Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект Ерусёва, Ольга Викторовна

Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект
<
Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерусёва, Ольга Викторовна. Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ерусёва Ольга Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/603

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы активизации познавательных процессов младших школьников средствами различных видов искусства 13

1.1. Философское и психолого-педагогическое понимание процесса познания как определяющего фактора познавательной сферы 13

1.2. Психофизиологические основы формирования познавательных процессов младших школьников 24

1.3. Значение взаимосвязи музыки с различными видами искусства для активизации процессов познания учащихся 34

1.4. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста с учётом взаимодействия музыкальной педагогики и1 составляющих познавательной сферы 46

Выводы по I главе 56

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование активизации процесса познания младших школьников в классе фортепиано 58

II.1. Методико-педагогические предпосылки развития познавательных процессов с учётом действия различных искусств 58

II.2. Технология активизации процессов познания младших школьников на уроках фортепиано 74

II.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 86

Выводы по II главе 115

Заключение 116

Приложения 131

Психофизиологические основы формирования познавательных процессов младших школьников

Специфика познавательной сферы определяется развитостью психических процессов- личности, а также сознанием, которое является высшим уровнем. воспроизведения, человеком действительности в мышлении, психической деятельностью как отражением действительности. Сознание - свойство высокоорганизованной материи по отображению и преобразованию реальности. В широком смысле слова под ним понимают психическое отражение действительности. В более узком значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему,.. состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчётливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определённое отношение к содержанию того, что отражается. Одна из психологических характеристик сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознаёт себя как отдельное от всего мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Обогащение сознания новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке предполагает развитие сознания. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Весь комплекс психических составляющих человека, таких как: восприятие, воображение, внимание, мыитение, память — психология рассматривает как познавательные процессы личности. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро познавательной деятельности как таковой. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: познание включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определённый, круг объектов находится в фокусе познания. Каждая из психических функций, составляющих познавательную сферу человека, нашла достаточно широкое отражение в психолого-педагогической литературе отечественных и зарубежных авторов. Но в сфере этого исследования процесс внимания представляет особый интерес, обусловленный спецификой младшего школьного возраста в условиях обучения игре на фортепиано.

Внимание — это один из познавательных процессов человека. В психологии до сих пор не дан однозначный ответ по поводу автономности психического феномена внимания, его самостоятельности и независимости от других психических процессов. Сторонники того, что внимание - самостоятельный процесс, указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно со вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как на его возможный врождённый механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную А.А. Ухтомским.

Действительно, внимание включено во все психические процессы, и выделить, изучить его в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. То есть внимание можно рассматривать только как бы на фоне других психических процессов. Однако, нельзя не видеть и особенностей внимания, наличия в нём динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как объём, концентрация, переключаемость и др., непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти, мышления не относящихся.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, который на данный момент времени становится осознаваемым и концентрирует в себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Это имеет особую актуальность в рамках обучения на фортепиано, так как изучение и исполнение музыкальных произведений требует высокой, концентрации на достаточно широком спектре взаимодействия внешних и внутренних художественно-технических аспектов.

Внимание - это процесс сознательного или полусознательного отбора информации, поступающей через органы чувств. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом. В педагогической практике для достижения положительных результатов в различных формах учебной деятельности необходимо учитывать эти особенности внимания.

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста с учётом взаимодействия музыкальной педагогики и1 составляющих познавательной сферы

Учёт возрастных особенностей является существенным условием успешности образовательного процесса. В современных условиях, обусловленных различного рода проблемами, связанными с политическими, техногенными, экологическими, социально-культурными и морально-нравственными изменениями, перед педагогами по-новому встала задача увлечь и заинтересовать теперешнего ребёнка музыкой и искусствами, научить играть на музыкальном инструменте. Каждое новое поколение несёт в себе содержание новой эпохи, и пути воспитания и образования требуются новые.

Современный ребёнок имеет проблемы со здоровьем, воспитанием в семье, с врождёнными или приобретёнными психическими и психологическими отклонениями. На наш взгляд, учёт индивидуальных особенностей относительно -какой-либо возрастной группы или категории необходимо трансформировать в индивидуальный подход к каждому конкретному учащемуся, учитывая в своих педагогических воздействиях тот неповторимый, присущий каждому человеку аспект самопроявления и самовыражения.

Развивая познавательные процессы на уроках фортепиано, важно знать не только, когда начинают формироваться познавательные потребности и способности, но и как под влиянием различных предметов окружающего ребенка мира начинает развиваться эстетическое чувство. В процессе взаимодействия с различными искусствами создается запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений, а затем в игровой деятельности ребенка возникает и развивается еще в дошкольном возрасте такой важный для творческого развития психический процесс, как воображение.

Учет возрастных особенностей является решающим началом при подборе средств в педагогической и воспитательной работе, при определении форм и методов. Ведущие виды деятельности ребенка — это своеобразные ступени его развития, на каждой из которых создаются специфические потребности и стремления, влияющие на активность развшшьпознавательной сферы.

Усилиями педагогов и психологов установлены общие вехи художественного развития ребёнка — от эстетического, созерцания к художественно-творческому подражанию, детскому эстетическому творчеству в игровой деятельности и сознательной музыкально-творческой деятельности: Особенно важно учитывать ведущие виды деятельности на ранних этапах развития ребенка. В раннем детстве происходит накопление впечатлений; зачатки воссоздающего воображения проявляются уже на третьем году жизни. В среднем дошкольном возрасте,вырабатываются признаки творческого воображения, когда на основе переработки прошлого опыта создаются совершенно новые образы предметов. Это уже начало формирования в играх-драматизациях собственно познавательной способности — проявление обобщения, творческого воображения, образного мышления, которое составляет основу, отличительное качество этой способности.

Особенность начального школьного периода состоит в том, что развитие ребёнка происходит одновременно со становлением характера. Поэтому музыкальные занятия и взаимодействие с другими искусствами играют важную роль, формируя особую сферу эстетического во внутреннем мире ребёнка, направляя его развитие, заполняя его содержание. Особенно важно учитывать коллективные эмоции в возрасте от 7 "до 12 лет, когда у ребенка ярко выражается социальный инстинкт, стремление все делать сообща. Это период, когда игровая деятельность все еще занимает большое место в жизни ребенка, хотя ведущим видом деятельности стала учеба. Способность к познанию и эстетическая способность развиваются в коллективных играх, начинается совершенствование такого психического процесса, как восприятие, которое в первых классах носит обобщенный, наглядный характер. Если для. дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

«Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных» (141, с. 175). Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает так же и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант-композитор, исполнитель достигает данного эстетического эффекта воздействия.

Далеко не сразу маленький, неопытный слушатель может понять смысл музыкальной пьесы в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей: слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, которые в музыкальной школе включают в себя: игру на музыкальных инструментах, пение в хоре, занятия ритмикой, повторное прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, изучение биографий композиторов и особенностей их творческого пути.

На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель . воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения:. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. На последующих. этапах: слушатель осознает отдельные детали; и- фрагменты сочинения. На этапе-сформированного восприятия! произведение, осмысливается как; целиком; так, неотчетливым слышанием? деталей;;

Любое восприятие представляет собой процесс категоризации; - отнесение данного предмета.к.тому или другому классу однотипных;предметові днако:в , художественном восприятии» к этому процессу подключаются? механизмы эмоционального заражения; и сопереживания; Возникновение: художественного -образа музыкального произведения в. момент его восприятия; слушателем; во многих случаях оказывается;: связанным? с механизмами; проекции; которые обуславливаются социально-демографическими показателями слушателя.. На основе музыкального: опыта, накопленного в результате: прослушивания многих музыкальных сочинений, в сознании слушателя формируются цепи- нейронов.

Развитие музыкального восприятия? связано с обогащением художественного и жизненного опыта юного исполнителя;: а: также;постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов,. активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы. Воображение ребёнка спонтанно: и противоречиво, оно сформировано всеми- прожитыми ситуациями и увиденными образами. Средства выразительностшразличных видов искусств помогут направить его в нужное русло, в сферу эстетического.

Методико-педагогические предпосылки развития познавательных процессов с учётом действия различных искусств

Обращаясь на занятиях к различным формам приобщения школьников к музыке, педагог обязан помнить о том, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятия музыки — это не только её слушание. Бессмысленно говорить о воздействии музыки на духовный-мир школьников, не умеющих по-настоящему её слушать как содержательное искусство, несущее жизненные идеи и образы, выражающее мысли и чувства.

Только тогда, когда дети научатся по-настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Поэтому на уроках прослушивание музыки должно быть активным - воздействующим на внутренний, духовный мир учащихся, на " чувства и мысли, на их личный опыт. Наличие такого восприятия будет выражаться и в своеобразии ответов детей, и в их стремлении самостоятельно задавать вопросы, и в собственных высказываниях о характере исполнения произведений, и в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в их рассказах о музыке, звучащей на уроках или услышанной вне школы.

Поэтому педагогу важно заботиться о накоплении запаса музыкальных впечатлений, развитии слуха, памяти, ритмического чувства, понимания выразительных и изобразительных возможностей музыки. Для формирования музыкально-эстетического мышления следует обратиться к сравнению двух разных по характеру музыкальных произведений. Сравнивая темп, динамику звучания, характер, дети более глубоко воспринимают эти произведения, накапливают слуховые и образные впечатления.

Игровые методы позволяют учащимся овладеть более сложными представлениями. Игровой момент, естественно, обязан быть не только привлекательным, но и содержательным. Игровые методы выбираются с учетом возраста детей. Например, в первом и втором классах учащиеся прослушивают незнакомое произведение и придумывают для него название. Детям очень нравится это занятие, оно вызывает у них активную реакцию. Для прослушивания выбираются произведения, в которых музыкальные средства точно выражают содержание музыки. Выполняя игровые задания, дети привыкают не только слушать, но и слышать музыку, рассуждать о ней, они начинают понимать, что музыка своим специфическим языком может рассказать о многих жизненных явлениях.

Обращаясь на занятиях к музыке; с которой учащиеся знакомились на уроках или вне школы, надо вспомнить, о чем говорила эта музыка, что она выражала и что изображала. Педагогу необходимо рассказать и показать, что музыка может рисовать картины природы, она способна воспроизводить пение птиц, голоса различных животных. Затем в игровой форме нужно предложитк ученикам самим определить, что изображает звучащая музыка.

Необходимо учитывать своеобразное преломление в словах небольшого опыта взаимодействия ребенка с миром; необыкновенное доверие ребенка к слову, за которым для него всегда стоит реальность. Вживаясь в нее, он сам становится реализатором слова в своих играх. Постепенно учащиеся овладевают эпитетами, учатся размышлять о прослушанной музыке и выделять в ней различные градации чувств.

В беседах о прослушанных произведениях с первых же шагов нужен тонкий подход к учащимся, чтобы помочь им разговориться и сформулировать свои впечатления от прослушанного произведения. Для этого можно предложить учащимся по мотивам разных музыкальных произведений сочинить рассказ, чтобы передать музыкальное произведение словами. Подготовкой к такому заданию могут быть специально разработанные упражнения по слушанию музыки, сущность которых сводится к составлению правильного ответа на поставленный вопрос, а правильность ответа в основном зависит от того, насколько внимательно была прослушана музыка. Формулируя, вопросы, педагог должен стремиться к, тому, чтобы организовать... активное восприятие. музыки учащимися!: Вначале: для» прослушивания предлагаются, детские пьесы с названием;, т.к. содержание: любой программной; пьесы; всегда намного шире программного названиям На следующем этапе задание усложняется; дается произведение,, требующее большего? внимания; вслушивания шбольшей работы мысли. Фантаізияіу детей младшего; школьного возраста богатая; еенадошишь умело направлять;

Слушание таких; пьес, в которых- композитор1 дает образы, различных сказочных героев; всегда доставляет детям/огромную-радость.. Прослушивание. разных по; характеру произведений может сопровождаться: и не однотипным Иг заданиями.. Например,, после, прослушивания; какого-нибудь, танца;, выяснив, «кто. танцует», «как; танцует», «какое у него: настроение»; можно;, попросить детей- вспомнить- еще пьесы танцевального характера из слышанного- ранее. л; После проведения таких подготовительных занятий» учащиеся будут свободнее, вести рассказ о прослушанной музыке. .;. Словесные рассказы детей о прослушанной музыке должны включать , впечатления .не только урока, но; и школьного; концерта: Поэтому младшего,v школьника надо чаще водить на школьные концерты, после- них. проводить диспуты о прослушанной музыке. Любой вид концерта с беседощ с дискуссией очень привлекает детей и вызывает у них большой интерес. Проводя такие: диспуты, надо стараться вызвать- непосредственный эмоциональный отклик у ребенка, чтобы каждый прочувствовал и ощутил свои» возможности постижения музыки. На таких диспутах учащиеся высказывают свои мысли об искусстве, обмениваются мнениями. Именно здесь проявляются индивидуальные представления об эстетических ценностях. В-детях постепенно формируется активный слушатель, умеющий ценить музыку. В работе с младшими школьниками роль педагога активна, он сам дает определение характера музыки. Таким образом,, систематически проводимая с; учащимися работа по развитию музыкального; восприятия всегда дает ощутимые: результаты,- т.к. совместное восприятия, музыки активизирует музыкальное мышление, эстетически іразвивает. Дети не только учатся слушать музыку, но ишривыкают разбирать прослушанное произведение, а самое главное — у них рождаётсяг любовь к музыке, которая в дальнейшем сохраняется на всюжизнь. , , Для активизации: мышления и развития творческих, потребностей учащихся необходимо;, проводить и классные концерты, где дети; могут представить подготовленный заранее рассказ о: творчестве композиторов, перечислить их произведения, дать краткую: характеристику тем, которые1 будут слушаться; Пусть дети самостоятельно- оценят выступления; своих товарищей. Надо иметь в виду, что в домашней,: уютной І обстановке дети больше: творчески: раскрываются:, чувствуя себя свободно. Работая: с учащимися; над развитием творческой активности, педагог должен! быть внимателен к; их. увлечению; легкой музыкой и помочь разобраться вшей. Надо помнить о том, что дети.больше всего любят песни - жанр, который-более близок и доступен для них. Хорошая песня, как и высокое искусство, воспитывает вкус учащихся, являясь,великолепным педагогическим средством духовного обогащения, развития музыкальных впечатлений; с которых начинаются: первые шаги к привитию: детям элементарных навыков музыкально-эстетического восприятия:

Технология активизации процессов познания младших школьников на уроках фортепиано

При обращении в работе над музыкальным мышлением к искусству слова нами был использован поэтический метод сравнения. Найденные сравнения наиболее органично вплетались и глубже раскрывали содержание музыкальных пьес. В ходе работы с помощью наводящих вопросов, лексических подсказок и поправок мы давали возможность ученику самому высказать какое-либо описание музыкально-звукового решения. Беседа активизировала реакцию младших школьников, способствовала появлению интереса к исполняемой музыке.

В процессе работы над музыкальным произведением мы помогали ребёнку в своих рассуждениях высказывать эмоциональный отклик на изучаемую пьесу, своё отношение. В такой ситуации происходила работа по корректированию понимания учеником как исполняемой музыки, своих внутренних ощущений, так и налаживанию устной речи, её логичности, выразительности, богатства, а, следовательно, и данного аспекта мышления. Наибольшую творческую активность вызвало у учащихся задание самостоятельно описать образное выражение какого-либо музыкального произведения в виде небольшого рассказа или сказки. Также были использованы поэтические и литературные отрывки в качестве своеобразных словесных зарисовок. Более тонким раскрытием и сопоставлением музыкальных и литературных образов был поиск интонационной связи языка музыки и литературы в процессе постижения средств музыкальной выразительности и соотнесения их со смыслом произведения. В истории взаимодействия музыки с искусством слова возник их бесценный и гармоничный союз — жанр песни. Этот факт мы также использовали в процессе развития образности и гибкости мышления при работе над фортепианными пьесами. В младшем школьном возрасте детские попевки и народные песни в адаптированной обработке композиторов и педагогов -самый подходящий репертуар для работы. Песня как бы прокладывает верный путь в мыслительной сфере ребёнка, создаёт основу, на которой может быть построено музыкально-исполнительское развитие.

Развивая музыкальное мышление через искусство пластики и движения, нами учитывалось, что в этом виде искусства выражаются широкие возможности воспроизведения художественного образа в движении. Маленькому музыканту было показано, что без музыкального сопровождения танцуют достаточно редко. Синтез музыки и танца также уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое. Всё дело в том, что в музыке заключены безграничные возможности и «романтично вальсировать», и «лихо отплясывать», и «вести хоровод», и «парить» вместе с балериной, одним словом, неустанно и достойно следовать за любыми «па» танцевального искусства.

Мы разработали вместе с некоторыми детьми комплекс движений, соответствующий характеру изучаемой пьесы, и не обязательно, чтобы это . была какая-нибудь разновидность танца. В этом процессе с одной стороны происходило интенсивное объяснение характера и содержания пьесы через вербальное общение, когда маленькому ученику приходилось искать новые, до этого момента не известные ему варианты движений или же реагировать на оригинальные предложения педагога. Такое общее движение под музыку помогало раскрыть более тонкие нюансы в процессуальном изменении характера и способствовало самовыражению, раскрытию внутреннего потенциала. Подобные двигательные реакции помогали формированию музыкально-образного мышления во взаимосвязи с эмоциональным восприятием музыки.

С другой стороны, в процессе обучения такая двигательная организация была очень полезна для младших школьников, она помогала снять внутреннее напряжение, вызывала активный интерес, способствовала интенсивности обучения вообще и конкретного урока в частности. Бесспорна ценность данной учебной ситуации для осознания и ощущения пульсации в музыке. Именно здесь может быть заложен тот фундамент, та запись правильного звучания, на которую ребёнок будет опираться в последующей работе.

Так же в рамках фортепианного исполнения танцевальное искусство мьъ рассматривали как искусство танца в руках, жестах. На первых этапах обучения-формированию музыкально-образного мышления способствовали обычные движения, которые помогали ребёнку ощутить характер музыки, смену настроения. Это были элементарные движения рук - плавные или более активные. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой и двигательной активностью, тактильные ощущения помогали детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.

В узко специализированном ракурсе пианистических движений искусство танца может сыграть 1 очень важную, ничем не заменимую роль. Ведь маленькому пианисту приходится осваивать целый"спектр начальных игровых" движений, без тщательной проработки которых его дальнейшая пианистическая «карьера» не будет успешной. Нами в экспериментальной. учебной ситуации по мере продвижения работы над пианистическими движениями было обращено внимание ученика на своеобразный танец рук и-пальцев, который становился всё более сложным, требовал особого постоянного внимания и соответствующих тренировок.

Здесь как нельзя кстати подошли образные сравнения с искусством танца, которые оказались способны ярко и доходчиво объяснить, что требуется от руки юного музыканта и почему. Такие аналогии помогали юным музыкантам скрасить кропотливую долговременную работу над постановкой руки, вызвали интерес и активное старание, помогали быстрее достигнуть необходимых положений и автоматизации.

Похожие диссертации на Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе : педагогический аспект