Содержание к диссертации
Введение
Глава.1. Сущность общественно-политической активности личности в идеологической борьбе в условиях развитого социализма . 10
1. Общественно-политическая активность как категория научного коммунизма . 11
2. Механизм формирования и проявления общест венно-политической активности личности в идеологической борьбе в условиях развитого социализма . 41
Глава.2. Содержание общественно-политической актив ности социалистической личности в идеоло гической борьбе (на примере студенческой молодежи) .
1. Особенности проявления общественно-политической активности студенческой молодежи в
идеологической борьбе. 67
2. Система показателей активности студенческой молодежи в идеологическом противоборстве . 91
3. Взаимосвязь политической культуры, нравственных качеств и активной жизненной позиции студенческой молодежи как фактор формирования непримиримости к буржуазной идеологии . 124
Заключение. 160
Список литературы. 168
Пшложение
- Общественно-политическая активность как категория научного коммунизма
- Механизм формирования и проявления общест венно-политической активности личности в идеологической борьбе в условиях развитого социализма
- Система показателей активности студенческой молодежи в идеологическом противоборстве
- Взаимосвязь политической культуры, нравственных качеств и активной жизненной позиции студенческой молодежи как фактор формирования непримиримости к буржуазной идеологии
Введение к работе
Современный этап исторического развития характеризуется усилением идеологической борьбы. Классовый противник все в большей степени делает ставку на то, чтобы "размягчить" социализм изнутри, осуществить идейную, духовную и нравственную эрозию нашего общества, возродить пережитки прошлого в сознании.и поведении людей. Главными средствами достижения этих целей являются идеологические диверсии, психологическая война.
Важное место в планах стратегов антикоммунизма отводится более глубокому проникновению чуждой идеологии в сознание подрастающего поколения. Наш идейный противник стремится насадить в среде советской молодежи вкусы и нравы, несовместимые с социалистическим образом жизни, привить индивидуализм, аполитичность, бездуховность. При этом, как неоднократно отмечалось в документах КПСС, работах и выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко, противник стремится использовать в своих целях особенности молодежи, ее возрастную психологию.
В этих условиях Коммунистическая партия, ленинский комсомол большое внимание уделяют задачам формирования коммунистической убежденности, идейной стойкости подрастающего поколения, создания целостной системы контрпропаганды. Товарищ К.У.Черненко на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС указал: "...надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, клас-совой, трудовой закалке молодежи". Эта исходная установка предопределяет важность изучения вопросов повышения эффективности идеологической, политико-воспитательной,контрпропагандистской работы в молодежной среде.
Классики марксизма-ленинизма придавали большое значение практическому участию в политике не только выдающейся, но и рядовой личности. Ф.Энгельс писал, что "воля отдельного человека не равна нулю, она вносит свою долю в общий исторический результат. В.И.Ленин за действиями миллионов масс всегда видел деятельность реальных, живых индивидов.
Это ключевое положение побудило поставить в центр исследования вопрос об активном противодействии влиянию чуждой идеологии со стороны каждого советского человека, В современных условиях такой подход обеспечит максимальную эффективность контрпропаганды, идеологической работы в целом по воспитанию идейной стойкости молодежи. Этим определяется актуальность и важность темы настоящего исследования.
В диссертационной работе объектом изучения выбрано студенчество - социальная группа, которая обладает особыми ролью и влиянием в среде молодежи, служит источником пополнения рядов социалистической интеллигенции. Рассмотрение особенностей и путей формирования политической культуры, непримиримости к буржуазной идеологии студенческой молодежи представляет значительный интерес, служит основой для совершенствования воспитательного процесса,
Развитие общественно-политической активности советского студента в борьбе с буржуазной идеологией является важным условием формирования его как личности социалистического типа. Процесс этот требует глубокого и всестороннего анализа.
В наиболее общей постановке проблемы идеологической борьбы рассматриваются в работах многих советских авторов: Арбатова Г.А.,Артемова В.Л.,3агладина В.В.,Иванова В. Н., Кейзерова Н. М.,Митина М. Б.,Смоляне кого В.Г. и ряда других. Советские ученые занимают четкую классовую позицию, ведут борьбу с враждебными взглядами, противостоят усилиям ослабить и очернить мир социализма. Эти исследования с марксистских позиций дают анализ кризиса современной буржуазной идеологии, разоблачают антикоммунизм и антисоветизм во всех формах, показывают несостоятельность концепций, используемых буржуазной пропагандой против СССР и других стран социалистического содружества.
Активно разрабатывается также круг проблем, связанных с формированием у членов социалистического общества марксистского мировоззрения, высокой политической культуры, социально-политической активности. Особое внимание уделяется проблемам идейного становления молодежи. В трудах Ануфриева S.A., Боряза В.Н.,Кос олапова Р. И.,Волкова Ю.Е.,Лисовского В.Т., Ожегова Ю.П.,Смирнова В.А.,Смирнова Г.Л., а также в коллективных работах рассматриваются роль и место молодежи в соци - 6 альной структуре общества, вопросы ее социальной активности, становления гражданской зрелости.
В научной литературе в последние годы стало выделяться направление, которое рассматривает задачу активного,наступательного противодействия каждого советского человека влиянию буржуазной идеологии. В работе над проблемой в такой постановке плодотворно сочетаются выводы основополагающих исследований как процесса идеологической борьбы, так и закономерностей формирования убежденности и общественно-политической активности советских людей.
Следует, однако, отметить, что исследования в этом весьма важном направлении пока не получили должного развития. Недостаточно разработан понятийный аппарат в данной лбласти, слабо изучены механизм и проявления активности личности в идеологическом противоборстве.
Настоящая работа в определенной степени восполняет пробел в исследовании ряда основных аспектов проблемы. В диссертации рассматриваются вопросы, которые вскрывают сущность общественно-политической активности личности в идеологической борьбе. Раскрываются особенности проявления исследуемого процесса в конкретной социально-демографической группе - студен - 7 ческой молодежи.
Целью диссертационного исследования является определение спосоОов повышения эффективности работы по формированию у молодежи идейной стойкости, активности в борьбе с буржуазной идеологией.
Для достижения этой цели, автор ставит и решает следующие задачи:
- уточнение понятия "оощественно-политическая активность" как категории научного коммунизма;
- изучение специфики, сущности и механизма формирования общественно-политической активности студенческой молодежи;
- рассмотрение форм проявления активности личности студента в идеологической борьбе;
- разработка показателей активности студента в противодействии буржуазной идеологии;
- определение характеристики конкретных групп студенческой молодежи по исследуемому качеству;
- разработка практических рекомендаций по улучшению структуры контрпропаганды в вузе.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения съездов и пленумов ЩІ КПСС, постановления ЦК КПСС, труды и выступления руководителей партии и Советского государства, а также документы братских коммунистических партий. Во всех этих материалах раскрываются перспективы коммунистического строительства, содержатся важные теоретические выводы и практические указания по коммунистическому воспитанию молодежи, повышению эффективности идеологической, политико-воспитательной работы.
Автором изучены и используются в процессе анализа выводы из работ советских ученых и ученых стран социалистического содружества по проблемам современной идеологической борьбы, развития социально-политической активности молодежи стран социализма, улучшения структуры и организации контрпропаганды.
Основным положением, которое формулируется и обосновывается в диссертационной работе, является необходимость формирования непримиримости к буржуазной идеологии на основе развития общественно-политической активности личности в этой сфере.
Сущность активности человека в идеологическом противоборстве во всех случаях остается неизменной, однако содержание этого процесса имеет специфику для различных социально-демографических групп населения. Соответственно, носит специфические черты и механизм формирования непримиримости к буржуазной идеологии у разных групп, в частности, у молодежи. Основное внимание в работе уделяется изучению особенностей хода борьбы с чуждой идеологией именно в этой группе.
В диссертационном исследовании обосновывается утверждение о том, что общественно-политическая активность в идеологической борьбе является степенью (мерой) включенности личности в идеологическое противоборство на основе преданности ее коммунистическим идеалам.
Как следствие теоретического анализа, предлагаются система показателей и методика оценки уровня общественно-политической активности студенческой молодежи в борьбе с буржуазной идеологией. Формулируются рекомендации по совершенствованию структуры контрпропаганды в вузе, улучшению учебной и политико-воспитательной работы в студенческой среде.
Основные результаты исследования изложены автором на научно-практической конференции молодых ученых "Марксизм - 9 ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма" (Москва, 1983 г.).
Итоги социологического исследования и практические рекомендации изложены автором, на расширенном заседании Дальневосточного Совета Минвуза ГСФСР по социально-экономическим и общественным наукам на тему "60-я годовщина образования и проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока" (Владивосток, 1983г.).
Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:
1. Роль политической культуры в развитии общественно политической активности личности в условиях социализма.
В кн.: Влияние объективных условий и субъективных факторов на формирование всесторонне развитой личности в условиях социализма. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.
2. Воспитание у студенческой молодежи непримиримости к буржуазной идеологии. - В кн.: Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма. - М., 1983. (Тез.докл./ Научно-практическая конференция молодых ученых).
Общественно-политическая активность как категория научного коммунизма
Общественно-политическая активность, будучи одним из видов социальной активности, является одним из тех понятий, которые приобретают качественно новую определенность при переходе от капитализма к коммунизму, а также в ходе строи -тельства нового, коммунистического общества. В чем состоит новое содержание общественно-политической активности личности в условиях развитого социалистического общества? Каково её место в системе других категорий научного коммунизма?
Общественно-политическая активность в условиях развитого социализма как социальное явление служит отражением более широкого общесоциологического закона, открытого классиками марксизма-ленинизма. К.Маркс писал: "Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно,і расти и объём массы, делом которой оно является".
В.И.Ленин в новых исторических условиях - в эпоху перехода от капитализма к социализму - развил дальше и кон -кретизировал этот закон. Он пришел к выводу, что "чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десят-ки миллионов". В.И. Ленин обращает здесь внимание на новую качественную сторону, а именно, на сознательность и политическую зрелость участников общественных преобразований.
В условиях коммунистического строительства происходит дальнейший рост общественно-политической активности трудящихся, каждого советского человека. Это вызывается процессами, лежащими как в русле совершенствования политической системы социалистического общества, так и направленными на воспитание всесторонне развитой гармонической личности.
Социальная активность как общественное явление обусловлена конкретными социально-экономическими условиями. Её содержание и направленность зависят от формы собственности на орудия и средства производства, от типа производственных отношений, которые она развивает. Источником общественно-политической активности грудящихся масс в условиях капиталистической формации является классовая борьба. Эту борьбу организуют и направляют марксистско-ленинские и рабочие партии. Определяя категорию в одной или в другой системе понятий, мы либо расширяем, либо ограничиваем объем исследуемого понятия за счет рассмотрения его в связи с другими понятиями. Поэтому исследователь должен четко понимать, в системе понятий какой общественной дисциплины анализируется данное явление. Изучаемый нами аспект предполагает рассмотрение общественно-политической активности в системе понятий научного коммунизма.
Определение роли и места общественно-политической активности в системе других понятий научного коммунизма -задача непростая уже потому, что вопрос о системе категорий научного коммунизма недостаточно разработан в методологическом плане. Основния для классификации законов и категорий научного коммунизма могут быть разные и поэтому можно предложить различные их схемы. Э. В. ТЬдевосян предлагаетподразделить категории и законы научного коммунизма по их1 генезису на две основные группы.
К первой группе относятся законы и категории, выступающие в конечном итоге как результат применения общесоциологических законов и категорий к процессу возникновения, становления и развития коммунистической формации и отражающие специфику проявления в условиях этой формации соответствующих общеисторических процессов. Вторая группа включает законы и категории, которые отражают явления, порожденные коммунистической формацией, специфичные только для неё. Если следовать этой классификации, то общественно-политическую активность необходимо отнести к категориям первого порядка. Не подлежит сомнению, что социальная активность как общественное явление и ее виды возникли и получили определенное развитие в предыдущих формациях. Однако в условиях новой, коммунистической формации изменился источник, движущая сила общественно-политической активности рабочего класса. Также изменились направление и цель этой активности.
"Понятия не неподвижны, а-сами по себе, по своей при .роде = переход". - отмечал В.И.Ленин. В чем же суть этого перехода в исследуемом нами понятии в связи с революционной практикой современности? Какова связь этого понятия с близкими, такими, как политическая культура, активная жизненная позиция, политическая деятельность и др.? Ответить на эти вопросы, значит, приблизиться к пониманию общественно-политической активности как категории научного коммунизма.
В литературе фигурируют несколько точек зрения по вопросу социальной активности и её видов. Анализ работ показывает, что разработка проблемы ведется с двух позиций. Первая - это изучение проблемы со стороны субъекта, то есть рассмотрение социальной активности как качества, присущего массам, классам, социальным группам, а также личности. Вторая - рассмотрение социальной активности, в том числе общественно-политической, в качестве условия протекания социальных процессов.
Очевидно, что социальная активность предполагает деятельное участие людей в общественной жизни, направленное на до стижение определенных целей, поэтому связь социальной активности с деятельностью признается всеми исследователями. Однако характер этой связи трактуется различно. Ряд авторов, например, Г.С. Арефьева и др., социальную активность отождествляют с деятельностью. По их мнению, активность субъекта и есть предметная деятельность. Близок к такому же отождествлению и Ю.Е. Волков, считающий, что под общественной активностью в самом общем виде можно понимать совокупность
Механизм формирования и проявления общест венно-политической активности личности в идеологической борьбе в условиях развитого социализма
Характерной чертой современной эпохи является возрастание значения и роли идеологической борьбы, расширение сферы и усложнение форм идейного противоборства.
Классовая борьба между рабочим классом и буржуазией, как писал Энгельс, "...ведется планомерно во всех трех ее направлениях, согласованных и связанных между собой: в теоретиче 1 ском, политическом и практически-экономическом". Этот выводполучил свое развитие у В. й. Ленина, который отмечал, что необходимо "побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное". Эти методологические установки в полной мере использованы при определении характера современного этапа идеологической борьбы в документах международных Совещаний коммунистических и рабочих партий: "...человечество вступило в последнюю треть нашего столетия в обстановке обострения идеологического противоборства, сил прогресса и реакции, социализма и империализма. Ареной этого противоборства является весь мир, все основные области общественной жизни - эко-номика, политика, идеология, культура". Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС на основе анализа современной обстановки заключил, что сейчас "происходит резкое,небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоз-зрений". Мировой империализм пытается повернуть вспять ход истории, зачеркнуть исторические достижения реального социализма, рост авторитета и влияния мирового коммунистического и рабочего движения,прогрессивное развитие стран, сбросивших ярмо колониального гнета, подъем национально-освободительной борьбы, огромный размах антивоенного движения, все более глубоко воздействующих на сознание народов во всем мире. Для им и перализма идеологическая борьба против социалистических странвыступает сегодня как особая отрасль деятельности, возведенная в ведущих капиталистических странах в ранг государственной политики."...Буржуазия во все возрастающем масштабе пытается вести идейную борьбу методами "психологической войны". Психологическую войну отличают особые, специфические, только ей присущие методы. Среди них политическое дезинформирование, создание ложных стереотипов, введение в заблуждение, создание иллюзорных представлений, шантаж, запугивание и устрашение, провокации, обман, дезинформация, взвинчивание массовых чувств и эмоций и направление их на выгодные объекты, переключениевнимания, внушение враждебных или чуждых идей, внесение идей ной путаницы".
В условиях мира психологическая война ведется многими средствами, но главный упор делается на пропаганду как на наиболее массовую, наиболее доступную форму воздействия. Она ведется по многочисленным каналам: радио, телевидение, пресса,- 43 кино,выставки, туризм, культурный обмен и т.п."Радиовойна1 , которую изо дня в день ведут различные "голоса", день ото дня ужесточается. Заметно актвизирова-лось политическое направление в деятельности многочисленных зарубежных религиозных и псевдорелигиозных радиостанций. Усиливается координация действий разных антисоциалистических пропагандистских центров, особенно по линии НАТО. Все больше отрабатываются приемы приспособления к аудитории социалистических стран и обмана их граждан.
Анализу того, с помощью каких средств и методов империалистическая пропаганда пытается достичь СЕОИХ целей внутри социалистических стран, посвящен ряд работ советских уче-ных. В этих работах анализируется связь между отдельными составными частями идеологии и уровнями пропаганды, которая не всегда однозначна.
В пропагандистских материалах идеологическое содержание может претерпевать определенную трансформацию, которая носит настолько глубокий характер, что позволяет говорить о пропагандистской версии определенной буржуазной идеологической доктрины. Более того, особенностью этой трансформации является зачастую и то, что явно выраженные элементы идеологиисочетаются с информацией, не носящей непосредственно идеологического характера. Иначе говоря, "для целей пропагандистского воздействия может быть использовано любое знание, сообщение, сведение о социальных процессах и явлениях, а также знания, сообщения, сведения мировоззренческого и даже технического характера". Понимание того, каким образом действует буржуазная машина дезинформации, как организуются идеологические диверсии, какие методы манипулирования сознанием масс используют недруги для размывания веры в коммунистические идеалы, необходимо для эффективной организации идеологического противодействия на современном этапе.
Аспектам воспитания, пропаганды и контрпропаганды на современном этапе в работах, посвященных проблемам идеологической борьбы, уделяется, на наш взгляд, все же еще недостаточное внимание. Отметим лишь несколько работ, в которых эта задача формулируется и рассматривается с научных позиций. Основные выводы, которые делаются их авторами, говорят о том, что несостоятельность тезисов, выдвигаемых импєриалистической пропагандой, не дает никаких оснований для самоуспокоенности. Это полностью соответствует ленинскому положению о том, что "мы должны неустанно бороться против всякой буржуазной идеологии, в какие бы модные и блестящие мундиры она ни рядилась".
Воспитание нового человека - процесс сложный и длительный. Он проходит в условиях острой идеологической борьбы двух систем. Это воспитание тормозится живучестью, цепкостью пережитков прошлого. В докладе, посвященном 109-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина, эта мысль была подтверждена и конкретизирована: "У советских людей, например, вызывают законное возмущение факты хищения, взяточничества, бюрократизма, неуважительного отношения к человеку и другие антисоциальные явления. И тут не столь важно: перешли ли они в сегодняшний день из прошлого или заносятся к нам из-за рубежа и паразитируют на тех или иных недостатках нашего развития. Вазтакие явления есть, они нам мешают, и борьба с ними - долг каждого коммуниста, каждого гражданина".
Система показателей активности студенческой молодежи в идеологическом противоборстве
В основе готовности молодого человека к противодействию буржуазной идеологии лежит активная жизненная позиция в идеологической борьбе, основанная на достаточно зрелой политической культуре.
Для того, чтобы измерить степень готовности студенческой молодежи к активной общественно-политической деятельности в идеологической борьбе, необходимо перейти к эмпирической интерпретации теоретических положений, которые были рассмотрены нами в предыдущем изложении.
Общественно-политическую активность молодежи в идеологической борьбе ьлы определили как степень включенности ее в деятельность по борьбе с буржуазной идеологией и ее прояв -лениями на основе высокой политической культуры и активной жизненной позиции в вопросах идеологического противоборства и противодействия явлениям, чуждым природе социалистического общества. Определили мы и систему политических ценностей, объективирующих непримиримость к буржуазной идеологии, как совокупность собственно политических, правовых, нравственных и эстетических норм и ценностей, имеющих специфическую идеологическую направленность.
Исходным для разработки методики операционализации теоретических понятий является то положение, "что эмпирическая интерпретация... понятия предполагает установление правилфиксирования соответствующих эмпирических признаков, т.е.1 операциональное определение термина".
Следует подчеркнуть, что категории научного коммунизма не могут быть полностью сведены к эмпирическим показателям. При составлении и анализе анкет мы отдавали себе отчет в том, что "при сведении общих понятий к вопросам анкеты всегда остается некоторый "теоретический остаток", который не стоит терять, когда от вопросов анкеты исследователь переходит к общим понятиям при анализе результатов".
В ходе анкетного опроса мы можем выявить, очевидно, не саму общественную активность студентов в идеологической борьбе, а уровень политической культуры (скорее, элементов политической культуры), который позволяет судить о степени готовности к этой борьбе. То же касается и борьбы с антиобщественными явлениями в сфере морали. При исследовании выявляется позиция студентов по этим вопросам.
Проводя oneрационализацию элементов политической культуры и активной жизненной позиции, мы исходили из того, что в процессе формирования политической культуры студентов с целью привития иммунитета против буржуазной идеологии можно выделить два направления:1) включенность студентов в этот процесс по той линии, которая регулируется и контролируется учебно-воспитательной деятельностью, работой комсомольских, партийных, общественных организаций.2) освоение студентами политических, моральных ценностей в повседневной жизнедеятельности, в тех ее элементах, которые трудно регулировать организационно. К этой группе относятся досуг молодежи, мода, спорт и некоторые другие. В процессе непосредственного взаимодействия молодого человека с социальной средой, межличностных контактов формируется отношение к моральным ценностям социализма, позиция по отношению к идеям и явлениям, чуждым социалистическому обществу.їассмотрим следующую задачу: с помощью конкретных индикаторов выявить и измерить те элементы политической культуры, которые непосредственно "ответственны" за формирование непримиримости к буржуазной идеологии. Также необходимо определить позиции студенчества по тем вопросам нравственности, в которых наиболее полно отражается способность молодого человека осознать предпочтимость ценностей социализма по сравнению с буржуазными.
В структуре политической культуры мы выделили для измерения такие составляющие, как политическая образованность и политическая сознательность, а также готовность на этой основе политически действовать. К числу признаков, характеризующих активность в сфере идеологической борьбы, отнесены также активная жизненная позиция по отношению к явлениям, противоречащим природе социалистического строя,нрав ственные позиции, активность в выполнении общественных поручений, активность в сфере досуга.
Каждый из основных компонентов имеет в нашем исследовании несколько эмпирических индикаторов. По отношению к основным компонентам, эмпирические индикаторы составляют своеобразную подсистему.
В нашем исследовании, очевидно, может быть получена лишь относительно правильная оценка рассматриваемого качества, которая более или менее хорошо приближается к истинной. Объективной причиной служит то, что на первом этапе не удается охватить всю реальную подсистему возможных проявлений политического развития личности и ее готовности борьбе с буржуазной идеологией. Получение более адекватной оценки - задача дальнейших комплексных исследований.
Мы попытались сделать своеобразный идеологический срез студенчества определенного региона на данный момент времени. Эмпирические показатели выделялись нами с учетом особенностей жизнедеятельности студентов.
В целях измерения составляющих готовности студентов к борьбе с буржуазной идеологией, мы пользовались методами шкалирования комплексных показателей и корреляционного анализа. Мы понимаем, что измерение, шкалирование социокультурных элементов - задача сложная; она остается достаточно острым методологическим вопросом. Однако, мы придерживаемся мнения, что при измерении социальных явлений любая шкала, являющаяся теоретически обоснованной, независимо от грубости ее показателей, лучше, чем отсутствие такой шкалы.
Оценка по каждому из элементов формируется на основе нескольких эмпирических индикаторов. Каждому из индикаторов соответствует один вопрос анкеты. Ответы респондентов
Взаимосвязь политической культуры, нравственных качеств и активной жизненной позиции студенческой молодежи как фактор формирования непримиримости к буржуазной идеологии
Современный этап идеологической борьбы характеризуется тем, что одним из направлений спекуляций буржуазных теорий и их пропагандистских вариантов является сфера морали. Почему это происходит?
В обыденной жизни человек сталкивается с бесчисленным множеством вкусов, точек зрения, мнений, пристрастий. В этом проявляются свобода морального сознания, свобода выбора, свобода психологического предпочтения. Отсюда буржуазная этика делает вывод, что в морали царит "плюрализм истин, что введение строгой истинности в моральное сознание означало бы насилие над индивидуальными проявлениями". Но все эти "научные" открытия не идут дальше обывательской истины: "сколько людей, столько мнений".
Грубейшей методологической ошибкой является перенесение в науку и теоретическое сознание законов, присущих обыденному восприятию явлений. К.Маркс отмечал, что люди познают социальную действительность либо с помощью теоретического освоения мира, либо иными, не похожими на научный, спо особами. В этом смысле, теоретическое освоение мира решитель но отличается от художественного, религиозного, практически-духовного.
Согласно марксистско-ленинской теории, сама практика вызывает различные способы освоения действительности людьми. В.И.Ленин писал, что практика играет двоякую роль, что она выступает... "и как критерий истины, и как практический опре-делитель связи предмета с тем, что нужно человеку". Как критерий истины, она дает знание объекта самого по себе, независимо от человеческих устремлений, надежд, идеалов, то есть объективное знание. Во втором случае вырисовывается иная связь субъекта и объекта - связь ценностная.
Здесь каждый человек, в том числе и молодой, вступает в мир ценностных значений, ориентации и т.п. Одной из важнейших сторон этого мира выступает нравственное деление его поступков на добрые и злые, отношения людей - на справедливые и несправедливые, их личных качеств - на добродетельные и порочные.
Нравственные отношения являются аспектом социальных отношений, отражая их особенности и противоречия, В них отражается тот или иной объективный интерес класса, группы, общества, коллектива.
В классовом обществе нравственные отношения носят классовый характер. В них закрепляются место класса в общественном производстве, типичные, постоянно воспроизводимые образцы поведения.
Для того, чтобы понять те процессы, которые используются классовым противником в его попытках с помощью манипу-тивных методов навязать буржуазную мораль людям социалистического общества, нужно ясно понимать особенность кризисной 1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.42,с.290. фазы буржуазной морали. Необходимо ответить на вопрос: как и почему монополистическая буржуазия прибегает к практике манипулирования сознанием трудящихся капиталистических стран и делает порой небезуспешные попытки манипулировать нравственным сознанием трудящихся стран социализма, особенно молодежи?
На наш взгляд, наиболее серьезный анализ кризисной фазы морали современного капиталистического общества предпринят в работах А.Титаренко, Ю.Замошкина, И. Кона . Выводы состоят в том, что в заключительной фазе существования буржуазного морального сознания его кризис охватывает все сферы морального регулирования. Кризис морали в этом случае является отражением кризиса господствующей идеологии, всего рассматриваемого типа культуры.
Особенность данной фазы состоит в том, что на смену морали частного предпринимательства, в кругу добродетелей которого были личная предприимчивость, деловая честность, бережливость, строгие морально-бытовые качества,приходит мораль "истэблишмента", "корпоративная мораль". %нкция социального контроля закрепляется за групповым общественным мнением, которое поддерживает и внутригрупповые, и общеклассовые нормы. В буржуазном сознании эти изменения получают превратное толкование. По выражению Дж. Гелбрейта,"рыночная стихия", "хищничество" сменяются " социализированным бизнесом", стягивающим в тугой узел групповые и личные интересы.
На современной фазе развития буржуазной морали стремле ниє к частному успеху все меньше сопровождается самоотречением. Жизненные интересы больше, чем прежде, смещаются из продуктивной сферы в сферу потребления. К жаде наживы примешивается столь же острая жажда наслаждения и развлечения. Общее расшатывание нормативной ценностной системы, усиление неудовлетворенности масс своим положением, рост их нравственного негодования делают моральный кризис явлением чрезвычайно