Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование нравственных представлений младших школьников как педагогическая проблема
1.1 Нравственные представления в системе психолого-педагогических категорий 12
1.2 Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала в аспекте формирования нравственных представлений 34
1.3 Теоретический анализ педагогических условий использования этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников 59
Выводы 98
Глава II. Актуализация педагогических условий формирования нравственных представлений младших школьников на материале музыкальной культуры Нижнего Тагила
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений младших школьников 100
2.2 Структурно-функциональный анализ экспериментальной работы по программе «Музыкальная культура Нижнего Тагила» 115
2.3 Анализ результатов исследования 142
Выводы 156
Заключение 158
Библиография
Приложение 185
- Нравственные представления в системе психолого-педагогических категорий
- Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала в аспекте формирования нравственных представлений
- Методика и организация опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений младших школьников
Введение к работе
Для возрождения России как самобытного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству. Но к сожалению, приходится констатировать, что и в настоящее время система образования продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов, в результате чего происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, порождая агрессию и нетерпимость. В связи с этим сегодня актуализируется значимость обучения и воспитания подрастающего поколения на этнокультурном материале, обеспечивающем духовное становление личности учащегося, формирование нравственных представлений как необходимой составляющей мировоззренческого потенциала и условия интеграции его в мировую культуру.
Педагогическая теория и школьная практика наглядно свидетельствуют о том, что младший школьный возраст в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления является достаточно сензитив-ным в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.
Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества XXI века. Это обусловлено процессами, происходящими в мире, характеризующимися стремлением народов к возрождению нравственного потенциала каждого этноса, всплеском осознания миллионами людей своей
4 принадлежности к определенному этносу - национального самосознания, этнической идентичности.
Развивая идеи Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, современные исследователи подчеркивают, что учет этнокультурной специфики является неотделимым компонентом современного процесса нравственного воспитания подрастающего поколения. Основные аспекты изучения и использования народного опыта в воспитании детей отражены в работах Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, О. В. Коротких, Е. Г. Осовского, М. И. Стельмахович. Теоретико-методологические аспекты этнопедагогики представлены в трудах Р.М.Григорьева, Л.М.Кашаповой, Г.В.Луниной, Е. К. Маховой.
В системе этнокультурных ценностей музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. Различные исторические экскурсы свидетельствуют о том, что проблема глубокого воздействия музыки на духовный мир личности и, в том числе на ее нравственность, была предметом внимания многих ученых. Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт философами (Платон, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. Гегель, Б.Спиноза, А. Шопенгауэр), психологами (П. П. Блонский, Б. А. Вяткин, В. И. Гарбузов, А. Л. Готсдинер, Л. Я. Дорфман, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Б.Л.Яворский), педагогами-музыковедами (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Ражников, К. В. Тарасова, В. Н. Шацкая). Большую ценность для нашего исследования представляют работы по воспитанию на основе культурных традиций разных народов (М. С. Васильева, Э. Х.Галеев, Л. А. Ибрагимова, С. И. Раимова, Р. А. Сахипова и др.); по нравственному воспитанию средствами национальных культур (А. С. Зиннурова, Е. И. Корнеева, Л. И. Ляшко и др.); по использованию идей народной педагогики в воспитании и формировании отдельных качеств личности (Н. С. Александрова, Н. С.Иванова, 3. Д. Киекбаева, И. В. Кюнкрикова и др).
5 В отечественной науке неоднократно предпринимались также попытки
исследования возможности использования этнокультурного музыкального материала для решения различных задач в учебно-воспитательном процессе (С.Е.Беляев, Е. В. Бизина-Аккерман, В. Г. Мозгот, А. Р. Сиразетдинова, А. Р. Якупова, Л. А. Яхина и др.). Однако в практике школ педагогический потенциал данного искусства сегодня реализован недостаточно. Анализ опыта работы учителей музыки уральского региона свидетельствует о том, что изучение этнокультурного музыкального материала носит лишь иллюстративно-эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных склонностей и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных педагогических подходов.
Таким образом, выявилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников и недостаточной разработанностью научно-обоснованных педагогических подходов к его введению в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Обозначенное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске путей и средств использования этнокультурного материала в процессе формирования нравственных представлений младших школьников.
Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале».
Цель исследования: выявить, определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений учащихся в системе общего музыкального образования.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие реализацию педагогического потенциала этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников.
Гипотеза исследования: педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала может быть наиболее полно раскрыт в процессе формирования нравственных представлений младших школьников при реализации следующих условий:
обеспечении системно-целостного поэтапного подхода в изучении этнокультурного музыкального материала (мотивационный, поисковый, созидательный этапы) с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия младших школьников;
создании этнокультурной музыкальной образовательной среды на микро-, меза- и макроуровнях, актуализирующих становление этнической идентичности каждого ребенка, позволяющих учащимся прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего этнокультурного пространства;
организации музыкальной деятельности младших школьников на основе реализации индивидуального этнокультурного опыта, представлений детей о нравственных ценностях человеческого бытия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
l.Ha основе анализа психолого-педагогической, культурологической,, философской, этнологической литературы дать характеристику и определить сущность нравственных представлений с учетом этнокультурной составляющей современного образовательного процесса.
Выявить педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала.
Провести экспериментальное исследование по определению результативности и эффективности выявленных педагогических условий формирования нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале города Нижний Тагил.
Разработать программу «Музыкальная культура Нижнего Тагила» и методические рекомендации по формированию нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: современные концепции воспитания и образования личности (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, В. И. Загвязинский); положения о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни, современные теории этноса и этнического развития (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л.Н.Гумилев, Э. С. Маркарян, М.Мид, Н. Н. Чебоксаров); концепции и модели этнокультурного образования (Н. В. Бордовская, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова); теория музыкального обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин); ведущие положения теории народной музыкальной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б. В. Асафьев, В. А. Афанасьев, В. И. Баймурзина, 3. Кодаи); теория музыкально-педагогического ураловедения (С. Е. Беляев).
Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, этнологической, музыковедческой и методической литературы; системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования понятийно-терминологического аппарата исследования; педагогическое проектирование, программирование, моделирование. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование; методы анализа, синтеза, анализ продуктов детского творчества, экспертные заключения; вероятностно-статистическая обработка результатов опытно-экспериментального исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе (1998-1999), теоретико-организационном, осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы, подобраны диагностические методики, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе (1999-2002), опытно-экспериментальном, разрабатывалась программа опытно-экспериментального исследования, выявлены показатели, критерии и уровни сформированное нравственных представлений младших школьников; проведен эксперимент, в ходе которого была определена и апробирована совокупность педагогических условий формирования нравственных представлений на этнокультурном музыкальном материале; проведена проверка гипотезы и осуществлена обработка полученных результатов.
На третьем этапе (2002-2004), итогово-аналитическом, обработаны итоговые результаты опытно-экспериментальной работы, систематизированы выводы, оформлена диссертация в целом.
Экспериментальной базой исследования являлись муниципальные образовательные учреждения города Нижний Тагил № 6, 18, 30, 32. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 156 детей младшего школьного возраста, 6 учителей музыки, 87 родителей.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
дана характеристика и определена сущность нравственных представлений с учетом этнокультурной составляющей современного образовательного процесса как формы нравственного познания подрастающим поколением окружающего этнокультурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащимся ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей;
выявлен педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала, заключающийся в богатстве эмоционально-нравственного содержания музыкальных произведений, способствующих формированию этнической самоидентификации подрастающего поколения; в соответствии специфике детской музыкально-творческой деятельности, что обеспечивает доступность и активность музыкального восприятия младшими школьниками произведений этнокультурной направленности; в разнообразии жанров, видов и форм этнокуль-
турного музыкального материала, предоставляющих педагогу возможность
реализации многоаспектного подхода к процессу формирования нравственных представлений каждого ребенка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность использования этнокультурного музыкального материала в освоении общечеловеческих ценностей и становлении нравственной ориентации младшего школьника; выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале: системно-целостный поэтапный подход с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия ребенка, создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, организация творческой деятельности детей по реализации накопленного нравственного опыта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа «Музыкальная культура Нижнего Тагила» и методические рекомендации по изучению этнокультурного музыкального материала могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе начальной школы как в образовательном пространстве Уральского региона, так и в масштабах системы образования Российской Федерации в целом. Результаты исследования введены в содержание курсов повышения квалификации учителей музыки при Нижнетагильском филиале института развития регионального образования. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки как учителей музыки, так и будущих учителей начальных классов с дополнительной квалификацией «Музыкальное воспитание».
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе работы автора в качестве учителя музыки в системе начального образования; результаты исследования обсуждались на городских, областных и международных научно-практических конференциях, а также нашли отражение в процессе преподавания курса «Методика музыкального воспитания» в Нижнетагильском педагогическом колледже и курсах повышения
10 квалификации учителей музыки при Нижнетагильском филиале института развития регионального образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практику; системой методов, адекватных природе изучаемого вопроса, репрезентативностью экспериментальных данных, проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной педагогической деятельности, объективностью измерения показателей, характеризующих уровень сформиро-ванности нравственных представлений младших школьников, многолетней работой соискателя с детьми младшего школьного возраста, со студентами педагогического колледжа и слушателями курсов повышения квалификации.
На защиту выносятся следующие положения:
нравственные представления в процессе познания человеком окружающей этнокультурной действительности способствуют становлению индивидуальной ценностно-смысловой установки, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие ему ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей;
педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в соответствии специфике детского музыкального восприятия; в богатстве эмоционально-нравственного содержания произведений этнокультурной специфики; в разнообразии жанров, видов и форм этнокультурного музыкального материала, предоставляющих возможность реализации многоаспектного подхода к решению поставленных педагогических задач;
формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале обеспечивается совокупностью педагогических условий, включающих обеспечение поэтапного подхода в изучении музыкальных произведений с учетом возрастных возможностей восприятия ребенка; создание этнокультурной музыкальной образовательной среды, направ-
ленной на становление этнической идентичности каждого ребенка; организацию творческой деятельности детей по реализации накопленного нравственного опыта, представлений детей о высших ценностях человеческого бытия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Нравственные представления в системе психолого-педагогических категорий
Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования. Именно оно, откликаясь на проблемы социума, способно оказьшать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций, поддерживать или, напротив, тормозить их, упреждая развитие событий. Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня все более явно дают о себе знать.
Человечество вступило в XXI век не только с выдающимися достижениями в науке и технике, литературе и искусстве, обогащенным культурным наследием. События, связанные с международным терроризмом, межнациональными и религиозными распрями, реальной опасностью ядерного взаимоуничтожения, распадом целого ряда многонациональных государств, показали полную неспособность общества к анализу современных этнических конфликтов, их прогнозированию и управлению ими, обнажили противоречия мировоззренческого характера.
На этом фоне встает проблема личностного выбора и самоопределения. Межэтнические проблемы затрагивают каждую отдельную личность, актуализируя вопрос о выборе способа отношения к событиям, происходящим в России, к другим людям и к себе самому. Это вопрос, обращенный к нравственности личности.
Известно, что нравственность является той основой, которая определяет жизнеспособность любого общества. В условиях всеобщей ломки старого уклада существуют два пути развития нравственности: либо душевное опустошение, нравственная деградация; либо - построение новой нравственной жизни на сознательной основе. Таким образом, возникает необходимость изучения реального состояния сознания личности, а именно ее нравственных представлений, в связи с чем, для полного понимания проблематики в рамках нашего исследования важно рассмотреть и проанализировать такие понятия как «представление», «нравственность», «нравственные представления».
В отечественной психологии и педагогики проблемой представлений занимались Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и др. И одна из важнейших методологических проблем современной психолого-педагогической науки, — это проблема сущности и специфики отражения и познания индивидом окружающей действительности.
Б.Г. Ананьев основными функциями психического отражения определял образную и понятийную, где уровень представлений реализуется в образной функции. С точки зрения теории отражения, представления — это не тень ощущений и восприятий, не их ослабленный дубликат, а обобщенный образ предметов и явлений объективной реальности. По мнению Б.Г. Ананьева, характерная особенность представления состоит в том, что в нем соединяется образность (наглядность) и в то же время обобщенность (7).
Как правило, представление о том или ином объекте формируется в процессе его многократного восприятия. Благодаря этому происходит селекция признаков объекта, их интеграция и трансформация. Случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных ситуациях, отсеиваются, а фиксируются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные.
Таким образом, при переходе от ощущений и восприятий к представлению происходит «сжатие» информации. Как отмечает Б.Г. Ананьев, при этом меняется структура образа: одни признаки подчеркиваются, усиливаются, другие затушевываются и редуцируются (7). Характер деятельности определяет свойства представления по параметрам «яркость - четкость». В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом.
В формировании представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, но и овладение знаками и знаковыми системами (прежде всего языком), где фиксируются результаты познавательной деятельности человечества. В психологических исследованиях отмечается такая особенность представлений как панорамность, дающая субъекту возможность выхода за пределы актуальной (наличной) ситуации (41). Таким образом, представление выступает не только как образ, а также как умственные действия с отраженными в них объектами, которые обеспечивают возможности антиципатии и выступают как связующее звено восприятия и мышления.
С.Л. Рубинштейн отмечает: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отражением которого он является, не существует». По его мнению, под образом в собственном смысле надо понимать отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания. Форма психического образа - это сложный развертывающийся во времени процесс, в котором идеальное отражение становится все более и более адекватным к данному предмету, явлению, событию. Конкретным результатом психического отражения являются представление, понятие и т.д. (188). Нужно отметить, что представление как процесс познания не есть нечто завершенное и статичное.
Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала в аспекте формирования нравственных представлений
Педагогическая наука накопила немалый теоретический и практический опыт обучения и воспитания детей на этнокультурном материале. Вместе с тем изучение проблемы формирования нравственных представлений младших школьников в этнокультурном музыкальном образовательном пространстве показало, что ряд вопросов нуждается в освещении и уточнении. Для выявления педагогического потенциала этнокультурного музыкального материала необходимо проанализировать исторические аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения средствами музыкального искусства, выявить сущность понятий «этнос», «культура», «этническая культура», «этнокультурный музыкальный материал».
Процесс становления музыкального искусства является отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности, что наглядно прослеживается уже на самых первых ступенях развития общества. Изначально музыкальное искусство возникает как необходимая разновидность приспособительной деятельности первобытного человека, как первая форма познания мира, направленная на его освоение. По словам М. А. Лифшица, у народов, стоящих на самой ранней ступени развития, воспитательная сила искусства была непререкаема. Развиваясь в качестве закрепления и сохранения культурных традиций, оно наиболее ярко выступало в обрядах, связанных с переходом младшего поколения на ступень общественной зрелости. Все это обуславливало укоренение у них нравственных представлений и являлось своеобразным институтом социализации. Таким образом, уже с самого момента возникновения, музыкальное искусство в человеческом обществе обретает нравственно-воспитательную силу.
В Древние века, в эпоху появления первых государств использование воспитательного потенциала музыкального искусства приобретает осознанный, целесообразно-направленный характер. В это время на основе древней этики складывалась первая теория нравственного воспитания общества средствами искусства. Так, в Древнем Китае представители конфунцианской школы разработали важнейшие принципы «гармонического» развития общества, в основе которых лежала строгая подчиняемость низших социальных слоев высшим. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения их обычаев. Строгая символическая и семантическая детерминированность бесполутонового лада (пентатоника) должна была оказывать организующее воздействие на жизнедеятельность воспринимающих ее лиц. Согласно данной теории, каждый их пяти звуков соответствовал определенному цвету и социальному статусу человека (правитель, чиновники, народ). Более того, природа музыки, понималась как единство пяти добродетелей — человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности, соответствующих в свою очередь пяти первоэлементам природы - дереву, металлу, огню, воде, земле (118).
Поскольку Конфуций представлял государство как некую большую семью, то понимаемая таким образом музыка рассматривалась в качестве средства гармонизации развития общества и личности. Об этом свидетельствует приказ императора Шуня, представляющий образец сочетания политической мудрости, нравственной проповеди и эстетики: «Куй, я назначаю вас управляющим музыкой. Воспитывайте наших сьшовей так, чтобы прямой был все же мягок, а кроткий сохранял чувство достоинства, сильный не был жесток, а стремительный не был дерзок. Поэзия есть выражение значительной мысли. А пение увеличивает совершенство этого выражения. Тоны сопровождают это совершенство, и в таком случае они гармонизируются в духовых инструментах. На этом пути восемь различных инструментов могут быть согласованы так, чтобы один не заглушал другого и не мешал ему, а души людей тем самым были бы приведены в состояние гармонии» (117, с. 17).
Методика и организация опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений младших школьников
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и изучение опыта работы учителей музыки уральского региона показали недостаточную разработанность проблемы отбора содержания и технологической организации использования этнокультурного музыкального материала в формировании нравственных представлений младших школьников.
Цель нашей опытно - экспериментальной работы заключалась в проверке достоверности выдвинутых нами теоретических положений, в наполнении конкретным содержанием каждого педагогического условия, определении его места в комплексе условий и в подтверждении необходимости их реализации для повышения эффективности процесса формирования нравственных представлений младших школьников.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию опытно-экспериментальной работы. Она включала в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, заключительный. Каждый этап имел свои задачи, которые являлись промежуточными на пути достижения основной цели нашей работы.
В задачи констатирующего этапа входили:
- определение уровня сформированности нравственных представлений младших школьников;
- выявление отношения детей младшего школьного возраста к этнокультурному музыкальному материалу;
- определение специфики технологических подходов по изучению этнокультурного музыкального материала в начальных классах; подбор экспериментальных и контрольных групп детей для участия в эксперименте, выравнивание исходных условий эксперимента.
Для проведения экспериментальной работы мы выбрали учащихся МОУ № 30 г. Нижнего Тагила (3-А - экспериментальный класс, 3-Б - контрольный). Для сопоставления и проверки результатов экспериментальной работы по отдельным этапам мы избрали образовательные учреждения № 6, 18, 32 г. Нижнего Тагила. Эпизодические наблюдения по интересующим нас вопросам велись в школе № 32 Нижнего Тагила. В ходе исследования на различных его этапах приняли участие 156 детей младшего школьного возраста.
В 3-А классе 25 человек: 11 девочек и 14 мальчиков. Из них по этническому составу: русские - 10 человек, евреи - 3 человека, татары - 3 человека, немцы - 2 человека, украинцы -2 человека, азербайджанцы - 2 человека, армяне - 2 человека, грузины - 1 человек. Пятеро учащихся три года назад вместе со своими семьями эмигрировали из бывших союзных республик: Армении, Грузии и Азербайджана. Дети в классе шумные, подвижные, эмоциональные. На переменах часто происходят непредвиденные ситуации: крик, ссоры, драки. Между ребятами уже складываются определенные отношения, обусловленные фактором этнической принадлежности.
В 3-Б классе также 25 человек: 15 девочек и 10 мальчиков. Из них по этническому составу: русские - 12 человек, евреи - 3 человека, татары - 2 человека, немцы - 3 человека, украинцы -1 человек, армяне - 2 человека, грузины — 2 человека, башкиры - 1 человек. Четверо учащихся три года назад вместе со своими семьями эмигрировали в Россию из Армении и Грузии. Ребята в классе более спокойные и рассудительные. В непредвиденных ситуациях дети могут уступить друг другу, умеют прощать. Но на отношения детей в классе уже начинает влиять фактор этнической принадлежности.
Наличие экспериментального и контрольного классов позволяло отрабатывать методику исследования, а также проверять эффективность осуществляемых форм деятельности в разных средах. Экспериментальный и контрольный классы находились в равных условиях.
Ведущим методом опытно-экспериментальной работы избран психолого-педагогический эксперимент, поскольку он позволяет установить самые существенные закономерности определенного педагогического явления или процесса, а также внести коррективы в существующую практику.
Для определения исходного уровня сформированности нравственных представлений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента были использованы:
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование, позволившее изучить особенности развития нравственных представлений в экспериментальном и контрольном классах;
— экспериментальные задания и анализ продуктов детского творчества;
— опросы родителей и педагогов, помогающие оценить реализацию нравственных представлений в повседневной деятельности детей.
Одним из основных методов нашего исследования являлось педагогическое наблюдение, программа которого предусматривала установление наличия и интенсивности проявления у младших школьников нравственных представлений, глубины проявления, предметной направленности, внутренней логики развития; определение эффективности внедряемых нами средств, форм и методов педагогического воздействия; выявление источников формирования нравственных представлений; раскрытие роли и образовательных возможностей этнокультурного музыкального материала.