Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ... 11
1. Певческая культура: философско-методологический аспект.. 11
2. Краткий анализ состояния проблемы в отечественной музыкальной педагогике... 43
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...61
1. Теория деятельности в современной психолого-педагогической науке . :... 61
2. Преломление теории развивающего обучения в вокально-хоровой деятельности на уроках музыки в школе 81
ГЛАВА 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ... 107
1. Педагогическая технология воспитания певческой культуры в общеобразовательной школе.. . 107
2. Художественно-синкретический метод в вокально-хоровой практике на уроках музыки 121
3. Этапы, программа и результаты опытно-экспериментальной работы 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 158
ПРИЛОЖЕНИЯ... 167
- Певческая культура: философско-методологический аспект..
- Теория деятельности в современной психолого-педагогической науке .
- Педагогическая технология воспитания певческой культуры в общеобразовательной школе..
Введение к работе
Актуальность исследования. Интерес к феномену культуры в наши дни вызван многими обстоятельствами. Современная цивилизация, стремительно преображая окружающую среду, социальные институты, самого человека, оценивает культуру как неиссякаемый источник общественных нововведений и незаменимый фактор духовной жизни личности. Отсюда стремление выявить сущность, потенциал культуры и возможности ее глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека.
Певческая культура - явление многообразное и сложное. А такая ее сторона, как массовая, характеризуется в. целом весьма негативными чертами. Свидетельство этого - хорошо отлаженный механизм фабрикации песен, крайне низкий уровень их исполнения, полное отсутствие художественно-эстетического вкуса у самих исполнителей, и самое главное - явный дефицит духовности. В массовой певческой культуре под угрозой исчезновения находится песня, звучащая как "... соединение усердного голоса с душевным умилением ...95 и само пение как "... похвала, возносимая от тех из нас, кто благ, ... и сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам ... " (Ефросин). Отсюда очевидно, сколь велика роль пения на уроках музыки в школе, призванного ввести школьников в мир высокой певческой культуры.
На огромное облагораживающее воздействие пения, равно как и на необходимость приобщения школьников к вековым традициям национальной певческой культуры, указывалось еще в пору становления отечественной системы музыкального воспитания. В трудах Б.В.Асафьева, Н.М.Ковина, А.А.Шеншина, Н.Я.Брюсовой хоровому пению в школе придается исключительно важное значение. И в дальнейшем, всеми выдающимися деятелями хоровой культуры, такими как Д.Д.Локшин, В.Г.Соколов, А.В.Свешников и др., отмечается благотворное влияние пения на духовное развитие личности.
Уже в 20-30-е годы XX века по вопросу воспитания певческой (хоровой, вокально-хоровой) культуры сложились принципиально разные подходы. Согласно обоим, хоровое пение имеет огромное воспитательное значение. В одном случае в обучении используются методики специального музыкального образования. Сущность другого подхода емко выражена Б.В.Асафьевым так: "Лозунгом же общего музыкального образования должно быть требование: в сторону от профессионализма! Это вовсе не парадокс. Это здоровое стремление, согласное с общим педагогическим стремлением, которое требует от современной школы живого знакомства с природой и языком...".
Концепция Д.Б.Кабалевского ознаменовала собой реальную возможность воплощения в широкой педагогической практике преподавание музыки как живого образного искусства. Исходя из цели музыкального образования, Дмитрий Борисович расширяет содержание и задачи уроков музыки в школе и провозглашает принципиальное соответствие методов познания самому предмету познания - музыке, и хоровому пению в том числе.
Идеи Д.Б.Кабалевского нашли свое продолжение в исследованиях Л.В.Горюновой, где культура пения представляет собой в большей степени духовные накопления личности, выражаемые певческим голосом. Именно второй подход, воплощающий в полной мере педагогику искусства и ориентированный прежде всего на духовное начало каждого ребенка, способен разрешить имеющиеся проблемы воспитания певческой культуры младших школьников.
Певческая культура, и в частности рассматриваемая нами массовая субкультура, как наследие предшествующих поколений и одно из главных человеческих творений, отражает духовную и материальную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Масштабность и всеобъемлемость ее определяют многоаспектный характер исследования.
Философско-эстетический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Г.Гегель, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, К.М.Кантор, Т.В.Холос-това и др.) дал возможность обосновать философское понимание певческой культуры сообразно законам развития природы, общества, человека. В частности, представить воспитание певческой культуры системно, в единстве целей и задач как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом.
Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, К.А.Свасьян и др.) позволила представить певческую культуру личности (соответственно цели музыкального образования) как проявление духовной сущности человека в познании мира, где "человеческий голос воспринимается как звучание самой души, как звук, который по природе дан внутреннему началу для его выражения..." (Г.Гегель).
С научных позиций музыковедения (Б.В.Асафьев, В.В.Медушеве-кий, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман и др.) в исследовании реализована возможность рассмотрения певческого голоса как проявления человеческой сущности в искусстве, так как "голос - это человек. Человек во всей полноте - физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный... 3 (Е.В.Назайкинский). Это стало возможным и благодаря теоретическому наследию ученых, деятельность которых связана с проблемами художественной педагогики (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, Е.А.Бодина, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, АА.Мелик-Пашаев и др.). В их трудах методологически обоснована педагогика искусства, разработаны принципы художественной дидактики, и сам процесс преподавания музыкального искусства в школе представлен как художественно-педагогический.
Особое место в исследовании занимает психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эль-конин и др.), где в русле ведущих современных подходов в образовании - теории деятельности и теории развивающего обучения, - главным выступает процесс становления человеческой личности.
Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики вокально-хорового обучения в школе (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.А.Багадуров, Е.Д.Критская, Д.ДЛокшин, Е.В.Николаева, К.Ф.Никольская-Берегов-ская, Т.Н.Овчинникова, Г.П.Стулова, В.Н.Шацкая и др.).
Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между огромным, духовно-нравственным потенциалом певческой культуры с одной стороны, и неадекватными ее природе методами воспитания на уроках музыки в школе, с другой стороны.
Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогической технологии воспитания основ певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования - певческая культура младших школьников.
Предмет исследования - процесс воспитания певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философско-эстетической, культурологической и психолого-педагогической литературы раскрыть содержание по-нятия певческая культура .
2. Определить теоретические и методические позиции воспитания певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой педагогической технологии.
Гипотеза исследования. Воспитание певческой культуры младших школьников будет способствовать достижению цели музыкального образования в том случае, если:
- сам процесс "вхождения" детей в мир певческой культуры будет протекать на основе принципов педагогики искусства, природосообраз-ности и принципов развивающего обучения;
- в ходе полноценной певческой деятельности будет реализован творческий потенциал каждого школьника;
- будет найден метод, адекватный природе художественного творчества, природе певческого искусства и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Методологической основой исследования явились: философское положение о системном подходе в познании явлений; культурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человека; положения психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов - Д.Б.Эльконин); интонационная теория Б.В.Асафьева и ее отражение в трудах В.В.Медушевского; концепции воспитания искусством Д.Б.Кабалевского, Б.М.Йеменского, Б.П.Юсова.
Методы исследования: анализ философско-эстетической, культурологической, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; научное изучение и обобщение передового педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение; опытно-экспериментальная работа; метод экспериментальньж творческих заданий; беседа, анкетирование учащихся; педагогический эксперимент, анализ творческих работ учащихся.
Исследование проводилось с 1996 по 2000 гг.
Этапы исследования. На первом этапе (1996-1997 гг.) исследовалось современное состояние проблемы, изучалась теория и практика
воспитания певческой культуры в системе общего музыкального образования, проводились целенаправленные беседы с учителями музыки и руководителями детских хоровых коллективов с целью выявления тенденций в интересующей области. В итоге были определены задачи констатирующего этапа эксперимента, разработана методика исследования исходного уровня певческой культуры младших школьников. В ходе второго этапа (1997-1999 гг.) был проведен обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых форм и методов обучения, отслеживалась динамика роста певческой культуры школьников. На завершающем, третьем этапе исследования, проводился анализ, систематизация и обобщение накопленного материала, обработка полученных результатов и их диссертационное оформление (1999-2000 гг.).
Новизна и теоретическая значимость исследования:
- впервые феномен певческой культуры рассмотрен на философс-ко-методологическом уровне как неотъемлемое качество личности, один из важнейших инструментов познания окружающего мира и выражения отношения к нему в собственной творческой деятельности;
- раскрыто содержание понятия "певческая культура" применительно к учащимся младшего школьного возраста, разработаны ее составляющие и показана их взаимообусловленность в процессе воспитания духовной культуры школьников;
- теоретически обоснована и методически разработана педагогическая технология, направленная на пробуждение природного певческого начала в каждом ребенке и способствующая развитию у детей потребности в общении с высоким певческим искусством.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены при разработке программ и учебников по музыке нового поколения. Разработанная педагогическая технология воспитания певческой культуры может быть использована в курсе "Методика
музыкального образования в общеобразовательной школе" для студентов педагогических вузов, педагогических колледжей, в учреждениях
дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации учителей искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Певческая культура - это совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым духовным ценностям. Понятие включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: певческий опыт, певческую грамотность, творческое развитие и владение голосом как "инструментом" духовного самовыражения.
2. Принцип природосообразности, выступающий в художественно-педагогическом процессе в единстве с принципами изучения музыки как искусства, обеспечивает естественное "вхождение" школьников в мир певческой культуры.
3. Полноценная певческая деятельность, осуществляемая на позициях развивающего музыкального образования, дает возможность реализовать творческий потенциал каждого школьника.
4. Разработанный художественно-синкретический метод, адекватный природе искусства и позволяющий опосредованно, при помощи выразительных средств других искусств совершенствовать звучание певческих голосов детей, является основным в системе педагогических воздействий.
Апробация. Основные положения диссертации обсуждались: в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальном нетиповом образовательном учреждении лицей № 2 г.Оренбурга; на Международной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского (Москва - 1999); на Международной научно-практической конференции "Педагогическая мысль и образование XXI века" (Россия - Германия - 2000); на Международной конференции "Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся
России" (Москва - 2001), а также путем публикации статей и методических рекомендаций, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы .
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Библиография содержит 132 источника.
Певческая культура: философско-методологический аспект
Общество - человек - культура неразделимы в процессе исторического развития. Универсальность данных слагаемых факт неоспоримый, при том, что и каждое из них, взятое в отдельности обладает многомерностью и самобытностью. На протяжении трех столетий человечество в своем стремлении познать - что есть культура? - неизменно приходит к мысли о невозможности единого понимания культуры и общего взгляда на пути ее изучения, т.е. многозначность понятия "культура" общепризнана, а пути изучения определяет, на наш взгляд, специфика рассматриваемой каждым исследователем грани культуры. В самом общем смысле можно сказать, что "культура - это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию), приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу" /17, 5/.
Само слово "культура" имеет очень древнее происхождение и морфологически происходит из двух слов "культ" (лат.) - поклонение, почитание, хвала; и "ур" - свет. Последнее было расшифровано из текстов глиняных клинописных табличек шумеро-ассирийских народов Древнего Двуречья 3-го тысячелетия до н.э. Пройдя огромный временной и географический путь, попав через Грецию в Рим, оба слова объединились в едином значении, и в настоящее время представителями различных отраслей отечественной и зарубежной науки выявлено более 800 значений данного понятия. Приведем наиболее характерные определения:
- "...культура выступает как знаковая система" /67, 326/;
- "... правомерно понимание культуры как особого специфического
способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм этой деятельности, отражающих степень "очеловечения" природы и меру саморазвития человека" /6, 8/;
- "...под культурой мы понимаем мир воплотившихся ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду - мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений. Культура есть продукт труда в самом высоком и широком смысле этого слова - продукт творческой, преобразующей и самоопределяющей деятельности" /120, 66/;
- "Культура - всечеловек, понятый, однако, не иконично, а динамично. Ее протофеномен - не культурологическая схема, а универсальная личность..."; "Культура - та же природа, но возведенная в более высокую степень" /107; 136-137/;
- "Культура представляет собой единство, целостность, в которой развитие одной стороны, одной сферы ее теснейшим образом связано с развитием другой" /65, 8/;
- "Понимание культуры как творческой деятельности и как специфического способа человеческой деятельности..." /68, 36/;
- "Культура есть изменяющаяся, развивающаяся социальная природа человека. Человечество преобразует естественные условия своего обитания, создавая тем самым "вторую природу", которую можно определить как социоприродную реальность" /84, 77/;
- Культура - "общественный (надбиологический) субстрат - результат деятельности людей, воплощенный в их духовных свойствах, в самой этой деятельности, а также в определенных формах" /14, 100/.
Этот перечень можно было бы продолжить, но и данный имеющийся, явно свидетельствует о том, что разброс взглядов на сущность культуры весьма широк. Предпринимая попытку рассмотрения певческой культуры как части духовной культуры школьников на основополагающих принципах системного подхода, мы прежде всего освещаем
два вектора исследования такого рода - генетический и прогностический. Генетический предполагает охват истории изучаемой системы с момента ее зарождения и до состояния непосредственно наблюдаемого исследователем. Прогностический вектор предлагает гипотетическое представление о пути, которым данной системе предстоит пройти в будущем.
Вопрос о происхождении искусства звуков, как один из самых интересных и вместе с тем сложных, во все времена занимал философов и теоретиков искусства. В античную эпоху к нему обращались такие мыслители как Аристотель, Платон, Лукреций Кар. Аристотель связывал возникновение искусства с подражанием природе и действиям людей ("Поэтика"); Платон, рассматривая роль искусства в общественной жизни, считал его подражанием видимости ("Государство", книги 2, 3 и 10); Лукреций Кар полагал, что музыка возникла из подражания звукам природы ("О природе вещей", кн. 5).
Теория деятельности в современной психолого-педагогической науке
Становление теории деятельности связано с именами выдающихся представителей науки, таких как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, АН. Леонтьев, В.В. Давьщов, Д.Б. Эльконин и др. Учение о человеческой деятельности - решающе важное для материалистической философии -в творческом наследии этих психологов стало функциональным понятием, позволяющим "сформулировать и закон формирования психики в деятельности, и разработать теоретические основы формирования у человека диалектического мышления (в рамках концепции развивающего обучения), и вообще показать человека как человека в его родовой сущности во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром" /126, 28/.
Фундаментальное основание диалектико-материалистической философии - деятельность как специфически человеческий способ отношения к миру, по Марксу "предметная деятельность", - представляет собой процесс творческого преобразования человеком действительности, в результате чего человек предстает субъектом деятельности, а осваиваемое и преобразуемое им - объектом его деятельности. По словам К. Маркса "...именно в переработке предметного мира человек впервые... утверждает себя как родовое существо. ...Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире". Материально- преобразующая предметная деятельность, труд и есть источник становления человека, в результате чего сохраняются и развиваются все человеческие качества. аПерерабатывая" в деятельности предметный мир, человек не просто взаимодействует с действительностью, но и включает ее материальное и духовное наследие в состав собственной материальной и духовной культуры. Неудивительно потому, сколь важное мировоззренческое и методологическое значение для психологии и педагогики имеет философская категория предметной деятельности.
С именем А.Н. Леонтьева связано философско-психологическое исследование теории деятельности, оформившееся в его трудах в систему научных положений и выводов. Отдельные мысли этого ученого имеют важное значение для настоящего исследования. На психологическом уровне А.И. Леонтьев определяет деятельность как "единицу жизни", опосредованную психическим отражением, реальная функция которого состоит в организации субъекта в предметном мире /62, 82/. Рассматривая внешнюю (практическую) и внутреннюю (теоретическую) деятельность как особо важные формы активности и признавая неразрывное единство сознания и поведения личности, А.Н. Леонтьев пишет, что ...внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития..." /62, 97/. А.Н. Леонтьевым затронута и проблема формирования и развития мышления, которо е по его словам не может быть целиком сведено к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками, поскольку отношению, смыслу нельзя обучить: "Смысл можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в ясно сознаваемую, развитую идею, обогатить учащихся соответствующими знаниями, умениями" /62, 285/. Через понятие деятельности внутренней А.Н. Леонтьев поясняет и описывает сознание: "...одновременно происходит изменение самой формы психического отражения реальности: возникает сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя" /62, 97/.
Говоря о психолого-педагогических аспектах теории деятельности в рамках настоящего исследования, мы считаем необходимым привести основные положения теории деятельности, данные В.В. Давыдовым:
и... 2. Генетически исходной и основной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производна внутренняя психическая деятельность индивидуального сознания, обе эти формы деятельности имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение.
3. Взаимно превращающимися единицами, или составляющими деятельности являются потребность - мотив - цель - условия и соотносимые с ними деятельность - действие - операция.
4. Главными процессами деятельности выступают интериоризация внешней ее формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация ее внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в идеальное свойство предмета.
5. Конституирующим свойством деятельности является предметность; первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.
6. Предметная детерминация деятельности возможна благодаря ее особому качеству - универсальной пластичности, уподобляемости свойствам, отношениям и связям объективно-предметного мира.
7. Предметный характер деятельности реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковые, апробирую щие действия, имеющие функцию уподобления.
8. Деятельность и ее составляющие по определенному закону дробятся и укрупняются, чему соответствует дифференциация и интеграция ориентирующих их субъективных образов.
Педагогическая технология воспитания певческой культуры в общеобразовательной школе
Сущность предлагаемой технологии можно выразить словами К.А. Сваеьяна: "...все пути культуры ведут к универсальности.... универсальность характеризуется в существенном не количеством приобретенных знаний, а текучей целостностью этих знаний, поставленных на службу единственной цели: самовершенствованию человеческого бытия"(подч. нами-Л.А.) /107, 135/. В отношении воспитания певческой культуры, для нас самое главное - не лишить школьников радости эмоциональной наполненности" и сохранить "способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса" /46, 11/. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок не мог бы не петь и смог ответить на вопрос: "Я запел. - Что это значит?". При этом, каждый школьник и образующийся в процессе уроков музыки хоровой коллектив, приходит к пению как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Отправным положением технологии является следующее: "...весь многонаправленный "веер"... задач" решается "только ЦЕЛОСТНО - ни одна функция не осуществляется отдельно, локально, а только во взаимосвязи с другими! ... ни одна методическая проблема любого уровня... не может, ... и не должна решаться ... изолированно, а только в комплексе всей проблематики преподавания данного предмета!" /125, 2/. Не менее важным в предлагаемой технологии является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленными интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами. Целостность, образность, ассоциативность и вариативность, единство разного и своеобразного, интонацион-ность (Л.В. Горюнова), а также системообразующий, интегративный принцип моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр),
- все это направлено на духовное постижение музыки детьми, на "труд души" каждого ребенка, на "развитие фундаментальных способностей -искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать" /127, 33/. Вместе с тем, считаем необходимым введение в изложенную выше систему принципов и принципа природосообразности. "Основоположения", выдвинутые Я.А. Коменским в Великой дидактике
- "учить всех всему", "...необходимо развивать, выяснять то, что он (человек - Л А.) имеет заложенным в себе самом, в зародыше...", иначе говоря "исходить из указаний природы", - имеют важное значение для решения проблемы исследования /57; 242, 273/. Как известно, применение в общем музыкальном образовании, и в частности в обучении хоровому пению методик специального профессионального образования, ведет к разделению детей на "поющих" и "непоющих". Тем самым "непого-щие школьники не только навсегда теряют интерес к высокому певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому считаем принципиально важным в рамках предлагаемой педагогической технологии предоставить каждому растущему человеку такие условия, где он сможет раскрыться всем существом, сообразно собственной природе.
Огромное облагораживающее значение пения общеизвестно. Бесспорно, что оно как увлекательнейший вид музыкального искусства, способно пробуждать в детях "истинную человечность", которая достигается по ИХ. Песталоцци путем "гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил..." /44, 50/. Идеи Я.А. Коменского, нашедшие продолжение в трудах И.Г. Песталоцци, где воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, как нельзя более отвечают целям и задачам общего музыкального образования настоящего времени. С этим согласуется и утверждение А. Дистервега о том, что принцип природосообразности "есть высший основной принцип всего человеческого воспитания" /37, 223/. Отсюда можно заключить следующее: принцип природосообразности в полной мере соответствует назначению певческого искусства в жизни растущего человека и обеспечивает ту "естественность процесса" воспитания певческой культуры, "когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства" /113, 78/.
Путь школьников к музыке, культуре пения, имеет свои внутренние рамки, определенные стадии. Мы представляем "процесс врастания" (Л.С. Выготский) ребенка в певческую культуру следующим образом:
1. первоначальный этап - это "вхождение" школьников в "Певческое поле" окружающего мира и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, знакомство с "Певческим полем" всего человечества, любование его неповторимостью и поиск своего собственного "Певческого поля"; накопление впечатлений от слышимого и озвучивание первых собственных переживаний, "следов" от услышанного;
2. ощущение "веса", значимости своего голоса каждым ребенком в окружающем его "Певческом поле"; распознавание палитры собственных чувств и чувств близких; "рисование" красками своего голоса и наблюдение за "рисунками" голосов других детей; осознание "драгоценности" певческого голоса как "отзвука" прошлого, носимого каждым человеком;