Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Абрамов Валериан Николаевич

Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы
<
Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абрамов Валериан Николаевич. Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы : ил РГБ ОД 61:85-9/662

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологический анализ сущности политической культуры социалистической личности 13

РАЗДЕЛ II. Содержание и структура политической культуры личности советского воина 49

РАЗДЕЛ III. Объективные условия развития политической культуры личности воина 90

РАЗДЕЛ ІV. Субъективный фактор развития политической культуры советских воинов. Идейно-воспитательная работа - его главный компонент 122

Заключение 165

Литература 175

Введение к работе

В ходе революционной борьбы и коммунистического созидания в СССР сложился новый социальный тип личности, характерной чертой которого является высокая политическая культура. "Советский человек, - отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира .

Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Высокие темпы экономического, социального, культурного развития нашего общества, рост масштабов и сложность исторических задач, связанных с познанием и использованием всех возможностей развитого социализма, предъявляют все новые и новые требования к воспитанию советского человека, формированию у него политической культуры. Сегодня это одна из важнейших задач партийных, государственных и общественных организаций, ответственных за коммунистическое воспитание трудя -щихся. КПСС, отмечается в партийных документах, считает своей первейшей задачей непрестанно заботиться о повышении сознательности, политической культуры трудового народа: чем мы лучше справляемся с этой задачей, тем стремительнее, полноводнее становится поток исторического творчества масс. Эта задача вновь была подчеркнута в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи .

В политической культуре советских людей партия видит один из элементов мощи социалистического государства и его Вооруженных

Сил. Не случайно, решая вопросы всемерного укрепления оборонного могущества нашей Родины, КПСС уделяет большое внимание формированию политической культуры у советских воинов, добивается, чтобы каждый из них был активным политическим бойцом.

Проблемы формирования и развития политической культуры советского человека, воина армии и флота за последние годы нашли свое отражение в документах ХНУ, ХХУ и ХХУІ съездов партии, в решениях многих пленумов, в ряде Постановлений ЦК КПСС, в рекомендациях Всесоюзных совещаний идеологических работников, а также в выступлениях видных советских партийных и государственных деятелей . Внимание партии к вопросам воспитания политической культуры у советских людей свидетельствует о ее высокой социальной значимости и о необходимости ее глубокой научной разработки.

Актуальность проблемы обусловлена также резким обострением современной международной обстановки и усилением опасности агрессии со стороны империализма и его пособников. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов на встрече с ветеранами Советских Вооруженных Сил отмечал: "Объявленный президентом Рейганом "крестовый поход" против социализма как общественной сие -темы - это по существу выражение не только идеологии, но и реально проводимой политики ультрареакционных сил США и выступающих с ними стран Запада . В результате авантюристической, милитаристской политики империалистических держав произошло небывалое обострение борьбы двух мировых общественных систем . Все это повышает ответственность воинов за безопасность Советской Родины и стран социалистического содружества, обусловливает возрастание требований к их идейно-политическим, нравственным и культурным качествам. "В современных условиях, - говорил Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов, - от воинов требуются не только большие знания и мастерство, но и высокие духовные качества, прочная идейная закалка, стойкость, политическая сознательность, глубокое понимание своих задач, способность выдерживать небывалые морально-психологические и физические нагрузки, в любых условиях сохранять волю к борьбе и победе" .

Особую теоретическую значимость разработка проблемы развития политической культуры личности приобретает в связи с возрастанием роли армии и флота в формировании политического и культурного облика советских людей. Служба в Советских Вооруженных Силах является замечательной школой труда, гражданской зрелости, идейной закалки, формирования и развития высокой политической культуры. На это обращал внимание еще М.В.Фрунзе, указывая, что "... Красная Армия готовит не узкого военного специалиста..., а в первую очередь - культурного, политически развитого гражданина - строителя

Советского трудового Союза .

В условиях воинской службы политическая культура формируется как важное социальное качество воина в результате длительного целенаправленного воздействия большого коллектива воспитателей: командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций. Процесс такого воздействия сложен. А чем сложнее социальное явление, тем более глубокого теоретического осмысления оно требует.

Исследование проблемы развития политической культуры личности воина имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, ибо, как подчеркивал В.И.Ленин, "... точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" . Это обусловлено тем, что политическая зрелость, высокий культурный уровень советских воинов прямо влияют на укрепление обороноспособности страны, повышение боеготовности частей и подразделений. Выполнение советским воином своей роли защитника социалистической Родины зависит прежде всего от уровня его политической культуры . В.И.Ленин еще в начале века отмечал, что "связь между военной организацией страны и всем ее экономическим и культурным строем никогда еще не была столь тесной, как в настоящее время" .

Сейчас эта мысль В.И.Ленина звучит особенно актуально. В условиях революции в военном деле, приведшей к появлению сложной боевой техники, главным фактором победы на войне по-прежнему остается человек, а политическая культура выступает как одно из важнейших слагаемых его моральных сил, духовных начал.

Важной причиной, обусловливающей актуальность разработки проблемы развития политической культуры личности в условиях воинской службы, является резкое обострение идеологической борьбы в современном мире, усиление атак антикоммунистической пропаганды на умы и сердца советских воинов. Буржуазные идеологи используют коварные и изощренные формы и методы подрывных действий с тем, что бы притупить политическую бдительность советских людей, воинов армии и флота, исказить социальную роль личного состава Вооруженных Сил, его морально-политические качества. Учитывая эту особенность современной обстановки, июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу давать активный отпор антисоветизму и антикоммунизму, своевременно разоблачать идеологические диверсии империализма и его приспешников .

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что развернутое философско-социалогическое исследование проблем политической культуры личности осуществляется с сере -дины 70-х годов. В настоящее время имеется целый ряд научных ра -бот, диссертаций, содержательных статей, посвященных изучению сущности, структуры и содержания политической культуры, анализу ее развития, обобщению опыта работы по ее формированию у различных социальных групп, критике буржуазных концепций политической культуры . Этим же вопросам были посвящены Всесоюзные научно-практи -ческие конференции: "Проблемы формирования политической культуры в условиях развитого социалистического общества"(Керчь, 1980г.), "Политическая культура развитого социализма: пути и средства формирования" (Свердловск, 1980г.), "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни" (Москва, 1982г.), "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии" (Запорожье, 1983г.). Вопросы политической культуры занимали значительное место и на международных встречах, в частности, на международной теоретической конференции "Философия, политика, культура" (Москва, 1982 г.).

Определенный вклад в разработку проблем политической культуры вносят и зарубежные ученые. Однако работы зарубежных исследователей далеко не однозначны как по методологическим позициям авто -ров, так и по своему содержанию. Если философы - марксисты творческим плодотворным участием в разработке отдельных вопросов политической культуры способствуют углублению понимания ее сущности , то исходные идеалистические позиции, порочность методологических ос нов буржуазных авторов приводила и приводит их к ошибочным теоретическим и практическим выводам .

Актуальность рассматриваемого вопроса, его особая значимость в решении как практических, так и теоретических задач вызвала закономерный интерес и у военных теоретиков. В работах Д.А.Волкого -нова, М.М.Галиченко, В.И.Гидиринского, Н.А.Горбенко, В.С.Горбуно -ва, А.Н.Даниленко, В.И.Егорова, Е.Н.Забавина, Р.Х.Зайнуллина, Н.А.Костикова, Ю.Г.Леонова, А.В.Литвинова, А.Н.Михайлова, Н.М.Мо -розова, В.Н.Рыжкова, В.Ф.Самойленко, Е.Ф.Сулимова, В.Ф.Халипова, К.И.Шарапова и других анализируются различные аспекты политической культуры, исследуется механизм взаимосвязи ее с другими видами культуры личности советского воина. Развитые в трудах этих авторов теоретические положения дали диссертанту обширный материал для обобщения и послужили основой специального анализа исследуемой проблемы.

Положительно оценивая достигнутое в изучении политической культуры, автор, однако, считает, что ряд вопросов, связанных с формированием и развитием политической культуры личности, остаются еще недостаточно разработанными. К тому же имеется целый ряд дискуссионных моментов, связанных с предметом исследования. В их числе: определение места и роли политической культуры в системе социально значимых качеств личности воина; определение условий, направлений и средств ее формирования и др. Нет единства мнений относительно самого понятия политической культуры, ее со -держания и структуры и т.д. Естественно, что недостаточная степень теоретической разработанности проблемы политической культуры социалистической личности не может в должной мере удовлетворить растущие потребности советской военной науки и практики. Эти обстоятельства обусловили выбор темы диссертации и круг рассматриваемых в ней вопросов.  

Теоретико-методологический анализ сущности политической культуры социалистической личности

Всестороннее исследование развития политической культуры личности в условиях воинской службы невозможно без анализа целого ряда методологических проблем, одни из которых не всегда од -нозначно решаются в философской и социально-политической литературе, другие вообще пока не разрабатывались. К числу таких тео -ретико-познавательных проблем относятся: уточнение понятия политической культуры и раскрытие ее сущностных сторон, особенностей политической культуры воина социалистической армии. Решение этих и других проблем должно составить методологическое основание для последующего анализа теоретических, практически-прикладных на -правлений и средств развития политической культуры личности в условиях воинской службы.

Известно, что в любой области знания необходимым условием и предпосылкой действительно научного раскрытия исследуемого предмета, путей его развития, существа относящихся к нему проблем является четкое определение понятий, ясность и однозначность их употребления.

Особенно важно соблюдение этого требования по отношению к понятиям, выражающим сложные общественные явления. В.И.Ленин отмечал, что "политические термины" должны употребляться в четко определенном значении, ибо в противном случае они будут лишь "вносить путаницу в вопрос . К таким понятиям принадлежит и "политическая культура", богатое конкретным историческим и классовым содержанием. Впервые понятие "политическая культура" в марксистскую теорию и революционную практику было введено В.И.Лениным в речи на

Всероссийском совещании политпросветов и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года . Это обстоятельство особенно важно подчеркнуть, так как до сих пор встречаются ошибочные ут -верждения, будто бы данное понятие перешло в марксистскую литературу из буржуазной "политической социологии" 40-60-х годов XX века. Так, польский социолог Е.Вятр указывает, что, якобы, первую формулировку концепции "политической культуры" дал американский ученый Г.Алмонд в 1956 году и поэтому он-де может считаться пионером проблематики политической культуры в мировой науке . И хотя в действительности ни Г.Алмонд, ни кто-либо другой из буржуазных авторов не являются открывателями данной проблематики, буржуазные социологи и политики, особенно в настоящее время, все чаще в своих "трудах" используют термин "политическая культура" в целях, не имеющих ничего общего с его подлинно научным пониманием.

Идейные противники марксизма-ленинизма создают и используют разнообразные концепции политической культуры прежде всего в целях борьбы с теорией и практикой научного коммунизма, маскировки антигуманной природы капитализма, восхваления и защиты буржуаз -ных политических систем. Так, в качестве эталона политической культуры ими объявляется "культура гражданственности", принятая в США и Великобритании, к важнейшим признаком которой американские политологи Г.Алмонд и С.Верба относят приверженность граждан к политической системе, удовлетворенность ее функционирова-нием, реализм и экспериментализм и т.д. . Кроме того, одной из причин апелляции к политической культуре современных идеологов антикоммунизма является попытка с помощью идеологических средств гальванизировать политическую сие -тему буржуазного общества, которая в условиях общего идейно- политического кризиса капитализма, банкротства его политической теории и практики вступила в полосу серьезных потрясений. По приз -нанию известного американского социолога Д.Бэлла, важнейшей проблемой стала имманентная капитализму экономическая и политическая нестабильность, а также кризис доверия индивидуумов к своему об I ществух.

В этих условиях, по мнению буржуазных политологов, культура, отличающаяся большей устойчивостью, чем хронически нестабильная буржуазная экономика, играет возрастающую роль в отстаивании стабильности и незыблемости капиталистического общества. Соответст -венно и политическая культура рассматривается ими, в частности, известным американским политологом Сеймуром Липсетом, как некая совокупность ритуалов, "... которые служат сохранению законности различной демократической деятельности" .

Что же характерно для методологической основы построения этих и других буржуазных трактовок политической культуры? Во-первых, в основе всех буржуазных концепций политической культуры лежат идеи психоанализа и структурного функционализма, разработанные Д.Дьюи и Т.Парсонсом. Именно на этой субъективно-идеалистической платформе в середине 50-х - начале 60-х годов Г.Алмондом и была предпринята попытка дать развернутую трактовку политической культуры . В дальнейшем она была продолжена в работах А.Брауна, С.Вербы, Л.Пая, Р.Путнэма, У.Розенбаума и др.2. В работах этих авторов политическая культура представляется как субъективно-психологический феномен , совокупность чувственных эмпирий личности, характеризующих ту ситуацию, в которой проис 4 ходит политическое действие .

Во-вторых, общим для всех буржуазных концепций является отрицание какой-%либо зависимости культуры от материальных условий жизни общества, ее органической связи с экономическими отношениями. "Если в определениях понятия "культура", предлагаемых буржу -азными социологами, и встречается иногда упоминание о материаль -ных вещах и процессах, - справедливо замечает Г.В.Осипов, - то материальные объекты идут всегда на последнем плане и определяю -щая роль их никак не выделяется" . Вследствие этого политическая культура лишается своего объективного социально-экономического основания. А поэтому "она выступает не как система реальных, а как система идеальных (точнее - идеализированных) отношений, конституируемых по сугубо произвольным признакам" .

Содержание и структура политической культуры личности советского воина

Таким образом, социалистическая политическая культура принципиально отличается от буржуазной по своему содержанию и целям, по той роли, которую она играет в жизни общества. По своей социальной сущности социалистическая политическая культура является подлинно народной культурой. Ее высшая цель - воспитание политически сознательной и активной, всесторонне и гармонически развитой личности. "Раньше весь человеческий ум, весь его гений тво -рил только для того, - указывал В.И.Ленин, - чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все ... завоевания куль -туры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человече -ский ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации .

Отличительным признаком социалистической политической культуры является также ее открытый, ярко выраженный классовый и партийный характер. Если деятели буржуазной политической культуры пытаются скрыть ее классовый характер, то марксисты-ленинцы пря -мо говорят, что социалистическая политическая культура выражает коренные интересы трудящихся, служит утверждению коммунистических идеалов. В противовес буржуазной политической культуре, которая служит орудием угнетения, разъединения, подавления одной нации другой, социалистическая политическая культура по своему харак -теру глубоко интернациональна. Она несет идеи единения народов, международной солидарности трудящихся всех стран. "На благодат -ной почве зрелого социализма растет и крепнет единая интернациональная культура советского народа, которая служит всем трудящимся, выражает их общие идеалы, - говорится в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик". Она вбирает в себя все общезначимое в достижениях и самобытных традициях национальных культур"1.

Политическая культура общества и политическая культура личности, как уже было отмечено выше, находятся в диалектическом единстве. Это единство выступает как соотношение общего и единичного. Политическая культура общества оказывает решающее влияние на политическую культуру личности, являющейся общественной по своей сущности и содержанию. А поэтому политическая культура личности в главном, основном есть отражение наиболее существенных черт политической культуры общества. В то же время политическая культура личности, отличающаяся определенной вариантностью, детерминированной индивидуальным развитием субъекта, оказывает более или менее значительное воздействие на политическую культуру общества. Степень этого воздействия во многом определяется масштаба -ми личности, уровнем зрелости ее политической культуры.

В основе политической культуры личности советского человека, воина армии и флота лежит творческая деятельность по освоению, утверждению и применению политических ценностей развитого социализма, активная борба за осуществление политических целей и задач, поставленных Коммунистической партией Советского Союза.

Все вышеизложенные рассуждения позволяют дать следующее определение политической культуры социалистической личности. Политическая культура социалистической личности есть совокупность де -терминированных общественными отношениями и приобретенных ею устойчивых качеств, характеризующих уровень ее целостного полити -ческого развития (политического сознания и политической деятельности) и выражающих отношение личности к политике КПСС и Совет -ского правительства, степень готовности и способности претворить ее в жизнь, до конца выполнить свой гражданский долг.

Не претендуя на исчерпывающую полноту данного определения, со всей очевидностью можно сказать, что речь идет об одном из важнейших интегральных качеств личности, емком духовно-практическом образовании. Политическая культура не сводится ни к политическому сознанию, ни к политической деятельности. Она выражает качество этих элементов (степень их развитости, зрелости, соот -ветствия определенным требованиям и нормам общества) в их диалектическом единстве.

Политическая культура воинов нашей армии и флота, образно говоря, есть точный слепок, снимок с политической культуры советских людей, ибо личный состав Вооруженных Сил СССР самыми тесными, неразрывными узами связан с интересами своего народа. Поэтому в политической культуре воина находят свое отражение все ос -новные черты, присущие каждому представителю нашего общества.

Вместе с тем, политической культуре воинов свойственны и существенные особенности. Эти особенности проявляются в сферах и условиях формирования и реализации, в содержании и целях политической культуры личности воина.

Главной отличительной сферой формирования и реализации по -литической культуры воинов в мирное время выступает учебно-бое вая деятельность, связанная с проведением политики партии в военном строительстве, выполнением многообразных функций и задач по обеспечению высокой боевой готовности частей и подразделений. Это предполагает, с одной стороны, необходимость развивать и воспитывать воинов прежде всего в идейно-политическом, правовом, военно-профессиональном, физическом, нравственном отношениях, с другой стороны, органическую связь их политической культуры непосредственно с культурой воинской, правовой, технической, нравственной, управленческой, физической и т.д. Неслучайно поэтому М.В.Фрунзе важными задачами воспитания советского воина считал "... прояснение и развитие классового самосознания и совершенствования в просвещении, эстетической, физической и политической культуре в духе социальной революции" .

Объективные условия развития политической культуры личности воина

Проведенный в предыдущих разделах анализ сущности, структуры и содержания политической культуры личности советского воина выступает в качестве мировоззренческой и методологической основы научного подхода к определению оптимальных условий и эффективных путей ее формирования и развития. Вместе с тем автор не ставит перед собой задачу разрешить все вопросы этой сложной проблемы. В данном и последующем разделах диссертации предпринята попытка рассмотреть диалектику основных элементов объективных условий и субъективного фактора в развитии политической культуры советских воинов. Важной представляется также задача выявления наиболее действенных, но недостаточно глубоко разработанных в современной советской военно-философской и социологической литературе средств повышения уровня политической культуры личности в условиях воин -ской службы.

Становление и развитие политической культуры советского во -ина представляет собой единовременный и неразрывный процесс взаимодействия объективных условий и субъективного фактора. Связи между факторами объективной и субъективной детерминации и политической культурой личности исключительно сложны и многообразны. Они трудно поддаются учету. Вместе с тем для научного анализа важно выделить из всего многообразия этих связей наиболее существенные, необходимые. А таковые есть ничто иное, как закон.

К.Маркс указывал, что закон представляет "... внутреннюю и необ т холимую связь между двумя явлениями"-1-. Ф.Энгельс подчеркивал, что закон есть "форма всеобщности" . В.И.Ленин отмечал, что "закон есть прочное (остающееся) в явлении"6, "... есть отношение ... сущностей или между сущностями. Такую всеобщую связь, такое отношение сущностей в процессе формирования политической культуры личности представляет взаимодействие объективных условий и субъективного фактора.

Опираясь на такой подход, можно выделить социологическую закономерность: формирование политической культуры воинов зависит, в первую очередь, от объективных условий, то есть от взаимодействия всей совокупности экономических, политических, духовных явлений и процессов социальной среда, влияющих на личность. И хотя в каждом конкретном случае содержание и роль объективных условий в развитии политической культуры воинов будут различными, но во всех случаях они будут оказывать свое влияние и существовать "... независимо от воли и сознания, мечтаний и теорий тех или иных лиц ..." .

Подчеркивая определяющее воздействие социальной среды на формирование политической культуры личности, мы исходим из научной методологии, разработанной классиками марксизма - ленинизма. Хорошо известно положение К.Маркса о том, что исходным пунктом характеристики человека является "... определенный характер об щества, в котором он живет ..." . Общественная среда является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроение и мотивы своих поступков. "Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений" .

В.И.Ленин, рассматривая вопрос соотношения среды и челове -ка, указывал, что для науки необходимо принимать "... во внима -ние и общие посылки бытия конкретного субъекта (жизнь человека) в объективной обстановке" . Дело в том, что фактором формирова -ния "конкретного субъекта" выступает вся социальная среда. Она, по словам В.И.Ленина, слузкит материалом, объектом духовной жизни личности и отражается в ее помыслах и чувствах .

В социальной среде, в зависимости от характера ее влияния на человека, можно выделить макросреду и микросреду. Под макро-средой принято понимать такие условия конкретного общества, которые обусловлены его социально-классовой и этнической структурой, характером производственных отношений и т.п. В макросреду входят также политические, правовые, нравственные, этические и другие отношения и соответствующая организация общества, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т.д. . Иначе говоря, социальную макросреду составляют общественное бытие и сознание данного общества.

Элементы общественной макросреды в своем большинстве воз действуют на формирование человека не непосредственно, а преломляясь через микросреду. Микросреда есть часть общей социальной среды и представляет собой соединение общего, особенного и еди -ничного, содержит факторы и условия формирования неповторимого своеобразия личности. "Микросреда - это социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни и практической деятельности" .

Иными словами, микросреда - это ближайшее окружение человека в данный момент. Для воинов ближайшим их окружением (микросредой) является воинский коллектив.

Микросреда и макросреда нашего общества по своей природе являются социалистическими, что положительно влияет на формирование политической культуры у всех граждан. Поэтому противопоставлять социалистическую микросреду макросреде ненаучно. Как в одной, так и в другой имеются объективные факторы, которые могут и неблагоприятно влиять на того или иного человека. В микросреде личности социалистического общества сохранилось больше пережитков прошлого, чем в макросреде. Это связано с тем, что на этом уровне общения людей больше дают знать о себе социально-психологические факторы.

Субъективный фактор развития политической культуры советских воинов. Идейно-воспитательная работа - его главный компонент

В-пятых, воинская деятельность, как никакая другая, отличается строго установленным порядком связей и отношений между людьми, четкой уставной регламентацией быта и поведения военнослужа -щих. Значение уставного порядка в жизни и деятельности личного состава армии и флота трудно переоценить. "Вопрос об организованности, о порядке, - отмечал К.У.Черненко на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, - для нас ключевой, принципиальный. Насчет этого двух мнений быть не может. Всякая разболтанность, безответствен -ность оборачиваются для общества не только материальными издержками. Они причиняют серьезный социальный, нравственный ущерб" . Это хорошо понимают армейские коммунисты и комсомольцы. И вполне закономерно, что принятые партией меры в целях повышения трудовой, производственной, государственной дисциплины, укрепления социалистической законности получили у них всемерное одобрение.

Уставной порядок в условиях воинской службы предполагает образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб, четкую организацию боевой и политической подготовки, строгое соблюдение распорядка дня, разумную организацию досуга и высокую культуру его проведения. Основой поддержания твердого уставного порядка является высокая политическая сознательность воинов, глубокие и прочные знания ими требований военной присяги и воинских уставов. В свою очередь, как свидетельствует практика, уставной порядок способствует закреплению, дальнейшему развитию и проявлению морально-политических качеств воинов, их политической культуры. Об этом говорят и результаты социологических исследований, проведенных среди воинов, уволенных в запас. Подавляющая часть из них указывает в анкетах, что за время службы ими были приобретены следующие качества: дисциплинированность и выдержка (указа -ло 90$ опрошенных); умение переносить трудности, способность к риску во имя выполнения ответственной задачи; 80$ опрошенных заявило, что армия способствовала выработке у них активности и на -стойчивости в достижении общественных и личных целей позитивного характера, выработке чувства коллективизма .

Высокая социальная ответственность и напряженность, полити -ческая значимость и уставной порядок ратного труда делают его мощным средством формирования и развития у советских воинов высоких морально-боевых качеств, идейной закалки. В процессе ратного труда у воинов вырабатываются высокие политические, гражданские качества, формируется и развивается политическая культура.

Вся практика Советских Вооруженных Сил подтверждает ту истину, что развитие политической культуры в значительной мере опре -деляется и четкой организацией быта солдат, сержантов, прапорщи -ков и офицеров. Воинский быт - это повседневная жизнь личного состава вооруженных сил в мирное и военное время. Это удовлетво -рение потребностей воинов в жилище, питании, вещевом имуществе, предметах гигиены, забота об их здоровье, отдыхе и досуге, духовных потребностях и запросах. Хорошо организованный быт наглядно убеждает воинов в правильности политики партии, направленной на всемерное повышение благосостояния людей, побуждает их ревностно выполнять свои служебные обязанности.

Отмечая воспитательную роль воинского быта, в частности, казармы, М.В.фрунзе писал: "В лице красной казармы мы хотим иметь учреждение, которое является не только местом воинского обучения красноармейца, но и местом его воспитания, и политического и культурного, чтобы красноармеец с радостью шел в эти казармы, чтобы он не чувствовал тяжести того, что он отрывается от своей домаш -ней обстановки, чтобы он учился и по возвращении домой был достаточно подготовлен для выполнения своих общегражданских обязанностей"1.

Во многих выступлениях Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота указывается на огромную воспитательную роль воинского быта. "Вопросы улучшения быта войск, - требует Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов, - надо решать не только с чисто материальной стороны, которая, безусловно, имеет боль р шое значение. Не менее важно умело организовать воспитание... .

Таким образом, социально-классовая сущность, особенность исторического назначения Советских Вооруженных Сил, их созидательная роль в условиях развитого социалистического общества, особенности ратного труда и воинского быта выступают теми объективными факторами, под влиянием которых происходит развитие политической культуры личности в армейской среде.

Мы уже отмечали, что по отношению к воину армия и общество в целом выступают макросредой. Но влияние макросреды на личность воина осуществляется не непосредственно, а преломляясь через микросреду. Такой микросредой для воинов является коллектив взвода, роты и равные им подразделения. "Здесь воины дружно, плечом к плечу выполняют учебно-боевые задачи. Вместе трудятся и отдыхают, вместе радуются и огорчаются" .

В коллективе, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, происходит формирование и развитие личности, совершенствование ее социально значимых качеств. "Только в коллективе, - указывали они, - индивид получает средства, дающие ему возможность для всестороннего развития своих задатков" , и, следовательно, только в коллективе возможно наиболее эффективное действенное развитие его политической культуры.

Изучению воинского коллектива, его структурных элементов, выполняемых функций, перспектив дальнейшего развития в современ-ной научной литературе отводится значительное место . Нами же будет сделан акцент на характеристике объективных воспитательных возможностей воинских коллективов в развитии политической культуры личности воина.

Похожие диссертации на Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы