Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Ахадуллин Вадим Фагимович

Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией
<
Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахадуллин Вадим Фагимович. Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 216 c. РГБ ОД, 61:99-13/520-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование путей формирования творческого воображения студентов на занятиях композицией... 11

1.1 . Философско -эстетическое обоснование проблемы исследования 15

1.2. Психологические основы развития воображения в процессе композиционной деятельности художника 34

1.3. Методический аспект формирования творческого воображения студентов на занятиях композицией... 62

Краткие выводы по главе 1 65

Глава 2. Разработка методической системы преподавания композиции, направленной на формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета 91

2.1. Выявление и оценка творческого воображения студентов в результате анализа их композиционной деятельности.

Проведение пробного и поискового эксперимента 91

2.2. Построение модели методической системы, направленной на формирование творческого воображения студентов 106

Краткие выводы по главе 2 134

Глава 3, Экспериментальная проверка разработанной методической системы по формированию творческого воображения студентов 137

3.1. Констатирующий и обучающий этапы педагогического эксперимента

3.2. Результаты обучения по композиции, направленного на формирование творческого воображения студентов (сравнительный этап эксперимента). 149

Краткие выводы по главе 3 156

Заключение 159

Библиография \є$

Приложение 180

Введение к работе

Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню научно-технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодежи к профессиональной деятельности. Для настоящего времени характерны сложность, изменчивость, «крутые повороты» общественных процессов и т.д., что вызывает необходимость воспитывать в современном человеке такие качества, как умение прогнозировать (предсказывать на несколько ходов вперед), способность к «лавированию», поиску оптимальных путей в решении проблемных ситуаций, умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую и т.п. Все это требует хорошо развитого воображения - важного психического процесса, необходимого для раскрытия творческого потенциала человека.

Проблема развития воображения продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей творческой профессии, в частности к профессиональной художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идет в ногу7 со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая аллегоричность (наблюдается тенденция к доминированию «объективизации субъективного» по сравнению с «субъекта визацией объективного»); большая символичность, рождающая новые, более изощренные пути изобразительного иносказания; многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст

произведения. Понимание проблемных произведений изобразительного искусства и тем более их создание возможно только для людей с высоким уровнем развития творческого воображения.

Универсальность воображения для продуктивной деятельности человека в различных областях доказана в научных трудах многих ученых: Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Е.И.Йгнатьева, Ю.А.Самарина, Б.Ф.Ломова, Л.С.Коршуновой, И.М.Розета, А.Я.Дудецкого, И.В.Страхова, И.С. Якиманской и др. Воображение как «преобразующее отражение», способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики» [ 20 ; 106].

Однако на сегодняшний день учащиеся школ, студенты средних специ-альньгх и высших учебных заведений имеют недостаточный уровень развития воображения (по результатам Е.Фишбейна, М.П.Титовой, И.С. Якиманской, Н.С.Боголюбова и др.). Они используют ограниченный круг представлений о пространственных и физических свойствах предметов и явлений, слабо устанавливают связи между различными явлениями действительности. Для их восприятия характерна пассивная созерцательность, а синтетическая деятельность несовершенна. Одной из основных причин такого положения вещей является, видимо, недостаточно гибкая система преподавания творческих дисциплин на различных этапах подготовки художников-педагогов, в частности, преподавания композиции на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Психологическая наука достигла больших результатов в изучении проблем создания и преобразования представлений (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, АЛ.Леонтьев, Е.И.Игнатьев, Е.В.Шорохов, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.С. Боголюбов и многие другие), но поиск педагогических мер воздействия на вообра-

жение был ограничен, затрагивались лишь отдельные аспекты проблемы. Сегодня педагоги и методисты недостаточно занимаются вопросами формирования у учащихся умений оперировать образами, трансформировать их по заданным условиям и произвольно, совершенствованием приемов создания новых, оригинальных образов. Поэтому мы считаем необходимым заняться исследованием воображения студентов в психологическом и методическом ключе. Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день.

Наиболее перспективным направлением в плане развития творческого воображения студентов является совершенствование методической системы преподавания композиции. Композиция как синтетический учебный предмет тесно связывает все способы познания мира человеком и определяет пути его преобразования. С давних времен композиционные формы выступают как «некие автономные художественные организмы, которые представляют собой определенный микрокосм их создателей», «способ кодирования, хранения и переноса мировоззрения человека», «своеобразный способ создания пространства и времени путем материализации «мыслеформ человека» [34"Д50-151].

Конкретное назначение композиционного образования исходит из разнообразия точек зрения на композицию, из которьгх основными являются философские категории «форма» и «содержание» (композиция как главная художественная форма произведения искусства, либо диалектическое единство формы и содержания); деятельность (композиция как процесс художественной деятельности человека либо ее результат); теория (композиция как объект научных исследований, а также учебный предмет). Создание студентами эстетически ценных художественных образов в процессе творческой деятельности объединяет все точки зрения и наиболее плодотворно активизирует их воображение.

Активная работа над образом способствует раскрытию внугреннего духовного богатства студентов, проявлению их индивидуальных особенностей и

накоплению творческого опыта. Чем разнообразнее будет творческая деятельность студентов на занятиях композицией, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания у каждого нз них, тем благодатнее будет почва для развития их образного мышления и формирования творческого воображения, и как результат - максимальная выразительность художественного образа, гармоничное единство «изобразительности и выразительности» в творческих работах. Поэтому для данного диссертационного исследования мы выбрали следующую тему: «Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией».

Проблема исследования заключается в поиске оптимальных педагогических условий, способствующих развитию творческого воображения студентов в процессе продуктивной композиционной деятельности.

Цель исследования состоит в решении проблемы исследования, а именно в разрешении противоречия между имеющимися возможностями студентов к более продуктивной деятельности воображения, необходимой для создания художественного образа, и недостаточным его функционированием в нынешних условиях вузовской системы обучения композиции.

Объект исследования: творческое воображение студентов художественно-графического факультета в процессе создания нового образа средствами композиции.

Предмет исследования: методическая система преподавания композиции, направленная на формирование и совершенствование творческого воображения студентов.

Гипотеза. Формирование творческого воображения студентов, способствующего появлению нестандартных образных решений и формально-

содержательной целостности создаваемых художественных произведений, возможно при соблюдении следующих условий обучения композиции:

  1. обогащение чувственного опыта студентов, заключающегося в эмоциональном восприятии, эстетической оценке действительности и перекодирований образов из одной знаковой системы в другую (синтез искусств);

  2. развитие психических процессов студентов, связанных с деятельностью представливания ( представления в мышлении, памяти, воображении) и ассоциативными процессами (образное мышление);

  1. освоение композиционной грамоты и практическое закрепление её" при выполнении специально разработанной системы заданий, активизирующих творческое воображение студентов;

4) расширение опыта самостоятельной творческой работы студентов.
Задачи исследования:

Ї) изучить специальную научную литературу по теме исследования с целью:

определения теоретической базы композиции (основные понятия и категории);

выделения и сравнения различных методов преподавания композиции (определение путей решения проблемы развития воображения в традиционных методиках);

определения физиологических, психологических и философских основ воображения:

выявления отличительных черт воображения студентов художественно-графического факультета по индивидуальным особенностям создания ими художественных образов;

  1. теоретически обосновать условия активизации творческого воображения студентов и возможности создания их на занятиях композицией;

  2. выявить критерии оценки творческого воображения студентов по их композиционной деятельности, основанные на анализе произведений изобразительного искусства и результатов специального диагностирующего исследования;

  3. теоретическим путем разработать методическую систему, направленную на формирование творческого воображения студентов в процессе работы над художественным образом; провести обучающий эксперимент с первого по четвертый курс и на основе выводов, сделанных относительно эффективности предложенных методов, проследить влияние специального обучения на формирование творческого воображения студентов;

  4. разработать комплекс учебно-творческих заданий для студентов I-V курсов по композиции.

Методы исследования:

  1. метод изучения психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам исследования;

  2. метод анализа реального педагогического процесса (ознакомление с различными программами по композиции, беседы с педагогами, анкетирование, наблюдение, анализ занятий и т.д.);

  3. метод теоретического поиска (аналитико-синтетическая деятельность, методы обобщения, сравнения, комбинирования, систематизации, установления диалектических, причинно-следственных, логических и прочих связей между основными понятиями предмета исследования, их компонентами и т.д.);

  4. метод эксперимента и опытной проверки (диагностирующий эксперимент, констатирующий и обучающий эксперименты);

  1. метод анализа процесса и продуктов творческой изобразительной деятельности студентов;

  2. метод графического моделирования теоретических концепций;

7} статистический и графический методы обработки результатов эксперимента;

8) продуктивно-творческий метод (создание ряда новых заданий на создание новых образов различными путями и с использованием разных способов и приемов воображения).

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. сбор эмпирического материала по проблемам творческого воображения студентов I-V курсов в период педагогической работы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1994-95 гг.);

  2. изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ реального педагогического процесса (1995-96 гг.);

  3. этап теоретического осмысления и обобщения собранного материала, определение основных понятий предмета исследования, установление различных взаимосвязей между ними, определение условий их развития и т.д.; разработка программы экспериментального исследования (1995-97 гг.);

  4. проведение опытно-экспериментальной работы со студентами I-V курсов художественно-графического факультета педвуза:

лабораторный индивидуальный эксперимент, имеющий целью отработку заданий диагностирующей методики (сентябрь 1994 г.);

лабораторный групповой эксперимент, направленный на изучение индивидуальных особенностей творческого воображения студентов (октябрь 1994 г.);

констатирующий эксперимент со студентами I-IV курсов, выявляющий актуальный уровень развития творческого воображения, а также индивидуально-психологические особенности создания новых образов и оперирования ими (октябрь 1994 г.);

обучающий (генетико-моделирующнй) эксперимент, предполагающий реализацию на практике теоретической модели системы активизации творческого воображения студентов (ноябрь 1994 г. — март 1998 г.);

контрольный эксперимент, направленный на сравнение результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы (апрель 1998 г.);

5) заключительный этап, предполагающий систематизацию теоретического и экспериментального материалов и написание диссертации по теме исследования (1997-98гг.).

Полученные результаты исследования можно считать достоверными,_по-скольку методика исследования соответствовала поставленной цели и задачам; кроме того, достоверность экспериментальных данных подтверждена с помо-щью методов описательной и индуктивной статистики.

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что:

1) установлены взаимосвязи творческого воображения с другими психи
ческими процессами и определена их роль на различных этапах композицион
ной деятельности художника:

2) дан структурный анализ художественного образа с точки зрения фило-
софских категорий «форма» и «содержание»; классифицированы виды изобра
жений в изобразительном искусстве, а также вычленены «операциональные»
приемы изображения и приемы воображения, необходимые для создания худо
жественного образа;

  1. выявлены критерии оценки творческого воображения студентов художественной специальности;

  2. с позиций современных достижений психолого-педагогической науки обоснован выбор наиболее благоприятных условий для развития воображения студентов и создана теоретическая модель методической системы, обеспечивающая формирование и развитие творческого воображения студентов в процессе создания ими художественного образа на занятиях по композиции.

Практическая значимость исследования обусловлена ориентацией его на внедрение в учебный процесс художественно-графических факультетов педвузов. Предложенная методическая система, направленная на развитие творческого воображения студентов, не требует дополнительных учебных часов, специальной подготовки педагогов и т.д. Благодаря своей гибкости и вариативности, она пригодна для функционирования в любых регионах страны и удобна для внедрения на любом этапе обучения композиции. Эффективность предложенных мер педагогического воздействия на такой сложный психический процесс, как творческое воображение студентов, доказана в ходе тщательно организованного экспериментального исследования. В результате его мы действительно добились создания студентами более оригинальных и выразительных художественных образов, свидетельствующих о качественном скачке в развитии воображения студентов. В этом нам помогает специальная диагностирующая методика. Она рассчитана на минимальные усилия в процессе получения данных и их обработки, но тем не менее позволяет создать полную картину относительно умений студентов оперировать образами и синтезировать новые, эстетически значимые и эмоционально насыщенные.

Структура диссертации: диссертационная работа включает в себя введение; основную часть, состоящую из трех глав; заключение; библиографию и приложение.

'13

Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования и определяются основные положения научного аппарата.

В 1-й главе «Теоретическое обоснование путей формирования творческого воображения студентов на занятиях композицией», опираясь на научные труды современных зарубежных и отечественных ученых, рассматриваются философские, психологические и методические основы формирования и развития сложного и необходимого для творческой деятельности психического процесса -творческого воображения.

Во Д-й главе «Разработка методической системы преподавания композиции, направленной на формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета» выявлены критерии оценки творческого воображения в результате анализа произведений изобразительного искусства и композиционной деятельности студентов, представлены результаты диагностирующего исследования (пробный и поисковый эксперименты) и сделаны соответствующие выводы относительно путей формирования творческого воображения студентов, которые нашли отражение в модели методической системы преподавания композиции на художественно-графическом факультете.

Ш глава «Экспериментальная проверка разработанной методической системы по формированию творческого воображения студентов» содержит описание обучающего и констатирующего этапов педагогического эксперимента, а также результаты экспериментального обучения по композиции, которые подтверждают эффективность специальной методики преподавания композиции, направленной на формирование творческого воображения студентов.

Краткие выводы по главам и заключение резюмируют основные теоретические положения и выводы экспериментальных исследований.

Приложение к данной диссертационной работе включает: 1) программу по композиции с I по V курс; 2) варианты карточек-заданий для диагностирую-

* щего исследования; 3) примеры выполненных диагностирующих заданий (сту-

денческие работы).

»

.*

Философско -эстетическое обоснование проблемы исследования

Сложные и многосторонние проблемы творчества (творческий процесс, продукты творчества, творческая личность и т.д.) с давних пор решались как психологической, так и философско-эстетической наукой (И.Кант, Т.Рибо, А.КОсборн, Е.П.Торранс, К.Тэйлор, А.Ротенберп, Л.С. Выготский, Д.В.Богоявленская, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Е.С.Громов, А.М.Матюшкин? Е.Л.Яковлева и многие другие). На сегодняшний день существует такое множество определений творчества, что некоторые ученые занялись анализом и классификацией самих подходов к определению этого термина. Но несмотря на различие всех определений творчества, в них, тем не менее, есть нечто общее: «способность к творчеству определяется как способность создавать нечто иное, оригинальное» [177; 12]. Так, например, Л.С.Выготский считает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим, обнаруживающимся только в самом человеке» [43; 3-5].

Ведущим психическим процессом, участвующим в творческой деятельности, является воображение. Множество определений воображения (И.

Кант, Т.Рибо, Р.Арнхейм, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Коршунова и др.) можно свести к следующему: воображение - сложный психический процесс, характеризующийся созданием новых образов в результате оперирования представлениями, имеющимися в опыте человека. Воображение имеет наглядную природу и, выступая как творческий акт, является средством познания окружающей действительности. Тесная связь понятий «воображение» и «творчество» привела к появлению устойчивого выражения «творческое воображение», которое в отличие от воображения репродуктивного (воспроизводящего) означает создание объективно новых образов, оригинальных и имеющих эстетическую значимость.

Мы не случайно говорим о творческом воображении тогда, когда речь идет об искусстве. Именно в искусстве рождается то новое, которое способно охватить весь мир, преподнести его в неповторимых конкретных образах, причем так, что они через многогранность своих взаимосвязей неизменно откроют новую страничку в познании человеком окружающей действительности и, более того, заставят человека чувствовать и переживать то, чего ему порой не хватает в обыденной жизни. Такое воздействие на человека произведение искусства оказывает благодаря содержащемуся в нем художественному образу. «Художественный образ, - пишет Е.В.Шорохов, - так же, как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека... Это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей» [165;113 ].

В изобразительном искусстве художественный образ представляет собой «единство изображения и выражения» [24;77j, изображения как сходства, подобия художественного образа и действительности, и выражения, как воплощения авторских чувств, мыслей, настроения и отношения автора к изображаемому, к действительности вообще. Однако изобразительная сторона художественного образа не ограничивается, по мнению автора, только похожестью и узнаваемостью предметов и явлений окружающего мира. «Если мы только узнаем в произведении какое-либо явление жизни, но при этом не узнаем о нем ничего нового, то для полноценного художественного впечатления этого недостаточно. В подлинно же художественном творчестве узнавание всегда сочетается с открытием чего-то такого, чего мы не знали или на что не обращали внимания раньше» [Там же; 78],

Работа над произведением искусства требует от художника развитого творческого воображения. Художественный образ стимулирует художника к творческой деятельности в момент вдохновения. Именно он, материально не зафиксированный и полностью идейно не домысленный, ведет к возникновению творческого замысла и служит побудительной силой в создании нового. Иначе говоря, художественный образ рождается, обогащается, уточняется, порой изменяется и доводится до окончательно оформленной идеи в результате работы воображения. Благодаря ему каждый художественный замысел появляется, совершенствуется и окончательно принимается в ходе реального выполнения, превращаясь из неопределенных и смутных образов в четкие и конкретизированные.

Как только замысел из головы «переселяется» на холст или бумагу (то есть переводится в материал), художественный образ приобретает наглядно-изобразительный характер. Выразительность художественного образа и его совершенствование в эскизах идет параллельно с уточнением, «выкристалли-зовыванием» зрительного образа в уме, таким образом, изображение служит опорой и толчком для последующей работы воображения.

Выявление и оценка творческого воображения студентов в результате анализа их композиционной деятельности

В предыдущей главе мы установили, что структура воображения как психического процесса очень сложна. Основным его содержанием является создание образа (мысленной картины) на различной наглядной основе, которая определяет характер мыслительных процессов, сопровождающих создание образа (см. схему ).

Психологические проблемы создания образа и его преобразования» а также их роль в процессе усвоения знаний и развития личности решались отечественной наукой уже с давних времен (Ж.И.Шиф, 1935; Ф.Н.Шемякин, 1959; Б.ФЛомов, 1961; Е.Н.Кабанова-Меллер, 1961, 1968, 1971; B.C. Столет-нев, 1979, 1989; Б.М.Теплов. 1985; И.С.Якиманская, 1968, 1980, 1985, 1989 и др.). В результате этих исследований подробно изучен психологический механизм воображения и образного мышления, каким является деятельность представ ливания, выявлены их специфические разновидности (например, пространственное мышление), возрастные и индивидуальные особенности этих психических процессов, намечены некоторые пути педагогического воздействия на них в условиях среднеобразовательной школы, несколько меньше в условиях средних специальных и высших учебных заведений.

Наименее изученным на сегодняшний день является творческое воображение, особенно пути его формирования и развития изобразительными средствами, что очень важно не только на ранних этапах (школьный возраст), но и в процессе овладения художественной специальностью в вузе. Творческое воображение - высшая ступень воображения, его отличительной особенностью является не просто создание нового, как преобразование исходно воспринятого, а сложный процесс создания образа в результате взаимосвязанной работы мозга и руки, когда творческая переработка имеющихся представлений находит своё нестандартное, оригинальное выражение в конечном продукте - произведении искусства. Только творческое воображение позволяет создать художественный образ - органичное единство формы и содержания произведения, только оно характеризуется наивысшим уровнем ана-литико-синтетической деятельности головного мозга, и потому обеспечивает наибольший синтез идеального и материального в произведении изобразительного искусства и их многочисленньгх составляющих (например, компо і зиционных элементов, правил, средств, приёмов и т. д.).

Творческое воображение не дается ребенку при его рождении, более того, его нет в наличии у ребенка любого возраста, пока ещё не достаточно развиты все его психические функции, а также технические умения и навыки. Творческое воображение формируется в результате целенаправленной творческой деятельности (в нашем случае - изобразительной), а потому у студентов художественно-графического факультета уже вполне могут наблюдаться его проявления.

На первом этапе педагогического исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1) выделить ряд характеристик творческого воображения студентов в процессе анализа его психологической природы и механизмов протекания творческого процесса (создания художественного образа);

Констатирующий и обучающий этапы педагогического эксперимента

Первым этапом педагогического эксперимента, направленного на выявление эффективности созданной методической системы обучения компо зиции на художественно-графическом факультете стал констатирующий этап.

Его задача заключалась в определении актуального уровня развития образного мышления и творческого воображения студентов I курса, которым в дальнейшем предстояло пройти обучение композиции по специальной программе, а также выявление индивидуальных особенностей восприятия зрительной информации, создания нового образа и оперирования им для осуществления дифференцированного подхода к обучению,

С помощью разработанной нами диагностирующей методики мы провели исследование в экспериментальной и контрольной группах (каждая по 20 человек). Результаты его приведены в таблице ,

Поскольку экспериментальная и контрольная группы показали в среднем разный уровень образного мышления , нам необходимо было убедиться, что это различие недостаточно значительно. Для этого мы использовали метод Стьюдента (t-тест) для независимых выборок [4$ ].

Найденное нами значение критерия t Стьюдента оказалось значительно меньше критического. Следовательно, разница средних двух выборок недостоверна. Это означает, что различие между уровнями развития образного мышления студентов обеих групп несущественно, и мы можем использовать их в качестве экспериментальной и контрольной групп.

Целью обучающего этапа педагогического эксперимента является проверка эффективности методической системы, направленной на формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета в процессе композиционной деятельности. Обучающий эксперимент представлял собой единство дальнейшего выявления ступеней естественного развития воображения студентов на художественно-графическом факультете, изучения условий и закономерностей формирования психических процессов (в частности образного мышления и творческого воображения) с их обучением. В ходе эксперимента параллельно решались следующие задачи:

1) определение актуального уровня развития образного мышления и творческого воображения студентов и их индивидуальных особенностей с помощью специально разработанной диагностики (в ходе констатирующего эксперимента);

2) организация обучения композиции в соответствии с основными положениями предложенной методической системы; разработка программы по композиции, включающей основные задачи к каждому семестру, практический курс (комплекс заданий с тематическим планом), теоретический курс (темы лекционных занятий), а также систематизация всего материала по учебным часам;

3) обучение студентов экспериментальной группы по намеченному плану;

4) проведение диагностического исследования №2 (контрольного среза) и сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп с помощью методов описательной и индуктивной статистики.

Похожие диссертации на Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией