Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Чекарева Светлана Николаевна

Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе
<
Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чекарева Светлана Николаевна. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 247 c. РГБ ОД, 61:99-13/1072-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе 14

1.1. Историко-культурологические предпосылки комплексной подготовки 14

1.2. Интеграция различных видов искусств как содержательная часть обучения учителя музыки и литературы 28

1.3. Значение и использование региональной культуры комплексной подготовке учителя музыки и литературы 41

Глава 2. Организация комплексной подготовки учителя музыки и литературы в Коломенском педагогическом институте. 55

2.1. Содержание, методы и формы комплексной подготовки специалиста 55

2.2. Педагогический эксперимент. Основные этапы педагогического эксперимента 7 9

2.3. Результаты педагогического эксперимента..94

Выводы 116

Библиография 120

Приложения 134

Введение к работе

Актуальность исследования. Совершенствование высшего педагогического образования определяется специальным заказом реформируемого общества, поскольку от содержания подготовки специалистов зависит его дальнейшее социально-экономическое развитие. Коренные перемены в общественно-политической и культурной жизни России в последние годы коснулись и образовательной системы. Процессы кардинальных преобразований школы требуют от учителя переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности. Появилась возможность экспериментальным путем создавать принципиально новые педагогические формы и методы воспитания кадров по различным отраслям Знаний, в том числе и в художественном направлении. В этой связи обнаружилось противоречие между традиционной подготовкой учителя гуманитарно-эстетического цикла и современными потребностями школы и общества в учителе с более универсальным, научно-педагогическим мышлением.

Исследования 60-80-х годов XX века (Ф. Гоноблин, В. Загвязинский, В. Кан-Калик, В. Сластенин, А. Щербаков и др.) показывают, что решить эту задачу можно при условии внедрения и распространения передового опыта в педагогику путем изучения инновационных процессов в современной школе, определения источника идеи инновационной педагогики, актуализации важности нормативно-правового обеспечения нововведений. Как показывают исследования последних лет (В. Алеев, Т. Науменко, 3. Новлянская, Г. Кудина) на волне нововведенческих процессов возникла педагогическая концепция совмещения профессиональной подготовки учителя музыки и литературы, которая легла в основу современной экспериментальной методики. Комплексный подход к перестройке профессионального музыкального и филологического образования был осуществлен с помощью метода интеграции и" перехода к новым принципам взаимодействия двух вышеназванных самостоятельных педагогических направлений.

Прогрессивность и уникальность исследуемого в данной диссертации эксперимента заключается в том, что цементирующей базой союза "Музыка и литературе" стала региональная художественная культура с ее традиционными, народными и духовными ценностями. Перестройкой содержания музыкально-эстетического воспитания школьников, предложенная диссертантом и апробированная в ходе педагогического эксперимента, оказалась сущностной для периферийных педагогических вузов, поскольку они тесно связаны с местными (нестандартными) условиями, особенностями общественной жизни своего региона (области, района, города) и ориентированы прежде всего на удовлетворение образовательных потребностей своего края. Использование регионально-художественных знаний, как ведущего направления воспитательного процесса, оказывает формирующее влияние на подрастающее поколение. Музыкально-эстетическое воспитание, .лишенное народной почвенности и духовной ориентации, не отвечает динамическим процессам развития общества.

Эту проблему понимали отечественные деятели музыкальной педагогики Б. Асафьев, Н. Брюсова, К. Голомской, В. KopoTbifHH, А. Кастальский, В. Шацкая, Б. Яворский и др. Занимаясь вопросами обновления педагогического процесса и поисков новых методов и форм обучения и воспитания школьников в период государственного переустройства общества в 20-30-е годы XX века, они заложи 5

ли основу для дальнейших разработок в сфере эстетического воспитания молодого поколения. Ее совершенствование отражено в системе всесторонней музыкально-воспитательной работы в школе (Ю. Алиев, Н. Добровольская, Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Н. ТерентьевО,, Л- Шамина и др.). В начале 90-х годов широкое распространение получил опыт преподавания фольклора в школе (Л. Куприянова, М. Новицкая, Н. Ширяева и др.) Параллельно этому были предложены интегрированные курсы "Исскуство" для общеобразовательной школы {В. Алеев, Г. Кудина, Т. Науменко, 3. Новлянская, 3. Смелкова и др.)ШнчііО прогрессивные инновационные подходы к художественному образованию не затронули в должной мере высшей школы. Здесь слабым звеном до сих пор остается комплексная подготовка учителей, владеющих интегрированными методами обучения. Решению этой проблемы в подготовке учительских кадров высшей квалификации способствует изучение региональной культуры и фольклора на основе комплексного сочетания разноплановых направлений образования: музыкального и филологического, что отвечает потребностям малокомплектных (городских и сельских) школ. Появились диссертационные исследования (В. Тарасов, Л. Тарасова, В. Николаев, В. Прокопьев), содержательно обогащающие подготовку учительских кадров в педагогическом вузе на основе дополнительных знаний музыкального краеведения и регионально-традиционной культуры. В них обосновывается необходимость конкретизации содержания знаний и умений студентов в различных видах художественной деятельности на базе регионального компонента. Вместе с тем исследования по изучению педагогических умений в области интегрированного подхода к преподаванию музыки и литературы, то есть комплексной подготовки такого специалиста, до настоящего времени не проводилось. Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.

Предлагаемая экспериментальная модель учителя музыки и литературы складывалась из ориентации на решение кадровой проблемы юго-восточного региона Московской области (эксперимент осуществлялся на базе Коломенского педагогического института). Практика подтвердила свое-временнось создания подобного направления, отвечающего перспективным задачам региона.

В Коломенском педагогическом институте был разработан оригинальный учебный план, не имеющий аналогов и рассчитанный на комплексное воспитание универсального специалиста (учителя-просветителя), способного формировать в школе эстетическую культурную среду, создавать своего рода эстетические мини-центры на базе интеграции разнообразных знаний и навыков, полученных школьниками в процессе учебных занятий музыкой и литературой. При этом музыка выполняет роль главного (ведущего) направления, обеспечивающего воспитание чувств в общеобразовательной системе, существенным недостатком которой яв-ляется отсутствие е воспитании подобного эмоционально-нравственного начала. Именно поэтому музыкальному обучению в комплексной подготовке учителя музыки и литературы отдано приоритетное значение. Филологические дисциплины, являясь дополнительной специальностью, занимают соответствующее место - 20% учебного времени. Недостаток филологических часов компенсируется самостоятельным чтением художественной литературы, которая вы-ступаетУ как вид искусства" (Л. Казанцева, Е. Смелкова, В. Шаховской). Таким образом актуальность данного исследования обусловлена потребностью в учителях совмещенных специальностей и необходимостью разработки теоретических основ комплексной подготовки учителей музыки и литературы в педагогическом вузе.

Цель исследования Разработать научно обоснованные содержание, формы и методы комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе с у чбтом Обтьект исследования: Комплексне подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе. __ р Предмет исследования: УСистем/s/ комплексной подготовки учителя музыки и литературы на базе регионально-художественной традиции Ь пеЭ8.2.огич а=&м Ъщ е. В основу сследования положена этешотеза, согласно которой профессиональная комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе возможна при соблюдении следующих педагогических условий: - поэтапное формирование у студентов знаний в об ласти музыки, литературы, регионально-художественного компонента, т.е. первоначальное формирование искусство ведческих и общепедагогических знаний, а на их основе специальных умений; - обязательное введение в содержание подготовки студентов музыкально-литературного отделения специаль ных курсов и специальных семинаров, обеспечивающих ин теграцию и систематизацию полученных музыкально филологических знаний и специальных предметов, позво ляющих вывести эти знания на уровень педагогических технологий; - моделирование в учебном процессе вуза твор ческой, педагогической деятельности учителя музыки и литературы в ходе педагогической и фольклорной практик; - организация целостного художественного восприя тия студентами традиционной и нетрадиционной, устной и письменной культуры. Задачи исследования: 1. Определить и проанализировать содержание/ методы и формы сложившиеся в ходе исторического развития массового музыкального воспитания и образования России. 2. Обозначить социально-педагогические аспекты развития регионально-художественных традиций и их значение в комплексной подготовке учителя и сформировать концепцию подобной подготовки. 3. Изучить особенности интегральных знаний отечественной культуры и искусства. 4. Разработать и апробировать наиболее эффективный путь комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, эстетические, искусствоведческие исследования, связанные с темой диссертации, культурологический подход и современная концепция развития высшей школы, учення о роли педагога во всестороннем воспитании подрастающего поколения, учения о роли духовного опыта, передаваемого от поколения к поколению. В области философских и эстетическо-искусствоведческих знаний (Н.И. Бердяев, В.В. Ванслов, В. Е . Гусев, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман), психолого-педагогических исследований (Ю.К. 5абанский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Г.С. Тарасов, Б. И. Теплов), по системным подходам (В.Т. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ф. Ф. Королев, В. И. Садовский, Э.Г. Юдин), по музыкознанию (Б.С. Асафьев, В.В. Меду шенский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), по методике и методологии образования {Э.Б. Абдуллии О.А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, А.А. Маслов, Л. А. Рапацкая), этному-зыкознаншо и этнофилологии (А.А. Банин, B.C. Бахтин, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, М.Н. Мельников, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, К.В. Чистов).

По вопросам полихудожественного воспитания на принципах взаимодействия и интеграции искусств (В. В. Алеев, М.Ш. Бонфельд, Н.М. Кевиш, З.Н. Новлянская, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов, П.В. Волкова).

При решении поставленных задач, обобщения результатов исследования использовались следующие методы: анализ литературы по философии, педагогике, психологии, эстетике, теории музыкознания, теории искусств, имеющие отношения к данной теме; изучение и обобщение имеющегося опыта в данной области; анализ учебных планов, программ учебников, методических пособий; проведение экспериментальной работы в области подготовки учителя музыки и литературы; проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах опытно-экспериментальной работы; обобщение опыта работы автора диссертации в ходе организации, управления практического внедрения комплексной -подготовки специалистов на базе музыкально-литературного отделения и ведущей кафедры музыки, искусствознания и спецдисциплин Коломенского педагогического института, общеобразовательных школ и комплексов города Коломны и Коломенского района.

Опытно-экспериментальное обучение, как констатирующий поисковый и формирующий фактор осуществлялось в ходе выполнения хоздоговорных работ с Барнаульским Гос. университетом, Оренбургским институтом повышения квалификации учителей, гимназией № 1 и школой № 24 г. Вое 10 кресенска, школой эстетического направления № 18 и школой-педвузом № 12 г. Коломны.

Достоверность исследования подтверждена многолетней опытной проверкой системы комплексной подготовки учителей музыки и литературы в Коломенском педагогическом институте (1991 по настоящее время) теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики адекватной предмету и задачам исследуемой проблемы, сочетанием количественного и качественного анализов, положительными результатами эксперимента .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования : теоретически обоснована комплексная программа подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе на, базе интегрированного музыкально-литературного образования. - проанализирован социально-педагогический аспект развития регионально-художественной традиции, которая рассматривается в качестве концептуальной предпосылки решения педагогической проблемы содержания комплексной подготовки учителя музыки и литературы. определены принципы организации учебно-воспитательного процесса комплексной подготовки специалистов на музыкально-литературном отделении педвуза. - разработан оригинальный учебный план, опирающий ся на государственный стандарт 03.07.00 - "Музыкальное образование" и учитывающий специфику новой квалификации - "учитель музыки и литературы". - найдены критерии оценки эффективности системы комплексной подготовки учителя дисциплин эстетического цикла. - раскрыт универсальный характер деятельности учителя музыки и литературы, соответствующий новому типу учителя-просветителя, владеющего синтезом искусств, разбирающегося в вопросах региональной традиционной (устной и письменной) культуры и отвечающего требованиям современного общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в вузовкой педагогической практике осуществлена комплексная подготовка учителя музыки и литературы на основе приоритетность) знаний отечественной истории и культуры (в том числе региональной), интеграции науки и литературы. В соответствии с художественно-региональными и социокультурными потребностями общества предложены учебный план, учебные (предметные) программы и учебномедодические материалы по новой квалификации "учитель музыки и литературы" к специальности 03.07.00 - "Музыкальное образование", разработаны содержание, структура, формы и методы музыкального, духовного и фольклорного - этнографического обучения студентов, как отвечающего художественно-региональной и народно-национальной специфике государственного стандарта высшего специального образования по указанной специальности . Подготовлены и внедрены в практику вузов новые лекционно-практические курсы, факультативы, курсы по выбору. На базе Коломенского педагогического института создана и функционирует научно-исследовательская лабо-латория этнографии и «Фольклора, помогающая изучению краевой культуры и подготовке студентов к музыкально-этнографической работе на местном (краевом) материале.

Новая педагогическая специализация (учитель музыки и литературы) способствовала организации и проведению под руководством автора диссертации региональных курсов повышения квалификации на базе кафедры музыки, искус 12

ствознания и спецдисциплин Коломенского пединститута (с 1994 года). Идеи и некоторые положения диссертации использовались при разработке программных документов Комитетов по образованию и культуре города Коломна и Коломенского района Московской области. Материалы исследования могут быть использованы в высших и- среднеслеци-альных учебных заведениях, где ведется комплексная подготовка специалистов гуманитарно-эстетического цикла, что позволяет повысить качество подготовки специалистов подобного профиля.

На защиту выносятся следующие г\ОРОЩ&ни$: 1. Эффективность комплексной подготовки учителя музыки и литературы обеспечивается системой теорико практических знаний, включающих три группы: музыкаль ные, филологические и народно-традиционные, а также си стема умений, формируемых на основании этих знаний, 2. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе отвечает современным социокультурным задачам общества и художественно-региональным условиям и потребностям в специалистах -учителях универсального типа, владеющими интегрированными знаниями в области музыки и литературы (для юго-восточного района Московской области). 3. Овладение основами традиционной народной художественной культуры, особенно региональной, отвечающей местным условиям, - необходимая связующая часть комплексной подготовки учителя музыки и литературы. 4. Усиление момента глубокого и разностороннего изучения искусства, что является главным стимулом опти мизации и инновационных подходов в комплексной подго товке учителя музыки и литературы высшей квалификации. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе многолетней практической ра 13 боты автора в школе, вузе и других специальных образовательных структурах г. Коломны: в ходе разработки нормативной (учебно-методической) документации (учебного плана, учебных программ по специальным дисциплинам, методических рекомендаций и пособий).

Основные положения и результаты исследования представлены: учебными планами музыкально-литературного отделения - 1991 - 1995 гг., экспертизой экспериментального учебного плана Ассоциации содействия педагогическому образованию - 1992 г., на международных научно-практических конференциях в Москве, Барнауле, Иркутске, Петрозаводске, Екатеринбурге, Твери, Коломне - 1992 - 1998 гг., на семинарах научно-методических центров в Москве, Самаре, Калуге -1995-1998 гг., на курсах повышения квалификации РАПКРО в Москве -1992 -1998 гг., на Всероссийских фестивалях народного творчества 1992 -1997 гг., на научно-богословских конференциях - 1997 - 1999 гг., в разработке учебных программ и внедрения в практику специальных дисциплин (основы русской национальной традиции, мифология и символика язычества, историческая периодизация возникновения и развития русской художественной культуры и др. -всего более 18 наименований), в научно-методических публикациях по теме исследования {3° публикации в объеме 74 0 стр.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры народного сольного и хорового пения Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования, отражает единство теоретических и практических подходов и включает Введение, 2 главы, Заключение, Библиографию (210 наименований) и Приложения.

Историко-культурологические предпосылки комплексной подготовки

Девяностые годы XX столетия в жизни России отмечены нарастанием интереса к отечественной истории и культуре. Эта тенденция отразилась в современных взглядах на гуманитарное образование, в частности, на подготовку специалистов художественного профиля. Появились исследования (А.Я. Зись, СВ. Илларионова, Л.А. Тарасовой, Б.П. Юсова, И.П. Яковлева, и др.), в которых разрабатываются и теоретически обоснуются идеи комплексного подхода к образованию и воспитанию специалистов на основе синтеза искусств.

В последние годы усилилось внимание к регионально-художественной культуре, в которой полихудожественный ряд (музыка, литература, кино, изобразительное искусство и пр.) выступает единым целым. В связи с этим, особую ценность представляют работы Т.Н. Березиной, М.С. Жирова, В.А. Николаева, A.M. Петрова, В.Б. Прокопье-ва и др. В исследованиях этих авторов поднимаются вопросы этнопеда-гогической культуры учителя, роли прогрессивных идей народной педагогики в музыкально-художественном воспитании детей, региональных особенностей художественных традиций и формы внедрения их в учебно-воспитательный процесс.

Данные подходы частично содержались в концепциях музыкально-художественного воспитания Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и Л.И. Предтеченской. Вместе с тем, последние годы отмечены созданием программ, содержащих оптимальные пути освоения различных видов искусств на интегративной основе, с упором на народную музыкальную культуру в ее естественном синтезе музыки, поэзии и танца, обрядово-праздничных действ (И.В. Кошмина, ЛЛ. Куприянова, М.Ю. Новицкая, Н.А. Терентьева, Т.Н. Ширяева).

В настоящее время вводятся в практику музыкального воспитания детей предметы регионального фольклорно-этнографического содержания. В отдельных педагогических вузах изучается музыкальное краеведение, возрождается преподавание духовной музыки, обосновываются психолого-педагогические принципы формирования региональных образовательных систем, учитывающих историко-культурную специфику регионов (М.С. Жиров, Ю.И, Калиновский, Н.П. Конюшкин, Л.А. Тарасова).

Все это дает возможность всесторонне анализировать проблему комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе, в том числе в культурологическом аспекте.

"Тяга к древнерусской культуре - явление симптоматическое. Эта тяга вызвана прежде всего стремлением обратиться к своим национальным традициям"...(111). Особую ценность в контексте данной диссертации приобретает церковно-певческое искусство, в котором музыка и слово, архитектура и храмовая живопись, представляют собой идеальный образец слияния в единое целое различных видов искусств.

Музыка делает церковь красивой, украшает прекрасной стройностью Божественные слова, веселит сердце, дает радость душе во время святых песнопений (152).

Глубина обоснования темы исследования кроется в рассмотрении наиболее исторически важных этапов становления и развития певческой культуры и музыкально-педагогической системы образования в России. Основы последней складывались в хоровой исполнительской и педагогической практике, в процессе взаимодействия принципов воспитания и обучения, "эмоционального и логического, художественного и технического 7 (,113). Музыкальное образование складывалось постепенно, благодаря целевым методическим установкам православной религиозной ориентации, на основе глубинных взаимосвязей православной церкви и традиционной народной культуры. При этом существенную роль играла народная речь и народное пение, проявлявшие свою национальную специфику в живом выразительном интонировании, в характерном фонетическом строе русской распевной речи.

Известно, что музыкальное образование в России развивалось путем освоения певческих жанров в системе осьмогласия. Процесс духовного проживания воспетого слова Божьего стал носителем особого (одухотворенного) интонирования в опыте клиросного пения.

В период XI - XVII веков прослеживаются два музыкальных направления: богослужебное и народно-песенное - каждое со своей спецификой.

Церковное пение характеризуется строгим вокальным стилем исполнения (сольного и хорового). Интонирование подчиняется слову. Крюк ставился для определения смыслового характера, логически правильных акцентов. Знамена указывали на главные смысловые ориентиры и духовную "наполненность", призывающую к "внутреннему пению" ( 152). В отдельных случаях допускалось "употребление за Богослужением своих русских народных интонаций"(152).

Интеграция различных видов искусств как содержательная часть обучения учителя музыки и литературы

Опыт многих поколений предыдущих эпох свидетельствует о том, что великие учителя оставляют потомкам связующее звено между прошлым и будущим науки, не дают угаснуть живой мысли, всегда включаются в решение современных проблем. Преемственность в науке осуществляется на основе союза учитель-ученик, где непременным условием является научно-исследовательский поиск и педагогическая включенность в творческий процесс. Эта работа носит систематический характер.

Проблема системности и комплексности в обучении волновала педагогическую мысль уже тогда, когда в школе была введена система раздельного преподавания учебных предметов, и возник вопрос о межпредметных связях. Впервые его поставил Я.А. Коменский: "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в той же связи . Связь между предметами формирует систему знаний. Понятие системы как совокупности элементов, находящихся в соотношениях и связях друг с другом, образующих целостность и единство (В. Садовский) было трансплантировано на исследуемый феномен и осмыслено с учетом содержания темы исследования.

Проблема системного метода чрезвычайно актуальна для педагогики искусства, так как интеграция предметов музыки и литературы -в силу их художественной специфики - затрудняет установление четких научных и практико-преподавательских границ и критериев. Системныи подход, по нашему мнению, может стать одним из путей преодоления этой неопределенности взглядов на предмет, создания целостной и глубоко продуманной концепции.

О целесообразности применения системно-комплексного метода, его большой роли по отношению к гуманитарным наукам со свойственным им синкретизмом теоретического и практического, объективного и субъективного, о его возможностях синтезировать новые педагогические подходы - полихудожественного развития, интегрированного обучения - писали В.В. Алеев, М.С. Каган, Л.Т. Савенкова, Н.А. Терен-тьева, Б.П. Юсов и другие исследователи.

В русле развития этой традиции необходимо отметить, что первостепенное значение для данного исследования имеют те формы, методы и приемы воплощения идеи системности, которые непосредственно связаны с обоснованием теоретических и практических основ комплексной подготовки учительских кадров как в содержательном, так и в формальном ракурсах этой проблемы.

Целостный взгляд на комплексную систему обучения, а также на феномен комплексного взаимодействия искусств (конкретно: музыки и литературы) следует искать в исторических корнях этого явления, уходящих в эпоху первобытного синкретизма. Исследования ранних форм искусства, представленные в трудах А.Н. Веселовского, В.П. Иванова, В. Кабо, Е. Мелетинского, В.Я. Проппа, изобилуют фактами творческого синкретизма, свойственного человеку самых древних эпох и сохраняющего свое значение поныне (например, фольклорные традиции). Из ранних созидательных первоистоков вырастали впоследствии различные формы интегративной деятельности.

Последние годы знаменуются интенсивной разработкой в педагогической науке идей, связанных с системно-комплексным решением педагогических проблем. "Комплексный и системный подходы особенно актуальны по отношению к гуманитарным наукам, в том числе к искусствознанию, педагогике, со свойственным им синкретизмом георетического и практического, объективного и субъективного в форме своеобразного индивидуально окрашенного явления. Применение общенаучных методов и подходов требует здесь особой тонкости и гибкости" (187).

Концепция полихудожественного развития, отражающая требования системности, разрабатывалась Т.Т. Пеня, ЛЛГ. Савенковой, Т.В. Фуртаевой, Б.П. Юсовым. Программы интегрированных курсов "Искусство" созданы В.В. Алеевым, Л.П. Казанцевой, И.В. Кошминой, Т.И. Науменко и др.

Теоретический подход к проблемам комплексной подготовки педагога возможен лишь на основе всеобщей логики культурно-исторического формирования субъекта. Эта логика философских позиций раскрывается в работах Г.С. Батищева, В.П. Иванова, где рассматриваются вопросы познания и деятельности ой сущности.

Педагогика и, в частности, музыкальная педагогика, не может стать теоретической дисциплиной без установления теснейших связей с философией которая разрабатывает понятие сущности человека, объясняет смысл слова, понимание явления.

Теоретическая рефлексия всегда выступает как выражение определенных сдвигов в общественной практике и в зависимости от нее - в научном знании. Этим обусловлена практическая значимость философской науки и человеческого знания. Поскольку человеческая жизнедеятельность рассматривается как сумма различных отношений, постольку социализация индивида может быть понята через последовательное или одновременное включение его в каждое из этих отношений, что создает необходимый комплекс отношений.

Содержание, методы и формы комплексной подготовки специалиста

Образование как процесс предполагает передачу знаний последующим поколениям: в поведенческом, умственном и физическом развитии. Современная педагогическая наука рассматривает три наиболее распространенные концепции содержания образования (155):

одна - направлена на приобщение человека к науке и производству;

другая - рассматривает совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися;

третья - предполагает педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте.

Последняя концепция наиболее соответствует "установкам гуманистического мышления". Помимо "готовых" знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

К специфике содержания образования относятся знания:

- о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

- в умениях и навыках личности, куда входит система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

- о решении новых проблем и опыта творческой и поисковой деятельности, возникающих перед обществом; о формировании новых способов деятельности к дальнейшему развитию культуры; проявлении самостоятельности, инициативы, индивидуальности;

- об опыте целостного отношения и проявления к окружающему миру (сплав знаний, убеждений и практических действий).

"Всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную иенность , ее образа жизни и мышления (менталитет), все они... выражают ее главную иенность... Именно иенность служит основой и фундаментом всякой культуры" (20).

Регионально-художественная культура относится к специальным принципам формирования содержания, которые помогают обеспечить практическое применение этих знаний в подготовке учителя "нового типа" (ПО).

Понятие "региональный" (от лат. regionalis) - означает областной, местный, территориально ограниченный (191).

"Художественный" (по философскому определению) - исторически обусловленный способ отражения бытия, осмысления действительности, выражение эстетических отношений человека к миру (191).

И, наконец, понятие "культура"(от лат. cultura - возделывание) -"совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно-исторической практики... ступень в развитии общества" (191).

Объединяя все три понятия, получаем искомое - регионально-художественная культура - это областной (территориально ограничен-ный), исторически обусловленный способ осмысления действительности и эстетического отношения человека к совокупности материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно-исторической практики.

Образование и та его часть, которая ценностно связана с национальным сознанием и регионально-художественными знаниями, становится главным источником воспроизводства нации, сохранения менталитета, коренящегося в многовековых традициях национальной культуры.

Локальные ценности и приоритеты оказывают значительное влияние на интегральные ценности всего социума в целом. Интегрально понимаемый "российский менталитет", испытывавший на протяжении веков и испытывающий сейчас влияние специфической ментальности многочисленных наций и народностей, входящих в российский социум, не оказывал в логике дедуктивного распространения обратного интегрирующего влияния на систему ценностей, приоритетов и мировоззренческих установок той или иной общности, входящей в российский социум. Школа в понятии "образование", как один из главных социальных институтов, призвана обеспечить нравственное и духовное формирование личности, полноправного члена общества.

Статус духовности и патриотизма выходит в настоящий момент российской истории на приоритетные позиции. Многочисленные формы идеологического воспитания прошлых лет дезорганизовали многие воспитательные процессы, подорвали духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье не одного поколения детей (79).

Похожие диссертации на Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе