Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Рязанцева Ирина Михайловна

Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета
<
Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рязанцева Ирина Михайловна. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 405 c. РГБ ОД, 71:04-13/148

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1. Роль эстетического восприятия в процессе художественного воображения 22

1.2. Художественный образ как модель творческого процесса. 43

Выводы 56

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ

2..1. Процесс художественного обобщения 59

2.2..Формы и средства художественного обобщения 93

в формировании художественного воображения

Выводы 111

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

3.1. Воображение и художественное обобщение в графике 114

3.2. Творческое обобщение и пластика в скульптуре 137

3.3. Особенности формирования художественного воображения в декоративно-прикладном искусстве. 162

3.4. Специфика художественного мышления в живописи. 188

3.5. Архитектура как выражение обобщенного синтеза искусств 217 Выводы 223

ГЛАВА 4. НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ

4.1 .Эстетическое воспитание как условие формирования художественного воображения. 228

4.2.Содержание специальной подготовки по формированию художественного воображения у студентов ХГФ 253 4.3.Опытно-экспериментальная работа в специальной подготовке студентов ХГФ 280

Выводы 317

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 320

БИБЛИОГРАФИЯ 328

ПРИЛОЖЕНИЕ 368

Введение к работе

Социально-экономический прогресс не может быть осуществлен без гармонично развитой личности, обладающей передовым научным мировоззрением. Эту же цель ставит перед собой в качестве основной задачи вся сфера духовной культуры общества и в первую очередь искусство, которое, по праву, признано быть эффективным средством формирования мировоззрения, потому как только оно через свои образы дает правдивую картину реальности.

Последние десятилетия развития изобразительного искусства и методика его преподавания характеризуются значительными достижениями в области теоретической мысли, в частности углубленной разработкой теории высокохудожественного отражения реальной действительности. Исследуя этот вопрос, мы отмечаем, что одна из тенденций развития современного искусства сегодня (компьютерная графика, дизайн, реклама и т.д.) такова, что в центр особых интересов ставится проблема художественного обобщения. В свою очередь художественное обобщение выступает как неотъемлемое качество воображения, которое полнее и ярче проявляется в такой специфической деятельности, как искусство. Этот непреложный факт заставляет по-новому посмотреть на проблему художественного обобщения, его роль в процессе формирования художественного воображения у студентов в ходе обучения специальным дисциплинам. Появляется необходимость рассматривать этот процесс с позиций достижений, сделанных на базе таких точных наук, как компьютерная графика, дизайн, реклама и т.д. Важная роль здесь отводится интуиции, ассоциации, отбору визуальной информации, а также умению опрерировать ими в процессе создания художественного произведения. '

Художественные образы при этом выходят за пределы единичного факта, иногда становятся метафоричными до символики. Об этом свидетельствуют вновь и вновь появляющиеся талантливые произведения искусства. Современные мастера и сегодня активизируют поиски адекватных средств выражения новых общественных явлений и идей, научного объяснения художественных феноменов. Понятно, что в этих условиях как никогда возрастает значение еще более углубленной разработки этой теории.

Освещение материала в хронологической последовательности создает некоторую целостность восприятия проблемы художественного обобщения, предполагая в методологическом плане пробуждение интереса к истории изобразительного искусства. Богатейший исторический опыт, полученный в ходе развития представлений о художественном обобщении, создает реальные предпосылки для разработки новой методики, отвечающей требованиям современной теории и практики обучения художника-педагога. В настоящее время этот вид творчества приобретает все большее значение не только в плане осмысления искусства и места человека в нем, но и как одна из существеннейших задач формирования художественного воображения и творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства.

Наиболее актуальным моментом в этом отношении является определение понятия художественного обобщения, которое включает в себя целый спектр способностей человека: воображение, фантазию, ассоциативность мышления, интуицию и пр., рассматриваемых в контексте межпредметных связей философии, истории, искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и др.

Изучение проблемы художественного отражения реальной

действительности средствами художественного обобщения
обусловлена, прежде всего, стремлением осмыслить его роль в процессе
формирования художественного воображения. В связи с этим
положением, мы отмечаем, что наряду с очевидными успехами в
і» изучении и развитии теории воображения имеется еще немало

нерешенных проблем, например, вопрос о художественном воображении
и его взаимосвязи с художественным обобщением. Пока не получил
должного раскрытия вопрос о соотношении этого метода с другими
творческими методами; нуждается в тщательном исследовании
проблема структуры процесса обобщения. Становится очевидным, что
для дальнейшей, более эффективной, углубленной разработки теории,
имеющегося категориального аппарата уже недостаточно, он нуждается
в пополнении и совершенствовании. Необходимо также до конца
преодолеть появляющиеся разночтения, определения и формулировки
относительно определения самого термина «художественное

обобщение».

Искусство обладает особым способом формирования художественных абстракций и суждений, которым свойственно качество истинности, непротиворечивости и обязательности. Оно способно оказывать влияние на мировоззрение человека по двум основным каналам - через идейное содержание (тема и идея произведения) и через художественную форму (выразительные средства). Однако если форма и содержание в произведении органично связаны и выражаются одно через другое, то адресат воздействия искусства - интеллект и чувства человека - далеко не всегда находятся в состоянии гармонии. Ученые, педагоги, художники, искусствоведы не раз подчеркивали преобладание интеллекта над чувствами в процессе восприятия человеком различной информации. Искусству и здесь отводится значительная роль, так как никакая другая деятельность, кроме художественной не способна оказывать столь

сильное влияние на формирование высоких и сильных чувств и переживаний.

Являясь одним из источников ярких и сильных впечатлений и переживаний наряду с самой жизнью искусство всегда было одним из основных слагаемых процесса формирования человека, которое происходит не только путем приобщения к социальной памяти общества. Осуществляется оно и путем участия всего запаса впечатлений, знаний, навыков художника, самого процесса его жизни.

Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование художественного воображения, которое является центральным звеном в процессе творчества, представляет собой органичный сплав рационального и эмоционального. Яркая художественная форма произведения искусства, талант и фантазия художника, открывающие новые, неизведанные направления в художественном познании, по мнению исследователей, это то, что переводит знания человека в его убеждения.

С другой стороны, опыт искусства XIX - XX веков свидетельствует,
что реалистичность искусства, степень его эмоционального
воздействия имеют прямую связь с философичностью
художественного мышления, умением художника формировать
убедительно яркие и емкие по смыслу художественные обобщения. По
мнению Р.Х.Раппопорта, Г.Н. Недошивина, О.И. Мейлаха и многих
других ученых обобщение является одной из граней соприкосновения
научного и художественного познания искусства, ставшей очевидной к
концу XX века. В диссертационном исследовании мы рассматриваем
его как творческий метод, который служит средством научного
объяснения художественных феноменов, как один из методов
формирования художественного воображения, который

сопровождается аналитическими и созидательными компонентами,

активизирующими внимание студентов, развивает и поддерживает интерес к изобразительной деятельности, вызывает чувство удовлетворения от процесса созидания. Успехов также можно достичь при условии, если этот процесс будет носить исследовательский характер, стимулировать самостоятельность в поиске новых знаний, выработке умений и навыков применять их на практике. Все это свидетельствует об актуальности поставленной проблемы.

Проблема исследования и ее актуальность. Социально-
экономические условия современного общества предопределяют
появление таких общеобразовательных систем, которые обеспечили бы
подготовку конкурентно-способного профессионального специалиста.
Одной из значимых составляющих системы образования и

воспитания в области изобразительного искусства, является фундаментальная подготовка по его специальным дисциплинам, которая гарантирует их профессиональную востребованность и надежность в современных сложных условиях.

Содержание специальной подготовки в области изобразительной деятельности определяется теорией изображения и практикой их использования в педагогическом процессе. Современная подготовка специалистов направлена на обучение выполнения задач, на формирование элементарных знаний, умений и навыков преобразования формы предметов, на развитие пространственных представлений, на становление логического и образного мышления, аналитических, абстрагирующих и созидательных компонентов творческого мышления.

Вместе с тем, специальную подготовку выпускников

художественно-графических факультетов для школ нельзя считать вполне удовлетворительной. Анализ уровня подготовки абитуриентов художественно-графического факультета и первокурсников по

специальности «Изобразительное искусство» свидетельствует о том, что необходимо по-новому посмотреть на проблему развития художественного воображения у студентов. Мы объясняем это не эффективным использованием существующих методик в процессе обучения специальным дисциплинам, отсутствием нового подхода к изучению данной области знаний, недооценкой необходимости обновления содержания с учетом психологии восприятия современной информации по изобразительному искусству. В то же время слабо организован процесс непрерывности и преемственности в профессиональной подготовке специалистов для общеобразовательных учреждений.

Существующие определенные недостатки в теории и практике преподавания специальных дисциплин негативно влияют на выбор профессии выпускников, на формирование у них способности мобильного включения во все общественно значимые области человеческой деятельности, связанные с изобразительным искусством, и выявляют ряд противоречий, преодоление которых нам представляется возможным посредством создания модели методики, под которой мы понимаем предметную область, интегрирующую научные знания соответствующих предметов. Названная модель предназначается для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Ее основная цель заключается в формировании у студентов художественного воображения, которое предполагает освоение системы методов, приемов и средств художественного обобщения в процессе изобразительной деятельности, необходимой для исследования, конструирования и проектирования субъективно новых для учащихся объектов. Модель дает возможность осуществить творчески созидательную деятельность. Обеспечивает приобретение практического опыта, готовность к

профессиональной деятельности для обоснованного выбора профессии.

Степень разработанности проблемы. Тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы посвятили свои научные труды в области философии - В.П.Бранский, В.Вундт, Д.А.Жданов, М.С.Каган, А.Г.Лосев и др.; в области музыкального творчества — Д.А.Кабалевский, Б.ЛЯворский, Б.М.Теплов; в области изобразительного искусства - А.В.Бакушинский, Ю.Я.Герчук, М.С.Каган, Л.В.Мочалов, А.А.Михайлова, Г.Н.Недошивин, С.Х.Раппопорт и др.

Эстетические, социальные, нравственные аспекты развития художественного обобщения нашли эффективную разработку в трудах Ю.Я.Герчук, П. Раушенбаха, Н.А.Николаевой, Л.В.Мочалова, А.А.Оганова и др.

Параметры, определяющие сущность категорий пространственных представлений и их влияние на формирование творческой личности, разработаны В.Г.Ананьевым, П.Я.Гальпериным, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Б.Ф.Ломовым и др.

Вопросы композиции в изобразительном искусстве в центре внимания научных интересов В.С.Кузина, Е.В. Шорохова, М.Г. Неклюдовой, Б.А. Успенского и др.

Проблемы изучения процесса специальной подготовки студентов по изобразительному искусству в высших учебных заведениях, освещены в научных изданиях по:

психологии и педагогике творчества (Б.Г.Ананьев, В.И. Андреев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, И.П.Калошина, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Я.В.Пономарев и другие);

моделированию учебного предмета (Ю.К.Бабанский, Л.Я. Зорин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и другие);

- созданию новых технологий в обучении (Г.П.Артамонов,

П.И.Третьяков, И.Э.Унт и др.).

Большой интерес представляют научные изыскания в области специального обучения и воспитания творческой личности таких художников-педагогов как: (Н.Н.Анисимов, М.Н.Афасижев, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьев, З.И.Калмыкова, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, В.Г.Максимов, О.Г.Максимова, Л.Г.Медведев, В.А.Моляко, П.И.Пидкасистый, Н.Н.Ростовцев, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, А.Е.Терентьев, Т.И.Шамова, В.Д.Шадриков, Е.В.Шорохов и многие другие).

Вместе с тем все еще недостаточно изучены вопросы художественного обобщения, взятого в историко-методологическом плане. Нуждается в тщательном исследовании и методика процесса формирования художественного воображения. Становится очевидным, что для дальнейшей, более эффективной, разработки проблемы художественного воображения, имеющегося методического материала уже недостаточно. Необходимо комплексное, углубленное изучение всех ее аспектов.

Все вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования, связанную с выявлением таких педагогических условий в специальной подготовки студентов ХГФ, которые обеспечили бы на каждом его этапе формирование их художественного воображения.

Необходимость решения данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование художественного воображения у студентов художественно-графического факультета в специальной подготовке».

Цель исследования - на основе анализа теоретического и фактологического материала по исследуемой проблеме в современной художественной педагогике и практике обучения изобразительному искусству выявить педагогические условия активного формирования художественного воображения у студентов художественно-

графического факультета, используя средства, формы и методы художественного обобщения; экспериментально проверить их эффективность в ходе проведения специальных занятий.

Объект исследования - система художественно-педагогической подготовки студентов в процессе обучения специальным дисциплинам.

Предмет исследования - содержание, формы и методы обобщений в формировании художественного воображения у студентов художественно-графического факультета в специальной подготовки.

Гипотеза исследования: качественно нового уровня формирования художественного воображения в специальной подготовке у студентов ХГФ можно достигнуть при условии, если:

- рассматривать художественное обобщение как единый исторически
развивающийся процесс, определяемый социальными, эстетическими,
нравственными факторами развития человеческого общества;

- все виды учебной и творческой деятельности в специальной
подготовке будут иметь исследовательскую направленность на
активное формирование художественного воображения;

- будет осуществляться целенаправленный и непрерывный процесс
воздействия совокупности форм и методов художественного
обобщения в формировании художественного воображения путем
оптимального сочетания теории и практики в специальной подготовке
студента;

- в системе специальной подготовки студентов ведущее место
будут занимает современные прогрессивные технологии обучения:
программированный контроль, тестирование, система рейтинга,
использование современных информационных технологий и др.,
обеспечивающие сочетание индивидуальной и коллективной
познавательной деятельности; будет учитываться специфика
творческой личности, способностей художественного восприятия,

закономерностей развития индивида;

- будут обеспечены педагогические условия, стимулирующие процесс формирования творческих качеств личности (обучение укрупненными блоками, управление совместной поисковой деятельностью);

- будет применяться комплекс творческих заданий, формирующих
художественное воображение и направленных на освоение студентами
поисково-творческой деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

определить природу и сущность художественного обобщения, охарактеризовать роль и значение его в формировании воображения;

раскрыть специфические черты и особенности художественного обобщения в разных видах изобразительного искусства, обозначив его связь со спецификой воображения;

проанализировать педагогические условия, способствующие формированию художественного воображения средствами художественного обобщения; выявить его структурные и функциональные составляющие;

разработать на теоретическом и практическом уровнях модель методики формирования художественного воображения студентов, органично сочетающую традиционные реалистические методы обучения с внедрением новых технологий;

разработать программы специальных интегрированных курсов, систематизируя опыт изучения художественного обобщения, опирающийся на общечеловеческие ценности;

- разработать комплекс творческих заданий, формирующих
художественное воображение и направленных на освоение
студентами поисково-творческой деятельности в области

художественного обобщения;

- создать условия, способствующие формированию системного
видения проблемы художественного обобщения, для развития таких
качеств личности обучающегося, как наблюдательность, воображение,
ассоциативность, интуиция и т.п.

Методы исследования включали в себя:

- анализ научной литературы (педагогика, психология, философия,
история искусств, эстетика и другие);

- обобщение передового педагогического опыта в области преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, литература, музыка); обобщение и ретроспективный анализ личного педагогического опыта автора диссертации;

- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий этапы) как основа для разработки методических рекомендаций по формированию художественного воображения в ходе специальной подготовки студентов.

Методологической базой исследования являются:

психолого-педагогические концепции формирования творческой личности;

исследования ведущих ученых и педагогов в области художественного образования, эстетического воспитания, философии творчества;

учебно-методические разработки в области преподавания дисциплин изобразительного искусства.

Теоретическую основу исследования составили научные труды и изыскания по проблемам:

формирования содержания образования (В.П.Беспалько, В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин, В.Д.Щадриков и др.);

- системного подхода к анализу предмета исследования (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Ю.П.Сокольников, Н.В.Кузьмина, В.Д. Щадриков и др.);

- личностно-деятельного и личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса (Л.С.Выготский, ПЛ.Гальперин, М.К.Енисеев, Н.В.Кузьмина, В.Г. Максимов, О.Г.Максимова, Л.А.Петровская, Т.Н.Петрова и др.);

- теоретических, методических и профессиональных основ подготовки учителей изобразительного искусства (Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведев, В.П.Зинченко, Е.В.Шорохов, Н.К.Шабанов и др.). Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования

Исследование проводилось в несколько этапов - с 1978 по 2003 гг. на базе Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева; Чебоксарского художественного училища, детских художественных школ, школах искусств, детских домах творчества, учебно-производственных комбинатов (с эстетическими направлениями), общеобразовательных школ города Чебоксары: № 4, 6, 16, 34, 48, 54, 60. Экспериментальные занятия проводились на базе педагогических вузов Москвы, Курска, Уфы, Йошкар-Олы, Смоленска, Тольяти.

1 этап (1978-1982) - работа по типологическому изучению
художественного воображения, путей и способов его формирования на
разных этапах обучения; овладение методики современными
технологиями создания художественного образа и языка
изобразительного искусства.

2 этап (1982-1987) - теоретическая работа, направленная на поиски
содержания, форм и анализа качества подготовки специалистов;
методов преподавания изобразительного искусства, в частности,
декоративного. Результаты ее положены автором в написание

кандидатской диссертации на тему «Общеобразовательная функция орнамента в подготовке учителя изобразительного искусства».

  1. этап (1987-1994) - составление учебных программ, учебных планов; проектирование педагогических систем в виде спецкурса «Условный язык изобразительного искусства»; начало системного подхода к разработке модели методики формирования художественного воображения в специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

  2. этап (1994-1998) - экспериментальная работа по проверке эффективности методики. Определение направления в поиске новых методов развития художественного воображения у студентов художественно-графических факультетов, влияния теоретических знаний на активизацию и развитие художественного воображения на занятиях по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, скульптуре и основам дизайна.

  3. этап (1998-2003) - анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований, приведший к разработке концептуальной модели методики формирования художественного воображения в специальной подготовке студентов ХГФ, учителя изобразительного искусства.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные достижения психологии, педагогики, искусствознания, методики преподавания изобразительного искусства; обоснованностью исходных методологических позиций, подтверждаемых практикой; адекватностью объема исследуемого материала полученным результатам на основе собственного опыта и опыта, накопленного другими педагогами; апробацией идей исследования и успешным внедрением материалов исследования в практику средней и высшей школы и системы переподготовки кадров.

Научная новизна исследования заключаются:

сформулировано и обосновано педагогическое определение художественного обобщения применительно к процессу формирования воображения;

рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с содержанием, формами и методами художественного обобщения, базирующегося на сочетании и взаимодействии традиционных реалистических и инновационных технологий в художественно-образовательном процессе;

введены в методику преподавания изобразительного искусства данные, полученные из смежных дисциплин современной науки (философии, педагогики, психологии, истории искусств, эстетики и др) позволяющие по-новому подойти к изучению проблемы художественного обобщения, способствующего активному флормированию художественного воображения;

теоретически разработана (с учетом новых данных) концепция формирования художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета, основанная на системно-структурном анализе процесса художественного обобщения, с включением изучения его средств, форм и приемов;

определены педагогические условия эффективного формирования художественного воображения; сформулирована поисково-творческая деятельность в процессе выполнения специальных творческих заданий;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработанная научно-обоснованная и экспериментально
проверенная модель методики по формированию художественного
воображения позволяет с большей эффективностью организовать

учебно-воспитательный процесс, учебно-творческую деятельность студентов художественно-графических факультетов;

- выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве практического руководства по обучению специальным дисциплинам, по методике преподавания изобразительного искусства на художественно-графическом факультете, при разработке проблем специального образования, инновационных педагогических технологий, ориентированных на эстетическое развитие личности, разработке и совершенствовании учебных программ по изобразительному искусству, при написании пособий, монографий, методических рекомендаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что научно-обоснованная концепция формирования художественного воображения значительно расширяет представления о его специфических формах и особенностях в разных видах изобразительной деятельности, обеспечивает на теоретическом уровне разработку и создание новой, учитывающей передовые, современные технологии обучения методики формирования и развития художественного воображения.

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи, методики преподавания изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства МПГУ, на кафедре теории и истории искусств и рисунка ЧГПУ им.И.Я.Яковлева; на научно-практических конференциях в г. Москва, Курск, Орел, Смоленск, Уфа, Йошкар-Ола, Ижевск, Кемерово; на международных и всероссийских конференциях; на коеференциях по итогам научно-исследовательской деятельности в ЧГПУ им.И.ЯЛковлева (1987-2003), на лекционных и практических занятиях в- институте образования и переподготовки

работников народного образования Чувашской республики.

Экспериментально подтвержденные в ходе исследования научные материалы внедрены в практику в виде разработанных автором учебных пособий, методических рекомендаций, программ по изобразительному искусству (эстетика, история искусств, декоративно-прикладное искусство, дизайн, шрифты и т.д.), спецкурсов, ориентированных на целостную, системную, последовательную и непрерывную подготовку школьников, студентов, учителей и других специалистов с высшим образованием в системе переподготовки, программ аттестации учебной деятельности, методических материалов (вопросы для зачетов и экзаменов, темы курсовых и дипломных работ, творческие задания, задачи и упражнения для качественного освоения знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам). Основные положения и выводы исследования докладывались на научно-практических конференциях:

-Всероссийской научно-практической конференции

«Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе». (Уфа, 1991);

- Международной научно-практической конференции, посвященной
125-летию Симбирской чувашской школы. (Чебоксары, 1993);

- Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы
повышения эффективности воспитания и обучения творческой
личности». (Чебоксары, 1995);

- Всероссийской научно-практической конференции «Определение
эффективных путей и методов активизации». (Йошкар-Ола, 1995);

Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы провинциальной художественной культуры». (Курск, 1998);

Всероссийской научно-практической конференции

«Моделирование процесса эстетического воспитания в
регионально-образовательном пространстве». (Чебоксары, 2002);
Всероссийская научно-практическая конференция

«Художественно-педагогическое образование: история, современное

состояние, перспективы развития». (Москва, 2002),

а также в научных публикациях:

- учебном пособии «Художественная условность в изобразительном
искусстве» (Чебоксары, 1995. - 5 п.л.);

монографии по проблеме исследования «Психолого-педагогические основы формирования творческого воображения у студентов ХГФ педвузов» (Чебоксары, 2001. - 10 п.л.);

монографии «Формирование творческого мышления у педагогов-художников в системе высшего профессионального образования».

(Москва, 2002). - 10 п.л.);

«Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета» //Искусство и образование. № 6. Москва, 2003. - С.36-47, -0,47 п.л.) -статья.

«Условность как проявление особенностей художественного отражения в изобразительном искусстве».Сборник научных трудов. «Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства». Выпуск 2. -(Ы.: Прометей, 1998. - С. 134-138. - 0,31 п.л.) -статья.

Кроме того, в сборниках научных трудов ведущих вузов страны.

Всего по проблеме диссертационного исследования опубликовано 26 работ объемом 44.5 п.л.

Положения на защиту выносятся следующие:

1. Успешное осуществление специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов

возможно в случае создания и обеспечения тех педагогических условий, которые стимулируют процесс формирования художественного воображения.

2. Средства художественного обобщения обладают большими
потенциальными возможностями в формировании и развитии
художественного воображения. Целенаправленная научно-
обоснованная реализация этих возможностей на практических занятиях
выступает как педагогическая необходимость.

3. Успешное формирование художественного воображения
обусловлено использованием комплекса специальных творческих
заданий, направленных на освоение студентами поисково-творческой
деятельности.

  1. Процесс формирования художественного воображения становится более прогнозируемым и управляемым, поддается оптимальному его моделированию при опыте изучения художественного обобщения

  2. Научно-обоснованная и экспериментально проверенная целостная модель методики формирования художественного воображения активно влияет на повышение общего уровня специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

  3. Включение в методику преподавания изобразительного искусства данных, полученных из смежных дисциплин современной науки (философии, педагогики, психологии, истории искусств, эстетики и др.), связанных с изучением процесса художественного обобщения, позволяет по-новому подходить к изучению и формированию художественного воображения.

Структура и объем диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Роль эстетического восприятия в процессе художественного воображения

Необъятен мир творчества, дающий простор для проявления личного и общественного эстетического сознания. И вместе с тем бесконечное, как сама природа, творчество подчиняется строгим законам. В данном параграфе мы предприняли попытку проследить взаимосвязь между восприятием вещественного окружения художником, своеобразием чувственного им видения этого окружения, предметным характером представлений, порождаемых его творческой фантазией и претворением видимого в пластическом материале, в процессе которого осуществляется обобщение.

Такое направление интересов заставляет также уделить особое внимание процессу зрительного восприятия предметного мира, выделяя эстетические, социологические, психологические, интеллектуальные и другие аспекты художественного процесса.

Наглядное, предметное существование формы, ориентированной на особый опыт ощущений художника, когда из многих качеств воспринимаемого он выбирает несколько, но зато в них предстает полная характеристика изображенного. Умение в единственном качестве выявить общее, передать его в произведении создает предпосылки для процесса обобщения, который всегда сопровождает творческую деятельность.

Зрительная природа художественного творчества имеет особый характер, связанный не только с тем, что художник видит, но в гораздо большей степени с тем, что он представляет, с работой не столько глаза, сколько мозга. Зрительное восприятие органически зависит от тех представлений, которые возникают в сознании живописца, скульптора, графика и которые воспринимает зритель. Особенности претворения предметного опыта художника создают материал для изобразительного акта, прежде всего отличающего пластическое изображение от литературного описания или музыкального выражения. И зависят такие особенности, прежде всего, от зрительного восприятия.

Многими учеными отмечается, что зрительное восприятие имеет несоизмеримо более широкое значение, чем простое наблюдение натуры. Оно отражает не только индивидуальный характер его видения, но и обладает неповторимой способностью достичь наглядности возникающих представлений. Оно зависит от синтезирующей роли сознания и опирается на развитость таких качеств как: фантазия, умение обобщать любое изображение до законченности пластического образа.

Связанное с совершенствованием аппарата восприятия и развитием мозга, зрительное восприятие является результатом долгой биологической эволюции, его приспособлением к усложняющейся человеческой потребности. В процессе восприятия заложена принципиальная ориентация на образование целостных зрительных структур, которые сопряжены с перестройкой увиденных свойств вещи. Уже на уровне прямого восприятия происходит интенсивнейшая работа по обобщению (16, 42,56, 95, 131, 192).

Ограничиваясь интересующим нас аспектом, можно сказать, что характерным признаком зрительного восприятия вообще является предметность осознания объекта. В этом случае мы отмечаем, что восприятие есть истолкование «материала» ощущения, сведение его к цельному предметному обобщению.

На важность роли восприятия в процессе творчества указывает известный американский эстетик и психолог искусства Р. Арнхейм. В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» он отмечает, что способность к художественной деятельности не является привилегией некоторых одаренных индивидов, но представляет собой принадлежность каждой здоровой личности, которой природа дала «глаза». Но при этом определяет, что способность видеть у художника имеет свои особенности. Прежде всего, ему свойственно умение заметить острохарактерное в природе и людях: то есть избирательная восприимчивость глаза, активная реакция на красоту. Художник в гораздо большей степени, чем обычный человек, способен к зрительному суждению. Зрительная активность художника обладает повышенной подвижностью. Глаз его гибче и глубже отзывается на действие восприятия, он испытывает радость от самого восприятия. (16).

В чувственном материале обобщений, создаваемых на основе зрительного восприятия, есть свои особенности. Представления, связанные со зрительным восприятием, зависят от конкретного предмета, материала, от его индивидуальных качеств. Это, естественно, расширяет диапазон обобщения: бесчисленны возможности выбора и сравнений, безбрежен ассоциативный полет, неограничен диапазон переосмысления увиденного и т.п., которые реализуются в художественном воображении.

Процесс художественного обобщения

Необъятен мир творчества, дающий простор для проявления личного и общественного сознания - и с точки зрения отражения человеческой жизни, ив смысле выражения индивидуальности художника. И вместе с тем бесконечное поле творчества, как сама природа, подчиняется строгим зависимостям и закономерностям. Одной из важнейших зависимостей является художественное преобразование - особенность переработки художником рождаемых ею впечатлений и возникающими в творческих произведениях новых пластических образований.

Одна из тенденций развития современного искусства (дизайн, компьютерная графика, реклама, эстетика и др.) такова, что в центр особых интересов ставится проблема художественного обобщения. Мы отмечаем, что в искусстве все большее значение приобретают образы обобщенного, выходящие за пределы единичного факта, метафоричные до символики, значения. Этим и объясняется усиливающееся тяготение мастеров к художественным формам, в которых чувствуется активная переработка жизненных впечатлений. В свою очередь художественное обобщение выступает как неотъемлемое качество воображения, которое полнее и ярче проявляется в такой специфической деятельности, как искусство. Этот непреложный факт заставляет по-новому посмотреть на проблму художественного обобщения, его роль в процессе формирования художественного воображения у студентов в ходе обучения специальным дисциплинам. Появляется необходимость рассматривать этот процесс с позиций достижений, сделанных на базе таких точных, как дизайн, компьютерная графика, реклама, эстетика и т.д Важная роль здесь отводится интуиции, ассоциации, обобщению, отбору визуальной информации, а также умению оперировать ими в процессе создания произведения. Современные мастера ведут поиски адекватных средств выражения новых общественных явлений и идей. Наша задача сегодня — творчески учитывать все те изменения, которые происходят в мире, в способах освоения действительности. В первой главе нашего исследовании мы предприняли попытку проследить взаимосвязь между восприятием окружающей художника среды, своеобразием чувственного им видения этого окружения, предметным характером представлений, порождаемых творческой фантазией художника и пластическим материалом, в котором осуществляется художественное обобщение. Мы отметили, что зрительная природа творчества имеет особый характер, связанный не только с тем, что художник видит, но в гораздо большей степени с тем, что он представляет; с работой не столько глаза, сколько мозга. Эта зрелищность органически зависит от тех представлений, которые возникают в сознании живописца, скульптора, графика и которые воспринимает зритель. Особенности претворения предметного опыта художника создают материал для изобразительного акта, прежде всего отличающего пластическое, художественное изображение от литературного описания или музыкального выражения. В связи с этим, мы можем сказать, что познание богатства предметного мира и бесконечности взаимодействия изменяющихся связей общества и действительности, ставит перед нами проблему изучения художественного обобщения и на его основе развитие воображения. Художник ведет поиск своего творческого метода, результатом которого является создание художественного образа, который представляет собой обобщение видимого, опирающееся на все знания и визуальный опыт людей. Потому и существует многообразие стилей, форм, присущее нашему искусству. Развитие искусства сегодня — это новый важный шаг в развитии художественного сознания, проникнутого творческим преобразующим началом. Возникновение нового общественного строя, углубление и расширение знаний, меняющееся представление человека об окружающем мире и о самом себе, формирование человеческой личности нового типа - все это воздействует на творческую практику и теоретическую разработку современных проблем теории воображения.

Общеизвестно, что искусство является процессом познания и отражения окружающего нас мира. Необходимо отметить, что каждый вид искусства имеет свои особенности познания и свой, специфический способ отражения мира, который предполагает условное, обобщенное изображение. Истоки особенностей художественного познания надо искать не только в его потребности, но и в том стремлении личности утвердить себя в окружающем мире как целостное социальное существо, во всем богатстве своих творческих сил, фантазии и способностей. Этим порой и объясняется создание обобщенного, вымышленного мира в художественном сознании, а отсюда и несовпадение между объектом познания и объектом отражения.

Воображение и художественное обобщение в графике

Известно, что каждый вид искусства имеет свою ограниченную сферу выразительных средств, сочетание которых составляет основу, специфику этого вида искусства. В связи с этим положением на основе изучения закономерностей изобразительного искусства и анализа художественных произведений мы определили, что этот процесс имеет особенности обобщения в различных видах искусства, которые, в первую очередь, зависят от материала исполнения, воображения художника и специфики его творческого метода.

Термин «графика» принадлежит к наименее определенным в теории изобразительного искусства, хотя им обозначается целая самостоятельная область. Графика как вид искусства выделилась и обособилась из более широкой сферы живописи. Определение: графика - искусство рисунка, лишь на первый взгляд кажется ясным. На самом деле графика не исключает применение цвета: бывает цветной рисунок, цветная гравюра, плакат и прочее. К разделу графики относят и работы акварелью. В иных случаях, основу графики видят в способности тиражирования. В Китае графику отождествляют с гравюрой: произведение, выполненное тушью на бумаге или на шелке.

Определяя стилистические задачи графики и технические средства графики, принято делить графику условно на самостоятельную и несамостоятельную. Под первой понимается такая графика, которая подобно станковой живописи, ничего не иллюстрирует и не репродуцирует (эстамп, самостоятельный рисунок и т.п.). Вторая - служит прикладным целям и в свою очередь, подразделяется на:

- подготовительную графику (эскизы, наброски, этюды и т.п.); сопроводительную графику (книжная графика, иллюстрация, exlibris, карикатура, реклама и т. п.);

- репродукционную графику.

Рассмотрим некоторые из названных здесь разновидностей графики, имеющее к нашей теме непосредственное отношение. Для своеобразия тематической структуры графики характерна карикатура. Термин «карикатура» происходит от итальянского слова «caricare» - то есть перегружать, подчеркивать, преувеличивать, искажать. Исходя из этого, мы определяем, что карикатурой принято назвать всякое подчеркнутое, преувеличенное, искаженное изображение человека, вещи или события.

Среди средств карикатуры необходимо подчеркнуть три основных:

1. Прежде всего, это непременно должно быть одностороннее преувеличение или подчеркивание (непременно в сторону уродства, безобразия, низости, и непременно с насмешкой). Если это будет всестороннее преувеличение, и физическое и духовное, если нет противоречия между отдельными элементами, то в результате будет повышенная экспрессия, трагичность, может быть, даже героизм, сублимирование образа (вспомним «рабов» Микеланджело).

2. Необходимо отклонение от нормы, нарушение естественности, но до известной границы. Карикатура представляет собой органическое сочетание реального изображения и иррационального. Если нормы вообще не существует, если изображение представляет собой полное отрицание действительности, то мы назовем такое изображение уже не карикатурой, а гротеском (Босх, Брейгель, Гойя и другие). Карикатура требует хотя бы отдаленного сходства с натурой.

3. Карикатура, даже если она не изображает человека, должна иметь сходство, какое-то родство с человеком (у Брейгеля бывают карикатуры домов, деревьев, но у них всегда есть связь с человеком ).

Похожие диссертации на Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета