Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Самарин Дмитрий Вячеславович

Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента
<
Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самарин Дмитрий Вячеславович. Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 146 c. РГБ ОД, 61:98-13/199-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I, Научно-теоретические основы формирования графических навыков у учащихся в процессе изучения искусства орнамента

1.1. Орнамент в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве 23

1.2. Научно-методические основы формирования графических навыков у учащихся в процессе обучения изобразитель ному искусству 48

Глава II. Методическое обоснование формирования графических навыков у учащихся в процессе изучения искусства орнамента

2.1. Программные требования к обучению школьников искусству орнамента 84

2.2, Методические требования к обучению школьников искусству орнамента 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

БИБЛИОГРАФИЯ 125

Введение к работе

Актуальность исследования* В современном меняющемся образовательном пространстве изменяются и образовательные ориентиры, дающие возможность для полноценного развития культурно-личностных качеств ребёнка.

Помочь этому развитию может, в первую очередь, хорошо организованная школа, та школа, в которой ребёнок будет не просто накапливать знания, умения и навыки, предписанные ему программой, а развиваться, постигая самостоятельно с помощью современных образовательных технологий основы наук и искусств.

Важность этого положения очевидна. Современная педагогическая наука, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, исходит из убеждения, что "каждый учения омотрит на мир "своими" глазами, опираясь на субъектный опыт. Познавая мир, он пользуется * пред знанием", формируемым окружающей его культурой" (244 , с. 74).

Вот почему при организации личностно-ориентированного обучения сегодняшний учитель всю свою работу должен основывать не на имеющемся у него наборе тех или иных свойств и качеств, которые он должен формировать у каждого потенциального ученика, а ориентировать её на личностный, субъектный опыт каждого из сидящих перед ним слушателей.

Накоплению и обогащению этого опыта должны, в первую очередь, способствовать преподаваемые в школе предметы художественно-эстетического цикла "Искусство", Существующие в течение продолжительного времени как предметы базисного учебного плана, изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура не имели единого, связывающего их между собой стержня, условно называемым "синтезом искусств". Это приводило к дисгармоничному развитию ребёнка и, как следствие, потере интереса к этим, безусловно, важным в духовном, моральном и нравственном отношении предметам.

Причиной этому, на наш взгляд, являлось недостаточное разделение, а подчас и смешение предметов художественно-эстетического цикла "Искусство** с предметами гуманитарного цикла, в связи с чем культур о образующая функция этих предметов ставилась на второй план,

В настоящее время происходит заметное перемещение психолого--педагогичеокой и методической наук в сторону культурной идентификации и укрепления национального самосознания подростага-щего поколения. При этом известные российские учёные - авторы проекта стандарта по образовательной области "Искусство" - исходят из убеждения, что "искусство формирует, вырабатывает в личности ценностное, то есть собственно человеческое миро-отношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию её отношений с миром" U10).

Таким образом, современная школа должна способствовать самообучению, самовоспитанию. саморазвитию личности ребёнка -- будущего гражданина своей страны, носителя её культурных и национальных богатств.

Об этом же, в более широком смысле,пиоал в начале нашего века Б.И.Вернадский: "Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины" (38 , с.193).

Однако, "восстановителем", носителем и передатчиком культуры своей страны и своего народа человек сможет стать лишь тогда, когда овладеет языком искусств как средством создания художественного образа. И только с помощью этого языка ему будет легче прийти к пониманию специфики средств художественно-образной выразительности изобразительного искусства и музыки.

И здесь важное место будет занимать такой важный элемент в выработке единой семантической сущности различных видов искусств, как интеграция (от лат, iritegratio ~ восстановление, восполнение) - объединение в единое целое частей и элементов изобразительного искусства, музыки и мировой художественней культуры. Основным правилом в процессе интеграции можно считать следующее: чем больше интегративных элементов будет содержаться в языке, тем с большей легкостью, и, главное, глубиной, можно будет постигнуть тайны и красоты иокусства в целом.

Интегрируя различные типы художественной деятельности, не следует забывать и о том, что каждый из них является ведущим, но не единственным и не единственно возможным на данном возрастном этапе, в данном возрасте. "Можно сказать, - отмечал советский психолог А.НЛеонтьев, - что каждая стадия психического развития характеризуется определённым, ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым, ведущим типом его деятельности" (12S , т. 2. -

С. 285).

Все эти типы должны находиться в русле единой "педагогики искусства", нацеленной на раскрытие неведомых ранее способностей индивида к саморазвитию, ничем и нигде себя не обнаруживаемых, кроме как в особой художественно-эстетической среде, создаваемой в процессе всей жизнедеятельности ребёнка.

Без создания таких условий целенаправленное развитие способностей ребёнка невозможно. По мнению А.Б.Петровского, "способности, обнаруживаются только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его ещё не пытались обучать рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приёмы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире" (156 , с. 208)

Вопросы психологии способностей исследует в своих трудах доктор психологических наук, профессор В.С.Кузин. В процессе изучения художественных способностей он выделяет основные (ведущие) и вспомогательные их свойства. К основным, по мнению исследователя, относятся: "а) свойства художественного «творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции ; б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ ; в) эмоциональные отношения (особенно развитые эстетичес- * кие чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; * г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов!? (118, с, 292)

Помимо основных, по мнению учёного, художественные способности обладают и рядом вспомогательных свойств, среди которых можно выделить следующие: "а) свойства зрительного анализатора отражать ("чувствовать") фактуру поверхности воспринимаемых предметов ~ мягкость, твердость» бархатистость и т.д. ; б) сенсорномоторные качества, особенно связанные с дейст- щ виями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, живописи." (11&, с. 292)

Таким образом, созданию среды, помогающей раскрытию неведомых ранее способностей индивида к саморазвитию, должны способствовать окружающие ребёнка жизненные условия, которые, трансформируясь в его сознании в определённые художественные образы, будут формировать и вырабатывать динамические "образы--типы". Адекватность этих сформированных "образов-типов" реальному миру будет зависеть от той художественно-эстетичес- * кой среды, которая формируется окружением ребёнка и, в первую очередь, в его домашних и учебных условиях. f Путь к решению проблемы развития человека средствами искусства видится нам не только в расширении уже имеющихся образовательных программ и создании новых методик обучения и воспитания, но и качественно новой системе подготовки и переподготовки учителей, ведущих предметы художественно--эстетического цикла "Искусство",

Разработкой вопросов, связанных с проблемами художест- * венного образования от детского сада до вуза и формированием ^ графических навыков в процессе изобразительной деятельности, занимались А.И.Баркан С 16 ), М.А.Верб ( 55 ), В.А.Гуружапов ( 53 ) З.В.Денисова (59), Е.Л.Зеленина ( 72 ), Е.И.Игнатьев (Я,80), С.Е.Йгнатьев (82 ), В.П.Зинченко (73), Т.С.Комарова (100), Э.И.Кубышкина (106), В.С.Кузин 015-11ф, Т.ВДабунская (123), Б .Ф Домов (131), А.А^Іедведев (1Э&), В.С.Мухина (144), Е.Е.Рож-кова (17?), Н.Н.Ростовцев (160), С.П.Рощин (163), Н.П.Саку-лина (1&7), Е.А.Флёрина (212), Т.Я.Шпикалова (225) и др.

В процессе изучения указанных работ нами обнаружена Щ констатация определённой закономерности между возрастными и изобразительно-графическими показателями в развитии детей.

Сущность этой закономерности заключается в том, что изобразительная деятельность детей в возрасте от Ь до 13-14 лет, включающей, таким образом, периоды младшего школьного и подросткового возрастов, является ведущей в ряду различных видов деятельности, присущих ребёнку в указанные возрастные периоды.

Это обстоятельство объясняется, в первую очередь, тем, что у детей данного возраста преобладающими являются визуальные, fc изобразительные, наглядные, конкретно-образные формы восприятия музыкальных и литературных произведений, т.е. произведений Щ неизобразительных.

Но-вторых, в изобразительной деятельности впервые наглядно и предметно осваиваиваются такие важные для художественного развития ребёнка понятия, как ритм, пропорции, сочетание форм, конструкция, композиция, исследуются принципы художественного творчества.

В-третьих, в процессе изобразительной деятельности ребёнок усваивает манеру внимательного и бережного изучения окружающей его среды, что играет немаловажную роль в Дальнейшем творческом осмыслении жизни, уже под знаком актуальности других видов искусства, не связанных с непосредственным изображением»

Отсюда следует, что очевидной необходимостью в данном случае является формирование образного .языка всех видов искусств на примере искусства изобразительного. Знаки (образы--типы) различных видов искусств постоянно пересекаются, в первую очередь, в силу схожести своей семантической первоосновы. И эта первооснова формирует в ребёнке умение на всём протяжении обучения - общения с предметами художественяо--эстетического цикла "Искусство" - понимать, объяснять и ретранслировать эти знаки, отбирать и преобразовывать их в своём сознании.

Вопросы понимания, объяснение и ретрансляции семантических знаков искусства, хотя и не рассматриваются в полном объёме, но изучаются с точки зрения определённых взаимодействий в работах отечественных и зарубежных исследователей - А.В.Баку-шинского (16,1?)» В.С.Кузина (Цб), Ю.М.Лотмака (135), М.А.Некрасовой (14?), Іі.ЯЛіавлинова (154), К.Е.Рожковой И?7), Р.Клац-ки (87 ), К.Г.Юнга (241).

И числу диссертационных исследований, посвященных этой проблеме, можно отнести исследования, проведённые В .Г .Волковым (89 ), Н.В.Пьянковой (1?1), В.Ф.Стазевой (202), А.С.Хворо-стовым (Я15), Т.Я.Шпикаловой.

Однако, к сожалению, в современной практике преподавания изобразительного искусства в школе эта семантическая особенность искусства как "передатчика" определённых сообщений на основе "знаковой системы" зачастую не учитывается ни учителями, ни методистами.

По нашему мнению, данное обстоятельство является одной из причин того, что, если количество учащихся младших классов, реализующих интерес к рисованию и лепке, в школах Смоленской области (по данным исследований, проведённых Смоленским институтом усовершенствования учителей в 1988-1995 гг.) колеблется в пределах 58-60%, то уже в подростковом возрасте это же количество не превышает 30%. Интересно, что приведённое здесь соотношение в целом соответствует общероссийским показателям (39. с. 19)

Данное соотношение объясняется, в первую очередь, тем, что сфера деятельности учащихся от младших классов к старшим перемещается с позиций занимательности и интереса на позиции познания предмета изнутри. Это обстоятельство отмечает, в частности Ю*К.Бабанский; "В стимулировании учебной деятельности и от младших к средним и старшим классам будет наблюдаться уменьшение роли стимулирования занимательностью и возрастания значения стимулов, исходящих из преодоления познавательных затруднений, а также вызванных интересом к предмету»" (155, с. 409).

Если рассматривать интерес как "форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующей ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности" (167, о» 146), можно предположить, что, используя принцип заинтересованного общения учащихся с миром искусства и культуры в целом, можно достичь более высоких результатов, чем в случае прямой ретрансляции и ^ пассивного восприятия учащимися преподаваемых принципов и * законов.

Стимулом для воплощения этого принципа в жизнь является, в первую очередь, выработка духовно-нравственных критериев развития для каждого отдельного ученика средствами предметов искусства, ибо, как отмечает В.С.Кузин, "именно через искусство проходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая воостановлению связей между поколениями" (II? , с. 2 ).

Вот почему, по мнению учёного» искусство, выражающее духов- ^ ные традиции народа, должно стать для подрастающего поколения своего рода "защитным поясом", уберегающим его от всякого рода внешних неблагоприятных воздействий* лроме того, перемещение эстетического образования в фокус школьной жизни связано и с "осознанием ограниченности рационального объяснения мира". Из этого, таким образом, исходит "необходимость преодоления взгляда на человека только как носителя суммы "знаний, умений и навыков" и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности" (там же)* % "Искусство, - отмечает В.С,Кузин, - наиболее эффективно помо- гает ребёнку построить целостную картину мира, позволяющую tf принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций" (там же)

Говоря о целостной картине мира, следует указать на особые семантические знаки, присутствующие как в самом этом мире, так и в искусстве, с помощью которого окружающий мир отражается в душе человека.

Одним из таких знаков, несущих в себе большую семантическую и смысловую нагрузку, является орнамент. Используемый в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, орнамент служит средством .для передачи определённого "текста", в котором зашифрована история и культура различных народов. В "графической формуле"орнамента воплощена богатая семантическая палитра народной души, постигая которую, мы можеи с большей лёгкостью понять те или иные стороны - особенности - культуры стран и народов мира.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников может сыграть орнамент при изучении его на уроках изобразительного искусства. Исследователь народной изобразительной культуры, доктор педагогических наук, профессор Т.Я.Шпикалова отмечает: "Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приёмы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создаётся для человека и живёт в тесном взаимоотношении с другими вещами" (225, с. 15).

Исследования орнамента в культурологическом и методическом аспектах нашли своё отражение в работах В.Я.Берсеневой и Н.М.Яглом (21 ), З.А.Богатеевой (26 ), Ю.Герчука (4? ),

Е.В.Килъчевской 95), Н.Ф.Лоренц (133), М,А.Некрасовой ( W), Д.В.Сарабьянова (193), других исследователей народного и профессионального искусства. Среди переводных работ следовало бы выделить фундаментальный труд французского искусствоведа А. де Морана (141), переведённый на русский язык и выпущенный в переводном варианте в 1982 г. Известными являются также ряд работ зарубежных авторов, выпущенных на языке оригинала» I246,24? ).

Используя эти работы, учитель сможет подготовить интересные как по форме, так и по содержанию уроки и внеклассные мероприятия, посвященные искусству орнамента. Однако, если все они содержат большой искусствоведческий и философский материал по теме, то вопросы методического характера, в частности, развитие графических навыков средствами орнамента, освещаются в них достаточно скупо.

Мы очитаем, что графическое исполнение орнамента и его систематическое использование на уроках изобразительного искусства в школе может сыграть большую роль в педагогическом и методическом аспектах.

К сожалению, приходится признать, что графическая культура современных учащихся падает. Радость и восхищение от выполненного своими руками рисунка уже не вызывает такого же удовлетворения у учеников, как это можно было наблюдать 10-15 лет тому назад. И если с древнейших времён у русского народа вызывала почтение и уважение не только "умная голова", но и "умелая рука", умеющая красиво, эстетически грамотно и правильно выполнить, "создать" ту или иную вещь без помощи специальных станков и приспособлений, то теперь эти традиции во многом забываются.

Своего рода попыткой восстановления утрачиваемых традиций русской культуры - культуры русского народа - является разрабатываемый творческой группой учителей России учебно-методический комплекс "Народная культура". Создателем и вдохновителем данного курса явилась заведутащая лабораторией народного искусства РИПКРО г* Москвы Т.А.Пигилова. (145,190),

Вся программа, по мнению автора, должна состоять из триады блок-предметов, где в одном блоке изучается сразу несколько предметных курсов*

Б число блок-предметов входят следующие:

I блок-предмет народной культуры (дошкольники и начальная школа):

Народная философия и народная педагогика,

История языческой культуры.

Жилище как космос.

Одежда как космос.

Народные праздники.

Традиционные ремёсла славян.

П блок-предмет "Древнерусская народная культура" (средняя школа):

I» Философия.

История Отечества. Краеведение.

История древнерусской литературы»

Древнерусская музыка,

Религиоведение.

История архитектуры и иконописи.

Прикладное искусство Руси.

Ш блок-предмет "Мировая художественная культура" (старшая школа)

Итак, анализируя содержание блок-предмета "Народная культура", мы наблюдаем попытку восстановления традиций народной культуры через восприятие и последующее использование в практике жизнедеятельности обрядовых, ритуальных и заклина-тельно-обереговых действий, или знаково-семантических операций»

Французский философ и историк Ипполит Тэн, исследуя вопросы философии культуры и искусства, отмечал: "... чтобы понять какое-нибудь художественное произведение, художника или школу художников, необходимо в точности представить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат." (206, с. 10).

Вот почему попытка дать объективное толкование обрядово--семантическим нормам жизни древнерусского человека будет способствовать возрождению интереса к культуре и искусству древней Руси как в целом, так и в отдельных ее проявлениях, в частности, в образно-знаковой символике.

Таким образом, актуальность нашего исследования связана с общетеоретической и научно-практической подготовкой учителей начальной и средней школ по проблемам орнаментальной символики, а также с вопросами формирования графических навыков у учащихся в процессе изучения графических и семантических особенностей орнамента и последующего его изображения.

Выявив актуальность диссертационного исследования, мы постарались восполнить определённые пробелы в системе художественно-эстетического образования школьников.

Проблема исследования: определить, научно обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные пути и методы формирования графических навыков у учащихся 1-7 «даосов общеобразовательных школ в процессе выполнения орнамента. Решение данной проблемы представляет собой цель исследования.

Объект исследования: изобразительная деятельность учащихся 1-7 классов общеобразовательных школ.

Предмет исследования: развитие графических навыков у учащихся 1-7 классов в процессе изучения искусства орнамента.

Задачи исследования:

1« Выявить научно-теоретические основы художественно-пластических средств изображения орнамента как вида декоративно-прикладного искусства;

2« Определить и проанализировать существующие подходы к развитию графических навыков учащихся средствами изобразительного искусства;

Разработать и экспериментально апробировать эффективную систему учебно-методических заданий и упражнений в процессе формирования графических навыков у учащихся в процессе изучения искусства орнамента;

Установить и научно обосновать дидактическую последовательность и взаимосвязь задач методики формирования графических навыков у учащихся 1-7 классов в процессе изображения орнамента;

Выявить роль индивидуально-психологических особенностей школьников в процессе изучения искусства орнамента»

Гипотеза исследования: формирование графических навыков у учащихся в процессе обучения изображению орнамента будет способствовать активизации интереса к процессу рисования в целом.

Успешное овладение ребёнка графическими навыками будет являться внутренним источником его активности, мобилизации и реализации в деятельности личностного потенциала ученика, сможет повлиять на процесс и результат рисования, а также будет способствовать эффективности решения педагогом задач развития и совершенстсования школьника в области изобразительного искусства»

В процессе изучения искусства орнамента учащиеся овладеют основами образно-семантического языка народного искусства, что положительно повлияет на формирование их личности, приучит понимать и бережно относиться к великому миру народной культуры-

Теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных учёных, психологов, педагогов, философов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: -анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, научных исследований в области методики изобразительной деятельности ; -анализ программ по изобразительному и декоративно--прикладному (народному) искусству; -анализ и обобщение передового педагогического опыта, связанного с темой исследования; -наблюдение за процессами изобразительной деятельности детей на базе детских садов и школ г. Смоленска и Смоленской области, анализ их работы по развитию графических умений и навыков ; -анкетирование школьников и учителей школ; -диагностика учебно-творческой деятельности учащихся по выработке графических навыков при изображении орнамента.

Исследования проводились на базе школ г. Смоленска и Смоленской области с 1992 по 1997 гг.

Методика эксперимента состояла в проведении и сравнительном анализе результатов обучения - оформированно ти графических навыков у учащихся 1-7 классов общеобразовательных школ в процессе изучения искусства орнамента.

Эксперимент проводился как на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и на внеклассных и внешкольных занятиях,

В экспериментальных классах занятия проходили по предложенной диссертантом методической схеме с опорой на выработку графических навыков при использовании специально разработанных методических упражнений, рекомендаций и учебно-дидактического материала.

Методика обучения в контрольных классах строилась по обычной схеме, В результате систематических срезовых контрольных заданий и упражнений, а так же анкетирования и диагностирования учителей и учащихся, связанных с развитием графического мастерства, удалось сделать ряд выводов и заключений, нашедших отражение в данной работе. Они заключаются в различных уровнях оформированности графических навыков в экспериментальном и контрольном классах.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -разработаны новые теоретические и практические подходы к проблеме формирования графических умений и навыков учащихся 1-7 классов на уроках изобразительного искусства; -определены роль и место обучения изображению орнамента в общей системе эстетического воспитания и художественного образования школьников ; -рассмотрена роль графических навыков в процессе мотивации занятий изобразительной деятельностью; -выявлены такие особенности рисования учащихся 1-7 классов, как: а) новое отношение к конкретному содержанию деятельности на уроке ; б) новое, критическое отношение школьников к качеству своих рисунков ; в) новый характер работы творческого воображения; -раскрыты индивидуально-психологические особенности учащихся 1-7 классов общеобразовательной школы при выполнении графического изображения орнамента.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы упражнений по формированию графических навыков у учащихся 1-7 классов в процессе изучения искусства орнамента.

Разработанные или усовершенствованные в процессе экспериментального исследования методы работы могут быть использованы для разработки теоретической и практической деятельности школьников на уроках и внеурочных занятиях; для разработки и корректировки учебных програші по изобразительному искусству и содержания занятий на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства в институтах повышения квалификации и институтах усовершенствования учителей Российской Федерации,

Достоверность исследования обусловлена опорой на современные психолого-педагогические и методические достижения отечественной и зарубежной науки ; опытом работы диссертанта в качестве учителя изобразительного искусства и методиста Смоленского областного института усовершенствования учителей; результатами проведения опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Института общего образования Ыинистерства общего и профессионального образования Российской Федерации; на научно-практических конференциях по вопросам профессиональных ценностных ориентации учителей (1995 г.) и художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами предметов гуманитарного и эстетического циклов (1997 г*) ; в процессе практического преподавания изобразительного искусства в школе.

По теме диссертации опубликовано пять научных работ»

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практике работы общеобразовательных школ и педагогического колледжа г. Смоленска, в докладах на научно-практических конференциях и в публикациях»

Орнамент в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство всё теснее входит в нашу повседневную жизнь. Обращение к нему как специалистов, так и просто любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства обусловлено рядом обстоятельств.

Наиболее очевидным здесь является стремление эстетизировать и гармонизировать современную действительность, сочетая полезность и красоту как два фактора, взаимовлгошцие друг на друга. Таким образом, в мастере, занимающимся этим искусством, живёт одновременно и ремесленник, правильно и красиво выполняющий ту или иную вещь, и художник-творец, создающий свой неповторимый шедевр.

Вот почему общение с произведениями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, может быть чисто практическим и утилитарным, но с другой, постоянно служить делу облагораживания и одухотворения жизни и быта человека, близко общающегося с ними.

До недавнего времени мастера, выполняющие произведения декоративно-прикладного искусства, были практически неизвестны. Гораздо более известной была фамилия заказчика, для которого та или иная декоративная форма исполнялась. Объяснением этому является, в первую очередь, отсутствие грани между творчеством простого ремесленника и художника.

В более поздние времена мы уже можем найти упоминание о том или ином мастере или мастерской. Однако, традиция ставить авторскую подпись возникла около двух столетий назад. Вот почему иногда практически невозможно определить не только авторство той или иной школы, в которой было выполнено произведение декоративно-прикладного искусства, но и узнать фамилию автора, причастного к его созданию.

Конечно, этот факт не может умалить достоинств беззвест-ного мастера, открывшего нам, благодаря глубинам своего таланта, радость общения с произведениями высокого искусства.

Но еще более неизвестными останутся для нас имена мастеров народных художественных школ, демонстрирующих богатейший духовный потенциал, характерный для всего народа. Такими школэяи являются, в частности, знаменитые школы народного искусства России, среди которых - школы резьбы и росписи по дереву (Богородская, Абрамцево-кудринская (хотьковская), Хохломская, Городецкая, Лолхов-Майданская школы), школы художественной керамики (Гжельская, Скопинская, Дымковская, Каргопольская, Фили-моновская), школы декоративной росписи на металле и лаковой живописи (Уральские и Жостовские подносы» лаковая живопись Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры) и многие другие.

Научно-методические основы формирования графических навыков у учащихся в процессе обучения изобразитель ному искусству

Развитие навыков к выполнению тех или иных операции в процессе обучения постоянно находится в центре внимания педагогической и методической наук.

Психологически "навык" рассматривается как "действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля." {\6?, с. 227)

Исследуя процесс развития навыков, Ю.К.Бабанокий ставил их в ряду таких понятий, как "действие", "операция", "прием", "умение", "навык". "Деятельность, - отмечал он, - осуществляется посредством совокупности определённых действий /в источнике - уплотнённый шрифт. - Д.С/, которые являются процессами, подчиняющимися созательным целям. Способы осуществления действий называют операциями" (15 , с. 327). И далее учёный раскрьшает понятия терминов "операция", "приём", "умение", "навык".

Так, под "операцией" понимается "способ осуществления определённых действий".

"Умение" представляет собой "сознательное владение каким-либо приёмом деятельности", в то время как "приём" рассматривается с точки зрения "совокупности определённых операций".

И, наконец, "навык" воплощает в себе "умение, доведённое до реально возможного автоматизма". "Если при наличии умения, - отмечает учёный, - человек ещё вынужден осуществлять оперативный самоконтро.лъ за осуществлением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необхо Ъ димости может это свободно делать)." (15 , с. 327)

Таким образом, изучив степень сформированности умений и навыков, мы сможем четко проследить степень овладения учащимися теми или иными действиями, формируемыми в процессе обучения.

Одними из главных навыков, формируемых у детей в процессе обучения изобразительному искусству в школе, являются навыки графические. Мы считаем, что, не изучив графического .языка искусства, не возможно в полной мере овладеть его образно-семантической структурой.

1-9 классы", одной из основных задач преподавания изобразительного искусства в школе является задача "овладения учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства" (162 , с. I)

И здесь следует выделить равнозначность в овладении основами реалистического рисунка и ознакомлении с особенно Щ СТ.ЯМИ работы в области декоративно-прикладно г о и народного искусства, Чем это вызвано?

Программные требования к обучению школьников искусству орнамента

Народное искусство с его выработанными в веках нравственно--эстетическими идеалами, безупречным чувством гармонии и красоты, обращением к человеку и воздействием на его интеллект и эмоционадьно-чувственную сферу справедливо признаётся важным средством формирования и развития духовной культуры.

Одним из важных графических и семантических элементов народного искусства является искусство орнамента. Многие поколения наших предков составляли свой неповторимый отпечаток существующих культурных традиций на орнаментальных знаках и символах, которые вот уже сотни лет существуют рядом с нами.

Изучение искусства орнамента предполагается проводить в ряду целостного эстетического образования в области народного и декоративно-прикладного искусства. "Примеры орнаментальных композиций, - отмечает Т.Я.Шпикалова, - выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением разной техники обработки формы предмета позволят учителю просто и доходчиво познакомить младших школьников с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приёмы декоративного обобщения, объяснить, что каждая вещь создается для человека и живёт в тесном взаимоотношении с другими вещами." U25, с. І6). Б процессе изучения основ народного и декоративно--прикладного искусства в І-ІУ классах учащиеся получают представления об орнаменте в искусстве народов мира, а также творчески изучают народный орнамент России в процессе изображения.

При изучении подраздел блока "Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды" у учащихся подкрепляется интуитивное ощущение о незримой связности между собой народов мира, единстве человечества на Земле.

Изучение народного орнамента России в процессе изображения (подраздел-блок "Народный орнамент России: творческое изучение в лроцеоое изображения") нацеливает учащихся на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, учит видеть и выделять красоту и особенности своего края

В средней школе продолжается знакомство учащихся о орнаментом в теме "Орнамент - образ эпохи". Здесь, как и в начальной школе, происходит ознакомление с орнаментом в искусстве народов мира, раскрываются связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями, для чего специально выбираются художественные явления тех эпох и стран, искусство которых взаимно питало и обогащало друг друга (примеры из истории византийокого, греческого и западноевропейского искусства эпохи Возрождения и др.). Таким образом, появляется основание для рассмотрения связей орнаментального искусства как с древними слоями художественных традиций в истории человечества, так и с более поздними, отражающими черты культурных связей различных народов мира.

Похожие диссертации на Формирование графических навыков у учащихся I-VII классов в процессе изображения орнамента