Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основания создания педагогической модели эстетического воспитания студентов 17
1.1. Разработанность проблемы эстетического воспитания в исторической ретроспективе 18
1.2 Социально-психологические факторы эффективного эстетического воспитания студентов 44
1.3 Эстетическое развитие студентов на занятиях иностранным языком как актуальная педагогическая проблема 61
Выводы по первой главе 97
Глава 2. Условия реализации педагогической модели преподавания иностранного языка в контексте эстетического воспитания 101
2.1 Новейшие подходы к изучению иностранного (английского) языка в аспекте эстетического воспитания 102
2.2 Описание опытно-экспериментальной апробации педагогической модели преподавания иностранного языка в контексте эстетического воспитания 127
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной апробации модели 177
Выводы по второй главе 193
Заключение 195
Список литературы: 200
Приложения 218
- Разработанность проблемы эстетического воспитания в исторической ретроспективе
- Эстетическое развитие студентов на занятиях иностранным языком как актуальная педагогическая проблема
- Новейшие подходы к изучению иностранного (английского) языка в аспекте эстетического воспитания
Введение к работе
Актуальность выбранной темы. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, тесно взаимосвязаны с областями образования и воспитания, так как качество преобразований в обществе, эффективность инновационных процессов в социально-экономической и духовно-нравственной жизни определяется потенциалом человеческого фактора, знаниями, энергичностью, инициативностью и творческой активностью людей, так как многое зависит от интуиции человека, его опыта и способности взглянуть на проблему под разными углами зрения, что соотносится с культурным уровнем самой личности. При решении сложных задач, стоящих перед современным обществом, огромное значение имеет развитие творческих начал в человеке, его способности к преобразованию окружающей действительности,
«незавершенности» мира. Таким образом,-можно констатировать возрастание
роли эстетического воспитания.
Исследователи отмечают, что на рубеже XX-XXI веков происходит переход от репродуктивно-педагогической парадигмы образования (т.е.. передачи «опыта от «отцов» «детям» средствами специально организованного педагогического процесса» [58, 25] к креативно-педагогической (т.е. «возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как ' сотворчеству взрослого и ребенка», при которой... «будет получено знание, необходимое для гармонии с миром..») [58, 27]. Именно в этот момент развития общества возникла острая необходимость поиска новых технологий и методик обучения и воспитания в контексте большого разнообразия появившихся возможностей.
Идея выхода эстетического воспитания на новые горизонты не нова,
многие мыслители и ученые прошлого подчеркивали необходимость
привнесения эстетического (чувственного) начала в преподавание любого
школьного предмета (Платон, И. Песталоцци, Ф. Шиллер, Дж. Дьюи, Ч. Пирс).
В этой связи целесообразным и плодотворным представляется рассмотрение
проблемы эстетического воспитания студентов неязыковых вузов
(Московского института экономики, статистики и информатики, Московского института финансов и права и Московской государственной юридической академии) на базе изучения иностранного языка. Выборг данного предмета не случаен, так как иностранный язык, как никакой другой предмет из учебной программы неязыковых вузов, представляет обширное поле деятельности для педагога, обеспокоенного столь остро стоящей проблемой эстетического воспитания в современном обществе.
При обучении иностранному языку преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком художественную культуру личности студентов в единстве знаний, ценностных ориентации, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня* эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки* зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности студентов (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.). Таким образом, выполняется одна из важнейших задач любого предмета - «научить детей видеть и слышать жизнь во всех её многообразных связях и уметь размышлять в. них, выявляя их нравственное; социальное содержание и формировать, у детей ценностные' ориентации» (Л.В. Горюнова).
В' данном исследовании автор исходит из понимания эстетического воспитания как целенаправленного, систематического процесса развития человека, включающего освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, воспитание эстетических взглядов, чувств, вкуса, потребностей в создании прекрасного,* а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и наличие необходимых умений, для осуществления компетентного межкультурного общения.
Значимость роли эстетического воспитания в развитии творческих начал личности несомненна. Современные исследования убедительно доказывают, что интегративным показателем целостного развития личности считается её
творческая'инициатива. Это определяется тем, что столь значимое для всего образовательного процесса взаимодействие процессов гуманизации и гуманитаризации (гуманитаризация - проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин) образования* реализуется, прежде всего, в отношениях между процессами развития творческой инициативы в человеке и эстетического воспитания.
Идея развития стремления к творчеству является центральной в исследовании, что идет «в, унисон» с мнением-А.А. Мелик-Пашаева, который считает одной из основных задач образования - пробуждение потребностей в творческом выражении, формирование у учащихся способностей творческого познания. О важности творческого подхода заявляют как классики («Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить», - писал, например, Н: В..Гоголь или, по мнению французского писателя? Р.Рол лана, «живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни: Все1 радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это* разряды силы, родившиеся в пламени единого костра»), так и> успешные люди; являющиеся. в< настоящий' момент образцом для подражания молодежи. Например, известный бизнесмен Б. Трейси в своей книге «21 секрет миллионера» пишет: «Творческий дух — это всего лишь синоним, другое название для^ усовершенствования..Каждый раз, когда вам в'голову приходит идея; как усовершенствовать некую часть своей работы* и найти новые, улучшенные,, более- быстрые, более дешевые или более легкие способы достижения результата, вы. функционируете на самом высоком уровне своего творческого потенциала» [187].
Вместе с художественным образованием, развитием эстетического вкуса, воображения;, стремлением к достижению высокого уровня- эстетики общения, формирование творческих потребностей является основными направлениями эстетического воспитания студентов.
Художественное образование, приобщение- людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимые условия' для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования
целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты, так как простое насыщение среды эстетическими элементами еще не говорит о развитии личности.
Вместе с тем, данное исследование направлено на преодоление обывательского представления об эстетическом как о чем-то красивом материальном, наша задача — воспитать эстетически развитую личность, т.е. гармоничную личность, у которой имеется внутренний «культурный стержень», позволяющий ей полнокровно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании, обладать развитым эстетическим вкусом, иметь эстетическое чувство, гибкость и оригинальность мышления, а также быть открытой к осуществлению межкультурного диалога.
На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический- вкус и представление об идеале. Эстетическое воспитаниегармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях деятельности. Онотесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Между тем, в организации эстетического воспитания отчетливо виден ряд серьезных недочетов: недостаточное количество или полное отсутствие в учебных планах неязыковых вузов предметов, направленных на эстетическое воспитание студентов. Например, в учебном плане Института финансов, и права (МИФП) для факультета «Финансы и кредит» представлено 83 предмета, на изучение которых отводится 9470 академических часов1 за весь курс обучения. Из всего списка предметов только один направлен на эстетическое воспитание студентов - культурология (на её изучение отводится 60 академических часов).
Так же обстоит дело и в Московском институте экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и в Московской государственной юридической академии (МГЮА).
В то же время отчетливо видна тенденция к экстенсивному пути развития в эстетическом образовании. То есть, организуются дополнительные лекции,
факультативные занятия> (в вышеперечисленных вузах — художественная самодеятельность, хор) и др., охватывающие малое количество студентов и носящие скорее мероприятииныи, а не систематический характер. При этом остается практически невостребованным мощный воспитательный потенциал вузовских учебных дисциплин.
В данном контексте уместно привести примеры таких высоко развитых в экономическом плане стран, как Япония и США. Изучение литературы по образованию- в этих странах показало, что огромное влияние уделяется* эстетическому воспитанию и художественному образованию. Например, в Японии на одно изобразительное искусство отводится 12 часов в неделю против нашего 1 часа. В^ старших классах в России его вообще нет в программе, в то время, как в США - 3 часа в неделю. Правительство Японии вкладывает деньги в культуру и эстетическое воспитание, так как,;в.конечном счете, это оказывается_ выгодно государству и окупается экономически, ибо установлено,4 что качество выпускаемой продукции во многом ^зависит от эстетической развитости рабочего, инженера и т.д.
Эстетически развитый человек не способен выпускать продукцию плохого качества. Одно из руководящих положений «кружков контроля за~ качеством» на японском предприятии гласит: «Что' сегодня кажется красивым, завтра устареет. Думай о качестве непрестанно». Следовательно, красота в Японии^ выступает и как экономическая категория, а эстетическое воспитание - как основа^экономного целесообразного ведения» хозяйства. Одновременно с этим, в стране всячески поощряется самообразование (основная концепция педагогики — «образование в течение всей жизни» и повышение уровня-культуры человека (всевозможные выставки, курсы, массовая пропаганда и, даже, материальное поощрение посещения консерваторий и др.). Вызывает интерес тот факт, что рабочие Японии проводят часть своего обеденного перерыва в созерцании «сада камней», наслаждаясь красотой природы и черпая из нее энергию.
Естественно, нет необходимости полностью копировать в России модель эстетического воспитания Японии, но некоторые элементы вполне возможно
перенять, так как- на практике доказана эффективность взаимопроникновения эстетических моментов и процесса образования и воспитания (Б.Т.Лихачев, В.А. Сухомлинский и др.). Например, Л.С Выготский говорит о том, что эстетически воспитать кого-то - значит «создать у этого лица постоянный и правильно действующий канал, отводящий и отвлекающий на полезные надобности внутренний мир подсознательного» [28, 294].
Противоречивость ситуации; сложившейся в педагогической практике в определенной степени объясняется, на наш взгляд, недостаточной теоретической и практической разработанностью- проблемы эстетического воспитания студентов неязыковых вузов.
В советской педагогике проводился целый ряд исследований- проблем эстетического воспитания, но основная их доля посвящена разработке теории и практики эстетического воспитания, в средней школе (работы* Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, П.ГЪ Блонского, Л.С Выготского, Б.П. Юсова). Проблемами эстетического воспитания студентов занимались Б.Л. Бахарев, М.В1 Веселовская, СИ. Ростов. Вопросы теории эстетического воспитания^ и творчества исследовали в своих трудах философы (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков; Л.В. Тодоров и др.), психологи' (Д'.Б. Богоявленская, Л.С Выготский, А.Н4. Леонтьев, Є.Л. Рубинштейн-, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, П. Торренс и др.).
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. было проведено несколько исследований, связанных с изучением различных аспектов эстетического воспитания:, рассмотрен потенциал комплексного воздействия средств искусства на- когнитивную и эмоционально-волевую сферы личности студентов в процессе социально-эстетического воспитания (М. А. Налбандьян, 2000); раскрыты организационно-педагогические проблемы, эстетического воспитания и образования студентов в современных условиях России (М. И. Ридняк, 2001); предложена авторская модель освоения эстетических ценностей студентами технических вузов (С. В. Щигельска, 2000) и др.
Вместе с тем эстетический потенциал иностранного языка как учебного предмета в высшей школе в исследованиях не раскрыт, что определило
основную проблему исследования: Каковы эффективные педагогические условия эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка?
Существующие в настоящее время противоречия между открытиями педагогической теории и их представленностью в педагогической практике, отсутствие профессиональной готовности преподавателей к реализации моделей эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка, недостаточная разработанность. теории - все эти факторы обусловили выбор темы исследования «Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка».
Объект исследования: эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов.
Предмет исследования: процесс- эстетического воспитания?, в учебной деятельности на занятиях английским языком:
Цель исследования: теоретически обосновать педагогическую- модель эстетического воспитания^ студентов неязыковых вузов средствами английского языка и проверить её эффективность в опытной работе.
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
На основе изучения современного состояния проблемы выявить психолого-педагогическую- сущность и структуру эстетического воспитания студентов как составляющей целостногоразвития личности.
Разработать критерии и определить уровни эстетического развития студентов неязыковых вузов, в процессе изучения иностранного языка, обосновать принципы и методы их эстетического развития.
Определить педагогические условия эффективной реализации модели эстетического воспитания^ студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную модель; описать методические рекомендации по ее реализации в образовательном процессе вуза.
В качестве основной выдвигается следующая гипотеза: Процесс эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка осуществляется эффективно, если в ходе учебных занятий комплексно реализуются взаимосвязанные и взаимодействующие педагогические условия:
- выявление преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного
предмета (в данном случае - английского языка) и соответствующая
организация форм занятий на основе систематического включения в
содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного
эстетически ориентированного учебного материала;
- привлечение методов и технологий обучения, направленных на
активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и
жизни в целом, в том числе и на разностороннее развитие личности студента,
основанное на принципах педагогики искусства (суггестопедический метод,
метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и
эстетическому сопереживанию при их восприятии и др.).
обеспечение дидактических условий (взаимодействие рационального и эмоционального в учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия (общения) между преподавателем и студентом; целенаправленное поощрение преподавателем проявлений творческой инициативы и самостоятельной творческой деятельности студентов; систематическое развитие мотивации студентов к повышению уровня эстетического развития; психологически комфортная, дружественная атмосфера на занятиях иностранным языком);
педагогическая поддержка эстетического развития студентов в различных его проявлениях и активизация их творческой деятельности в ходе применения на занятиях иностранным языком системы специально разработанных заданий, стимулирующих развитие эстетического вкуса, культурного кругозора и эстетического чувства студентов, а также навыков компетентного осуществления межкультурного диалога;
- использование эстетического потенциала освоения интонационно-образного своеобразия языка, особенностей раскрытия культуры в лексическом строе, развитие эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, использование на занятиях методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и др.).
Методологической основой исследования явились концепции эстетического развития (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, Л.П. Печко и др.) и художественного образования (А.В. Бакушинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский); полихудожественного развития (Б.П. Юсов и др.), инвестиционная теория креативности (Р. Стернберг, Е. Григоренко), теоретические положения» о развитии психических процессов личности и юношества (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Л*. Колберг и др.); работы в области теории и методики обучения иностранным^языкам (Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И.Л. Бим, Г.Лозанов и др:); теории' педагогического творчества (Н'.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик и др.); идеи «диалога культур» (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.).
Цели и задачи исследования определили основные методы: Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, ретроспективный анализ собственной педагогической работы в течение 9 лет, экспериментально-практическая проверка разработанное модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка данных, а также методы обучения и воспитания, которые применялись в процессе апробации педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка.
Опытно-экспериментальная база исследования включает студентов 1-4 курсов Московского института экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московского института финансов и права (МИФП) и Московской государственной юридической академии (МГЮА). Количество студентов,
принимавших участие в эксперименте, составило 380 человек. К эксперименту были привлечены также преподаватели: кафедр- иностранных язьіковї МЭСИ, МИФПаиМГЮА.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного анализа ведущих концепций эстетического воспитания и гуманизации высшего образования* была теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая; модель, реализация; которой обеспечивает повышение уровня эстетического: развития студентов; в процессе изучения иностранного (английского)>языка.
Уточнено понятие эстетического воспитания-студентов:неязыковых,вузов в. процессе: изучения: иностранного языка, под которым понимается? целенаправленное, систематическое развитие личности студента, включающее освоение культуры страны^ изучаемого языка, системы: ценностей: и —- характерных для нее. норм; развитие восприятия> и понимания прекрасного в-искусстве этой* страны, развитие эстетических взглядов, чувств,, вкусов, потребностей^ в- создании; прекрасного,, а также развитие бережного; и ответственного отношения к культуре;: открытость, к диалогу культур- и наличие навыков компетентного осуществления межкультурного общения:.
Определен педагогический: потенциал взаимодействия;- таких аспектов: преподавания иностранного языка, как интонационно-образный; лингвокультурологический; опора на использование программ: полихудожественного развития* на занятиях; педагогическая, поддержка самостоятельного создания студентами различных творческих проектов' по предмету (подготовка спектаклей,, презентаций и т.д.), а также коммуникативный аспект.
Выявлены критерии различных уровней*эстетическогоразвития*студентов неязыковых вузов (культурный кругозора мотивация^ эстетический* вкус, творческая инициатива и воображение, а также характер преобладающей деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка).
Теоретически и практически подтверждена взаимосвязь процесса эстетического воспитания и эффективности учебного процесса. Раскрыто
содержание структурных составляющих процесса эстетического воспитания
студентов средствами иностранного языка, для которых разработана система
заданий (творческие, полихудожественные, коммуникативные и
лингвокультурологические).
Теоретическая' значимость исследования заключается в выявлении методов эстетического - воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и эстетическому сопереживанию при-их восприятии, методы активизации творческой деятельности в процессе занятий иностранным языком и др.).
Выделены и теоретически актуализированы компоненты эстетического воспитания студентов неязыковых, вузов в процессе изучения иностранного языка (интонационно-образный, заключающийся в способности' выразительно-- - передать значение слов, настроение при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий использование эмоционально-окрашенных образов, при обучении английскому языку; мотивационный, реализующийся в, применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, направленных на повышение уровня эстетического развития' студентов).
Теоретически обоснованы ведущие дидактические условияь реализации модели эстетического воспитания студентов* неязыковых вузов на занятиях иностранным языком: опора на взаимодействие рационального и эмоционального в* учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия- (общения) между преподавателем и студентом; поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности студентов; целенаправленное развитие мотивации студентов к росту уровня эстетического развития в психологически комфортной, дружественной атмосфере занятий.
Практическая, значимость, исследования заключается в том, что 1) разработанная и апробированная- модель эстетического воспитания студентов на занятиях иностранным языком позволяет оптимизировать учебно-
воспитательный процесс в вузе; 2) созданы: а) методические рекомендации по реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка; б) система заданий, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность студентов на занятиях иностранным языком, развитие их эстетического вкуса, эстетического кругозора и эстетического чувства, умений осуществлять межкультурную коммуникацию; в) цикл занятий на основе преподавания иностранного (английского) языка на интонационно-образной основе и методах формирования навыков актерского мастерства (навыки перевоплощениями др.).
Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей иностранного языка. Материалы диссертации могут быть положены в основу создания учебных программ по иностранному языку, а общие рекомендации использованы, при- составлении программ по другим предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
Достоверность и обоснованность полученных^ результатов исследования обеспечена' его широкой* теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные- труды в области педагогики, психологии, философии и эстетики, культурологии, языкознания, методики преподавания иностранного языка, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений диссертационного> исследования на широкой экспериментальной базе, в высших учебных заведениях. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе многолетней педагогической работы в качестве преподавателя*иностранного языка в ведущих неязыковых вузах г. Москвы.
Этапы* исследования: I. теоретико-поисковый этап (1999-2000* гг.)
сочетал изучение и теоретический анализ психолого-педагогической,
философско-эстетической; культурологической, языковедческой,
методической литературы с параллельным исследованием состояния проблемы в практике. Разрабатывались гипотеза исследования, его программа; отрабатывался понятийный аппарат, задачи; осуществлялся поисковый
эксперимент. На. II преобразующем этапе эксперимента (2000-2005 гг.) выявлялись педагогические условия эффективной реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка, проводилась ее апробация. На III аналитическом этапе (2005-2007 гг.) выявлялись результаты исследования; осуществлялись» систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных, письменное оформление материалов диссертации..
Апробация? ш внедрение- результатов^ осуществлялись в ходе практической работы, диссертанта в- качестве старшего преподавателя; иностранного (английского) языка Московского института экономики;, статистики и информатики (МЭСИ); начиная^ с 1999 г., параллельно в Московском институте финансов и права (МИФИ) с 2002 г. и в» качестве старшего преподавателя Московской государственной юридической академии; (MFKDA). с.'..2005;;...г..._пр настоящее- время: Экспериментальная» методика эстетического^ воспитания* студентов;неоднократно;обсуждалась.на заседаниях кафедр иностранных, языков; МЭСЩ. МИФПа; и MFKDA, а также на всероссийских и международных научно-практических конференциях, заседаниях клуба; молодых ученых и семинарах, посвященных проблемам вузовского образования («Художественная* культура и образование» (Москва; 2005), «Проблемы современного воспитания1 учащихся» (Москва,- 2006), «Педагогика искусства; как новое направление гуманитарногог знания» (Москва, 2007), и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учебно-методическая система эстетического . воспитания; в основании,
которой-лежит; идея; формирования бескорыстного; ответственного» отношения,
к миру, включает теоретическое обоснование и методику эстетического
воспитания студентов; неязыковых вузов средствами английского языка.
2. Ведущими компонентами эстетического воспитания1 студентов неязыковых
вузов в процессе изучения иностранного языка являются интонационно-
образный,, заключающийся в способности выразительно передать значение
слов при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий
использование эмоционально-окрашенных образов при обучении английскому языку; мотивационныи, реализующийся в применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, стимулирующих стремление к повышению уровня, эстетического развития по различным критериям (эстетический вкус, культурный кругозор и др.).
3. Для успешного осуществления процесса эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка необходимо обеспечить ряд педагогических условий:
I. актуализация преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного предмета «Иностранный язык»; IL организация1 форм занятий на основе систематического включения в содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала; III. опора на принципы гуманистической и .личностно-ориентированной педагогики (организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом; педагогическая поддержка проявлений творческой инициативы и самостоятельной1 творческой деятельности студентов; психологически комфортная атмосфера на занятиях и др.); IV. привлечение методов обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения» искусства и др.); V. использование эстетического потенциала освоения студентами интонационно-образного своеобразия» языка, особенностей- раскрытия культуры в лексическом строе, развития эстетического отношения к объектам, культуры страны изучаемого языка, методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и
ДР-)«
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, и
приложений. Основной текст изложен на 217 страницах, включает 6 рисунков.
и 2 таблицы. Список использованношлитературьъвключает 192 источника (13 -
на иностранном языке);
Разработанность проблемы эстетического воспитания в исторической ретроспективе
Разнообразные преобразования в нашей стране затрагивают также области образования и воспитания. Однако масштабность демократических процессов в обществе, инновации в социально-экономической и духовно-нравственной жизни определяются потенциалом человеческого фактора, знаниями, энергичностью, инициативностью и творческой активностью людей, так как цели ставятся и достигаются не только на рационально-теоретическом уровне, но и спонтанно, основываясь на интуиции человека, его чувственном прозрении, которые рождаются при достижении субъектом своих социально-экономических, практических и духовных целей. Особенности формирования в личности таких способностей зависят от культурного уровня как страны- в целом, так и самойличности.
До 60-х годов- XX века в диалектике развития" общества доминировала цивилизация, после 60-х годов стало происходить, выравнивание в сторону культуры. Особое место в переориентации образования на целостное развитие личности занимает процесс гуманизации (очеловечивания) образования.. Гуманизм - «совокупность идей, взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил» [105]. Гуманизм также провозглашает принципы равенства, справедливости, человеческих взаимоотношений между людьми. Данное явление возникло как преодоление противоречия между объективной необходимостью целостного развития личности и ориентацией школы на нужды производства- (знания, умения, навыки). При этом за пределами учебно-воспитательного процесса остались, такие основные характеристики личности, как духовность, творческое начало, эстетическое восприятие мира. Возникнув как преодоление этого противоречия, процесс гуманизации - «направленность образования на выявление духовных, социально-значимых, нравственных начал в социально-психологической сущности человека» [Там же], старается оптимизировать целостное развитие
личности при помощи средства гуманизации - гуманитаризагщи -«проникновения гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин и увеличение доли гуманитарного образования». В рассматриваемый временной период (вторая треть XX века — начало XXI века) много внимания уделялось педагогами и психологами проблеме становления личности, художественному и эстетическому воспитанию человекам разные периоды его жизни, написаны-десятки статей, книг, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций на эти темы.
Однако проблема не исчерпана, так как прогресс не стоит на месте, появились другие ценности и приоритеты в обществе. В настоящее время снова нарастают технократические тенденции, огромное внимание уделяется компьютерным технологиям, оставляя в стороне эмоционально-духовную1 . сферу._человека, у..большой части- населения- во- главу ставятся- ценности материального характера, средствами массовой- информации насаждается-поверхностная, чуждая русскому человеку культура.
Изучив информацию по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в учебных планах неязыковых вузов предметы, направленные на эстетическое развитие студентов-или-вообще отсутствуют, или их количество недостаточно. Так, например; в- учебном плане Московского института Экономики, Статистики и Информатики для факультета «Финансы и кредит» представлено 83 предмета, на изучение которых отводится 9470 академических часов за-весь курс обучения. Из этогосписка предметов толькотри направлены на духовное развитие студентов - культурология, история и философия и на их изучение отводится по 60 академических часов. На обретение компьютерной грамотности отводится-- более 500 часов; плюс ко- всему, многие предметы изучаются в режиме on-line. Та же картина в Московском институте Финансов и Права. На культурологию отводится 60 часов, а на обучение пользованию компьютером около 400 часов за весь курс обучения. Такое невнимание к эстетическому воспитанию студентов, по нашему мнению, не оправдано.
В последнее время социологи отмечают тенденцию вытеснения художественно-творческих потребностей, интересов и ценностей на последнее место в иерархии содержательных компонентов молодежного сознания. При проведении опроса более 300 студентов МЭСИ и МИФПа, а также МГЮА, предпринятого автором, оказалось, что при ответе на вопрос «Что, по вашему мнению, помогает человеку преуспеть в жизни?» у всех студентов, по крайней мере, 2 качества, носящие эстетическую окраску (творческий подход к делу, неординарность мышления, большой кругозор, желание саморазвиваться, умение ценить произведения искусства и др.) вошли в первую десятку из 20 предложенных вариантов, куда входили также знания-, трудолюбие, ум, образованность и др. (Примечание: только у одного студента МГЮА из всех опрошенных творческий подход, неординарность мышления, желание саморазвиваться и большой кругозор заняли первые четыре пункта в списке1 приоритетов). Полученные результаты демонстрируют, что сами студенты осознают важность, эстетического начала, но руководством мало что предлагается. Стоит также отметить, что художественно-эстетические потребности молодежи носят скорее развлекательный характер, часто они способны удовлетворить только невзыскательный вкус. Данные опроса, проведенного автором, показали, что на вопрос «Какие произведения искусства произвели на вас сильное впечатление?» более 70 % студентов назвали широко обсуждаемые и разрекламированные произведения, например, «Гарри Поттера», а также произведения, входящие в школьную программу («Война и мир», «Тихий Дон» и др.). В целом результаты опроса свидетельствуют о низком уровне эстетического вкуса, узости эстетического кругозора, отсутствии знаний об искусстве, истории культуры. В вышеупомянутых вузах эстетическое воспитание проходит в свободное от учебы время, в распоряжении студентов имеются театральная студия- и хор. Однако процесс воспитания не должен проходить стихийно, время от времени, для достижения положительных результатов нужна система.
Эстетическое развитие студентов на занятиях иностранным языком как актуальная педагогическая проблема
На рубеже XX-XXI веков возникла острая необходимость поиска новых технологий и методик обучения и воспитания в контексте большого разнообразия появившихся возможностей и первостепенной задачи владеть иностранным языком, главным образом, как средством общения.
Интонация, ритм и тембр — очень важные для нашего исследования категории английского языка, а также важные характеристики восприятия с эстетической точки зрения. Когда мы говорим, наш голос перемещается вверх и вниз, образуя разнообразные мелодические контуры. В английском языке, как и в любом другом, есть интонационные модели, отражающие чувства и отношение говорящего к собеседнику и к ситуации общения. По сравнению с русской речевой интонацией, английская - более живая, эмоциональная, менее монотонная. Что касается мелодики английского языка, то она более мажорная с более резкими и долгими паузами по сравнению с русским языком,
Идея раскрытия достоинства языка ученикам, пробуждая в них способность любоваться красотой речи, «смаковать» эстетическую ценность слова, звучащего и написанного, не является новой. Еще В.А. Сухомлинский писал о важности воспитания чувствительности к слову и его оттенкам, о том, что это «одна из предпосылок гармонического развития личности», что является лейтмотивом нашего диссертационного исследования. «Влюбленный в красоту слова человек становится чувствительней и требовательней к эстетическому и моральному бытию вокруг себя». Следовательно, на основе обретенного и развиваемого эстетического отношения к языку, слову, речи становится возможным полноценное изучение искусства слова в устной речи, начиная с ораторского искусства и заканчивая искусством звучащего слова (чтецкое искусство), а в письменной речи - от художественной публицистики до поэзии. По мнению автора исследования, язык, как и музыка, имеет интонационную природу. Б.В. Асафьев - автор фундаментального труда
«Музыкальная форма; как процесс» писал, что «музыка — искусство интонируемого смысла» и, что, какую бы ни взять музыку,. - она. всегда интонационная система и в её усвоении всегда присутствует интеллектуальный момент: она постигается через форму. Опираясь на идею Аристотеля о том, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души, так как ритм и мелодия, близкие к реальной действительности, способны передать гнев, кротость, мужество ис другие нравственные качества и настроения, мы: считаем, что то же. самое можно; отнести и к; интонации любого (в данном; случае английского) языка- и,, что интонационно-образный аспект языка1 несет смысловую нагрузку.
Автор методики разделяет мнение ученых, считающих, что «в основных чертах мелодика речи находится в тесной- связи с наиболее: важными характеристиками музыкальной кулътурьи данного этноса» (работы, B;BL Асафьева, Д!Б- Кабалевского, Л.ШГорюновой;, Т.Е. Вендровой Е.Д;.Критской и др.); Однако представление: о музыке: только как отрех видах подражания:, звукам природы, аффектам или страстям души, акцентам ш интонациям речи (теория? подражания)- несколько однобоко, так как музыка1, — это искусство», выражение страстей души, передача внутреннего5 мира- и общего-мировоззрениячеловекаи всего народа.
Музыкальные произведения передают отношение: исполнителя к определенной ситуации, его-эмоцищ настроение, а также, культурный фон; на площадке: которого разворачивается действие: песни, нее говоря: уже: об аутентичных текстах, содержащих неадаптированную: лексику и грамматические: структуры.. Комплексное решение: практических образовательных, воспитательных и развивающих, задач обучения г возможно лишь при; условии воздействия? не: только на сознание? учащихся, но и проникновения В; их эмоциональную сферу. Музыка - это один? из наиболее эффективных способов воздействия на чувства; и эмоции учащихся, представляющая собой1 "сильнейшшгпсихический побудитель, проникающий в подспудные глубины; сознания"; Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что, тот, кто не;знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у обучаемых чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями: Мы, полностью разделяем мнение- В.А. Сухомлинского, который писал, что- среди многочисленных средств воздействия важное место занимает музыка, что музыкальное воспитание — не воспитание музыканта, а воспитание человека. При помощи специально-подобранных музыкальных произведений развиваются-эстетические чувства, вырабатывается эстетический вкус, воспитывается духовный потенциал учащихся и толерантное отношение к другим культурам. Цель данной формы организации учебной деятельности- - научить учащихся видеть культурный подтекст в музыкальном- произведении, а также «погружение» в культуру изучаемого языка, развитие эстетического чувства и эстетического идеала при прослушивании хороших музыкальных произведений, тренировка произношения, отработка интонации и ритма английского предложения, своеобразная релаксация и психологическая разгрузка во время- подпевания оригиналу.
Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве, т.е. уделять должное внимание художественному воспитанию студентов.
Что понимается под искусством? Это «форма1 общественного- сознания, которая отражает реальную действительность в художественных образах» [90, 172]. Л.С. Выготский говорит об искусстве следующее: «Это организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но, которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [29; 322]. При помощи произведений искусства вырабатывается эстетический идеал — «совершенство в любой области или в каком-либо отношении, конечная цель стремлений и деятельности людей»[17, 319]. Стремление к эстетическому идеалу - могучая побудительная сила поступков и деятельности человека. Возникающие на его основе эстетические интересы, желания, цели стимулируют человека к общению с прекрасным, побуждают к творчеству. Одна из целей эстетического воспитания - сформировать эстетический идеал.
Новейшие подходы к изучению иностранного (английского) языка в аспекте эстетического воспитания
Прежде чем проанализировать существующие в настоящее время подходы к изучению иностранного языка, считаем необходимым сделать небольшое ретпроспективное отступление в публицистическом стиле, т.е. допуская больший процент субъективности в оценке фактов. Это связано с тем, что эмоциональное восприятие педагогических задач является, на наш взгляд, необходимым условием для успешной поистине творческой деятельности преподавателя иностранного языка в вузе.
Во времена СССР иностранный язык изучали в основном для того, чтобы уметь переводить тексты с русского языка на иностранный и наоборот. Лексика и грамматика рассматривались как цель обучения языку, для достижения которой применялась так называемая «классическая» или традиционная методика, включающая в себя заучивание слов и грамматических конструкций, выполнение упражнений на их отработку, а также чтение, перевод и пересказ текстов (обычно про Лену Стогову). Главным образом происходило изучение теории иностранного языка с огромным отрывом от практики. В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что большинство людей, учивших иностранный язык в те времена «читают и переводят со словарем». В результате поднятия «железного занавеса» у жителей России появилась возможность посещать разные страны, общаться с иностранцами, познавая культуру их стран, участвовать в переговорах, смотреть видеофильмы и слушать аудиокассеты на иностранном языке, пользоваться ресурсами компьютерной сети Интернет, участвовать в международных форумах и конференциях, т.е. коренным образом изменилась мотивация и цели изучения иностранного языка,
На фоне данных изменений под эгидой Совета Европы -международной организации, помогающей странам Европы в согласовании целей и содержания обучения иностранному языку, - был внедрен в практику обучения иностранным языкам коммуникативно-ориентированный подход с целью «сохранения и умножения богатого языкового и культурного наследия различных народов, для интенсивного обмена научной и "технической информацией, достижениями в области культуры, идеями, рабочей силой, для повышения мобильности людей». Ключевым принципом обучения является «ориентация на овладение языком как средством общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для учащихся» [191], а грамматика и лексика рассматриваются как средство для выполнения коммуникативных целей. То, что Россия вошла в Совет Европы, подразумевает согласование образовательных стандартов России с общеевропейскими стандартами, следовательно, материалы Совета Европы, в которых рассматриваются два вида компетенции в области иностранного языка: общие компетенции и коммуникативную компетенцию, обязательны, для применения на практике в России. Под компетенцией понимается наперед заданное требование к образовательной подготовке [185]. Остановимся подробнее на важных для данного исследования-коммуникативных компетенциях.. К ним\ относятся собственно языковые компетенции: а) грамматическая или лингвистическая (знание грамматических правил и словарных единиц для- создания осмысленного высказывания); б) социолингвистическая компетенция? (способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от ситуации общения); в) дискурсивная (способность построения целостных связных и логичных высказываний разных стилей в устной и письменной речи), а также г) социокультурная компетенция-(знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, этикета и умения понимать и адекватно использовать их в общении, оставаясь носителями другой культуры) [185]. Не умаляя достоинств грамматической, лингвистической, социолингвистической и дискурсивной компетенций, хотелось бы акцентировать внимание именно на особой важности социокультурной компетенции, к которой и стремится, автор модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка. Проблему важности развития личности и ее культуры поднимают также «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» (Москва 2002) и «Стратегии модернизации содержания общего образования», которые подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение знаний, но и на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Важной задачей воспитания, согласно материалам Министерства Образования, является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [192].