Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Тютюнова Юлия Михайловна

Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис
<
Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тютюнова Юлия Михайловна. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:00-13/817-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КРАТКОСРОЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЖИВОПИСИ 12

1.1. Концепция процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи: целевая установка - упражнение -сенсомоторная реакция - навык - деятельность 12

1.2. Анализ основных понятий учебных краткосрочных изображений в исследуемом процессе: рисунок, кроки, набросок, зарисовка, этюд, эскиз, клаузура, нашлепок 24

1.3. Основные закономерности и принципы развития системы "глаз-мозг-рука" в процессе формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи 33

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КРАТКОСРОЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЖИВОПИСИ 48

2.1. Варианты выполнения краткосрочных изображений в контексте процесса формирования профессиональных и специальных навыков 48

2.2. Живописные приемы и профессиональные материалы в учебных краткосрочных изображениях 56

2.3. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи как целостный процесс обучения студентов 68

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 83

3.1. Педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий) 83

3.2. Замечания к практическим занятиям по экспериментальной программе "Краткосрочные изображения в живописи" в условиях подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 116

БИБЛИОГРАФИЯ 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 133

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность заключаются в разработке эффективной методики формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи у студентов высших учебных заведений в условиях подготовки их по художественно-графическим и технологическим специальностям (030800-Изобразительное искусство, 05 23 00-Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 051800-Живопись, 051900-Графика, 230600-Домоведение и др).

Актуальность данного исследования определяется недостаточным уровнем и степенью разработанности вопросов, связанных с формированием профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Исследуемая нами проблема односеансного этюда в пределах от нескольких минут до трех часов является актуальной на всех уровнях общего и профессионального образования, а также на всех ступенях специальной подготовки, где краткосрочные изображения одновременно выступают основой и профессии, и специальности. В связи с использованием в диссертационном исследовании терминов "профессиональные" и "специальные" навыки, возникла необходимость их раскрытия. В справочной литературе понятия "профессия" и "специальность"находятся в соотношении друг к другу как главное и основное, по сути своей очень близки, но не тождественны: профессионалом можно назвать специалиста своего дела, который приобрел необходимые качества в результате специальной подготовки. Таким образом, специальность является неотъемлемой частью профессии.

По нашим данным, главным противоречием вузовского обучения в условиях жесткого лимита академического времени является сформировавшийся у студентов житейский опыт - с одной стороны и специальные требования государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ - с другой. Отсюда вытекают частные требования к научной обоснованности

процесса обучения живописи. В этой связи преподаватель оказывается перед дилеммой: либо целенаправленное формирование профессиональных и специальных навыков, определяющих качество подготовки будущих специалистов, либо стихийная, неорганизованная деятельность.

Научно обоснованные методические установки, закладывающие основы профессионального мастерства, всегда были актуальны. Не случайно в европейских и отечественных академиях теория живописи означала глубокое знание своего дела будущим специалистом, а практика - способность грамотно оперировать профессиональными и специальными навыками. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, существенно. Именно практическое и многократное использование разнообразных технических и художественных приемов живописи (заливки, отмывки, лессировки, мозаичный набор и т.д.) способствует целенаправленному формированию профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения. Только мастер, виртуозно владеющий навыками работы, может создать неповторимый художественный образ.

Проблема обостряется еще и тем, что традиционная живописная практика совершенствовалась как длительное многосеансное упражнение, а художественно-педагогическая и дизайнерская деятельность предполагает принципиально иную временную базу. Например, учительский рисунок по существу воспринимается учениками как схематичный образ, или как специальная реплика по ходу 2 - 3-х минутной поправки учебной работы. Очевидно, выпускник высшего учебного заведения должен безукоризненно владеть навыками профессионального изображения, быть высоко квалифицированным специалистом. К сожалению, в регионах, как правило, 75% учителей не имеют достаточного специального образования. Из пяти уроков лишь на одном можно увидеть грамотный показ элементарных приемов работы кистью.

Необходимость постановки и рассмотрения проблемы формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи диктуется также и тем, что цвет как основное изобразительное средство воспринимается человеком практически мгновенно и в десять раз быстрее, чем форма. Однако, что очень важно, адаптация к цвету наступает через 5 — 10 минут, а при определенной активности зрительного восприятия и его тренировки этот период может быть увеличен в два - три раза.

Как убеждает учебно-творческая практика, цвет в изображениях воспринимается одновременно и как пятно на картинной плоскости и как третья координата пространства. Этим обуславливается еще одно существенное противоречие в обучении живописи: на двухмерной плоскости листа создается иллюзия трехмерного пространства. В этой связи, наиболее сложной частью живописного тренинга является глубинность цвета. Поэтому не случайно при изображении глубины живописного пространства художники одновременно используют все три свойства цвета: цветовой тон, светлоту и насыщенность. Взаимосвязью данных свойств, обусловлена особая сложность восприятия натуры, как мгновенной реакции художника на все три признака.

Изучению основных теоретических вопросов диссертационной проблемы способствовали труды ряда отечественных ученых-методистов, внесших значительный теоретический вклад в развитие вузовской художественной педагогики и методики. Это прежде всего идеи и концепции, утверждающие реалистическую природу изображения, которая в изобразительных искусствах является основой художественного образа. Их авторами явились: Г.В. Беда, Н.Н.Волков, СЕ. Игнатьев, Д.Н. Кардовский, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, В.К.Лебедко, Н.Я. Маслов, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б.Смирнов, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.

В работе над диссертацией использован значительный искусствоведческий материал, который содержится в трудах, посвященных школе изобразительного искусства. Их авторами являются Л.Альберти, Леонардо да Винчи, Дж. Вазари, Ченнино Ченнини, П.П. Чистяков, MB. Алпатов, A.M. Лаптев, О.А. Лясковская, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, Д. Рейнольде, К.Ф. Юон, А.А.Иванов, И.Н.Крамской, В.Д.Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.М.Васнецов, М.А. Врубель, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов и др.

Рассматривая краткосрочное изображение в живописи как одну из форм правдивого художественно-образного отражения видимого мира на картинной плоскости, мы стремились использовать жизненное богатство его содержания и эмоционально-выразительное разнообразие форм в теории и методике обучения изобразительному искусству. В этой части исследования мы обращались одновременно и к историческим документам, и непосредственно к художественно-творческой практике выдающихся мастеров живописи.

В анализе и научно-теоретическом обосновании практических и методических вопросов по проблеме формирования профессиональных и специальных навыков мы опирались на результаты исследований по физиологии и психологии. Авторами основных трудов являются: Б.Г.Ананьев, А. Арнхейм, Н.А.Бернштейн, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Р. Вудвортс, PJL Грегори, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, Ж. Пиаже, И.М. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, И.М. Фейгенберг и др.

В области общей психологии и педагогики, а также методики и дидактики учебного процесса мы опирались на труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я. Лернера, Н.Ф. Масловой и др.

Однако все эти исследования лишь в самом общем виде затрагивали проблему формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. В этом смысле настоящая диссертация явилась обобщением многочисленных результатов ранее проведенных

исследований. Поскольку проблема формирования профессиональных и специальных навыков в живописи пока еще не была предметом специального изучения, диссертацию можно рассматривать как одну из первых попыток целостного осмысления данного вопроса. При этом, разумеется, мы далеки от претензии на исчерпывающее его толкование. Тема исследования, по существу, находится в границах ряда областей: художественно-творческой практики, истории искусств, теории цветоведения, методики академической живописи, физиологии и психологии человека, художественного творчества.

В данном исследовании была поставлена задача построения оптимальной методической системы на базе обобщения уже апробированных, наиболее эффективных методов обучения живописи, оправдавших себя на практике общего и профессионального образования по сокращенным программам. Подготовка специалистов в сокращенные сроки весьма остро нуждается в научно обоснованных программах и методических рекомендациях по формированию профессиональных и специальных навыков в условиях жесткого лимита времени. Отсутствуют исследования быстрых односеансных этюдов с натуры, раскрывающие пространственно-временные особенности и закономерности формирования профессиональных и специальных навыков у студентов. Решение данной проблемы дает возможность качественно повысить уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров.

По данным проведенного исследования, в организации учебного процесса назрела необходимость изучить условия, методы и формы ускоренного формирования профессиональных и специальных навыков. Специалисты настойчиво предлагают срочно разработать и апробировать методические рекомендации учителям и составить программы их переподготовки в предельно короткие сроки. Эта потребность, возникшая в современной художественно-

педагогической практике, определила общую проблематику, направленную на систематизацию научного знания по теме исследования.

Анализ действующих государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ художественно-графических факультетов и собственный опыт автора в области педагогики свидетельствуют о том, что процессу формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи недостает теоретического обоснования всего комплекса современных и доступных методических пособий, программ, рекомендаций. При этом мы высоко ценим научные разработки и опыт ряда авторов, занимавшихся отдельными положениями применительно к специфике своего исследования. Их мы подробно рассматриваем в тексте диссертации.

Вышеизложенное послужило причиной выбора следующей темы исследования: "Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (на материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров)".

Объект исследования - учебно-творческая деятельность студентов высших учебных заведений, направленная на овладение художественной практикой изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и художественного образования.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи.

Целью исследования является разработка эффективной, рациональной, научно обоснованной и экспериментально проверенной методики по формированию профессиональных и специальных навыков в живописи, и определение ее места в структуре учебного процесса: рисунок — живопись -композиция.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в условиях лимита академического времени эффективное формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи у студентов художественно-графических факультетов и факультетов технологии, предпринимательства и сервиса, представляется возможным, если в процессе обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя формы, методы и приемы краткосрочного тренинга по живописи, позволяющие обеспечить требуемый уровень учебно-творческой подготовки, а также специальные средства обучения живописи.

Для решения проблемы и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

  1. изучить труды по проблеме исследования в области методики обучения изобразительному искусству, художественно-творческой практики, искусствоведения, психологии и физиологии, философии и педагогики;

  2. провести анализ процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, установив при этом взаимосвязь дидактических принципов с академическими требованиями по специальности;

  3. разработать учебную программу по формированию профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи;

  4. экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики. Методологической базой исследования явились труды по физиологии

человека, психологии зрительного восприятия, теории изобразительного искусства, психологии и методики преподавания изобразительного искусства, психолого-педагогические концепции формирования профессиональных и

специальных навыков; теоретические и методические разработки художников-педагогов в области преподавания живописи.

Методы исследования определялись характером решаемых задач. Основные из них сводились к следующему:

  1. анализ и обобщение передового педагогического опыта, художественно-творческой практики мастеров живописи, существующих программ, учебников и методических пособий, архивных документов по проблеме исследования;

  2. изучение специальной литературы по теме исследования в области смежных отраслей научного знания;

  3. педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего (обучающего) этапов;

  4. анкетирование на выявление проблемных моментов в процессе формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, интервью и беседы с ведущими профессорами, преподавателями и студентами художественно-графических факультетов, а также факультетов технологии, предпринимательства и сервиса (ТПС);

  5. анализ произведений мастеров живописи.

Научная новизна исследования определяется теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методической системы, обеспечивающей эффективность формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи при подготовке учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства, а также дизайнеров.

Теоретическая значимость. Созданная программа, разработанные методические рекомендации, а также материалы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований.

*

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании их в практике преподавания дисциплин изобразительного цикла, при разработке учебных программ и создании учебной литературы.

Концепция процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи: целевая установка - упражнение -сенсомоторная реакция - навык - деятельность

Изучение документальных и вещественных памятников изобразительного искусства убеждает нас в том, что в художественно-творческом опыте мастеров, наряду с интересом к таланту, как дару божьему, не меньший интерес вызывает профессионализм, как целостная система развития ремесленных навыков, ценившийся столь же высоко.

Как убеждают исследования по истории искусства, основой профессионального тренинга выдающихся мастеров живописи были и остаются краткосрочные изображения, выполненные главным образом кистью и карандашом. В художественно-творческой практике краткосрочные изображения чаще всего носят прикладной характер. В учебной же практике по живописи они выступают главной формой обучения и их, очевидно, следует рассматривать, как тренинг, в трех этапах изобразительного процесса: восприятие, абстрагирование, изображение.

Анализ изученной нами литературы показал, что основными задачами и целями краткосрочных изображений традиционно принято считать изучение и изображение предметов быта, пейзажа, архитектуры, человека, животного мира, линейной и воздушной перспективы и т. д. Наряду с вышеперечисленным, на наш взгляд, краткосрочные изображения могут являться средством для решения важнейшей задачи при подготовке специалистов, а именно, систематическое их выполнение представляет собой основу для формирования профессиональных и специальных навыков.

Занятия этюдами и набросками, как с натуры, так и по памяти, являются условием достижения необходимых технических навыков в рисунке, живописи и композиции. Основной сферой применения краткосрочных изображений » является изобразительное искусство, поскольку они представляют собой одно из удобнейших средств фиксации жизненных впечатлений, сбора изобразительного материала к композициям, выражение замысла и поисков пластического решения темы задуманного произведения. Помимо вспомогательной функции в творческой практике художников, краткосрочное изображение по праву признано необходимым в работе людей самых различных профессий (естествоиспытателей, ученых, учителей, дизайнеров, инженеров, строителей, конструкторов и др.).

Профессиональные изобразительные навыки, являясь необходимым компонентом при создании изображения, наиболее эффективно формируются на занятиях, посвященных этюдам, наброскам и зарисовкам. Избыточная информация о предмете часто может так и остаться без практического применения, на уровне теоретического их познания. Следовательно, без владения навыками, которые, в сущности, являются основой любой деятельности, никакая учебная практика невозможна. Первобытный человек ничего не знал об изложенных в учебнике правилах. Несмотря на это, наскальные линейные и пятновые наброски поражают нас своей выразительностью и завершенностью (ил. 1,2).

В конечном счете, попытки выделить навык из художественно творческой практики, привели к появлению таких курсов и дисциплин как техническое рисование и черчение, которые, по сути своей, ограничивались геометрическими образами. В частности, при этом использовались три группы геометрических тел: куб-шар, пирамида-конус, призма-цилиндр. На этой основе были разработаны формальные теории образных схем, обслуживающих научно-техническую деятельность. Художественно-творческая деятельность основывается на образах природы и развивается как гармония образа и навыка, которые совершенствуются от ремесла к мастерству и от мастерства к творчеству.

Существуют и другие концепции развития художественно-творческого образования. В частности, от образа к ремеслу. Нам представляется возможным объединить эти две концепции в одну, где образ и навык представляют собой неделимое целое, способное развиваться и совершенствоваться при условии их единства в учебном процессе.

Анализ изученных нами трудов в области физиологии (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Н. Крестовников и др.) и психологии (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.) показал, что основой формирования навыков является установление прочных связей сенсомоторнои реакции. Закономерности становления, развития и формирования живописных навыков ничем не отличаются от аналогичных процессов любых других двигательных реакций. Из этого следует, что необходим учет физиологических и психологических особенностей в процессе обучения живописи.

Рассмотрим механизм выработки навыка с позиций психофизиологии.

Опубликованные специальные исследования убеждают нас в том, что физиологической основой овладения навыком является динамический стереотип (зафиксированный порядок условно-рефлекторных действий, основанный на деятельности больших полушарий головного мозга), т. е. определенная система нервных связей. Отличительной особенностью, результатом и целью навыка является достижение автоматизма реакций. Чем меньше силы затрачивается на движение, тем точнее само движение. Очевидно, исследуя проблему формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, мы имеем дело с классическим примером "сенсомоторного научения", которое сводится к установлению новых связей между перцептивными и моторными компонентами реакции.

Варианты выполнения краткосрочных изображений в контексте процесса формирования профессиональных и специальных навыков

Перед каждым студентом, начинающим осваивать изобразительную грамоту в процессе выполнения краткосрочных изображений стоят общие задачи: воспитывать в себе наблюдательность, развивать моторику руки, добиваться профессионального видения. Вместе с этим, наброски и этюды должны преследовать определенные учебные цели: служить средством познания окружающей действительности, а также использоваться в качестве специального тренинга.

При выполнении краткосрочных изображений необходимо учитывать специфику каждого конкретного задания. Не следует, например, смешивать задачи цветового наброска, где обязательны обобщенность, предельная лаконичность и некоторая условность решения (отсутствие фона, в ряде случаев - ограниченность цветовой гаммы и т. д.) и живописного этюда, в котором более полно и последовательно решаются живописные задачи, внимательно прослеживаются цветовые отношения, осуществляется основательная работа над формой, деталями.

Несмотря на очевидное разнообразие задач, которые ставятся при выполнении краткосрочных изображений, существуют общие обязательные принципы, которые соблюдаются как при выполнении картин, так и при написании этюдов. Например, необходимо усвоить последовательность выполнения работы, придерживаясь принципа работы от общего к частному и наоборот.

Практика обучения изобразительному искусству убедительно показывает, что качество усвоения учебного материала каждым студентом зависит от строгой методической последовательности при работе, а также следующих этапов выполнения краткосрочного этюда:

1. Композиция и подготовительный рисунок этюда:

- выбор цветовой гаммы, точки зрения и формата изображения;

- определение пропорций, движения и характера натуры; линейно-конструктивное построение.

2. Живописное изображение:

- определение общего цветового тона;

- построение тоновых и цветовых отношений в пределах определенной гаммы;

- лепка цветом основных форм.

3. Завершение этюда:

- акцентирование композиционного центра;

- окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда, усиление или ослабление деталей по цветовому тону, светлоте и насыщенности;

- обобщение всех частей изображения в единое гармоничное целое.

Выбор точки зрения, которая помогает увидеть и запомнить характерное в колористическом строе натуры, является важным вопросом. Для его решения выполняется множество композиционных поисков, маленьких этюдов-"нашлепков", из которых выбирают наилучший в цветовом отношении вариант.

Быстрые этюды-малютки играют вспомогательную роль и служат для уточнения цветовых или тональных отношений, помогают понять тональные и цветовые соотношения и динамику пятен крупных форм, уяснить положение композиционного центра по отношению к плоскости листа, основные пропорции цветового строя.

Проанализаровав общий цветовой строй постановки, выделив акценты, приступают к работе над подготовительным рисунком (ил. 11).

Последовательность выполнения подготовительного рисунка достаточно проста: выполняют композиционное расположение предметов на плоскости с последующим линейно-конструктивным построением. Образное рисование (ил. 13), а также линеарное построение - наиболее распространенный способ выполнения подготовительного рисунка. Линеарный способ широко распространен в изобразительной деятельности. Основной задачей линейно-конструктивных изображений является выявление структуры предметов, положения их в пространстве.

Предшествующее работе над краткосрочным этюдом выполнение цветового "нашлепка" столь же целесообразно, как и необходимо. На первом впечатлении от натуры базируется вся работа над колоритом этюда. Поэтому очень важно передать цветом непосредственное впечатление от натуры. Если образ изображения с самого начала не определился по общему цветовому тону и тоновому состоянию, то в дальнейшем трудно рассчитывать на успешную организацию цветового строя изображения. Переходя к проработке объемной формы предметов, учитывают теплохолодность. Для этого в поле зрения необходимо держать всю постановку, не задерживая долго взгляд на предметах в отдельности.

Педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий)

Исследование процесса формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи осуществлялось на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета Орловского государственного университета. Основанием для проверки и обсуждения выдвинутой гипотезы послужил педагогический эксперимент, включивший в себя три этапа: констатирующий (1996-97), поисковый (1997-98) и формирующий (1998-2000). Результаты исследования подробно освещались на семинарах и межвузовских конференциях.

На всех этапах педагогического эксперимента структура занятий включала в себя:

1) изложение учебного материала (постановка конкретных целей и задач для каждого задания, включающего обязательный наглядный показ преподавателем приемов выполнения изображения);

2) выполнение краткосрочных изображений (самостоятельная работа студентов, которая вначале носит репродуктивный характер, впоследствии же приобретает творческие черты);

3) использование наглядных пособий (произведения великих мастеров прошлого, материалы методического фонда, студенческие работы).

Задачи экспериментального исследования, решались нами посредством выбора конкретных методов. Основные из них сводились к следующему:

1) анализ и обобщение передового педагогического опыта, художественно-творческой практики мастеров живописи, существующих учебников и учебно-методических пособий, архивных документов, программ и т. д. по проблеме исследования;

2) изучение специальной литературы по теме исследования в области смежных отраслей научного знания;

3) педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего (обучающего) этапов;

4) анкетирование на выявление проблемных моментов в процессе формирования профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи, интервью и беседы с ведущими профессорами, преподавателями и студентами художественно-графических факультетов, а также факультетов технологии, предпринимательства и сервиса;

5) анализ произведений мастеров живописи.

Систематическое экспериментальное обучение проводилось с 1996 года. В задачи констатирующего этапа эксперимента (1996-97) входило:

установить уровень профессиональной подготовки студентов экспериментальной и контрольной групп;

выявить уровень сформированности художественно-образного восприятия при выполнении краткосрочных изображений;

выявить уровень владения сенсомоторными навыками при выполнении краткосрочных изображений.

В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие студенты I - 5 курсов художественно-графического факультета и 1 - 3 курсов факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета, а также учащиеся 1-3 курсов Орловского художественного училища.

Похожие диссертации на Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного ис