Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Усачева Ольга Викторовна

Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе
<
Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усачева Ольга Викторовна. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе : 13.00.02 Усачева, Ольга Викторовна Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе (на материале вузовской подготовки учителя музыки) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-13/665

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретические основы освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе 12

1. Музыкальный стиль как предмет слушательского освоения 12

2. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в процессе вузовской подготовки будущего учителя

Глава вторая. Освоение стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе теоретико методической подготовки студентов

1. Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки 77

2. Формирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки 106

Выводы 149

Библиография 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное музыкальное образование ставит задачи приобщения учащихся к миру музыки во всем её жанровом и стилевом многообразии, формирования у них широкого музыкального кругозора, потребности в общении с музыкой различных исторических, этнических, национальных традиций. В связи с этим одним из актуальных направлений музыкально-педагогической науки и практики последних десятилетий представляется стилевой подход к обучению музыке, реализуемый в русле гуманистической парадигмы современного образования и обеспечивающий непрерывное взаимодействие музыкальной культуры и педагогики музыкального образования в их историческом становлении и развитии.

В педагогике общего и профессионального музыкального образования накоплен значительный опыт в сфере изучения проблемы обучения музыке на стилевой основе. В системе общего и дополнительного музыкального образования отдельные аспекты данной проблемы получают рассмотрение в работах Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, Е.В. Николаевой, Э.И. Плотицы, С.Л. Старобинского и др. Значительная часть исследований посвящена проблемам реализации стилевого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей-музыкантов в музыкально-теоретических (Т.Н. Клочкова, Л.А. Секретова), музыкально-исторических (Н.А. Голубева, Н.М. Провозина, Л.А. Рапацкая), музыкально-исполнительских классах (А.Я. Карелин, А.И. Николаева) средних и высших учебных заведений. В работах Л.В. Кикнадзе, В.М. Ковалевой, Е.В. Николаевой стилевой подход к обучению музыке рассматривается в историко-педагогическом ракурсе.

Однако, если освоение музыкального стиля учащимися - проблема, широко разрабатываемая в музыкально-педагогической науке, то подготовка студентов к реализации стилевого подхода к обучению музыке в их будущей

профессиональной деятельности до сих пор остается вне поля зрения исследователей.

В то же время, практика показывает, что для современного учителя музыки переосмысление с педагогических позиций собственных музыкальных знаний о том или ином стиле и соответствующих музыкально-аналитических умений представляет значительную трудность. Это убеждает в том, что в процессе подготовки музыкально-педагогических кадров большое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации стилевого подхода к обучению музыке в школе.

Анализ музыкально-педагогической литературы, посвященной вопросам стилевого подхода к обучению музыке, показал, что в системе общего музыкального образования наиболее широкими возможностями с точки зрения освоения школьниками музыкального искусства в его стилевом многообразии обладает слушание музыки как один из основных видов их музыкальной деятельности на уроке. Принимая во внимание накопленный в педагогике музыкального образования опыт обучения музыке на стилевой основе, в настоящем исследовании была выдвинута проблема освоения будущими учителями стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе.

Отмеченное выше противоречие между практической потребностью в подготовке будущих учителей к реализации стилевого подхода применительно к слушанию музыки в школе и теоретической неразработанностью содержания и процесса его освоения студентами обусловили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования заключается в совершенствовании профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки будущих учителей посредством освоения ими стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки учащимися.

Объектом исследования является процесс профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки будущих учителей музыки в вузе.

Предмет исследования - педагогическое руководство процессом освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки.

Задачи исследования:

выявить сущность, содержание и функции стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки учащимися в общеобразовательной школе;

разработать методику освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

выявить педагогические условия, способствующие освоению студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки в вузе;

опытно-экспериментально проверить содержание и организацию подготовки студентов к реализации стилевого подхода применительно к слушанию музыки в школе.

Гипотеза исследования:

Освоение студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в процессе их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки может быть эффективным, если музыкально-образовательный процесс будет направлен на педагогическую интерпретацию музыкального стиля, в ходе которой:

теоретические знания о музыкальном стиле будут представлены в форме категорий педагогики музыкального образования;

изучение студентами различных музыкальных стилей будет проходить с учетом слушательского освоения их школьниками;

собственный интонационно-слуховой опыт общения студентов с музыкой определенного стиля будет переосмыслен ими с позиций содержания и организации его освоения школьниками в слушательской деятельности;

стилевой музыкально-педагогический анализ проблемы слушательского освоения учащимися того или иного музыкального стиля будет осуществляться студентами в теоретическом и методическом ракурсах.

Методологической основой исследования являются: философские и искусствоведческие концепции художественного стиля В.В. Вейдле, Г. Вёльфлина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.Н. Соколова, О. Шпенглера; интонационная теория, разработанная в трудах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.М. Орловой, Е.А. Ручьевской, Б.Л. Яворского; основные положения музыковедческих исследований, посвященных проблемам теории и истории музыкального стиля Л.Г. Бергер, Н.В. Брагиной, Г.В. Григорьевой, Т.Н. Ливановой, М.Н. Лобановой, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, СЮ. Румянцева, С.С. Скребкова, В.Н. Холоповой; работы по психологии художественного восприятия и мышления Л.Л. Бочкарева, Л.С Выготского, Е.В. Назайкинского, А.А. Пиличяускаса, М.С Старчеус, А.Н. Сохора, А.В. Тороповой; общепедагогические работы В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и др.; музыкально-педагогические исследования Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, А.И. Николаевой, Э.И. Плотицы, СЛ. Старобинского, рассматривающие проблему обучения учащихся на стилевой основе в общем и профессиональном музыкальном образовании; музыкально-педагогические исследования Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой, Б.М. Целковникова, посвященные изучению различных аспектов профессиональной подготовки учителя музыки.

Методы исследования: анализ философской, искусствоведческой, музыковедческой, музыкально-психологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; музыковедческий и музыкально-

педагогический анализ образцов различных европейских стилей; анализ педагогического опыта реализации стилевого подхода к обучению музыке в школе и в вузе; педагогический эксперимент.

База исследования - музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно в период с 1999 по 2006 годы.

На первом этапе (1999-2001 гг.) определялась проблема исследования, изучалось её состояние в теории и практике общего и профессионального музыкально-педагогического образования, изучались содержание и структура профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки учителя музыки в вузе с точки зрения возможности освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки, формулировалась гипотеза исследования.

На втором этапе (2001-2004 гг.) проводилось теоретическое исследование поставленной проблемы, разрабатывалась модель стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе; определялись критерии оценки качества освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению данной модели в процесс профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов.

На третьем этапе (2004 - 2006 гг.) изучались педагогические условия освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки на теоретико-методическом этапе их профессиональной вузовской подготовки; уточнялись выводы и рекомендации по освоению студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

раскрыта сущность стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

выявлены и обоснованы функции стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в деятельности учителя;

определена логика освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе в процессе профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

определено содержание профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов, направленной на освоение ими стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки;

разработана методика освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе;

выявлены педагогические условия освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что освоение будущими учителями стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки позволяет повысить эффективность их профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки, расширить и систематизировать их музыкальные знания, умения и навыки, сформировать положительное и творчески-заинтересованное отношение к музыкальному стилю как предмету слушательского освоения школьниками. Основные положения, теоретические выводы и методические рекомендации могут быть использованы в вузовских курсах «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «История музыкального образования», «Методология педагогики музыкального образования», а также при подготовке музыкально-педагогических кадров в средних учебных заведениях. Материалы исследования могут оказать помощь учителю музыки при планировании и организации слушания музыки на стилевой основе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним изучением проблемы, использованием методов, адекватных его цели и задачам. Обоснованность теоретических и практических выводов исследования подтверждена анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.

На защиту выносится модель стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе как предмета освоения будущими учителями, согласно которой:

  1. Сущность стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки заключается в педагогической интерпретации музыкального стиля;

  2. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в музыкально-образовательном процессе выполняет следующие функции:

функцию педагогического «переинтонирования» учителем музыки собственных музыкальных знаний и интонационно-слухового опыта общения с музыкой определенного стиля;

диагностико-прогностическую функцию;

формирующе-преобразующую функцию.

3. Содержание теоретико-методической подготовки, направленной
на освоение студентами стилевого подхода к содержанию и организации слу
шания музыки включает следующие структурные компоненты:

эмоционально-ценностное отношение к музыкальному стилю и проблеме его слушательского освоения школьниками;

знания о различных музыкальных стилях и их направленности на восприятие слушателя, а также о целях, задачах, содержании и методах слушательского освоения школьниками музыкального стиля; о факторах, определяющих вариативность этого процесса;

умение применять знания о стилевом подходе при планировании, организации и оценивании результатов слушательского освоения музыкального стиля учащимися;

опыт творческой деятельности по организации содержания и процесса слушания музыки в школе на стилевой основе.

4. Процесс освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки школьниками предусматривает:

педагогическую интерпретацию студентами музыкального стиля посредством стилевого музыкально-педагогического анализа в теоретическом и методическом ракурсах;

концентрический принцип выстраивания учебного материала, где в качестве «ядра» выступает взаимосвязь и взаимообусловленность музыкального стиля и педагогической системы, направленной на его освоение;

последовательное расширение музыкального материала, начиная от наименее знакомых студентам музыкальных стилей - к более знакомым;

применение метода парного сопоставления изучаемых стилей, способствующего выявлению общего и особенного в содержании и организации их слушательского освоения школьниками;

постепенный переход от осмысления студентами собственного интонационно-слухового опыта общения с музыкой определенного стиля к переосмыслению его с точки зрения целей, задач, содержания и организации слушания музыки в школе, и далее - к разработке содержания и организации слушательского освоения этого стиля школьниками в конкретных педагогических условиях.

Апробация основных положений исследования производилась:

в форме докладов на региональных и международных научно-
практических конференциях, посвященных проблемам музыкально-
педагогического образования в Великом Новгороде (1999 г. и 2006 г.), в Са-

ранске (2003 г.), в Москве (1999, 2004, 2006 гг.); в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006 г.);

в форме обсуждения проблемы на методических совещаниях педагогов-музыкантов, ведущих занятия в Московском городском центре детского творчества «Культура и Образование»;

в форме индивидуальной работы со студентами музыкального факультета МПГУ, в процессе прохождения ими педагогической практики в школе № 323 ЦАО г. Москвы;

через публикации материалов по теме исследования в печати.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, ос
новных выводов и библиографии.

Музыкальный стиль как предмет слушательского освоения

Поле исследуемой нами проблемы музыкального стиля как предмета слушательского освоения лежит в области междисциплинарных взаимодействий наук и предполагает изучение этого феномена (музыкального стиля) во взаимосвязи философско-эстетического, музыковедческого, музыкально-психологического и музыкально-педагогического подходов.

Каждый из подходов в силу относительной самостоятельности их исследовательских задач и проблематики, отвечая на вопрос «что есть стиль», раскрывает определенные стороны отношений в системе «человек - стиль - культура». Вместе с тем, как при исследовании природы художественного искусства и особенностей его восприятия (философско-эстетический, музыковедческий, музыкально-психологический подходы), так и при изучении возможностей и способов познания музыки (музыкально-педагогический подход) категория художественного (музыкального) стиля выступает в роли системообразующего фактора. При этом философско-эстетические, музыковедческие, музыкально-психологические представления о стиле являются методологическим основанием для формирования собственно музыкально-педагогической позиции по отношению к этому феномену как предмету освоения учащимися.

В настоящее время приобщение школьников к музыке во всем её стилевом многообразии является одной из целевых установок общего музыкального образования. Так, согласно Государственному стандарту общего образования по предмету «Музыка» особое значение приобретает раскрытие на уроках целостной музыкальной картины мира, предполагающее освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов (189).

При этом предполагается, что знакомство с различными музыкальными стилями осуществляется во всех видах музыкальной деятельности школьников на уроке музыки. Каждый из этих видов деятельности представляет собой разные способы интонационного постижения музыки и обладает разными потенциальными возможностями с точки зрения освоения учащимися музыкального стиля.

Наиболее полными и широкими возможностями в освоении школьниками различных музыкальных стилей обладает слушательская деятельность, так как она «способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке» (4, 93). Именно посредством слушания учащиеся могут ознакомиться с той музыкой, которая в силу своей жанровой специфики, интонационной и структурно-композиционной сложности не доступна для освоения детьми в других видах деятельности на уроке. При этом слушательская деятельность направлена на «личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценку: изучаемых образцов народного музыкального творчества; профессионального музыкального искусства различных исторических стилей» (4,142).

На практике, однако, содержание музыкального образования школьников нередко ограничивается освоением учащимися отдельных образцов музыки народной традиции и европейских стилей XVIII - XIX столетий. Стили до-классической эпохи, а также стилевые направления музыки XX века представлены в современных программах по музыке настолько малым количеством примеров, что их освоение на этом материале не представляется возможным.

Следует отметить и то, что освоение различных стилей затрудняется недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы. Основные трудности, с которыми сталкиваются учителя музыки можно сформулировать в ряде вопросов, а именно: «В чем заключается сущность музыкального стиля как предмета освоения учащимися в слушательской деятельности?», «Что представляет собой содержание слушания музыки, ориентированное на освоение того или иного музыкального стиля?», «Какие факторы оказывают влияние на освоение школьниками того или иного музыкального стиля в слушательской деятельности?»; «Что представляет собой процесс освоения конкретного музыкального стиля на уроке музыки?»; «На чем базируется педагогическое руководство процессом слушательского освоения школьниками того или иного музыкального стиля?».

Ответы на эти вопросы предполагают изучение музыкального стиля как категории педагогики музыкального образования в опоре на ключевые положения философско-эстетических, искусствоведческих, музыковедческих и музыкально-психологических представлений о художественном (музыкальном) стиле.

Анализ философских, эстетических и искусствоведческих дефиниций «художественного стиля» свидетельствует о том, что стиль в искусстве рассматривается, прежде всего, как достаточно устойчивая та или иная система формальных признаков и элементов организации произведения искусства (Г. Вельфлин, А. Ригль), реализующаяся в принципах конструирования художественного произведения, детерминированных некими внехудожествен-ными факторами культуры. При этом понять стиль, как подчеркивает А.Н. Соколов, значит, прежде всего, «понять проявившуюся в нем художественную закономерность, ...его художественный смысл», раскрыть «духовное в чувственном» (183, 38 - 40).

Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки

Констатирующее обследование проводилось перед началом освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе. Его цель заключалась в установлении исходного уровня подготовки студентов к реализации стилевого подхода применительно к содержанию и организации слушания музыки в их профессиональной деятельности.

Основные задачи констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы формулировались следующим образом:

установить эмоционально-ценностное отношение студентов к различным музыкальным стилям как предмету освоения школьниками в слушательской деятельности;

определить знания будущих учителей о сущности понятия «музыкальный стиль», о различных стилях европейской музыки, а также о целях, задачах, содержании и методах их освоения школьниками в слушательской деятельности;

выявить умения студентов применять собственные знания о различных музыкальных стилях и опыт их восприятия при рассмотрении проблемы слушательского освоения того или иного стиля школьниками;

создать условия для творческого решения студентами педагогических задач, связанных с организацией содержания и процесса слушания музыки на стилевой основе.

В своей совокупности эмоционально-ценностное отношение студентов к различным музыкальным стилям и проблеме их освоения школьниками в слушательской деятельности; их знания о сущности термина «музыкальный стиль», о различных стилях европейской музыки, о целях, задачах, содержании и методах их освоения школьниками в слушательской деятельности; умения применять эти знания при рассмотрении проблемы слушательского освоения конкретного музыкального стиля школьниками; опыт творческого решения педагогических задач, связанных с организацией содержания и процесса слушания музыки на стилевой основе рассматриваются в качестве показателей уровня подготовки студентов к реализации стилевого подхода применительно к содержанию и организации слушания музыки в школе. Констатирующее обследование проводилось в письменной форме. Будущим учителям предлагалось:

1. Проанализировать один из исторических музыкальных стилей (по выбору) с точки зрения его направленности на слушателя и высказать предположение о том, в каком возрасте для школьников освоение этого стиля является доступным.

2. Охарактеризовать содержание и организацию слушательского освоения конкретного музыкального стиля учащимися.

При разработке заданий учитывалось, что большинство студентов к началу обучения на музыкально-педагогическом практикуме не имело опыта педагогического руководства слушательской деятельностью школьников. Вместе с тем, к этому времени каждый из студентов в той или иной степени владел определенными знаниями о музыке, опытом слушательской деятельности и музыкально-аналитическими умениями. В связи с этим выполнение заданий предусматривало:

а) создание педагогических условий для проявления студентами эмоционально-ценностного отношения к определенному музыкальному стилю как предмету освоения школьниками в слушательской деятельности;

б) актуализацию имеющихся у студентов знаний о том или ином музыкальном стиле, их опыта интонационно-слухового общения с музыкой определенного стиля, умений осуществлять стилевой анализ музыкального про изведения;

в) переосмысление будущими учителями с педагогических позиций собственных музыкальных знаний, интонационно-слухового опыта и музыкально-аналитических умений.

Выполнение заданий констатирующего обследования осуществлялось студентами в опоре на конкретный музыкальный материал, который предполагалось использовать при анализе проблемы слушательского освоения школьниками того или иного музыкального стиля. Студентам было предложено прослушать шесть музыкальных произведений (миниатюр и фрагментов из произведений крупной формы), относящихся к различным этапам становления европейского музыкального искусства, начиная с XV века и до XX века включительно. Ниже перечисляются произведения, которые были отобраны в качестве музыкального материала, репрезентирующего основные исторические стили обозначенного периода:

1. О. Векки. Мадригал «Мгновенны милости судьбы» (Возрождение);

2. Г. Ф. Гендель. Concerto grosso № 1, часть I (Барокко);

3. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром C-dur, I часть, тема побочной партии (Венский классицизм);

4. Г. Малер. Симфония № 6 «Трагическая», I часть (поздний Романтизм);

5. А. Шенберг. Оркестровая пьеса ор. 16, № 1 «Предчувствие» (музыка 1-й половины XX века; стилевое направление - экспрессионизм);

6. И. Стравинский. Requiem canticles. II часть: «Dies ігае» (музыка 2-й половины XX века; стилевой направление - неоклассицизм).

Формирующий этап опытно-экспериментального исследования процесса освоения студентами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки

Основная цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояла во внедрении модели стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе в процесс профессионально-ориентированной теоретико-методической подготовки студентов и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий его освоения студентами.

В соответствии с разработанной теоретической моделью стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки на этом этапе исследования решались следующие задачи:

способствовать становлению эмоционально-ценностного отношения будущих учителей к музыкальному стилю и проблеме его слушательского освоения школьниками;

содействовать практическому овладению студентами теоретическими и методическими основами стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки в школе;

подготовить будущих учителей к осуществлению педагогической интерпретации музыкального стиля и применению теоретических и методических знаний о стилевом подходе к содержанию и организации слушания музыки школьниками;

стимулировать творческие поиски студентов при определении содержания и организации слушания музыки школьниками на стилевой основе.

При внедрении модели стилевого подхода к содержанию и организации слушательской деятельности школьников в содержание вузовской подготовки будущих учителей музыки учитывалась степень разработанности данной проблемы в музыкально-педагогических исследованиях и в учебно-методической литературе.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в педагогике музыкального образования фундаментальных теоретических исследований, обобщающих накопленный опыт обучения школьников музыке на стилевой основе и освоения музыкального стиля школьниками-слушателями, явно недостаточно. Как следствие этого, полнота и глубина раскрытия тех или иных аспектов проблемы педагогического руководства слушательской деятельностью школьников на стилевой основе была различной.

Так, в большинстве музыкально-педагогических исследований, проведенных в этой области, рассматриваются возможности освоения музыкального стиля учащимися преимущественно на музыкально-языковом и художественно-образном уровне, отмечается важное значение раскрытия культурно-исторического и/или биографического контекста его возникновения и развития. Поэтому данные аспекты проблемы смогли получить наиболее широкое и многогранное освещение в содержании вузовской подготовки будущих учителей музыки, в которую было включено изучение различных методических подходов к раскрытию музыкально-языкового и художественно-образного уровней музыкального стиля, предлагаемых педагогами-музыкантами. При этом основное внимание было сосредоточено на подходах, предлагаемых Ю.Б. Алиевым (8), Д.Б. Кабалевским (161), Е.Д.Критской (90), А.А. Пиличяускасом (150), Э.И. Плотицей (151), С.Л. Старобинским (191).

В значительно меньшей степени в музыкально-педагогической литературе получили теоретическое обоснование педагогические методы и способы, направленные на постижение школьниками музыкального стиля как выраженного в звуках мироощущения, мировоззрения. Эта проблема становится актуальной для педагогики музыкального образования только в последние годы. Активная её разработка связана, в основном, с изучением стилевого подхода к обучению музыке в отраслях специального музыкального и музыкально-педагогического образования. Недостаточная разработанность проблемы освоения музыкального стиля с этих позиций применительно к слушательской деятельности школьников значительно осложнила подготовку студентов к педагогическому руководству процессом освоения школьниками музыкального стиля на мировоззренческом уровне. Рассмотрение данного аспекта стало возможным, главным образом, в опоре на музыкально-педагогическую концепцию В.В. Медушевского, в которой получает раскрытие, преимущественно, теоретический ракурс этой проблемы (111). Изучение проблемы слушательского освоения школьниками того или иного музыкального стиля на мировоззренческом уровне в методическом ракурсе предполагало педагогическую интерпретацию студентами теоретических положений данной концепции.

Недостаточно изученными в музыкально-педагогической литературе оказываются и вопросы, связанные с освоением школьниками-слушателями музыкального стиля как многослойной иерархической системы и исторически развивающегося феномена культуры. Поэтому данный аспект проблемы раскрывался в содержании вузовской подготовки будущих учителей музыки, главным образом, в опоре на результаты его теоретического рассмотрения, представленного в первой главе данного исследования.

Следует отметить и то, что в настоящее время в учебно-методической литературе содержание музыкального образования школьников ориентировано преимущественно на индивидуальный композиторский стиль. Вместе с тем, результаты исследований, в которых изучаются проблемы освоения школьниками-слушателями отдельных стилевых направлений или композиторских школ, как, например, стилевых направлений зарубежной музыки XX века (Э.И. Плотица) или русской композиторской школы XIX века (Ю.Б. Алиев, С.Л. Старобинский и др.), подтверждают возможность ориентации содержания общего музыкального образования на любой «стилевой объем»: эпохальный, национальный стили, стиль направления, индивидуальный стиль. Поэтому в содержание вузовской подготовки студентов было включено рассмотрение музыкального стиля на всех отмеченных выше уровнях, с учетом тех основополагающих педагогических установок, которые получили обоснование в вышеназванных исследованиях.

При педагогической интерпретации музыкальных стилей большое внимание уделялось характеристике так называемых «вех слушательского переинтонирования» учащимися новой для них в стилевом отношении музыки, а также этапов слушательского освоения музыкального стиля школьниками, получивших теоретическое обоснование и методическое раскрытие в исследовании Э.И. Плотицы (151).

Особо следует подчеркнуть, что одним из факторов, определяющих полноту и глубину освоения стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки, являлась необходимость учета уровня музыкальной и музыкально-педагогической подготовки, приобретаемой студентами в дисциплинах музыкального и профессионально-ориентированного методолого-методического циклов учебных дисциплин.

В дисциплинах музыкального цикла (музыкально-теоретические, музыкально-исторические, музыкально-исполнительские дисциплины) студенты овладевают музыкальными знаниями и знаниями о музыке, музыкально-аналитическими умениями и исполнительскими умениями и навыками, способствующими формированию личностно-ценностного отношения студентов к музыке разных стилей. При разработке содержания занятий учитывалось также, что студенты владеют базовыми музыковедческими понятиями и, в частности, могут раскрыть сущность термина «музыкальный стиль»; имеют представление об основных этапах развития европейской музыкальной культуры; имеют опыт интонационно-слухового общения с музыкой различных стилей; умеют анализировать музыкальное произведение, выявлять в нем стилевые особенности музыки европейской традиции.

В дисциплинах профессионально-ориентированного методолого-методического цикла («Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования») специальное внимание уделяется вопросам обучения музыке на стилевой основе, педагогическому руководству слушательской деятельностью школьников, формированию представлений студентов о ребенке как субъекте музыкального образования. Наиболее значимыми для освоения стилевого подхода к содержанию и организации слушания музыки являются приобретаемые студентами знания о целях, задачах, содержании и методах музыкального образования школьников, о технологиях планирования и проведения урока музыки; о содержании программ по музыке и учебников для школ общеобразовательного типа; умения анализировать и профессионально оценивать учебные программы и пособия по общему музыкальному образованию на основе знаний теории и методики музыкального образования; планировать содержание и процесс музыкального обучения и воспитания школьников.

Похожие диссертации на Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе