Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Кулаков Виталий Николаевич

Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами)
<
Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулаков Виталий Николаевич. Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 150 c. РГБ ОД, 61:01-13/181-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І.СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НЕЗРЯЧИХ 14

1.1. Ретроспективный обзор проблемы обучения незрячих 14- 27

1.2. Теоретико-методологические основы построения педагогического процесса формирования компенсаторных механизмов 27- 66

1.3. Методическая база формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов 66

Выводы по первой главе 91

ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗИТИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ФАКТОРОВ У НЕЗРЯЧИХ БАЯНИСТОВ (АККОРДЕОНИСТОВ) 91

2.1. Структура и организация учебного эксперимента 91-96

2.2. Использование конструктивных особенностей баяна при развитии интереса, внимания, слухо-двигательных Связей незрячего учащегося музыканта 96- 108

2.3. Специфика формирования музыкально-слуховых Представлений незрячего баяниста(аккордеониста) 108- 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134-136

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 137- 150

Введение к работе

Обучение музыке незрячих- процесс сложный и трудоемкий. Основывается он на понимании неповторимости личности, ее самобытности, со своим характером, индивидуальными особенностями и интересами. Несмотря на отсутствие зрения, слепой может вполне успешно ориентироваться в окружающем мире, достигать высокого уровня в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, может разбираться в разнообразных пространственных и временных признаках.

Известно, что слепота стимулирует развитие и проявление высших психических функций, которые реализуются через компенсаторные факторы.

По словам Л. Выгодского, коррекция и компенсация дефекта есть поиск новых «обходных путей развития», эти процессы проявляются, главным образом, в области абстрактного мышления, логической памяти, произвольного внимания.

С давних пор люди замечали, что с утратой какого-либо органа происходит перестройка жизнедеятельности организма, например, взамен утраченного зрения обостряется слух, активизируется память и т.д. Компенсация, в переводе с латинского, означает «возмещение».

Вопрос о влиянии дефектов зрительного анализатора на учебно-познавательную деятельность учащихся получил широкое освещение в специальной литературе (Л.П. Григорьева, Е.П. Ермаков, М.И. Земцова, Н.П. Зислина, А.И. Зотов, Ю.И. Кулагин, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.И. Юрганова и др.)

Однако анализ работ по теории компенсации дает возможность говорить о том, что единого мнения о сущности компенсаторных факторов, о процессах, происходящих при их формировании и развитии, пока нет. Каждый исследователь по-своему подходит к решению этой проблемы. Так по мнению Р.С. Муратова, «...Под компенсацией недостаточности зрения с помощью технических средств мы понимаем создание возможностей получения такого объема полезной информации, который приближался бы к объему информации, получаемой нормально видящим человеком» (98, 6).

А.Г. Литвак пишет о том, что: «В Павловском понимании компенсация является физиологической мерой организма в ответ на какое-либо нарушение его функций» (85, 26). С.Г. Аэрокисьян считает, что «...включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов и к возникновению новой системы, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон и уровень, степень и путь анализа, суживаются» (14, 3).

Из выше изложенного видно, что единого понимания существа проблемы компенсации утраченных функций в научной литературе пока нет.

Наиболее остро необходимость решения проблемы компенсации ощущается в музыкальной педагогике. Существующих работ по этой теме крайне недостаточно, поэтому любое научное исследование в этой области является полезным и необходимым.

В существующей научной литературе по психологии, физиологии, дефектологии проблема компенсации освещена достаточно широко, однако общетеоретические положения недостаточно конкретизированы.

В музыкальной педагогике работ, специально посвященных вопросам формирования и развития компенсаторных факторов, очень незначительное количество, а работ, связанных с обучением незрячих баянистов- аккордеонистов, пока не существует.

Неразработанность теоретических и методических аспектов при обучении музыке незрячих (баянистов- аккордеонистов) определили актуальность выбранной проблемы, поскольку в любом народном коллективе, будь-то русский народный хор, хореографический ансамбль, вокальные коллективы и т.д., баянист-аккомпаниатор-должность необходимая. Кроме того, в научно-педагогической литературе, методика подготовки незрячих педагогов-музыкантов практически не освещена. Формирование и развитие компенсаторных факторов у незрячих музыкантов происходит в процессе обучения под воздействием педагога на психо-эмоциональный комплекс учащегося.

Каким должно быть это воздействие, каковы механизмы процесса компенсации, дающие возможность реального воссоздания незрячими адекватных художественных образов в музыке, какое значение имеет развитие компенсаторных факторов, их суть и значимость при обучении незрячих музыкантов, какова роль компенсации в повышении эффективности учебного процесса, направленного на воспитание слепого музыканта-баяниста,- вот круг вопросов, решение которых выдвигается как проблема данного исследования.

Целью настоящего исследования является научное обоснование и разработка условий развития компенсаторных факторов у незрячих музыкантов в процессе обучения их игре на баяне (аккордеоне).

В соответствии с поставленной целью решались задачи:

Выявить возможности использования компенсаторных функций организма в ходе обучения музыке;

Обосновать возможности максимального использования реабилитационных сил организма при обучении незрячих и слабовидящих учащихся игре на музыкальном инструменте (баяне-аккордеоне);

Разработать методику обеспечения максимально целенаправленного пути к овладению незрячими и слабовидящими учащимися техники игры на музыкальном инструменте;

Проверить на практике эффективность предлагаемой методики.

Объект исследования - процесс обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся.

Предмет исследования - условия формирования и развития компенсаторных механизмов в процессе обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся (на материале преподавания игры на баяне-аккордеоне).

Гипотеза исследования: Процесс формирования и активизации реабилитационных функций учащихся в ходе обучения музыке (игре на баяне-аккордеоне) будет протекать более успешно при опоре на систему компенсаторных факторов. К наиболее значимым из них следует отнести: а/ музыкально-слуховую способность учащегося; б/ способность произвольного управления музыкально-слуховыми представлениями, замещающими функции утраченного зрения; в/ осознание учащимися собственных игровых действий и возникающего на их основе слухо-двигательного комплекса как базиса совершенствования профессионального мастерства.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистическая теория познания, положения научной психологии о природе компенсаторных функций организма человека, о ведущей роли деятельности в процессе формирования высших психических функций. В основе предполагаемой теоретико-методической модели лежат фундаментальные исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии ( В.З. Кантор, Ю.М.Гохфельд, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, А.В. Вержбицкий, Л.И. Солнцева), общей педагогике (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Т. Огородников), психологии (Л.С. Выготский, Б.М. Теплое, Р.Н. Ражников), музыкального обучения (Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпин, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Р.Н. Гржибовская, Т.Н. Воронова, А.Н. Малюков).

Исследование опирается на достижения современной дидактики, раскрывающей сущность учебно-познавательной деятельности, на теоретико-методологические исследования, посвященные проблемам совершенствования педагогического процесса. В исследовании были использованы положения современной науки о сущности проблемы компенсации в музыке, как основном способе реализации творческого потенциала незрячего музыканта. При проведении исследования использовались следующие методы: -анализ и обобщение передовых тенденций современного музыкознания, музыкальной педагогики, тифлопедагогики, тифлопсихологии и медицины по проблемам формирования функций компенсации утраченного зрения. - специальный анализ литературы для баяна-аккордеона с позиций формирования целостных музыкально-слуховых представлений незрячего музыканта. - констатирующее исследование практики обучения незрячих музыкантов.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые рассмотрена проблема компенсации утраченного зрения у музыкантов (баянистов- аккордеонистов) в процессе обучения.

Основываясь на достижениях тифлологии в диссертацию введено понятие «компенсаторный фактор». Речь идет о результатах, полученных за счет активизации действий неповрежденных анализаторов, выполняющих (в определенной ситуации) функции утраченного анализатора.

Выявлены условия, при которых создается особая форма обеспечения взаимодействия сохранившихся органов чувств, которые могут совершенствоваться при целенаправленном их развитии.

Определено взаимодействие анализаторов, при этом повышение активности каждого из них рассматривается в диссертации как условие компенсации. В том случае, если действие приводит к результату (который мог бы быть достигнут с помощью утраченного анализатора), процесс определяется как факт компенсации, или, говоря другими словами, если действие выполнено, положительный результат достигнут, значит, компенсация состоялась.

В диссертации разработаны и внедрены положения, связанные с формированием внешней и внутренней функций компенсации при обучении музыке.

Под внешней функцией компенсации утраченного зрения автор понимает информацию, получаемую учащимися извне. Это может быть рассказ педагога о музыке, ее показ, или объяснение действия, происходящего на сцене, рассказ о костюмах, световых эффектах, или просто самостоятельное прослушивание музыки учеником (см. дис.с58).

К внутренней функции компенсации относится художественно-мыслительная деятельность самого студента, его способность сосредоточиться в нужный момент, его умение использовать сохранившиеся органы чувств, для реализации учебно-творческого задания. Например, невозможность чтения пьесы с листа компенсируется более активной работой музыкальной памяти, стремлением к наработке типовых игровых схем, что дает возможность избежать детального их изучения по нотам (см. дис. с, 58).

В диссертации выявлена специфика формирования компенсаторных факторов при развитии у учащихся музыкальных способностей, * связанных с вниманием, музыкальной памятью, внутренним слухом, пробуждением интереса к избранной профессии, формированием слухо- двигательных и образно-ассоциативных связей.

На основе общедидактических методов обучения разработана теоретико-методическая модель процесса формирования функций компенсации утраченного зрения, на базе которой создана методика формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов, а * также педагогическая система их развития, которая включает три уровня (подструктуры) обучения, входящих в структуру художественного мышления, лежащую в основе теоретико- методической модели, разработанной в исследовании.

Положения, выносимые на защиту. » 1. Для развития функции компенсации зрения у слепых музыкантов необходима организация специальной учебной работы, направленной на активизацию деятельности сохранившихся анализаторов.

2. Сконструированная педагогическая система формирования компенсаторных факторов повышает эффективность процесса обучения музыкантов с нарушениями зрения.

3. Специфика обучения незрячих учащихся-баянистов требует разработки специальных методов, оптимизирующих процесс обучения в музыкальных учебных заведениях.

4. Использование метода словесно-образных характеристик является основополагающим при формировании абсолютно всех компенсаторных факторов, при развитии всех музыкально-слуховых представлений., связанных с образно-понятийным мышлением слепого музыканта.

Практическая значимость работы.

1. Разработанная теоретико-методическая модель формирования компенсаторных факторов дает возможность развивать музыкально- слуховые представления на любом этапе обучения, как у учащихся детских музыкальных учебных заведений (школы, лицеи, колледжи и т.д.), так и у студентов ВУЗов (консерватории, музыкальные институты, институты культуры, искусств и т,д,). Разница в процессах обучения заключается в объеме даваемой информации для каждого уровня развития, а также в возрастных особенностях обучающихся.

2. На основе использования разработанной методики развития функций компенсации утраченного зрения и особенностей ее применения на практике у учащихся ускоряется процесс освоения умений и навыков игры на музыкальном инструменте, которые в дальнейшем будут применяться в их профессиональной исполнительской деятельности.

Апробация исследования осуществлялась: - в ходе экспериментальной учебной работы в школе-интернате №1 для слепых детей, в детской музыкальной школе №42 г. Москвы, в Государственном специализированном институте искусств для инвалидов, в Московском педагогическом государственном университете; - в ряде опубликованных автором работ; -в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов в Московском педагогическом государственном университете; -на выступлениях с докладами на семинарах и конференциях в МПГУ

1998-2000 годы, а также на симпозиуме в Польше г. Познань и на конгрессе в Германии г. Берлин- 1999 г.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии,

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, гипотеза, анализируется литература по изучаемой проблематике, освещается методология, методы и этапы исследования, раскрывается его новизна и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации работы.

Первая глава- « Специфика обучения музыке незрячих» посвящена изучению предмета исследования, описанию понятийного аппарата и теоретико-методической модели формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов.

В ней рассмотрены вопросы истории развития взглядов на теорию компенсации, освещена динамика роста числа незрячих в России, а также введены:понятия «компенсаторного фактора»и положения, связанные с развитием функций внешней и внутренней компенсации. Рассматриваются возможности замещения утраченного зрительного анализатора сохранившимися органами чувств, проводится ретроспективный анализ существующих теоретических и методических разработок в области обучения музыке незрячих. Обосновывается и разрабатывается методика формирования музыкально-слуховых представлений, связанных с развитием интереса, внимания, музыкальной памяти, слухо- двигательных связей, внутреннего слуха, образно-ассоциативных связей.

Первая часть исследования состоит из трех разделов: В первом разделе первой главы «ретроспективный обзор проблемы обучения незрячих»рассмотрены вопросы истории развития взглядов на теорию компенсации в музыке, проанализированы работы видных ученых-теоретиков в области тифлопсихологии. таких как;М.

Кунц, П. Биллей, Г, Тобин, Г. Чалпанов, Г. Недлер, М. Готгесман, У.

Хатвел и др. , дан ретро-спективный анализ развития теории компенсации в России.

Первый раздел отражает два направления истолкования факта компенсации: физиологическое и психическое. - первое, опора музыканта с недостатком зрения на деятельность сохранившихся анализаторов - второе, осмысление человеком возможности использования высших психических функций, дающих возможность чувствовать себя социально реабилитированными членами общества. В первом разделе отмечены биологизаторские взгляды ученых на психическое развитие слепых, а также теоретические разработки русских тифлопсихологов, направленные на решение проблемы компенсаторных приспособлений, основывающихся на викариате ощущений.

Во втором разделе первой главы «теоретико-методологические основы построения педагогического процесса формирования компенсаторных механизмов»описывается процесс создания теоретико-методической модели формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов, выявляется круг умений и навыков, необходимых для работы, стимулирующей компенсацию утраченного зрения другими органами чувств при обучении игре на баяне (аккордеоне). Третий раздел первой главы «методическая база формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов»посвящен разработке методической схемы развития основных компенсаторных факторов незрячего музыканта, которые исследуются в диссертации и определяют ее тактическую цель.

Ретроспективный обзор проблемы обучения незрячих

Любое современное демократическое общество может бытьрассмотрено и раскрыто через призму его отношения к детям, престарелым и инвалидам. За рубежом, в целом ряде цивилизованных стран с демократическим правлением такой термин как «инвалиды» отсутствует вообще, данная категория граждан определяется как «persons with disabilities», что в переводе с английского означает «люди с ограниченными возможностями». Для них отсутствие одного или нескольких анализаторов (в частности зрения) не означает невозможности обучения. В мире для людей с недостатком зрения существуют две системы образования интеграционная, при которой предоставляется возможность получения образования в обычной массовой школе;

- специализированная, при которой незрячим открывается возможность получения образования через сеть специально созданных учебных заведений.

В России в сеть специализированных учебных заведений входят: школы-интернаты для слепых детей, музыкальные училища-интернаты, институты искусств для инвалидов и другиеучебные заведения для незрячих музыкантов. Создание сети специализированных учебных заведений связано с неподготовленностью незрячего к интеграции в мир своих зрячих сверстников, а также с отсутствием навыков письма и чтения по рельефно-точечной системе Брайля, позволяющей ему (незрячему) преодолевать комплекс неполноценности.

Не секрет, что процент инвалидов по зрению в России достаточно высок, тем более, что этот рост находится в прямой зависимости от катаклизмов (межнациональные конфликты, войны, различные катастрофы, в том числе и природные). Динамику роста незрячих (инвалидов первой и второй групп) можно проследить на примере статистических данных г. Москвы, предоставленных МГП

ОО ВОС;

1988 г.- 10981

1989 г.- 11611

1990 г.-12397

1991 г.- 13372

1992 г.-14490

1993 г.-15563

1994 г.-16200

1995 г.-13067

1996 г.- 17069

1997 г.- 16850

1998 г.- 16763

1999 г.- 16257

2000 г.-15831.

Число инвалидов по зрению I и II групп по состоянию на 1.01.2000 в Российской Федерации в целом достигло 273987 человек, что составляет 1,6% от 150000000 населения страны. Такое большое количество незрячих в нашей стране, немалый процент от которого составляют лица детского и юношеского возраста, не позволяет обойти вниманием данную категорию граждан, нуждающихся в социальной защите, обучении и лечении. Согласно статье 43 Конституции Российской федерации каждый гражданин имеет право на получение образования. То же право гарантировано законом от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» статья 16 пункт 3. Право на получение гражданами высшего образования закреплено законом от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статья 11 пункт 3. Право на получение образования инвалидами гарантировано законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской федерации» статья 19 «Об образовании инвалидов в РФ».

Теоретико-методологические основы построения педагогического процесса формирования компенсаторных механизмов

Анализ литературы по теории компенсации дает основание говорить о том, что в музыке, как и в других сферах деятельности человека, функции утраченного анализатора (в частности зрения) в определенной степени могут замещаться более интенсивным развитием функций других органов (слуха, ощущений, особой организацией музыкального мышления и т.д.) В основе процесса компенсации лежит перестройка функций всего организма, и выпадение или частичное нарушение того или иного анализатора не вызывает ничем не возместимых потерь, т.к. отсутствие анализатора компенсируется совокупностью всех сохранившихся чувств, которые во многом взаимодополняют друг друга. Формирование компенсаторных факторов у слепых музыкантов в значительной степени влияет на их психо-эмоциональную сферу, что дает им возможность адаптироваться в сфере искусства, несмотря на бытующее мнение о том, что незрячий не в состоянии стать полноценным музыкантом-профессионалом, поскольку он лишен возможности восприятия зрительных образов и, как следствие, адекватного их воплощения в музыке. Процесс восприятия музыкального материала у зрячих и незрячих неадекватен, так как включает в себя как общие положения для той и другой категории музыкантов (развитие музыкального мышления, слухо-образной сферы и т.д.), и специфику обучения и развития незрячих, которые по общепринятому суждению недополучают из окружающего мира до 85% информации.

Кроме того, не обладая зрением, ученик не может фиксировать на уроке указания педагога, касающиеся музыкальной трактовки произведения, его аппликатуры, динамики и т.д., поэтому он должен писать по рельефно-точечной системе Брайля свой «рабочий» вариант урока, который помогает ему в домашней работе.

Создание системы записи нот для незрячих имеет неприходящее значение и является компенсаторным механическим фактором при знакомстве и изучении музыкальных произведений. Как пишет П. Биллей: «Одним из самых драгоценных приобретений брайлевской системы является письмо выпуклых нот. В настоящее время при помощи этих знаков можно записать какое угодно музыкальное произведение, не упустив ни одного оттенка. Конечно, слепой пианист, пальцы которого заняты клавишами, не может читать с такой легкостью, как зрячий, но слепой певец свободно читает ноты точно также, как органист, у которого занята только правая рука» (29, 25).

Обучение незрячих музыкантов представляет собой яркий пример индивидуального подхода к учащимся. Незрячие требуют особо чуткого и внимательного отношения педагога. Однако, как показывает практика, при развитии компенсаторных функций не следует акцентировать внимание незрячего на его физическом недостатке, вместе с тем, учащийся должен знать, что ему, больше чем кому бы то ни было, надо развивать слух, память, интуицию, мышление, ибо целеустремленность, целенаправленная деятельность активизирует процесс компенсации. Серьезную ошибку допускает педагог, который делает какие-либо «скидки» в оценке работы своих незрячих учеников. Ведь способность к труду может быть воспитана только на основе высокой требовательности и неослабного контроля.

Незрячий музыкант может анализировать музыку в основном через слуховое восприятие. На слух он определяет обобщенные комплексы, использованные в произведении (звучание музыкальных инструментов и их соотношение, главные и побочные партии, динамику и насыщенность звуковой палитры и т.д.), которые сами по себе являются составными элементами более крупных обобщенных комплексов (части произведения, его форма, содержание и т.д.). Проведение такой работы с необходимостью предполагает включение в себя целого ряда музыкальных способностей. Это мелодический, гармонический и тембро-динамический слух, чувство ритма, музыкальная логика, способность «охвата формы», ассоциативное мышление, способность внутреннего представления художественного образа музыкальной пьесы. Специфика каждого из приведенных компонентов, используемых при работе над музыкальным произведением, их взаимосвязь рождает особые свойства их взаимоотношений, при которых они приобретают новые качества, становятся новой, более высокой ступенью развития каждой отдельной способности.

Структура и организация учебного эксперимента

Для проверки теоретических положений, изложенных в диссертации, методики, специально разработанной для данного исследования и направленной на развитие компенсаторных факторов незрячего музыканта, нами была проведена экспериментальная работа. Проверка осуществлялась в процессе проведения учебных занятий, которые включали в себя две стадии обучения, в двух возрастных группах.

В первую группу входили дети, обучающиеся в школе-интернате для слепых детей и в музыкальной школе. Во вторую- студенты Государственного специализированного института искусств для инвалидов и Московского педагогического университета.

На первом этапе обучения основная работа проводилась с учащимися специализированных школ, поскольку на этой стадии развития формировались музыкально-слуховые представления, связанные с интересом, вниманием, слухо-двигательными связями. Обусловлено это тем, что умения и навыки, формирующие эти представления у учащихся на начальной стадии музыкального обучения, еще не выработаны, и их надо формировать и развивать. У учащихся, имеющих музыкальное образование, эти умения уже сформированы, и работа направлялась на углубление уже имеющихся знаний, на расширение кругозора, способов и приемов, используемых при развитии слухо-моторных связей.

Для участия в проводимой работе были созданы экспериментальная и контрольная группы. Группы, входящие в эксперимент, были дифференцированы по возрастным особенностям и по степени музыкальной подготовленности учеников. Всего в эксперименте приняло участие 16 человек, четыре группы испытуемых по четыре человека из каждой возрастной группы (два учащихся, принимающих участие в эксперименте, и два ученика контрольной группы).

На начальной стадии обучения у учащихся экспериментальной и контрольной групп был проведен контрольный срез, задачей которого было определить исходный уровень развития музыкантов.

Эксперимент состоял из прослушивания различных музыкальных произведений, которые подбирались в соответствии с музыкальной подготовленностью ученика. Работа проводилась следующим образом. На практических занятиях учащимся проигрывалось музыкальное произведение и давалось заданиеюпределить характер музыкальной пьесы (произведение грустное, печальное или, наоборот, веселое, задорное и т.д.), осмыслить музыкальный образ и дать его словесную характеристику, описать собственные ощущения и эмоции, вызванные прослушанной музыкой.

По данным констатирующего исследования все участники эксперимента во всех возрастных группах не очень хорошо разбирались в образной стороне музыкального произведения, его стиле и характере. Словесные характеристики давались с трудом и не отличались разнообразием и выразительностью, теоретическое понимание поставленной задачи оставляло желать лучшего.

В цели обучающего эксперимента входило;

- сформировать понятийный аппарат, оптимизирующий процесс развития компенсаторных факторов на основе активизации познавательных способностей музыканта;

- проверить разработанную в теоретической части исследования методику формирования компенсаторных факторов и возможность ее использования в практической работе.

Основным направлением первого этапа экспериментального обучения являлось развитие функций компенсации, связанных с интересом при освоении баяна, направленных на осознание специфики инструмента, развитие внимания, слухо-двигательных связей.

В задачи обучающего эксперимента входило:

1. Найти оптимальные пути обучения, развития и воспитания человека как личности.

2. Сама организация учебного процесса.

3. Планирование учебной работы, учитывающей индивидуальные качества учащихся.

4. Организация домашних занятий учащегося, развитие навыков самостоятельной работы.

Процесс обучения детской возрастной группы, на первом этапе проведения эксперимента, включал в себя ознакомление учащихся со специфическими особенностями инструмента, освоение исполнительских приемов, штрихов, динамических и агогических оттенков. Занятия проводились, основываясь на принципах научности обучения, его доступности, системности. В работе присутствовали элементы наглядности, активности, связи теории с практикой, что обуславливало прочность усвоения знаний, умений и навыков. Для развития компенсирующих функций слухового восприятия у учащихся развивался звуко-высотный, мелодический, гармонический, полифонический и тембро-динамический слух. Формирование абсолютного и относительного слуха также являлось прерогативой специально организованного обучения, как и развитие метроритмических способностей.

Похожие диссертации на Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса (На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами)