Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ I. Сущность общественно-политической активности женщин, объективные и субъективные факторы её развития 19-51
РАЗіДЕЛ II. Роль Советов в создании материаль ных и духовных предпосылок для по вышения общественно-политической активности женщин 52-95
РАЗДЕЛ III. Советы и повышение общественно-политической активности женщий в многообразных институтах и формах представительной и непосредственной демократии 96-140
РАЗДЕЛ IV. Роль органов общественной самодеятельности в развитии общественно-политической активностиженщин 141-172
Заключение 173-179
Источники и литература 180-214
- Сущность общественно-политической активности женщин, объективные и субъективные факторы её развития
- Роль Советов в создании материаль ных и духовных предпосылок для по вышения общественно-политической активности женщин
- Советы и повышение общественно-политической активности женщий в многообразных институтах и формах представительной и непосредственной демократии
- Роль органов общественной самодеятельности в развитии общественно-политической активностиженщин
Сущность общественно-политической активности женщин, объективные и субъективные факторы её развития
Сущность "общественно-политической активности" можно раскрыть только исходя из понятия "социальная активность", ибо "кто берется за частные вопросы без предварительного решениях общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросьг.
Следует подчеркнуть, что несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме социальной активности трудящихся, в литературе до сих пор нет однозначного и общепринятого определения понятия "социальная активность". Это и понятно, так как проблема социальной активности привлекает внимание представителей разных общественных наук: философов, социологов, психологов, специалистов по научному коммунизму и др. Поэтому её исследование проводится с одной стороны, с учётом предмета и специфики отрасли научного знания, в рамках которой анализируется активность, с другой — с учётом особенностей той социальной или социально-демографической группы советских граждан, активность которой изучается .
Научная методология исследования этого понятия дана в произведениях классиков марксизма-ленинизма. Марксизм-Ленинизм исходит из того, что активность — это всеобщее, атрибутивное свойство материи, выражающее её способность к взаимодействию с окружающей сре дой и самодвижению.
Качественным образом изменяется активность с возникновением человека. Его общественной природе соответствует социальная активность, выступающая как реализация способности субъектов социальной жизни к деятельному взаимодействию с окружающей средой.
Вопрос о сущности социальной активности тесно связан с проблемой диалектико-материалистического понимания сущности человека вообще. Общеизвестно положение К.Маркса, высказанное им в "Тезисах о Фейербахе": "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"1. Другими словами, личность определяется обществом, его экономическим и политическим строем, уровнем развития культуры и идеологии.
Но марксистское понятие сущности человека не только утверждает историческую обусловленность его деятельности, но и признает его активную природу как общественного существа. При этом классики марксизма-ленинизма подчеркивали диалектический характер взаимосвязи общества и личности: общество в такой же мере производит человека, в какой человек производит общество. Так, К.Маркс пишет о том, что активность личности проявляется как способность человека не только приспосабливаться к внешней природе, но и приспосабливать её к своим интересам, целям, причем в этом взаимодействии с внешней природой человек изменяет свою собственную природу . Аналогичные высказывания мы находим у В.И.Ленина, который, в частности, отмечал: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. ... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием реша qет изменить.его" . К.Маркс впервые рассмотрел человека как "дея-тельное природное существо" . способное, в отличие от животных, ста вить перед собой осознанные цели. Человек ставит перед собой осознанные цели и ищет средства и пути их осуществления, соизмеряет с ними свои духовные и физические способности, старается предвидеть результаты и последствия своих намерений. Именно в этом кроется сознательная, целеполагавдая природа социальной активности человека. "...В истории общества, — указывал Ф.Энгельс , — действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается безт сознательного намерения, без желаемой цели .
Таким образом, уже приведенные выше положения классиков марксизма-ленинизма позволяют сделать вывод, что общественной природе человека соответствует социальная активность, выступающая как реализация способности субъектов социальной жизни посредством осознанной целенаправленной деятельности преобразовывать мир в соответствии с определенными общественными интересами. В развитом социалистическом обществе социальная активность проявляется в деятельности, "направленной на коммунистическое преобразование действительности и изменение самих действующих субъектов в соответствии с требо рваниями коммунистического строительства" .
В общественной жизни активность человека проявляется лишь в его действиях, поступках, в его практической деятельности. Изучать социальную активность людей мы можем лишь исследуя их поведение в различных сферах общественной жизни, анализируя различные виды их деятельности.
В зависимости от сферы проявления активность человека обретает свою качественную определенность и дает нам возможность говорить о конкретных видах социальной активности: активности трудовой, об щественно-политической, познавательной, художественно-творческой и т.п. Каждый из этих видов социальной активности представляет собой определенную сторону способности человека к взаимодействию со средой, находит свое место в структуре его личности и проявляется в специфических видах деятельности или поведения в соответствующей сфере общественной жизни .
Данное положение, однако, не дает основания для того, чтобы сводить социальную активность к деятельности, ставить знак равенства между ними. Проблеме соотношения деятельности и социальной активности в научной литературе уделяется большое внимание. Не вдаваясь в подробный анализ точек зрения отметим, что общим для них является то, что социальная активность определяется, как правило, через деятельность. Правомерно, на наш взгляд, мнение Е.П.Поликано-вой, что "социальная активность выступает как мера соответствия потенций личности их практическому применению в настоящий момент... Иными словами, деятельность можно трактовать как фактическую реализацию социальной активности личности, а социальную активность —как степень осуществления возможностей личности в её деятельности" .
Такого же мнения придерживается и Н.И.Ольшевский, который считает, что "только по фактической деятельности людей судят об их социальной активности, вне этой деятельности можно говорить лишьо потенциально возможной активности человека" .
Предметом нашего непосредственного рассмотрения является обще ственно-политическая активность1 в условиях развитого социализма. Возникновение и обособление политической активности как "относительно самостоятельного социального качества" человека связано с разделением общества на класон и появлением политики, политических отношений. Политические отношения, политика — это прежде всего, отношения между классами по поводу политической власти, по отношению к этой власти. В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что область политики "есть область отношений всех классов и слоев к государствуи правительству, область взаимоотношений между всеми классами" .
Во всех этих случаях реализуются соответствующие политические -интересы. Содержание, сущность политических отношений характеризуется, следовательно, заключенными в них политическими интересами, которые и выражают объективную направленность этих отношений. В антагонистическом обществе политические отношения выражают природу меньшинства — представителей господствующего класса, их классовые интересы. Свое привилегированное положение господствующий класс обеспечивает с помощью особо организованного слоя людей, занятого исключительно охраной существующего порядка и управлением делами общества, то есть с помощью государства. Государство всегда сознательно искажало истинное положение эксплуатируемых масс в обществе, всеми средствагли идеологического воздействия убеждая наро
Роль Советов в создании материаль ных и духовных предпосылок для по вышения общественно-политической активности женщин
В нашей стране успешно решена социальная задача огромной исторической важности — на деле обеспечено подлинное равноправие женщин. Как и предвидел В.И.Ленин, это явилось результатом глубоких политических, социально-экономических и культурных преобразований, наличием особых гарантий государственной охраны женского труда, материнства и детства, общественной службы быта, мер помощи семье1. Важной стороной достигнутого в развитом социалистическом обществе фактического равенства женщин с мужчиной является равенство гражданских прав и обязанностей, закрепленных в Конституции, равен р ство общественного положения . Однако наше общество на данной стадии развития еще не создало гармонического соответствия между общественными функциями женщины, её участием в общественном производстве, общественной жизни и степенью освобождения её от традиционных бытовых забот. "...Когда социалисты говорят о равенстве, — писал В.И.Ленин, — они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоей образом не равенство о физических и духовных способностей отдельных личностей" . И в развитом социализме сохраняются факторы, сдерживающие возрастание общественно-политической активности женщин. Главное место среди них занимает нынешний уровень разделения труда, при котором женщина берёт на себя большинство забот, связанных с ведением домашнего хозяйства и обслуживанием членов семьи. Существенное выравнивание участия женщин и мужчин в домашнем т тенденция развития социалистического общества. Максимально сближаются по условиям труда, быта, уровню образования, культуры различные группы внутри женской массы. Выравнивается разница в образовании, условиях труда, свободном времени, затрачиваемом на бытовые обязанности между жительницами неодинаковых по условиям сел, городов, районов. По подсчетам советских социологов за последние 30-40 лет свободное время мужчин за счет сокращения затрат времени на домашние нужды увеличилось на 2,5 часа в неделю, у женщин— на 6,8 часов; за последние 30 лет в 3-4 раза увеличилось время, отводимое женщинам на участие в общественных делах, образование . И все же семья поглощает у женщины на 15-20 процентов временио больше, чем у мужчин . Социологические исследования на Минском заводе холодильников показали, что у женщин рабочая неделя вместе с домашними делами составляет 80 часов, у мужчин — 50 . Женщина-горожанка тратит на домашний труд 30-35 часов в неделю, в деревне — 45-55 часов . Сокращает свободное время женщины рождение детей и уход за ними, хотя материнство в социалистическом обществе впервые в истории человечества было признано вашнеишей социальной функцией. Увеличение свободного времени, по определению К.Маркса, "...необходимо человеку для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил" , т.е. интеллектуального, духовного, общеобразовательного роста, без чего нереаль-на общественно-политическая деятельность.
Истоки противоречий между растущей трудовой, общественной активностью женщины и сохраняющимися её традиционными обязанностями носят объективный характер. Они прежде всего являются следствием еще не преодоленного полностью наследия предшествующих классово-антагонистических обществ. Нельзя не учитывать также, что рост социальной активности женщин в период социализма, особенно начальный, не сопровождался в нашей стране таким же интенсивным процессом их освобождения от непроизводительного труда в домашнем хозяйстве, созданием необходимых условий на производстве, в учебе, семье, в быту. В те годы основное внимание сосредотачивалось на самом первоочередном, в частности, на развитии экономики, от котрой зависело само существование молодого Советского государства. В ряде случаев сказывались недостатки в работе советских и хозяйственных органов по социальному обслуживанию населения.
Остатки неравенства женщины с мужчиной сохраняются и в условиях развитого социализма. Для полного преодоления объективно существующих противоречий необходимо, по оценке Ф.Энгельса, создание таких условий, при которых бы "индивидуальная семья перестала быть хозяй тственной единицей общества" , обеспечение гармонического соответствия между трудовыми, общественными функциями женщины и степенью освобождения её от домашнего труда, который должен превратиться в отрасль общественного производства. А это длительный процесс, поскольку изменения в быту происходят гораздо медленнее, чем в других сферах общественной жизни.
В ходе строительства материально-технической базы коммунизма КПСС и Советское государство решают двуединую задачу — устранение всех сохранившихся элементов фактического неравенства мужчины и женщины, а также максимальное сближение по уровням условий труда, быта, образования, культуры различных групп внутри женской массы; . постановка и осуществление целого ряда вопросов о положении женщины с позиций коммунистического идеала равенства и свободного всестороннего развития личности.
В Программе КПСС подчеркивается, что в период строительства коммунизма, "должны быть полностью устранены остатки неравного положения женщины в быту, созданы все социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщины в общественном труде и общественной деятельности..."1.
Следуя марксистско-ленинским принципам решения женского вопроса, КПСС рассматривает проблемы его дальнейшего развития не изолированно, а в тесном единстве, во взаимосвязи со всем комплексом задач коммунистического строительства.
Новые возможности для решения социальных задач создаются в обществе развитого социализма. Быстро растет экономический и научно-технический потенциал страны, усиливается взаимосвязь экономических и социальных процессов, осуществляется крутой поворот всей экономики на решение задач, связанных с повышением благосостояния и культуры трудящихся, совершенствованием социалистического образа жизни. В качестве одного из признаков развитого социалистического общества в Конституции СССР указывается, что здесь созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Определена и перспектива этого процесса. В статье 20 записано, что государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих . творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего разви 1 Материалы ХШ съезда КПСС. - М., 1961, с.77. тия личности .
Пути осуществления поставленных партией задач определены в решениях ХХУ, ХХУІ съездов, Пленумов ЦК КПСС, в документах, принятых в последние годы партийными и государственными органами. В них подчеркнута необходимость обеспечивать все более тесную взаимосвязь экономического, социального и духовного прогресса советского общества. Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая необходимые для этого социальные и идеологические предпосылки. Равным образом, невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики. Под этим утлом зрения рассмотрел вопрос идеологической, массово-политической работы июньский Пленум ЦК КПСС. В соответствии с его установками партия будет добиваться, чтобы эта работа отвечала характеру больших и сложных задач совершенствования развитого социализма, отмечалось на внеочередном февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС .
Таким образом, увязка хозяйственного и социального развития, его комплексность и сбалансированность, использование всех имеющихся возможностей и резервов для их обеспечения становится необходимым фактором коммунистического строительства, решения назревших проблем. И вполне естественно, что в данных условиях особое значение приобретает работа органов, обеспечивающих такую увязку сфер производства и обслуживания. Такими органами в центре и на местах являются прежде всего Советы народных депутатов. Условия труда, жизни и быта людей, система их обслуживания и воспитания, здравоохранения, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие элементы инфраструктуры должны находиться в центре внимания Советов, подчеркивается в документах ХХУІ съезда КПСС .
Для нашего исследования весьма актуально определить роль Советов народных депутатов в области создания материальных и духовных предпосылок для дальнейшего повышения общественно-политической активности женщин, их основные функции в этой сфере.
В последние десятилетия появилось немало работ, связанных с классификацией функций Советов1. Внимание исследователей к этой проблеме отражает возрастающую роль Советов во всех областях жизни. Будучи производными от хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функций социалистического государства, функции Советов отражают основные стороны их социально-исторического назначения, главные направления их деятельности по осуществлению принадле-жащей народу государственной власти .
В Конституции СССР, Конституциях союзных и автономных республик закреплено единство функций всей системы Советов. В статье 93 Основного закона сказано, что Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Реализуя идею полноты власти и единство функций Советов, Конституция относит к их ведению все сферы государственной деятельности, хозяйственного и социально-культурного строительства. В сочетании с принципом демократического централизма организации и деятельности Советов это позволяет обеспечить им единое общегосударственное руководство, инициативу и творческую активность масс, выявление, учет и сочетание общегосударственных и местных интересов.
Развитие основных функций представительных органов в условиях развитого социализма неотделимо от повышения эффективности тех форм, в которых осуществляются эти функции. Это законодательная, распорядительно-направляющая, координационная и непосредственная орга I низаторская и воспитательная деятельность . Кроме этого, в функциях Советов соединено государственное руководство
Советы и повышение общественно-политической активности женщий в многообразных институтах и формах представительной и непосредственной демократии
Крупные, масштабные задачи, встающие перед партией и народом в последних десятилетиях XX века, взятые в комплексе, сводятся к планомерному и всестороннему совершенствованию развитого социализма. Наша страна, — подчеркивалось на июньском /1983 г./ и апрельском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС, — находится в начале этого длительного исторического этапа. Один из крупнейших качественных ориентиров на этом пути ясно обозначил ХХУІ съезд партии, выдвинув положение о становлении в главном, в основном бессклассовой структуры общества в исторических рамках развитого социализма. На Пленумах дана перспектива процесса развития нашего общества, которая заключается в постепенном перерастании советской государственности в общественное самоуправление путем дальнейшего развития общенародного государства, более широкого вовлечения масс в управление делами общества . Процесс этот сложный. Он обусловлен материальными возможностями общества, уровнем политического сознания и культуры масс. Одна из главных задач этого периода — всемерное развертывание социалистической демократии. Содержание и смысл социалистического демократизма В.И.Ленин видел в тесной связи государственной власти с народом, привлечении самых широких масс к управлению государственными и общественными делами. В.И. Ленин считал, что в условиях советского государства "каждый представитель массы, каждый гражданин должен быть поставлен в такие условия, чтобы он мог участвовать и в выборе своих представите- лей, и в проведении государственных законов в жизнь" .
В речи Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко на апрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечается, что "...вскоре после Октября В.И.Ленин поставил задачу превратить Советы в такие органы государственного руководства, которые работали бы не только для трудящихся,но и через трудящихся. Ныне с полным правом можно сказать, чтозадача эта в основном решена" .
В Белорусской ССР более 85 тысяч депутатов, представителей рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народ--ностей, около 2 миллионов активистов Советов ведут дела государ-ства .
Широчайшее участие всех груждан как мужчин, так и женщин, в осуществлении государственной власти, решающее влияние народных масс на государственную политику — самая характерная особенность политической системы социализма, коренным образом отличающаяся от буржуазной политической системы. Только при социализме все трудящиеся, мужчины и женщины, участвующие в управлении государетвен-ными и общественными делами, получают реальную экономическую основу — общественную собственность на средства производства и потому имеют равное право на выработку общих решений. "Только при социализме..." — не голая фраза. Мы имеем все основания это выделять, так как капиталистический мир не знает ничего подобного и знать не может. До тех пор, пока остается неприкосновенной ос нова основ капиталистического способа производства — частная соб ственность на средства производства и.эксплуатация наемного труда, буржуазная демократия будет такой, какой охарактеризовал её В.И,Ленин, — урезанной, половинчатой, демократией для богатых, против бедных .
Сущность социалистической демократии как классового явления состоит в том, что уже с победой Октября она стала опираться в . качестве материальной основы на общественную собственность и социалистическую основу хозяйства, а её принципы и нормы явились орудием политического господства многомиллионных масс трудящихся
Приспособление и модернизация буржуазных политических институтов в условиях научно-технической революции не меняют их классовой природы, их угнетательного характера и не делают их более демократичными. Тщетность подобных усилий налицо, и не случайно в буржуазной науке вопрос о возможностях народа в осуществлении демократии наиболее запутан. Но что характерно, множество соответствующих решений, в которых не может быть четкости и определенности, а главное убедительности буржуазные идеологи склонны объяснять плюралистической природой современного капитализма, особой сложностью его социальных структур.
Самоутешительннй характер подобных объяснений не имеет ничего общего с объективным взглядом на вещи. Никакие подтасовки.и. косметические приемы не способны изменить классовой природы буржуазных политических институтов, С одной стороны, научно-техническая революция создает все необходимые материальные предпосылки для развития демократии — повышает уровень образования людей, расширяет . их кругозор, вынуждает ко все большей коммуникабельности, пробуж-дает интерес к социальному творчеству и активному сотрудничествув рамках коллектива, С другой стороны, по мере индустриализации буржуазного общества углубляются противоречия между назревающей необходимостью демократизации политических отношений и реальными возможностями решить эту проблему, В зависимости от того, как в данных условиях решается вопрос о сущности демократии и возможностях участия в ней граждан, в современной буржуазной политологии наметились два направления. Одно из них представлено элитарными теориями демократии. Суть этих теорий — народом может управлять "Элита", господствующие классы, т.е. меньшинство. Другое направление связано с концепциями плюралистической демократии, в которых ярко отражается стремление либеральной буржуазии сталкивать между собой различные политические силы, лавировать между ними, широко используя при этом псевдодемократическую фразеологию .
Элитарные теории демократии являются распространенными в США и других капиталистических странах. Проповедники этой доктрины считают народ политически недееспособным, некомпетентным судить о важных социальных проблемах, заявляя, что обычный человек мыслит примитивно и поверхностно. Отсюда управлять обществом может творческая элита и лишь при том условии, что она будет господствовать над народом. Испанский философ Ортега- и Гассет связывал свои надежды на будущность западной цивилизации с умением "культурной" властвующей элиты подчинить себе массы. Этот реакционер высокомерно рассуждал о массах, которые "по своей сущности не могут ж не смеют управлять даже своим собственным существованием, не говоря уже об управлении обществом .
Технократы же полагают, что современная техническая революция привела общество к "кардинальному" изменению критериев и порядкаформирования властвующих Элит, Собственность на средства производства, богатство,утверждают они, вопреки действительности политической жизни капиталистических стран уже не являются факторами продуцирующими власть и влияние в государстве. Последние переходят в руки людей, имеющих специальные знания, профессиональный опыт, обладающие способностью деловито и компетентно управлять общественными делами (имеются ввиду управляющие, менеджеры). Такойточки зрения придерживается американский экономист Д.Гелбрейт .
Плюрализм в современной буржуазной социологии трактуется как признак "чистой", "высшей" форлы демократии, при которой политическая власть осуществляется противоборствующими и уравновешивающими друг друга политическими партиями, а также организациями — профсоюзными, крестьянскими, церковными, ассоциациями предпринимателей2.
Таким образом, современная буржуазия придумала десятки путей и форм отстранения трудящихся от участия в практическом осуществлении государственной власти. Особенно это касается женщин. По этому поводу В.И.Ленин писал: "Положение женщины особенно наглядно поясняет разницу между буржуазной и социалистической демократией..."3.
В СССР женщины составляют 36 процентов состава Верховных и 50 процентов местных Советов . Треть общего числа депутатских мест занимают женщины большинства социалистических стран . Это убедительно свидетельствует, что в социалистическом обществе женщины действительно наравне с мужчинами принимают активное участие в ре тгшении значительных государственных и общественных проблем.
Представительность же женщин в парламентах капиталистических государств ничтожна. По данным, опубликованным в 1981 году Межпарламентским союзом в Женеве, в Национальное собрание Франции избрано всего 17 женщин, что составляет 3,45 процента всех его членов. В палате общин Великобритании заседают 27 женщин, или 4,25 процента, в бундестаге ФРГ — 38 или 7,33 процента, а в конгрессе США, где женщины пользуются избирательным правом уже напротяжении 60 лет всего 18 женщин, или 4,13 процента . Всего из 5047 членов парламента стран Общего рынка только 307 депутатов —женщины. Это менее 6 процентов от общего числа, тогда как женскоернаселение в них составляет почти 52 процента .
Проблема советской социалистической демократии в период развитого социализма достаточно хорошо изучена советской обществоведческой наукой. Это позволяет полно представлять, во-первых, место и функции Советов в деле дальнейшего развития демократических ос- -нов, во-вторых, роль и возможности Советов в привлечении населения, в частности, женщин к делам управления государством, в подготовке их к коммунистическому общественному самоуправлению, развитию общественно
Роль органов общественной самодеятельности в развитии общественно-политической активностиженщин
Возрастание роли народного представительства в период совершенствования развитого социализма и его органов, Советов народных депутатов, неотделимо от усиления значения субъективного фактора, политической сознательности масс, а следовательно, и повышения роли прямого властвования народа. На необходимость добиваться привлечения широких масс к участию в управлении государственными и об т щественными делами многократно обращал внимание В.И.Ленин . Он подчеркивал, что в условиях Советской власти осуществляется "...привлечение к управлению государством поголовно всех трудя-р ЩИХСЯ" . Одной из наиболее характерных черт Советов народных депутатов является опора на самые широкие массы населения, привлечение общественности к своей деятельности в различных организационных формах. В этом состоит одна из важнейших сторон их объединительной функции, рассмотренной наїж в третьем разделе. Эта функция вытекает из того, что Советы как система есть постоянная и единственная основа всей государственной власти, всего государственного аппарата и в то же время — наиболее массовая организация трудящихся, способная в ходе социалистического и коммунистического строи-тельства расширять свою социальную базу . В советском государстве нет системы органов местного самоуп равления, обособленной от системы местных органов власти. Уже на первом этапе становления государства местные Советы развивались как органы, в которых диалектически сочетались черты органов еди т ной государственной власти и органов местного самоуправления-1-. Наша партия стремится максимально использовать все формы привлечения масс к управлению, настойчиво добивается повышения их эффективности. И не случайно в ходе обсуждения проекта Конституции БССР было предложено включить новую статью об органах общественной самодеятельности населения, работающих под руководством Советов народных депутатов с тем, чтобы придать этому процессу законода р тельную силу . В статье 131 Конституции БССР записано, что Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, направляют работу местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения . Впервые за всю историю Советского государства на столь высоком законодательном уровне говорится об органах общественной самодеятельности, употребляется сам этот термин. Исследование работы органов общественной самодеятельности составляет неотъемлемую часть фундаментальной для социализма проблемы демократии. Оно очень важно, если учитывать, что эти органы есть звено широкой и разветвленной системы социалистического самоуправления. Советы являются центрами, вокруг которых группируются массовые самодеятельные организации населения, подводя к управлению миллионы людей. Об этом свидетельствует рост численности и количество участвующих в органах общественной самодеятельности. Если в 1968 году в Белорусской ССР было 68.020 организаций и
Таким образом, в органах общественной самодеятельности проходит школу общественного самоуправления почти каждый третий взрослый житель Белорусской ССР.
Оценка роли и значения каждого самодеятельного органа требует конкретного учета всех условий, обстоятельств места и времени его деятельности. Шесте с тем правильное понимание сущности, значения, перспектив развития системы общественных формирований требует и теоретического осмысления. До недавнего времени термин "органы общественной самодеятельности" трактовался исследователями очень ппіроко. Все те формы общественной активности, которые не относились непосредственно к депутатской деятельности и к работе граждан в составе мессовых организаций (их выборных органов и комисси), рассматривались как самодеятельные органы. При таком подходе невозможно было выявить специфику функционирования этих органов, подобрать соответствующие методы улучшения их деятельности. Однако в последние годы в научной литературе некоторые точки зрения оформились более четко, стала ясно видимой, например, роль трудового коллектива и его органов. Появилось стремление ряда авторов постичь сложность взаимосвязей между различными элементами политической системы развитого социализма, закрепленными в Конституции СССР.
В настоящее время большинство авторов рассматривают органы общественной самодеятельности как организационно-структурную форму общественной активности и инициативы граждан, их участия в управлении государетвенными и общественными делами, в решении вопросов общегосударственного и местного значения. Эти органы создаются гражданами, не объединенными в общую для них формализованную группу (например, трудовой коллектив или общественная организация), а связанными коллективным интересом, который возникает из совместно то удовлетворения потребностей, и создаются как по месту жительства (домовые, уличные, сельские комитеты), так и по месту работы (товарищеские суды, женсоветы и др.). Действуя под руководством местного Совета и его исполкома эти органы рассматривают и решают вопросы участия населения в оказании помощи предприятиям, организациям, колхозам ж совхозам в решении производственных и социально-культурных задач, проведении