого один главный герой, позволяет выработать навыки анализа художественного образа, что облегчит переход к более сложным произведениям - с несколькими действующими лицами (повесть «Собачье сердце») или со множеством действующих лиц (романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»), изучение которых предполагает проблемный путь анализа и основные методы и приемы, как стилистический и композиционный анализ, комплексный комментарий, сопоставление с другими литературными произведениями, освобождение ассоциаций и т. д.