Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль телевидения в развитии социалистической культуры Вохменцева Галина Михайловна

Роль телевидения в развитии социалистической культуры
<
Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры Роль телевидения в развитии социалистической культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вохменцева Галина Михайловна. Роль телевидения в развитии социалистической культуры : ил РГБ ОД 61:85-9/638

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Телевидение в функционировании и развитии культуры 14

I. Телевидение Е системе социалистической культуры 14

2. Роль телевидения в процессе производства духовных ценностей 51

3. Телевидение как средство распределения и потребления продуктов духовного производства 69

Глава II. Телевидения в осуществлении культурной политики партии 91

1. Основные задачи телевидения в реализации культурной политики КПСС 91

2. Телевидение как фактор развития личности 119

Заключение 146

Список литературы .151

Введение к работе

В условиях совершенствования развитого социализма непрерывно расширяется сфера деятельности средств массовой информации и пропаганды, "Средства массовой информации и пропаганды - действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинная всенародная трибуна"-1-. Воздействуя на многомиллионную аудиторию ежедневно и на протяжении всей жизни, средства массовой информации имеют огромные возможности в формировании личности, приобщении каждого человека к ценностям социализма. "Строить новый мир - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте"2- отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко. Именно- на решение этой задачи направлена деятельность социалистических средств массовой информации.

По мере совершенствования средств массовой информации - как технического, так и организационного, непрерывно возрастают возможности удовлетворения потребностей населения во всех типах информации. Сейчас уже практически все население нашей страны охвачено не только прессой и радио, но и телевидением. При этом увеличивается и совершенствуется и "пропускная" способность каналов информации (прежде всего за счет спутниковой связи. Тем самым повышается значение системы средств массовой информации во всех областях жизни социалистического общества и прежде всего - в культуре. Не случайно на съездах, пленумах КПСС, в выступлениях руководителей партии и Советского государства уделяется большое место средствам массовой информации, телевидению - в частности.

На ХХУ, ХХУІ съездах КПСС, в постановлениях ЦК ШСС "О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии" (1974 г. , "О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров" (1975 г.\ "О руководстве Томского обкома ШСС средствами массовой информации и пропаганды" (1977 г.\ "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" 1979 г. ), "О дальнейшем улучшении деятельности городских и районных газет" 1984 г.\ "О развитии в 1984-1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в стране" (1984 г.\ в постановлении июньского 1983 г. Пленума ЦК ШСС определены основные направления повышения эффективности средств массовой информации в совершенствовании развитого социализма, роста их эффективности в идеологической работе партии. При этом особо выделяется телевидение, которое в силу своей специфики играет все возрастающую роль в формировании нового человека.

Развивая способности, потребности, обогащая знания", навыки, умения человека, телевидение является инструментом формирования и развития социальных сил человека, важнейшим средством функционирования и развития социалистической культуры. При этом роль телевидения в системе культуры не ограничивается регуляцией потребления и распределения ценностей культуры, оно уже завоевало признание и как средство созидания культурных ценностей. Универсальность телевидения прослеживается не только в динамическом (производство - распределение - потребление культурных ценностей), но и в статистическом аспекте: телевидение выступает как механизм

приобщения личности практически ко всем видам культуры (если рассматривать ее вертикальный срез) - политической, экономической, художественной, физической, экологической и т.д.

Телевидение выступает важнейшим механизмом регуляции основных функций культуры и прежде всего ключевой - человека творческой функции формирования адекватного социалистической социальной системе типа личности.

Поэтому очень актуальным представляется осмысление в рамках теории научного коммунизма роли телевидения в функционировании и развитии культуры общества совершенствования развитого социализма. Значимость такого исследования определена и самим развитием теории научного коммунизма: при общем признании важности рассматриваемой темы и обилии работ, посвященных теоретическим проблемам культуры - с одной стороны, и роли телевидения в тех или иных областях общественной жизни - с другой, этот важнейший аспект функционирования телевидения остался фактически вне поля зрения исследователей. 

Роль телевидения в процессе производства духовных ценностей

При социализме функционирование культуры протекает как непрерывное производство и потребление культурных ценностей, являющихся средством формирования и развития НОЕОГО человека, диалектика производства и потребления представляет собой создание не только "предмета для субъекта", но и "субъекта для предмета"2. Тем самым потребление духовных ценностей, развивая личность, формирует у нее новые потребности, которые в конечном итоге определяют развитие всего духовного производства. Именно производство человека - его потребностей, знаний, умений, способностей - главная цель всего процесса производства духовных ценностей, производство, потребление и связующей их ЗЕЄНО - распределение духовных ценностей, непрерывно воспроизводясь, образуют диалектическое единство процесса духовного воспроизводства, духовное воспроизводство, не совпадая по объему с духовной культурой, является ее динамическим аспектом - это деятельность людей по производству, обмену, распределению и потреблению идей, взглядов, представлений и т.д., т.е. духовных ценностей, осуществляющееся в рамках сложившихся и развивающихся общественных институтов, а также объективных форм производства культуры особыми группами людей, спе 1 Шркс К., Энгельс . „Соч., т.1,. с.65, 78.

Трудно согласиться с Н.С.Злобиным, который понимает под духовным производством только способ регулирования господствующим классом духовной деятельности и не включает в него творческое их созидание. В духовное производство, по его мнению, входит лишь обработка, тиражирование и трансляция определенного рода продукции духовной деятельности . Не случайно Н.С.Злобин приходит к парадоксальному выводу об "отмирании" духовного производства как такового, "происходящего по мере продвижения общества к коммунизму и решения задач завершающего этапа культурной революции"-5. Этот ЕЫВОД - следствие неверного исходного положения автора, согласно которому процесс духовного воспроизводства отождествляется только с одной его фазой - с распределением духовных ценностей.

Н.С.Злобин полагает, что социалистическая система духовного воспроизводства постепенно сольется с духовной культурой и превратится в сферу самодеятельности людей. Однако эпоха научно-технической революции в соединении с преимуществами социалистической общественной системы порождают постоянный рост, и усложнение духовных потребностей личности. Появляются виды духовного производства, существование которых невозможно без применения сложной техники, без четкого организационного оформления, такова, например, система средств массовой информации, на долю которой в современном мире приходится все растущая часть производства духовных ценностей, трудно представить, что когда-либо отпадет необ 1 См.: МотрошилоЕа Н.В. Наука и учнные в условиях современного капитализма. М., 1976, с.98; Духовное производство..Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности.!.,1981,с.140-141. в производстве и распространении информации с помощью СШ или что каждая личность, без профессиональной подготовки, вне институциональных рамок станет заниматься производством духовных ценностей с помощью сложнейшей техники. Нам представляется, что, наоборот, дальнейшее развитие социалистической культуры потребует не отмирания, а дальнейшего усложнения и расширения духовного производства, обеспечивающего производительное потребление духовных ценностей,

Фазами духовного воспроизводства являются производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей. "Производство", распределение, обмен, потребление образуют ... правильный силлогизм: производство составляет в нем всеобщность, распределение и обмен - особенность, а потребление - единичность, замыкающую собой целое"1,

В ходе духовного производства идеальные, субъективные формы существования человеческого сознания должны быть преобразованы в реальные, объективные формы проявления - духовные ценности2.

Система средств массовой информации существенно изменила весь процесс воспроизводства духовных ценностей, при этом особую роль здесь сыграло телевидение. Именно с момента возникновения телевидения можно говорить о подлинном перевороте в способах духовного воспроизводства. "Возникновение телевидения означает радикальный переворот в способах духовного производства и функционирования культуры. Суть этого переворота - в способности одновременного приобщения миллионной аудитории к идентичным духовным ценностям, в способности систематического и целенаправленного воздействия на сознание и чувства людей" - считают авторы коллек 1 Маркс К., Энгельс.Ф. Соч., т.12, с.715,2 См.:.Чесноков Н.Г. Духовное.производство и культура. Автореф. канд.дисс. Свердловск, 1974. тивной монографии "духовное производство"1.

Именно в момента возникновения телевидения разорванные ранее фазы духовного воспроизводства: производство, распределение, потребление духовных ценностеи-оказываются "в одним руках" и,следовательно, общество получает возможность систематического контроля за всеми фазами, возможность регламентирования и контролирования этого процесса,духовные ценности, существовавшие ранее в двух видах: I) как способныесохранять свое существование в промежуток времени между производством и потреблением, 2) как неотделимые от того акта деятельности, в процессе которого они производятся2, с помощью телевидения получают возможность одновременного существования в обеих этих формах. При этом телевидение, создавая эффект присутствия, сохраняет качество сиюминутности продуктов духовного производства, т.е. максимально передает особенности духовных ценностей, неотделимых от акта деятельности, в процессе которого они производятся (например, театральные спектакли).

Каковы же особенности производства духовных ценностей посредством телевидения? Специфика телевидения как нового средства духовного производства - использование новейших достижений техники при съемке, монтаже, видео- и звукозаписи.определяют характеристики процесса производства и его продукта.

Деятельность по производству духовных ценностей посредством телевидения отличается коллективным характером и четким организационным оформлением, разделением функций} сам процесс создания телепередачи делится на целый ряд фаз - создание сценария, ре-дактирование, съемка, монтаж, ведение передачи и т.д., его ре 1 духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981, с.2622 См.: даркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.І, с.420-421.

Телевидение как средство распределения и потребления продуктов духовного производства

Второй фазой духовного воспроизводства является распределение ценностей культуры, своеобразная "середина" процесса духовного воспроизводства в целом1. Прежде чем начать анализ роли телевидения в осуществлении этой фазы духовного воспроизводства, необходимо уточнить понятия "распространение" и "распределение", ибо в литературе они часто употребляются как равнозначные или же не оговаривается их разли-чие % G нашей точки зрения, понятие "распределение" богаче по содержанию, чем понятие "распространение". Под распространением 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.І, с.255.. 2 См.: Основы марксистско-ленинской теории культуры. М«, 1976, с.33-34 и др. обычно понимается не только географическое, т.е. расширение доступности, возможности потребления культурных.ценностей, но и распространение среди различных слоев населения, тем самым распространение при социализме - не что иное, как.создание оптимальных условий для потребления культурных ценностей различными социальными, территориальными, демографическими группами. Распределение же предполагает не только создание таких условий, но и учет специфических потребностей той или иной группы, распределение культурных ценностей включает в себя распространение, но не ограничивается имj это как бы "двусторонний" процесс, который определяют, с одной стороны, результаты духовного производства, а с другой - потребности потребителей. Телевидение существенно воздействует на распределение продуктов духовного производства. Это воздействие направлено одновременно и на выравнивание культурных возможностей различных социальных, демографических, территориальных групп и на дифференциацию культурных ценностей, тем самым телевидение, как и другие социальные институты культуры, удовлетворяет объективную общественную потребность, распределяя духовные ценности, учитывая духовные потребности основной массы населения и одновременно развивает эти потребности, пробуждает у все большего числа людей активную творческую направленность деятельности1.

Рассмотрим сначала основную часть процесса распределения.-, распространение ценностей культуры посредством телевидения. Н.К. Крупская писала о необходимости использования новейших достижений техники для того, "чтобы нашу социалистическую культуру в самых широких массах распространять" . Телевидение больше, чем любые 1 См.: Яковлев Б»Д. Духовная культура развитого социализма. Л., 1981, СІ02.. 2 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1959, т.4, с.284. . другие средства массовой информации, любой другой институт культуры, способствует выравниванию культурных возможностей, созданию новых условий для потребления культуры у всего населения страны. Оно осуществляет распространение продуктов .духовного производства по трем основным направлениям: I) территориальное - во все области,края, республики страны, 2) в различные по количеству населения пункты - от крупных городов до поселков и деревень, 3) среди различных демографических и социальных групп Таким образом, телевидение способствует стиранию социальных различий, в области культуры: территориальных, между городом и деревней, между представителями различных классов, социальных и демографических групп, слоев населения. Проанализируем каждое из этих направлений. Развитие системы спутников связи позволило телевидению проникнуть в самые отдаленные уголки страны. Более чем в 600 пунктах Сибири и Крайнего Севера расположены ныне приемные пункты спутников системы "Орбита" и "Экран". Сейчас практически вся территория СССР находится в зоне уверенного приема телепередач, телевидение стало важнейшим механизмом выравнивания возможностей населения различных регионов страны в приобщении к ценностям культуры. Телеаудитория СССР увеличилась за пятилетие (с 1977 по 1982г ) на 35 млн.человек прежде всего за счет жителей отдаленных районов и сельской местности . В отдаленных районах страны телевидение имеет превалирующее значение среди всех источников культурной информации, выполняя компенсаторную роль по отношению к других институтам культуры, с большим или меньшим успехом представляя и замещая их. Оно вносит свою лепту в стирание социальных различий между городом и деревней в области духовной культуры, создаваяI Багиров Э.Г. В оценках зрителей и слушателей. - телевидение и радиовещание, 1983, К 6 возможность для жителей села потреблять те же культурные ценности, что и горожане, знакомя деревню с лучшими театральными постановками, концертами, спортивными соревнованиями. В перспективе для села значение средств массовой информации и телевидения в первую очередь будет все более увеличиваться.

Передавая информацию на массовую аудиторию, телевидение создает тем самым равные возможности для представителей всех демографических, социальных, профессиональных групп. В 1981г.в структуре первой программы Центрального телевидения было 86,37$ передач массового характера, рассчитанных на всю аудиторию и, следовательно, предназначенных для любого зрителя.

Тем самым, являясь в настоящее время ретиально-аксиальным средством, телевидение имеет преимущественно ретиальный характер. Это обусловлено ограниченностью применения уже существующих технических возможностей (многоканальность, кабельное телевидение и т.д.). Их существенному расширению в ближайшее время будет способствовать недавно принятое постановление ЦК КПСС о развитии в 1984-1990 гг. материально-технической базы телевизионного вещания в стране.

Рассмотрим вторую составляющую процесса распределения культурных ценностей посредством телевидения - учет реальных КУЛЬТУРНЫХ потребностей различных ГРУПП населения.

Процесс распределения был бы односторонним, если бы телевидение ограничивалось только созданием равных возможностей потребления для всех групп зрителей, иначе говоря, оставалось бы только ретиальным средством, адресованным любому зрителю, и,значит, всем одновременно. В этом случае в силу особенностей, определяющих процесс потребления информации - основных демографических признаков, уровня образования, профессиональных навыков, наконец, характера референтной группы и личностных черт при равных

Основные задачи телевидения в реализации культурной политики КПСС

Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. Ее ядром является завоевание, удержание и использование государственной власти ."Политика, - писал В.И.Ленин, - это борьба между классами, политика - это отношение пролетариата, борющегося за освобождение против всемирной буржуазии" .

Содержание политики определяется интересами данного класса или союза классов, проводящих ее . Она затрагивает коренные, наиболее существенные стороны развития и функционирования общества.

В развитом социалистическом обществе решена первая основная задача политики социалистического государства - "разрушение наследия буржуазного строя" . Здесь "политика является делом народа" , всех классов, наций и социальных групп и направлена на совершенствование развитого социалистического общества, на строительство коммунизма, генеральную линию внутренней и внешней политики определяет Коммунистическая партия, являющаяся ядром всей политической системы социалистического общества. Партия руководит созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный обо 1 См.: Философский энциклопедический.словарь. М., I960, с.295.снованный характер его борьбе за победу коммунизма. Это положение зафиксировано. Конституции СССР . "Все свои достижения наш народ по праву связывает с многогранной деятельностью КПСС - руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы" - отмечалось в постановлении ЦК КПСС "О 80-летии Второго съезда РСДРП" .

Характерной чертой политики партии является целостность,проявляющаяся как в единстве политических задач классов и социальных групп общества, так и в подчинении всей их деятельности единой задаче - строительству коммунизма.

Важнейшей частью политики социалистического государства является политика в области социальной жизни - социальная политика. Социальная политика развитого социалистического общества - регуля-ция со стороны партии, государства, общественных организации последовательной перестройки на коллективистских началах форы человеческого общежития, утверждение все более полного единства общества посредством обеспечения материального благосостояния и культурного уровня трудящихся . "В условиях зрелого социализма все теснее становится взаимосвязь процесса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества" - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС5. 1 Конституция СССР, ст.б. 2 О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление Центрального Комитета КПСС от 31 марта 1983 г. - Коммунист, 1983, $ 6, с.7. 3 См.: Социальная политика. М., 1977, с.II; Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма. М., 1979, с.10, 20-23; Роговин В.З. Социальная политика в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с.18. 4 См.: Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма, с.22. 5 Материалы ХШ съезда КПСС, с.52. Основная функция социальной политики в условиях развитого социализма состоит в постепенном преодолении социальных различий, в обеспечении "полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества"1. В литературе, посвященной этому вопросу , выделяются три группы задач социальной политики социалистического государства. К первой из них относится создание условий для все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан. Вторая группа задач направлена на последовательное совершенствование и развитие социалистического образа жизни. Содержание третьей группы задач составляет последовательное совершенствование социальной структуры - повышение ведущей роли рабочего класса, упрочение единства общества, постепенное преодоление классовых различий; существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, утверждение все более полного социального равенства между социальными группами, нациями и народностями. Все эти группы задач социальной политики тесно связаны и взаимообусолвлены, а их единство, в конечном счете, заключается в том, что они представляют собой разные аспекты перестройки системы социальных отношений на основах коллективизма. Одновременно эти задачи являются и задачами культурными, т.к. направлены на регуляцию процесса формирования социалистической личности. Социальную политику государства в области культуры можно назвать культурной политикой, о правомерности этого термина говорит его использование в новейших партийных документах- . Задачи социальной политики КПСС в области культуры включают 1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.б, с.232. 2 См.: Социальная политика КПСС в условиях развитогоьсоциализма, с.23-36. 3 См.:Материалы ХХУТ съезда КПСС, с.73.

Телевидение как фактор развития личности

В документах Коммунистической партии и Советского правительства неоднократно подчеркивалось, что "формирование НОЕОГО челове 1 См.: Багиров э.Г. В оценках зрителей и слушателей.-Телевидение и радиовещание, 1983, 1Ь б. 2 См.: лосенков Л.А. Социальная информация в жизни городского населения. Л., 1983, с.64. -ка не только высшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" . Коммунистическая общественно-экономическая формация создает для СЕОИХ членов возможность "всесторонне применять свои всесторонне развитые способности" , условия для быстрого и массового, как писал В.И.Ленин, при участии большинства населения, а затем всего населения происходящего движения во всех областях и общественной, и личной жизни . Социализм обеспечивает всестороннее развитие потребностей трудящихся, их постоянное возвышение и углубление, всестороннее и гармоническое развитие личности, являющееся законом строительства коммунизма. Единственной системой, являющейся изоморфной всестороннему развитию личности, способной формировать ее целостно, выступает культура, представляющая собой показатель (меру, степень) формирования и реализации социальных сил человека во всех сферах его деятельности . Тем самым при социализме основная цель культурной политики совпадает с сущностной ОСНОЕОЙ культуры и.состоит в развитии социальных сил индивида - в формировании его потребностей и интересов, развитии способностей, навыков, умений, чучств, обогащении цнаний. Развитие личности - все более полное и глубокое присвоение ею общественных отношений, проявляющееся Ео включении личности в различные виды деятельности. При этом оно связано не только с объемом, но и глубиной, прочностью освоения видов деятельности, с превращением освоенных отношений в сущность, "ядро" личности. Со 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с.27. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, о.336, 3 См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.33, с.99-100. 4 См.: Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура, м., 1981,с.47;Коган Л.Н.Цель и смысл жизни человека.М.,1984,с.174. і -циальные силы человека выступают как проявление совокупности присвоенных ими общественных отношений. Всестороннее развитие личности характеризует способность человека ко всесторонней жизнедеятельности , это наиболее полное и адекватное присвоение личностью общественных отношений социализма посредством общественной деятельности, обеспечивающей максимальное выявление ее способностей и дарований, реализацию их на благо общества и самой личности. Социалистическая культурная политика направлена на Е се большее совпадение потребности общества во всестороннем развитии личности с личными устремлениями людей. Краеугольным камнем развития личности является выполнение ею общественных функций как свободной самодеятельности, как самоцели, как творческого раскрытия социальных сил индивида. Всестороннее развитие личности предполагает ее участие в основных, необходимых для каждого члена общества видах деятельности (материально-преобразующей, социально-преобразующей и духовно-преобразующей). Выбор в каждом из этих видов деятельности конкретных занятий обуславлен наибольшим соответствием индивидуальным способностям и потребностям, что обеспечивает максимальное развитие индивидуальности. Формирование внутренней потребности (естественной необходимости) ЕЕВЫполнении каждого вида социальной деятельности превращаем ее в свободную самодеятельность. Всесторонность означает и свободную самореализацию личности, максимальную реализацию ее способностей и творческих возможностей. Если всесторонность как самодеятельность и самоцель раскрывает способ выполнения человеком его общественных функций, то гармоничность определяет характер деятельности НОЕОЙ коммунистической I Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.336. личности. Гармоничность - соотношение сущностных сил личности, которое при всей его противоречивости составляет внутреннее единство, выражающее, по замечанию А.Н.Красина, "такую ее самореализацию,когда все сферы жизнедеятельности человека ... взаимообуславливают т друг друга . Гармоничность - "единство многообразия" слитых воедино мыслей, страстей, действий и отношений, в которых человек живет не каким-то отдельными частями своего существа, а как цельная о личность 1. Гармония - не статичное состояние, а процесс, постоянное воспроизведение неанаагонистических противоречий развития лич 3 ности % Гармонически развитая личность характеризуется тем, что все ее стороны, отношения более или менее равным образом получили свое достаточное развитие, достигли качественной определенности, относительной завершенности и целостности. Формирование гармонической, всесторонне развитой личности -перспективная задача деятельности всех институтов культуры развитого социалистического общества. С усложнением структуры внешнего мира, с ускорением происходящих в нем процессов, являющихся.средствием роста цивилизации, человек все больше зависит от информации , поэтому роль средств массовой информации в жизнедеятельности личности постоянно возрастает. 1 Красин А.Н. Всестороннее и гармоническое развитие личности. I., 1981, с13. 2 См.: Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты и методологические исследования. М., 1973, с.318. 3 См.: Буева л.П. Человек: деятельность, общение, м., 1978, с.140. И См.: Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массово-коммуникаци онных процессов. М., 1973, с.79. Основная задача СМИ в осуществлении культурной политики развитого социализма заключается в формировании нового человека, возвышении его духовных потребностей, активном влиянии на идейно-политический и нравственный облик личности . Этому соответствует не только аксиальность, дифференцироЕан ность по отношению к различным группам населения, но и включенность р СШ в единую систему коммунистического воспитания трудящихся . Телевидение, выступающее как способ реализации всех функций культуры, является важным механизмом осуществления культурной политики КПСС и играет важную роль в формировании социалистического типа личности. Информация, получаемая человеком с помощью телевидения, интериоризуется в форме различных личностных систем, влияя на разные элементы структуры личности. Среди элементов, на которые воздействует телевидение, обычно выделяются знания и потреб-ности, интересы и установки . АКТИЕНО воздействуя на рациональные и эмоциональные элементы сознания , телевидение способствует усвоению личностью социального опыта, интеграции личности в общестЕен

Похожие диссертации на Роль телевидения в развитии социалистической культуры