Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Духовная культура - условие и првдюсылка развития активности рабочего класса в управлении производством 23 -85
1 Духовная культура: социальная сущность, структура 23 - 38
2. Взаимосвязь духовной культуры и активности трудящихся в управлении 38 -61
3. Политическая культура - показатель роста активности рабочего класса в управлении производством 62 - 85
Глава II. Основные дяовные факторы совершенстювания социально-политической активности рабочего класса в управлении производством 86-164
1. Воспитание духовной потребности участия в управлении - неоСходимое условие формирования социально-политической активности рабого класса 86 - 108
2. Основные направления развития у рабочего класса духовных качеств субъекта управления 109 - 122
3, Современные средства и формы духовного воздействия на развитие социально-политической активности рабочих 122 - 145
Заключение 145 - 154
Литература 155 - 176
- Взаимосвязь духовной культуры и активности трудящихся в управлении
- Политическая культура - показатель роста активности рабочего класса в управлении производством
- Основные направления развития у рабочего класса духовных качеств субъекта управления
- Современные средства и формы духовного воздействия на развитие социально-политической активности рабочих
Введение к работе
Социалистическое "...общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений8, которые невозможны без "...изменения в сознании людей, во всей надстройке общества"1. В этих условиях формирование активности рабочего класса в управлении производством под воздействием духовных факторов превращается в одну из ключевых задач коммунистического строительства.
Многоаспектность проблемы делает ее предметом исследования всех общественных наук. Марксистско-ленинская философия и социология, в рамках которых эта проблема непосредственно развивается, ставят перед собой цель нахождения наиболее оптимальных условий свободного и гармонического развития личности. Превратившись в методологическую базу для развития других наук, марксистско-ленинская философия в анализе всех общественных явлений исходит из понимания их взаимосвязи с человеческой деятельностью, в частности с духовной.
Кроме общего методологического подхода марксизм-ленинизм коренным образом изменил существовавшее прежде понятие о роли культуры в обществе, исторически и гносеологически доказав, что "...каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе"2, возможной только в условиях коммунистического общества, самоцелью которого является "...развитие богатства человеческой при-
Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. - Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983, с. 188.
Маркс К*, Энгельс ф. Соч., Z-e изд., т.20, с.Пб. родга...ПІ
И в этой связи, анализируя развитие общества, как культурно-исторический процесс, возможно представить последний в виде изменения самого человека и превращения его "в субъект исторического движения"2, понимающего свою свободу в обществе как право па реализацию своих творческих сил.
Одним из важнейших конкретно-исторических и наиболее действенных проявлений человека как субъекта исторического развития выступает управленческая деятельность трудящихся вообще и рабочего класса в особенности* Именно участие трудящихся в социальной управлении, а, следовательно, в преобразовании общественных отношений, является важнейшей сферой развития сущностных сил человека, предполагающего "возрастание степени свободы человека - его власти ...над стихией общественных отношений..."
Отсюда вопрос о возрастающем влиянии духовной культуры развитого социализма на уровень культуры рабочего класса и совершенствование на этой основе его социально-политической активности в управлении производством приобретает особую актуальность, которая объясняется рядом причин теоретического и практически-политического характера.
Во-первых, актуальность данного исследования связана с рассмотрением важной методологической и социально-политической проблемы, имеющей значительное идеологическое и мировоззренческое значение; это обусловлено объективно существующей тенденцией
Парке К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.П, с.123.
См.: Межуев В.М. Культура и история.(Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма)*. - М.: Политиздат, 1977, с.П.
Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. -41.,1979, с.21. возрастания роли духовного фактора в жизни общества развитого социализма и гуманизацией всех сфер его жизнедеятельности, выраженной в постоянном повышении культурно-технического уровня советских людей) который способствует активизации их социального творчества и вытекающей отсюда необходимости управления этил процессом*
Во-вторых» важность исследования данной проблемы определяется все более усложняющимися задачами коммунистического строительства, связанными с качественно новым этапом развития Советского государства и объективным ростом социальной потребности повышения роди рабочего класса в решении его основных задач.
Исторически оправданная и объективно существующая авангардная роль рабочего класса в построении коммунистического общества проявляется не только в количественном росте рабочего класса в социальной структуре общества развитого социализна и в рядах КПСС1, но, что самое главное, в укреплении и развитии идеологии рабочего класса, возрастании ее влияния на широкие слои населения. "Ведущей силой... "социальным разумом и социальный сердцем" был и остается современный рабочий класс. Его революционная идеология и мораль, коллективистская психология, его интересы и идеалы становятся ныне достоянием всех слоев советского общества"^.
В этой связи повышение социально-политической активности рабочего класса посредством усвоения духовных ценностей является не только коренным классовым вопросом, но и первостепенной задачей общества, строящего коммунизм.
Социальная необходимость повышения активности рабочего клас-
См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. - Ы#, 1981, с.68.
Там же, 0.53-. са з управлении как основной производительной и руководящей силы социалистического общества теоретически обоснована в решениях ]Ш съезда КПСС, постановлениях ЦК и других партийных документах* Социально-политическое положение в обществе способствует "...воспроизводству таких качеств и свойств рабочего класса, как социалистическая сознательность, дисциплинированность, организованность, коллективизм, благодаря которым он осуществляет ведущую роль в строительстве коммунизма"1.
Объективное и научно обоснованное положение о том, что "..„становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма"2 не опровергает важности постановки вопроса о возрастании роли рабочего класса в современных условиях. Стирание классовых различий основано не только на социально-экономической базе социализма, но на всей системе общественных отношений, в том числе идеологических и социально-психологических. Следовательно, для признания существования бесклассового общества недостаточно только для утверждения единой формы собственности на средства производства и ликвидации различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Для того, чтобы феномен социальной общности стал действительным, он должен зафиксироваться в общественном сознании через осознание народными массами этой реальности на принципиальной основе марксизма-ленинизма - идеологии рабочего класса - и превращение его психологии, общественных и личностных интересов и потребностей в доминирующие для всех слоев населения.
Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (ответ критикам). Изд.4-е,доп. II.: Политиздат, 1983,с.80.
Материалы ХШ съезда КПСС. М.; Политиздат, 1981, с.53.
В-третьих, актуальность проблемы объясняется социальной необходимостью определения и создания оптимальных условий в рамках свободного времени для воспитания социально активного советского рабочего путем совершенствования форм, методов и средств духовного воздействия идеологических и культурно-просветительных учреждений на личность с целью воспитания духовной потребности участия в управлении производством.
В-четвертых, актуальность проблемы вытекает из существующего несоответствия между уровнем теоретического исследования взаимодействия культуры личности рабочего с его социально-политической активностью в управлении производством, практическими задачами формирования социально необходимого типа личности и действительным уровнем развития у рабочего класса качеств субъекта управления. Это несоответствие имеет социальные последствия, выраженные в индифферентном отношении к своей классовой социально преобразующей роли определенной части рабочих.
Я-пятых, разработка данной проблемы вызвана необходимостью изучения и обобщения опыта влияния духовного фактора на развитие социально-политической активности рабочего класса в ранках всей мировой системы социализма с целью активизации и совершенствования наступательного противоборства с буржуазной моралью и ценностями буржуазной духовной культуры, направленных на эрозию социалистического сознания - идейной основы духовного мира социалистического общества и личности.
Широта и нногоаспектность рассматриваемой проблемы соответственно потребовала изучения обширного круга научной литературы, в той или иной мере затрагивающего важные для нас вопросы. Анализ литературы, охватывающей период с конца 60-х до начала 80-х годов, позволил сгруппировать ее следующим образом.
К первой группе мы отнесли работы общего характера по марксистско-ленинской теории культуры, использованные нами в анализе понятия* места и социальной роли духовной культуры. В этом плане особую научную ценность представляют работы Злобина Н.С., Иовчука М.Т., Когана Л.Н., Нежуева В.М.1 и др., которые имеют обобщающий, аналитический и фундаментальный характер.
Вторую, наиболее обширную группу литературы, представляют исследования, посвященные всестороннему изучению духовной культуры в непосредственной связи с анализом закономерностей развития ее на уровне общества в целом, а также различных социальных общностей и отдельной личности. В книгах таких советских ученых как Арнольдов А.И., Баллер Э.А., Боголюбова Е.В., Снегирева Т.И., Уделов А.К., Яковлев Б.Д.2 и др. дан глубокий анализ понятия сущности и структуры духовной культуры, ее социальных функций. Сюда же мы отнесли литературу, посвященную исследованию отдельных компонентов, определению их субординационного статуса в
Злобив Н.С. Культура и общественный прогресс. - И.: Наука, 1980; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979; Межуев В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-иоторичеекой теории марксизма) / Н.: Политиздат, 1977 и др.
См.: Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. Н«, 1975; Боголюбова Е.В. Культура и общество (вопросы теории и истории). МТУ, 1978; Баллер Э.А. Коммунизм, Культура. Человек. М.: Сов. Россия, 1979; Снегирев Т.И. Духовная культура развитого социалистического общества. Проблема формирования социалистического сознания в европейских странах социализма. II.: Наука, 1981; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980; Яковлев Б .Д. Духовная кулітура развитого социализма (к методологии исследования). Л.: ЛГУ, 1981 и др. структуре, а также специфику и социальные последствия влияния на формирование личности таких важнейших структурных компонентов духовной культуры, как политическая культура (Блинов Н.Б., йовчук и Л1., Коган Л.Н., Кейзеров Н.М., Сноргунова В.Ю., Решетников Б.А. и др.)1 и эстетическая культура с ее составной частью - культурой художественной - в работах Андреева А.Л., Кагана М.О., Киященко Н.И., Лукина Ю.А,, Лармина О.В.2 и др., раскрывающихся на общефилософском, искусствоведческом и социологическом уровнях*
Кроме зтого, для анализа социальных функций духовной культуры безусловно представляют интерес работы аналитического, информативного и обобщающего характера по результатам конкретных социологических исследований* В них показаны основные направления исследований духовной культуры социологами Советского Союза и зарубежных стран, раскрыты противоречия и нерешенные проб-
См.: Блинов Н.Б. и др. Политическая культура и молодежь. М.: Мол.гвардия, 1982; Коган Л.Н. и др. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. Свердловск, 1980; Кейзеров Н.М. Политическая культура социалистического общества. М.: Мысль, 1982; Решетников В.А. Политическая культура и проблемы ее формирования у советской молодежи. Автореф. дис. ... кал/;, филос. наук. И., 1981; Сморгунова В.Ю. Политическая культура как фактор социального познания. Автореф. дисс. ...канд. филос. наук. Л., 1981 и др.
Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980; Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развернутого социализма. М., 1976; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1972; Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Мол. гвардия, 1977; Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма, м*., 1977; Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982 и др. демы этого процесса"*-.
В третью группу мы включили литературу по вопросам социального управления. Эта значительная по своему объему литература, в свою очередь, подразделена нами в соответствии с рассматриваемыми в диссертации проблемами на специфические направления.
Во-первых, это труды общего характера, освещающие проблемы теории и практики социального управления и развития демократии* К ним следует прежде всего отнести работы Афанасьева Б.Г., Мартануса Р.В., Марко Маркова, Еарапетяна л.М., Попова гл.. и др.2
Во-вторых, монографии отдельных ученых и научных коллективов» освещающие место и роль рабочего класса в системе социальной) управления вообще и управления производством, в частности, в большинстве своем созданные на обширном материале конкретных социологических исследований .
Дондурей Д.Б. Социологические и социально-психологические проблемы взаимодействия художественной культуры на личность в условиях НТР. М., 1975; Социологические исследования культуры в СССР. Обзорная информация. М., 1978; философские и социологические вопросы культуры социалистического общества. Реф. сб. М., 1978 и др.
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977; Белых А.К. Управление и самоуправление. Л., 197?.; Мартанус Р.В. Научное руководство и управление в социалистическом обществе. Изд.МГУ, 1978; Марко Марков. Теория социального управления. М.: Прогресс, 1978; Карапетян Л.М. Научное управление и демократия. М.: Политиздат, 1979; Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974; Научное управление обществом. Вып.1-15. М.: Мысль, I96I-I982 и др.
Аитов Н.А. Советский рабочий. М«: Политиздат, 198І; Бо-карев'Н.Н. Расширение участия трудящихся в управлении производ-
Сн. на с.II.
В-третьих, сравнительно небольшая по объему литература, освещающая проблемы взаимосвязи управления и духовной культуры. Здесь преимущественное развитие подучило исследование их прямых и опосредованных связей на уровне анализа культуры управления, как результата влияния целостной системы духовной культуры общества на систему социалистического управления3".
Вопросы функциональной взаимозависимости социального управления и духовной культуры одним из первых рассмотрел Заренок Н.Н„, который внес вклад в определение специфических особенностей воздействия отдельных компонентов духовной культуры на систему управленческих отношений2.
В последующих исследованиях проблема взаимодействия духовной культуры и управления в основном изучается в плане развития принципов социалистического управления и их зависимости от духовной культуры преимущественно на уровне деятельности государственного аппарата управления*
Со с.Ю: ством. М.: Наука, 1979; Крухмалев А.Е. Рабочий класс СССР. М.: Политиздат, 1978; Остапенко Й.А. Рабочий класс в управлении производством; 1956-1970 гг. М.: Наука, 1976; Рабочий класс в условиях научно-технической революции. (По итогам исследований на предприятиях СССР по международной программе "Автоматизация и промышленные рабочие"). М.: Наука, 1979 и др.
Азаров А.Я. Актуальные проблемы'социалистической культуры управления. Автореф. дисс. ...канд. филос. наук. - М.,1979; Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М.: Знание, 1978; Новоселова В.И. Элементы культуры управления. М., 1971 и др.
См.: Заренок Н.Н. В.И.Ленин о роли духовной культуры в научном управлении социалистическим обществом (в трудах послеоктябрьского периода): Автореф. дисс. канд. филос. наук. Минск, 1975 и др.
В-четвертых, к этой группе литературы мы считаем возможным отнести исследования вопросов научного управления развитием духовной культуры советского человека вообще и рабочего класса, в частности, а также анализа становления различных форм, методов и средств коммунистического воспитания, в особенности социального планирования этого процесса как одной из наиболее действенных форм управления формированием социалистической личности.
В-пятых, в эту группу мы отнесли работы по вопросам управления процессом становления духовных потребностей. В этих работах имеется анализ такой важнейшей социологической категории как духовная потребность, формирование которой в соответствии с запросами общественного развития лежит в основе коммунистического воспитания. В обширной литературе по проблемам духовных потребностей еще мало уделяется внимания теоретическому толкованию понятия духовной потребности участия в управлении производством, а также анализу процесса ее формирования у народных
I Вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой* м., ІУ8І; Косолапог G.U. Рувинский Л.И. управление про< цессом нравственного развития личности. М.: Знание, 1978; Ковалев СМ. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980; Коммунизм и управление общественными процессами. Т.2. Управление развитием политехнических и духовных процессов социалистического общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975; Коммунистическое воспитание. Методические рекомендации для планов социального развития производственных коллективов. М.: Профиздат, 1981; Сейтешев АЛ. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высш. шкода, 1982; Социалистический рабочий коллектив» Проблемы духовной жизни. М.: Мысль, 1978; Троценко И.Д* Координация идеологической работы. М.: Политиздат, 1978; Тощен-ко I.T. Социальное планирование в СССР. М.: Политиздат, 1981 и др. uacc вообще и у рабочего класса, в особенности. В качестве пред посылки для рассмотрения этого вопроса могут служить работы Злотникова P»A.t Колмаковой Э.Ф., Сачко Г.В.1 В целом эха проблема ждет своего развития как в теоретико-методологическом плане, так и в социальной практике.
В четвертую, довольно обширную группу литературы, мы включили исследования проблемы социальной активности личности на философском и социологическом уровнях Несмотря на неоднозначность и полемичность позиций относительно сущности понятия социальной активности не только представителями различных общественных наук, но и в рамках каждой, указанными авторами разработаны стройные методологические концепции и методические предпосылки, необходимые для исследования вопроса о взаимоотношениях между социальной активностью человека и его духовной культурой.
Однако следует отметить, что они являются именно только предпосылкой для исследования проолемы роли духовной культуры
1 Злотников Р.А. Духовные потребности советского рабочего. Саратов: изд-во ун-та, 1975; Еолмакова д.Ф. Управленческая де ятельность и всестороннее развитие личности. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1980; Сачко Г.в. Потребность ли чности в общественно-политической деятельности в условиях раз витого социализма. Автореф. дисс канд. филос. наук. М.,
1982.
2 Ануфриев Д.А. Социальная роль и активность личности. 11.: МГУ,, 1971; Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974; Батенин С.С. Человек и его история. Л.: ЛГУ, 1976; Вол ков и. и. Общественная активность масс - сущность и некоторые проблемы. - Вопросы философии, 1981, № 4-; с.39-51; Клюев А.В. Политическая активность личности при социализме. Сущность и факторы ее повышения. Л.: ЛГУ, 1980; Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих. (Некоторые методологические и со циологические аспекты проблемы). М.: Политиздат, 1979; в развитии социальной активности. Еще не получил достаточно полного и глубокого освещения анализ взаимодействия духовной культуры и социально-политической активности трудящихся масс, конкретизированной в управлении производством, особенно на уровне трудовых коллективов, несмотря на рост теоретических и прикладных исследований по данной проблеме.
В ряде монографических исследований этот вопрос рассматривается на уровне взаимодействия целостных социальных систем духовной культуры и социалистической демократии1. Значительный вклад в изменение этой тенденции внесли конкретно-социологические исследования Уральского научного центра в начале 70-х годов,, связав развитие проблемы с социально-практическими задачами. В них значительное место занимает анализ влияния отдельных элементов духовной культуры на.развитие творческой социальной активности рабочего класса в широком диапазоне его социальной деятельности - от художественного творчества до участия в общественно-политической жизни предприятия. Эти исследования показали объективно существующее доминирующее значение духовной культуры для развития активности рабочего класса, но они не ставили цель глубокого анализа влияния различных элементов духовной культуры на творческую активность рабочего класса в управленческой деятельности. Последующие исследования Уральских социологов в значительной степени сосредоточились на изучении активности трудящихся в сфере художественного творчества и несколько отошли от прежней проблемы2*
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980; Привалова Л.ф. Культурная революция как фактор развития социалистической демократии. - В кн.: Проблемы научного коммунизма. Вып.4. М., 1970, с.222-264 и др.
См.:"Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981 и др.
Некоторым аспектам анализа поставленной перед нами проблемы посвящены отдельные элементы исследований различных социологических групп в СССР и странах мировой социалистической системы. Но в целом отсутствует стройная и последовательная направленность изучения прямой и опосредованной зависимости социальной активности рабочего класса в управлении производством от уровня духовной культуры общества. Более того, нет целостного представления о том, как превратить духовный потенциал общества в действенный фактор поголовного превращения рабочего класса в субъект управленческой деятельности. Недостаточный уровень теоретической разработки этой проблемы ведет к отмеченным уже нами негативным явлениям в социальной практике, проявляющихся в индифферентном отношении в участию в управлении производством определенной части рабочего класса.
На основе анализа научной литературы, результатов конкретно-социологических исследований* проведенных в различных регионах страны, в целом социально-политической практики общества развитого социализма диссертант поставил перед собой цель выявить роль духовной культуры как фактора развития социально-политической активности рабочего класса в управлении производством и определить пути оптимизации этого процесса.
Реализация в социальной действительности положения о возрастающем влиянии духовного фактора на становление социально-политической активности зависит от гармонического взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, в качестве которого мы определяем целенаправленную систему воспитания у рабочего класса духовной потребности участия в управлении производством.
Сложность рассматриваемой проблемы вызывает необходимость ее гносеологического и функционального анализа на уровне всех общественных наук* Только в этом случае диалектическая связь рассматриваемых социальных явлений получит толкование, адекватное объективному их содержанию и социальным функциям.
В рамках теории научного коммунизма, предметом непосредственного изучения которого является проблема.формирования социально-политической активности под воздействием духовной культуры, наиболее продуктивным представляется подход, определяемый как философеко-социологический.
Философская сторона подхода заключается не только в общей методологической направленности, но и в выявлении важнейшей философской проблемы творческой природы духовной культуры на основании анализа свободной и сознательной деятельности, составляющей "родовой характер человека"1, конкретизированной в управленческой деятельности, как квинтэссенции социального творчества»
Социологический аспект предполагает выявление роли и места культуры в социальном процессе, ее взаимосвязи с другими сторонами жизнедеятельности общества и повседневной человеческой деятельности2. В этом плане анализ социальных функций различных элементов духовной культуры делается в рамках конкретных процессов ее воздействия на различные стороны личности рабочего класса.
Единство философского и социологического подхода нашло свое отражение в выборе метода исследования, который определяется
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.93.
См.: Философские и социологические вопросы культуры социалистического общества. Реф. сб., М., 1978, с.Ю-П. в социологической наук как структурно-функциональный анализ1.
Опираясь на указанные методические и методологические принципы исследования проблемы, предполагается достижение поставленной цели посредством решения ряда конкретных задач, которые будут рассмотрены в данном диссертационном исследовании: показать механизм взаимодействия духовной культуры общества и личности с процессом формирования социально-политической активности рабочего класса, конкретизированной в управленческой деятельности; раскрыть социальные функции исследуемых компонентов духовной культуры - политического и художественного - в их конкретном проявлении и влиянии на развитие активности в управленческой деятельности рабочего класса; выявить направления, средства и организационные формы развития активности рабочего класса в управлении производством; разработать конкретные предложения по повышению эффективности воспитания у рабочего класса духовных качеств субъекта управления в рамках сложившейся общей системы коммунистического воспитания, обосновать критерии и показатели ее эффективности,
В плане рассматриваемой проблемы мы исходим из гносеологического понимания духовной культуры, как понятия родового по отношению к социальному управлению и активности личности, рассматриваемой в социально-политическом аспекте. Такая теоретическая предпосылка обусловила в процессе исследования значительный удельный вес анализа сложившихся в науке понятий духовной культуры, ее структуры и социальных функций, имеющих в ряде ас-
I См.: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М.: Наука, 1980, с.24-26. пенсов достаточно полемический характер.
Духовная культура при социализме - ато не обособленная область, существующая наряду с материальным производством, сферами общественной и личной жизни; она пронизывает живую ткань всего общественного организма. Духовная культура влияет на все общественные отношения, на все сферы деятельности человека через свою персонифицированную форму - культуру личности. Рост социальной активности и, в частности, участие трудящихся в управлении производством, связано с ростом культуры личности, с развитием ее духовного потенциала в рамках существующего уровня духовной культуры общества.
Определяя духовную культуру как подсистему глобальной социальной системы культуры, автор делает попытку анализа ее социальных функций, т.е. показывает ее как функциональную систему компонентов - политических, нравственных и эстетических норм и ценностей - развивающихся адекватно потребностям и интересам социалистического общества и оказывающих определяющее влияние на развитие важнейшего качества личности рабочего - духовной потребности участия в управлении производством.
Социальное управление в диссертации рассматривается в двух аспектах* С одной стороны, суть объективное социальное явление, охватывающее жизнедеятельность всех социальных сфер, в том числе и деятельность рабочего класса в сфере общественного производства, и испытывающее на себе прямое и опосредованное влияние целостной системы духовной культуры и ее отдельных элементов. А с другой - процесс организационного и идеологического воздействия на субъект управления с целью формирования его важнейшего духовного качества - социальной активности в управлении.
Социально-политическая активность в управлении произведет- вом анализируется в широком плане - как социальное явление, детерминированное общественными и личностными факторами, и в узком - как социально-психологическое и духовное качество личности рабочего, важнейший показатель его общественного положения как субъекта совершенствования общественных отношений посредством управленческой деятельности.
Б основе рассмотрения всех этих явлений лежит анализ исследуемой социальной практики.
Автором использован опыт и широкий круг результатов социологических исследований в СССР и других странах мировой системы социализма в сравнительном анализе с итогами работы лаборатории конкретно-социологических исследований при кафедре теории научного коммунизма Владимирского педагогического института имени Е.И.Лебедева-Полянского. В ряде этих исследований автор принимал непосредственное участие.
Научная новизна предпринятого исследования состоит в следующем.
Во-первых, в определенном ракурсе анализа взаимосвязи духовной культуры, социально-политической активности и социального управления как в общесоциологическом, так и в социально-практическом смысле. Зто нашло отражение в анализе функциональной структуры духовной культуры как диалектического единства основных структурных срезов (сущностно-содержательного и внутренне-композиционного) с последующим определением конкретного влияния различных ее компонентов на совершенствование личности рабочего класса и формирование у него духовной потребности участия в социальном творчестве.
Во-вторых, автор, используя имеющиеся в науке достижения, попытался изложить свое понимание гносеологического и конкрет- но-исторического доказательства закономерного характера взаимовлияния духовной культуры, социального управления и социально-политической активности народных масс, и, в частности, рабочего класса, в общесоциологическом плане и на уровне трудовых коллективов.
В-третьих, на основе обобщения широкого круга теоретических и прикладных исследований, а также анализа социальной практики сделаны некоторые дополнения в механизм выработки и оценки социально необходимых качеств личности рабочего в процессе развития социально-политической активности под воздействием ценностей духовной культуры общества в целом и конкретно социально-культурной среды обытания.
В-четвертых, в работе сделана попытка обоснования сущности системы воспитания духовной потребности участия в управленческой деятельности рабочего класса средствами духовного воздействия в рамках общей системы коммунистического воспитания. Внесены конкретные предложения в методику создания этой системы и показателей ее эффективности.
В-пятых, автор предлагает анализ и формулирует сущность следующих социальных явлений: духовное богатство и духовное развитие общества и личности, культура деятельности, а также целесообразная занятость, как критерий политической культуры личности.
В-шестых, введен в научный оборот новый эмпирический материал, служащий обоснованием важнейших теоретических положений диссертации.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что сформулированные в процессе конкретных исследований рекомендации по совершенствованию направлений, средств и организационных фори управления развитием у рабочего класса духовной потребности субъекта управленческой деятельности могут быть использованы в практической работе партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, хозяйственных руководителей.
Кроме этого в результате исследования разработаны и апробированы на предприятиях г..Владимира и области программы и учебные планы курсов, деятельность которых направлена на воспитание у рабочих духовной потребности в управленческой деятельности: "Теоретические и практические основы управления социалистическим производством", "Духовная культура - фактор развития активности в управлении производством". Эти программы могут быть использованы для составления вузовских спецкурсов для будущих руководителей производства, факультативов в средних специальных учебных заведениях, а также в массово-лекционной пропаганде.
Предложенный автором "Индикатор эффективности воспитания" может быть применен не только для анализа уровня эффективности воспитания в коллективе, но и отдельной личности. Его использование дает возможность выявить сильные и слабые стороны воспитательного воздействия и будет способствовать достижению гармонического единства всех компонентов системы воспитания у рабочего класса духовных качеств субъекта управления*
Достоверность и обоснованность результатов научного исследования достигнута благодаря использованию имеющейся комплексной методики, в основе которой лежат марксистско-ленинская методология и достижения современной социологической науки в рассматриваемых автором вопросах с последующей апробацией и внедрением в практику на предприятиях г.Владимира и области.
Апробация работы. I. Выгоды и результаты исследований проверялись и корректировались в процессе конкретных социологичес- ких исследований.
2. Основные положения диссертации обсуждались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Владимирского государственного педагогического института имени П.И.Лебедева-Полянского в 1980, 1981, 1982 годах, Ишимс-кого государственного педагогического института в 1983 году, О результатах исследования было сделано сообщение на областной научно-практической конференции "Повышение социальной и трудовой активности трудящихся в свете решений ХХУІ съезда КПСС и Ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС" (Владимир, февраль 1982).
3. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во введении дается общая характеристика исследования, обосновывается ее актуальность, научная и практическая значимость.
В первой главе рассматривается состояние проблемы в философской и социологической литературе, ее теоретические основы.
Во второй главе исследуются основные факторы, содействующие формированию у рабочего класса духовных качеств субъекта управления производством. В этой связи в главе широко используются результаты конкретных социологических исследований.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации, намечаются перспективы дальнейшего научного изучения проблемы.
Взаимосвязь духовной культуры и активности трудящихся в управлении
Анализ диалектики взаимосвязи духовной культуры и социальной активности трудящихся масс в управлении возможно только на принципиальной основе системного подхода к этим процессам. При этом исследуемые социальные явления, получая статус подсистем целостной общественной системы, одновременно выступают самостоятельными системами, претерпевающими постоянные изменения объективного и субъективного характера во взаимосвязях между собой и всеми сторонами общественной жизни, в особенности с системой социального управления.
Ленинское методологическое положение о необходимости превращения культуры "...из орудия капитализма в орудие социализма" лежит в основе исследования процесса диалектического един ства. духовной культуры и развития активности трудящихся в социальном творчестве.
В этой связи представляется необходимым по возможности детально проанализировать механизм взаимодействия этих социальных явлений.
Несмотря на свой общесоциологический характер, взаимосвязь духовной культуры и социальной активности является сложным, опосредованным конкретно-историческими условиями, процессом. С одной стороны, уровень, направленность, содержание активности личности зависит от уровня развития духовной культуры общества в целом.
С другой стороны, духовная культура является порождением целенаправленной активности человека. Эта взаимосвязь и взаимодействие ведет к необходимости анализа не вообще человеческой культуры и активности, а с конкретно-исторических классовых позиций, ибо история развития человечества представляется не иначе как история развития конкретного классового общества.
Анализ истории развития общества позволяет сделать вывод о том, что несмотря на статус родового социального явления, в лоне которого развиваются все социальные системы, духовная культура как с гносеологической, так и с генетической точек зрения развивается не только синхронно с социальной активностью, но и детерминирована последней. Так, деятельность отдельных индивидов, а порой социальных групп или целых классов вырывается за рамки существующего уровня культуры, в данном случае представленного в виде культурных ценностей (идеология, мораль, право, эстетическая теория, наука, общественные отношения). Если эта деятельность прогрессивна, то происходит резкий скачок в развитии отдельных элементов или всей системы духовной культу ры в целом, что ведет к общественному прогрессу. В случае, если »та деятельность носит реакционный характер, то общество в своем культурном развитии бывает отброшено назад или останавливаемся на длительное время и положительные тенденции здееь проявляются на уровне борьбы реакционного и прогрессивного.
Нельзя в этой связи не согласиться е определенными гранями толкования соотношения культуры и деятельности в общесоциальном плане, раскрывающего механизм их взаимообусловленности, когда "культура как общественное явление выступает мерой и способом реализации сущностных сил человека как социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духовного производства"1. Следовательно, взаимосвязь духовной культуры и активности в управлении может быть выявлена только при анализе конкретной управленческой деятельности рабочих Исследование развития и совершенствования активности рабочего класса в управлении производством под воздействием духовной культуры, требует изучения в общесоциологическом и функциональном аспектах таких социальных явлений как духовная культура и социальное управление, а также социально-политическая активность, которая выступает, с одной стороны, их качественным показателем, а с другой - детерминирующим фактором их взаимосвязи и развития.
Взаимосвязь духовной культуры и социального управления прежде всего предполагает установление их исторической и функциональной иерархии. Как уже отмечалось, духовная культура яв ляется понятием родовым по отношению к управлению, несмотря на то, что исторически они получили относительно четкие формы своего существования одновременно в результате разделения труда . Это наше предположение основана на анализе специфики бытования данных явлений.
Социальное управление, как таковое, возникло в социально-практическом плане с выделением особого вида труда - управленческого, который является показателем достаточно высокой зрелости общественных отношений, заключающихся в разделении труда на умственный и физический и появлении товарного производства. В теоретическом плане социальное управление сопряжено с пробуждением политического сознания, доминирующего в его формировании и имеющего социально-экономические корни, порожденные становлением государственности.
Духовная основа социального управления, заключающаяся в политической форме сознания, делает его составной частью духовной культуры, а именно, качественным показателем развития последней.Однако в системе духовной культуры имеются также компоненты, которые сформировали ее исторически раньше до появления политической формы сознания и, соответственно, социального управления. Это эстетическое и религиозное сознание.
С начала разделения труда на умственный и физический эти формы общественного сознания стали носить сугубо классовый идеологический характер и превратились в равноценные элементы духовной культуры наряду с политической формой сознания.По мере усложнения общественных отношений и всей системы
Политическая культура - показатель роста активности рабочего класса в управлении производством
Рост социально-политической активности рабочего класса в управленческой деятельности является важнейшим критерием уровня политической культуры личности и основой перехода к коммунистическому самоуправлению. Здесь наиболее полно раскрываются духовные качества рабочего класса в целом и отдельной личности адекватно потребностям общества развитого социализма, которые заключаются "в постепенном перерастании советской государственности в общественное самоуправление", которое "...произойдет... путем дальнейшего развития общенародного государства, более широкого вовлечения масс в управление делами общества" . Постепенный переход к общественному самоуправлению как закономерность коммунистического строительства, практический стержень совершенствования социалистической демократии обусловлен "материальными возможностями общества, уровнем сознания масс, их политической культуры..." Анализ доминирующей роли политической культуры в развитии социально-политической активности рабочего класса в управлении производством требует четкого представления о сущности политической культуры, ее структуры и социальных функций структурных элементов, характере взаимодействия с другими сферами духовной культуры общества и личности.
Основой для исследования социальных функций политической культуры общепризнано ленинская идея о единстве культуры и политики: "Теперь перед нами задачи культурные, задачи переваривания того политического опыта, который должен и может превратиться в жизнь"1, это положение имеет глубокий теоретико-методологический смысл для структурно-функционального анализа политической культуры и ее влияния на процессы развития духовной жизни общества и личности и практически для прогнозирования идеологических процессов и руководства ими на основе всестороннего рассмотрения социальных ролей политической культуры.
В широком смысле политическая культура - атрибут общественной жизни является способом осуществления политической деятельности, своеобразной формой ее организаций,"представляет собой систему политических знаний и чувств, оценок, традиций, обычаев, норм, а также основанных на них установок и стереотипов политической деятельности, моделей политической активности" .
В узком смысле, это массовое общественное явление, характеризующееся определенным уровнем политического развития отдельной личности и рабочего класса в целом, проявляющееся в "активной и сознательной общественно-политической деятельности"3.
Данные определения соответствуют ведущим уровням изучения политической культуры и наглядно раскрывают ее содержание и функциональную структуру. В целом соглашаясь с такой постанов кой вопроса, мы предлагаем другой аспект изучения, также соответствующий двум уровням: политическая культура I) как компонент духовной культуры общества с ее теоретическим и практически-политическим ядром - политическим сознанием; 2) как составная часть духовной культуры личности советского рабочего (политические знания, ценностные ориентации, духовные потребности, жизненные позиции, уровни, модели политической активности).
Органическое единство этих уровней определения политической культуры находит свое выражение в социально-политической активности советских рабочих. В ней, как ни в чем другом, проявляется соответствие личных духовных потребностей, ценностных ориентации и установок потребностям развития общества развитого социализма.
Современный рабочий класс безусловно неоднороден по уровню развития социально необходимых личностных качеств. Однако значительная его часть обладает высоким уровнем общей культуры и квалификации, политически и профессионально грамотна, осознанно и творчески относится к труду. Этим рабочим присуще чувство хозяина производства, которое проявляется не только в трудовой инициативности, добросовестности и дисциплинированности, но ж в политической активности, направленной на совершенствование производства. Эти качества советского рабочего формируются в его управленческой деятельности, обусловленной политической культурой общества и отдельной личности.
Политическая культура, являясь ядром духовной культуры, несет нагрузку качественного ее показателя, а следовательно, и всего общественного развития. Это проявляется прежде всего вуровне направленности и содержании основного компонента духовной культуры - общественного сознания в целом и его элемента -сознания политического. Политическое сознание, с одной стороны, являясь элементом духовной культуры, а с другой - теоретической основой и структурным стержнем политической культуры, выступает в качестве наиболее подвижного и выразительного показателя их неразрывного единства.
В политическом сознании, состоящем из политических знаний, представлений, чувств и идеалов, проявляется духовная сторона политической культуры1, неразрывное единство опыта политической деятельности и его теоретической, идеологической базы - философии марксизма. Давая обоснование исторической роли рабочего класса, Маркс считал, что рабочий класс становится ведущей общественной силой лишь в той мере и поскольку приобщается к идеям научного социализма. Теория научного социализма развивалась и неходила свое материальное воплощение на основе коренных классовых
Основные направления развития у рабочего класса духовных качеств субъекта управления
Воспитание социально необходимых духовных качеств - социально-политической активности и духовной потребности участия в управлении, проявляющихся в политической сознательности, коммунистической идейности и нравственности, активной жизненной позиции, развитом чувстве хозяина страны и производства - является целенаправленным научно управляемым процессом становления коммунистического типа личности советского рабочего. Такой рабочий способен осознать свое историческое место в развитии общества, обладает духовной потребностью выступать в качестве субъекта управления общественным производством.
В последние годы активизировалось внимание ученых к разработке методологических и социально-практических вопросов соотношения управления и воспитания как на уровне их отождествления, так и в плане анализа управления процессом воспитания .
Нас интересует воспитание как система управления формированием духовных качеств субъекта управленческой деятельности у рабочего класса. Эффективность действия такого воспитания зависит от гармонического функционирования всех компонентов его системы и в первую очередь тех, которые определяют магистральные тенденции ее развития как целенаправленной системы уп равнения процессом формирования духовных качеств личности рабочего. Такими важнейшими компонентами являются основные направления воспитания, выполняющие роль управляющего программного стержня системы.
Рассматривая систему воспитания как единство организационно-практических и идейно-теоретических действий» позволяющих говорить о ее управленческой сути, мы подразделяем основные направления на два вида и в каждом из них выделяем стороны, необходимые для нашего исследования. 1. Содержательный» включающий определение тенденций раз витая и совершенствования различных компонентов духовного ми ра рабочего класса: а) овладения общими, профессиональными и управленческими знаниями рабочими; б) формирования политической культуры рабочего; в) формирования нравственной культуры рабочего; г) формирования эстетической культуры рабочего. 2. Организационный - превращающий систему воспитания в процесс управления формированием духовных качеств субъекта уп равления: а) создание социально-культурной среды; б) планирование идейно-воспитательной работы, как инстру мент управления. В чем же состоит социально-практическая сущность этих направлений в целом и некоторых их компонентов, в частности? Содержательное или идейно-теоретическое направление утверждения и развития у рабочих духовных качеств субъекта управления представляет собой определение необходимого для формирования этих качеств конкретного круга общенаучных, профессиональ ных и собственно управленческих знаний, в основе которых лежит познание объективных законов общественного развития. Деятельность, основанная на их познании, является осознанной необходимостью, что в конечном счете характеризует ее как свободную деятельность, как материализацию коммунистической идейности -сплава "знаний", убеждения и практического действия"1.
С одной стороны, сознательное социально-политическое творчество масс при социализме проявляется как действие объективных законов общественного развития, ибо "по мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем" . С другой стороны, только при условии познания и сознательного использования общественных законов возможно определение целей социального прогресса и конкретной роли в нем не только народных масс, классов или социальных групп, но и отдельной личности.
Эти две стороны соотношения объективных законов общественного развития и социально-политической деятельности народных масс в условиях развитого социализма превращаются в важнейшую закономерность коммунистического строительства и конкретизацию положения Ф.Энгельса о том, что при социализме законы "будут применяться людьми с полным знанием дела..."3 Чем глубже знания законов, тем полнее и успешнее деятельность. Поэтому исключительно важное значение приобретает задача овладения этими законами рабочим классом. Это и должно стать доминирующим в определении круга научных знаний, необходимых рабочему.
В результате исследований, проведенных на предприятиях г.Гуоь-Хрусталънего, было установлено, что участвующие в управленій рабочие осознанно относятся к необходимости овладения знаниями для повышения степени своего приобщения к управлению. На вопрос анкеты "Какие знания Вы считаете необходимыми для повышения Вашей активности в управлении? ответы были следующими: (в процентах к общему числу ответивших):
Подавляющее большинство ответивших на вопрос считают участие в управлении и овладение знаниями неразрывным процессом. Он становится объективной социальной основой творческой деятельности рабочего класса, в результате которой формируется необходимое интеллектуальное качество личности, его научная компетенция! как основополагающий показатель совершенствования всех сфер приложения творческих сил рабочего класса и управления в особенности.
При социализме в значительной степени проявляется признак коммунистического типа личности, когда она становится универсальным выражением полной ее "самодеятельности, которая заключается в присвоении совокупности производительных сил и вытекающем отсюда развитии совокупности способностей"1.
Социальное творчество носит свободный характер и таким образом создает условия для всестороннего развития сущностных сил человека. "Подлинная сознательность, основанная на маркси стско-ленинском мировоззрении и сказывающаяся в добровольной инициативе и активности, добровольной дисциплине и чувстве моральной ответственности за развитие социалистического общества, является одновременно и целью, и необходимым условием современного и перспективного общественного развития. Эти черты социалистической личности, которые уже вошли и входят в сознание, мышление и действия людей, являются выражением их свободного развития"1.
Современные средства и формы духовного воздействия на развитие социально-политической активности рабочих
В научной и учебной литературе по теории и практике коммунистического воспитания достаточно широко освещаются понятия средств и организационных форм воспитательного воздействия1, которые принимаются нами за основу.
Под средствами воспитания понимаются целесообразно организованные методические пути решения воспитательных задач. Средствами воспитания выступают средства массовой информации, используемые в воспитательной работе - печать, радио, телевидение; виды деятельности, в которых участвует воспитуемые, а также произведения искусства.
Организационные формы воспитания - это способы целесообразной организации воспитательного воздействия. Они представляют собой систему политического и экономического просвещения, лектории по вопросам управления, культурного строительства, морали,по праву, факультеты основ научного управления произвол ством в народных университетах, творческие объединения и кружки научно-технического творчества. Кроме этого сюда относятся различные формы массовой работы учреждений культуры и искусства и жанровые формы средств массовой информации и искусства.
Анализ данных определений показывает их неразрывное единство. С одной стороны, организационные формы являются способомфункционирования средств воспитания, а с другой - они постоянно находятся в процессе взаимопроникновения и превращения одного в другое.
Средства и формы духовного воздействия на формирование социально-политической активности, проявляющейся в управлении производством, имеют свою специфику. Она состоит в определенном уровне соотношения теоретического воздействия на сознание и поведение людей средствами духовной культуры и практического их вовлечения в управленческую деятельность. Исходя из этого, все духовные формы и средства воспитания мы разделили на две основных группы, которые являются двумя сторонами единого процесса и имеют свою внутреннюю структуру.1. Идеологические средства: а) социально-политические, б) научные, в) эстетические.2. Функциональные формы: а) организационно-практические, б) культурно-просветительные, в) массово-коммуникационные.
В нашей работе #же рассматривались в той или иной мере социально-политические и научные средства воспитания духовных качеств субъекта управления. Здесь мы попытаемся сделать анализ влияния эстетических средств на развитие социально-политической активности в управлении производством с использованием результатов конкретных социологических исследований. Следует отметить, что при этом мы будем использовать результаты исследования культурно-просветительных функциональных форм воспитательного воздействия.
Всестороннему рассмотрению этого вопроса необходимо предпослать теоретическое обоснование существенной роли эстетического сознания в развитии социально необходимого качества личности - социально-политической активности.
Эстетическое общественное сознание является теоретической основой эстетической культуры, которая "раскрывает степень проявления эстетического начала творчества по законам красоты во всех сферах человеческой деятельности, степень подготовленности социального субъекта к реализации такой деятельности"-1-. Рассматривая общественные отношения как важнейший продукт социальной деятельности людей, мы видим в процессе их целенаправленного преобразования окружающей действительности концентрированное выражение творческого начала в освоении человеком действительной среды по законам красоты. В том, что человеку представляется прекрасным, нравственным и целесообразным в окружающей социальной действительности, проявляется не только эстетическое освоение, но и потребности преобразования ее на основании эстетических идеалов.
В философской литературе согласно традиционному определению структуры общественного сознания отведено место только художественному сознанию, выраженному в искусстве. Эстетическое сознание еще не получило статуса специфической формы общественного сознания . Считаем, что художественная форма сознания, связанная с непосредственным художественным творчеством или восприятием произведений искусства, может рассматриваться только как составная часть более широкого понятия - сознания эстетического, отвечающего в полной мере статусу формы общественного сознания как "отражения в сознании людей объективного ми pa и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности"1. Эстетическое сознание имеет свою специфическую структуру: эстетические потребности, вкусы, идеалы, взгляды, чувства. Специфичность эстетической формы сознания заключается в том, что ее структурные элементы имеют эмоционально-чувственную окраску, а потому гораздо более зависят от индивидуального сознания, нежели другие формы общественного сознания. Поэтому считаем необходимым рассмотреть ее в конкретных формах функционирования на уровне общества, социальных групп и отдельной личности. Как уже отмечалось, нас интересует функциональная сущность эстетического сознания, связанная с формированием социально необходимых качеств личности рабочего класса, выраженных в активной систематической, осознанной