Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности патриотического и интернационального воспитания сельской молодежи . 19
1. Марксизм-ленинизм о сущности и значении патри отического и интернационального воспитания трудящихся 19
2. Сельская молодежь как социальный объект патриотического и интернационального воспитания . 34
3. Место и роль культурно-просветительных учреждений в системе органов патриотического и интернационального воспитания сельской молодежи 51
Глава II. Основные формы работы культурно-просветите льных учреждений по патриотическому и интер национальному воспитанию 84
1. Патриотическое воспитание 84
2. Интернациональное воспитание 116
3. Формы совместной деятельности культурно-просветительных учреждений и трудовых коллективов в патриотическом и интернациональном воспитании сельской молодежи 136
Заключение. 161
Список использованной литературы и источников. 174
Приложение
- Сельская молодежь как социальный объект патриотического и интернационального воспитания
- Место и роль культурно-просветительных учреждений в системе органов патриотического и интернационального воспитания сельской молодежи
- Интернациональное воспитание
- Формы совместной деятельности культурно-просветительных учреждений и трудовых коллективов в патриотическом и интернациональном воспитании сельской молодежи
Введение к работе
Задачи, поставленные ХХУІ съездом перед Коммунистической партией, перед советским народом, знаменуют вступление нашей страны в важнейший этап борьбы за коммунизм. Как подчеркивает Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю.В.Андропов: "Крупные, масштабные задачи встают перед партией и народом в последних десятилетиях XX века. Взятые в комплексе, эти задачи сводятся к тому, что можно было бы назвать совершенствованием развитого социализма, по мере чего и будет происходить постоянный переход к коммунизму . Непременным условием решения этих задач является и подъем культуры и сознательности трудящихся, в том числе советской молодежи. Они всегда находились и находятся в центре внимания партии.
Опыт строительства развитого социализма и коммунизма в СССР свидетельствует о том, что в деле формирования нового человека, его воспитания в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма огромная роль принадлежит культурно-просветительным учреждениям.
Одним из важнейших направлений идеологической работы культурно-просветительных учреждений является интернациональное и патриотическое воспитание трудящихся.
По своему содержанию интернационалистическое и патриотическое направление коммунистического воспитания близко к политическому, выступает как его концентрация. Оно тесно связано и с
I. Ю.В.Андропов. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.,Политиздат,1983, с.25.
нравственным воспитанием, ибо интернационализм и патриотизм являются незыблемыми принципами его. Вместе с тем патриотическое и интернациональное воспитание имеет свою спеиирку и задачи, что дает основание рассматривать ее как относительно самостоятельную систему, или подсистему целого имеющую свои цели, принципы, разнообразные формы, средства и направления воспитательной работы.
Интернационализм и патриотизм советских людей есть результат постоянной целенаправленной организованной работы, осуществляемой всеми общественными организациями под руководством Коммунистической партии, в котором интернационалистическо-патриоти-ческое воспитание всегда выдвигалось на передний план.
В постановлении "О 60.-й годовщине образования Союза ССР", говорится "Все своей деятельностью, целенаправленной идеологической работой партия воспитывает трудящихся в духе советского
„I
патриотизма и социалистического интернационализма .
Актуальность проблемы патриотического и интернационального воспитания советской молодежи в условиях развитого социализма обусловлена факторами, определяющими современный этап коммунистического строительства; созданием и дальнейшим развитием материально-технической базы зрелого социализма; дальнейшим совершенствованием на ее основе всей системы общественных отношений; развитием советской политической системы, укреплением социально-политического единства советского общества и ростом общественной активности трудящихся; неуклонным подъемом благосостояния и культуры советского народа, как новой исторической общностью лю-
I. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. - Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1982 г. - М. : Политиздат, 1982. - 19 с.
5 дей; усилением интернационализма всех сторон жизни наций и народностей. Это обуславливается и возрастанием масштабов интернациональных связей советской молодежи, расширением форм ее созидательной деятельности, возрастанием удельного веса молодежи в составе самодеятельного населения. Вместе с тем, в условиях значительного обострения идеологической борьбы на международной арене, от партийных, государственных и общественных организаций требуется повышенное и постоянное внимание к научной разработке
проблем патриотического и интернационального воспитания всех
т трудящихся, особенно молодежи .
В постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования СССР" подчеркивается, что интернационалистское и патриотическое воспитание тесно связано с решительной и бескомпромиссной борьбой со
всеми проявлениями буржуазного национализма и шовинизма, нацио-
налистических пережитков и предрассудков .
В.И.Ленин, Коммунистическая партия всегда рассматривали учреждения культуры и просвещения как могучую силу,которая своими специфическими формами и методами обогащает арсенал идеологической работы в массах, дает возможность быть ближе к ним,лучше учитывать и удовлетворять их духовные запросы. В то же время открыто признают неразрывную связь культуры, просвещения и воспитания с мировоззрением пролетарской партии, ее идеологией и политикой, "...мы по всей линии своей просветительной работы,- писал Владимир Ильич Ленин, - не можем стоять на старой точке апо-
Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва,16-17 октября 1979 г. М., Политиздат, 1980, с. 35.
О 60-й годовщине образования Советских Социалистических Республик : Постановление ЦК КПСС от 19 февр. 1982 г. - М. :Полит издат, 1982. - 29-30 с.
литичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой... Для работников просвещения и для коммунистической партии, как авангарда в борьбе, должно быть основной задачей - помочь воспитанию и образованию трудящихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки,оставшиеся нам в наследие от старого строя, навыки и привычки собственнические, которые насквозь пропитывают толпу масс" . И далее Ленин прямо указывал: каждый политпросветработник должен быть государственным руководителем, уметь привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать тем, что делают комму-
НИСТЫ .
Руководствуясь указаниями В.И.Ленина о роли культурно-просветительных учреждений в воспитании молодежи, Коммунистическая партия всегда уделяла и уделяет большое внимание их развитию.
В современных условиях отчетливо наметилась тенденция значительного возрастания роли культуры и культурных учреждений во всех областях экономики и социальных отношений социалистического общества.
В принятых за последние годы постановлениях ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" (1974 г.), "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества (1978), в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения" (1977 г.), "О повышении роли музеев в коммунистическом воспита-
В.И.Ленин. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. - Поли. собр. соч., т. 41, с. 399-400.
Там же, с. 407.
ний трудящихся" (1964 г.), "Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев" (1982 г.) и в других партийных и государственных документах получили дальнейшее развитие ленинские принципы культурно-просветительной работы в современных условиях. В них обобщен огромный опыт, накопленный партийными организациями по руководству деятельностью культпросветучреждений, намечены пути дальнейшего совершенствования их деятельности.
Широкое отражение нашли вопросы деятельности культурно-просветительных учреждений в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в котором намечена развернутая и долговременная программа деятельности партийных организаций, всех идеологических учреждений. В ней со всей силой поставлен вопрос о повышении эффективности и качества идеологической работы. Подчеркнута необходимость "с максимальной отдачей, независимо от ведомственной принадлежности, использовать все имеющиеся в стране дворцы,клубы,библиотеки, залы, стадионы для развертывания политико-воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы" .
ХХУІ съезд КПСС, творчески развивая эти установки отметил, необходимость перестройки многих участков и сфер идеологической, а следовательно, и воспитательной работы, указал на то, что ее содержание должно стать актуальным, а формы отвечали бы совре-менным запросам и потребностям советских людей .
В принятых ХХУІ съездом КПСС "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на пе-
I. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. - М.: Политиздат, 1979, с. 15.
2Л Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с. 75.
8 риод до 1990 года" также уделяется серьезное внимание развитию сети культурно-просветительных учреждений, совершенствованию их деятельности в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, в более полном удовлетворении многообразных духовных
потребностей советских людей.
В период развитого социализма все более совершенствуется планирование культурного строительства на селе, важное значение придается осуществлению принципа последовательности в решении задач развития культуры села с учетом комплекса перспектив его развития.Партийные комитеты и органы культуры широко используют комплексный подход в работе культпросветучреждений,координируют их деятельность с другими идеологическими учреждениями. Принципиальное значение имеет создание в различных регионах страны, в том числе и в Узбекистане (с 1976 года) культурных комплексов.
Расширились социальные функции и эффективность работы сельских культурно-просветительных учреждений. Повысила их роль в формировании у сельской молодежи коммунистического мировоззрения, в котором патриотизм и интернационализм являются одними из ведущих принципов. В них активизировалась научно-информационная деятельность, укрепилась их связь с производственными коллективами, с практикой коммунистического строительства.
Особый интерес представляет опыт развертывания воспитательной работы сельских культурно-просветительных учреждений в советских республиках, где аграрное население составило и составляет большинство. Так в УзССР более 66 % населения проживает в
I. См. Постановление ЮТ съезда КПСС по проекту ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 гг. и на период до 1990 года". 2 марта 1981 г. - В кн.: Материалы ГОТ съезда КПСС. М., 1981, с. 182.
сельской местности. Изучение этого опыта позволяет глубже понять сущность культурной революции, характер и формы удовлетворения духовных потребностей различных групп населения, определить место культурно-просветительных учреждений в системе идеологических учреждений и их роль в коммунистическом, интернационально-патриотическом воспитании сельской молодежи. Этот интерес вызывается и тем, что учреждения культуры для сельских жителей, особенно для молодых людей, стали местом регулярного обогащения своих знаний, развития своих творческих способностей, а также способствуют формированию патриотических и интернациональных отношений. Вокруг клуба, библиотеки концентрируются на селе по сути дела вс е культурные силы, оказывающие воспитательное воздействие на молодежь.
Исходя из этого изучение и обобщение опыта воспитательной работы культурно-просветительных учреждений имеет важную научно-теоретическую и практическую значимость. Кроме того использование опыта культурно-просветительных учреждений в воспитании нового человека - патриота и интернационалиста, накопленного в нашей стране, странах социалистического содружества имеет большое значение для стран и народов, вставших на путь социалистической ориентации. Актуальность данной проблемы определяется процессом дальнейшего социального и культурного развития села, укреплением материальной базы учреждений культуры и возрастанием их роли в коммунистическом воспитании молодежи.
Советскими учеными проделана значительная работа по обобщению опыта работы культурно-просветительных учреждений по коммунистическому воспитанию трудящихся. Эта проблема в той или иной мере затрагивается в исследованиях, посвященных как общим пробле-
10 мам культурного строительства , так и проблемам организации спе-циірїческой культурно-просветительной работы .
За последние 10-15 лет появился ряд монограрй, брошюр, научных сборников, посвященных различным проблемам культурного строительства в современной деревне и роли культурно-просветительных учреждений в организации и проведении идейно-политической работы. В этих работах обобщен опыт партийного руководства культурными строительством на селе в различных регионах нашей страны,
Карпов Г .Г. Ленин о культурной революции, Л., 1970; Ким М.ЇЇ. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. М., 1967; Шумаков М.И. От культуры социализма к культуре коммунизма. М., 1965; Климушев В.Я, Культурное строительство СССР. М., 1967; Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М., 1975; Горбунов В.В. В.И.Ленин и социалистическая культура. М., 1972; Ковалев СМ. Социализм и культурное наследие. М., 1967; Бал-лер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969; Коган Л.Н. Hayчночгехничеекая революция и социалистическая духовная культура. М#, 1975; Межуев В.М. Культура и история.М., 1977; Темирбеков К.М. и Украинцев В.В. Очерки истории советской культуры М., 1980 и др.
См. Фрид Л.С. Очерки по истории развития политико-воспитательной работы в РСФСР (I9I7-I929 гг.). Л,, 1941; Андреева М.С. Коммунистическая партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I7-I939 гг.) М., 1965; Культурно-просветительная работа. Под ред. Шлеймис И.Г. М., 1969; Смирнов Ю. Культурно-просветительная работа на современном этапе,- В кн. Вопросы партийного строительства. Л., 1965; Беляков А.П. Партийное руководство работой культурно-просветительных учреждений. М., 1967; Ерошенков И.Н. и Ильин В.П. Коммунистическое воспитание трудящихся в клубных учреждениях. М., 1968; КПСС
и культурное преобразование села. Под ред. Андреева М.С. и др. М., 1981; Пе'реверзева Т.С. Вклад культурно-просветительных учреждений в интернациональное воспитание советских людей. - В кн.: Роль профсоюзов в укреплении дружбы и братства трудящихся. М., 1982.
в целях повышения политической и трудовой активности трудящихся села. Но в то же время проблема интернационалистического и патриотического воспитания в культурно-просветительных учреждениях не была предметом специального исследования и если и затрагивалась, то в основном в общих чертах.
Обобщение опыта накопленного в союзных республиках по развертыванию культурно-просветительной работы для обеспечения коммунистического воспитания трудящихся,в том числе и молодежи на различных этапах социалистического строительства посвящены кан-
дидатские диссертации , написанные в историко-партийном плане. В них рассматриваются проблемы становления и развития культурно-просветительных учреждений и их роли в коммунистическом воспитании на различных этапах строительства нового общества. В рассматриваемых диссертациях делаются интересные выводы, ставятся проблемы, которые были характерны для изучаемых периодов.
Необходимо отметить значительный вклад в разработку указанных проблем советских ученых А.И.Арнольдова, В.В.Горбунова,
I. Теселько М.П. Деятельность Компартии Украины по развертыванию культурно-просветительной работы на селе (I956-I96I гг.). Днепропетровск, 1967; Бондарь П.И. Деятельность Компартии Белоруссии по повышению роли сельских культурно-просветительных учреждений в коммунистическом воспитании CI956-I96I гг.). Минск, 1973; Кинкар Ф.А. Повышение роли культурно-просветительных учреждений в коммунистическом воспитании трудящихся (по материалам Эстонской ССР). М., 1962; Венинг Б.Л. Сельские культурно-просветительные учреждения - опора партийных организаций в коммунистическом воспитании тружеников села (на материалах областей Нижнего Поволжья). Саратов, 1967; Арёпьев И. Партийное руководство деятельностью культурно-просветительных учреждений села по коммунистическому воспитанию трудящихся (1966-1970 гг.) /На материалах Центрального Нечерноземья). Курск, 1974 и др.
В.Т.Ермакова, П.И.Кабанова, Г.Г.Карпова, М.П.Кима, Ю.А.Лугаша, С.Н.Мостового, Й.С.Смирнова, В.В.Украинцева и др.
Особый интерес представляют также кандидатские диссертации, посвященные изучению культурно-просветительной работы в Узбекистане1, в различных регионах республик и среди различных категорий населения.
Важные сведения были почерпаны нами из коллективных работ* и публикаций авторов, в которых освещается история культурного строительства в Узбекской ССР, опыт сельских культпросветучреж-дений по претворению в жизнь ленинских идей культурной револю-
Карабаев У.Х. Единство национального и интернационального в массовой культурно-просветительной работе Узбекистана первых лет Советской власти. Л., 1979; Шабалин В.Г. Театрализация как социально-педагогический метод в политико-воспитательной работе начала 20-х годов. Л., 1978; Рузметов A.M. Деятельность клубных учреждений по идейно-политическому воспитанию трудящихся (на материалах Узбекской ССР, I924-I94I гг.). М., 1979; Минеев В.Н. Деятельность культурно-просветительных учреждений Узбекистана по приобщению женщин к социалистическому производству и культуре быта (I924-I94I гг.). М., 1979; Бердиев Ш.К. Развитие культурно-просветительной работы в послевоенный период (1946-1958 гг.). Т., 1971; Рахмонова П. Деятельность Компартии Узбекистана по дальнейшему совершенствованию культурно-просветительной работы на селе в годы семилетки (на материале Хорезмской области). Воронеж, 1971; Ас-лнтдинова Х.Ю. Деятельность культурно-просветительных учреждений Узбекистана по коммунистическому воспитанию трудящихся на современном этапе. М., 1967.
Торжество ленинских идей культурной революции в Узбекистане. Ташкент, Узбекистан, 1970; Культура села Узбекистана в условиях развитого социализма. Ташкент, Фан, 1977; Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры сельского быта. М., Политиздат, 1975; Важный этап на пути к коммунизму. Т., 1981.
ции и характеризуется их деятельность по коммунистическому вос-
I питанию сельской молодежи .
Большую ценность представляет капитальный труд академика АН УзССР Т.Н.Кары-Ниязова "Очерки истории культуры Советского Узбекистана , который содержит богатый и впервые обобщенный материал о развитии социалистической культуры в Советском Узбекистане. В работе подчеркнута руководящая и направляющая роль Коммунистической партии и Советского государства в борьбе за подъем культурного уровня трудящихся, бывших национальных окраин.
За последние годы опубликован ряд работ, в которых рассматриваются вопросы культурного строительства в условиях развитого
социализма. Так, А.И.Арнольдов0 в книге "Культура развитого социализма", освещает характерные черты и закономерности культуры развитого социализма, возрастание ее социальной роли в жизни общества и формировании нового человека.
В книге В.В.Украинцева "КПСС - организатор культурного стро-
1. Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур наро
дов СССР. М., Мысль, 1974; Его же. Некоторые вопросы теории и
практики развития социалистической культуры. Т. : Узбекистан,
1980; Юсупов Э. Общее и особенное в уничтожении противополож
ностей между городом и деревней. Ташкент, Узбекистан, 1972;
Пулатов Х.П. Коммунизм, государство, культура, личность. Таш
кент, Узбекистан, 1971; Валиев А. Октябрь, культура, интелли
генция. Ташкент, Узбекистан, 1977; Ибрагимов Р. Культура села
- дело комсомола. Ташкент, Еш гвардия, 1968; Его же. Растет
культура узбекского села. Ташкент, Узбекистан, 1974; Аслетди-
нова X. Культпросветучреждения и коммунистическое воспитание.
Ташкент, Узбекистан, 1958; Эштухтатов X. Культура села Узбе
кистана. Ташкент, Узбекистан, 1977; Рузметов А. Клуб и идейно-
политическое воспитание. Ташкент, Укитувчи, 1982; Рахматова
Н. Культурно-просветительные учреждения и коммунистическое
воспитание. Ташкент, Узбекистан, 1982.
Кары-гНиязов Т.Н.Очерки истории культуры Советского Узбекистана. М., АН СССР, 1955.
Арнольдов А.Культура развитого социализма. М.,Политиздат, 1975.
ительства в период развитого социализма" поднимаются актуальные вопросы культурного строительства на современном этапе. Вопросы партийного руководства культурно-просветительной работой освеща-
ются в работах Андреевой М.С. и Белякова А.П.
В работах Заславской Т.И. и Левыкина И.Т., Староверова В.И., Рывкина Р.В. и других авторов* анализируется различные стороны жизни и духовного облика сельской молодежи, вскрываются причины и следствия ее миграции из деревни, устанавливается определенная зависимость этого явления от целого ряда факторов»
Важные сведения о работе сельских клубов, Домов культуры, библиотек, красных уголков, музеев о деятельности активистов в подготовке и проведении массовых мероприятий по интернационально-патриотическому воспитанию сельской молодежи содержатся в брошюрах, подготовленных работниками Министерства культуры УзССР
Iv Андреева М.С. Коммунистическая партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I7-I933 гг.). М, ; Высшая школа, 1963; Беляков А.П. Партийное руководство работой культурно-просветительных учреждений, М., Мысль, 1967,
2. Миграция сельского населения. Ред. чл.-кор. АН СССР Заславская Т.И., М., 1970; Сельская молодежь. Ред. Левыкин И.Т., М., 1970; Тарасов Т.Ф. и др. Профессиональная ориентация сельской молодежи. М., 1973; Староверов В.И., Тимуш А.И., Циркану Н.В. Деревня в условиях интеграции. Социальные проблемы. М., 1979; Безруков А.В. и др. Социальный облик колхозной молодежи. По материалам социологических исследовании 1938 и 1969 гг. М., 1976; Ленинские идеи в коммунистическом преобразовании деревни и участие молодежи в повышении сельскохозяйственного производства, социальном развитии села. М., 1974; Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения (методология, методика и результаты изучения социально-экономических аспектов жизнедеятельности). Новосибирск, 1979; Великий П.П. Духовная жизнь советского села. М., 1982 и др.
15 (в основном специалистами) Республиканского методического кабинета культурно-просветительной работы.
В материалах Всесоюзных научно-практических конференций, состоявшихся в 1975 и 1983 годах в г. Ташкенте, в докладах тов. Ш»Р.Рашидова дан глубокий анализ социально-экономического и культурного развития села в современных условиях, обобщен опыт укрепления материальной базы учреждений культуры и повышения их роли в коммунистическом воспитании молодежи, а также раскрыта многогранная деятельность партийных организаций по повышению уровня культуры на селе, определены задачи стоящие перед ними на современном этапе.
Значительный опыт организации культурно-просветительной работы и партийного руководства ею раскрыт в материалах научных конференций1.
На основе изучения трудов основоположников научного коммунизма, документов КПСС, трудов тов. Ю.В.Андропова, анализа и
обобщения существующей литературы, статистических данных и мате-I. Культурная революция в СССР. I9I7-I965 гг. Материалы Всесоюзной сессии научного совета по истории социалистического и коммунистического строительства в СССР 31-3 июня 1965 г, М., Наука, 1967; Кому быть хозяином в клубе (По материалам конференции в Ростове-на-Дону). М., Советская'Россия, 1971; Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры сельского быта. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Ташкенте (мая 1975 г.) М., 1975; Пути повышения эффективности идейно-воспитательной работы в производственном коллективе.Материалы Всесоюзной научно-практической конференции в г.Свердловске (июль 1975 г.) М., Советская Россия, 1976; Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. Материалы научной конференции. Ноябрь 1979 г. М., Мысль, 1980; Роль профсоюзов в укреплении дружбы и братства трудящихся. Материалы Всесоюзной научно-практической конф. в г. Рига (июнь, 1982 г.). М., Профиздат, 1982; Воспитывать ,. убежденных патриотов и интернационалистов. Материалы Всесоюз-
риалов текущих архивов Министерства культуры сельских советов, домов культуры, в диссертации сделана попытка показать возрастание роста культурно-просветительных учреждений в интернационалистическом и патриотическом воспитании сельской молодежи в условиях социализма и проследить пути дальнейшего усиления их влияния на формирование нового человека.
а) показать факторі, обуславливающие возрастание роли куль
турно-просветительных учреждений в интернационалистическом и пат
риотическом воспитании сельской молодежи Узбекистана в условиях
развитого социализма;
б) выяснить основные формы и средства имеющиеся в арсенале
культурно-просветительных учреждений и пути влияния на формиро
вание у сельской молодежи черт патриота-интернационалиста;
в) определить наиболее эффективные и показать новые направ
ления имеющиеся в деятельности КПУ республики;
г) обобщить накопленный опыт в этом направлении и на осно
ве научного анализа, сложившейся практики сформулировать конкрет
ные предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию
культурно-просветительной работы на селе в деле воспитания моло
дежи, как патриотов и интернационалистов.
Научная новизна заключается в том, что в ней раскрывается и обобщается опыт и деятельность сельских культурно-просветительных учреждений Узбекистана по интернационально-патриотическому воспитанию сельской молодежи. Автор, опираясь на сложившийся опыт в деятельности КП Узбекистана показывает коренные преобразования, которые произошли в культурной жизни села в процессе построения развитого социализма и на современном этапе.
ной научно-практической конференции в г.Рига (июнь 1982 г.) М. : Политиздат, 1982.
Новизна данного диссертационного исследования заключается и в том, что в нем интернациональное и патриотическое воспитание рассматривается применительно к сельской жизни и к жизнедеятельности молодежи Узбекистана,Автор раскрывает процесс взаимосвязи усилий сельских трудовых коллективов,культпросветучрежде-ний и их городских шефов в интернационально-патриотическом воспитании молодежи.
Практическая значимость состоит в том, что высказанные в работе рекомендации могут положительно повлиять на дальнейшее совершенствование процесса коммунистического воспитания молодежи, особенно в деле формирования у нее черт патриота-интернационалиста. Ряд рекомендаций были уже использованы в деятельности ряда КПУ совхозов и колхозов Ташкентской и Самаркандской областей и получили одобрение. Материалы работы могут быть использованы в пропагандистской деятельности,они уже были апробированы самим автором в процессе лекционной деятельности.
Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма,программные документы партии постановления ЦК КПСС,решения партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Узбекистана,труды видных деятелей Коммунистической партии, посвященных данной проблеме.
В ходе исследований были широко использованы материалы текущих архивов ЦК ЖСМ Узбекистана, Министерства культуры Узбекистана. Они позволили автору глубже осмыслить проблемы культурно-просветительной работы, сопоставить некоторые важные факты, статистические данные и на этой основе сделать выводы,которые имеют практическое значение. Интересный материал был получен из периодической печати и в результате социологических исследований. Социологические исследования проводились среди молодежи колхо-
18 зов и совхозов, сельских ПТУ пяти областей Узбекистана (Ташкентская, Наманганская, Ферганская, Андижанская, Самаркандская).
Важные сведения, характеризующие развитие экономики и культуры УзССР, рост материального благосостояния и культуры трудящихся Узбекистана содержат статистические сборники "Узбекская ССР за 50 лет", "Народное хозяйство Узбекской ССР в 1976 году", "Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980-1982 году".
Автором использованы также центральные, республиканские, областные и районные газеты, журналы, где в той или иной мере освещались вопросы культурно-просветительной работы в связи с процессом коммунистического воспитания молодежи на селе,
В совокупности, все вышеуказанные источники и материалы дали возможность проанализировать и обобщить деятельность культурно-просветительных учреждений по патриотическому и интернациональному воспитанию сельской молодежи в условиях развитого социализма.
Содержание диссертации отражено в ее структуре. Она состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, статистических материалов.
Сельская молодежь как социальный объект патриотического и интернационального воспитания
В своей многогранной деятельности КПСС исходит из долговременных перспектив коммунистического строительства, руководствуясь основополагающими идеями классиков марксизма-ленинизма в отношении молодежи. На ХХУІ съезде партии было подчеркнуто: "Молодые люди, которым сегодня 18-25 лет, завтра образуют костяк нашего общества. Способствовать сформированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать,всегда готовых к защите своей Родины - вот самое важное, самое главное..."1
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин проявляли исключительный интерес ко всем сторонам жизни подрастающего поколения рабочего класса и всех трудящихся. Они научно показали, что внимание к молодежи, постоянная забота о ней со стороны рабочего класса,его передового отряда - революционной марсистской партии - вызывается и диктуется коренными интересами классовой борьбы, борьбы за освобождение человечества от капиталистического порабощения и построения нового, коммунистического общества. К.Маркс, Ф.Энтельс не только дали глубокий анализ положения молодежи в капиталистическом производстве и трагических последствий капиталистической системы для физического и духовного облика молодого поколения трудящихся, но и сознательно связывали будущее революционного рабочего класса именно с молодежью. "Как бы то ни было - наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и следовательно, человечества, всецело I. Материалы ГОТ съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981, с. 67. от воспитания подрастающего рабочего поколения"1. Громадное значение роли молодежи в общественной жизни страны придавал В.ИЛенин, Он видел в молодежи активного борца за революционное переустройство мира. В.И.Ленин писал: "Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы с старым гнильем, а на самоотверженную о борьбу всегда первою пойдет молодежь" . Творчески развивая мысли Маркса и Энгельса, в соответствии с новыми историческими условиями, В.И.Ленин впервые в истории всесторонне разработал научно обоснованную и целостную программу коммунистов в отношении молодежи.
Возлагая большие надежды на молодое поколение, В.И.Ленин говорил: "Перед нами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы"3.
В своих произведениях В.И.Ленин уделяет много внимания молодому поколению в крестьянском хозяйстве. Здесь удельный вес детского труда был особенно велик при капитализме в царской Рос сии. В.И.Ленин неопровержимо доказал, что капитализм несет крестьянину, его детям придавленность и гибель. Для трудящегося крестьянства спасения иного нет, кроме присоединения к классовой борьбе наемных рабочих.
Как указывал В.И.Ленин, революционное воспитание молодежи стало не только важным общепартийным делом, но и важнейшей задачей социалистического государства, так как без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к строительству коммуниз тма, коммунистического общества построить нельзя .
После победы Великого Октября В.И.Ленин писал: "До сих пор как о сказке, говорили о том, что увидят наши дети, но теперь, товарищи, вы ясно видите, что заложенное нами здание социалистического общества - не утопия. Еще усерднее будут строить этоздание наши дети . "Мы, - писал В.И.Ленин, - боремся лучше,чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят... Мы уже закладываем фундамент нового здания, и наши дети достро-ят его" .
Главную социальную функцию молодого поколения В.И.Ленин видел в том, чтобы построить общество будущего. "Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей"4, - подчеркнул В.И.Ленин, обращаясь к комсомольцам.1. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 окт. 1920 г. - Поли. собр. соч., т. 41, с. 308. 2. Ленин В.И. Речь на Красной площади I мая 1919 г. - Полн.собр. соч., т. 38, с. 325. 3. Ленин В.И. Рабочий класс и неомальтузианство. - Поли. собр. соч., т. 23, с. 256-257. 4. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 окт. „.1920 г. - Поли. собр. соч., т. 41, с. 308. О твердой вере Б.И.Ленина в том, что молодежь доведет до победного конца начатое отцами дело, писала Н.К.Крупская: "Он крепко уверен был, что удастся ему перестроить всю жизнь по-новому, воздвигнуть мощное здание социализма. И поэтому и в подрастающем поколении видел он смену, хотел, он чтобы растили мы из молодого поколения борцов и строителей . Исходя из методологических указаний классиков марксизма-ленинизма, решений и документов партии и правительства, советскими учеными создан ряд трудов, в которых исследуются молодеж-ные проблемы . Особое место в них занимают проблемы идейно-политической работы с молодежью, ее становления под воздействием многообразных социальных факторов. Предприняты попытки обобщить теоретические разработки проблем молодежи, в ходе которых определились те или иные малоизученные характеристики данной общественной группы. Несмотря на значительный количественный и качественный рост исследований по проблемам молодежи, наименее изученными о остаются проблемы сельской молодежи .Хотя ей посвящен ряд иссле » дований, в которых мы находим анализ отдельных сторон ее жизни . Актуальность всестороннего изучения молодежи села, справедливо замечают И.М.Слепенков и Б.В.Князев: "Объясняется не только большим удельным весом этой категории молодежи, но прежде всего социальной перспективой, теми огромными задачами в области культурного преобразования села, в решении которых она активно включается на современном этапе развитого социалистического общества . Для анализа социальных явлений на селе и роли молодежи в них имеют определенное значение выводы С.Н.Иконниковой о том, что понятие "сельская молодежь" весьма неточное, в нем зафикси рован лишь общий признак принадлежности к сельскому населению .
Место и роль культурно-просветительных учреждений в системе органов патриотического и интернационального воспитания сельской молодежи
Одной из важнейших социальных задач с первых лет Советской власти явилась задача преобразования культуры народа и в первую очередь, молодежи на социалистических началах. Для ее решения начала осуществляться подлинная культурная революция. "Красный Октябрь, - говорил В.И.Ленин Кларе Цеткин, - открыл широкий путь для культурной революции величайшего масштаба, которая осуществляется на основе начавшейся экономической революции, в постоян тном взаимодействии с ней".
Социальное содержание культурной революции заключается не только в перераспределении духовных благ, накопленных предшествующим развитием человечества, не только в приобщении трудящихся масс к потреблению культурных благ, но и в развитии их творческой инициативы и способностей, в создании новых культурных ценностей.
В.И.Ленин предупреждал партию о сложности ситуации, в которой начиналась культурная революция в стране: "... для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная матери-альная база)" .
На Ш Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. В.И.Ленин говорил: "Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития.Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации .
В этих ленинских словах, по существу, заключались основные юложения программы культурной революции в нашей стране.
Сущность культурной революции, по мысли В.И.Ленина, заключается в перевоспитании самого человека, формировании коммунистического мировоззрения, обогащения духовного мира каждого человека общества, в превращении советских граждан в активных и сознательных строителей социализма и коммунизма.
В.И.Ленин и партия не только сформулировали задачи и цели культурной революции, раскрыли ее социальное содержание и классово-историческую сущность, но и теоретически обосновали пути успешного культурного преобразования общества.Говоря о необходимости партийного руководства культурным строительством как о непреложной истине, В.И.Ленин отмечал, что развитие культуры нельзя пускать на самотек, что партия должна планомерно руководить этим процессом с целью "формировать и определять его результаты" .
После Великого Октября культурная революция происходила многими путями, одним из которых была качественная перестройка всей культурно-просветительной работы, "В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, - указывал В.И.Ленин, - должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за уничтожение клас-сов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком" .
Таким образом, главный смысл культурно-просветительной ра боты заключался в содействии осуществлению целей диктатуры пролетариата, в стимулировании борьбы против всего отжившего, старого, что мешало рабочему классу решать исторические задачи,содействовать построению коммунистического общества. Впервые в мировой истории культура стала служить революционной перестройке обще ственных условий1.
В.И.Ленин в речи на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года говорил: "... мы по всей линии своей просветительной работы не сможем стоять на старой точке аполитичности просвещения, несможем ставить просветительную работу вне связи с политикой" . О конечной задаче всего образования, воспитания, культурно-просветительной работы, В.И.Ленин в той же речи говорил; "Коммунизмодолжен стать доступным рабочим массам, как собственное дело" .
В.И.Ленин подчеркивал, что культурно-просветительная работа непременно должна обладать своими особенностями и придавал большое значение методам такой работы. "В партийной работе, - говорил он в речи на П совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 24 января 1919 г., - мы выработали свои навыки широкого воздействия на массы, но их нужно соединить с методами культурно-просветительными, в частности школьными и особенно внешкольными..."
Определяющим направлением культурно-просветительной работы В.И.Ленин считал курс на поддержку инициативы и творчества самих трудящихся масс.Его рукою было написано в "Проекте Программы РКП(б)" в 1919 г. следующее: "Всесторонняя помощь Советской власти самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян (устройство библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов лекций, кинематографов... и т.п.)" Он отмечал, что политическое и культурное просвещение масс тесно связано с политикой коммунистической партии, с повседневной борьбой трудящихся за практическое осуществление идей научного коммунизма. Оно не исчерпывается только пропагандой коммунизма, а означает достижение практических результатов в коммунистическом строительстве, "оно значит - научить народ, как это достигать" .
Принципами культурно-просветительной работы в нашей стране являются: народность, партийность, тесная связь с жизнью и практикой коммунистического строительства, боевой и наступательный характер, широкая творческая инициатива и самодеятельность масс, планомерность и систематичность, последовательное проведение в жизнь ленинской национальной политики, укрепление взаимосвязей советских людей со всеми прогрессивными и революционными силами мира. Принципы этой работы заложены в содержании всей воспитательной деятельности городских и сельских учреждений культуры.
Во многих литературных источниках дается разное определение основного содержания культурно-просветительной работы. В одних случаях эта работа рассматривается как деятельность по коммунис I. Ленин В.И. Проект программы РКП(б). - Поли. собр. соч., т. 38,с. 96. 2« Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросве тов. - Поли. собр. соч., т. 44, с. 173.
Интернациональное воспитание
На ХХУІ съезде КПСС, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" было развито положение ХХУ съезда партии; "Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии .
На XX съезде КП Узбекистана Ш.Р.Рашидов подчеркнул: "Предметом постоянной работы партийных организаций было и есть патри р отическое и интернациональное воспитание трудящихся" . Интернациональное воспитание по сути своей есть прежде всего воспитание классовой солидарности трудящихся различных наций и народностей.
Интернациональное воспитание молодых сельских граждан всегда составляло важное звено в многогранной деятельности системы культурно-просветительных учреждений. При этом в их деятельностиучитывается совокупность объективных факторов и субъективных интересов и запросов молодежи села.
Важное значение среди объективных факторов занимает место Узбекистана в общесоюзном разделении труда. Республике отведена роль главного производителя хлопка. "Земледельцы, все трудящиеся республики рассматривают непрерывное увеличение производства хлопка как общенародную задачу, как свой первейший патриотичес-.кий и интернациональный долг перед всеми братскими народами
СССР, странами социалистического содружества, - говорил на XX съезде Компартии Узбекистана Ш.Р.Рашидов.
Среди объективных факторов социально-интернационального характера, которые оказывают значительное воздействие на воспитательную работу культурно-просветительных учреждений, находится и процесс становления бесклассовой структуры общества. Необходимо учитывать и то, что диалектика национальных отношений на этапе развитого социализма состоит в движении к полному единству наций и народностей. Но достижение этого единства идет не за счет ликвидации национальных особенностей, а на основе постоянного сближения, создания максимально благоприятных условий для развития, расцвета каждой нации и народности. "Жизнь убеждает,-отмечено на ХХУІ съезде КПСС, - что интенсивное экономическое исоциальное развитие каждой из нащих республик ускоряет процесср их всестороннего сближения . Важнейшей социально-политическойбазой для этого является укрепление новой исторической, социальной и многонациональной общности - советского народа.
Формирование советских юношей и девушек как интернационалистов-ленинцев связано с решением проблемы наиболее конкретного и сознательного приобщения их к великим идеалам коммунизма, с творчесішм использованием в этих целях интернационалистских традиций, в первую очередь, рабочего класса, КПСС, колхозного крестьянства и народной интеллигенции.
Укажем на объективное изменение национального состава сельского населения, которое знаменует собой углубление процесса интернационализации производства и образа жизни. Потребности развития региона, планомерное размещение на территории республики производственных мощностей и производительных сил значительно расширили интернациональные связи народов Узбекистана. Так, если в 1939 г. на территории Узбекистана проживали представители 94 наций и народностей, то в настоящее время - более ста. В сельской местности, например, по переписи 1970 г. проживали более 160 тыс. русских, 152 тыс. татар, 345 тыс. казахов, 336 тыс.таджиков, 21 тыс. азербайджанцев, 15 тыс. украинцев и т.д. В Отчетном докладе XX" съезду Компартии Узбекистана (февраль 1981 г.) товарищ Ш.Р.Рашидов отметил, что в республике сейчас живут и трудятся в дружной семье представители более ста наций и народностей нашей страны. В республике все населенные пункты и всттрудовые коллективы являются многонациональными .иНо потребностьобщесоюзного масштаба состоит в том, чтобы и коренное население республик Средней Азии и ряда районов Кавказа отдали свой избыток рабочей силы, особенно имеющейся на селе. Значит, нужно активнее вовлекать население этих мест в освоение новых террито рий страны. И, конечно, надо развивать в республиках Средней Азии и в ряде районов Кавказа особо важные отрасли производства, "шире вести подготовку квалифицированных рабочих коренной национальности, прежде всего из числа сельской молодежи" .
Культурно-просветительные учреждения призваны учитывать объективное состояние интернациональных отношений, тенденции в развитии социалистических наций. Вместе с тем, в своей работе им следует вести борьбу с некоторыми негативными явлениягли в области национальных отношений в современный период развитого социализма.ХХУІ съезд КПСС подчеркнул: "КПСС боролась и всегда будет решительно бороться против таких чуждых природе социализма проявлений, как шовинизм или национализм, против любых националис ртических вывихов, будь то, скажем антисоветизм или сионизм" .
В деле интернационального и патриотического воспитания сохраняет свою актуальность задача разоблачения буржуазных фальси-фикаторов национальной политики КПСС .
Интернациональное воспитание призвано упорядочить и распространить положительный опыт непосредственного и посредственного общения молодежи различных национальностей, отсеять из опыта то, что является негативным, преходящим, сложившимся под влиянием неверных суждений и оценок различных явлений национальных отношений.
Формы совместной деятельности культурно-просветительных учреждений и трудовых коллективов в патриотическом и интернациональном воспитании сельской молодежи
В советском сельском хозяйстве сделаны крупные шаги на пути превращения сельскохозяйственного производства в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль, в направлении к сближению материальных и культурно-бытовых условий сельского образажизни с городским. Проводя аграрную политику, КПСС уделяет огромное внимание выполнению тех программ, которые позволяют: "всемерно наращивать усилия для решения задачи сближения материальных и культурно-бытовых условий жизни города и деревни", в этих целях предусмотрено "опережающими темпами вести в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях строительство... клубов, библиотек и других объектов культурно-бытового назначения..."
В условиях развитого социализма значительно повышается роль трудовых коллективов во всех сферах жизни. Это одна из важных закономерностей современного этапа коммунистического строительства, действие которой характеризует подлинный демократизм социалистического общества.
В Конституции СССР (1977 г.) трудовые коллективы включены в политическую систему общества развитого социализма, Статья восьмая предусматривает, в части своей: "Трудовые коллективы... воспитывают своих членов в духе коглмунистическои нравственности,заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации" . Следовательно, трудовой коллектив является важнейшим социальным институтом по формированию труженика коммунистического общества, а интернационально-патрио-гическое сознание является существенным элементом идейно-политиме ского воспитания.
В деле коммунистического строительства, особенно в создании і развити агропромышленных комплексов велика роль коллективов сельскохозяйственной сферы, колхозов и совхозов, деятельность которых имеет решающее значение в изменении социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни сельского населения.
В трудовом коллективе сельский житель учится творчески трубиться, формируется как гражданин, воспитывается как личность с зысокими политическими, моральными и духовными качествами. В настоящее время особенно важно овладевать навыками научного управ-іения жизнедеятельностью каждого сельского трудового коллектива хак целостной экономической, общественно-политической и культурой ячейки социалистического общества и каждого его члена, учитывать в работе как экономические, так и идеологические, воспитательные, культурные и другие последствия принимаемых решений, коллективы, в первую очередь трудовые, представляют собой ту не-юсредственную среду общения, через которую каждый входит в об-цественные и приобретает такой опыт. Поэтому сегодня значительно зозрастают воспитательные функции трудовых коллективов, так как )ни располагают большими возможностями, комплексного совершенствования производственных и общественных отношений на селе, фор-лирования нового человека. Наибольших успехов добиваются те сель-зкие партийные организации, которые формирование коммунистического отношения к труду, марксистско-ленинского мировоззрения и морали, повышение общеобразовательной, профессиональной и экономи-іеской подготовки, развитие общественной активности, организацию разумного досуга осуществляют в едином процессе.
Процесс складывания нынешнего типа трудовых коллективов и развитие в них товарищеских творческих отношений в период социализма и формирования советского народа как новой исторической общности людей рассматриваются нами как взаимообусловленные процессы. Советский народ как новая историческая общность не сложился бы, если бы в процессе совместной трудовой деятельности не возникли бы у тружеников (как городских, так и сельских) общие интересы, духовная общность, единые моральные принципы,сходные интернационально-патриотические убеждения и запросы.
В процессе коллективного социалистического труда складываются такие социальные связи и отношения между людьми, которые способствуют развитию дружбы и товарищеской взаимной помощи людей, взаимной выручки. Эти отношения развиваются между членами коллектива, принадлежащими как к одной, так и к разным нациям. Процесс становления социалистических трудовых коллективов явился вместе с тем процессом рождения многонациональных коллекти т
BOB . Трудовые многонациональные коллективы являются основной социальной средой, где формируется интернациональное и патриотическое осзнание людей, ибо общественная природа труда определяет появление общих интересов людей; занятых в нем.
Социально-воспитательные функции трудового коллектива проявляются в следующем: 1) потенциальные возможности социалистического труда в интернациональном и патриотическом воспитании наиболее полно проявляются в производственном коллективе, включая и коллектив сельскохозяйственного профиля; 2) трудовой коллектив является той ареной, где проявляется общественно-политическая активность человека, вариантами которой являются интернационалистская и патриотическая активность; 3) внерабочее, свободное время членов коллектива определяется требованиями коллективизма, включая и время участия в интернационально-патриотических мероприятиях; 4) трудовой коллектив - лучшая социальная среда для формирования новых и усвоения имеющихся интернационалистских и патриотических традиций; 5) общественное мнение о сущности и фактах социалистического интернационализма и советского патриотизма является наиболее прочным именно в трудовых коллективах; 6) в трудовом коллективе интенсивно формируется гордость за свой край, за свою республику, за дела и успехи своего трудового коллектива и гордость за страну Советов, за могущество системы социализма. Вместе взятые элементы общенациональной гордости дополняют духовный мир интернационалистов-патриотов. Сельские трудовые коллективы, как правило, небольшие и менее насыщены по национальному составу, по сравнению с коллективами промышленных предприятий; их основной костяк обычно составляют люди коренной (местной) национальности. В большинстве случаев и население сел по своему национальному составу включает меньше представителей других национальностей, чем население города. В некоторых районах с многонациональным составом до сих пор можно встретить поселения, в которых преобладают представи