Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Степняк Юрий Владимирович

Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов)
<
Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Степняк Юрий Владимирович. Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 182 c. РГБ ОД, 61:00-13/592-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССАПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (к проблеме многоаспектностиучебно-воспитательной работы в педагогическом вузе) 11

1. Проблема всесторонней универсальной подготовки учителя (историко-теоретический аспект) 13

2. Эстрадно-джазовый компонент в целостной структуре профессиональной подготовки учителя музыки 37

3. Теория и методика обучения эстрадно-джазовому музицированию .67

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КУРСА «ОСНОВЫ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ» 94

1. Констатирующий этап исследования 95

2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 121

3 Завершающий этап опытно-экспериментальной работы 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..., 167

БИБЛИОГРАФИЯ 172

Проблема всесторонней универсальной подготовки учителя (историко-теоретический аспект)

Первый параграф включает в себя психолого-педагогический анализ проблемы профессиональной подготовки современного учителя, с целью осмысления ключевых теоретико-педагогических идей и концептуальных положений, составляющих фундамент современной теории и практики преподавания.

Обращение к педагогической классике не может обойти имя величайшего чешского педагога. Это, разумеется, Я.А.Коменский и его, ставшие уже крылатыми, положения о необходимости единства образования и воспитания, без которых личность не формируется -«человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать»; «семена не есть плод»; «сходство человека с растением»; «человеку дано чрезвычайно большое время для роста, и это время нельзя употреблять на другое». Серьезным предупреждением выдающегося чешского педагога является тезис о том, что «получить неправильное воспитание - дело весьма опасное», а также то, что «человеку врождено предрасположение к знанию, но не само знание». Фундаментальным положением Я.А.Коменского является его положение о том, что «образование в школах должно быть универсальным». Эти главенствующие положения предполагают выявление наиболее общих тенденций, закономерностей процесса обучения, которые в наибольшей степени способствуют его универсализации. Назвав дидактику - «искусством обучения», величайший педагог точно обозначил ее предназначение и ведущие функции, из которых в современных условиях на первое место выходит искусство индивидуального становления личности при коллективном способе организации обучения.

Д.Локк в своих сочинениях подчеркивал главенствующую роль воспитателя в качестве примера для подражания его воспитанников: «пример воспитателя должен побуждать ребенка к тем действиям, которых он требует от последнего». Именно личный пример педагога (как эталон) поможет лучше представить себе образец для подражания во многих областях жизнедеятельности: будь то игра на музыкальном инструменте, культура общения и поведения, взаимоотношение между людьми, духовно нравственные ценности... Как часто словесный комментарий педагога заменяет его пример, в результате чего образуется разрыв между тем «что необходимо» и «как это можно сделать»; в следствие чего процесс объяснения не только растягивается во времени, но и не получает той «технологической» убедительности, которая так необходима в учебном процессе. Автор убедительно развивает «теорию происхождения знаний из чувственного опыта индивидуума».

Выдающийся философ и мыслитель эпохи Просвещения Ж.-Ж.Руссо верил в потенциальные возможности ребенка к естественному саморазвитию. Он считал, что «на ребенка действуют три фактора: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - сгармонизовать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж.Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества». Автор знаменитого труда «Эмиль, или о воспитании» показал и наличие движущей силы такого процесса, подчеркнув, что «внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию». В настоящее время среди приверженцев данной концепции можно назвать Ш.А.Амонашвили, полагающего, что на ученика воздействовать извне можно, но самым эффектив-ным способом развития воспитанника является его личное желание постижения чего-либо, та «скалистая лестница», по которой ребенок карабкается, развиваясь в нужном для него, педагогически осмысленном направлении. Но при всех обстоятельствах он, движимый стремлением к свободе, самостоятельности и познанию, «карабкается сам», преодолевая на этом пути встречающиеся трудности и совершенствуя себя.

Эстрадно-джазовый компонент в целостной структуре профессиональной подготовки учителя музыки

В параграфе рассматриваются позиции ведущих российских и зарубежных музыкантов в отношении подготовки музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических кадров. Практически все специалисты исходят из того, что молодой музыкант (в том числе и будущий учитель музыки в школе) должен приобщаться за годы учебы к выдающимся образцам российской и зарубежной музыкальной классики, ассимилировать их в своем сознании; этим закладывается прочный профессиональный фундамент для любых видов и форм последующей деятельности. К числу объектов изучения должны быть отнесены в числе прочих и лучшие образцы мирового эстрадно-джазового искусства: их художественно-стилевые черты (разумеется, в «свернутом», интериоризированном виде) как бы растворяются в музыкальном сознании учащегося, создавая благоприятные условия для расширения диапазона охвата учащимся явлений и фактов музыкальной действительности.

Специфика обучения педагога-музыканта базируется, с одной стороны, на психолого-педагогических требованиях к его подготовке, а с другой, - на знании особенностей музыкального искусства. Этим обусловлен интерес к работам известных педагогов-музыкантов, стоявших у истоков отечественной исполнительской и композиторской школы. Современные требования к учителю музыки и его подготовке заложены в трудах Алексеева, Фейнберга, Рафаловича, Гинзбурга, Нейгауза, Баренбойма, Сафонова, Есиповой, Шнабеля и др....

Раскрывая особенности педагогической работы, А.Д.Алексеев пишет: «Обучение фортепианной игре - сложный многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа:

При всем ее разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, наконец забота о здоровье и физическом развитии ученика».

Автор предупреждает, что «воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим».

В то же время Алексеев предупреждает, что «воспитательная работа должна быть ненавязчивой, во многих случаях ее желательно сделать даже неприметной для ученика». Отказываясь от глубокомысленных поучений, автор отмечает, что «замечания или беседы, имеющие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, по возможности яркую, образную и запоминающуюся форму». (А.Д.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. -М: Музыка, 1978. С. 11. - Глава 1. Воспитательная работа педагога специального класса).

Констатирующий этап исследования

Констатирующий этап исследования был необходим потому, что от зарождения идеи до оформления целостного содержательного эстрадно-джазового компонента, являющегося принципиально новым в подготовке учителей музыки, прошло достаточно длительное время, поскольку на этом пути нужно было преодолеть немало организационных, содержательных, методических и других трудностей. Дело в том, чтб теоретическую разработку нового содержания в подготовке нужно было постоянно проверять в процессе практической деятельности, уточняя и дополняя входящие в его структуру компоненты, а на это необходимо было затратить определенное время.

Раскрывая методику исследования, следует отметить, что основная цель констатирующего этапа исследования представлялась в виде двуединой задачи; первая из которой - выявить начальный (стартовый) уровень студентов музыкального факультета академического профиля, приступающих к целенаправленным занятиям эстрадно-джазовым искусством; вторая - определить пути и средства формирования и развития знаний, умений и навыков будущих учителей музыки в данной сфере с помощью разработанного нами курса «Основы эстрадно—джазового музицирования».

Диагностические операции (действия) включали в себя: Педагогическое наблюдение. Массовый опрос студентов об их знаниях и предпочтениях. Беседы с ними. Разработка содержания курса «Основы эстрадно-джазового музицирования» включали; Анализ учебных планов и программ. Анализ творческих работ студентов по ряду ключевых эстрадно-джазовых проблем. Беседы с ведущими преподавателями эстрадно-джазовых музыкальных дисциплин.

Отработку содержания названного курса, ведущих принципов, форм и методов такой работы, а также критериев оценки его результатов.

Кроме того, необходимы были определенные прогностические действия, которые предполагали разработку основных подходов к практической реализации курса и проверки его эффективности.

Раскрывая методику проведенного исследования, следует отметить, что она варьировалась в зависимости от его конкретного этапа и решаемых задач. Остановимся на этом подробнее.

Пилотажный анализ уровня предварительной подготовки студентов музыкального факультета в области эстрадно-джазового искусства проводился ежегодно (с 1995 по 1999 гг.), и охватывал значительное число будущих учителей музыки.

Исходя из задач исследования и в соответствии со спецификой его «составляющих», диссертантом применялись различные методы и приемы исследования. В рамках исследования были проведены наблюдения за учащимися, беседы с преподавателями и учащимися; была разработана специальная анкета, позволившая определить уровень предпочтений учащихся с целью выявления оптимального сочетания различных учебных дисциплин; были проанализированы творческие работы учащихся, позволившие проследить динамику их развития. Педагогическое наблюдение. Данный метод использовался с целью избирательного сбора информации по кругу вопросов, относящихся в проблематике исследования. Пилотажный характер применения данного метода на констатирующем и лонгитюдный -на формирующем этапах исследования дал необходимые ориентиры для определения структуры и основного содержания, а также наиболее рациональных форм и методов учебной работы на начальном этапе эксперимента, а также их уточнению и дифференциации на последующих этапах. В ходе наблюдения за работой студентов на групповых и индивидуальных занятиях, в процессе слушания аудиозаписей, а также при выполнении ими самостоятельных практических заданий корректировались методические установки, совершенствовалось содержание по отдельным эстрадно-джазовым составляющим и их интеграции, анализировалась эффективность проводимой работы. Параллельно уточнялись полученные в ходе занятий теоретические знания, а также практические умения и навыки.

Похожие диссертации на Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки (На материале учебной работы музыкальных факультетов педагогических ВУЗов)