Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания аксиологизации образования.
1 Аксиология как учение о ценностях: историко-генетический анализ .
2 Образование как ценность и ценности образования. 33-45
Глава 2. Содержательно-методические аспекты аксиологизации образования средствами философии
1. Концепция аксиологической направленности философского образования школьников .
2 Педагогические условия развития ценностных ориентации школьников в процессе обучения философии
Глава 3. Реализация концепции аксиологической направленности философского образования старшеклассников.
1. Методика и результаты констатирующего эксперимента 96-98
2. Ход и результаты формирующего эксперимента. 99-111
Заключение 112
- Аксиология как учение о ценностях: историко-генетический анализ
- Концепция аксиологической направленности философского образования школьников
- Методика и результаты констатирующего эксперимента
Введение к работе
Современное российское общество находится на переломном этапе своего развития. Переход осуществляется посредством радикальных реформ - через кризис, который носит тотальный социокультурный характер, угрожающий целостности России. В сознании граждан и других социальных субъектов он предстает как кризис идентичности. При этом обнаружилось отсутствие внутренних механизмов саморегуляции. В этом состоянии общественной системы особенно велика роль ценностей: они становятся сильными мотивами поведения индивидов и широких масс, влекущими систему к тому или иному будущему.
Утрата коммунистических идеалов привела к полной дезориентации в системе ценностей, особенно среди подрастающего поколения, к кардинальной переоценке ценностей. В связи с этим возникло противоречие между ценностной дезориентацией общества и потребностью системы образования в ценностных ориентациях. Перед педагогами всех уровней образования в нашей стране встала сложнейшая задача: на каких принципах и ценностях должна строиться современная система образования. Школа, отчасти утратившая воспитательную функцию, постепенно возвращается к целенаправленной работе по формированию ценностных ориентации школьников. На наш взгляд, формирование ценностных ориентации -важная проблема, под которой мы подразумеваем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества: приобщение учащихся к системе гуманитарного знания, к системе ценностей культуры.
К проблеме ценностей обращались в разные времена отечественные и зарубежные ученые: философы, педагоги, психологи, социологи. Среди них: И. Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Н.О. Лосский, В. Франкл, Э.
Фромм, Г.П.Выжлецов, А.В. Гулыга, О.Г. Дробницкий, З.И. Равкин, М. Рокич, НС. Розов, М.Х. Титма, В.П.Тугаринов, В.А. Ядов и другие.
Анализ философской, социально-психологической, научно-педагогической литературы дает основание рассматривать ценностные ориентации как систему эталонов, ценностных представлений, стремлений, целей, интересов и других психических реальностей, отражающих направленность сознания и деятельности.
Ценностные ориентации отражают субъективную значимость соответствующих явлений окружающего мира для человека, его деятельности. В них преломляются и на их основе формируются новые потребности, влечения, желания, стремления, уровень притязаний, цели и мотивы. Они имеют определённое эмоционально-смысловое наполнение и как императив инициируют соответствующую активность, направленность и энергетический ресурс психофизического потенциала личности, придают ей волевой импульс. Ценностные ориентации выполняют побудительно-регулятивную функцию, составляют фундаментальную основу развития мотивации и деятельности (В.А.Иванников, Ю.Е.Сосновский, В.А.Ядов, А.Г.Маслоу и др.).
Общетеоретические подходы к образованию как ценности разрабатывались Б.С. Гершунским, В.И. Гинецинским, Н.Д. Никандровым, З.И. Равкиным, Н.С. Розовым и др. Теоретико-методические подходы приобщения подрастающих поколений к системе философских знаний о ценности бытия, об их мировоззренческой направленности заложены в работах Л.М. Андрюхиной, Е.С.Баразговой, Л.А.Беляевой, Н.Г.Бухарцевой, В.П.Зинченко, П.Ф.Каптерева, К.М.Меренкова, Л.Я.Рубиной, Л.А.Шумихиной и др.
Философские проблемы развития личности, нравственного становления, воспитания растущего человека освещены в работах
Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, В.В.Зеньковского, Г.П.Щедровицкого, Н.К.Эйнгорн.
Особый интерес представляют для нашей работы положения понимающей педагогики и разработка моделей понимания Л.А.Беляевой; идеи личностно-центрированного подхода в образовании Ш.А.Амонашвили, М.Н.Дудиной, Л.В. Сафоновой, К. Роджерса и др.
Вопросы частной методики обучения философии исследовались Н.Г.Бухарцевой, Л.И.Забарой, И.Я.Лойфманом, Т.А.Савиной, Н.С.Юлиной и др. Проблему обучения философии в школе разрабатывали: А.И.Богатырёв, П.С.Гуревич, Н.С.Зиннатулина, А.Ф. Малышевский, М.В.Нифантова, П.Е.Суслонов, О.Ю.Яценко и др. Проблема витагенного обучения, ценностных ориентации в педагогическом взаимодействии и общении, нашла отражение в работах: А.С.Белкина, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Коротаевой, В.Д.Ширшова и других авторов, уделявших внимание формированию и развитию наклонностей, устремлений, ценностных ориентации в педагогическом процессе.
Представляют большой научный интерес теоретические исследования в этой области зарубежных учёных и практиков, таких как М.Липман, К.Роджерс, Д.Дьюи, А.Маслоу и др.
Возрастные особенности старшеклассников позволяют усвоить такие моральные понятия, как долг, справедливость, добро, патриотизм только в связи с теми экономическими и политическими условиями, отражением которых они являются. Речь идёт об уроках философии, ориентирующих учащихся на реализацию их духовных, интеллектуальных потребностей, а также создающих условия для самоопределения и самореализации. В настоящее время сложилось реальное противоречие - между потребностью общества в социально-активных индивидах, свободно ориентирующихся в
сложной современной социально-экономической и политической ситуации с устойчивой личностно-значимой позицией, с одной стороны, и отсутствием у большинства молодых людей чётких жизненных ориентиров, жизненных ценностей и идеалов, - с другой. Это противоречие порождает реальную и жизненно важную проблему
- развитие ценностного сознания и самосознания личности. Особую роль в решении этой проблемы должна сыграть система образования, особенно школьное звено. Отсюда вытекает и тема нашего исследования: «Формирование ценностных ориентации школьников в процессе обучения философии».
Объект исследования: философское образование в школе.
Предмет исследования, педагогические условия формирования ценностных ориентации старшеклассников в процессе изучения курса философии.
Цель исследования: теоретически и методически выявить и обосновать возможности развития ценностных ориентации старших школьников средствами философии. Анализ педагогической теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой формирование ценностных ориентации старшего школьника будет наиболее эффективным, если:
- разработан и использован аксиологический подход к образованию;
определены аксиологические возможности философского образования в школе;
- определён комплекс педагогических условий для эффективной аксиологизации философского образования;
- осуществлён мониторинг развития ценностных ориентации школьников в процессе обучения философии.
Цель исследования и основные положения гипотезы позволяют выделить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы аксиологизации образования.
2. Обосновать место и роль философии в формировании ценностных ориентации школьников.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентации средствами философии.
4. Разработать и внедрить методические рекомендации для старшеклассников по изучению курса философии.
Методологической основой исследования являются положения аксиологии (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Н.С.Розов), философии образования (М.Бубер, С.И.Гессен, Б.С.Гершунский, В.В.Розанов), идеи витагенного обучения и педагогики успеха (А.С.Белкин), идеи педагогического взаимодействия и общения (А.А.Бодалев, Е.В.Коротаева, В.Д.Ширшов), общепсихологической теории мышления и речи (Л.С.Выготский), свободного воспитания, педагогики ненасилия (К.Роджерс, М.Липман), личностно-центрированного обучения (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Дудина и др.), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), школы «диалога культур» (В.С.Библер), педагогические исследования инновационных технологий (М.В.Кларин, Ю.С.Курганов, Г.Ю.Ксензова).
Научная новизна исследования:
1. Разработан и обоснован аксиологический подход к образованию. Выявлены и сформулированы его принципы, к которым относятся.
- гуманистическая направленность образования, основанная на признании человека (ребенка) как высшей ценности;
- духовность как цель и ценность образования, как укорененность индивида в культуре;
- ценностное самоопределение личности в процессе образования.
2. Обоснована значимость аксиологического подхода к образованию для развития ценностного сознания и самосознания личности.
3. Разработана концепция аксиологической направленности философского образования школьников.
4. Определены оптимальные педагогические условия взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения философии, необходимые для развития духовно-нравственных ценностных ориентации старшекл ассн и ков.
5. Опытно-экспериментальным путём доказано влияние философии на развитие ценностного сознания и ценностного отношения подростков к действительности.
Методы исследования: выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами работы. Использовались теоретический и историко-педагогическии анализ, концептуальный синтез философской, психологической, социологической,
педагогической литературы, педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ творческих работ учащихся, эксперимент.
Экспериментальная база: эмпирическая часть работы проводилась на базе профессионального лицея «Спектр», СШ № 4, Центра молодёжного развития «Социум» г. Первоуральска.
Этапы исследования.
Первый этап (1996 - 1997) - анализ философской, педагогической, психологической литературы, определение проблемы, объекта, предмета, цели исследования, формулирование гипотезы и задач.
Второй этап (1998 - 2000) - опытно-экспериментальная проверка гипотезы, теоретических положений исследования, апробация методов.
Третий этап (2000 - 2001) - анализ и теоретическое обобщение результатов, оформление диссертационного исследования,
формирование общих выводов, разработка методических рекомендаций
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие педагогической аксиологии, а именно:
- разработан аксиологический подход к образованию, его принципы;
- уточнено и обосновано место и роль курса философии в формировании ценностного сознания старшеклассников;
- обоснованы педагогические условия, необходимые для реализации аксиологической направленности обучения философии в школе и развития ценностных ориентации школьников;
- развиваются идеи новой парадигмы образования, утверждающие необходимость перехода от традиционной педагогики знания к педагогике духовно-ценностного становления и развития личности.
Практическая значимость исследования заключается: в создании и апробации авторской концепции ценностной направленности преподавания курса философии в старших классах; - в разработке учебно-методического комплекса по философии для школьников старших классов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на городских заседаниях творческой мастерской по социально-гуманитарным дисциплинам преподавателей
профессиональных училищ г. Первоуральска и Западного округа (1999 - 2001), областных семинарах, ежегодных научно-практических конференциях профессионального лицея «Спектр» (1998 - 2001);
на научно-практических конференциях «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе» (Екатеринбург, апрель 2000 г., март 2001 г.); в молодёжном центре «Социум», в публикациях автора. Исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в лицее «Спектр», СШ № 4. В эксперименте участвовал 101 человек, проходил в два этапа: констатирующий и формирующий.
Констатирующий эксперимент был связан с определением исходного состояния ценностных ориентации старшеклассников, во-первых, на духовные, социальные и материальные ценности. И, во-вторых, особое внимание уделялось определению исходного состояния ценностных ориентации на духовные ценности: познавательные, нравственные, эстетические.
Задачей Формирующего эксперимента стала апробация концепции аксиологической направленности и педагогических условий, необходимых для ее реализации. Эксперимент включает в себя следующие компоненты:
- знакомство учащихся с системой философских понятий;
- организация обучения на основе использования избранных методик (личностно-центрированная педагогика, конструктивное диалоговое обучение, понимающая педагогика);
- единство уроков философии и витагенного опыта учащихся;
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
I этап формирующего эксперимента осуществлялся в процессе изучения курса «Основы философии» (часть I) - «Человек». В основу преподавания курса «Человек» положены принципы аксиологического подхода и соответствующие этому подходу методики личностно-центрированной педагогики, понимающей педагогики, диалога культур. Название тем и их содержание включали в себя вопросы экзистенционально-ценностной направленности. Использовались
следующие методы: диалоговое изложение; продумывание вариативности развития сюжетных линий диалога. На I этапе формирующего эксперимента ставилась цель - стимулировать развитие духовных ориентации в процессе изучения философии.
На 11-м этапе формирующего эксперимента ставилась цель -определение уровня сформированности ориентации на духовные ценности; фиксирование изменений в мировоззрении, ценностных ориентациях. Изучался курс «Основы философии» (часть II) -«Человек и общество» (II год обучения). Отслеживалось дальнейшая динамика ценностных ориентации школьников.
В целом, результаты констатирующего и формирующего эксперимента, во-первых, подтвердили гипотезу нашего исследования о необходимости аксиологического подхода к образованию и, во-вторых, об аксиологической направленности философского образования старшеклассников, которое в сочетании с определенными педагогическими условиями способствует развитию духовно-нравственных ориентации учащихся.
Аксиология как учение о ценностях: историко-генетический анализ
Принято считать, что теория ценности как особая отрасль философского знания возникла во второй половине XIX века. И действительно, в это время появилась так называемая «философия ценности», названная впоследствии «аксиологией». Однако, ценностное отношение и стремление его теоретически постигнуть возникли задолго до этого.
Теоретико-ценностная проблематика появляется вместе с возникновением философии, ибо по природе своей эта форма сознания не только стремится постигнуть «всю мира внутреннюю связь» (Гете), но и определить ориентиры ценностного отношения человека в мире. Уже в древнейших философских воззрениях употребляются понятия, которые впоследствии были отнесены к различным проявлениям ценности человеческих деяний и поступков: красота, справедливость, благо.
В мудром ветхозаветном предании познание рассматривается в ценностном ключе познания добра и зла. Ведь прародительница увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6). Само различение познания добра и зла и практическое пользование благами жизни - свидетельство развитого ценностного сознания и самосознания.
В древнеиндийских Упанишадах говорится о ценностях как о «блаженстве»: когда кто-либо из людей здоров, богат, господствует над другими, в избытке вкушает все людские наслаждения, то это - «высшее блаженство людей»1, записана и такая мысль: «Делающий доброе бывает добрым, делающий дурное бывает дурным»2. Следовательно, ценностные качества определяются деянием, они не пребывают «в себе». В древнекитайской философской мысли обнаруживаются тенденции возникновения и развития ценностных представлений и понятий, сходные с теми, которые мы видели в философии Древней Индии
. В учении Конфуция большую роль играет понятие «жизнь», которое интерпретируется в переводе как «гуманность», «человечность», милосердие». Аксиологический подход содержится в даосизме (произведение «Книга Пути и Благодати»), приписываемой Лао-цзы.
Уникальным вкладом этого произведения в философию ценности является диалектическое осмысление ценностных явлений и понятий. Древний мудрец отлично понимает подвижность противоположностей, их относительность и соотносительность: «Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло»1, «человек уже давно находится в заблуждении. Поэтому совершенно мудрый справедлив и не отнимает ничего у другого»2.
В философской мысли Древней Греции обнаруживается та же закономерность, которую мы видели в древних цивилизациях: синкретизм сознания, изначальная его ценностная природа, что позже определилось как Истина, Добро, Красота. Процесс развития философии в этом отношении и заключался во все большей дифференциации различных видов ценностной ориентации, которая в итоге приводила к новому синтезу - образованию понятий и категорий, охватывающих ценностное ми-роотношение в целом, но уже с учетом ранее выявленной дифференциации.
Аксиологичность греческой философии кроется, прежде всего, в питавшей ее мифологии, которая выражала ценностное представление о мире. Ценностным началом была проникнута «космологическая философия Пифагора и Гераклита. Для древних греков само слово «космос» означало не только мир, порядок, но и красоту. В античной философии складываются различные теоретико-ценностные концепции. Древнегреческие мыслители пришли к пониманию того, что существует единое ценностное начало. В качестве такого начала у Платона выступает «благо». В «Филебе» платоновский Сократ говорит: «...если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймаем его тремя - красотой, соразмерностью и истиной1». Платон выявляет существенные моменты ценностного мироотношения, его многообразие и единство, движение к идеалу. Идея красоты и блага - это эстетический и нравственный идеал.
В «Пире» Платон излагает свою иерархию в сфере прекрасного, которое для него неразрывно с добром: прекрасное тело - «все прекрасные тела», красота души - красота нравов и обычаев, красота наук - «прекрасное по природе», то есть вечная, неизменная, безотносительная идея красоты, «само прекрасное»2.
Концепция аксиологической направленности философского образования школьников
Во II главе диссертации «Методические аспекты аксиологизации образования средствами философии» развивается концепция аксиологической направленности философского образования и определяются педагогические условия ее реализации.
Современные условия жизни предъявляют педагогической теории и практике требования, связанные с новым качеством образования. Речь идет о философии образования, призванной в числе других проблем осознать смысл и назначение философского образования в решении проблем воспитания подрастающих поколений.
Сегодня в российской науке утвердился статус философии образования как области знания, без которой не может развиваться педагогика. Как считают В.М. Розин, Ф.Т. Михайлов и др., философия образования выступает как рефлексивное поле, характерное для теоретической педагогики; Л.А. Беляева к особенностям философии образования относит стремление к целостному воспроизведению воспитания и образования в их внутренней расчлененности и противоречивости. Выделяет следующие проблемы: проблема человека как предмета педагогической деятельности; философское обоснование современной парадигмы воспитания и образования; проблема педагогической деятельности как вида социальной деятельности; философия образования должна быть нацелена на концептуальное, мировоззренческое, методологическое обогащение педагогики, педагогического мышления и практики1.
Философия образования соотносит образование, школу с другими формами социальной жизни, культурой. Предназначение философии - вдохнуть новую жизнь в образование, внести новые ценности, сформулировать основополагающие идеи его совершенствования.
Философия образования призвана трансформировать общечеловеческие ценности в ценности, достижимые в сфере образования. Философия образования должна раскрыть сущность таких интегративных качеств системы непрерывного образования, как целостность, преемственность, гибкость и динамичность, прогностичность, адаптивность2.
Философия - это стиль мышления, ценностное отношение к миру, мировоззрение, в основе которого лежит научный способ постижения мира. Философия образования должна определить современные тенденции и способы приобщения человека к культуре, в том числе и философского образования.
Отсюда особенно актуальным становится вопрос об аксиологических основах философского образования, с которым мы связываем развитие ценностных ориентации школьников в процессе обучения философии.
Изучение философии в школах, лицеях является необходимым условием полноценного современного образования. Проблемы мировоззренческой ориентации, осознание человеком цели и смысла жизни, ценностного отношения к миру, ответственности должны стать во главу угла деятельности школы. Многовековой опыт
1. См.: Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург. 1993. С. 8.
2. Гершунский Б. С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования// Советская педагогика. 1987. N7. С. 57-62. размышлений над ценностями и смыслом человеческой жизни отразился именно в философии.
Потеря исторической памяти привела к определенной утрате духовных ценностей, к отсутствию потребности в их глубоком осмыслении и осознании. Поэтому именно философии принадлежит высокая миссия - научить мыслить, не механически усваивать информацию, а вместе с величайшими философами пройти сложный путь размышления. Но только, пройдя его, человек осознает себя Человеком.
Философское образование школьников преследует в качестве одной из своих главных целей систематизацию и обоснование мировоззренческих, ценностных представлений, которые складываются в ходе становления каждого молодого человека как личности. В общеобразовательной школе нужно учить не философии, а философствованию, когда ученик имеет возможность соотнести свое мнение с другими в поисках истины.
Методика и результаты констатирующего эксперимента
Формирующий эксперимент в нашем исследовании выполняет две функции. С одной стороны, он направлен на изучение ценностных ориентации, а с другой - на реализацию воспитательных и образовательных целей, развитие ценностных ориентации на духовные ценности: познавательные, нравственные, эстетические на уроках философии.
Выделяются два этапа:
I этап - I год программа «Основы философии» (часть I) - «Человек»;
II этап - II год обучения (часть II) - «Человек и общество».
Теоретической базой формирующего этапа эксперимента явилась разработанная нами концепция аксиологической направленности философского образования, и педагогических условий ее реализации. Эксперимент включает в себя следующие компоненты:
- знакомство учащихся с системой философских понятий, раскрывающих ценностно-мировоззренческий аспект философского знания;
- организация обучения на основе использования избранных методик, адекватных аксиологическому подходу: личностно-центрированная педагогика, понимающая педагогика, конструктивное диалоговое обучение; - единство уроков философии и витагенного опыта учащихся; - приемы активизации познавательной деятельности учащихся. На I этапе в соответствии с учебным планом был включен курс «Основы философии» - I год обучения «Человек» (часть I). Цель: на основе концепции аксиологической направленности образования реализовать методические и дидактические позиции преподавания новой учебной дисциплины, способствующие формированию познавательно-мировоззренческого пространства, благоприятствующего развитию ценностного отношения к действительности учащихся.
В основу преподавания курса «Человек» положен аксиологический подход, который означает гуманистическую направленность обучения философии. Он базируется на антропоцентризме, идее человека как высшей ценности, достоинствами которого являются духовность и креативность, способность к самостоятельному решению вопросов экзистенциального характера:
- Зачем я философствую?
- В чем моя тайна?
- Что я знаю?
- Во что я верю?
- Чего я страшусь?
- Умру ли я?
- Для чего я живу?
В процессе преподавания курса «Основы философии» (ч.І) -«Человек» особое значение придается методике диалога. Диалог позволяет наладить совместный поиск истины на основе собственных творческих усилий учащихся. Важный методический принцип -использование логики как «связующего вещества» для всего материала. Формирование логической культуры поможет учащимся выявить логическую связь между явлениями, аргументировано объяснять новые факты.
В качестве примера приведем урок - диалог по теме «Путь к нравственной философии». В ходе урока использовался целый ряд методических приемов: развития сюжетных линий - диалог шел от имени Конфуция, роль которого исполнял учащийся, заранее подготовившись.
В диалоге виден ход рассуждении Конфуция, учителя, учащихся. Сложность этого приема состоит в организации «проигрывания» в диалоге различных вариантов, суждений создаваемых самими учениками. У учащихся формируется представление о точке зрения Конфуция, его нравственной философии и свое понимание человека в культуре. В ходе диалога возникает проблема - соотнесение в диалоге своего понимания с позицией Конфуция и высказываниями однокурсников.
На первом этапе поставленная цель - стимулировать развитие духовных ориентации в процессе изучения философии, достигалась отбором материала, его проблематизацией и использованием диалогового обсуждения, продумыванием вариативности развития сюжетных линий диалога, сравнением высказываний.