Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Экслибрис: его происхождение и эволюция
1.1. Краткая история развития экслибриса 17
1.2. Природа книжного знака 35
1.3. Основные тенденции развития экслибриса 49
Выводы 54
Глава 2. Экслибрис как графическая композиция
2. 1. Значение, место и роль экслибриса среди графических искусств 55
2.2. Роль шрифта в создании экслибриса 65
Выводы 73
Глава 3. Методические основы специальной подготовки художника - педагога средствами экслибриса
3.1. Экслибрис в системе преподавания курса «Художественная графика» на ХГФ педагогического вуза 75
3. 2. Научное обоснование критериев оценки экслибриса 93
3. 3. Психолого-педагогические особенности изучения экслибриса на ХГФ 104
Выводы 119
Глава 4. Исследование возможностей совершенствования профессиональной подготовки студентов ХГФ на занятиях экслибрисом
4.1. Организации и методика проведения занятий по экслибрису на ХГФ.
Констатирующий эксперимент. 121
4.2. Пути совершенствования специальной подготовки студентов в процессе работы над экслибрисом. Поисковый эксперимент. 129
4.3. Методы организации и проведения занятий экслибрисом на ХГФ. Формирующий эксперимент. 136
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы - 157
Приложения 163
- Краткая история развития экслибриса
- Значение, место и роль экслибриса среди графических искусств
- Экслибрис в системе преподавания курса «Художественная графика» на ХГФ педагогического вуза
Введение к работе
В наши дни подготовка художника-педагога требует
пристального внимания к себе со стороны государства и художественной общественности. Современная ситуация складывается так, что формирование массового сознания вступает в противоречие с главной целью высшей школы - воспитанием личности будущего специалиста. В связи с этим особое значение приобретают такие области культуры, такие направления, виды и жанры искусства, где личностное (авторское) начало проявляется наиболее отчетливо. Еще в начале прошлого века была высказана озабоченность в связи наступающей «промышленной революцией» и ее антигуманным влиянием: «...пока наука в гармонии с современными целями желает давать лучшие методы и больше средств в преследовании этих целей, вам (учителям графических искусств. - А. В.) приходится постоянно бороться с современными целями » (88, С. 44).
Основной целью образования в новом столетии по-прежнему
остается идеал личности, способной в ситуации морального выбора
нести ответственность за собственные решения перед собой и
другими людьми, и в этом большая роль отводится художнику-педагогу.
Главное в воспитании - это создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Личность, как результат постоянного развития и саморазвития индивида, формируется в процессе духовного выбора им собственного будущего. Особое значение процесс развития личности молодого человека приобретает тогда, когда он начинает идентифицировать себя в качестве
специалиста, способного жить и работать в новых меняющихся условиях.
«Поскольку в плане будущего несомненно лежит не только переустройство всего человечества на новых началах, не только овладение социальными и хозяйственными процессами, но и «переплавка человека», постольку несомненно переменится и роль искусства», - писал Л. С. Выготский в 20-х годах XX века (18, С. 331). Справедливость этого предвидения подтверждается и сегодня, когда эпоха, о которой говорил психолог, завершилась.
Мы вошли в век Информации. Ее колоссальное количество и темпы роста требуют, прежде всего, высочайших технологий ее обработки и трансляции и, что не менее важно, кодирования и сохранения. Возникновение новых способов, систем и языков - обязательное условие для решения подобных задач.
Все это - лишь закономерное продолжение эволюции Знака, универсального способа сохранения Знания, пришедшего из древности, когда человечество, не зная письменности, выработало способность «думать картинками». Петроглифы, символы магии и науки, пиктограммы, атрибуты, шрифты и другие знаки повседневности - весь спектр визуальных форм в нашем распоряжении. Художника занимает проблема создания художественного образа-знака - и он изучает древние иератические искусства: искусство Древнего Египта, византийскую и русскую икону, магические искусства древней Америки, Африки, Океании. Он строит художественный образ на основе свободных ассоциаций, субъективных сравнений чего-то однажды увиденного и пережитого. Такой ассоциативный образ не несет прямой информации, он будит в зрителе воображение, воспоминание, чувство, побуждая его к наполнению предложенной художником образной формы собственным смыслом и значением, т. е. побуждая его к сотворчеству. Вот почему и от современного зрителя тоже требуется известный
культурный уровень, знание законов художественного творчества, которое сопровождает нас всю жизнь.
Значительная роль в этом деле принадлежит книге, ведь всякое знание, само существование культуры базируется на книге - этом универсальном источнике передачи человеческого опыта. Не секрет, что будущие педагоги-художники лишь периодически общаются с книгой, будь то учебная или художественная литература. Данное положение не может не беспокоить.
В современном мире дальнейшая жизнь книги будет, как и прежде, зависеть от духовного восприятия ее содержания человеком и, следовательно, от особенностей характера его эстетического чувства и художественного вкуса (равно как и культурности). И сегодня мы любим книгу, быть может, потому, что, «превратившись большей частью в зрителей и слушателей, книга для нас становится самостоятельным предметом искусства» (45, С. 47).
Экслибрис (от лат. EX LIBRIS - «из книг») является неким связующим звеном между изобразительным искусством (графическим) и искусством словесности (литературой), кроме того, он обладает редкой особенностью принадлежать отдельной личности и выражать ее суть средствами искусства.
ПРОБЛЕМА исследования заключается во всестороннем рассмотрении экслибриса (книжного знака) как учебной дисциплины на художественно-графическом факультете педагогического университета, в теоретическом и экспериментальном обосновании специфики его преподавания.
Исследование возможностей применения новых методик в учебно-творческом процессе всегда АКТУАЛЬНО, поскольку направлено на решение задач образовательного и развивающего характера. В случаях, когда речь идет о закладке основ специальной подготовки художника-педагога, формирование системы преподавания графической композиции
(в рамках дисциплины «Художественная графика») невозможно без учета специфики всех видов графического искусства - станкового, печатного (эстамп), книжного, в том числе экслибриса. И в этом смысле проблема исследования является весьма актуальной как с точки зрения систематизации методических приемов обучения экслибрису, так и с точки зрения апробации методов его преподавания в ходе педагогического эксперимента.
Специфика экслибриса такова, что напрямую затрагивает проблему конкретной личности, проблему ее эстетической оценки и художественного вкуса. Поэтому овладение искусством и ремеслом книжного знака для выпускника художественно-графического факультета должно стать обязательным условием определения его профессионального статуса.
В современной художественной педагогике аспектам проблемы воспитания личности будущего специалиста средствами различных видов изобразительного искусства посвящены труды Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, В. К. Лебедко, С. Е. Игнатьева, Б. М. Неменского, Р. Ч. Барцица и многих других.
Своим исследованием, смыслом которого является рассмотрение возможности активного внедрения экслибриса в учебный процесс на ХГФ, автор преследует ЦЕЛЬ научно обосновать и экспериментально проверить методы, обеспечивающие эффективную графическую подготовку художника-педагога средствами экслибриса.
ОБЪЕКТОМ настоящего исследования является учебно-творческая работа студентов ХГФ по изучению и овладению искусством экслибриса (книжного знака), их деятельность в области графической композиции, а также теория художественно-творческого процесса создания графического произведения.
ПРЕДМЕТОМ исследования является теория, история, методика и практика преподавания экслибриса не только в рамках программы
«Художественная графика. Эстамп», но и как часть системы преподавания других дисциплин на ХГФ педагогического университета.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования видится автору не только в неизученности педагогического аспекта проблемы экслибриса как учебной дисциплины на художественно-графических факультетах педвузов. В работе предлагается теоретически обоснованная и методически апробированная система принципов и приемов обучения студентов, обеспечивающая их эффективное развитие и как художников-графиков, и как педагогов изобразительного искусства.
Учитывая полифункциональность феномена экслибриса, можно предположить реальность воздействия на изучающую его личность. Таким образом, формулируем ГИПОТЕЗУ исследования:
если строить графическую подготовку студента ХГФ, опираясь на усовершенствованную программу, которая будет включать использование знаний по психологии, эстетике, философии, искусствоведению в разумном сочетании со специальными знаниями, умениями и навыками,
то это позволит вывести учебно-творческий процесс на качественно новый уровень, поскольку многие специфические положения художественной графики в этом случае получат наиболее полное теоретическое обоснование и творческое развитие.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие ЗАДАЧИ:
изучить и проанализировать искусствоведческую, педагогическую, методическую литературу, труды художников по проблеме исследования;
рассмотреть содержание деятельности по созданию экслибриса как средство графической и профессиональной подготовки художника-педагога;
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить
комплекс специальных и педагогических условий, при которых
графическая подготовка средствами экслибриса будет наиболее
эффективной;
»
определить критерии оценки качества нового предмета «Экслибрис» в художественной практике вуза;
теоретически обобщить разработанные автором приемы обучения экслибрису в виде соответствующей методики;
осуществить экспериментальную проверку разработанной методики и определить ее влияние на развитие художественного мышления, композиционных умений и графических навыков студентов ХГФ;
* дать уточненное определение понятия «экслибрис» в соответствии
с его новым статусом.
Общественный интерес к экслибрису в последнее время вызывает
обилие выставок и литературы о нем. На смену недавней простой
популяризации экслибриса приходят серьезные научные и
профессиональные изыскания ученых и художников. Если для
* художника экслибрис - своеобразная школа мастерства, где можно
продемонстрировать свой вкус и умения, то эта его ипостась, как
правило, отражается наиболее зримо в альбомах-каталогах. Ученые же
(С. Ивенский, Е. Минаев, А. Бейлинсон, В. Худолей, В. Федоров и др.) в
своих трудах об экслибрисе преследуют цель соединить достоинства
научного издания и хрестоматии. Необходимо отметить, что если в
изданиях двадцатилетней давности преобладало библиофильское
понимание экслибриса, то в настоящее время экслибрис признается в
качестве неотъемлемой части художественного процесса. И, что
особенно важно, в работах отмеченных авторов экслибрис приобрел
новую социальную функцию - функцию метафорического портрета
человека, что однозначно связано с возрастанием личностной культуры.
Анализ литературы по данной теме позволяет заключить, что в
подавляющем большинстве источников уделяется внимание
исключительно истории книжного знака и вопросам его коллекционирования. Каталоги создателей-художников и владельцев экслибриса, искусство мастеров отдельных стран и направлений, вопросы периодизации, а также проблемы хранения и экспонирования особо ценных экземпляров - на протяжении всего двадцатого века остаются основными проблемами российских и зарубежных экслибрисистов. Научные исследования по экслибрису до сих пор носили либо искусствоведческий характер (С. Ивенский, Е. Кашутина, Н. Сапрыкина, Н.Стурова-Тимофеева, М. Жаксыгарина), либо книговедческий (У. Иваск, Э. Голлербах, Г. Голубенский, В. Королюк, А. Сазонов, В. Петрицкий, С. Фортинский, В. Адарюков, А. Янушкевич, Е. Фридлянд и
др.)-
Однако надо признать и тот факт, что «мысли о роли школы экслибриса (например, у С. Ивенского. - А. В.) в творчестве ряда советских графиков не нашли своего окончательного развития» (30, С. 224 -225).
Дело в том, что и в наши дни преждевременно говорить о существовании какой бы то ни было школы экслибриса как о свершившемся факте. Ведь в искусстве, как известно, всякая школа предполагает наличие минимум трех составляющих: педагогическая традиция, творческий опыт художников-педагогов и апробированная методика преподавания конкретного искусства (учебная дисциплина).
В этом видится основная проблема, поскольку, выбрав экслибрис в качестве учебного предмета в подготовке художника-педагога, мы отдаем себе отчет в том, что предпринимаемое исследование является первым в практике художественно-педагогической школы.
Опыт собственной художественной и педагогической деятельности в данной области убеждает автора в необходимости
исследования социальной роли Знака (и экслибриса в частности) в
истории и современном мире;
широкой популяризации знаний об экслибрисе;
распространения этого вида графики среди студентов и
художественной молодежи;
изучения психолого-педагогического влияния экслибриса на личность
будущего художника-педагога.
В ходе рассмотрения нашей темы понятие «экслибрис» часто
заменяется термином «книжный знак», что обусловлено определенным
контекстом. Потребность в уточнении понятий возникает всякий раз,
когда исследователь обращается к проблеме, длительное время не
привлекавшей специалистов. В нашем случае, т. е. предпринимая
попытку рассмотрения проблемы изучения экслибриса на
художественно-графическом факультете, терминологическая точность является делом первым и весьма важным. Поэтому предварительно все же необходимо обратиться к существующим определениям с тем, чтобы, базируясь на исторически сложившихся терминах, предлагать свои.
Дореволюционная Большая энциклопедия (1896 г.) предлагает следующую формулировку: «Книжные знаки - листочки различной величины, на которых посредством гравюры на дереве, меди или посредством хромолитографии изображена монограмма, надпись или герб того, кому принадлежит книга (здесь и далее во всех использованных в тексте диссертации цитатах курсив наш. - А. В.)» (106, С. 105).
Некоторое время спустя появляется другое определение:
«Экслибрис - художественно оформленный печатный,
клишированный или гравированный ярлык с фамилией, монограммой или гербом владельца книги. Как одна из малых форм прикладной графики, в композицию которой могут входить эмблемы, аллегории, символы и изречения разного рода, Э. привлекает множество выдающихся рисовальщиков и граверов всех эпох возможностью свободно в нем развертывать фантазию и декоративную изобретательность, чутко отражать движение и эволюцию стилей» (108, С. 460.).
Язык Большой Советской Энциклопедии более лаконичен: «Книжный знак (экслибрис) - ярлык, наклеиваемый на внутренней стороне книжного переплета или обложки, указывающий владельца книги (библиотеку или частное лицо). Художественно оформленный книжный знак гравируют обычно на меди или дереве (иногда литографируют)» (105, С. 477).
Наконец, обратим внимание на один из последних российских словарей: «Экслибрис - 1. Помета, обыкновенно на внутренней стороне передней крышки переплета или обложки книги, обозначающая ее владельца. 2. Маленькая гравюрка с именем владельца книги и иногда его девиза; служит предметом коллекционирования» (104, С. 490).
Вызывает справедливые замечания разночтение в самой
формулировке этого термина. Так что же мы изучаем: книжный знак или экслибрис? Является ли второе понятие модернизированным переводом первого вследствие изменения роли книги в нашей жизни? Ответы на эти вопросы подробно рассматриваются в нашем исследовании, однако мы остановимся на собственной трактовке.
Понятие «экслибрис» как книжный знак с конца XX - начала XXI века весьма видоизменилось и потому потеряло право именоваться «книжным» знаком в традиционном смысле этого слова. В связи с этим предлагаем свой вариант толкования:
ЭКСЛИБРИС (книжный знак) - графическая миниатюра,
в символической форме отражающая характерные (личные,
профессиональные и др.) качества владельца книжного или
иного собрания (коллекции)
(см. табл. 1)
Таблица
Как видно из таблицы, экслибрис имеет несколько (шесть) аспектов, составляющих суть этого социально-культурного явления. Каждый из секторов круга соответствует той или области науки или искусства, рассматривающей предмет нашего исследования под своим углом зрения.
Философия (эстетика) - объектом рассмотрения является ЗНАК (СИМВОЛ) - наиболее важное определяющее свойство экслибриса, его специфическое качество (подробнее см. п. 1.2).
Социология (МИНИАТЮРА как предмет коллекционирования) -свойство экслибриса, интересующее нас как объект изучения человека в целом, его функций в обществе (см. Введение).
Психология (ЛИЧНЫЙ знак владения) - важное свойство экслибриса, как объект изучения личности, ее индивидуальных характеристик и качеств (см. п. 3.2).
История (геральдика) - свойство экслибриса, позволяющее устанавливать исторические параллели. Будучи производным от герба, книжный знак имеет ту же природу. Хотя назначение экслибриса заметно отличается от назначения герба, специалисты правомерно отводят последнему роль протоэкслибриса (см. п. 1.1).
Изобразительное искусство (графика) - главное свойство экслибриса, позволившее нам определить ему место среди графических искусств по причине их значительного сходства в размерах, способах получения изображения, построении композиции и т. д. (см. п. 2.1).
Дизайн (шрифт) - неотъемлемое свойство экслибриса (книжного знака), обнаруживающее сходство с дизайном книги, книгой, литературой, иероглификой (см. п. 2.2).
Без психолого-педагогического анализа трудно представить себе практику существования произведения искусства, тем более практику его изучения и создания. Потребность в этом ощущается, особенно если произведение искусства прежде не удостаивалось внимания художественной школы. Потому присутствие в таблице сектора «Методика» было бы уместным только в том случае, если бы методика преподавания экслибриса была достаточно разработана. Это -задача нашего исследования и в перспективе других специалистов.
Экслибрис предоставляет широкие возможности для изучения истории книги, и, стало быть, истории художественной графики как таковой. Неслучайно первыми его собирателями были люди, преданные книжному знанию, обладавшие значительными книжными собраниями. Они и стали его первыми исследователями. У. Г. Иваск, А. фон Мекк, Р. Фрейман, В. Верещагин, П. Эттингер, В. Адарюков, Вс. Воинов - эти имена известны сегодня каждому коллекционеру экслибриса в нашей стране.
Природа всякого интеллектуального (марки, монеты, медали, миниатюрные книги и т. п.) собирательства такова, что под эгидой какого-либо сообщества людей объединяются те, кто имеет задатки исследователя, обширный кругозор и заметную социальную активность. «Любознательность заложена в человеческой натуре как решающее условие приобретения опыта. Одним из ее проявлений является потребность собирать и сравнивать, чтобы устанавливать сходство и различие в свойствах образцов», - пишет В. Федоров (93, С. 20). Есть и нечто другое, что притягивает к экслибрису людей. «Я понимаю коллекционеров экслибриса, их японскую страсть к бумаге особого сорта и крошечным картинкам, - вторит ему С. Азархи. - Сам он (художник Ю. Боровицкий.-А.В.) объясняет сей феномен европейским, имеющим католическую традицию уважением к печатному знаку, символу смысла, ... малые формы обязывают зрителя к напряжению ума и воли» (3, С. 25).
В наши дни, когда тенденция отхода экслибриса от книги стала очевидной и необратимой, он по-прежнему притягивает любителей и серьезных коллекционеров, но теперь уже в новом качестве. Эта графическая миниатюра не только удобна для перемещения и общения, но и, в отличие, скажем, от марок и монет, зачастую содержит более значительный объем художественной и общечеловеческой информации, заключенной в знаке. Этим экслибрис интересен не только для своего
владельца, которому изначально предназначен. Образы, заключенные в нем, имеют всеобщую эстетическую ценность.
Бесспорно, период вузовского становления личности является оптимальным для формирования будущего педагога-художника, ведь процессы познания и самопознания, оценки и самооценки, труда и самосозидания при изучении и создании художественных работ происходят почти синхронно. «Творческий процесс, - пишет В. Лебедко, ... является целостным процессом, охватывающим всю личность, в которой одно взаимосвязано с другим. Сюда относятся и использование имеющегося опыта, и техническая подготовка, и овладение мастерством, и взгляд на жизнь как на материал для творческих достижений, и подбор художественного материала для осуществления намеченного плана, и интерес к замыслу, и кропотливый ежедневный труд» (55, С. 12).
Можно написать хорошую картину, сделать отличное оформление книги, но осмыслить и потом описать ход творческого процесса от замысла до его воплощения - задача более трудная. А объяснить-растолковать ход работы своим ученикам - тут таланта и психологических знаний не хватает даже признанным мастерам, не говоря уже о молодых специалистах.
Научная и практическая ЗНАЧИМОСТЬ диссертации состоит в том, что разработанные автором методические рекомендации по проведению занятий экслибрисом позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете, способствуют развитию художественного восприятия и творческих способностей. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по истории развития экслибриса; при разработке учебных пособий по графике; при чтении спецкурсов по композиции, а также в качестве
практического руководства и наглядного пособия по выполнению экслибриса как произведения малой графики (в особенности благодаря приложениям диссертации). Разработанная методика проведения педагогического эксперимента может использоваться в дальнейших исследованиях, связанных с профессиональной подготовкой студентов ХГФ, а также смежными проблемами, в частности: по определению общекультурного уровня учащейся личности, ее способности к самооценке, способности интерпретировать литературный текст и другими. Результаты исследования также могут использоваться при совершенствовании программ специальных художественных дисциплин (рисунок, композиция, художественная графика) и при написании учебных пособий. Для этого автором было подготовлено пособие «Экслибрис» (изд-во ХГПУ, 2003), где отражено основное содержание диссертации, адаптированное для студентов ХГФ и всех заинтересованных лиц. Наконец, было уточнено содержание понятия «экслибрис».
Принадлежащий изобразительному искусству и истории, реализующийся в каждом конкретном случае благодаря союзу библиофила - коллекционера и художника, экслибрис необходимо изучать с равновеликим вниманием как с одной, так и с другой стороны. Это будет возможно лишь тогда, когда исследователь будет обладать суммой знаний о художественной, знаковой, библиофильской природе экслибриса. Творческое взаимопонимание художников, философов, психологов, библиофилов, коллекционеров, художественных критиков способно оказать живительное воздействие на процесс развития экслибриса и стать стимулом максимального внимания к нему со стороны молодых творческих сил. А это уже напрямую относится к нам - художникам-педагогам. Подобную задачу и призвано решить настоящее исследование.
Краткая история развития экслибриса
Закономерным продолжением нашего исследования будет краткое рассмотрение истории экслибриса, что позволит обозначить те «точки роста», без знания которых невозможно профессиональное осмысление проблемы. Ведь художественный вкус не может развиваться на одних только новейших произведениях. Необходимо изучение всего художественного предания, завещанного нам от прошедших времен.
«Изучение экслибриса как художественно-образной модели предполагает соблюдение исторического подхода», - утверждает современный исследователь книжного знака М. Жаксыгарина (34, С. 20).
Знание истории экслибриса позволит в нашей деятельности по формированию личности художника-педагога увидеть особый смысл, определить новые ее грани. Во-первых, общение с экслибрисом предполагает наличие способности к художественно-образному мышлению. Человек, которому чуждо общение с Книгой, не сможет понять художника, тратящего время на создание графической миниатюры да еще с использованием эстампных техник. Во-вторых, мелкая пластика - удел немногих профессионалов, людей, способных проявить на мельчайшей площади композиции не только свое мастерство, но и выразить глубокое содержание. Таковыми были Ж. Калло и Ф. Буше, А. Дюрер и Рембрандт, А. Зубов, Н. Уткин и другие знаменитые граверы.
Наконец, современный образ художника-педагога неразрывно связывается у нас с неким культурным набором знаний, норм и принципов, выработанных историей общества и историей искусства. Сюда можно отнести безупречное владение родным языком, общую эрудицию, моральные принципы, профессиональную состоятельность и т. п. Перечисленными качествами обладали наши знаменитые предшественники - художники и другие деятели культуры, о которых мы знаем благодаря книгам о них, их коллекциям, их книжным знакам.
Кроме того, знание истории возникновения и развития книжного знака позволит нам:
понять причину удивительной жизнеспособности этого некогда элитарного искуссва, сохранившего свою специфику от начала книгопечатания до начала третьего тысячелетия - быть символом интеллектуальной личности, т.е. человека, любящего и ценящего Книгу;
понять скрытый механизм некоторых причинно-следственных связей, происходивших в культурной жизни российского общества, t начиная с эпохи Петра I. Экслибрисы тех времен являются, пожалуй, единственными свидетелями и хранителями следов пребывания многих известных тогда государственных деятелей на государственных постах; знаки характеризуют их именно с частных позиций;
определить ведущие тенденции в развитии искусства малых форм, создав предпосылки к его дальнейшему изучению;
в своей художественной и педагогической практике иметь верный ориентир - «большие достижения в графике малых форм» -экслибрисах А. Дюрера и Г. Гольбейна, Ван дер Спайка и Д.Уорвика, К. Сомова и М. Добужинского, В.Фаворского и А. Кравченко, Д. Митрохина и А. Калашникова и многих других мастеров графической миниатюры, а также тех художников, чье обращение к экслибрису они называли «забавой»;
понять истинную причину коллекционерской страсти многих замечательных людей к поиску и собиранию этих миниатюр;
уяснить благородную роль книжного знака как связного во времени и пространстве и одновременно как личного знака - брэнда, говорящего о его владельце много больше современных personal card.
Историческими предпосылками возникновения экслибриса являются следующие факторы.
1. Наличие родовой (фамильной) собственности.
2. Развитие частной собственности во всех сферах жизни средневекового общества привело к возникновению объектов интеллектуальной собственности (художественные изделия и книги)
3. Стремление знати увековечить свой род и имя привело к возникновению гербов и, позднее, суперэкслибрисов.
4. Существование обычая помечать особо ценные вещи особым образом - знаком, который уберегал от воровства, т. к. признавался судом (Германия).
5. Возникновение книгопечатания в Европе и на Руси дало импульс появлению и распространению различных видов печатного книжного знака.
Значение, место и роль экслибриса среди графических искусств
Любое научное исследование предполагает возможность анализа явления или объекта в рамках системы отсчета какой-либо произвольно избранной или единственно возможной шкалы. Потому определение места экслибриса в существующей системе графических искусств является необходимым условием его научно-методического изучения.
Потребность теоретического рассмотрения места и роли искусства экслибриса возникает, в первую очередь, для того, чтобы атрибутировать новое понятие, и, во-вторых, чтобы выработать рекомендации по изучению и методике преподавания экслибриса на художественно-графическом факультете.
Уже давно признано, что «экслибрис является тем пробным камнем графика и гравера, которым определяется степень книжно-графического искусства того или иного художника, т.е. книжный знак требует и композиционных умений, и знания законов построения шрифта, и декоративно-символической изобретательности» (81, С. 21). В последние десятилетия в руках профессионалов внешний облик экслибриса приобрел некоторые особенности художественно-графического произведения, связанные с принятыми законами композиции, правилами стилевого решения и требованиями графической декоративности.
Феномен экслибриса интересен для нас, преподавателей и студентов художественно-графического факультета, прежде всего тем, что представляет собой рисунок, графическую композицию, особый вид графики. Ведя свое происхождение от книги, экслибрис вместе с иллюстрацией оказался выразителем многих художественных и стилевых исканий литературы своего времени. И хотя художник-иллюстратор и автор книжного знака почти всегда ничего не знали друг о друге, графический язык одного художника оказывался созвучным языку другого. Ведь специфика любой графической композиции сохраняется независимо от века.
Понятие «графическая композиция» принадлежит к числу базовых понятий изобразительного искусства наряду с такими, как «рисунок», «пластика» и т. д. И если рисунок справедливо считается «каркасом» искусства и художественной школы, то графическую композицию с полной уверенностью можно назвать «каркасом» художественного произведения.
Графическая «речь» художника неповторима. За ней стоит сразу несколько типов творца - от вдохновенного артиста до мастера-резчика и ювелира. «Если рисунок ценился за способность непосредственно отразить пластическую мысль и натурное впечатление, то гравюра с ее жесткими контрастами черного и белого, линии и пятна тяготела к философским обобщениям: в гравюрном оттиске натура представала в главных качествах, в диалектике света и тьмы, экспрессии и покоя, прозрачности и наполненности. Общим было лишь противостояние живописи. Не будучи способна соперничать с ней в полноте отражения мира, вся графика утверждалась как искусство выражения», - пишет Г. Елыпевская (31, С. 7).
Весьма показателен в этом смысле и современный экслибрис, где материалом для рождения творческого замысла оказывается что угодно преобразованная и «пересочиненная» реальность, литературные, исторические и культурные реминисценции и т. д., и т. п.
Рассуждая о месте экслибриса среди графических искусств, Б. Виппер пишет: «Разумеется, exlibris - маленькая периферийная область графики и все-таки она представляет собой интерес, так как вскрывает специфические особенности графического стиля (и языка-А. В.)» (15, С. 72) ...был момент, когда книжный знак грозил задушить все остальные виды графики. К счастью, этот экслибрисный угар продолжался не очень долго, и область книжного знака вновь заняла подобающее ей не очень крупное, но все же существенное место среди других видов графического искусства» (там же).
Несмотря на присущие экслибрису черты орнамента и качества декоративного знака, графическая композиция экслибриса изобразительна в большей степени, нежели декоративна. Данное утверждение спорно, но не абсурдно, ведь во-первых, «освоение каждым видом (искусства) опыта смежных искусств было и остается процессом плодотворным, поскольку оно расширяет творческие возможности данного вида искусства, делает его более гибким, более емким по содержанию» (43, С.23), а во-вторых - « по характеру своей деятельности художник-педагог должен знать специфику изобразительного и декоративно-прикладного искусства» (101, С. 9).
Рассмотрим сравнительную таблицу, которая дает наглядное подтверждение приведенному высказыванию. (См. след. стр.).
Многие исследователи экслибриса среди художников и педагогов (В. Фаворский, А. Сидоров, П. Павлинов, Ю. Герчук) сходятся в том, что графика вобрала те виды художественного творчества, которые обладают отличными от живописи свойствами. Основными среди них принято считать: отношение творимого образа-изображения к пространству (построение композиции) и изобразительная основа (способ получения изображения). С учетом этих обстоятельств экслибрис смотрится весьма органично среди произведений станковой и прикладной графики. Миниатюрные размеры (до 13 см по большой стороне)- важная характеристика книжного знака.
Экслибрис в системе преподавания курса «Художественная графика» на ХГФ педагогического вуза
В овладении мастерством художественная графика как вид изобразительного искусства занимает одно из ведущих мест. В теории это означает глубокие познания специалистом основ своего дела, а на практике - динамичную способность оперировать этими познаниями в ходе обучения.
В свете вышесказанного на первый план должны выдвигаться те компоненты обучения, которые позволят максимально реализовывать решение учебных и воспитательных задач конкретной художественной дисциплины. Курс «Художественная графика. Эстамп» способствует этому в части:
познания законов и закономерностей композиции;
осмысления основных составляющих художественного произведения
изучения психологических основ личности школьника, его возрастных, индивидуальных и др. особенностей;
использования межпредметных связей на занятиях рисунком, композицией, историей искусств и др.;
умения создавать творческую атмосферу, осуществлять постепенный переход к реализации поставленных задач;
нацеливания студентов на максимальную отдачу полученных знаний, на преобразование мира не только по меркам целесообразности и природосообразности, но и по законам красоты. Основу личности художника составляет развитое наглядно-образное мышление, которое формируется главным образом в ходе творческой деятельности. Когда перед художником встает задача создания художественного произведения, на первый план выдвигается его способность к композиционному мышлению или к созданию композиции. Исследователи выделяют несколько критериев, с помощью которых можно определить степень сформированности у учащихся способности к композиционному мышлению:
умение мыслить пространственно; умение моделировать изобразительное пространство в соответствии со смысловым содержанием;
способность к образному видению, ассоциативному восприятию, выделение в натуре главного и второстепенного;
умение отбирать условные знаки изобразительного языка: линию, штрих, пятно;
способность мыслить в материале, т. е. оптимально использовать выразительные возможности художественных материалов (42, С. 11).
Добавим к приведенным выше критериям разработанные нами в ходе проведения занятий по экслибрису:
умение оперировать разновременными и разнопространственными образами;
способность оперировать культурно-историческими символами для создания художественного экслибриса;
умение оперировать элементами, принадлежащими различным видам искусств: графика (рисунок, граф. техника); ДПИ (орнамент, виньетка и т. д.); словотворчество (надпись, девиз); дизайн.
Экслибрис (искусство книжного знака) в качестве учебно-творческого задания включен в программы некоторых художественных вузов и художественно-графических факультетов педагогических вузов. Однако доля отведенного на это учебного времени столь мала (например на ХГФ ХГПУ -12 часов в 3 семестре), что говорить о сколько-нибудь серьезном его изучении не представляется возможным.
В новых программах дисциплин предметной подготовки «Изобразительное искусство и черчение» (75) тема изучения и создания графического знака представлена в курсе программы «Художественно-производственная графика». И хотя «... разработка геральдики (герб факультета, эмблема учебной дисциплины, герб семьи)» (75, С. 311) в качестве задания для практической работы на ХГФ является положительным фактом, тем не менее наша проблема нуждается в более глубоком ее исследовании.