Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
1.1. Некоторые вопросы формирования познавательного интереса
1.2. Музыкальный интерес как педагогическая проблема
1.3. Уровни развития и пути стимулирования музыкального интереса
ГЛАВА П. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
П.1. Перестройка мыслительных процессов в подростковом возрасте
П.2. Стремление к самостоятельности, развитие самосознания - стержневые черты подростка
П.З. Коллектив и подросток
П.4. Появление стойких познавательных интересов в подростковом возрасте
П.5. Некоторые особенности пианистического развития школьников подросткового возраста в начальный период обучения игре на фортепиано./1.
ГЛАВА Ш. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕШ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ...
Ш. 1. Констатирующий эксперимент
Ш.2. Поисковый этап эксперимента
DI.3. Обоснование методики обучающего эксперимента
Ш.4. Ход основного этапа обучающего эксперимента
Ш. 5. Анализ экспериментальных материалов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Некоторые вопросы формирования познавательного интереса
- Перестройка мыслительных процессов в подростковом возрасте
- Констатирующий эксперимент
Введение к работе
В период зрелого социализма складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Перед советскими педагогами стоит сложная задача - воспитание строителей комму -нистического общества. Именно сейчас необходимо обратить особенно пристальное внимание на обеспечение гармонии между умственным и эмоциональным воспитанием молодежи, а без искусства это осущест -вить невозмшжно. Успех воспитания обеспечивается лишь тогда,когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности. "Но важно, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это зависит от того, каковы интересы и потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" /11, с.63/.
Июньский Пленум ЦК КПСС отмечал, что "по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в об -щественную жизнь" /12, с.20/
Воздействуя на чувства, на эмоциональную жизнь молодого поколения, искусство влияет и на его мировоззрение. "Искусство, - го -ворид В.А.Сухомлинский, - это время и пространство, в котором жи -вет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело,так искусство выпрямляет душу. Для становления человека в годы отро -чества искусство имеет исключительное значение" /31, с.301/.
В результате происходящего общественного развития нашего об -щества по пути социализма значительно увеличилось число людей, стремящихся приобщиться к высоким явлениям человеческой культу -ры. Однако повышение материального уровня в чем-то опережает рост духовной культуры отдельных людей. Создавшееся положение вызывает тревогу, ибо невозможно строить коммунистическое общество без высокого уровня культуры народа, его образования, эстетической зрелости.
Воспитывать человека эстетически - значит эстетически формировать его мышление и чувства, его отношение к жизни, к искусст -ву, к труду, к семье, к дружбе, к общей борьбе. Это формирование жизненных представлений и действий по законам красоты.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения стало насущной задачей сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Предметы эстетического цикла стали не роскошью или чем-то второстепенным. Как отмечалось в "Основных принципах Единой тру -довой школы" - "под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Тру -довое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть ко -нечная цель и труда и науки".
На сегодняшний день в теории эстетического воспитания накоп -лен обширный научный материал.Ряд авторов намечают пути решения проблем эстетического воспитания, которые группируются вокруг эс-тетико-воспитательного процесса (Б.Т.Лихачев - 1972-1974; В.А.Разумный - 1969; А.И.Буров - 1974; Н.Киященко - 1971; В.К.Скатерщи-ков - 1963; Е.В.Квятковский - 1971; В.П.Юсов - 1975; В.П.Сомов -1975; Б.А.Брылин - 1978; Т.Г.Мариупольская - 1982 и др.).
Не каждый ученик должен стать художником, писателем или композитором, но каждый может и должен научиться любить и понимать искусство, литературу, музыку. Каждый должен стать художественно развитым человеком. И предоставить такие возможности детям - обязанность средней общеобразовательной школы. Не случайно КПСС в Программе ставит перед школой задачу создания всех необходимых условий для художественного творчества детей, для занятия музыкой, живописью, скульптурой.
Музыка отражает жизнь в звуковых образах, с особой яркостью раскрывает внутренний мир человека. Эмоциональная насыщенность музыки всесторонне затрагивает духовную жизнь людей.
Музыка как вид искусства является проводником определенных идей и идеалов. Она обладает особенно большой силой эмоционального воздействия, воспитывает взгляды, вкусы, переживания. Чем выше уровень музыкальных вкусов и интересов, тем успешнее будет обогащающая и облагораживающая роль музыки на подрастающее поколение. Ценность музыки заключается именно в ее способности воздейство -вать одновременно на мысли и на чувства людей. Л.С.Выготский пи -сал: и... если вы хотите вызвать у учащихся нужные вам формы по -ведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специальным приспособлением и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение" /53, с.113/.
Цель музыкальных занятий в школе заключается в общем музы -кально-эстетическом развитии учащихся, которое включает формиро -вание музыкальных интересов, вкусов, развитие творческих способ -ностей. Основная задача музыкального воспитания в общеобразова -тельной школе - обогатить духовный мир выпускников, сформировать -6-их музыкальную культуру, облагородить нравственные качества,дать им правильный ориентир в оценке явлений музыкальной жизни" /Е.Я.Гембицкая 124, с.117/.
За годы советской власти большой вклад в развитие теории и методики музыкального воспитания внесли исследования В.Н.Шацкой, М.А.Румер, Н.А.Орловой, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной,' Гродзен-ской, В.К.Белобородовой, Т.Л.Беркман, Г.С.Ригиной, Ю.Б.Алиева, Е.Я.Гембицкой, Т.Н.Овчинниковой и др.
Названные и другие исследователи создали теоретическую и методическую базу, на основе которой изучаются многие частные вопрО' сы, направленные на поиск оптимальных путей музыкально-эстетического воспитания детей (различных возрастных групп, на уроке музыки и во внеклассной работе).
Как известно, в настоящее время музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе осуществляется на уроках му -зыки и во внеклассное время в разнообразных музыкальных кружках. Уроки музыки являются обязательными для всех детей и создают фундамент музыкальной культуры детей и юношества.
Внеклассные музыкальные занятия не столь жестко ограничены во времени, не только обладают большим разнообразием форм и методов работы, но и имеют разработанные учебные программы для музы -кальных кружков (хор, сольное пение, духовой оркестр, оркестр русских народных инструментов, бальный танец, хореографический и театральный кружок). Отсутствуют программы внеклассной работы для фортепианных кружков, хотя существует ряд объективных факторов, вследствие которых внеклассные музыкальные занятия лишь частично выполняют поставленные перед ними задачи.
Во-первых, музыкальные кружки охватывают лишь часть детей, которые сами пожелали заниматься музыкой.
Во -вторых, содержание занятий не всегда соответствует формированию музыкально-эстетических вкусов, чувств, интересов, часто ограничиваясь решением лишь формально-учебных задач.
Названные факторы обусловливаются определенными причинами. Наиболее важной является недостаточно полная, обоснованная разработанность принципов музыкально-педагогического воздействия,форм и методов проведения внеклассных занятий в процессе обучения иг -ре на фортепиано.
В настоящее время существует ряд интересных, практически ценных исследований, посвященных вопросам разработки наиболее рациональных путей музыкального развития школьников во внеклассной работе.
Ряд авторов совершенно справедливо считают развитие музыкальных способностей обучаемых,как условие развития эмоционально-осознанного восприятия музыки, одной из важных задач музыкальных занятий в кружках. Работы Т.Л.Беркман, Л.Г.Арчажниковой, Г.В.Яковлевой, Е.Ф.Карповой /119, 142, 166, 145/ освещают вопросы формирования музыкально-слуховых представлений детей, указывая на существование взаимосвязи этих представлений с двигательными навыками.
Т.Л.Беркман, К.Л.Кравченко, А.А.Пиличаускас, В.Й.Петрушин к числу наиболее эффективных методов развития музыкальных способ -ностей относят подбирание по слуху, чтение с листа, импровизацию, транспонирование; Э.В.Козлова, В.Д.Шульгина /146,164/ предлагают произведения советской, украинской фортепианной музыки и музыкального фольклора в качестве учебного материала.
По вопросам формы проведения уроков фортепиано есть разно -гласия: если Ю.М.Чебуков и Г.В.Яковлева являются сторонниками коллективных форм обучения, то К.Л.Кравченко /148/ отрицает ее целесообразность.
Однако, остается недостаточно исследованной одна из существенных причин, не позволяющая осуществлять музыкально-эстетическое воспитание школьников наиболее эффективно и полноценно. А именно - формирование интереса детей к художественным образцам музыкального искусства.
Проблема формирования познавательного интереса к общеобразовательным дисциплинам разрабатывается многими авторами (Г.И.Щукина,!- 1971,1975; И.В.Логинова, Свердловск - 1970; В.А.Филиппова, Л-1973; С.Л.Фокина, Л-1977; А.С.Роботова-1973; Н.Г.Морозова, М-1957; В.Н.Максимова,Л-1970-197б и др.).
Вскрыты основные закономерности его проявления и намечены разнообразные пути формирования.
Гораздо в меньшей степени разработана проблема формирования интереса к музыке. Частично касались данных вопросов О.А.Апраксина (М-1971), Т.П.Плеснина (М-1973), Н.М.Черноиваненко (М-1975), Б.А.Брылин (М-1978), Н.В.Соколова (М-1981). Чебуков и Кравченко исследуя свои задачи, отмечая некоторые черты специфики работы с подростками, попутно указывают на значение интереса к музыке как фактора, предопределяющего эффективность занятий.
В последнее время появился целый ряд исследований, посвященных проблеме музыкального интереса, что доказывает актуальность проблемы. В.Л.Яконюк рассматривает развитый музыкальный интерес как основу профессиональных интересов студентов музыкально-педа -гогического факультета (Минск-1977). Н.И.Лысина (М-1982) изучает принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников. Н.Н.Гришанович (М-1980) выясняет особенности формирования познавательной деятельности подростков на уроках музыки, где интерес трактуется как ведущий мотив музыкально-познавательной деятельности. А.И.Паламар - чук (М-1981) рассматривает вопросы использования разных видов музыкальной деятельности в формировании музыкальных интересов младших школьников. Э.Б.Абдуллин раскрывает некоторые особенности развития интереса к музыке в условиях пионерского лагеря (М-1978).
Однако, специальных исследований, посвященных проблеме развития интереса к музыке у подростков в процессе обучения игре на фортепиано во внеклассной работе нет.
Актуальность названной проблемы обусловлена, также, следующими факторами:
Уроки музыки проводятся в нашей стране по программам ин -ститута художественного воспитания и по программам, разработан -ным Д.Б.Кабалевским. Обе программы учитывают значение интереса в обучении и создают полноценную базу для внеклассного музыкально -эстетического воспитания школьников. На уроки музыки в общеобразовательных школах отводится только один час в неделю. Учитывая этот факт, необходимо шире и разнообразнее привлекать учащихся к вне -классной музыкальной деятельности.
В период острой мутации голоса у мальчиков, когда пение допускается в ограниченных пределах, участие в фортепианном кружке позволит не прекращать их активное музыкальное развитие.
В подростковом возрасте у детей происходит своеобразная переоценка ценностей, в том числе и эстетических, проявляется желание иметь самостоятельную точку зрения, собственные взгляды. Причем самооценка имеет для подростка не меньшую, а часто даже большую ценность, чем оценка взрослых, к которой он часто относится весьма критически. В связи с этим развитие подростка опреде -ляется ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые он ориентируется, сформировавшейся самооценкой. Подростковый возраст является критическим периодом в формировании музыкальных интере - сов, что подтверждают данные социологических исследований (Е.В.Квятковский и Фог.т-Бабушкин, Ю.Б.Шаров и Б.Б.Притула).
4) Возрастные особенности детей-подростков во многом обус -ловливают специфику учебно-воспитательного процесса (в том числе внеклассных занятий, связанных с музыкальным искусством), где фактор развития интереса имеет очень большое значение.
Как уже было сказано, музыкальные студии, кружки общеобразовательных школ жизнеспособны только в том случае, если они ориентированы на интересы и запросы учащихся, на их активную роль в музыкальной деятельности. Д.Б.Кабалевский отмечает: "...мы ни на секунду не должны забывать о самой главной задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, "заразить" их своей любшвью к музыке. Если хотите, это даже не задача а, как говорил К.С.Станиславский, сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные зада -чи" (разрядка Д.Кабалевского) /97, с.13/.
Если интересным становится сам процесс овладения знаниями и умениями, то преодоление интеллектуальных трудностей происходит более успешно. Для этого необходимо введение эффективных методов обучения. Таковыми, на наш взгляд, являются частично-поисковый и проблемный методы обучения. При наличии проблемной ситуации активизируется самостоятельная работа мысли школьника, развивающая музыкально-слуховые представления и способствующая зарождению интереса к музыкальной деятельности.
Репертуар имеет большое значение в формировании интересов школьников. Необходим отбор художественно ценных, разнообразных по содержанию произведений советских и зарубежных композиторов русской, западной классики и народных песен.
Данные констатирующего эксперимента указывают на наличие большого интереса подростков к популярным песням советских композиторов. Наличие выразительной мелодии, современных ритмов и тематики обогащают восприятие и вызывают эмоциональный отклик у учащихся. Мы считаем, что при составлении репертуара эту направленность интересов необходимо учитывать, так как недостаточное использование современных песен нарушает связь уроков музыки с современной жизнью. Однако, эти песни надо включать не в качестве основного репертуара, а только как исходную позицию, как своеобразный "манок" на начальном этапе обучения подростков.
Все выше сказанное поможет построить учебный процесс на вы -соком уровне музыкально-слуховой активности при положительном эмоциональном тонусе, т.е. с учетом психологической структуры инте -реса.
Предметом нашего исследования является процесс формирования устойчивых интересов к художественным музыкальным произведениям у школьников подросткового возраста в начальный период обучения игре на фортепиано во внеклассной работе.
Целью исследования является совершенствование содержания и методов фортепианного обучения, способствующих наиболее успешному формированию интересов подростков (в процессе обучения игре на фортепиано) к художественной музыке и музыкальной деятельности.
Обучающий эксперимент проводился на базе фортепианных кружков при школах Ш 340 и 89 Краснопресненского района г.Москвы. Из многочисленных музыкальных кружков мы выбрали фортепианные. Это обусловлено популярностью и универсальностью данного инструмента.
Гипотеза: эффективность формирования стойкого интереса под -ростков к художественной музыке и музыкальной деятельности повы -сится, если: в репертуар включить произведения наиболее ими пред- почитаемые, художественно ценные, учебный процесс строить с уче -том психологической структуры интереса, методы развития музыкаль -но-слуховой сферы учащихся органически сочетать с элементами проблемного обучения.
Методологической основой исследования является ленинская теория отражения, труды классиков марксизма о необходимости все -стороннего, гармоничного развития личности и роли интересов в ее формировании, а также развитие этих положений в материалах пар -тийных документов - решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам идеологической работы, коммунистического воспитания и народного образования, развития культуры и искусства. Интерес рассматривался нами с позиций диалекти -ческого материализма, как отражение реальной, конкретно-истори -ческой действительности, как сложная взаимосвязь и взаимодействие субъекта и объекта, где внешние причины действуют через посредство внутренних условий.
Задачи исследования.
Дать научное обоснование понятию "музыкальный интерес" с опорой на предыдущие исследования, определить структуру, характер взаимосвязей и его место в общей системе интересов. Выявить уровни развития и пути стимулирования музыкального интереса.
Выявить возрастные психологические и физиологические особенности развития подррстков и их влияние на процесс формирования музыкального интереса.
Проанализировать возможность наличия; взаимосвязи музыкального интереса с уровнем знаний, умений и навыков школьников.
Наметить основные критерии отбора наиболее подходящего учебного репертуара. - із -
Изучить факторы, активизирующие музыкальный интерес и разработать соответствующую методику его формирования.
Конкретизировать и экспериментально проверить эффектив -ность предложенной методики обучения подростков.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Анализ литературы и обобщение состояния теории и практики изучаемой проблемы.
Констатирующий эксперимент, выявляющий музыкальную подготовку учащихся, их музыкальные вкусы и интересы.
Поисковый эксперимент в целях апробации методики развития пианистических возможностей учащихся подросткового возраста.
Обучающий эксперимент, включающий отбор и аранжировку диссертантом наиболее подходящего музыкального учебного репертуара, целесообразных методов обучения и использование следующих видов деятельности, способствующих в комплексе формированию устойчивого и активного интереса к высокохудожественной музыке: а) слушание фортепианных, симфонических, вокальных произведе ний, народных песен и песен советских композиторов, вызывающих ин терес ребят и способствующих эмоциональной увлеченности музыкой; б) овладение навыками игры на фортепиано (звукоизвлечение, координация правой и левой руки, педализация, звуковедение, паль - цевая техника и пр.); в) овладение музыкально-теоретическими знаниями и навыками в необходимых пределах; г) подбирание по слуху песен, доступных для восприятия и вы зывающих эмоциональный отклик подростков в целях активизации зву - ковысотных, ритмических и тембровых представлений с последующей самостоятельной записью текста; д) участие в фортепианных ансамблях, способствующее формиро ванию образного мышления, приобретению навыков ансамблевого ис - полнения; е) чтение с листа музыкальной литературы, обусловливающее расширение музыкального кругозора и познания музыки; ж) самостоятельное выучивание доступных пьес.
Указанные виды деятельности были сформулированы Т.Л.Беркман /1958-1964/, но мы развиваем их и усложняем путем введения элементов проблемного обучения и частично-поисковых методов подачи учебного материала.
Научная новизна исследования связана с теоретической и экспериментальной разработкой проблемы формирования интереса подростков к музыке в процессе начального обучения игре на фортепиано.
Значение интереса школьников, особенно подростков, к худо -жественной музыке для процесса музыкально-эстетического воспита -ния бесспорно. Поиски путей реализации столь важной задачи ведутся в различных направлениях.
На практике часто случается, что педагогу первоначально удается заинтересовать детей музыкой, привлечь в свой кружок. Однако, вскоре эта заинтересованность проходит и школьник выбывает из кружка. Здесь очень важным представляется раскрытие причин по -добного явления и поиск средств, позволяющих ему противодейство -вать. Мы считаем одним из таких главных средств является построение учебного процесса с учетом фактора интереса (высокая музы -кально-слуховая активность при положительном эмоциональном тону -се). Подбор репертуара с учетом направленности музыкальных инте -ресов подростков имеет, также, существенное значение при формиро -вании интереса. Для того, чтобы изучение было наиболее эффектив - ным, подросток должен самостоятельно по мере развития восприятия "открыть" настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Исходя из этого ,^ мы считали целесообразным использовать элементы проблемности в процессе обучения школьников игре на фортепиано. Исследование вопросов, связанных с введением элементов проблемности в методику начального фортепианного обучения подростков, проводится нами впервые.
В практической деятельности мы часто встречаемся с тем явлением, что пробуждение интереса ведут с помощью рассказов о композиторах, слушания музыкальных произведений, показа кинофильмов и т.п., не задаваясь целью формирования у детей знаний, умений и навыков самостоятельной музыкальной деятельности. Эти методы работы^ безусловно способствуют пробуждению интереса к музыке детей.
Однако, данные общей педагогики необходимым условием форми-рования интереса считают наличие активной деятельности в данной области. Интерес и деятельность органически связаны: интерес побуждает к деятельности в то же время являясь ее результатом. Формируясь в деятельности, интерес придает ей качественно иной характер: организует волевые усилия, концентрирует внимание и окрашивает ее положительными эмоциями. Ряд авторов (Г.И.Щукина, Л.И.Божович, В.Романовская) совершенно справедливо доказывают,что интерес без реализации, без осуществления - это еще не интерес,а лишь понятие о возможном интересе. Если эту возможность не поддержать деятельностью - его ситуативная вспышка угаснет.
В некоторых исследованиях (Г.И.Щукина, В.Н.Максимова, Н.А. Менчинская, С.Л.Фокина, И.Г.Шапошникова) содержатся гипотетичес -кие предположения о связи знаний, умений, навыков и интересов.Однако, чаще всего данные названных исследователей являются лишь косвенным результатом разработки других проблем. В учебном про - цессе, связанном с музыкальным искусством, подобные исследовательские задачи еще не выдвигались.
Практическая значимость. Как подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС - главная задача системы народного образования сегодня состоит в том, чтобы повысить качество обучения. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Постоянно возрастают требования к его работе. "Увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма" - отмечал на Июньском Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов /12/. Практическая ценность работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть внедрены в учебный процесс преподавания фортепиано не только во внеклассной, но и в работе вечерних музыкальных школ, педагогических училищ и музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.
Научное обоснование путей и методов формирования устойчивых интересов школьников к художественной музыке и музыкальной дея -тельности дают возможность учителям: целенаправленно влиять на становление музыкальных интере - -сов подростков; строить обучение в соответствии с возрастными особенностями школьников данного возраста; учитывать психологическую структуру интереса; осуществить более целенаправленный подход к подбору репертуара ; использовать более эффективную методику обучения, что в конечном итоге позволит учителю проводить работу с подростками на более высоком профессиональном уровне. Методические положения и рекомендации могут быть включены в курс "Методика музыкального воспитания" для студентов музыкально-педагогических факультетов соответствующих вузов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Формирование устойчивых интересов подростков к художест венной музыке и музыкальной деятельности будет протекать успеш - нее при следующих условиях: оптимальный вариант построения учебного процесса предполагает учет таких факторов интереса, как умственная активность в сочетании с положительным эмоциональным тонусом музыкальной дея -тельности; использование на первоначальном этапе обучения среди дру -гих произведений популярных песен современных композиторов; органическое сочетание методов музыкально-слухового развития с элементами проблемного обучения.
2. Существует определенная взаимозависимость и взаимосвязь между музыкальным интересом и уровнем знаний, умений и навыков обучаемых игре на фортепиано.
Апробация работы осуществлялась:
1. Путем опубликования по материалам диссертации 3 статей. Е. В выступлениях автора с сообщениями по теме диссертации перед директорами школ и учителями музыки Московской области.
Материалы диссертации были представлены в тезисах докла -дов на научно-методических конференциях аспирантов НИИ художест -венного воспитания АПН СССР (1974-1981 гг.).
Результаты исследования докладывались в школе молодых ученых АПН СССР и ЦК ВЛКСМ в г.Ростове Великом.
Путем внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вечерней музыкальной школы (Московская область, Одинцовский район, Акуловская ВМШ). б. В ходе обсуждения диссертации на секторе музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР (1974-1982 гг.)»
Структура работы; диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем 147 с.
Некоторые вопросы формирования познавательного интереса
Так как предмет нашего исследования - музыкальный интерес является одним из "специальных видов" (термин Б.Г.Ананьева) поз -навательного интереса, возникла необходимость проследить основные проявления последнего, его взаимосвязи и пути формирования.
Издавна проблема интереса к знаниям занимала умы ученых, философов, педагогов, которые пытались решить ее каждый по-своему.
Стремление к знаниям, эту "тревогу мысли", "возбужденность мысли" А.И.Герцен /14, с.157/ считал важнейшими качествами личности, формирующимися в процессе познавательной деятельности как ре -зультат закрепившихся отношений, складывающихся в процессе этой деятельности.
Особенно большое значение формированию интереса к знаниям придавал К.Д.Ушинский. Он писал "... учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, ... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет" /33, с.429/. Учение - есть труд умственный. Несмотря на то, что "умственный труд едва ли не самый тяжелый, ... наставник, ... приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются... Мечтать легко и приятно, но думать - трудно" /32, с.358/.
К.Д.Ушинский указывает, что познавательный интерес необходимо формировать в процессе обучения: ..."нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь м е т оду, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии" /32, с.360/.
На ванную роль целенаправленной методики в вопросе формирования интереса указывает К.Э.Циолковский. Он пишет: "К детям надо относиться бережно. И больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить!" /29, с. 108/.
Наиболее полное раскрытие проблема интереса получает в со -ветской психолого-педагогической науке. Советские психологи рас -сматривают интерес как отражение реальной, конкретно-исторической действительности, как сложную взаимосвязь и взаимодействие субъ -екта и объекта, где внешние причины действуют через посредство внутренних условий. "Теория отражения диалектического материализма, - отвдечал С.Л.Рубинштейн, - это распространение диалектико-ма-териалистического принципа детерминизма на познавательную деятельность человека" /76, с.15/.
Интерес рассматривается как "сложный психический процесс,где своеобразно переплетаются интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы" /56, с.140/. Исследование проблемы советскими учеными ведется с позиций диалектического материализма. Интерес ими рассматривается как объективно существующие отношения личности, которые возникают в результате отражения реальной действительности.
Отражение в понимании диалектического материализма это не есть одностороннее механическое воздействие. Известно, что внешние воздействия преломляются через посредство внутренних особенностей субъекта. Следовательно, интерес носит объективно-субъективный характер, ибо в нем выявлена направленность самой личности.
Все, что входит в предмет интересов взято из реальной жизни.
Интерес как своеобразный сплав психических процессов, "берет начало во внешнем воздействии, продолжается работой центральной нервной деятельности и заканчивается ответной деятельностью индивида" /40, с.225/. Таким образом, интерес не может быть обособлен ни от объективной действительности, ни от рефлекторной деятель -ности мозга.
Интересы возникают по мере роста, развития самой личности человека и содействуют этому развитию.
Советская наука считает, что интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Интерес - не изначально данное свойство личности, вытекающее из врожденной природы человека, а результат развития.
Перестройка мыслительных процессов в подростковом возрасте
Учебная деятельность в 4-8 классах ставит перед подростками новые психологические трудности:
1) возрастает роль самостоятельных высказываний подростков, требующая навыков целенаправленного внимания, самостоятельных размышлений;
2) обучение требует не только восприятия и запоминания, но и анализа, синтеза, сложных рассуждений, широких обобщений.
Многие психологические исследования показывают процесс постепенного перехода школьников подросткового возраста от конкретных к более абстрактным формам мышления, которые формируются в процессе обучения и приобретают ведущее значение в умственной деятель -ности подростка к концу этого возраста (работы Л.С.Выготского, Л.С.Сахарова, Б.И.Пашковой). Л.С.Выготский считал, что мышление в понятиях является основным фактором, определяющим и все другие особенности подростка. Мышление в понятиях становится тем "ключом" (по выражению Л.С.Выготского), который открывает подростку целый мир глубоких и сложных связей и взаимозависимостей, лежащих за внешней видимостью явлений.
В современной психологии придается большое значение интерио-ризации действий, т.е. переходу от внешних действий к операциям в уме. Интериоризация признается конечным пунктом, который завершает цикл умственного развития. Возможность человека действовать "в уме", несомненно, играет большую роль в процессе формирования умственных способностей. Именно в данном направлении шло все филогенетическое развитие психических функций человека. Еще К.Маркс отмечал, что "самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове" /1, С.18У/.
А.Н.Леонтьев по вопросу интериоризации пишет: "Когда я выгибаю из проволоки или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющееся у меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому"/Ы, с.12У/. Внутренний план действий имеет место в любой деятельности: и музыканта, и ученого, и хирурга. Ибо "всякий" хирург, даже если он в тысячный раз подходит к операционному столу, чтобы произвести давно знакомую операцию, мысленно пробегает все ее этапы /87, с.120/. У музыкантов это явление не что иное, как музыкально-слуховые представления, без которых немыслимо исполнение произведения, а также любая другая музыкальная деятельность.
Однако, несмотря на всю важность в умственном развитии про -цесса интериоризации, данные исследований современных психологов доказывают тот факт, что "интериоризация является... только одной из сторон развития в процессе обучения. Другой же его стороной (которая незаслуженно игнорируется) является обратный процесс -экстериоризация, т.е. воплощение абстрактной мысли в действие, в продукт" /67, с.7/. Если снова обратиться к музыке, то это есть процесс воплощения музыкально-слуховых представлений в художест -венный образ исполняемого произведения, что представляется очень важным моментом.
Констатирующий эксперимент
Для проверки и уточнения разработанных нами методических положений было предпринято экспериментальное исследование. Процесс которого можно условно разделить на четыре взаимосвязанных эта -па: констатирующий, поисковый, основной.и проверочный.
На констатирующем этапе решались следующие задачи:
1) изучение опыта обучения и развития школьников подросткового возраста в практической работе музыкальных кружков и студий;
2) выявление и анализ направленности музыкальных интересов учащихся интересующего нас возраста ,
3) определение наличия желающих обучаться игре на фортепиано среди школьников 4-6-х классов (младших подростков).
На данном этапе проводились целенаправленные наблюдения за работой учителей музыки с учащимися подросткового возраста. Об -следованы не только общеобразовательные, вечерние музыкальные школы, но и музыкальные студии при клубах и Дваорцах культуры г.Москвы и г.Одессы. Проведены беседы с преподавателями и учащимися фортепианных классов по интересующим вопросам исследования. Предварительный опыт педагогическое работы, а также результаты бесед и наблюдений позволили нам выявить ряд недостатков в работе учите -лей музыки с учащимися подросткового возраста:
1) на уроках фортепиано наблюдается чрезмерное увлечение техникой игры без опоры на художественное и эмоциональное начало в музыкальных произведениях;
2) в учебном репертуаре преобладает сугубо инструктивно-ди - 74 дактический материал
3) учебная деятельность ведется без учета возрастных психологических особенностей данного возраста;
4) в обучении преобладают репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы;
Можно предположить, что большой отсев среди учащихся данного возраста (что констатируют директора музыкальных школ) объясняется именно вышеуказанными недостатками.
Интересные данные были получены в результате анкетного опроса учащихся 4-6-х классов 340-й и 89-й школы Краснопресненского района г.Москвы . Данные анкетирования в основном совпадают с известными данными других исследователей, которые изучали направ -ленность музыкальных интересов учащихся-подростков .
Выбор музыкальных произведений школьниками довольно ограни -чен, мало школьных песен, народных - единицы, редко встречаются высокохудожественные произведения. "Лунная соната" Бетховена, вальсы Штрауса, произведения Баха составляют всего 13%. Фортепианные пьесы известны школьникам в очень ограниченных пределах.Большинство школьников не назвали известных пианистов. С.Рихтера, В.Клиберна, Ф.Листа знают всего лишь 10,8$. Вокально-инструмен -тальные ансамбли и эстрадные певцы также известны всем анкетируемым школьникам.