Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ эстрадного исполнительства в классе аккордеона 16
1.1. Исторические и культурологические закономерности развития эстрадного исполнительства на аккордеоне 16
1.2. Содержание учебного процесса, формирующего у учащихся основы эстрадного исполнительства на аккордеоне 55
1.3. Педагогические условия формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов 98
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования основ эстрадного исполнительства на начальном этапе обучения в классе аккордеона 134
2.1. Методы работы с учащимися в классе аккордеона в процессе формирования основ эстрадного исполнительства 134
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования в контексте формирования у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства 162
Заключение 189
Список литературы 192
Приложения 210
- Исторические и культурологические закономерности развития эстрадного исполнительства на аккордеоне
- Педагогические условия формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов
- Методы работы с учащимися в классе аккордеона в процессе формирования основ эстрадного исполнительства
Введение к работе
В настоящее время концепция музыкального образования в детских музыкальных школах (ДМШ) имеет принципиальную направленность на изучение мировой академической музыки, что определяет приоритеты в области содержания обучения начинающих музыкантов. При этом музыкально-образовательная система базируется на положении о том, что дети до прихода в ДМШ не обладают какими-либо предварительными музыкальными знаниями и не имеют собственного музыкального опыта.
Между тем, практика показывает, что в современном обществе формирование музыкальных вкусов и предпочтений подрастающих поколений происходит задолго до их систематических занятий музыкой и ориентировано не столько на традиционное академическое музыкальное искусство, восприятию которого должна предшествовать специальная музыкальная подготовка, сколько на массовое развлекательное музыкальное искусство нередко низкого профессионального уровня, ставшее частью молодежной субкультуры, опирающейся на коммерциализированную шоу-индустрию. Указанная тенденция в формировании первоначального музыкального опыта детей характеризуется стихийностью и неконтролируемостью, происходит вне стен музыкальной школы, что объясняется преобладанием данного вида музыкального искусства в музыкальной жизни и средствах массовой коммуникации современного российского общества.
Тотальное и однобокое увлечение современной молодежи лишь одним из видов массовой развлекательной поп-музыки довольно низкого уровня, отсутствие элементарной музыкальной грамотности и просвещенности в данном направлении оставляют невостребованным богатейший музыкально-педагогический потенциал такого явления музыкального искусства, как эст-
4 радная высокохудожественная музыка, вошедшая в фонд культурного наследия человечества.
В сферу эстрадного музыкального искусства входит довольно широкий и сложный конгломерат стилей и жанров, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, углубляет их знания о музыке различных эпох и направлений, способствует развитию их общих и специальных музыкальных способностей. В контексте традиционного музыкального образования знакомство начинающих музыкантов с эстрадным музыкальным искусством может являться ценным учебным материалом, способствующим решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач: качественного преобразования музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовки их к восприятию более сложной, глубокой и серьезной музыки, раскрытия творческо-импровизационного потенциала, который, как правило, остается невостребованным при традиционном подходе к отбору учебного репертуара. При этом освоение эстрадного музыкального искусства не только дополняет и расширяет содержание детского музыкального образования, но и способствует активизации и оживлению процесса обучения.
В связи со сказанным представляется возможным и актуальным обновление и расширение содержательной части современного общего музыкального образования путем введения в его контекст раздела по обучению начинающих музыкантов, в том числе, и инструменталистов, основам эстрадного исполнительства и знакомства их с особенностями становления и развития эстрадного музыкального искусства в целом, что соответствует реальным потребностям общественно-музыкальной практики.
Особенно актуальна данная проблема в условиях обучения игре на музыкальных инструментах, в практике которых эстрадное исполнительство широко развито и имеет исторические корни. К числу таких инструментов относится и аккордеон. Следует подчеркнуть, что в настоящее время начинающие
5 музыканты, в том числе, и аккордеонисты, приходят в музыкальную школу с частично сформированными музыкальными вкусами и предпочтениями, основой которых чаще всего является поп-музыка довольно низкого уровня. В связи с этим перед музыкальной школой стоит задача не только качественного преобразования стихийно и неконтролируемо сформированных музыкальных интересов начинающих аккордеонистов, но и знакомства их со всем спектром жанров и репертуарных направлений эстрадного музыкального искусства в целом и на аккордеоне, в частности. Возникает необходимость использования всего музыкально-педагогического потенциала этого вида искусства, формирования у начинающих аккордеонистов целостного представления о явлениях современной музыкальной жизни и подготовки их к восприятию серьезной академической музыки.
Анализ существующей учебно-методической литературы по обучению игре на аккордеоне и практика работы в ДМШ показали, что в настоящее время в отечественной системе музыкального образования незаслуженно забыты эстрадные корни этого инструмента, а также практически полностью отсутствуют теоретические и методические рекомендации по обучению аккордеонистов основам эстрадного исполнительства. Как и во всей отечественной музыкально-образовательной системе, в методике и практике игры на аккордеоне в настоящее время преобладает традиция академического исполнительства, находящаяся в противоречии с музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих аккордеонистов. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Указанные особенности современной общественно-музыкальной практики и основные тенденции в содержании обучения в ДМШ позволили выявить следующие противоречия:
- между музыкальными вкусами и предпочтениями начинающих музыкантов и содержанием профессионального музыкального образования;
между стихийностью и неконтролируемостью увлечений школьников эстрадной поп-музыкой и отсутствием методик, позволяющих сочетать серьезную и эстрадную музыку в обучении;
между актуальностью эстрадной составляющей в теории и практике аккордеонного исполнительства и отсутствием профессионального эстрадного репертуара в содержании начального обучения игре на аккордеоне.
На основании выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в необходимости обновления содержания учебного процесса в классе аккордеона, разработке теории и методики формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов. Многоаспектность и недостаточная разработанность указанной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Формирование основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккордеонистов на начальном этапе обучения».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания учебно-творческого процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание младших школьников в учреждениях начального звена системы дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования: процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства.
Гипотеза исследования: Процесс обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства будет эффективным, если учитываются:
- музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного
искусства, весь спектр его жанров и репертуарных направлений, а также спе
цифика этого вида эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в
частности;
- психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и
специфика начального этапа освоения аккордеона;
- весь арсенал технико-конструктивных и музыкально-выразительных
возможностей аккордеона, способствующий выявлению особенностей эст
радного музыкального искусства, формирующий интерес к обучению, рас
ширяющий исполнительские возможности учащихся, обогащающий их пред
ставления в многогранном мире музыки.
Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:
На основе изучения историко-теоретической, культурологической и научно-педагогической литературы выявить особенности эстрадного музыкального искусства, определить основы эстрадного исполнительства на аккордеоне;
Разработать и теоретически обосновать содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;
Выявить важнейшие педагогические условия и методы обучения в соответствии с особенностями учащихся младшего школьного возраста и спецификой начального этапа обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства;
Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации и выявлению эффективности разработанных теоретико-методических положений, направленных на формирование у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства.
Методологической основой исследования являются:
- теоретические положения социологии музыки, рассматривающей музыку и явления музыкальной культуры как социально обусловленные: положения теории Б.Л.Яворского, рассматривающего творчество в тесной взаимосвязи с общественным . восприятием и запросами аудитории; теория
8 Б.В.Асафьева об «интонационном словаре эпохи», связывающая индивидуальное творчество и восприятие с музыкальным сознанием и бытом всего общества; исследования А.А.Альшванга о «жанровом фонде» эпохи и взаимосвязях музыкального искусства со звучаниями общественной жизни; труды А.Н.Сохора и Д.Б.Кабалевского, рассматривающие сущность музыкальной культуры как части всей духовной культуры общества;
- философские концепции образования, в центре которых находится раз
вивающаяся личность обучаемого, психолого-педагогические положения о
ведущей роли деятельности в развитии творческой индивидуальности.
Теоретическую основу исследования составили:
исследования А.Г.Алексеева, Д.А.Браславского, С.А.Воскресенского, Ю.А.Дмитриева, С.С.Клнтина, В.Г.Кузнецова, Е.М.Кузнецова, посвященные вопросам истории, сущности и особенностей эстрады как вида искусства;
работы А.А.Банина, Г.И.Благодатова, К.А.Верткова, В.А.Вольфовича, М.И.Имханицкого, Е.И.Максимова, И.В.Мациевского, А.М.Мирека, Е.В.Показанник, рассматривающие культурно-исторические аспекты возникновения и становления гармоники и ее разновидностей;
- педагогическое наследие известных отечественных педагогов-
музыкантов, посвященное различным аспектам теории и методики подго
товки исполнителей: Л.А.Баренбойма, Л.В.Гинзбурга, А.Б.Гольденвейзера,
Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, Л.В.Николаева, С.И.Савшинского, Е.М.Тимакина,
С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова;
- работы, в которых рассматриваются проблемы активизации музыкаль
ных и творческих способностей личности: Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева,
Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Ю.Гончарука,
А.А.Готсдинера, А.Л.Готсдинера, В.И.Загвязинского, Д.Б.Кабалевского,
И.И.Мисаиловой, И.Т.Назарова, Б.М.Неменского, О.С.Нечаевой,
В.Г.Ражникова, Л.А.Рапацкой, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьева, М.Э.Фейгина,
Г.М.Цыпина;
9 - исследования Ю.К.Бабанского, Н.Н.Дмитриевой, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, посвященные дидактике общения младших школьников;
работы А.В.Петровского, И.Ю.Кулагиной, В.С.Мухиной, в которых рассматриваются вопросы возрастной и педагогической психологии; труды по педагогике и психологии развивающего обучения Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Н.Узнадзе, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.
Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, включающих: изучение и теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, учебно-педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования; обобщение и изучение передового педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности и опыта работы преподавателей ДМШ в классе аккордеона; анализ учебных планов, учебных программ, методических разработок, авторских программ педагогов ДМШ; педагогический эксперимент, включающий целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ музыкального творчества младших школьников, диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование, методы срезов) и обобщение собранных в процессе исследования данных, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что: 1. В соответствии с особенностями эстрадного музыкального искусства определены основы эстрадного исполнительства на аккордеоне: сочетание классической и профессиональной эстрадной музыки; использование музыкально-изобразительных возможностей аккордеона; освоение особенностей основных средств художественной выразительности эстрадного исполнительства на аккордеоне (ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонии, использования специфических приемов исполнения и видов мелизмов) с
10 опорой на танцевальность эстрадной музыки; артистичность исполнения как элемент сценического поведения; творческая импровизация;
2. Разработано и научно обосновано содержание учебного процесса по
формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполни
тельства, включающее; опыт эмоционально-ценностного отношения к луч
шим образцам эстрадного музыкального искусства, знания по истории и тео
рии эстрадного исполнительства в целом и на аккордеоне, в частности, эст
радные музыкально-исполнительские умения и навыки, опыт творческой
деятельности на основе овладения импровизационным мастерством эстрад
ного исполнительства;
3. Выявлена специфика начального этапа обучения аккордеонистов осно
вам эстрадного исполнительства в соответствии с психологическими особен
ностями учащихся младшего школьного возраста (использование наглядных
пособий; освоение ярких и эффектных средств художественной и музыкаль
ной выразительности эстрадного искусства; реализация творческого потен
циала учащихся; артистичность исполнения как элемент игры и естествен
ный процесс самовыражения; изучение доступных на начальном этапе обу
чения средств художественной выразительности эстрадного музыкального
исполнительства на основе получения наиболее общих, ключевых знаний,
умений, навыков);
4, Разработаны критерии сформированное у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства: эмоционально-ценностный, теоретический, музыкально-исполнительский, творческий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: - внесен вклад в теорию и методику обучения музыке младших школьников в ДМШ, обоснована возможность и необходимость обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства на примерах классики этого жанра;
- выявлены важнейшие педагогические условия (учет психологических
особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики началь
ного этапа обучения, развивающее обучение, формирование образно-
ассоциативного мышления учащихся, подбор специального нотно-
музыкального материала, сочетание форм индивидуального и индивидуаль
но-группового обучения), способствующие успешному протеканию учебного
процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного
исполнительства;
определены специальные наглядно-практические, проблемно-поисковые и творческие методы («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), соответствующие содержанию процесса обучения;
выявлены и обоснованы в контексте эстрадного исполнительства музыкально-изобразительные возможности аккордеона, способствующие формированию у учащихся навыков яркости и зрелищности исполнения: разнообразные сонористические приемы, предполагающие создание шумовых и звуковых эффектов, связанных с применением различных частей корпуса инструмента; технико-конструктивные особенности инструмента, способствующие проявлению звукоизобразительных возможностей музыки и элементов музыкальной речи (звуковысотности, ритма, динамики, темпа, тембра, лада).
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
1. Разработано и апробировано содержание учебно-творческого процесса
по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполни
тельства, позволяющее практически решать поставленные задачи музыкаль
ного обучения и воспитания младших школьников;
2. Основные идеи, теоретические положения и методические рекоменда
ции, разработанные в диссертации, могут быть использованы при разработке
12 методик, составлении программ, учебных пособий, выработке педагогических приемов, связанных с обучением аккордеонистов основам эстрадного исполнительства в других звеньях системы общего музыкального образования - в общеобразовательной школе, во внешкольных занятиях;
3. Отдельные теоретические и методические положения, разработанные в диссертации, могут быть полезны в процессе преподавания специальных дисциплин в музыкальных и музыкально-педагогических колледжах, вузах, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке материалов для научно-практических семинаров и конференций.
Базами опытно-экспериментального исследования были:
вечерняя школа общего музыкального образования (ВШОМО) № 16 г. Москвы;
музыкальная студия общеобразовательной школы № 640 г. Москвы;
- детская музыкальная школа (ДМШ)№41 им. В.Калинникова г.Москвы.
Этапы исследования:
Исследование осуществлялось с 1997 по 2006гг. и проходило в 3 этапа: На первом этапе (1997 - 2000гг.) - поисково-теоретическом - выявлялось современное состояние проблемы: изучалась философская, культурологическая, искусствоведческая, научно-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; анализировались различные подходы к разработке структуры содержания учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства;
На втором этапе (2000 - 2004гг.) - констатирующем - обобщался опыт работы преподавателей ДМШ в классе аккордеона; осуществлялась диагностика уровня сформированности у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства в соответствии с разработанными критериями (эмоционально-ценностным, теоретическим, музыкально-исполнительским, твор-
13 ческим); проводилось анкетирование преподавателей по классу аккордеона ДМШ и учащихся-аккордеонистов;
На третьем этапе (2004 - 2006гг.) - формирующем - определялась эффективность разработанных в исследовании теоретико-методических положений обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства; осуществлялось проведение контрольных срезов, определяющих уровень освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства; проводился анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: изучением большого количества трудов, работ, литературных источников по философии, педагогике, психологии, искусствоведению, истории музыкального инструментария и исполнительства, методике обучения игре на различных инструментах; применением комплекса методов, соответствующих цели, объекту, задачам, логике исследования; наличием устойчивых положительных результатов обучения, которые были подтверждены качественным анализом и математической обработкой данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
Возможность и необходимость обучения начинающих музыкантов основам эстрадного исполнительства на аккордеоне обусловлены как историческими и культурологическими закономерностями развития данного инструмента, так и тенденциями в современной общественно-музыкальной практике, преобладанием в «интонационном словаре эпохи» (Б.В.Асафьев) поп-музыки, формирующей музыкальные предпочтения и интересы младших школьников.
В процессе формирования у учащихся-аккордеонистов основ эстрадного исполнительства необходимо использовать весь музыкально-педагогический потенциал профессионального эстрадного искусства в соче-
14 тании с классической музыкой, учитывать специфику начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использовать технико-конструктивные и музыкально-выразительные возможности аккордеона.
3. Эффективность освоения начинающими аккордеонистами основ эстрадного исполнительства обеспечивается использованием специальных наглядно-практических, проблемно-поисковых и творческих методов («показа с рук», ассоциативных сравнений, анализа своих исполнительских действий, художественно-творческой интерпретации, музыкальной импровизации, музыкальной изобразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства), направленных на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным музыкальным искусством.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:
В процессе проведения опытно-экспериментального исследования на базе ВШОМО № 16, музыкальной студии общеобразовательной школы № 640, в ДМШ № 41 им. В.Калинникова;
В ходе выступлений диссертанта на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях по проблемам музыкальной педагогики;
Посредством использования теоретических и методических положений, разработанных в диссертации, в работе преподавателей ДМШ № 41 им. В.Калинникова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, формулируется гипотеза, основные задачи, методы, этапы работы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Историко-теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ эстрадного исполнительства в классе аккордео-
15 на» проведен всесторонний анализ историко-теоретической, культурологической, педагогической и научно-методической литературы с целью выявления особенностей эстрадного музыкального искусства, в соответствии с которыми определены основы эстрадного исполнительства на аккордеоне, разработано и научно обосновано содержание учебного процесса, формирующего у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства, выявлены важнейшие педагогические условия, обеспечивающие полноценное и качественное протекание учебного процесса.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования у учащихся основ эстрадного исполнительства на начальном этапе обучения в классе аккордеона» определяются методы работы с учащимися и анализируются содержание и результаты экспериментального обучения начинающих музыкантов в контексте формирования у них основ эстрадного исполнительства на аккордеоне.
Исторические и культурологические закономерности развития эстрадного исполнительства на аккордеоне
Основу эстрадного исполнительства на аккордеоне составляет эстрадное музыкальное искусство, особенности которого определяются основными характеристиками взаимосвязанных и представляющих собой единый комплекс его компонентов: искусства эстрады как области зрелищно-музыкальных представлений, эстрадной музыки как основы репертуара эстрадного музыкального исполнительства и элементов ее музыкального языка как основных средств художественно-музыкальной выразительности. Рассмотрим их более подробно.
В современных словарях понятие «эстрада» рассматривается с различных точек зрения. Наиболее точно, на наш взгляд, сущность эстрады как процесса (как искусства представления), отражает следующая формулировка: «эстрада - это искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене» (239, с. 672). Вопросам сущности, особенностей и истории развития эстрады как вида искусства посвящены работы А.Г.Алексеева, С.И.Воскресенского, Ю.А.Дмитриева, С.С.Клитина, Е.М.Кузнецова, ПЛ.Муравского, И.В.Нестьева, Л.О.Утесова, а также трехтомное издание «Русская советская эстрада», где рассматриваются различные стороны понятия «эстрада».
Прежде всего, опираясь на определение эстрады как искусства представления, можно отметить такие его особенности, как зрелищность и кратковременность. На это также справедливо указывает Е.М.Кузнецов в своей работе «Из прошлого русской эстрады». Кратковременность, отмечают авторы трехтомного издания «Русская советская эстрада», предполагает максимальную копцептри-рованностъ всех художественно-выразительных средств исполняемого действия, содействующую яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя. Исполнителю необходимо в течение довольно небольшого отрезка времени, коим является эстрадный номер, максимально использовать все средства выразительности, чтобы как можно более полно раскрыть содержание произведения, создать завершенное произведение искусства и выявить неповторимую индивидуальность артиста.
Зрелищпость, указывает В.Г.Кузнецов в своей работе «Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях», достигается благодаря использованию элементов других видов искусства (театра, хореографии, пантомимы, сценографии, режиссуры) и способствует созданию определенного сценического действия. При этом, продолжает автор, используются различные компоненты внешнего оформления номера - костюмы, свет и цвет, слайды, цветомузыка, различные сценические эффекты. Характерен для эстрадного исполнительства синтез выразительных средств различных видов искусства - совмещение пения, хореографии, инструментального исполнительства, вовлечение в действие зрителя.
В своем исследовании «Искусство советской эстрады» Ю.А. Дмитриев отмечает, что, поскольку продолжительность эстрадного выступления сравнительно невелика, исполнитель должен сразу завладеть вниманием зрителя. Это возможно, продолжает автор, благодаря использованию такого качества исполнения, как яркость и заполшиаемость номера, что предполагает неожиданный поворот событий, игру ума, каламбуры, необычные трюки, парадоксальные окончания. Именно с их помощью исполнитель может в течение короткого отрезка времени завладеть вниманием зрителя и точно передать содержание исполняемого произведения, внести элементы зрелищное или театрализации, способствующие запоминаемости эстрадного номера.
Авторы трехтомного издания «Русская советская эстрада» указывают, что одним из видовых признаков искусства эстрады является эксцентрика, то есть изображение действия на основе контрастов и неожиданностей. «Показать алогизм обычного - вот в чем суть эксцентрического искусства вообще и, в частности, на эстраде, где эксцентрика сказывается ... в эстетической природе эстрады в целом» (190, с.23). Конечно, это не значит, что эксцентрика свойственна всем без исключения эстрадным номерам. Но стремление к неожиданности, заостренной гиперболе - все это, как отмечается далее в исследовании, определяет принцип художественного отражения жизни на эстраде. Эта же мысль прослеживается в высказывании ленинградского артиста эстрады П.Л.Муравского, который, отвечая на вопрос, в чем заключается «изюминка эстрады», заметил, что «в канве эстрадного выступления непременно должен быть ... какой-то неожиданный фокус» (138, с.94 - 95) - фокус «как особый способ отражения и оценки явлений жизни» (190, с.22) как проявление неожиданного, эксцентричного.
Педагогические условия формирования основ эстрадного исполнительства у начинающих аккордеонистов
«Педагогические условия в современной науке обобщенно определяются как совокупность эмпирических, теоретических, диагностических факторов реально действующего или мысленно представляемого будущего процесса обучения, объектов и явлений, отражающих все многообразие педагогической реальности и влияющих на характер протекания педагогического процесса» (46, с.49).
Таким образом, под педагогическими условиями формирования основ эстрадного исполнительства на аккордеоне на начальном этапе обучения мы понимаем комплекс необходимых и достаточных факторов и средств, обеспечивающих полноценное и качественное протекание данного процесса. Отбор из всего многообразия существующих факторов, необходимых и достаточных для обучения, воспитания и развития начинающего музыканта-аккордеониста опирается на многолетний опыт преподавания автора настоящей диссертации в классе аккордеона в детской музыкальной школе, изучение действующего практического педагогического опыта и наблюдения за реальным ходом педагогического процесса по формированию основ исполнительства на аккордеоне в целом и эстрадного исполнительства в частности.
Важнейшими педагогическими условиями формирования основ эстрадного исполнительства на аккордеоне на начальном этапе обучения, на наш взгляд, являются:
1. Учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики начального этапа обучения;
2. Развивающее обучение;
3. Формирование образно-ассоциативного мышления учащихся;
4. Подбор специального нотно-музыкального материала;
5. Сочетание форм индивидуального и индивидуально-группового обучения.
Рассмотрим их более подробно.
I. Учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики начального этапа обучения.
Начальный этап обучения аккордеонистов основам эстрадного исполнительства отличается определенной спецификой, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Одной из особенностей эстрадного музыкального искусства является определенная сложность отдельных его элементов. Многие из них требуют от учащихся овладения специальными знаниями, умениями и навыками, а также представляют определенные трудности в изучении даже на более поздних этапах обучения основам эстрадного исполнительства на аккордеоне. К числу таких элементов можно отнести исполнение довольно сложных ритмических рисунков, связанных со свингованием и синкопированием, виртуозность исполнения, использование сложных гармоний, а также некоторых видов мелизмов. Таким образом, не все элементы эстрадного музыкального исполнительства доступны учащимся на начальном этапе обучения, что способствует некоторой ограниченности данного периода в исполнительской деятельности начинающих аккордеонистов.
Несмотря на это, перед начинающими музыкантами открывается довольный широкий спектр знаний, умений и навыков, доступный им с первых же уроков знакомства с инструментом и особенностями эстрадного музыкального искусства. Это освоение музыкально-изобразительных возможностей аккордеона, его технико-конструктивных особенностей, способствующих проявлению звуко-творчества, несложных ритмических рисунков и штрихов, характерных для эстрадного исполнительства, особенностей использования динамических оттенков, различных специфических приемов исполнения (глиссандо, вибрато) и видов мелизмов. Благодаря широкому использованию этих элементов появляется возможность компенсации недоступных на начальном этапе обучения средств музыкального исполнительства доступными, с одной стороны, наиболее полно раскрывающими сущность эстрадного исполнительства на аккордеоне, способствующими формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков и соответствующих потребности начинающих аккордеонистов в самореализации и проявлении артистического начала, с другой стороны - являющимися подготовительным этапом к изучению и освоению более сложных и специфических особенностей эстрадного музыкального искусства.
Приступая к дальнейшему рассмотрению специфики обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного музыкального исполнительства, необходимо обратиться к характеристике возрастных особенностей детей, составляющих большую часть начинающих музыкантов-аккордеонистов. Как правило, это учащиеся младшего школьного возраста - дети 7-8 лет. Вопросам особенностей младшего школьного возраста посвящены исследования А.В.Петровского, И.Ю.Кулагиной, В.С.Мухиной и др.
Как отмечает А.В.Петровский, характерной чертой данного периода является то, что «в этом возрасте дошкольник становится школьником» (176, с. 69). Данный возрастной период является переходным, соединяющем в себе как черты дошкольника, так и особенности школьника, и, как и любое переходное состояние, богат скрытыми возможностями, которые необходимо уметь увидеть, поддержать и развить. И хотя этот период характеризуется переходом психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень, что выражается, прежде всего, в более произвольном протекании большинства из них (восприятие, внимание, память, представление) и в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления, все же на протяжении определенного времени сохраняются отдельные черты, свойственные дошкольному возрасту.
Методы работы с учащимися в классе аккордеона в процессе формирования основ эстрадного исполнительства
Проблема использования методов, формирующих у начинающих аккордеонистов основы эстрадного исполнительства, является малоисследованной. На наш взгляд, это связано с недостаточной разработанностью методики обучения младших школьников игре на аккордеоне в русле традиций эстрадного музыкального искусства, что показал проведенный нами анализ соответствующей учебной и учебно-педагогической литературы.
Кроме того, мы пришли к выводу, что методы, традиционно используемые в процессе формирования основ эстрадного исполнительства на аккордеоне на начальном этапе обучения, в большей степени направлены на освоение учащимися технико-конструктивных особенностей инструмента и выработку у них двигательных игровых навыков. Признавая важность их использования, мы считаем, что в рассматриваемом нами учебном процессе необходимо использовать методы, соответствующие, прежде всего, содержанию процесса обучения младших школьников основам эстрадного исполнительства, а также особенностям этого вида музыкального искусства. Немаловажную роль играют возрастные особенности начинающих музыкантов, которые необходимо учитывать при выборе методов работы над эстрадной музыкой.
Современная музыкальная педагогика характеризуется многообразием педагогических средств и приемов, среди которых можно выделить как общепедагогические методы, так и методы, содержание которых обусловлено спецификой, целями, задачами и содержанием определенного музыкально-педагогического процесса.
Так, в общей педагогике методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации - на словесные, наглядные и практические (С.И.Перовский, Е.Я.Голант и др.); в зависимости от дидактических задач, поставленных на определенном этапе обучения - на методы закрепления, проверки и применения полученных знаний, умений и навыков в новых условиях ((М.А.Данилов, Б.П.Есипов и др.).
Более широко трактуют методы обучения И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские методы. Самой распространенной является классификация, предложенная Ю.К.Бабанским, в которой представлены методы организации учебной работы, методы стимулирования и мотивации учения, а также методы контроля и самоконтроля.
В музыкальной педагогике наиболее распространенными являются классификации С.И.Савшинского, выделяющего три основных метода - подражания, эмоционально-волевого воздействия и интеллектуального воздействия (193), а также Г.Г.Нейгауза, в которой выделены методы иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные и творческие (164).
Безусловно, в процессе обучения начинающих аккордеонистов основам эстрадного исполнительства необходимо применять все разнообразие общепедагогических и музыкальных методов. Однако, исследуя проблему использования методов в контексте рассматриваемого нами учебного процесса, мы пришли к выводу, что особого внимания заслуживают методы, направленные на решение музыкально-исполнительских задач, связанных с эстрадным искусством и способствующие освоению начинающими аккордеонистами в их практической музыкально-исполнительской деятельности основных особенностей эстрадного музыкального исполнительства. Обосновывая эти методы, мы не пытались охватить все возможные способы решения данной задачи, а рассмотрели лишь те, которые наиболее полно раскрывают содержание учебно-педагогического процесса по формированию у начинающих музыкантов основ эстрадного исполнительства на аккордеоне.
В аспекте проблемы нашего исследования нами были рассмотрены следующие методы: метод «показа с рук»; метод ассоциативных сравнений; метод анализа своих исполнительских действий; метод художественно-творческой интерпретации; метод музыкальной импровизации; метод звукоизобразительно-сти; метод воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства.
При этом большинство из них (за исключением метода «показа с рук», относящегося к группе наглядно-практических методов) направлено на активную поисковую и творческую деятельность учащихся: к группе проблемно-поисковых методов относятся методы ассоциативных сравнений и объяснения своих практических действий; к группе творческих методов - методы музыкально-художественной интерпретации, творческой импровизации, звукоизо-бразительности, воспитания чувств и эмоций учащихся средствами артистического мастерства.