Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕТОДОМ МНОГОСЛОЙНОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ '. 14
1.1. Структура живописного изображения 17
1.1.1. Технологические слои 20
1.1.2. Красочные (живописные) слои 33
1.2. Организация структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами 79
1.3. Психолого-педагогическое обоснование возможностей формирования у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения посредством метода многослойной масляной живописи...95
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕТОДОМ МНОГОСЛОЙНОЙ ' МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСНУ СТУДЕНТОВ ХГФ 106
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 108
2.2. Методическая система формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи и ее проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента 117
2.3. Сравнительный (контрольный) этап педагогического эксперимента ; 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 154
- Структура живописного изображения
- Констатирующий этап педагогического эксперимента
- Методическая система формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи и ее проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время в условиях реформирования системы образования России остро обозначилась проблема повышения качества подготовки педагогических кадров. Для художественно-педагогического образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием методики ведения занятий по специальным дисциплинам.
Существующая методика обучения живописи мало внимания уделяет использованию в практике обучения значительного опыта, накопленного в течение всей истории развития живописи. Это приводит к тому, что потенциал рациональной организации структуры жирописного изображения, выработанный в процессе ее развития, востребован недостаточно.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, без решения проблемы формирования навыков организации структуры живописного изображения, опирающейся на этот опыт, подготовка учителей изобразительного искусства не является вполне эффективной. Владение практическими навыками грамотной технологической и технической реализации задач поставленных перед изображением, обладание знаниями об условиях формирования определенной техники живописи, понимание основных принципов её ор ганизации, служит необходимой базой для успешной творческой, воспитывающей и обучающей деятельности учителя изобразительного искусства.
Внедрение в процесс обучения четкой логической последовательности решения общих живописных задач, которой обладает способ многослойной живописи, является актуальным и в связи с сокращением учебных часов по ведущим дисциплинам специальности 130800 «Изобразительное искусство» рисунку и живописи. Сокращенные часы компенсируются за счет самостоятельной работы без руководства преподавателя, и четкая систематизация работы является более удобным в применении методом как контроля над работой студента, так и в самой работе со студентами. Это способствует реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года (инст-руктивное письмо Министерства образования № 14-15-996ин/15 от 27.11.2002 года) связанной со значительным увеличением доли самостоятельной работы студентов.
Несмотря на большое количество теоретических исследований в области технологии и техники масляной живописи, методические основы формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, в частности навыков выбора технологической и технической структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами, мало разработаны. Процесс письма, на котором сформированы современные методики обучения живописи основан на механическом смешении красок, рассчитанном на поверхностное отражение света. Игнорирование в обучении студентов способов оптического смешения красок приводит к значительному сужению диапазона технических средств, которыми они овладевают. Остаются нетронутыми приемы работы прозрачными красками - лессировки, не используются их богатые выразительные, пространственные и материальные свойства.
Поэтапность выполнения живописного изображения методом многослойной живописи, выстроенная в четкую систему в соответствии с особен-ностями применяемых материалов, используемых связующих, разбавителей
красок, их маслоемкости, укрывистости, совместимости материалов, используемой красочной палитры, влияет не только на сохранность работ, но и на решение задач изображения материальности и качества фактуры, передачи цветовых аспектов среды и предмета.
Технология в многослойной живописи тесно связана с изобразительными задачами и их решением, поскольку используемый материал диктует способ его применения и не только оказывает влияние на поэтапность выполнения работы, но и, в принципе, активно воздействует на формирование и развитие самого изобразительного языка. В связи с этим материал, техническая структура и цветовой строй, основанный на определенных изобразительных задачах, находятся в тесном взаимодействии, любой из этих компонентов должен быть согласован с изменением другого.
Исследованиями в области свойств материалов, применяемых в масляной живописи, определением технологических требований, предъявляемых к ним, занимались А.А. Виннер; Ж. Вибер, Ю.И. Гренберг, Д.И. Киплик, Ф.Ф. Петрушевский, Н.И. Прокофьев, Ф. Рерберг, Б. Сланский, Н.В. Одно-ралов и др. Этими учеными опробованы и описаны пигменты, краски, основания, грунты, разжижители красок и другие материалы, применяемые в масляной живописи.
Основы техники многослойной масляной живописи и особенности отдельных технических приемов изложены в трудах А.А. Виннера, Д.И. Кип-лика, А.Н. Лужецкой, A.M. Мельникова, Л.Е. Фейнберга и др. Описание техник отдельных мастеров содержится в работах А.Г. Верещагиной, К. Гараш, Ф. Заничева, М.Х. Такач и др.
Исследование используемых живописных материалов, поэтапности ведения работы, атрибуции картин, дефектов красочного слоя,, нашло отражение в трудах по реставрации картин Ю.И.Гренберга, Е.В.Кудрявцевой, И. Линника и др. Исследования условий формирования изобразительного языка реалистической живописи изложены в работах: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Ю.И. Гренберга, Б. Иогансона, Н.П. Крымова, Ф. Рерберга и др.
Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобрази-тельному искусству внесли российские ученые-педагоги Г.В. Беда, СЕ. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, А.И. Масленников, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.И. Триселев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин и др. В их трудах нашли ото 4
бражение многие вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительных дисциплин, в том числе и масляной живописи.
Вклад в разработку проблемы формирования изобразительных умений и навыков внесли Т.С. Комарова, В.К. Пестель, Е.И. Флерина, В.Н. Шацкая и др. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития умений и навыков описаны в работах Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьевой, И.Я. Лернера, Б.Ф Ломова, К.К. Платонова, Я.А. Пономаре S
ва, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др.
Также незаменимое значение для обучения студентов ХГФ технологии и технике многослойной масляной живописи имеют идеи художников-практиков и их современников в виде трактатов, воспоминаний, писем Л.Б. Альберти, Дж. Вазари, А. Дюрера, И.Н. Крамского, Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини, П.П. Чистякова и др.
В КубГУ, на кафедре живописи художественно-графического факультета метод многослойной живописи преподают заслуженный художник РФ, доцент A.M. Мельников и член союза художников РФ, доцент В.Е. Пальченков. Их многолетний опыт творческой, исследовательской и педагогической деятельности, на который опирается данное исследование, яв-ляется основой внедрения метода многослойной живописи в общий учебный процесс, в реализацию его вузовского компонента.
Среди специальных исследований, посвященных этой проблеме, следует отметить диссертационную работу С.Г. Ажгихина в которой были рас смотрены технологические и технические основы многослойной масляной живописи в контексте формирования живописных умений и навыков.
Мы же решили с опорой на классический метод многослойной живописи (который является основой для развития всех других вариаций, возникших в области этой техники) рассмотреть вопросы, касающиеся конкретных технологических, технических и изобразительных задач, решающихся на основных этапах создания живописного изображения, а также вопросы изменения способов организации структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
Подробное описание в диссертации структуры живописного изображения вызвано необходимостью систематизации разрозненного знания с точки зрения проблем организации структуры живописного изображения в учебной практике, кроме того, необходимостью определенной теоретической подготовки, предшествующей овладению практическими навыками многослойной живописи, а также практически отсутствием литературы по технологии и технике многослойной живописи, рассчитанной на обеспечение педагогического процесса. В числе немногих учебно-методических публикаций, посвященных этой проблематике, могут быть отмечены работы A.M. Мельникова, В.Е. Пальченкова, С.Г. Ажгихина.
Рациональность системы, богатая база опыта и полное соответствие задачам обучения дают повод для развития и применения методик обучения, основанных на опыте многослойной живописи. Они могут стать эффективным средством формирования у будущих художников-педагогов навыков организации структуры живописного изображения.
Методические особенности формирования у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения, недостаточная разработанность данных вопросов в теории и методике художественно-педагогического образования определили тему исследования: «Формирование навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов».
Анализ состояния исследуемой проблемы позволил определить цель, объект, предмет и гипотезу исследования.
Цель настоящего исследования - решение проблемы формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов, вклю-чающее: а) разработку содержания теоретической подготовки студентов к овладению методами многослойной масляной живописи; б) разработку методической системы формирования навыков организации структуры много-слойного живописного изображения.
Объект исследования - начальный этап обучения живописи маслом студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования - педагогические условия формирования и развития навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ.
Гипотеза исследования. Обучение живописи студентов ХГФ будет более эффективным, если в учебном процессе будет использоваться методическая система изучения основ организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, содержащая:
- цели, задачи и содержание обучения основам многослойной живописи, в том числе системы практических заданий, рассчитанной на овладение необходимыми для этого практическими навыками;
- методы организации структуры живописного изображения посредством многослойной живописи и методические приемы использования изобразительных возможностей живописного материала;
-формы организации учебного процесса, способствующие формированию и развитию у студентов ХГФ навыков организации структуры живо-писного изображения методом многослойной масляной живописи;
- средства обеспечения учебно-воспитательных процессов (ТСО, на- глядные пособия, музейные фонды для копирования работ мастеров многослойной масляной живописи).
Задачи исследования:
1. Анализ и обобщение опыта мастеров классической и современной многослойной масляной живописи, методов многослойного построения живописного изображения, в том числе: а) методов использования свойств применяемых материалов; б) основных этапов ведения работы; в) способов организации структуры живописного изображения в соответствии с поставленными изобразительными задачами.
2. Разработка содержания теоретической подготовки студентов, необходимой для формирования навыков организации структуры живописного изображения посредством многослойной живописи.
3. Разработка методической системы практических заданий, способствующей формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
4. Подготовка комплекса методических рекомендаций, наглядных пособий и технических средств обеспечения учебного процесса.
5. Экспериментальная проверка эффективности разработанной мето- дической системы.
Методологическую основу исследования составили труды специалистов в области педагогики, теории и методики обучения живописи. Среди них следует особо отметить научные исследования Н.Н. Волкова, Г.В. Беды, А.А. Унковского, B.C. Кузина, в области искусствоведения и исследования технологии и техники живописи - рекомендации мастеров живописи (переписка, воспоминания), а также исследования А.А. Виннера, Ж. Вибера, Ю.И. Гренберга, Д.И. Киплика, A.M. Мельникова, Б. Сланского, Л.Е. Фейнберга.
Методы исследования:
-теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования;
- структурный анализ живописных произведений;
-обобщение существующего педагогического опыта обучения живописи в системе художественно-графического образования;
- социолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, анкети-рование, анализ творческих и учебных работ студентов по живописи, педагогический эксперимент, анализ и обобщение результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно с 2002 по 2005 г. Экспериментальная работа проводилась на художественно-графическом факультете КубГУ. В эксперименте в общей слож т
ности участвовало 178 студентов.
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема исследования, изучался уровень ее разработанности и передовой опыт преподавания масляной живописи; анализировалась литература по теме ис «
следования. Для выявления состояния проблемы на практике проводился констатирующий эксперимент в ходе которого разрабатывались критерии оценивания у студентов степени сформированности умений и навыков организации структуры живописного изображения, выявлялся исходный уровень знаний, умений и навыков организации структуры живописного изображения. Проводилось тестовое задание, анализ работ студентов и классификация наиболее характерных ошибок в их работах. Разрабатывалась система практических заданий, определялись контрольные,и экспериментальные группы, собирался наглядный материал по теме исследования, подводились итоги констатирующего эксперимента..
На втором этапе (2003- 2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого была апробация разработанной методической системы.
На третьем этапе (2004- 2005 гг.) проводился сравнительный (контрольный) эксперимент, обобщался полученный экспериментальный матери-ал, осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы, проводилось литературное оформление материалов исследования.
На защиту выносится методическая система, способствующая формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, включающая:
а) содержание теоретического обеспечения основ организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, целей и задач основных его этапов;
б) систему практических заданий, формирующих у студентов ХГФ навыки построения живописного изображения методом многослойной масляной живописи;
в) методы и методические приемы решения задач предлагаемой методической системы, а также средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
Научная новизна исследования:
1. Исследованы и теоретически обоснованы возможности рациональ-: ных форм включения в программу живописной подготовки студентов ХГФ многослойной масляной живописи.
2. Дано теоретическое обоснование последовательности организации структуры живописного изображения, включающее:
-обоснование принципиальных основ.построения структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи;
-методическое обоснование способов организации структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
3. Разработано содержание теоретической подготовки студентов, обеспечивающей овладение методами многослойной живописи.
4. Уточнен понятийно-терминологический аппарат, лежащий в основе решения поставленной проблемы.
5. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, способствующая формированию навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования:
- результаты проведенной работы вносят вклад в методику преподавания многослойной масляной живописи в системе художественно- графических факультетов, основанную на преемственности методов и приемов классической живописи;
-результаты исследования могут использоваться в практике преподавания живописи, в совершенствовании учебных планов и программ по живописи в высших художественно-педагогических учебных заведениях;
- результаты исследования могут быть использованы при создании методических пособий, практикумов по курсу масляной живописи;
- знания и навыки, приобретенные студентами на занятиях по разработанной методике, могут быть использованы в их творческой, выставочной и педагогической деятельности.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
-научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;
- критериями оценки живописных учебных работ студентов;
- опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами художественно-графического факультета.
Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 2004).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования прошли обсуждение на Всероссийской научно-методической конференции в 2005 году, апробированы и внедрены в практику преподавания живописи на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета, филиалах ХГФ в г. Новороссийске, г. Ставрополе. .
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Структура живописного изображения
Наиболее применяемый материал для живописного основания - холст. Холст, сам по себе является бесформенным и создает поверхность для живописи только в результате натяжения его на подрамник.
Картины, исполненные на холсте, менее прочны, нежели картины на деревянных и металлических основаниях. Причина этого в том, что холст порист и воздух и влажность имеют легкий доступ к самому красочному слою. Поэтому процесс окисления протекает быстрей, чем у живописи, исполненной на твердом основании Особенно заметно реагирует на влажность холст с редким плетением, кроме того, при высокой влажности воздуха и отсутствии света находящаяся в холсте целлюлоза поражается бактериями и плесневыми грибками. [138,74].
Холст слишком подвижен, легко провисает, сжимается или расширяется, что часто приводит к образованию трещин в грунте красочном слое и осыпанию краски. Еще одним недостатком холста, как основания, является его плохая сопротивляемость внешним механическим повреждениям, его можно продавить, порвать. Его преимуществом по сравнению с жестким основанием является его портативность, легкость и возможность накатки на вал.
Ткется холст из пряжи, образованной растительными волокнами, и лишь изредка из пряжи на основе животных или искусственных волокон.
Холст для живописи чаще всего вырабатывается из растительных волокон льна и пеньки; второстепенное место занимает хлопок. Основной составной частью всех этих волокон являются клетчатка. Растительные волокна горят быстро и ярко, как бумага, и сгорают с, образованием белого пепла.
Волокно тем прочнее и эластичнее, чем больше клетчатки и меньше прочих веществ оно содержит. Волокна льна прочны, эластичны и по составу почти соответствуют чистой клетчатке. Льняные ткани уже были известны на заре человеческой культуры, о чем свидетельствуют остатки, найденные в доисторических населенных местах. Пеньковая пряжа по прочности равна льняной. Венецианские картины начала XVI века, написаны на грубом, небеленом пеньковом холсте.
Животные волокна создают гусеницы бабочек тутового шелкопряда, или их получают из шерсти животных. Распознаются они по тому, что плохо горят, пахнут роговым веществом и обугливаются. Из животных волокон: шерстяные ткани непригодны как основание для живописи. Если рассматривать шелк, то он применяется в живописи редко. Однако Ченнино Ченнини, наряду с обыкновенным холстом упоминает как основание также и шелк [36]. В Китае шелк наряду с бумагой был самым распространенным живописным основанием. Сейчас сохранились китайские картины на шелке, относящиеся к 618— 907 годам н. э.
Синтетические волокна. Искусственный шелк похож на натуральный, но он сильно отличается от него составом и свойствами. В живописи его не применяют.
Плетение. «Полотно ткется из пряжи переплетением утка с основой. Основа, идущая по длине ткани, переплетается с утком, образуя два вида перекрытий: перекрытие основное, если нить основы располагается над уточной, и уточное, если нить основы располагается под уточной. По способу группировки перекрытий различают следующие основные типы ткацких переплетений: полотняное, саржевое и атласное. Из этих основных типов образуются другие, более сложные переплетения» (138 с. 287).
Полотняное переплетение наиболее прочное и плотное, в нем взаимно соприкасаются перекрытия обоих типов. У саржевого переплетения уток проходит под несколькими нитями основы сразу и ряды перекрытий идут наклонно (рис.1.). При атласном переплетении перекрытия взаимно не соприкасаются. Поэтому атласные ткани менее прочны, чем остальные.
Констатирующий этап педагогического эксперимента
Первый этап - констатирующий эксперимент проходил в 2002 - 2003 г. В эксперименте было задействовано 117 человек II, III и IV курсов ХГФ Кубанского государственного университета и его филиалов в г. Ставрополе, г. Новороссийске.
Основными задачами констатирующего эксперимента были:
1. Разработка критериев оценивания степени сформированности
умений и навыков организации структуры живописного изображения мето
дом многослойной масляной живописи.
2. Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков организации структуры живописного изображения у студентов ХГФ.
3. Проведение тестового задания.
4. Анализ учебных работ студентов и классификация наиболее характерных ошибок в их работах.
5. Разработка системы практических заданий по формированию навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной живописи;
6. Определение контрольных и экспериментальных групп;
7. Сбор наглядного материала по теме исследования;
8. Подведение итогов констатирующего эксперимента.
Подготовительная работа началась с изучения и анализа учебных и домашних работ студентов, знакомства с опытом преподавания масляной жи-вописи, наблюдения за процессом обучения, анализа востребованности навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи и бесед со студентами и преподавателями по теме исследования.
Для определения у студентов уровня навыков организации структуры живописного изображения автором исследования и группой преподавателей была выявлена группа параметров.
Группа параметров:
- использование материалов применяемых в масляной живописи с учетом технологических требований;
- использование различных технических приемов;
- уровень умений логически последовательного решения общих живописных задач (тоновая Среда, цветовая среда, моделировка фор ч
мы, плановость) и соответствия организации структуры живописного изображения определенным изобразительным задачам (взаимодействие средств передачи предметной и свето-воздушной среды, целостность изображения). С целью выработки критериев оценки работ студентов по степени сформированности и развития умений и навыков организации структуры живописного изображения нами были выделены пять уровней:
- высокий;
- выше среднего;
- средний;
- ниже среднего;
- низкий.
Высокий уровень характеризовался следующими показателями:
- целесообразным использованием свойств красок и умением вести работу с соблюдением технологических требований, качественно подготовленным основанием под живопись, а также отсутствием в работе видимых дефектов красочного слоя;
- разнообразным и рациональным применением различных технических приемов;
- грамотным применением метода поэтапного построения живописного изображения. Четкой логической последовательностью решения общих живописных задач (композиции, общего и локального тона и цвета, моделировки формы, оптики красочного слоя) на разных этапах работы.
- умением менять технику исполнения работы в зависимости от задач, стоящих перед живописным изображением, характера постановки и условий в которых она находится. Цельностью отдельной формы и всего изображения в целом;
В связи со сложностью задач предъявляемых к организации структуры живописного изображения в число работ высокого уровня входили и работы с некоторыми недочетами касающимися целостности изображения.
Уровень выше среднего характеризовался следующими показателями:
- целесообразным использованием свойств красок и умением вести работу с соблюдением технологических требований, качественно подготовленным основанием под живопись, а также отсутствием в работе видимых дефектов красочного слоя;
- разнообразным, но не всегда рациональным применением различных технических приемов;
- грамотным применением метода поэтапного построения живописного изображения. Четкой логической последовательностью решения общих живописных задач (композиции, общего и локального тона и цвета, моделировки формы, оптики красочного слоя) на разных этапах работы, но некоторыми недочетами в качестве моделировки формы;
- не достаточным умением менять технику исполнения работы в зависимости от задач, стоящих перед живописным изображением, характера постановки и условий в которых она находится.
Методическая система формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи и ее проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента
Содержание и ход проведения занятия: Практической работе пред-шествует вводная беседа где преподаватель-экспериментатор объясняет цель задания, раскрывает задачи его выполнения и констатирует содержание задания. В ходе теоретической части преподаватель знакомит студентов с зада-нием. Объяснение содержания задания проходит в форме беседы, носящей проблемно-поисковый характер. Дается сравнительный анализ построения красочного слоя и применения технических приемов современными художниками и старыми мастерами живописи (большое значение на этом этапе имеют совместные посещения музея и выставок, во время которых студенты могут увидеть зависимость применения технических приемов и способов построения красочного слоя от задач стоящих перед художником). Во время объяснения задания словесные методы сочетаются с наглядными, реализуемыми в виде демонстрации пособий и студенческих работ.
После самостоятельного составления натюрморта студенты кратко анализируют общую структуру построения будущего изображения по такой схеме:
1) уяснение соотношения масштаба изображения к фону и формату;
2) анализ пространственного построения композиции;
3) общее соотношение количества активного светлого, активного темного и нейтрального среднего тонов, и количества тонирующего и моделирующего;
4) анализ взаимозависимости элементов цветовой структуры и предпо-лагаемого технологического хода решения работы.
Преподаватель экспериментатор помогает анализировать натурную постановку и поправляет ошибки.
Далее следует практическая работа. Студенты должны были прийти на занятие с заимприматуренным холстом. Имприматура в данной работе вводится в качестве одного из структурных элементов в средний тон постановки. Ее цвет выбирается произвольно из кроющих, активных по насыщенности красок. Имприматура выполняет роль «сходство снизу» (гармонизатора) для световых частей постановки.- При нанесении имприматуры студентам рекомендуется разводить краску «тощим лаком» (3 части пинена на 1 часть даммарного лака), в крайнем случае, уайт-спиритом, и просушивать в течение 7-Ю дней. Как указывалось, хорошая имприматура должна иметь матовую поверхность.
Основная задача прописи - композиция. Работая только со светом и тенью (свет - цвет имприматуры, .тень - цвет прописи), студенты определяют пропорции и ритмы пятен света и тени предметов, а также общее количество света и тени в постановке. Пропись ведется одним замесом в тон имприматуры (с учетом затемнения в последующем слое), контрастным к ней цветом, цвет прописи играет роль в последующих живописных слоях как сходство «снизу» (т. е. просвечивается сквозь лессировки и дает общую цветовую тональность теней). Замес составляется из минимального количества красок, в качестве разбавителя используется «тощий лак». По слою пропись ведется от корпусного (исключающего светимость имприматуры) нефактурного мазка в области глубоких теней и полукорпусного в тенях, до растирания краски в области полутени. Затем хорошо просушивается в течение 7 дней.
Этап подмалевка совмещен с колористическим слоем. Работа ведется в реальных тональных и цветовых отношениях, прозрачным слоем краски, на «тройнике». Сначала пишутся протемненно только света, потом - только тени в реальных отношениях. Затем в светах наращивается необходимый слой, доводится до нужной степени деталировка, расставляются акценты и пишутся блики, а в тенях - рефлексы.
При выполнении первого этапа прописи в качестве домашней работы задается подготовка основания с имприматурой для параллельной работы дома над натюрмортом имеющим такие же задачи. При ведении подмалевка в аудиторной работе в домашней они делают пропись и так далее. Кроме этого дается поручение на подготовку холста с белым грунтом, отвечающим задачам следующего задания.
Преподаватель экспериментатор активизирует внимание студентов на усвоении теоретических знаний по изучению закономерностей влияния на колорит живописного изображения нижних слоев; а именно: формирует у студентов структурное поэтапное мышление, следит за ходом выполнения задания, проводя индивидуальные разъяснения о правильности его выполнения, анализируя действия студента, приводя примеры из практики. По завершении практического упражнения преподаватель комментирует каждую выполненную работу в отдельности.