Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. Шюсожжие основ разработки проблем личности в утопическом социализме Н.Г.Чер- ншевского 12
1. Сущность и особенности антропологиче ского принципа Н.Г.Чернышевского 12
2. Антропологический принцип как философская основа утопического социализма Н.Г.Чернышевского 35
ГЛАВА II. Идеал социалистической личности в утопическом социализме Н. Г. Чернышевского 78
1. Общественные условия как основа формирования личности 78
2. Основные характеристики процесса развития личности "нового человека" 120
3аключение 166
Список литературы 170
- Сущность и особенности антропологиче ского принципа Н.Г.Чернышевского
- Антропологический принцип как философская основа утопического социализма Н.Г.Чернышевского
- Общественные условия как основа формирования личности
- Основные характеристики процесса развития личности "нового человека"
Введение к работе
Н.Г.Чернышевский - "...великий социалист домарксова периода... , признанный вождь русской революционной демократии 60-х годов XIX века. Его идейное наследие, составившее этап в развитии русской общественной мысли, было по достоинству оценено,защищено в идейной борьбе и критически использовано марксистской мыслью в России.
Актуальность темы исследования. На июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС говорилось о том, что "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социа-
р листической культуры . Проблема личности, ее всестороннего и
гармоничного развития - центральная в научном коммунизме.В изучении этой темы научный коммунизм основывается на богатейшем наследии утопического социализма по проблеме личности. Научный социализм вобрал в себя лучшие достижения утопического социализма, в том числе идею новой личности, нового человека. Поэтому изучение истоков и исторического пути, которым проходило становление и формирование научного социализма, неизменно актуально. Г.В.Плеханов писал, что "в свое время утопический социализм оказал огромные услуги делу развития общественной мысли, в числе его представителей мы встречаем целый ряд поистине гениальных людей и относиться к нему с пренебрежением могут только самодовольные филистеры, не имеющие ни малейшего понятия о том, как
развивалась человеческая мысль . Именно утопическому социализму
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.55. ** Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 г. М., с.47. 3 Плеханов Г.В. Н.Г.Чернышевский. СПб,, 1910, с.276.
принадлежала заслуга постановки проблемы формирования всесторонне развитой личности, показа необходимости такого развития. Лучшие умы человечества и в их числе Н.Г.Чернышевский еще в XIX веке видели задачу социализма в преодолении односторонности развития человека и формировании всесторонне развитой личности, хотя еще не могли дать научного решения вопроса о сущности процесса развития личности и о путях его реализации.
Общеизвестно, что вершиной домарксовского социализма явился социализм русских революционных демократов и прежде всего социализм Н.Г.Чернышевского. В.И.Ленин писал, что "в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры" и дальше "есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова"1. Утопический социализм Н.Г.Чернышевского представляет собой элементы социалистической культуры допролетарского периода, составившие культурную традицию, призванную и сегодня сыграть важную роль в формировании нравственного облика личности. Идейное наследие Н.Г.Чернышевского по проблеме личности стало неотъемлемой частью той демократической культуры прошлого, которую хранит и на которую опирается советская социалистическая культура в деле формирования нового человека.
Наличие солидной традиции-в изучении идейного наследия Н.Г.Чернышевского еще не дает, на наш взгляд, оснований для вывода об исчерпанности данной темы. Это связано, во-первых, с тем, что и в литературе по истории философии и по утопическому социализму подчас нет вполне установившихся и общепринятых оценок мно-
1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.24, с.120, 129.
гих важных пунктов его теоретических разработок, в том числе и по проблеме человека. Во-вторых, с тем, что тема развития личности у Н.Г.Чернышевского у большинства авторов не рассматривается как самостоятельная проблема его творчества, что не может не приводить к определенной утере специфики "личностной" проблематики, ее "растворению" в социальной философии мыслителя. В-третьих, методологический и теоретический уровень, достигнутый советской историко-философской наукой, позволяет использовать ее последние достижения для более глубокого и всестороннего анализа по данной проблеме.
В современной идеологической борьбе, когда со стороны немарксистских и антимарксистских авторов за рубежом наблюдается оживление внимания к истории русской общественной мысли, задача исследования с марксистско-ленинских методологических позиций еще недостаточно изученных сторон идейного наследия русских революционных демократов, в том числе проблемы развития личности в социалистической теории Н.Г.Чернышевского, является актуальной»
Степень разработанности проблемы. Изучение утопического социализма Н.Г.Чернышевского имеет в марксистской литературе давнюю традицию. Еще Г.В.Плехановым и Ю.М.Стендовым были сделаны первые шаги в марксистском исследовании этой проблемы. С тех пор идейное наследие Н.Г.Чернышевского хорошо изучено. О нем написано много содержательных научных и научно-популярных работ, в которых дается анализ социалистических взглядов русского мыслителя, сильных и слабых сторон его мировоззрения. Шесте с тем, знакомство с литературой о Н.Г.Чернышевском, особенно современной, показывает, что далеко не все в творчестве великого русского революционного демократа и социалиста изучено с одинаковой полнотой. Синтетической работы о Н.Г.Чернышевском - социалисте, насколько нам известно, нет, так же, как не получила еще адекватного отра-
- б -
жения и не стала предметом специального исследования тема личности и ее развития в социалистической теории мыслителя. Знакомство с литературой с необходимостью выводит на проблему человека и ее связь с социалистическим идеалом русского революционного демократа. Эта тема является в теоретическом наследии Н.Г.Чернышевского едва ли не стержневой, всеобъемлющей, она вбирает в себя разные аспекты философских, экономических, исторических,эстетических и, в конечном счете, социалистических взглядов русского революционного демократа.
Существенную трудность в работе над выбранной темой составило то обстоятельство, что идея всесторонности развития личности у Н.Г.Чернышевского специальным предметом его теоретического анализа не была. Н.Г.Чернышевский свои идеи, касающиеся развития личности, редко излагал в систематизированной форме, они разбросаны по его статьям, рецензиям, художественным произведениям, письмам, написанным по различным поводам, они к тому же искажены эзоповым языком, необходимостью подлаживаться к требованиям царской цензуры. Поэтому задачей нашего исследования было представить прежде всего логику движений мысли Н.Г.Чернышевского в решении проблемы развития личности. Мы и попытались сделать это, показав ход мысли Н.Г.Чернышевского от изучения проблемы человека, его существования, от изучения человека как природно-антропологическо-го существа к анализу личности вообще и ее характеристик и дальше к показу нового человека как воплощения некоторых черт идеала социалистической личности.
Весь объем научной литературы,посвященной мировоззрению Н.Г.Чернышевского, в которой рассматривались бы проблемы личности, можно разбить на три категории работ. Во-первых, это работы общего характера, посвященные либо русскому утопическому социализму
-І7 -
в целом, либо мировоззрению Н.Г.Чернышевского и других революционных мыслителей - демократов, которые в той или иной мере касаются этой проблемы. Сюда можно отнести работы Г.Г.Водолазо-ва, С.С.Волка, А.И.Володина, В.Е.Евграфова, Л.А.Когана, В.А.Ма-линина, Н.Н.Наумовой, В.С.Никоненко, И.К.Пантина, Е.Г.Плимака, М.М.Розенталя, У.Д.Розенфельда, Г.А.Соловьева, В.Г.Трофимова
и др.1.
Во-вторых, работы, специально раскрывающие какой-то аспект, сторону проблемы человека, личности в мировоззрении Н.Г.Чернышевского. Это работы А.А.Азнаурова, В.Г.Евсюкова, Е.И.Зейлигер-
З^убинштейн, А.А.Лебедева, А.И.Новикова, М.И.]?унт, З.В.Смирно-
'2 вой, О.П.Целиковой, Б.Н.Чикина и др.
Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистической мысли в России). М., 1969; Волк С.С, Никоненко B.C. Материализм Н.Г.Чернышевского. Л., 1979; Володин А. И. Утопия и история. М., 1976; Володин А. И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М., 1976; Евграфов В.Е. Н.Г.Чернышевский. - В кн.: История философии в СССР. М.,1968, т.З; Коган Л.А. Философское завещание Н.Г.Чернышевского. -Философские науки, 1983, № 4; Малинин В.А. История русского утопического социализма. М., 1977; Наумова Н. Роман Чернышевского "Что делать?" М., 1972; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973; Розен-таль М. Философские взгляды Н.Г.Чернышевского. М., 1948; Ро-зенфельд У.Д. Н.Г.Чернышевский. Становление и эволюция мировоззрения. Минск, 1972; Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского. М., 1978; Трофимов В.Г. Социалистическое учение Н.Г.Чернышевского. Л., 1957; и др.
** Азнауров А.А. Этическое учение Н.Г.Чернышевского. М., I960; Евсюков В.Г. Проблема счастья в этике Н.Г.Чернышевского. Новосибирск, 1964; Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978; Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Новиков А.И. Нигилизм и
В-третьих, работы, специально посвященные проблеме человека, личности в теоретическом наследии Н.Г.Чернышевского и других русских революционных демократов. Это статьи Р.А.Башмаковой, Б.В.Емельянова, М.Т.Иовчука, Н.Л.Лейзерова, Н.П.Менькина,Н.Ф.Покровской и др.
Цель и задачи исследования. Диссертант ставит целью исследовать в философско-социологическом аспекте проблему развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского и рассмотреть вклад русского социалиста в разработку данной проблемы. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выяснить логику формирования концепции развития личности у Н.Г.Чернышевского;
нигилисты. Л., 1972; Рунт М.И. Проблема характера в критике революционных демократов. Народ и герой в критике Н.Г.Чернышевского. Куйбышев, 1975; Смирнова З.В. Взгляды Н.Г.Чернышевского на природу человека. - Философские науки, 1978, № 3; Целико-ва О.П. Революционно-демократическая этика Н.Г.Чернышевского. -В кн.: Очерки истории русской этической мысли. М.,1976; Чи-кин Б.Н. Из истории социальной психологии в России XIX века. МГУ, 1978; и др.
Башмакова Р.А., Емельянов Б.В. Проблема личности в социологии Н.Г.Чернышевского. - В кн.: Н.Г.Чернышевский и его наследие. Новосибирск, 1980; Иовчук М.Т. Проблема человека в передовых течениях русской мысли XIX века и в философии марксизма. -Философские науки, 1968, № 5; Лейзеров Н.Л. Революционные демократы о гармонично развитой личности. - В кн.: Гармоничный человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М., 1965; Менькин Н.П. Проблема личности в идейном наследии Н.Г.Чернышевского. - В сб.: Философско-социологические проблемы истории общественной мысли России и современность. Новосибирск, 1979; Покровская Н.Ш. Проблема личности в русском утопическом социализме (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г»Чернышевский, Н.А.Добролюбов): Автореф.дис. ...канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1978.
дать анализ философских основ проблемы личности, раскрыть содержательный и методологический аспекты антропологического принципа Н.Г.Чернышевского, показав связь проблемы человека с утопическим социализмом;
выявить основные социологические характеристики понятия "личность" в трактовке Н.Г.Чернышевского;
проанализировать роль общественных условий как основы формирования личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского;
рассмотреть основные социологические параметры процесса развития личности;
определить сущностные черты идеала социалистической личности в социалистической теории Н.Г.Чернышевского.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили труды классиков марксизма-ленинизма, их оценки идейно-теоретического наследия русских революционных демократов и Н.Г.Чернышевского. Автор широко использовал работы советских ученых по данной теме, а также по методологическим вопросам марксистско-ленинских историко-социалистических и историко-философских исследований. Важные методологические ориентиры содержатся в материалах июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, в выступлениях руководителей партии и Советского государства.
Основными источниками исследования являются: Полное собрание сочинений Н.Г.Чернышевского в 16-ти томах. М., 1939-1953, а также произведения Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.В.Шелгунова. Научная новизна исследования состоит в следующем: І. В диссертации делается одна из первых в литературе попыток проанализировать в рамках философско-социологического подхода проблему развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышев-
ского в качестве самостоятельного объекта исследования.
В диссертации обосновывается выделение автором четырех уровней анализа структуры разрабатываемого Н.Г.Чернышевским антропологического принципа.
В диссертационной работе показано, что Н.Г.Чернышевским предпринята оригинальная попытка преодоления узости натуралистического понимания сущности человека.
В диссертации сделана попытка четко установить и проанализировать основные характеристики понятия "личность" в трактовке Н.Г.Чернышевского. Приоритетным моментом диссертации выступает анализ понимания Н.Г.Чернышевским сил личности, их роли в развитии личности.
В диссертационном исследовании раскрывается понимание Н.Г.Чернышевским процесса развития личности, впервые дается целостный анализ основных характеристик этого процесса,таких, например, как "самостоятельность". Предпринята попытка рассмотреть процесс развития личности как проблему самореализации человека. Показан вклад русского ученого в разработку проблемы развития личности.
В диссертации уточняется понимание черт идеала социалистической личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского, дается их характеристика.
Апробация работы. Выводы и положения диссертации излагались автором на П Межвузовской конференции молодых ученых "Развитие фундаментальных и прикладных исследований", посвященной 60-летию переименования Петрограда в Ленинград (Ленинград, 1984 г.), на ІУ Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" (ПМЛ "Жемчужина", 1984 г.), на ежегодной областной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Свердловск, 1981,
- II -
1982, 1983 гг.).
Содержание диссертационной работы обсуждалось на кафедре научного коммунизма и социологии философского факультета Уральского государственного университета им.А.М.Горького. По теме диссертации тлеется 5 научных публикаций.
Практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в результате проведенного анализа проблемы развития личности в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского, могут быть использованы для дальнейшей разработки марксистской истории социалистических учений в России. Материалы диссертации могут найти применение при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу теории научного коммунизма, а также в специальных курсах по истории социалистической мысли, теории личности, по проблемам коммунистического воспитания в вузах, университетах марксизма-ленинизма, сети партийного просвещения, во внеучебной лекционно-пропа-гандистской работе.
Исследование выбранной проблемы и полученные нами результаты убеждают в ее актуальности для современного воспитательного процесса молодого поколения, для теории и практики идеологической работы, для адекватного воссоздания целостной картины развития русской социалистической мысли.
Сущность и особенности антропологиче ского принципа Н.Г.Чернышевского
Главной особенностью мировоззрения Н.Г.Чернышевского была антропологическая ориентация его теоретических взглядов. Антропологический материализм - это философия человека, развернутое учение о человеке как субъекте истории и культуры. Через учение о человеке великий русский материалист подходит к учению об изменении мира вообще и общества в частности. Материализм, согласно Н.Г.Чернышевскому, - это философская теория революционной борьбы за освобождение "простолюдинов", за всестороннее развитие каждого человека.
В советской историко-философской литературе нет единства в понимании сущности антропологического принципа, так же как нет четкого разделения понятий "антропологический принцип", "натуралистический принцип" и "антропологизм", "натурализм". Так А.И.Новиков определяет антропологический принцип как "философский принцип, означающий внеисторическое рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегося естественного существа, наделенногоматериальными и духовными качествами . В статье Э.Ю.Соловьева "Антропологизм" в "Философском энциклопедическом словаре" понятия "антропологизм" и "антропологический принцип" фактически отождест-вляются . В "Философском словаре" (1975 г.) нет статьи "антропологический принцип", а антропологизм характеризуется только какхарактерная черта домарксовского материализма, как понимание человека в качестве высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека только их природным происхождением» Натурализм же определяется как стремление объяснить развитие общества законами природы . Все эти разночтения свидельствуют о недостаточной изученности проблемы.
В советской историко-философской литературе антропологический принцип в философии Н.Г.Чернышевского связывается, как правило, с идеей материального единства мира, которая выступает исходной в воззрениях великого русского социалиста на человека. Так, У.Д.Розенфельд в своей содержательной монографии о Н.Г.Чернышевском, рассматривая методологическое значение антропологического принципа как философского принципа, позволяющего построить специфическую философскую концепцию, специально не разграничивает содержательный и методологический аспекты антропологического принципа, отмечая, что "центральное место в антропологическом принципе занимает идея единства, с позиций которой характеризуется не только человеческая сущность, но и анализируется природа и общество .
Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые разграничивают понятия "антропологизмм и "натурализм", "антропологический принцип" и "натуралистический принцип" и видят существо антропологического принципа как методологического приема в при нятии человека за исходную точку философского анализа в отличие от натуралистического принципа, где такой исходной категорией выступает не "человек", а "природа". Разграничение методологической и содержательной сторон антропологического принципа позволяет, таким образом, точнее определить его существо как методологического приема и его отличие от натуралистического принципа. В антропологическом принципе человек оказывается исходным пунктом философских построений, объясняющим основанием при решении проблем гносеологии, философии истории, социологии и т.д. Такой методологической ориентации придерживались философы различной партийной принадлежности.
Нам представляется, что антропологический принцип, являясь методологическим приемом, имеет и онтологический статус, представляющий его содержательную конкретизацию в духе материалистического или идеалистического антропологизма. Антропологический принцип в методологическом плане применялся как материалистами, так и идеалистами. Принципиальная противоположность между ними заключалась в самой трактовке человека, и в зависимости от того, какие свойства человека признавались определяющими его сущность, складывались диаметрально противоположные антропологические концепции - идеалистические и материалистические. Содержательной конкретизацией натуралистического принципа выступает натурализм в его материалистической или идеалистической формах, что прежде всего зависит от истолкования понятия "природа". Важно отметить, что и материалистический натурализм и материалистический антропологизм объединены идеей порождения человека некой общей, единой материальной субстанцией.
Натурализм в рассмотрении человека проявляется в том, что человек понимается как часть природы, как объект среди объектов, как вещь среди других природных вещей, не имеющая своих особых законов. При этом социальное рассматривается только как модификация природного. Примером такого понимания являются натуралистические концепции человека у французских материалистов ХУШ века. Так, например, П.Гольбах в "Системе природы" писал, что "человек -произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мысли - выйти из природы". И дальше - "Все наши идеи, желания, действия представляют собой необходимый результат сущности и качеств, вложенных в нас природой, и видоизменяющих нас обстоятельств, которые она заставляет нас испытывать".
Натуралистическое истолкование человека подразумевает, что "человеческая природа" рассматривается наряду с растительной и животной природой, как не имеющая какого-либо своего специфического содержания, своих особых законов. Природа понимается каксиноним всего существующего. "Нет и не может быть ничего вне при 2.роды, объемлющей в себе все сущее". Мы солидаризируемся с мнением А.М.Каримского в том, что "натуралистической является такая теоретическая позиция, которая исключает при трактовке философских проблем сверхъестественные факторы и сводится в конечном счете к отождествлению всего сущего с природой... Натурализм не тождественен научности и не обязательно совпадает с материализмом... Что касается натурализма просветителей,то он выступает специфиче-ской формой исторического идеализма" . Таким образом, природа рас сматривается натурализмом как единая материальная субстанция,которая порождает все многообразие мира, В этом единстве природы и человека, понимании человека как части природы, всецело подчиненной ее законам, все многообразие проявлений человека в мире сводится к его природной первооснове, а социальные связи человека интерпретируются как природные узы, и этот момент абсолютизируется. Натурализму, вследствие его метафизической сущности и неумения объяснить человеческую деятельность как основу социальной связи людей, присуще рассмотрение общества как простой суммы индивидов, растворение социальной реальности в общей "системе природы" .
Натурализм как философский принцип основывался на естественно-научной методологии исследования со свойственной ей механистичностью и метафизичностью. Ф.Энгельс писал о материализме ХУШ века, что он "был преимущественно механистическим, что соответствовало тогдашнему состоянию науки и связанному с ним метафизическому, то есть антидиалектическому методу философского
Антропологический принцип как философская основа утопического социализма Н.Г.Чернышевского
Антропологический принцип Н.Г.Чернышевского выступил в качестве философского основания его социалистической теории. Такой теоретический результат применения русским мыслителем антропологического принципа зависел от понимания Н.Г.Чернышевским природы и сущности человека. Мы разделяем понятия "природа" и "сущность" человека, поскольку учение о "природе" человека интересуется тем, что включает человека в мир, что объединяет человека и мир, характеризует связь человека и мира, природы, общие их черты. В то время как в понятии "сущность человека" акцент ставится на том, что отличает человека от остальной природы, в чем человек "больше", "выше", чем остальной мир, в чем состоит видовая специфика человека, в чем человек противопоставлен остальному миру.
Вопросы сущности и существования человека были рассмотрены русским философом в широком социальном контексте необходимости де мократических, социалистических преобразований общественных отношений в пореформенной России. Н.Г.Чернышевский так же, как и В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, ставил проблему человека в центр внимания философии, а решение ее он видел в социалистическом переустройстве общества, которое одно способно принести свободу и всестороннее развитие личности. В этом, на наш взгляд, заключается важное отличие взглядов Н.Г.Чернышевского от воззрений многих представителей утопического социализма, которые искали этот вдеал в докапиталистических патриархальных отношениях. В то же время утопический социализм в целом, поставив проблему всестороннего развития человека, не смог увидеть реальные черты этого идеала в рабочем классе капиталистической общественно-экономической формации.
Если эпоха буржуазных революций выдвинула в центр философского исследования разум и человека как разумное существо, то "эпоха Чернышевского" выдвинула в центр философского исследования человека как разумное, чувственно существующее и материально действующее существо. Оставаясь в сущности революционным просветителем, Н.Г.Чернышевский, в отличие от просветительской идеологии Запада, исходит в определении сущности человека не из разума, а из человеческого организма как психофизиологического образования, как воплощенного единства материального и идеального. Отправная точка его философских построений - натура человека, понимаемая как многокачественное образование в рамках материального субстанциального единства. В натуре человека неразрывно соединены материальная сторона жизни человека и его чувства, воля,ум, духовная жизнь. "Соединение совершенно разнородных качеств в одном предмете, - считает Н.Г.Чернышевский, - есть общий закон вещей" Н.Г.Чернышевский, как и другие русские революционные демократы XIX века, рассматривал человека в единстве биологической и социальной сторон его существования как цельное, деятельное, познающее, исторически развивающееся существо, стремящееся к осуществлению свободы на основе познания законов окружающего мира. Вместе с тем, его философия человека, вытекавшая еще из антропологического материализма, была исторически ограниченной. Проблема человека еще не рассматривалась им в категориях социального и биологического, а анализировалась в понятиях духовного и телесного, духовного и природного, в чем проявлялся, на наш взгляд, антропологизм в понимании сущности человека. У Н.Г.Чернышевского только намечаются подходы к пониманию практического характера общественной жизни, к рассмотрению человека в качестве общественного, практически действующего существа. В работах русского философа человек наделяется биосоциальной сущностью, что характерно для натуралистических теорий. Известно, что К.Маркс и Ш.Энгельс, считая, что сущность человека только социальна, никогда не забывали о биологической стороне жизни человеческого рода, являющейся результатом длительного развития природы. При этом конкретно-историческое понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, в основе которых лежит труд, общественно-историческая практика, является тем главным, что отличает марксистское понимание человека от материалистических и идеалистических домарксистских концепций человека. Вместе с тем исторически подходя к концепции человека Н.Г.Чернышевского, нужно отметить, что им предпринята интересная, во многом оригинальная попытка преодоления узости натуралистического понимания сущности человека.
В понимании сущности человека Н.Г.Чернышевский исходит из принципа единства человека и природы. Это единство понимается фи лософом как:- генетическое единство. Он пишет: "Нам нужно обозреть всю область природы,чтобы дойти до человека" (т.7, с.274). Человек есть "венец природной жизни, высшая ступень, достигаемая процессом природы вообще" (т.5, с.365);- структурное единство: "... разница между органическою и неорганическою комбинациею элементов несущественна и так называемые органические комбинации возникают и существуют по одним и тем же законам, и все они одинаково возникают из неорганических веществ" (т.7, с.245);Н.Г.Черньшевский утверждает, что человек является не просто частью природы, а особой ее частью и поэтому "...законы, по которым возникают феномены (явления человеческой жизни - СМ.), есть только особенные частные случаи действия законов природы"(т.7, с.294). Н.Г.Черньшевский для определения законов функционирования человеческой природы использовал новые для той эпохи достижения естествознания. Если у французских материалистов ХУПІ века главную роль играли модели классической механики, то Н.Г.Черньшевский опирался преимущественно на достижения физиологии и химии;- наличие природных, материальных потребностей. Н.Г.Чернышевский отмечает, что силы природы "представляются нашему сознанию как потребности человека" (т.5, с.622).
Такое понимание единства человека и природы в принципе общее у Н.Г.Черньшевского с Л.Фейербахом. С французскими материалистами ХУШ века его объединяет признание определяющим свойством человеческой природы, как части живой природы, стремления к самосохранению. В силу этого стремления человек тяготеет к удовольст
Общественные условия как основа формирования личности
Великое достоинство западно-европейского утопического социализма состояло в том, что он показал необходимость всестороннего развития личности и с этой точки зрения давал критику существующим антигуманистическим условием существования человека. "Учение о гармонической, всесторонне развитой личности,- отмечает В.А.Малинин, - является одной из величайших ценностей,оставленных утопическим социализмом человеческой культуре". Проблема личности и ее развития - одна из ключевых и в русском утопическом социализме. Г.В.Плеханов писал о том, что "усиленная разработка личности привела к тому, что русская интеллигенция в своихвзглядах на некоторые вопросы личных отношений опередила совре рменную интеллигенцию Западной Европы" . Постановка и решениепроблемы личности Н.Г.Чернышевским были связаны прежде всего с задачами решения социальных противоречий русской и западноевропейской действительности, с поиском новой революционной теории, объясняющей объективные законы развития социальной действительности.раты, не ставил проблему всестороннего развития личности как насущную задачу дня. Он понимал, что для достижения этого идеала необходима ликвидация стесняющих развитие личности, придающих ей уродливую, одностороннюю форму общественных условий, когда все силы человека поглощены только повседневными мелочными заботами о существовании. "Известно, - пишет Н.Г.Чернышевский, - что из двух людей, одинаково одаренных от натуры, тот будет иметь более широкий взгляд на жизнь, кто более привык к занятиям, требующим подобного взгляда; известно, как убийственно действует и на ум и на сердце человека такое положение,при котором все его мысли исключительно прикованы к мелочным заботам о мелочных делах" (т.4, с.94). Вместе с тем, русские революционные демократы уже переводили задачу развития личности в практическую плоскость, понимая, что без развития личности работника невозможно создание важного субъективного условия общественного прогресса, решение назревших революционных задач. "Половина дела, - полагал Н.Г.Чернышевский, - зависит только от того, чтобы человек с достаточною силою почувствовал надобность в известном улучшении. Это чувство уже дает ему очень значительную часть условий, нужных для улучшения" (т.7, с.265). Идеал развития личности Н.Г.Чернышевский видел не в докапиталистических и патриархальных отношениях, а в будущем гармоничном общественном устройстве, основанном на "союзном производстве и союзном потреблении", связывал всестороннее развитие личности трудящегося с ходом общественного прогресса к социализму. "Лейтмотивом философских и социальных концепций русской демократической мысли XIX века, - считает М.Т.Иовчук, -была идея прогрессивного поступательного развития человечества, ведущего к освобождению от гнета противостоящих ему чуждых сил, к свободе, счастью и цельности жизни личности".
Выдвижение в утопическом социализме Н.Г.Чернышевского проблемы личности и ее развития на первый план определялось, по нашему мнению, рядом причин. Во-первых, общим характером современной мыслителю эпохи исторического развития России, когда страна, по его оценке, "вступает в тот период экономического развития, когда к экономическому производству прилагаются капиталы" и, следовательно, она начинает "вовлекаться в сферу полного действия закона конкуренции" (т.4, с.304, 744). Центр революционной и теоретической деятельности Н.Г.Чернышевского и его соратников, "революционеров 61-го года", таких, как Н.А.Добролюбов, Н.В.Шелгу-нов, М.И.Михайлов, Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Н.Н. и В.А.Обру чев и другие, приходился на переломную эпоху социально-экономического развития России. В этот период в стране происходил демократический подъем, рушилась феодально-крепостническая система и утверждалась капиталистическая общественно-экономическая формация. Эпоха перехода к капитализму в России сопровождалась кризисом феодальной личности и в то же самое время "только капитале лизм и создал условия, сделавшие возможным.., протест личности" ,обеспечивал гораздо более благоприятные условия развития индивидуальности работника по сравнению с феодально-крепостническими порядками, когда "не существует неприкосновенности никаких прав, при котором не ограждены от произвола ни личность, ни труд, ни собственность" (т.5, с.700). Н.Г.Чернышевский отмечает прогрессивность капитализма по сравнению с феодальным устройством в деле создания экономических условий для развития личности
В рассуждениях русского социалиста объективно отразилось то обстоятельство, что капиталистическое производство выходит в своем движении за национальные и местные рамки, создавая постоянные передвижения больших масс населения, разрывает узы рода, общины, разрушает узкие условия жизни человека, создавая "многоразличные положения личности", богатство общественных отношений. В России, как отмечал В.И.Ленин, процессы капиталистического развития сказались "с полной силой в пореформенную эпоху, когда старинные формы труда рушились с громадной быстротой и первое место заняла купля-продажа рабочей силы, отрывавшая крестьянина от патриархальной, полукрепостной семьи, от отупляющей обстановки деревни", освобождавшая личность от крепостных уз, ставившая ее "в самостоятельные отношения к рынку, сделав ее товаровладельцем (и в качестве такового - равной всякому другому товаровладельцу)" . Н.Г.Чернышевский отмечает прогрессивную роль городов в развитии личности, в деле преодоления "стеснительных последствий обычаев", подчеркивая, что "в городском населении люди мыслят уже самостоятельно, и зараза самостоятельности в мыслях, ведущей к самостоятельности в поступках, разливается из городов в села" (т.9, с.314).
Экономический процесс капиталистического развития в России отразился в социальной области "общим подъемом чувства личности", чувства собственного достоинства, сопровождался "вытеснением из "общества" помещичьего класса разночинцами, горячей войной литературы против бессмысленных средневековых стеснений лич-ности и т.д." . Если А.И.Герцен ставил вопрос: "Кто виноват?",
Основные характеристики процесса развития личности "нового человека"
Н.Г.Чернышевский в "Критике философских предубеждений против общинного владения" доказывал, что идея развития имеет универсальный характер, охватывая все стороны жизни. Придерживаясь цельного материалистического понимания мира, показывая, что все в мире подлежит закону развития, философ утверждал, что и сам человек как особая часть материального мира также находится в постоянном процессе изменения и развития, "Со времен Гераклита Эфесско-го, - отмечает Н.Г.Чернышевский, - мысль о процессе как форме всякого существования оставалась основной идеей наиболее важных философских школ" (т.Ю, с,983), Человеческая жизнь также есть процесс, в основе которого лежит человеческая деятельность, протекающая в определенных общественных условиях. Понятия "жизнь" и "деятельность" рассматривались философом как однопорядковые. Н.Г.Чернышевский употреблял понятие "жизнь" в широком значении, не только как биологическое существование человека, но и как жизнь духовную. "Жизнь умственная и нравственная, развивающаяся надлежащим образом тогда, когда здоров организм, то есть материальная сторона человеческой жизни, идет удовлетворительно -вот истинно приличная человеку и наиболее привлекательная для него жизнь" (т.2, СІІ7-ІІ8). Представление о достойной человеке жизни Н.Г.Чернышевский связывает с трудом, отмечая, что "жизнь в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе" (т.2, с.10) совпадает с идеалом людей труда, русский философ предпринял анализ деятельности человека как способа существования и развития человеческой личности. При этом мыслитель полагает, что "понятие о развитии и существовании не одно и то же" (т.10, с.985), что "только улучшающие перемены подходят под понятие развития" (т.10, с.984). Всю же сумму перемен, происходящих с человеком и состоящих, кроме перемен "улучшающих", из перемен "безразличных" в смысле улучшения или ухудшения и перемен "ухудшающих", Н.Г.Чернышевский обозначает термином "процесс" или выражением "история существования предмета" (т.10, с.985). Эти "понятия, - считает мыслитель, - гораздо более широкого объема,чем понятие об улучшающих переменах, обозначавшиеся термином "развитие" (т.10, с.984). Следовательно, понятие "развитие личности" характеризует, по мысли Н.Г.Чернышевского, определенную позитивную направленность изменений, происходящих с личностью и заключающихся в "улучшающих переменах" с точки зрения реализации в человеческой жизни ценностей революционно-демократической культуры, ее идеала человека и гражданина.
В предшествующей Н.Г.Чернышевскому русской философской мыс ли уже был замечен тупик натуралистического истолкования человека и наметились, на наш взгляд, две основные тенденции в понимании развития личности, знаменующие собой поворот от абстрактно-антропологического понимания человека к поиску социально-экономических оснований его существования и развития. А.И.Герцен писал, что "телесный вид человека сформирован, и потому прогресс человека в последующий исторический период - это прогресс содержания мысли, а не тела: тело человека дальше идти не может" Н.П.Огарев в статье "Памяти Герцена" отмечал, что они пришли к выводу о том, что "вообще развитие человека идет тугим путем опыта, а не через развитие его физиологии, и только через него при р ходит к пониманию действительной правды" . В.Г.Белинский говорило том,что все последующее развитие человека как существа общественного осуществляется в "противодействии человека, существа мыс 3лящего, немыслящим силам природы" . Петрашевец Ф.Г.Толь считал,что "самая жизнь развивает человека, на каждом шагу упражняя его и беспрестанно взывая его к деятельности" . В произведениях Н.Г.Чернышевского эти наметившиеся догадки относительно, во-первых, общественного содержания процесса развития личности и, во-вторых, его "опытного", практического характера, получили свое дальнейшее развитие. Процесс развития личности имеет общественную природу, поскольку стремления человека, цели его деятельности выводятся Н.Г.Чернышевским из самой объективной действительности, из общественного бытия человека. "Историческая потреб-Герцен А.И, Избр.филос.произв. М., 1948, т.1, с.318. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. М., 1952, т.1, с.799. Белинский В.Г. Поли.собр.соч., М., 1953, т.З, с.197, Толь Ф.Г. Набросок речи о происхождении религии. - В кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953, с.700. ность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности, а сама не подчиняется никому, не изменяется никому в угоду", -пишет русский социолог (т.З, с.183). Источник развития личности Н.Г.Чернышевский видит, в конечном счете, в объективной логике движения самих общественных процессов, объясняет его "необходимостью вещей". "Все явления нравственного мира проистекают одно из другого и из внешних обстоятельств по закону причинности", -полагает мыслитель (т.7, с.260). Н.Г.Чернышевский выходит за просветительские рамки понимания источника развития человека,так как исходит не из абстрактных требований человеческого разума, а из потребностей самой общественной действительности, потребностей исторической жизни. Н.Г.Чернышевский признает развитие человека в его истории, понимаемое как возрастание умения "вести дела умнее и расчетливее прежнего" (т.7, с.295) закономерным и необходимым процессом.
Развитие личности выступает у Н.Г.Чернышевского общественным по содержанию процессом, поскольку исторически оно неразрывно связано с развитием общества в целом. Философ говорит о "чрезвычайно тесной связи между развитием индивидуума и развитием общества" (т.5, с.385). Цели, средства и условия достигать развития предоставляются обществом. "Милль говорит о надобности развивать самобытную и оригинальную жизнь в отдельных людях.Это превосходно. Но самобытность и оригинальность, подобно здоровью, образованию и всяким другим хорошим качествам, требуют известных средств; и если правительственное вмешательство направляется к обеспечению этих средств отдельному человеку, оно содействует развитию самостоятельности в нем", - отмечает революционный демократ (т.9, с.710). Н.Г.Чернышевский во многом преодолевает абстрактную, внеклассовую постановку вопроса о развитии человека, показывая социально-экономическую обусловленность развития