Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования коми народных сказок
1.1. Своеобразие материальной и духовной культуры коми народа 12
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования основ этнокультуры
у детей 7 лет 42
1.3. Иллюстрирование народных сказок на занятиях по изобразительной деятельности как средство формирования основ этнокультуры у детей 7 лет 65
Выводы по первой главе 93
Глава II. Опытно - экспериментальное обоснование методической системы формирования основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию народных сказок коми
П. 1. Разработка диагностической методики (констатирующий эксперимент) 95
И.2. Особенности представлений и изобразительных умений детей 7 лет в отражении объектов этнокультуры коми в деятельности по иллюстрированию народных сказок коми 104
И.З. Экспериментальное обоснование методической системы формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования коми народных сказок 124
П.4. Динамика уровня освоения детьми 7 лет элементов этнокультуры коми в процессе иллюстрирования народных сказок коми 149
Выводы по второй главе 164
Заключение 167
- Своеобразие материальной и духовной культуры коми народа
- Разработка диагностической методики (констатирующий эксперимент)
- Особенности представлений и изобразительных умений детей 7 лет в отражении объектов этнокультуры коми в деятельности по иллюстрированию народных сказок коми
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этно-культура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этно-культуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.
Этнокультура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности, что доказано исследованиями психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Особое внимание к этнокультуре как средству воспитания и художественного развития детей уделяли известные отечественные педагоги. Теоретико-методологические основы проблемы приобщения к истокам этнокультуры детей заложены в трудах В.Г. Белинского, З.А. Богатеевой, М.И. Богомоловой, A.M. Виноградовой, Е.Н. Водовозовой, Р.И. Жуковской, Т.С. Комаровой, Н.К. Крупской, Е.И. Радиной, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, Т.Я. Шпикаловой и др.
Этнокультура коми занимает достойное место среди других культур, и вобрала в себя своеобразие народного искусства (песни, танцы, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства), устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки) и языка. Изучению своеобразия этнокультуры коми посвящены работы археологов, историков, этнографов, искусствоведов В.Н. Белицер, Л.С. Грибовой, Л.Н. Жеребцова, Г.Н. Климовой, Н.Д. Конакова, К.С. Королева, Л.П. Лащука, А.К. Микушева, Ф.В. Плесовского, Ю.Г. Рочева, Э.А. Савельева, А.С. Сидорова и др.
Формирование основ этнокультуры находит широкое отражение в современных научно - исследовательских подходах разного направления. Возможности использования большого круга средств этнокультуры в изобразительной деятельности с детьми 7 лет показаны в диссертационных работах М.М. Бай-рамбекова, Л.Д. Вавиловой, Л.Г. Васильевой, А.А. Грибовской, В.Ф. Канева, Е.Н. Киргиловой, Т.А. Котляковой, А.В. Молчевой, Л.В. Орловой, В.Ф. Побе-резкой, И.Н. Полынской, Е.Н. Сибиркиной, Р.Н. Смирновой, А. Ю. Тихоновой и др.
Немаловажную роль в решении этого вопроса играет духовная культура народа, имеющая воплощение в изобразительной деятельности - иллюстрировании произведений фольклора и устного народного творчества. В произведениях устного народного творчества - сказках, легендах, былинах — предстают этнические образы человека его жизнь и быт, которые присущи коми народу. На наш взгляд иллюстрирование народных сказок коми является эффективным средством формирования основ этнокультуры у детей 7 лет. Своеобразие и особенности развития изобразительной деятельности детей рассмотрены в исследованиях психологов В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Мухиной и др.
Аспекты теории и практики художественного образования и эстетического воспитания детей в процессе иллюстрирования представлены в работах А.И. Васильева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, О.А. Соломеннико-вой, Е.А. Флериной, А.С. Хворостова, Е.В Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Исследования, посвященные роли художника в создании детской книги, природе книжной иллюстрации содержатся в работах Э.З. Ганкиной, Ю.А Гер-чука, Г.Л. Демосфеновой, Н.А. Дмитреевой, В. Панова, В.В. Пахомова, О.И. Подобедовой и др. Нами изучен ряд работ по вопросу методики ознакомления с иллюстрацией как видом книжной графики и обучения иллюстрированию детей дошкольного и младшего школьного возраста Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаро
вой, Н.А. Коханик, О.В. Кулаковой, Н.А. Курочкиной, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Г.С. Швайко и др.
Несмотря на значительное число научных исследований и отражения их результатов в ряде программ и положительном опыте работы в области методики обучения детей иллюстрированию в образовательных учреждениях проблема формирования основ этнокультуры у детей на занятиях иллюстрирования является малоисследованной.
Существует необходимость более глубокого ознакомления детей с этно-культурой края, как самобытной и уникальной областью народного наследия. Это особенно важно в связи с возросшим интересом общества к истокам традиционной культуры, историческому прошлому своего народа, с необходимостью развития у детей способности полноценно познавать, изучать, осваивать элементы этнокультуры того региона, где протекает жизнь детей, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего, развивать их духовно и эстетически. Недостаточное использование элементов этнокультуры в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений в значительной мере отрицательно сказывается на уровне и качестве эстетического воспитания и художественного образования детей.
В связи с этим, проведение специального педагогического исследования, разработка и экспериментальная проверка методической системы формирования основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях иллюстрирования коми народных сказок являются весьма актуальными.
Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему, направленную на формирование основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования коми народных сказок.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на освоение детьми 7 лет содержания этнокультуры коми в процессе изобразительной деятельности.
Предмет исследования - содержание, методы и приемы, способствующие формированию основ этнокультуры у детей 7 лет в изобразительной деятельности по иллюстрированию народных сказок коми.
Гипотеза исследования - формирование основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования народных сказок коми на занятиях изобразительной деятельности происходит наиболее эффективно, если использовать методическую систему, которая включает:
- цель, задачи и содержание занятий на основе этноматерила, объединяющего в себе элементы материальной и духовной культуры коми народа, доступного освоению детьми 7 лет, отвечающего их возрастным особенностям, и позволяющего передавать сказочные национальные образы в изобразительной деятельности;
- дидактические принципы, этапы, формы, методы и методические приемы, направленные на освоение элементов этнокультуры коми детьми в процессе передачи этносказочного содержания.
Такое построение содержания методической системы формирования основ этнокультуры на занятиях иллюстрирования достигается при учете следующих организационно - методических подходов:
- обеспечения интеграции видов художественно - творческой деятельности детей, на основе таких компонентов этнокультуры коми как устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, быт, природа края;
- последовательного и комплексного построения педагогического процесса с использованием тематических модулей, обеспечивающих педагогически целесообразную связь между иллюстрированием коми народных сказок и другими видами художественно - творческой деятельности детей. Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические, методические, искусствоведческие и этнографические аспекты проблемы формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить особенности представлений детей об объектах материальной и духовной культуры коми и умений отражать их в деятельности по созданию рисунков - иллюстраций к народным сказкам коми.
3. Определить содержание занятий, организационно - методические подходы, принципы, методы и методические приемы, наглядные средства, способствующие формированию основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования народных сказок коми.
4. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методической системы формирования основ этнокультуры у детей 7-го года жизни на основе изобразительной деятельности по иллюстрированию народных сказок коми.
Методологической основой исследования являются: философские исто-рико-педагогические исследования и положения этнографии, посвященные изучению культуры как своеобразной связи поколений в социальном наследовании; психолого-педагогические положения о роли деятельности, о единстве сознания и деятельности в развитии личности; культурно-историческая теория развития личности; данные современной этнологии, этнопедагогики и искусствоведения.
Методы исследования:
• системный анализ искусствоведческих, этнографических, психолого-педагогических, методических источников информации по проблеме исследования;
• теоретический анализ учебных программ по дошкольному и школьному образованию и воспитанию на занятиях изобразительного искусства;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов образовательных учреждений, деятельности художников - иллюстраторов в области иллюстрирования народных сказок коми;
• педагогическое наблюдение за детьми в процессе их иллюстративной деятельности;
• беседа с детьми;
• анкетирование педагогов и родителей;
• педагогический эксперимент;
• анализ продуктов детской деятельности, выполненных в процессе занятий изобразительной деятельности;
• качественный и количественный анализ полученных материалов с использованием методов математической статистики.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводилось в образовательных учреждениях школа - сад № 76, 103, 57 г. Сыктывкара, № 8 с. Объячево Прилузского района Республики Коми и изостудии «Чблбм» Эжвинского района г. Сыктывкара. В эксперименте принимали участие дети подготовительной к школе группы в возрасте 7 лет и учащиеся 1-го класса.
Первый этап (2002 - 2003 гг.) - определение проблемы исследования, сбор и анализ этнографической, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследовательской работы.
Второй этап (2003 - 2004 гг.) - разработка содержания опытно-экспериментальной программы исследования, проведение констатирующего эксперимента и разработка положений формирующего этапа исследования.
Третий этап (2004 - 2005 гг.) - формирующий и контрольный этапы эксперимента, систематизация теоретического и экспериментального материала, анализ результатов опытно-экспериментальной программы, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- изучены возможности и обоснована необходимость формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования народных сказок коми.
- разработана и экспериментально проверена методическая система формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования коми народных сказок.
- доказана эффективность построения содержания методической системы с использованием элементов этнокультуры в процессе иллюстрирования коми народных сказок детьми.
- определены организационно - методические подходы к планированию видов изобразительной деятельности на основе интеграции и комплексном построении педагогического процесса с использованием тематических модулей.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи - разработана методическая система формирования основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях иллюстрирования народных сказок коми.
Практическая значимость результатов исследования: разработанная парциальная программа по формированию основ этнокультуры у детей 7 лет «Рисуем сказки Севера» и методическая поддержка в виде методических рекомендации по организации и проведению занятий по иллюстрированию сказочного содержания с примерным комплексом конспектов может быть использована в воспитательно - образовательном процессе с активным использованием национально-регионального компонента, что в свою очередь углубляет и расширяет возможности занятий по изобразительной деятельности в образовательных учреждениях республики.
Данная методическая система формирования основ этнокультуры у детей на занятиях иллюстрирования может быть использована педагогами образовательных учреждений, как в основной работе в планировании занятий, так и в дополнительной работе с детьми в кружках и студиях.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых учебных пособий и программ, а так же могут быть внедрены в учебный процесс
при подготовке педагогов дошкольных и школьных учреждений в педагогических колледжах и вузах.
Достоверность исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой и этнографической наук; применением комплекса научных методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных материалов; получением положительных, статистически значимых данных опытно - экспериментальной работы.
На защиту выносится следующее:
1. Деятельность по иллюстрированию произведений устного народного творчества коми являются эффективным средством формирования основ этнокультуры у детей 7 лет. Содержание занятий оказывает эффективное влияние на процесс освоения элементов народной культуры коми.
2. Методическая система формирования основ этнокультуры у детей 7 лет в процессе иллюстрирования коми народных сказок, включающая цель, задачи и содержание занятий на основе этноматериала, объединяющего в себе элементы материальной и духовной культуры народа, доступного освоению детьми; дидактические принципы, этапы, формы, методы и методические приемы, направленные на освоение элементов этнокультуры коми детьми в процессе передачи этносказочного содержания.
3. Организационно - методические подходы: интегрированное содержание занятий по видам художественно - творческой деятельности на основе устного народного творчества и объектов материальной культуры коми народа (быт, природа края, декоративно - прикладное и народное изобразительное искусство) и комплексное построение педагогического процесса с использованием тематических модулей в планировании видов изобразительной деятельности. Тематический модуль обеспечивает использование педагогически целесообразной связи между иллюстрированием
народных сказок коми и другими видами художественно - творческой деятельности детей. Апробация результатов исследования:
Основное содержание и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования, секции педагогики дошкольного образования. Результаты исследования докладывались на аспирантских семинарах, научно - практических конференциях студентов, аспирантов и преподавателей Коми государственного педагогического института (2002, 2003, 2004, 2005 гг.), на республиканской научно - практической конференции «Человек культуры XXI века: языки, образование, воспитание» Министерства образования и высшей школы РК (2001г.), на Коми республиканской молодежной научной конференции (2004г.).
Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре педагогики и методики дошкольного образования Коми государственного педагогического института.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 192 страницы основного текста, 2 таблицы, 8 диаграмм, 1 схему. Библиографический список включает 257 наименований, из них 2 на иностранном языке. В приложении представлены анкеты для педагогов, специалистов изобразительной деятельности, родителей; 6 таблиц, 8 диаграмм, примерное содержание занятий с детьми по изобразительной деятельности, детские работы, отражающие ход экспериментальной части.
Своеобразие материальной и духовной культуры коми народа
Культура как созидательная деятельность народа во всех сферах жизни, создающая огромный пласт материальных и духовных ценностей, имеет многовековую историю. Культура формировалась на протяжении тысячелетий в процессе взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой.
Культура любого народа представляет собой синтез традиционных и инновационных явлений. Традиционные явления культуры передаются от поколения к поколению. В ней отражается история народа, его хозяйственные занятия, этические нормы, мировоззренческие представления. Традиционная культура позволяет создавшему ее народу идентифицировать себя как этническое сообщество - это условие преемственности историко-культурного развития. Именно в сфере культуры сосредоточены основные отличительные признаки этносов [91, С.8].
В современном мире практически не осталось чистых этнических культур. Сегодня в любой культуре обнаруживаются этнически нейтральные (общемировые) и этнически окрашенные черты. Если несколько десятилетий назад активно шел процесс приобщения народов к общемировой культуре, вытеснения элементов этнической культуры, то сегодня происходит сознательное сохранение традиционной материальной и духовной культуры [208, С. 167].
Г.Н. Волков отмечает, что степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ [36, С. 140].
Проблема сохранения традиционной народной культуры обозначилась в России в начале XX века, когда усилился процесс миграции сельского населения - основного носителя традиционной народной культуры - в город. К концу XX века эта проблема встала особенно остро. Современные формы цивилизации проникли в самые удаленные уголки. Люди, ведущие патриархальное хозяйство, стали редкостью. С уходом из жизни старшего поколения российские этнографы окончательно потеряют возможность фиксировать традиционную народную культуру в ее естественной исторической среде [223, С.48].
Существует множество определений культуры. Анализ литературы позволяет рассматривать культуру как «исторически определенный уровень развития общества и человека» (Аверинцев С.С, Прохоров A.M., Ожегов СИ., Фролов И.Т.), как «совокупность достижений человечества, общества» (Введенский Б.А., Каиров И.А., Петров Ф.Н.), как «фактор развития творческих сил и способностей человека» (Кондаков И.Н., Вишняков А.Н., Безруких М.М., Полонский В.М.) и, в узком смысле, культура рассматривается как «свод материальных и духовных ценностей общества, наций, народа» (Прохоров A.M., Фролов И.Т.) [18, 30, 104,164, 174, 175, 184, 191, 203, 234, 236].
А.П. Садохин придерживается комплексного понимания культуры: культура - это внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности. И, исходя из этого определения, предлагает определение феномена этнической культуры - это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности [208, С155]. Автор считает, что главным в данном случае является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.
Рассматривая определение этнической культуры, следует обратить внимание на трактовку синонимического понятия национальная культура как, которое определил Б.А. Введенский. Национальная культура - это исторически сложившаяся культура той или иной нации, выражающая специфические особенности этой нации, особенности ее духовного облика, образовавшиеся в результате своеобразия условий существующих наций. Всякая культура имеет свою форму и содержание. Национальная форма культуры - это те особые средства и способы выражения культуры, которые сложились у каждой нации и народности в процессе ее исторического развития. В национальной форме проявляются особенности психологического склада нации, в которой получают свое отражение особые условия жизни, опыта данной нации. Форма национальной культуры находит свое выражение в особенностях музыки, танцев, своеобразия живописи, одежды, архитектуры. Национальная культура формируется в единстве с общечеловеческой, происходит взаимообогащение других культур. Создателем культуры является народ. Человек является носителем культуры [30,С.290-291].
Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, в домашнем хозяйстве, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние различные факторы, например, географический. Природные условия, климат во многом определяют особенности одежды, жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал, из которого строят жилища, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии этноса [144, С.61].
Разработка диагностической методики (констатирующий эксперимент)
Показателем эффективности приобщения детей к этнокультуре коми в процессе иллюстрирования народных сказок коми является совокупность представлений и изобразительных умений детей 7 лет в отражении элементов материальной и духовной культуры коми в деятельности по иллюстрированию народных сказок. Поэтому необходимым этапом нашей исследовательской работы является выявление особенностей формирования основ этнокультуры коми у детей 7 лет в деятельности по созданию иллюстраций к народным сказкам.
Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности представлений детей об объектах материальной и духовной культуры коми и умений отражать их в деятельности по созданию рисунков - иллюстраций к народным сказкам коми. Задачи констатирующего этапа исследования:
1. Выявить особенности представлений детей 7 лет о Коми крае и произведениях устного народного творчества коми.
2. Выявить особенности изобразительных умений детей отражать черты этнокультуры в процессе иллюстрирования народных сказок коми.
3. Определить место национально-регионального компонента в педагогическом процессе образовательных учреждений Республики Коми.
На основе поставленных задач нами была разработана диагностическая методика. Разработка диагностики осуществлялась на основе изучения психолого-педагогических исследований в области использования компонентов этнокультуры в педагогической работе, а также в области овладения детьми 7 лет изобразительной деятельностью. Диагностическая методика состояла из трех частей.
Первая часть направлена на выявление особенностей представлений детей 7 лет об объектах материальной и духовной культуры коми народа. Изучение имеющихся представлений детей о родном коми крае, устном народном творчестве (народных сказках коми) и иллюстрациях известных художников сказок коми было необходимо для планирования содержания начального этапа опытно-экспериментальной программы. Он включал сведения общего характера о Республике Коми, растительном и животном мире северного края, быте и деятельности народа коми, фольклоре и изобразительном искусстве коми. Для изучения представлений детей использовался метод индивидуальной беседы. Беседа состояла из трех серий вопросов:
1-я серия несла осведомительный характер и включала вопросы, направленные на выявление представлений детей о Коми крае:
1. В какой республике ты живешь?
2. Назови растения, растущие у нас на севере.
3. Назови животных, обитающих в лесах нашей республики.
4. Какие предметы быта коми народа ты знаешь, назови? 5. Чем занимался коми народ в старину?
2-я серия включала вопросы, направленные на выявление представлений детей о народных сказках коми:
1. Какие народные сказки коми ты знаешь?
2. Кто главные герои в коми сказках? Перечисли.
3. Кто из героев сказок коми тебе нравиться? Почему?
4. Какие животные встречаются в народных сказках коми?
5. Назови отрицательных персонажей сказок коми.
6. Какие события из жизни коми народа отражены в сказках?
7. Где происходят события сказки?
8. Какова основная идея сказок коми?
Для оценки представлений детей 7 лет по двум сериям вопросов об объектах материальной и духовной культуры коми использовались следующие критерии: 3 балла - ответ содержательный, полный, не требующий дополнений; 2 балла - ответ частичный, не полный, требующий дополнений; 1 балл - ответ не правильный, или отсутствие ответа.
Характеристика уровней представлений детей 7 лет об объектах материальной и духовной этнокультуры коми составила следующее содержание:
Высокий уровень (от 3 до 2,4 баллов) - ребенок имеет достаточно осознанные для своего возраста представления об объектах природы Коми края и устном народном творчестве.
Средний уровень (от 2,3 до 1,7 баллов) - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких объектах этнокультуры коми и сказочных образах.
Особенности представлений и изобразительных умений детей 7 лет в отражении объектов этнокультуры коми в деятельности по иллюстрированию народных сказок коми
Так, на вопрос: «Как называются рисунки в книге?» - 9 % детей группы А и 18 % детей группы Б дали не точный ответ, указав, что рисунки в книгах называются картинками. Остальные 91 % детей группы А и 82 % детей группы Б не смогли ответить на вопрос.
В ответах на вопрос: «Кто рисует иллюстрации для книги? Как называют такого художника?» - почти все дети 91 % группы А и 88 % детей группы Б назвали, что иллюстрации в книге рисуют художники, но на вторую часть вопроса «Как называют такого художника?» не смог ответить ни один ребенок.
Ответ на вопрос: «Для чего нужны иллюстрации в книге?» не вызвал особого затруднения у детей. Почти все дети 91 % группы А и 78 % детей группы Б однозначно ответили, что иллюстрации в книге нужны для того, чтобы их можно было смотреть, рассматривать. Из них 33 % детей группы А и Б указали на то, что иллюстрации делают книгу красивой, интересной, ее хочется читать. 9 % детей группы А и 22 % детей группы Б не знают назначения иллюстраций в книге.
Отрицательный ответ был получен от всех детей (100 %) группы А и Б на вопрос: «К какому искусству относиться иллюстрация?»
В ответах детей на вопрос: «Чем рисуют художники - иллюстраторы?» результаты были более полные. 76 % детей группы А и 85 % детей группы Б правильно назвали предметы, которыми работает художник - иллюстратор. Их ответы содержали 4-5 наименований инструментов: карандаш, кисть, перо, краски (акварель, гуашь). Вместе с тем 11 % детей группы Б назвали изобразительный материал, такой как уголь, сангина, мел. Остальные 24 % детей группы А и 4 % детей группы Б затруднились ответить на вопрос.
Вопросы, направленные на выявление знаний детей о творческой манере художников - иллюстраторов коми народных сказок: «Каких художников - иллюстраторов народных сказок коми ты знаешь? Назови художников - иллюстраторов, которые нарисовали эти иллюстрации (показ иллюстраций А. Мошева, В. Игнатов, Г. Шарипкова). Как ты догадался? Назови, какие средства художественной выразительности использует иллюстратор А. Мошев? (В. Игнатов, Г. Шарипков)» поставили детей в тупик. Только 18 % детей группы Б и 8% детей группы А смогли назвать знакомого им художника - иллюстратора коми сказок Аркадия Мошева. Остальные 82 % детей группы Б и 92 % детей группы А не смогли ответить ни на один вопрос.
Таким образом, представления детей об иллюстрации как произведения книжной графики и художниках - иллюстраторах народных сказок коми также оказались недостаточными, поверхностными.
Количественный анализ ответов на третью серию вопросов выявил следующие уровни представлений об иллюстрации как произведения книжной графики и художниках - иллюстраторах народных сказок коми (см. Диаграмму2):
Низкий уровень - 66 % детей группы А и 63 % детей группы Б затрудняются в определении особенностей иллюстрации, ее назначения в книге, не знают художников - иллюстраторов коми сказок.
Средний уровень - у 34 % детей группы А и 36 % детей группы Б имеются общие представления об отдельных особенностях иллюстрации как произведении искусства и книжной графики, знают отдельные имена художников - иллюстраторов коми, но затрудняются в определении творческой манеры каждого.