Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Макаревская Любовь Николаевна

Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств
<
Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макаревская Любовь Николаевна. Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Орехово-Зуево, 2006 229 с. РГБ ОД, 61:06-13/2234

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ 21

1.1. Формирование методологических ориентиров музыкального образования на базе достижений классической российской педагогики (XIX - XX века) 21

1.2. Психофизиологические основы интенсивного развития профессиональных качеств музыканта 48

ГЛАВА 2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 88

2.1. Экспериментальная работа в фортепианном классе детской школы искусств в целях интенсивного развития профессиональных качеств пианиста 88

2.2. Технология интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в детской школе искусств 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194

Введение к работе

Актуальность исследования. Последние десятилетия ознаменованы
появлением большого количества детских школ искусств в качестве важных
культурных центров районного и городского масштаба, учреждений
профессионального образования и общеэстетического развития детей
благодаря концентрации высокопрофессиональных педагогических кадров,
широкому спектру организуемых видов и форм образовательной, культурно-
просветительной и досуговой деятельности. Более того, современная детская
школа искусств является активным участником научно-исследовательской
деятельности высших учебных заведений эстетического и педагогического
профиля в качестве учебно-методической базы для проведения апробации и
внедрения инновационных методических систем и технологий,
способствующих интенсификации учебно-воспитательного процесса,
совершенствованию видов, форм, методов, средств работы с детьми. г.

Данный диссертационный труд представляет собой научно-практическое исследование проблем и возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе детской школы искусств.

В качестве результата обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств традиционно ожидается достижение учащимися определенного уровня профессионального исполнительского мастерства, который подразумевает высокохудожественное и высокотехничное инструментальное исполнение, формирование целого комплекса способностей, знаний, умений, а также личностных качеств, в совокупности составляющих профессиональный, духовный, творческий портрет личности начинающего музыканта. Процесс обучения фортепианному исполнительству в специальных учебных заведениях традиционно представляет собой индивидуальную форму общения педагога с учеником,

4 вследствие чего от педагога правомерно ожидается глубокое изучение личности каждого ученика во всех аспектах, анализ особенностей проявлений его индивидуальности, осуществление попытки разработки индивидуализированной педагогической стратегии для работы с каждым конкретным учеником класса, коррекции учебных планов и программ в соответствии с особенностями психофизиологического, интеллектуального, моторного, творческого развития ребенка.

Многолетние наблюдения за работой фортепианных педагогов в различных детских специальных учебных заведениях, участие в научно-практических конференциях по проблемам фортепианной педагогики и личностно-ориентированного обучения позволили сделать следующие выводы:

  1. практически все фортепианные педагоги понимают потенциальную эффективность осуществления индивидуализированного подхода к обучению детей игре на фортепиано по сравнению с выполнением типовых учебных программ;

  2. осуществляемые попытки индивидуализации учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе, как правило, носят поверхностный характер, не затрагивая проблемы установления глубинных (психофизиологических) причин личностных различий;

  3. иногда в педагогических кругах встречается мнение, что главным критерием эффективности обучения игре на фортепиано (а следовательно, профессионального мастерства преподавателя) является положительная экзаменационная оценка и количество концертных выступлений ученика, что достижимо благодаря предъявлению завышенных требований и жесткому контролю за работой ученика.

Мы установили, что методическая специфика профессиональной деятельности в фортепианном классе детской школы искусств обусловливается:

  1. методологическими подходами и дидактическими принципами, формирующими стиль педагогического руководства и взаимодействия с учеником;

  2. законами, принципами, методами, формами обучения инструментальному исполнительству как особому виду репродуктивной, созидательной деятельности человека;

  3. психофизиологическими особенностями развития специальных качеств, способностей, умений, наличие которых у начинающего пианиста необходимо для его профессионального становления.

В данном контексте было определено содержание научно-теоретической исследовательской деятельности, что, в свою очередь, определило направленность и результаты экспериментально-практической работы в фортепианном классе детской школы искусств. На современном этапе российского образования наиболее прогрессивным подходом к обучению, воспитанию и развитию детей является личностно-ориентированный подход, истоки которого мы находим у основоположников гуманной педагогики, по праву считавших, что процессы обучения,

воспитания и развития детей необходимо выстраивать с учетом принципов природосообразности и культуросообразности (Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского).

Данные принципы, а также основные положения и концепции перечисленных ученых полностью созвучны целям, задачам и содержанию музыкального образования, так как фундамент и общей педагогики в духе гуманно-личностных традиций, и музыкальной педагогики составляют понятия человечности, духовности, культурных общечеловеческих ценностей, красоты, индивидуальности, интеллектуальности, творчества.

Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Музыкальное обучение

реализует психологическую функцию образования: создает условия для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности, непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка. Целью данного процесса обучения является расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности. Если раньше перед педагогом ключевая задача ставилась следующим образом: «как обращаться с учеником, чтобы он наиболее успешно осваивал нужные навыки», то теперь основная проблема преподавания формулируется принципиально иначе: «каким должно быть содержание обучения, чтобы творческая личность ученика плодотворно развивалась». При этом имеется в виду не просто адаптация содержания того или иного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям ученика, а кардинальная его трансформация с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального и творческого развития личности.

Эффективность обучения должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения. Соответственно в качестве критерия оценки эффективности тех или иных принципов, подходов, методов и форм обучения должны выступать не только показатели сформированное знаний, умений и навыков, но и показатели творческих и интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития ученика.

Реализация этих наиболее прогрессивных на сегодняшний день педагогических принципов предполагает глубокое знание педагогом естественных, психофизиологических законов развития человека, сформулированных С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.А. Ухтомским. Осуществление учебного и воспитательного воздействия должно при этом осуществляться с позиций личностно-ориентированного подхода. Однако этот прогрессивный и актуальный подход к организации образовательного процесса, в частности в классах фортепианного исполнительского искусства

7 детских специальных учебных заведений, не находит реализации в современной музыкально-педагогической практике, о чем выше уже говорилось. Таким образом, выявленное противоречие явилось смысловым ядром проблемы исследования.

Данную научную работу составили результаты многолетних теоретических и эмпирических исследований по выявлению, систематизации, экспериментальной проверке подходов, принципов, методов, форм и средств динамичного и фундаментального решения выявленной педагогической проблемы.

Наш многолетний практический опыт в области преподавания фортепиано в детской школе искусств, а также обобщение результатов научного исследования в области детского музыкального образования позволили по-новому осознать видение проблемы организации учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе.

Каждое научное исследование в области детской музыкальной педагогики (в частности, обучения фортепианному исполнительству) опирается на неоспоримые философские, научно-педагогические общеэстетические, специальные искусствоведческие концепции и положения, составляющие его методологическую базу. Однако анализ результатов практической реализации (массового внедрения) существующих методических систем и технологий обучения фортепианному исполнительству в том виде, в каком это можно наблюдать в большинстве детских школ искусств и музыкальных школ, демонстрирует фактический отрыв внутрисистемных компонентов - этапов, форм, видов, методов, приемов, средств педагогической деятельности - от заявленных в соответствующих научно-теоретических трудах методологических основ, являющихся по своей сути и содержанию смыслообразующим ядром, определяющим образовательную стратегию педагога. Подобный отрыв практической реализации методик и технологий от их теоретико-

8 методологического компонента является причиной многочисленных безрезультатных попыток решить некоторые острые проблемы образовательного процесса в фортепианном классе детской школы искусств, таких, например, как отток учеников, изначально пришедших в фортепианный класс по собственному желанию либо по желанию родителей в силу наличия у детей необходимого комплекса задатков и способностей.

В связи с этим современным фортепианным педагогам требуется переосмыслить подходы, принципы, методы, формы, средства обучения фортепианному исполнительству, осуществить критическое (сравнительно-аналитическое) теоретико-эмпирическое изучение структуры и содержания профессиональной деятельности педагога в фортепианном классе детской школы искусств для определения тех этапов работы, на которых происходит проявление и обострение основных проблемных ситуаций, а ,также для конкретизации факторов и условий, провоцирующих их проявление.

Параллельно необходимо сконцентрировать внимание и усилия на достижении главных целей профессионального музыкального образования, в частности - формирования профессиональных качеств, под которыми, как правило, подразумевают все интеллектуальные способности, физические возможности, психоэмоциональные особенности, наличие которых у пианиста необходимо для достижения высокого уровня профессионального исполнительского мастерства. Таким образом, формирование и развитие значимых профессиональных качеств представляет собой одну из первостепенных педагогических целей и одновременно актуальных проблем.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблему формирования и развития профессиональных качеств, обусловливающих высокие педагогические результаты в рамках обучения музыкальному исполнительскому искусству в специальных учебных заведениях, в частности в фортепианном классе детских школ искусств и детских музыкальных школ, затрагивали в своих диссертационных

9 исследованиях многие отечественные ученые, музыкальные педагоги и музыканты-исполнители.

Ряд исследований характеризуется общей целью - разработать педагогические механизмы выявления и развития общих и музыкальных способностей (В.П. Анисимов, Т.Н. Артемьева, С.Н. Арчажникова, Д.К. Кирнарская, Г.М. Салдаева, К.В. Тарасова).

В диссертационных трудах И.Ю. Алиева, Л.Ф. Афонченко, И.Н. Головко, B.C. Кориной осуществляется общий структурно-содержательный анализ профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Многие ученые и педагоги (Е.Н. Задорина, И.О. Гафурова, О.В. Гончарова, М.А. Кононенко, В.Е. Кузьмин, ЕЛО. Лукаш, О.Б. Мочалова, В.А. Поляков, Е.В. Пономарева, М.Т. Таллибулина, Н.Э. Тараканова) проблему выявления и развития тех или иных профессиональных музыкально-исполнительских, личностных социальных и творческих качеств рассматривают сквозь призму одаренности (общей или художественно-творческой), то есть с учетом более широкого базового спектра задатков, способностей, более высокого интеллектуального и творческого потенциала, на фоне специфических особенностей психоэмоционального и социального развития личности одаренного ученика.

Несмотря на значимость развития профессиональных качеств в их неразрывном единстве, подавляющее большинство авторов исследуют лишь отдельные аспекты данной проблемы: специальные (музыкальные) - развитие интонационного слуха, воспитание интонационной культуры пианиста (А.Р. Ачмизов, Е.О. Назарова), развитие музыкальной памяти (Ю.А. Пак), совершенствование тембрового слуха (О.И. Передерни), развитие исполнительского мышления и чувства стиля (Н.М. Смирнова), раскрытие и развитие музыкальности (СЕ. Фейнберг, Ю.А. Цагарелли), а также общие (личностные, социальные) - воспитание самостоятельности (Б.Л.

10 Кременштейн), воли (В.И. Селиванов), повышение работоспособности (В.И. Рождественская), формирование и усиление мотивации (А.А. Савельев).

Таким образом, анализ литературы выявил отсутствие научных трудов, в которых бы ставилась и решалась проблема формирования и развития всех профессионально значимых качеств пианиста, высказывались бы предложения по их систематизации для оптимизации педагогического процесса. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Цель исследования: разработка технологии интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в детских специальных учебных заведениях.

Объект исследования: процесс обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: основы и факторы формирования и развития профессиональных качеств пианиста.

Задачи исследования:

выявить философско-педагогические концепции, составляющие смысл и содержание теоретико-методологической базы начального музыкального образования;

определить ключевые психофизиологические основы и психолого-педагогические факторы интенсивного развития профессиональных качеств музыканта в процессе обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях;

сформулировать организационно-педагогические, музыкально-эстетические и психофизиологические условия и критерии, которые необходимо учитывать при организации индивидуализированного обучения фортепианному исполнительству;

разработать технологию развития профессиональных качеств пианиста, способствующую интенсификации результатов обучения фортепианному исполнительству в детских специальных учебных заведениях.

Поиск путей решения поставленных задач привел к логическому оформлению гипотезы исследования: основные положения русской классической гуманной педагогики, касающиеся эффективных подходов, методов, форм, средств обучения, воспитания и развития детей, а также знания в области физиологии, психологии, нейронаук способны составить философско-методологическое и научно-теоретическое ядро педагогической деятельности в фортепианном классе детской школы искусств, явиться направляющей идеей для организации личностно-ориентированного обучения и воспитания пианистов, что, в свою очередь, должно обеспечить повышение результативности педагогической работы, открыть новые перспективы решения актуальных проблем детского музыкального образования (в частности, проблемы формирования и развития профессиональных качеств при обучении фортепианному исполнительству)^

Методологические основы исследования.

При проведении первого этапа исследования применялся сравнительно-исторический подход. В результате сравнительного изучения философско-педагогических трудов XIX - XX века были определены основные концепции и положения, составившие -теоретико-методологическую базу исследования, сформировавшие научно-теоретическое ядро экспериментальной педагогической технологии.

С помощью методов и принципов системного анализа, сущность и содержание которого раскрыл Б.С. Гершунский, нам удалось рассмотреть начальное профессиональное музыкальное образование как сложный социальный организм, в котором все процессы осуществляются на трех основных взаимосвязанных уровнях:

- философском уровне, представленном концепциями великих русских ученых-педагогов о гуманизме, творчестве, созидательной деятельности, личности и коллективе;

общенаучном уровне, включающем достижения педагогики, психологии, нейрофизиологии, музыкознания, формирующие теоретическое ядро данного исследования;

частнонаучном - музыкально-педагогическим уровне, который составляют методические системы в области музыкального образования, в частности - методики формирования профессионального исполнительского мастерства в сфере фортепианного искусства.

Теоретическая часть исследования выполнялась в рамках антропологического и психофизиологического научных подходов. Их тесная взаимосвязь на протяжении исторического развития гуманитарных и естественных наук объясняется тем, что единым предметом исследовательского интереса является человек как биологический организм, индивид, личность.

Антропологический подход. Классики русской педагогики Л.Н.
Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский определили основные
методологические позиции для развития и совершенствования современного
музыкального образования (гуманность, ориентация на личность,
эстетизация окружающей действительности и т.д.), которые обусловливают
сегодня выбор прогрессивных форм, принципов, методов организации
учебного процесса в классе фортепиано детской школы искусств, формируют
особую модель музыкально-педагогической деятельности, ключевыми
характеристиками которой являются демократичность воспитания,
толерантность педагогического воздействия, интеллектуальная креативность,
самобытность, творчество, индивидуально-личностный подход

преподавания.

Педагогическое значение и сущность психофизиологического подхода раскрывается в утверждениях великих российских ученых Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.А. Ухтомского о сложности и неповторимости человеческой личности, индивидуальность всех проявлений

13 которой кроется в глубинах человеческой психики и особенностях физиологии (в частности, функционирования нервной системы и головного мозга). Благодаря оперированию научными достижениями в области психологии, физиологии и нейронаук (нейропсихологии, нейрофизиологии, неврологии) нам удалось достичь высоких результатов в процессе разработки экспериментально-практической модели индивидуализированного обучения фортепианному исполнительству и создания технологии интенсивного развития профессиональных качеств музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Психофизиологический подход позволил всесторонне и комплексно исследовать личность каждого ученика для достижения индивидуализации содержания учебного процесса. Смысл индивидуализации обучения и воспитания заключается в организации личностно-ориентированного процесса преподавания в рамках конкретной методологически обоснованной педагогической технологии. Теоретические основы исследования составили:

акмеологические концепции, раскрывающие основы, условия и факторы формирования музыкально-педагогического мастерства: О.А. Абдуллиной, Г.В. Арзямовой, А.А. Аронова, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, К.И. Бузарова, И.С. Букреева, С.Г. Вершловского, СМ. Годник, О.Т. Дзампаевой, М.В. Ерховой, В.А. Ильева, Е.Г. Кирчановой, Л.В. Лидак, Л.А. Рапацкой, А.И. Субетто;

положения, раскрывающие психологические и физиологические законы и механизмы процессов обучения, воспитания и развития: К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Барановой, М.П. Блиновой, Л.Л. Бочкарева, Дж. Гилфорда, К.М. Гуревича, Е.П. Гусевой, Н.Н. Даниловой, М.Д. Дворяниной, В.Н. Дружинина, В.Д. Еремеевой, А.Л. Крыловой, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.А. Лосевой, Р. Мейли, B.C. Мерлин, Ф.Т. Михайлова, В.Т. Мышкиной, Е.В. Назайкинского, В.Д. Небылицына, В.И. Петрушина, В.В. Печенкова, Ж. Пиаже, В.М. Розина, П.В. Симонова, Я.

14 Стреляу, С.С. Суровцевой, А.В. Тороповой, П. Фресс, В.Д. Шадрикова, В.П. Эфроимсона, Е.Ф. Ященко;

результаты научных исследований генезиса и онтогенеза творческих способностей, а также феномена одаренности: Ю.П. Азарова, Н.А. Амосова, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Воронина, Л.С. Выготского, Г.А. Глотовой, Г.А. Голицына, Э.А.Голубевой, А.С. Гориченского, О.Н. Даниловой, В.Л. Дранкова, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Мясищева, З.Н. Новлянской, В.М. Петрова, К.К. Платонова, Ж.-Ж. Руссо, Б.Ф. Сорокина, И.Г. Трифоновой, Л.И. Уманского, Л.А. Чудасовой, В.Д. Шадрикова, В.И. Шарабурова, П.М. Якобсона;

теоретико-методические основы общего и специального музыкального обучения, воспитания и развития детей школьного возраста, раскрытые в работах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.Л. Готсдинера, А.Н. Зиминой, О.Г. Литяйкиной, Н.Н. Луковникова, В.В. Медушевского, Г.П. Стуловой;

монографии и научно-исследовательские труды, посвященные фортепианному искусству, творчеству знаменитых пианистов, деятельности фортепианных педагогов: Л.В. Биглер, А.В. Вицинского, Н.И. Голубовской, Й. Гофмана, С.А. Гудимовой, М.А. Дроздовой, А. Корто, Е.В. Мамай, СЕ. Фейнберга, Т.А. Хмуниной;

методики, технологии и отдельные аспекты обучения фортепианному исполнительству: А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, Л.Г. Бейрюмовой, Н.А. Болговой, И.А. Браудо, К.Э. Вебер, В.Н. Говора, А.В. Засимовой, Р.В. Иваниной, А.Г. Каузовой, П.В. Кириченко, Г.М. Когана, А.Г. Костюка, Е.Я. Либермана, Л. Маккиннон, И.В. Малининой, К.А. Мартинсена, A.M. Меркулова, Я.И. Мильштейна, М.В. Митрясова, Г.Г. Нейгауза, А.И. Николаевой, СИ. Савшинского, Н.А. Светозаровой, В.П. Сраджаева, Е.М.

15 Тимакина, Г.М. Цыпина, М.Р. Черной, Г.И. Шатковского, Е.М. Шендеровича, А.А. Шмидт-Шкловской, А.П. Щапова, Т.Б. Юдовиной-Гальпериной. Методы исследования:

теоретический анализ философско-педагогической, музыкально-педагогической, искусствоведческой, психофизиологической литературы;

наблюдение за процессом и результатами педагогической деятельности в фортепианных классах детских школ искусств и других специальных учреждений;

анализ школьной учебно-методической документации (планов, программ, разработок, рекомендаций, классных журналов);

эксперимент, осуществленный в естественных условиях в фортепианном классе детской школы искусств;

включенное и невключенное наблюдение за учебно-творческими результатами участников экспериментальной и контрольной групп;

метод математического анализа результатов учебно-творческой деятельности пианистов.

Организация исследования.

В процессе проведения исследовательской деятельности можно выделить следующие основные этапы:

I этап исследования (2000 - 2002 гг.) носил аналитико-поисковый характер. На данном этапе осуществлялись сбор и структурно-содержательное изучение научно-теоретических и учебно-методических источников по проблеме исследования, проводился анализ учебных планов, программ и сопутствующей учебно-методической литературы с целью выработки понятийного аппарата исследования, уточнения исходных параметров и условий для проведения педагогического эксперимента. На I этапе был проведен констатирующий эксперимент (наблюдение за процессом и результатами учебно-творческого развития учащихся фортепианного класса Детской школы искусств им. М.А. Балакирева).

II этап исследования (2002 - 2003 гг.) носил эмпирико-практический
характер, включал проведение обучающего педагогического эксперимента,
цель которого - получение результатов, подтверждающих эффективность
разработанной педагогической технологии интенсивного развития
профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в фортепианном
классе детской школы искусств.

III этап исследования (2003 - 2005 гг.) носил обобщающий характер:
осуществлялись проверка, обработка, систематизация результатов
экспериментального обучения и наблюдения, оформление выводов и
предложений, внедрение в практику фортепианных классов детских
музыкальных учреждений результатов исследования.

Научная новизна исследования:

высказано предложение опираться на синтез достижений классической гуманной педагогики, а также современных психофизиологических наук в целях решения актуальной проблемы интенсивного формирования и развития профессиональных качеств пианиста (эффективность выбора данного комплексного научного подхода была подтверждена в ходе апробации и внедрения результатов исследования);

разработана систематизация всех значимых профессиональных качеств пианиста, учет которой позволяет оптимизировать усилия педагога по разработке индивидуальной стратегии обучения, воспитания и развития ученика;

предложена альтернативная система комплексного оценивания экзаменационных выступлений пианистов, учитывающая все ведущие критерии профессионального (технического, художественного и творческого) совершенствования учеников.

Теоретическая значимость исследования:

- осуществлено аналитическое обобщение классических русских
философско-педагогических положений и концепций, составивших

17 теоретико-методологическую базу для совершенствования методического компонента процесса обучения фортепианному искусству, музыкального воспитания и общего эстетического развития детей в детской школе искусств;

систематизированы и конкретизированы ключевые педагогические и психофизиологические аспекты современного начального профессионального музыкального образования;

выявлены наиболее актуальные проблемы формирования и совершенствования профессиональных качеств начинающего пианиста в контексте развития методологии, теории и практики начального музыкального образования;

разработана классификация типов учеников по уровню креативности, позволяющая интенсифицировать образовательный процесс в фортепианном классе детской школы искусств, ускорить и качественно усовершенствовать результаты формирования и развития профессиональных качеств пианиста.

Практическая значимость исследования:

внедрение разработанной технологии в образовательный процесс детской школы искусств значительно повышает результативность обучения за счет индивидуализации педагогического воздействия - своевременного выявления психофизиологических и личностных особенностей каждого учащегося на основе разработанной классификации типов и определения оптимальной стратегии педагогического воздействия (существенно снижается отток учащихся из фортепианных классов детской школы искусств, повышаются рейтинги текущей успеваемости и участия в концертно-творческой деятельности);

предложенная систематизация профессиональных качеств пианиста позволяет оптимизировать педагогические усилия по их формированию и развитию, а также упорядочить процесс разработки стратегии

18 инструментального обучения, музыкально-эстетического воспитания и творческого развития;

применение на практике разработанного комплекса психологических, воспитательных, игровых и художественно-творческих приемов и средств приводит к укреплению у начинающих пианистов мотивации к занятиям фортепианным исполнительским искусством и музыкальным творчеством, формирования стимулов и потребностей в обучении, самообразовании, творческом самовыражении, создает благоприятные условия для формирования и развития профессиональных качеств пианиста;

материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных курсов «Теория и методика обучения игре на фортепиано», «Музыкально-педагогический практикум», «Психология музыкального образования» учреждений среднего специального и высшего образования, а также в системе повышения квалификации преподавателей фортепиано.

Положения, выносимые на защиту:

экстраполяция основных научно-философских положений и педагогических концепций основоположников русской гуманной педагогики на область детского музыкального образования позволяет организовать высокорезультативный процесс обучения фортепианному исполнительству, общего музыкально-эстетического воспитания и творческого развития, все образовательные этапы которого, виды учебно-воспитательной деятельности и формы художественно-творческого взаимодействия гармонично согласуются между собой и в совокупности образуют единую музыкально-педагогическую систему, способную к непрерывному совершенствованию, поступенному эволюционному развитию;

предварительное выявление уровня креативности ученика, нейропсихологических особенностей его организма, степени развития

19 необходимых для музыкально-творческой деятельности качеств, способностей, знаний, умений, а также составление развернутой личностной характеристики и определение сформировавшейся системы мотиваций является неотъемлемым условием разработки первоначальной методической базы для дальнейшей индивидуализации учебного процесса в фортепианном классе детской школы искусств;

- результатом практической реализации предлагаемой педагогической технологии является быстрое выявление и эффективное совершенствование профессиональных качеств пианиста, которые в совокупности составляют фундамент всестороннего прогрессивного развития ученика в условиях обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются выбором фундаментальных научных концепций и положений в качестве методологической основы; применением методов, соответствующих предмету, цели, задачам, особенностям объекта исследования; проверкой адекватности получаемых результатов экспериментального исследования на различных этапах его проведения; успешным внедрением результатов исследования в практику детских специальных учебных заведений.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (г. Москва), Детской музыкальной школе № 12 (г. Москва), в процессе выступлений на международных научно-практических конференциях «Проблемы реформирования образования в сфере культуры и искусства» (Международная академия информатизации, Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, Москва, 1996г.), «Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века» (Министерство образования РФ, Министерство образования Московской области, Московский государственный областной педагогический институт, Орехово-

20 Зуево, 2003 г.), посредством научных публикаций по теме диссертации (статей, учебного и учебно-методического пособий), а также в процессе проведения мастер-классов в Академии повышения квалификации преподавателей Москвы и регионов России.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Формирование методологических ориентиров музыкального образования на базе достижений классической российской педагогики (XIX - XX века)

Выполнение научно-исследовательской части нашей диссертационной работы осуществлялось в два этапа. В первую очередь необходимо было всесторонне раскрыть предмет данного диссертационного исследования, а именно конкретизировать смысл и обозначить практическую форму философско-эстетических категорий и музыкально-педагогических понятий, составляющих методологический тезаурус нашей экспериментальной музыкально-педагогической деятельности. Следующим исследовательским шагом было определение значения и содержания тех процессов и явлений, которые характеризуют рассмотренные категории и термины, а также выявление их потенциальных возможностей (принципов, установок, способов, приемов, форм) для совершенствования теории и практики современного начального профессионального музыкального образования, в частности, обучения фортепианному исполнительству в детской школе искусств.

Содержание теоретико-методологических основ раскрывает сущность педагогического процесса в целом, и, в свою очередь, определяет основные подходы и формы его дальнейшего развития. Таким образом, методологический компонент научного музыкально-педагогического знания выявляет актуальные теоретические проблемы, определяет цели и задачи профильного музыкального образования и, таким образом, координирует совершенствование процесса обучения фортепианному исполнительству, музыкального воспитания, общего эстетического развития и формирования профессиональных исполнительских качеств пианистов.

Общепедагогические труды аккумулируют фундаментальные представления о сущности педагогического процесса в целом, который «... есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Общее образование выводит вас из тесного круга ваших непосредственных личных интересов, разъясняет вам ваши отношения к окружающей природе, описывает вам то место, которое вы, как человек, занимаете в ряду других органических существ, характеризует вам потребности и стремления того народа, среди которого вы родились, и определяет вам значение и направление тех исторических сил и культурных элементов, которые накладывают свою печать на вашу жизнь, личность и деятельность» (176. С. 130 - 131).

Возможности и эффективность методологических, дидактических и методических заимствований внутри системы образования изучали многие современные российские методологи - музыкальные педагоги. Так, например, И.Ю. Алиев, исследуя проблему разработки теоретико-методологических основ профессиональной вокально-педагогической деятельности также приходит к заключению, что «принципиальные подходы к организации профессиональной деятельности в общей и музыкальной педагогике в целом тождественны. Ключевые различия связаны с особенностями предметного содержания общепедагогического и художественно-педагогического знания» (5. С. 14). В подтверждение этому выводу И.Ю. Алиев в рамках осуществления научно-исследовательской деятельности в сфере вокальной педагогики интегрировал в теоретико-методологическую базу интеллектуальные достижения европейских философов-классиков (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро, Вольтера). Л.Н. Толстой, исследуя проблемы и значение методологии педагогической науки, утверждал, что: 1) организация практической педагогической деятельности должна осуществляться только после определения четких аксиоматичных методологических позиций; 2) научные выводы должны формироваться через анализ и обобщение результатов многолетней практики и многочисленных экспериментов.

Изучая литературное наследие русских ученых и педагогов XIX - XX веков - Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, мы пришли к выводу, что многие философско-педагогические идеи и концепции, сконцентрированные в их научных трудах, обладают актуальностью применительно к современной системе государственного и частного детского образования, а также к сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания. Более того, структурно-сравнительный анализ позволяет утвердительно заявить, что принятые идеи и концепции, обладая общепедагогической направленностью и общедидактическим содержанием, способны определить наиболее важные ориентиры и перспективы эволюционного развития узкопрофессиональных областей образовательной системы, например, сферы музыкально-художественного воспитания, обучения инструментальному исполнительству.

Экспериментальная работа в фортепианном классе детской школы искусств в целях интенсивного развития профессиональных качеств пианиста

Содержание процессов обучения и воспитания формируется согласно целям, задачам, проблемам, тенденциям общества, ради процветания и совершенствования которого и существует образовательная система. Все процессы, связанные с обществом и его институтами, как известно, находятся в постоянной динамике (изменении, совершенствовании).

Это обусловливает необходимость непрерывной реформации и актуализации теоретико-методического компонента любой образовательной сферы, в нашем случае - пересмотра методологической базы музыкального обучения, корректировки содержания учебно-воспитательного процесса в фортепианном классе детской школы искусств.

В данном параграфе нами подробно излагаются этапы поиска возможностей совершенствования процессов и явлений фортепианной педагогики, связанных с проблемой индивидуализации исполнительского обучения, в частности организации личностно-ориентированного процесса развития профессиональных качеств, способностей и умений пианиста.

Вся экспериментальная работа в фортепианном классе детской школы искусств проводилась с опорой на выявленные универсальные методологические основы, представленные системой взаимосвязанных, согласованных между собой концепций и убеждений основоположников русской гуманной педагогики и привлечением современных знаний в области психологии и нейрофизиологии, а также методик преподавания музыкальных дисциплин, обучения инструментальному исполнительству и раскрытия творческого потенциала личности обучаемого.

Революционные открытия в области физиологии, психологии, нейрофизиологии дали основание для пересмотра принципов, форм и методов обучения и воспитания, а следовательно, коррекции прежних и разработки новых научно-исследовательских подходов к поиску эффективных путей эстетического развития и творческой самореализации личности каждого отдельного ребенка, создания экспериментальной модели профессионального исполнительского обучения и музыкально-эстетического воспитания.

Многолетние педагогические наблюдения и психофизиологический анализ учащихся младшего и среднего школьного возраста позволили высказать педагогическую гипотезу, составившую идейный фундамент эксперимента:

1) если обобщить личностные характеристики детей, опираясь на ключевые организационно-педагогические, психофизиологические, музыкально-эстетические и художественно-творческие условия и критерии, определяющие уровень физиологического, психологического, эмоционального, социального, творческого развития детей определенной возрастной группы, становится возможным проведение классификации всех учеников фортепианного класса в зависимости от типа темперамента, нейрофизиологических особенностей, интеллектуального и музыкального уровня развития;

2) широкий спектр критериев, по которым проводится разделение всех учеников фортепианного класса на группы, позволяет выработать стержневые педагогические стратегии, являющиеся универсальными для всех учеников внутри одной группы, в то же время способствующие более быстрому и эффективному решению частных задач и индивидуальных учебных проблем каждого отдельного учащегося, корректировке и формированию учебно-творческих мотиваций более высокого уровня;

3) сформированная система мотиваций, исчерпывающая информация о личности ученика и методический инструментарий, отобранный в соответствии с психофизиологическими (эмоциональными, интеллектуальными, психомоторными) особенностями конкретного ученика, составляют теоретико-методический фундамент, на котором разрабатывается технология личностно-ориентированного инструментального обучения в фортепианном классе, в процессе реализации которой достигаются главные педагогические цели:

а) сохраняется и наиболее ярко раскрывается неповторимая творческая

индивидуальность личности ученика;

б) быстро и фундаментально формируются профессиональные музыкально-исполнительские качества.

Технология интенсивного развития профессиональных качеств пианиста в процессе обучения в детской школе искусств

В целях успешной реализации всех перечисленных этапов практической работы в классе педагогу необходимо опираться на результаты исследовательской деятельности, которые составляют теоретический фундамент для осуществления индивидуализации процесса обучения фортепианному исполнительству. Исследовательская педагогическая деятельность логически предшествует практическим действиям идентичного содержания и характера, поэтому также проводится поэтапно: I этап: выявление индивидуальных психофизиологических особенностей ученика, а также характерологических, поведенческих черт и физиологических качеств, соответствующих закономерностям возрастного развития; II этап: выявление задатков, склонностей, способностей, качеств ученика, имеющих непосредственное отношение к активному включению в практическую музыкальную деятельность, в частности фортепианное исполнительство. На основе полученных результатов первых двух этапов исследовательской деятельности педагог переходит к методической части исследовательской деятельности: III этап: постановка педагогических целей, разработка педагогической стратегии по формированию профессиональных качеств, определение приоритетных направлений обучения и развития (гармоничных личности ученика по своим техническим и художественным параметрам и проблемных - сложных для интеллектуального усвоения, эмоционального восприятия и практического освоения). На этом этапе происходит индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития, определяется оптимальный уровень сложности и последовательность применения совокупности методов, приемов, форм 125 педагогической работы, корректируется содержание учебного материала согласно выявленным особенностям обучаемой личности и поставленным педагогическим целям. IV этап: анализ первых педагогических результатов (исполнительских достижений, динамики музыкального развития и эстетического совершенствования ученика). V этап: на основе результатов анализа первых результатов личностно ориентированной педагогической деятельности осуществляются постановка дальнейших целей педагогической работы, разработка краткосрочных стратегий обучения, воспитания и развития, коррекция методов, форм, приемов и средств формирования значимых профессиональных качеств конкретного ученика.

Осуществляя анализ генезиса и динамики развития основных значимых профессиональных качеств пианиста, которые составляют основное условие для дальнейшего прогрессивного развития фортепианного исполнительского мастерства, следует учитывать, что основой для возникновения процессов их формирования и совершенствования являются физиологические системы организма, в частности, существенную роль играет определение свойств нервной системы: «Сила нервной системы - это ее способность выдерживать длительное или концентрированное возбуждение, не приходя в состояние запредельного торможения. Лабильность нервной системы - способность к воспроизведению максимального числа раздражителей в единицу времени, скорость возникновения, прекращения и протекания нервных процессов. Активированность - индивидуально устойчивый уровень активации, безусловнорефлекторный баланс процессов возбуждения и торможения» (41. С. 36).

Многолетний анализ результатов практической исполнительской, концертной и экзаменационной данных учеников фортепианного класса позволил установить, что выраженность активированности нервной системы играет важную роль в своеобразии проявления профессиональных качеств и достижении значимых результатов.

Таким образом, в процессе составления комплексной оценки природных предпосылок работоспособности, выносливости, творческой инициативности, коммуникабельности для разработки плана совершенствования перечисленных способностей преподавателю необходимо выявить и адекватно оценить важный эндогенный фактор успешности музыкальной деятельности - степень лабильности (подвижности) психофизиологических процессов. Термин «лабильность», как правило, употребляется психологами при характеристике степени активности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер личности, уточняет индивидуальные свойства нервной системы конкретного человека.

Похожие диссертации на Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств