Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОЙ (МНОГОПРОФИЛЬНОЙ) ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Проблема всестороннего, комплексного обучения в современной дидактике 13
1.2. Джаз и современная музыкальная культура 31
Глава 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ в ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ 58
2.1 Осмысление теоретических представлений о джазовом фортепиано через исполнительскую практику 58
2.2 Основы джазовой импровизации 118
2.3 Синтез классической и джазовой музыки в учебном репертуаре студентов 132
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОИСКОВО-КОНСТАТИРУЮЩЕЙ И ФОРМИРУЮЩЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1 Дневник педагогических наблюдений 148
3.2 Педагогические собеседования, интервьюирование, анкетирование 57
3.3 Обучающий эксперимент 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174
БИБЛИОГРАФИЯ 178
ПРИЛОЖЕНИЯ 196
- Проблема всестороннего, комплексного обучения в современной дидактике
- Осмысление теоретических представлений о джазовом фортепиано через исполнительскую практику
- Дневник педагогических наблюдений
Введение к работе
Сегодня в России происходят глубокие перемены. Политические и экономические преобразования, изменения социокультурной ситуации не могли не коснуться сферы образования и\сультуры. И хотя огромные ду-ховные богатства, накопленные в нашей стране, не исчезли, система аксиологических (ценностных) ориентиров претерпела изменения и в определенное мере отрицательно деформировалась.
Наиболее остро это переживается в молодежной среде: прежние идеалы вызывают сомнение и неверие; новые, достаточно убедительные по значимости и ценности - не сформированы. Создавшееся положение спровоцировало так называемый "вакуум ориентиров в сознании индивида"-не только ученика, но и его родителей, старших товарищей и других.
Демократические преобразования, происходящие в наши дни, сняли идеологические ограничители в средствах массовой информации. Это привело к информационному буму, вследствие которого с Запада, наряду с подлинными шедеврами искусства, интересными новациями в разных сферах жизни, в больших количествах стал проникать в Россию "ширпотреб", чуждый и национальным традициям, и общечеловеческим ценностям.
В этих условиях именно образовательные учреждения (школы, колледжи, училища, ВУЗы) должны и могут помочь молодым людям правильно сориентироваться в выборе художественных ценностей и идеалов. Для этого педагоги должны принимать во внимание все изменения в российском социокультурном пространстве, согласовать психолого-педагогические подходы к учащимся с переменами в социально-психологическом климате, учесть ошибки прошлых лет, имевшие место в системе воспитания и содержания образования (запреты, отрицания, ниспровержения, развенчивания идеалов при сменах политических лидеров и т.д.). Необходимы дейст
вительно новые, универсальные, синтезированные, как "авторитарные", так и "толерантно-либеральные" методы учебно-воспитательной работы, адекватные духу времени.
Одной из проблем, встающих на пути решения названных задач, является подготовка музыкально-педагогических кадров, владеющих новыми теоретическими и методологическими подходами, умеющих творчески варьировать их в учебном процессе, способных оперативно изменять их при необходимости. Научить молодежь отличать "зерна от плевел", определять истинные художественные ценности способны лишь высококвалифицированные педагоги. Только они могут поделиться с учащейся молодежью своими глубокими и всесторонними знаниями, и, основываясь на лучших отечественных педагогических традициях, превратить эти знания в убеждения, в нормы поведения, в эстетические идеалы и вкусы.
Искусство во всех его жанрах, видах и разновидностях оказывает формирующее влияние на мировосприятие, жизненные позиции, на духовную сферу, на общую культуру человека. Отсюда - то важное место, которое должно занимать искусство в сегодняшней российской общеобразовательной школе.
Музыкальной педагогике1 присущи те же цели, задачи, что и современной педагогике в целом. И проблемы, стоящие перед ней, в принципе те же. После завершения образования в музыкальном учебном заведении, учитель-практик, общаясь с учащимися, оказывается в среде, преимущественно ориентированной на "легкую" музыку; оказывается в сфере молодежной субкультуры, которой не всегда и не во всем присуща духовность. Становление музыкальных вкусов здесь зачастую происходит спонтанно, хаотично. Если этот процесс педагогически направить, причем сделать это тактично и умело, возможна переориентация интересов подрастающего поколения на подлинное музыкальное искусство-Речь идет в данном случае о подлинно современном и стилистически близком музыкальным запросам молодых людей искусстве джаза. Таким образом, в лице доморощенных "рок-групп" и т.п. музыкальной "макулатуре" будет создан естественный заслон, во много раз более действенный, нежели это могут дать традиционные, во многом устаревшие музыкально-педагогические методики.
Указанная задача может быть решена, если в стенах музыкальных учебных заведений будет осуществляться широкая, многопрофильная подготовка учителей-музыкантов, если последние будут получать комплексные знания многоцелевого назначения. Учебный репертуар не должен утратить опоры на классическую основу, но все многообразие современного музицирования, в первую очередь, такого признанного феномена, как джазовое искусство, должно быть достаточно полно представлено в учебно-педагогическом процессе.
Между тем, и в плане теоретическом, и в практике обучения дело пока обстоит не лучшим образом. Можно констатировать: фундаментальных теоретических и методологических исследований по проблемам обучения джазовому музицированию в настоящее время не существует, что существенно обедняет, суживает процесс обучения на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических ВУЗов. Отсюда актуальность данного исследования.
Его цель - определить теоретические основы широкой, универсальной (полифункциональной) подготовки учителей-музыкантов; выявить принципиально важные методологические подходы к обучению джазовому музицированию.
Объект исследования - учебный процесс на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических учебных заведений.
Предмет исследования - формирование умений и навыков джазового музицирования в общей структуре музыкально-исполнительской подготовки учителя музыки.
Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:
1. Специфика нынешней социокультурной ситуации в России требует, чтобы подготовка учителя музыки в педагогическом ВУЗе была многоплановой, полифункциональной, универсальной по своему содержанию, обеспечивая его (учителя) готовность к различным видам профессиональной деятельности.
2. Сущность, структура и технология учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов должна быть адекватной тем видам и формам профессиональной деятельности, которые учителям-музыкантам предстоит выполнять в дальнейшем, в ходе своей работы в школе. Поскольку эти виды и формы сегодня значительно шире и разнообразнее по своему составу, нежели в предыдущие годы, соответственно должны быть расширены и рамки учебно-воспитательного процесса в ВУЗе за счет включения новых блоков знаний, умений и навыков.
3. Обучение джазовому музицированию должно войти составной частью в целостный процесс музыкально-исполнительской подготовки учителя музыки. При этом джазовое музицирование как жанр, как определенный комплекс умений и навыков, не должно противопоставляться традиционным формам учебной работы (в частности, работе над классическим репертуаром), а находится с ними в тесной и органичной связи.
4. Включение в учебные планы и программы студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов лучших образцов джазовой музыки должно носить постоянный и регулярный характер.
Тем самым, студент будет естественным образом приобщаться к двум основным направлениям в современной музыкальной культуре - к так называемой "серьезной" музыке и к джазовой музыке. Такая направленность
"репертуарной политики" педагога обеспечит профессиональную компетентность будущего учителя музыки, приблизит его к сфере эстетических идеалов, вкусов и пристрастий значительной части современной молодежи. Основные задачи исследования заключались в следующем:
1. Проанализировать совокупность факторов, имеющих первостепенное значение для точной профессиональной ориентации и "адресной4 подготовки учителей-музыкантов для работы в сегодняшней общеобразовательной школе.
2. Разработать в теоретическом и методическом плане основные подходы к освоению джазовой музыки в ходе учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических ВУЗов; выработать комплекс практических приемов и способов работы над произведениями данного жанра.
3. Ввести (внедрить) наиболее ценные, высокохудожественные образцы джазовой музыки в учебный репертуар студентов; определить оптимальные соотношения и пропорции между традиционными, классическими музыкальными произведениями и джазовыми композициями.
4. Определить основные контуры и состав джазового репертуара, предназначенного для изучения на музыкальных факультетах педвузов, репертуара, который отвечал и соответствовал бы целям и задачам, по ставленным в настоящем диссертационном исследовании.
Методологическим фундаментом диссертации послужили дидактические концепции, связанные с содержанием образования, формами и способами учебной работы (Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, М.Н.Скаткин и др.). Принципиально важное значение в контексте настоящего исследования имели труды по психологии, положения отечественных психологов о формировании всесторонне и гармонично развитой личности (Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).
Автором диссертации принимались во внимание работы, связанные с проблемой комплексного подхода к музыкальному воспитанию и образованию (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и др.), а также труды, связанные со стилистикой и формами бытования джазовой музыки (А.Н.Баташев, Дж.Коллиер, В.Д.Конен, Л.С.Мархасев, А.В.Медведев, Ф.Ньютон, Е.В.Овчинников и др.). В качестве исходного материала при выработке методической концепции автором использовались отчасти практикумы по джазовому ипол-нительству (И.М.Бриль, М.М.Есаков, Л.Ивенс, Д.Б.Крамер, О.Питерсон, А.Филлипс, Ю.Н.Чугунов, М.Шмитц).
Методы диссертационного исследования включали в себя:
- изучение и анализ литературы по теме исследования (дидактика, общая, педагогическая и музыкальная психология, музыкознание, культурология);
- обобщение передового педагогического опыта, а также личного педагогического опыта автора исследования;
- целенаправленное педагогическое наблюдение за учащимися музыкально-исполнительских классов (фортепиано) средних и высших музыкально-педагогических учебных заведений;
- педагогические собеседования и анкетирование преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов; целенаправленные профессиональные беседы с музыкантами джазового профиля;
- обучающий (формирующий) эксперимент.
Научная новизна исследования: впервые предпринята попытка разработать теоретическую модель специалиста-музыканта, ориентированная на многопрофильную, полифункциональную подготовку в стенах педагогического ВУЗа. С диалектических позиций рассмотрено построение учебного процесса (содержание, формы, организация, технология и др.),
основанного на синтезе: музыкальная классика - джазовое музицирование; определена методологическая база этого процесса.
Практическая значимость диссертации в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в педагогических ВУЗах: а) на практических занятиях в музыкально-исполнительских классах; б) в рамках лекционных курсов по "Методике обучения игре на фортепиано"; в) в программах факультативных курсов по выбору, а также в системе повышения квалификации учителей-музыкантов.
Теоретическая обоснованность исследования и достоверность его результатов обеспечены: а) опорой на передовые достижения российской и зарубежной педагогической мысли в области подготовки высококвалифицированных кадров учителей для школы; б) использованием педагогических инновационных моделей в сфере джазового музицирования; в) совокупностью опытно-экспериментальных данных, подтвержденных в ходе соответствующих проверок; г) применением в интересах оптимизации учебного процесса хорошо зарекомендовавших себя практикумов по джазовому музицированию, вошедших в качестве компонентов в теоретическую и методическую модель, разработанную диссертантом.
Положения, выносимые на защиту:
1. На фоне глубинных изменений в российском социуме, меняются эстетические ориентиры, вкусы и пристрастия современной учащейся молодежи, ее ментальность в области искусства вообще и музыкального искусства, в частности. Из этого следует, что традиционная система музыкального воспитания и образования в общеобразовательной школе (содержание, формы, методы, технология и др.) требует существенных изменений, проистекающих из учета художественных интересов школьников.
Вышесказанное предполагает и делает необходимыми адекватные изменения (коррективы) в целостной структуре профессиональной подготовки учителя-музыканта в педагогическом ВУЗе. Эти изменения должны обеспечить будущему учителю музыки широкие, многопрофильные знания, вооружить его многосоставным комплексом умений и навыков. Только в этом случае учитель сможет быть на уровне требований дня, сумеет найти "ключ" к своим воспитанникам, сможет стать для них авторитетом в области современного музыкального искусства; только так может быть обеспечен подлинно высокий уровень музыкально-воспитательной работы в современной школе.
2. Состояние дел в сегодняшней российской школе, практика работы учителей музыки, свидетельствуют об определенном дефиците знаний у последних в области молодежной субкультуры. Профессиональная компетентность значительной части музыкального учительства далеко не в полной мере отвечает требованиям времени, не содержит в нужном объеме информации о музыке так называемого "легкого жанра" (музыке эстрадно-джазового направления), пользующейся симпатиями значительной части молодых людей. Вина за подобное положение вещей во многом лежит на коллективах преподавателей-музыкантов педагогических ВУЗов, не учитывающих изменившихся аксиологических (ценностных) ориентации современной молодежи, не принимающих во внимание ее потребностей в сфере музыки.
Отсюда - необходимость существенных корректив учебных программ и планов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов, необходимость включения в учебный репертуар студентов лучших (!) образцов джазового искусства. Отсюда же важность расширения спектра форм и способов учебно-воспитательной работы с будущими учителями музыки, обогащение этой работы принципиально новыми, нетрадиционными компонентами.
3. Органичное сочетание двух направлений музыкального искусства классического и джазового - способно существенно обогатить учебно-вос питательный процесс, сделать его более гибким, живым, интересным для студенчества. При этом репертуарные "перекосы" в какую-либо сторону нежелательны: чрезмерное увлечение джазовым музицированием может иметь нежелательные последствия для студента, его профессионального развития. Пропорции между различными репертуарными пластами могут и должны быть сугубо индивидуальными; вместе с тем, приоритетная роль классической "составляющей", как правило, должна сохраняться.
Учебный репертуар студента (индивидуальный план) в его оптимальном варианте есть сложно со ставная конструкция, отдельные звенья и ингредиенты которой должны быть точно сбалансированы, уравновешивая друг друга.
4. Говоря о приобщении будущих учителей-музыкантов к эстрадно джазовому искусству, следует специально подчеркнуть, что речь может идти исключительно о художественно-ценных, подлинно талантливых об разцах этого искусства, отвечающих строгим критериям вкуса; все низко пробное, несущее на себе печать дурного вкуса, должно решительно изго няться из учебно-воспитательного процесса. Апробация исследования проводилась в процессе учебно-воспитательной работы на факультете искусств Самарского государственного педагогического университета; в ходе обсуждения диссертации на кафедре фортепиано СамГПУ; через публикации статей по теме исследования; в рамках выступлений автора на научных симпозиумах, конференциях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В приложении содержатся схема, перечень этапов обучения джазу, таблицы контрольных срезов.
Содержание работы. В введении обоснована актуальность темы исследования, дана постановка проблемы, выдвинута гипотеза, определены объект, цель, задачи и методы исследования; показана научная новизна, практическая значимость и теоретическая достоверность работы; представлена информация относительно методологической основы и основных методов исследования. Указаны формы апробации результатов исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту.
Проблема всестороннего, комплексного обучения в современной дидактике
Ещё во времена родового строя детям не только передавали практически необходимые трудовые умения и навыки, знакомили с правилами религиозного культа и социального общежития, но и вносили в их память народные сказания, обучали играм, танцам, музыке и песням. Всё это играло важную роль в воспитании нравственности, освоении норм поведения, становлении определённых черт характера.
Со сменой общественных формаций, появлением разного рода школ расширялся круг интересов человека. Во времена рабовладельческого строя появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины.
Древние манускрипты Китая, Индии, других стран повествуют о воспитании, о требованиях учителя к ученику.
Предпринимая краткий экскурс в историю проблемы, отчётливо видим, что предпосылки разностороннего воспитания и образования зарождались ещё в Древней Греции, о чём свидетельствуют материалы, связанные с воззрениями и деятельностью античных мыслителей. В Древней Греции складывались свои, особые системы воспитания, например, спартанская, афинская. Последняя давала детям богатых рабовладельцев более разностороннее, гармоничное воспитание, стремясь к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Древнегреческие философы (Платон, Аристотель) составляли рекомендации по воспитанию, образованию, и важное место в них отводилось разговору о разностороннем развитии ученика. В сочинении "О воспитании оратора" известный древнеримский педагог Марк Фабий Квинтилиан также писал о разностороннем подходе к образованию.
Прослеживая дальнейшую эволюцию педагогической мысли, основанной на постулате о всестороннем комплексном воспитании и образовании учащейся молодёжи, отметим постепенное расширение курса обучения в монастырях и соборных школах Западной Европы: от грамматики, риторики до арифметики, геометрии, астрономии и музыки. На страницах педагогической литературы, посвященной эпохе Возрождения и взглядам выдающихся мыслителей того времени, обращают на себя внимание высказывания таких авторов, как Ф.Рабле, Т.Мор и др. Писатель-гуманист Ф.Рабле (1494-1553) в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" противопоставил схоластике средневекового воспитания гуманистическое, предполагающее многостороннее образование, развитие самостоятельного мышления, творчества и активности. Он советовал связать обучение с окружающей жизнью, и эта рекомендация не потеряла актуальности и на сегодняшний день.
Особое внимание следует обратить на труды Я.-А.Коменского. Автор знаменитой "Великой дидактики", содержащей универсальную теорию учить всех всему, пишет в главе "Обучение в школах должно быть универсальным " о том, как "необходимо заботиться и даже добиваться того, чтобы всех научить распознавать основания, свойства важнейшего из существующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чём бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения, и чем они не могли бы воспользоваться для определённой цели разумно, без вредной ошибки " [118, 116]. Эти слова можно отнести как к содержанию отдельно взятого предмета с его многочисленными интерпретациями, так и к совокупности предметов, если они взаимосвязаны. Акцент значимости можно поставить на выдвинутый Я.-А.Коменским тезис: " Всему, что должно знать, нужно обучать". Это первое из девяти "чрезвычайно полезных правил" во многом сохраняет своё значение до настоящего времени. Будучи творчески интерпретированным, оно, в частности обретает смысл в контексте настоящего исследования, как и высказывание Я.-А.Комеменского о том, что " натуры высокодаровитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью" [118, 153].
Важно также положение выдающегося немецкого педагога-демократа В.А.Дистервега, утверждавшего, что любое одностороннее развитие ученика - лишь кажущееся образование, что "решительно все в учебном процессе должно цепляться друг за друга" [89, 424]. Учитель, по Дистервегу, "должен искать разнообразие не в различных предметах, но в форме, манере изложения" [89, 438]. Как аксиома звучат его слова: "Образовательный идеал времени составляет и цель образования для данного времени" [89, 435].
Наше время - время разносторонних, универсальных знаний, без которых не обойтись ни в воспитании, ни в образовании, ни в науке, -требует следовать за этим идеалом в обучении.
Осмысление теоретических представлений о джазовом фортепиано через исполнительскую практику
Началу занятий джазовым фортепиано может предшествовать отбор той категории претендентов, которая обладает природной предрасположенностью к обучению джазу. Это будет группа, которая впоследствии быстрее пойдет по пути освоения джазового музицирования и понимания джазовой музыки, группа, которая ярче и результативнее в будущем будет работать в школе, востребовав свои природные данные в области овладения основами джазового музицирования.
Во второй группе в обучение могут быть включены желающие заниматься джазом, обладающие хорошим потенциалом исполнительских умений и навыков академического музицирования, но не владеющие умением даже подбирать популярные мелодии; учащиеся, проявляющие любопытство к сложной современной джазовой музыке. В силу их желания и старания может быть достигнут результат овладения азами на уровне джазовой музыки "ремесленничества" в хорошем смысле этого слова; дальнейшее продвижение их по пути совершенствования будет зависеть от личных волевых усилий, их терпения.
И, наконец, для третьей группы прикосновение к джазу будет своего рода лечебным процессом, который в той или иной степени поможет снять им психологический комплекс, психологический барьер. Это учащиеся, которые слабы в ритме, которым сложно исполнять такие классические произведения, где есть синкопирование, полиритмия, где трудно услышать в полифонии голоса по вертикали и горизонтали и т.д. Путем совместного кропотливого труда преподавателя и учащегося может быть достигнут такой прогресс, о каком в их музыкальном развитии они даже не мечтали. Они смогут подойти когда-либо в отдельных базисных составных музыкальной речи к хорошему результату в исполнении сложного ритма, развитии технических навыков, слуха и т.д.
Небольшой эксперимент по выявлению принадлежности к группе должен быть кратким, приятным для испытуемого и не оставлять чувства психологического дискомфорта от осознания своей несостоятельности в понимании и восприятии джаза.
Можно кратко, в форме диалога, побеседовать с учащимися о джазе, рок и поп музыке, о современной музыке вообще. Уяснив характер музыкального кругозора претендента, можно предложить ему прослушать фрагменты из нескольких джазовых пьес, композиций, желательно красивых и доступных для восприятия неискушенного в этой музыке человека.
Во время слушания музыки нужно постараться вовлечь испытуемого в процесс активного слушания, чтобы он эмоционально свободно реагировал на акцентуацию, синкопированный ритм, на красивые, но необычные для его слуха гармонии, прихотливую интервалику в мелодике и т.д., должен провести также психологическое наблюдение за процессом восприятия джазовой музыки, за реакцией на специфические джазовые исполнительские приемы. Учитель может предложить модель поведения во время прослушивания музыки, подпевать и постукивать, не стесняясь движения рук и корпуса своеобразно пульсу, ритмическим формулам.
Также можно предложить ряд ритмических игр: 1) хлопанье различных ритмических формул дуэтом, трио (формирует умение не терять, держать "соло" каждого в этом ансамбле); 2) упражнение на развитие координации, чувства ритма (через ощущение танцевальных движений) и т.д.
Можно попросить претендента методом подбора сыграть какую-нибудь мелодию с сопровождением, либо к мелодии соло сделать одноголосные вариации в различных музыкальных стилях; или же наигрывая это соло, попросить его экспромтом подобрать гармонический и ритмический аккомпанемент.
Такой краткий испытательный комплекс позволит в некоторой степени выявить у претендента его способности к занятиям джазовой музыкой.
Основой джаза является ритм, как неоднократно отмечалось музыкантами-исполнителями и исследователями джаза. Джазовый ритм сложен по сравнению с ритмом в классической музыке и достаточно прост - в сравнении с ритмом, присутствующим в фольклоре африканской или индийской музыки. С чего же начать его изучение?
Как отмечают некоторые исследователи джаза, основой этой ритмики можно считать два принципа ритмической организации: это синкопирование и полиритмия. Синкопирование - нарушение регулярного ритма путем перемещения акцента на долю такта, обычно не акцентируемую .В свою очередь синкопирование разделяется на обычное и специфически джазовое. Примеров обычного синкопирования множество в классике и романтической музыке. Но там это отдельные такты, небольшие фрагменты, а в джазе - это один из ритмических фундаментов, на который возводится здание всей пьесы. Как пишет У.Сарджент, "принцип синкопирования относят к европейской музыке, предполагая, что его исходной базой является прием классической ритмики. Суть заключается не в наличии синкопирования как такового, а в его специфике и манере использования. В квартете Брамса, например, синкопирование служит средством для достижения специфических эффектов, оживления ритма и носит эпизодический, случайный характер. В джазе синкопа является одним из основополагающих элементов музыкального языка и присутствует буквально в каждом такте.
Дневник педагогических наблюдений
Основной задачей опытно-экспериментальной работы стала прс верка разработанных нами положений, представленных в виде соответст вующей педагогической модели обучения джазовому музицированию Н: практических занятиях в классе фортепиано.
Логика проведения опытно-экспериментального исследования тре бовала его разделения на три этапа таким образом, чтобы выводы пред шествующего этапа становились опорными, базовыми материалами дл; последующего. Началом, объединяющим эти этапы, стали единство цел данного процесса и общность содержательных и процессуальных средств. Первым был подготовительный этап. Здесь происходило накопление фак тического материала о реальном положении дел в сфере обучения джазо вому музицированию. На основе анализа собранного материала была оп ределена проблема. Далее был проведен анализ состояния проблемы в на учной литературе, поиск, систематизация и изучение существующих стране нотных сборников джазовой музыки, подбор исторической, теоре тической и методической информации (по общей педагогике, вопросам музыкальной педагогики, включая фортепианную и джазовую). Собствен но экспериментальная работа была отражена в дневнике педагогически наблюдений.
Поисково-констатирующий этап включал педагогические собеседования, анкетирование и интервьюирование, посредством которых был; определены основные теоретические и методические подходы к проблеме.
Формирующим этапом стал обучающий эксперимент, в ходе которого выявились основные конструкты педагогической модели, сориентированные на то, чтобы через исполнительскую практику дать учащимся теоретические представления о джазе, дополнить традиционные для академической подготовки будущего учителя знания, умения и навыки.
По завершении экспериментальной работы, которая велась с 1980 по 1996 годы, были подведены ее итоги, проанализированы результаты и сделаны выводы.
Педагогические наблюдения проводились автором на протяжении 16 лет в рамках преподавательской деятельности в музыкальном училище г.Мары (класс фортепиано), в Самаркандском педагогическом институте, Самарском государственном педагогическом университете (класс фортепиано).
Главным объектом наблюдений были студенты. Исследовалась также вся совокупность компонентов, входивших в учебный процесс: содержание, методы и формы работы, эмоциональная атмосфера занятий, направленность потребностей студентов, формируемых характером и содержанием учебно-исполнительского репертуара. Изучение вышеперечисленных компонентов учебного процесса позволило определить круг наиболее актуальных вопросов, связанных с учебным процессом в вузе и самостоятельной профессиональной деятельностью учителей - выпускников вуза, а также наметить возможные пути совершенствования их профессиональной подготовки.
Продолжительность педагогических наблюдений автора, частичное использование им педагогических наблюдений коллег способствовали накоплению необходимой фактологии, повышая тем самым объективность оценки качества подготовки будущих учителей музыки. Актуальным для исследования был такой план этой оценки, когда соотносились реальные профессиональные достижения студентов и потребности их будущей педагогической практики.
. Педагогические наблюдения фиксировались обобщались в дневнике, начало ведения которого приходится на 1980 год. Записи носили ретроспективный характер. Обращение к дневнику было вызвано потребностью фиксировать и анализировать, то есть ведение дневника стало выражением педагогической рефлексии автора.
На протяжении времени его ведения дневник претерпел количественные и качественные изменения, отразив разделение экспериментальной работы на три периода. На первом этапе ведение дневника не было продиктовано ясно определившейся целью. Это был дневник самонаблюдений, который постепенно начинал включать в себя наблюдения над студентами и коллегами в ходе их профессиональной (учебной) и исполнительской деятельности. Второй этап ведения дневника - переход от несистематизированных наблюдений к системным, таким, когда сознательно определялись направление и содержание педагогической работы, отражавшейся в дневнике. На третьем этапе в дневнике главным образом фиксировались результаты активных занятий по сформированной автором теоретико-методической модели, то есть результаты ее апробации. Был проведен анализ результатов деятельности автора диссертации в эстрадном коллективе (ВИА) , с позиций преподавателя по классу классического фортепиано были обобщены наблюдения в сфере готовности студентов к занятия джазом, полученные в ходе бесед, специальных занятий, опросов и др.