Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Овсянникова Г.С.

Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта
<
Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Овсянникова Г.С.. Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта : ил РГБ ОД 61:85-9/264

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественная культура и ее возможности в формировании духовного мира молодого рабочего 22

I. Сущность и содержание художественной культуры 22

2. Духовный мир молодого рабочего-мигранта и место в нем художественной культуры 42

3. Художественная культура как средство воспитания молодого рабочего 69

Глава II. Пути, способы, формы развития духовного мира молодого рабочего-мигранта средствами художественной культуры 96

I. Включенность молодого рабочего в систему художественного образования 96

2. Роль основных каналов распространения культуры в формировании художественных вкусов рабочих-мигрантов

3. Особенности формирования художественных интересов и потребностей молодых рабочих-мигрантов в культурной микросреде 135

Заключение 165

Список литературы 174

Введение к работе

Актуальность исследования. По мере успешной разработки общих проблем коммунистического воспитания все более актуальным становится уяснение специфики воспитания в отдельных социально-демографических группах нашего общества, изучение отдельных факторов, влияющих на эффективность воспитательного процесса.

Одним из таких факторов является художественная культура.

На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года отмечалось: "... По мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь" . Возрастание роли художественной культуры в воспитании нового человека становится закономерностью развития общества на этапе зрелого социализма.

Принципиально новая значимость художественной культуры для развития социалистического общества в целом и для формирования нового типа личности определяется реальными процессами в экономической, социально-политической и духовной жизни общества развитого социализма и прежде всего: - богатым, постоянно развивающимся духовным потенциалом, пред полагающим превращение культурных ценностей общества в фактическое достояние личности. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более пол ного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вме- сте с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться" ; - все более полным соединением достижений НТР с преимуществами

Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., Политиздат, 1983, с.20.

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.63. социализма. Научно-технический прогресс в социалистическом обществе создает условия для развертывания всех человеческих способностей, прежде всего творческих, но и сам от них зависит. Современное производство испытывает потребность в работнике нового типа с широким культурным кругозором. От знаний, творческих способностей людей, их эстетических потребностей в значительной мере зависит полное развертывание производительных сил, решение вопроса качества выпускаемой продукции. В документах КПСС не раз отмечалось значение духовной культуры как одного из главных резервов экономического роста и важнейшего источника совершенствования образа жизни; обострением идеологической борьбы в современном мире, которую империалистическая пропаганда ведет с активным применением самых изощренных методов, с широким использованием художественной культуры. В связи с этим представляется важным исследование возможностей искусства в формировании убеждений и ценностных ориентации личности, в создании идейной сплоченности общества; увеличением свободного времени как необходимого условия для постоянного и интенсивного контакта человека с искусством, а значит для всестороннего и гармоничного развития личности. Однако реализация этой возможности требует как больших индивидуальных усилий личности, так и целенаправленных усилий общества, по воспитанию у индивида качеств, необходимых для полноценного культурного общения. Художественное развитие личности дает ей возможность самораскрываться и самоутверждаться в сфере свободного времени с наибольшей общественной и личной пользой; расширением сферы эстетического начала во всех областях жизнедеятельности человека, тенденциями перехода от экстенсивного к интенсивному развитию культуры; развитием системы массовой информации и пропаганды, техниче- ских средств тиражирования и трансляции художественных произведений; - улучшением благосостояния советских людей и изменением структуры потребления.

Тесное взаимодействие культурной сферы с социальной и экономической областями развития социалистического общества свидетельствует о повышении значения вопросов художественной культуры в комплексном развитии страны и воспитании нового типа личности; способствует росту интереса широких общественных кругов к проблемам художественной культуры.

При всем многообразии социальных функций художественной культуры основное назначение ее в обществе состоит в формировании и развитии личности.

Художественная культура, развивая и обогащая личность, создает благоприятные условия для ее активного и деятельного участия в жизни общества, органически связывает деятельность личности с идеалами общества. Искусство способствует превращению общественных потребностей и интересов во внутренние, глубоко осознанные мотивы социальной активности личности. С поступательным движением социализма художественная культура оказывает все большее воздействие на сферу мотиваций, интересов, потребностей личности, определяет интеллектуальные и эмоциональные стимулы в общественной деятельности людей.

Художественная культура в значительной степени определяет культуру личности в целом. Результаты конкретно-социологических исследований показали, что для молодежи, обладающей высокой потребностью в искусстве, свойственна повышенная трудовая и общественная активность .

I. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982, с.З.

Художественная культура является реальным механизмом формирования самого человека. Влияние художественной культуры на формирование личности не совершается автоматически. Этот процесс нуждается в систематической работе, опирающейся на точное знание особенностей функционирования художественной культуры в определенных социальных группах, знание уровня культурного развития субъекта.

Мы рассмотрим специфику воспитания средствами художественной культуры в такой социально-демографической группе как молодые рабочие-мигранты.

В количественном составе рабочего класса молодые рабочие составляют одну треть. Влияние и общая значимость рабочего класса будут расти по мере того, как будут расти его образованность и общая культура. Это означает, что все аспекты воспитания молодых рабочих и формирование художественной культуры в том числе имеют важнейшее социальное значение. К.Маркс подчеркивал, что "наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего по-коления" .

Для исследования социальная группа молодых рабочих-мигрантов нами выбрана не случайно.

В 80-ые годы в СССР особую актуальность приобрели вопросы совершенствования механизма управления миграционными процессами. В миграции населения нашей страны преобладают три процесса: I) движение населения в восточные и северные районы из обжитых частей страны; Z) непрерывный приток сельских жителей в города; 3) рост крупнейших городов как следствие интенсивных процессов урбанизации.

I. Маркс К. Инструкция делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.198.

Установка ХХУІ съезда КПСС на ограничение нового промышленного строительства в европейской части страны связана с необходимостью более интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1982 году территориально-производственные комплексы Сибири дали 61% нефти по Союзу, 51% естественного газа, 20% угля, 18$ железной руды и обеспечили весь общесоюзный прирост нефти, газа, угля, производства тракторов . Топливо, добываемое в Сибири, в два раза дешевле, чем в европейской части страны. Если в 1965 году нефти по Союзу добывалось 364 млн.тонн, то в 1982 году 876 млн.тонн; газа, соответственно, 150 млрд.м3 и 592 млрд.м3, и прирост этот обеспечи-

2 вается только за счет Сибири .

Осуществление комплексных программ по освоению природных ресурсов восточных и северных районов страны тесно связано с рациональным перераспределением трудовых ресурсов.

Новостройкам Севера и Сибири хронически не хватает кадров. Только на стройки Западно-Сибирского нефтегазового комплекса доставляются самолетами 20 тыс.человек в год из Татарии и Башкирии, из Белоруссии и Украины на две-три рабочие недели. В дальнейшем предполагается направлять в этот территориально-производственный комплекс по экспедиционно-вахтовому методу до 70-80 тыс.человек в год . Это огромные убытки для страны. А между тем из каждых четырех молодых рабочих, приезжающих на нефтяные промыслы Сибири, только один остается на постоянное жительство. В производственном объединении "Надымгазпром" при пяти с небольшим тысячах работающих

Народное хозяйство СССР в 1982 году. М., 1983, с.НО.

Там же, с.143.

Возняк В. Особенности развития ТПК Сибири. - Вопросы экономики, 1981, № 5, с.61. ежегодная тысяча уезжающих дает три миллиона рублей убытка. Проблема закрепления кадров - главная проблема в развитии производственных комплексов Сибири и Дальнего Востока. Надо искать ключи к закреплению молодых рабочих-мигрантов на местах, знать, какое место занимают в этом процессе культурно-бытовые услуги.

Соответственно темпам добычи нефти и газа в Сибири, на Севере непрерывно и быстро растут новые города, население которых полностью составляют мигранты с южных, западных районов нашей страны. Только на территории Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса за последнее двадцатилетие появились города Нижневайювск, Сургут, Уренгой, Надым, Нефтеюганск, Урай.

Самыми трудными для адаптации мигрантов к новым условиям являются первые три года. И в этом процессе большое значение имеют не только экономические факторы, но и культурные услуги в новых городах, возможность культурного общения и проведения свободного времени. Необходимы знания о механизме адаптации мигрантов. Поэтому изучение социальной группы молодых рабочих-мигрантов и роли художественной культуры как эффективного механизма в адаптации их к новым условиям трудовой деятельности, социально-бытовой среде и к сфере общения заслуживает самого пристального внимания обществоведов.

В 80-ые годы резко возрастает значение миграции населения для решения народнохозяйственных и социально-экономических проблем в нашей стране и в связи со складывающейся демографической ситуацией.

Если до недавнего времени вступало в трудовую деятельность поколение начала 60-х годов, когда естественный прирост населения был самым большим 17,8 чел. (на 1000 чел.), то затем он постепенно снижался: в 1975 году составлял 8,8 чел., а в 1980 году всего 8 чело-

I. литературная газета № 41, 1983, 12 октября, с. 13. век, причем произошла резкая дифференциация его по республикам: по Р0ІСР - 4,9 чел., по Латвийской ССР - 1,3 чел., Эстонской - 2,7 чел., Таджикской ССР - 29 чел., Туркмения, Узбекистан 26,4 человека . Это приводит к трудоизбыточности таких районов как Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ. Например, плотность населения Андижанского сельскохозяйственного района Узбекской ССР составляет 353 чел. на кыг9 тогда как в Москве и Московской области - 318

2 чел. на км .В Узбекистане только 94$ трудоспособного населения занято в общественном производстве. В то же время ряд республик:

РСФСР, Латвийская, Эстонская ССР испытывают и в дальнейшем будут испытывать еще большие трудности с рабочей силой.

Таким образом, складывающаяся демографическая ситуация в стра-не требует активизации процессов миграции , что повышает требования к совершенствованию механизма управления этим процессом. Государство с помощью миграции сможет обеспечить или систематически восстанавливать соответствие между спросом отдельных регионов на рабочую силу и численностью и составом проживающих там работников.

Актуальной остается и такая тенденция, как нарастание притока молодых рабочих в крупнейшие города за счет села, малых и средних городов. Так на большие города сейчас приходится 85% миграционного потока в городской местности по СССР . Доля горожан поднялась по стране с 18?о (1926 г.) до 64% (1982 г.) . Сокращение доли малых го-

Народное хозяйство СССР в 1982 году. М., 1983, с.30-33.

Там же, с.15.

В настоящее время 4-5% населения нашей страны ежегодно вовлекается в процесс миграции. В США - 28%.

Моисеенко В., Мукол В. Миграционные потоки в больших городах. (Опыт статистического анализа). - Вестник статистики, 1979, № 3, с. 18.

Переведенцев В.И. Миграция населения и развитие сельскохозяйственного производства - Социологические исследования, 1983, № I, с.54. родов в общей численности городских поселений характерная черта современной урбанизации в СССР.

Характерен приток рабочей молодежи и для Москвы. По данным конкретно-социологических исследований каждый четвертый рабочий, вновь принятый на работу в столице,приезжий, причем этот показатель неуклонно растет и соответственно увеличивается удельный вес мигрантов в общей численности занятых: 1976 год - 24,9%, 1977 - / 26,4$, 1978 - 30,6%, 1980 г. - 32,8%1.

Приток молодежи в Москву осуществляется в основном через систему лимита, так как предприятия больших городов, и прежде всего машиностроительные, транспортные, строительные испытывают дефицит рабочей силы и вынуждены покрывать его за счет мигрантов. В Москве, например, треть всех простоев оборудования связана с нехваткой ра-

2 бочей силы .

И хотя в столице действуют наибольшие ограничения в связи с получением постоянной прописки и жилья, столица притягивает к себе молодежь со всей страны более высоким "качеством" жизни, являясь центром политической и культурной жизни страны, имея наиболее развитую сеть торговли, баз отдыха и развлечений. В то же время 30% иногородних рабочих ежегодно покидают столицу , не сумев освоиться, привыкнуть к новым условиям жизни. Это снижает эффективность их использования, нередко приводит к необходимости повторно менять профессию, поскольку структура производства и специализация в других районах страны значительно отличается от сложившейся в Москве.

Давидович Я.А. и др. Привлечение и рациональное использование иногородних рабочих. - Социологические исследования, 1981, № 4, с.124.

Там же, с.128.

Там же, с.126. - II -

Адаптация молодых рабочих-мигрантов к стилю жизни большого города, приживаемость их на производстве, повышение профессионального уровня во многом зависят от характера проведения свободного времени. Поэтому необходимо изучение и пристальное внимание к внепроизводст-венной сфере жизнедеятельности молодых рабочих-мигрантов.

Таким образом, активизация процессов миграции, обусловленная социально-экономическими проблемами нашего общества на современном этапе, приводит к резкому увеличению социальной группы молодых рабочих-мигрантов, а это требует изучения социально-психологических особенностей поведения данной социальной группы, знания механизма адаптации мигрантов, закрепления мигрантов на местах.

Эта социально-демографическая группа была выделена __ нами по следующим традиционным признакам: а) основные классовообразующие критерии, разработанные В.И.Ле ниным в его классическом определении класса, по которым человека можно отнести к рабочим (Ленин В.И. Великий почин. Поли.собр.соч., т.39, с.19).

Объект исследования - молодежь, имеющая непосредственное отношение к средствам производства, занятая в сфере материального производства с преимущественно физическим характером труда; б) возраст - от 18 до 32 лет. Верхняя граница молодежного воз раста - 32 года - нами сознательно завышена, обычно в литературе берется 28-30 лет, но это имеет под собой реальные причины. В на стоящее время социальное созревание молодежи затягивается, а для мигрантов затрудняется адаптацией к новому образу жизни. Как прави ло, после 2-3 лет проживания в городе, они поступают в ВУЗы, техни кумы, определяются с профессией и т.п.; в) миграционный признак. В исследуемую социальную группу были включены рабочие, не проживавшие в Москве до поступления на работу на завод, приехавшие из деревень, районных центров, малых городов .

Степень разработанности проблемы. "Художественная культура" как самостоятельный феномен в условиях развитого социалистического общества подвергнута серьезному теоретическому анализу^.

Исследования художественной культуры и ее влияния на личность ведутся в связи с изучением проблем свободного времени трудящихся, при разработке планов социального развития коллективов, отраслей, регионов.

В трудах Л.А.Гордона, В.М.Вильчека, В.И.Волкова, Г.Г.Дадамяна, Д.Б.Дондурея, М.И.Жабского, Л.Н.Когана, Е.П.Крупника, Т.А.Кудриной, Э.В.Клопова, Б.С.Мейлаха, Л.А.Оникова, Б.С.Семашко, Э.В.Соколова, У.Ф.Суны, В.И.Файнбурга, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.С.Цукермана, Ю.В.Шарова, А.Ф.Шаровой и других исследованы различные аспекты взаимодействия масс населения с искусством в процессе их художественной деятельности. Особенно часто исследовалось отношение личности к литературе, кино, телевидению,реже - к музыке и изобразительному искусству и почти совсем не исследовалось отношение к эстраде и деятельность таких учреждений культуры как выставки, цирк, парки культуры и отдыха, посещение которых в досуге молодых рабочих занимает значительное место.

В советской социологической литературе изучаются преимуществен-

Подробная характеристика социальной группы молодых рабочих-мигрантов дана нами в 2 первой главы.

Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977; Егоров А.Г. Научно-техническая революция, личность и художественная культура. - Вестник АН СССР, $ 2, 1976; Каган М.С. Художественная культура как система. - В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Коган Л.Н.Содержание и структура художественной культуры. - В кн.: Социологические проблемы художественной культуры. Свердловск, 1976; Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма как предмет комплексного исследования. - В кн.: Художник и общество: Свобода личности и свобода творчества. М.,1980, с.ПЗ-127. - ІЗ - но контакты различных групп населения с искусством в зависимости от социально-демографических и личностных характеристик. Выяснение же специфики восприятия искусства в зависимости от таких факторов, как миграция, комплексный учет особенностей культурной микросреды не получили еще достаточной разработки.

В конце 70-х годов появилась тенденция осмысления эмпирических данных в рамках специализированных социологических теорий культуры, позволяющих приступить к конкретному анализу функционирования художественной культуры в социалистическом обществе. В этом плане следует отметить докторскую диссертацию и работы Плотникова С.Н. , в которых разрабатываются вопросы методологии социологии художественной культуры, обосновывается необходимость и раскрывается содержание специальной социологической теории художественной культуры.

В функционировании художественной культуры изучаются в основном вопросы потребления искусства, почти нет социологических исследований художественного творчества, характера взаимодействия различных видов художественной культуры в процессе влияния на личность. Многие исследования пока ограничиваются констатацией деятельности определенного социального института (например, телевидения, кино, театра и т.д.), либо культурной деятельности людей связанной с этим социальным институтом (посещение кино, театра и т.д.), не вскрывают реальные типы времяпрепровождения в досуге.

Назрела необходимость комплексного исследования функционирования художественной культуры при изучении культурного уровня челове-

I. Плотников С.Н. Методологические проблемы социологии художественной культуры. Дисс... доктора филос.наук. М., 1978; Проблемы социологии художественной культуры. М., 1980. ка , когда художественные интересы и потребности личности рассматриваются: а) в контексте общей структуры ее интересов; б) в трех видах художественной деятельности: "потребление" искусства, приобретение искусствоведческих знаний, художественное творчество; в) применительно к пяти наиболее популярным видам искусства (литература, кино, театр, музыка, изобразительное искусство), которые по разному влияют на развитие духовного мира личности; г) с учетом влияния факторов социальной среды населенного пункта; д) в единстве профессиональных интересов и интересов в сфере досуга с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Эти требования были положены нами в основу изучения особенностей функционирования художественной культуры в социально-демографической группе молодых рабочих-мигрантов.

Художественная культура может быть эффективным фактором воспитания только в том случае, если пронизывает основные сферы жизнедеятельности человека: трудовую, семейно-бытовую и сферу свободного времени, то есть весь его образ жизни, а именно с этой точки зрения она только начинает изучаться современной социологией.

Теоретическими источниками, на которых мы основывались в нашем исследовании, явились работы Гордона Л.А., Клопова Э.В. , в которых

Одним из таких исследований явилось изучение художественных интересов школьников, проведенное институтом художественного воспитания АПН СССР под руководством Фохт-Бабушкина Ю.У. Результаты исследования изложены в книгах: Развитие художественных интересов сельских школьников. М., 1979; Особенности формирования художественных интересов школьников в населенных пунктах разного типа. М., 1976.

Гордон Л.А., Клопов Э.В, Человек после работы: Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., Наука, 1972; Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Н.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977. исследуется место художественной культуры в повседневном поведении и быту рабочих больших городов, анализируются затраты времени рабочих на культурные занятия, исходя из научно-обоснованной продолжительности непреложных занятий, выясняются мотивы, цели занятий в сфере культуры, прогнозируется их развитие в ближайшем будущем.

В ряде работ ленинградских социологов в рамках изучения досуга молодых рабочих характеризуется и приобщение к искусству молодых рабочих-мигрантов .

Особый интерес представляли для нашей работы теоретические и социологические исследования духовного мира советского рабочего, проведенные социологами Уральского научного центра АН СССРл Свердловские социологи, выясняя структуру духовных потребностей молодых рабочих крупных и малых городов, показывают условия и причины, формирующие различия их духовных запросов, пути стирания этих разли- чий . По мнению свердловских социологов, культура является особым общественным механизмом приобщения людей к определенному образу жизни. Она является составным элементом образа жизни, причем, элементом "сквозным", пронизывающим все его сферы, и потому усвоение ее ускоряет адаптацию личности к новому образу жизни .

Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга, 1977; Соколов Э.В., Голод С.Н. Досуг и культура молодого рабочего. Л., 1977; Орлов В.Н. Культура и досуг. М., 1981.

Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. Под ред. Л.Н.Когана. М., 1972; Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала. Свердловск, 1975; Злотников Р.С. Духовные потребности рабочего класса. Саратов, 1975; Культура и социалистический образ жизни, Свердловск, 1980.

Коган Л.Н., Поляничко В. Молодой рабочий и культура. М., 1975.

Коган Л.Н., Павлов Б.С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. Свердловск, 1976, с.III.

Фактор миграции существенно влияет на характер деятельности молодого рабочего в сфере культуры, на формирование его ценностных ориентации. В настоящее время в нашей стране не проводятся достаточно глубокие исследования, которые раскрывали бы значение миграции для развития личности.

Сфера свободного времени, социально-культурных контактов играет особую роль в процессе адаптации новоселов. Именно в этой сфере проявляется действие тех тонких социально-психологических механизмов, от которых зависит успешность вхождения мигрантов в новый образ жизни.

Особенности культурных потребностей и интересов молодых рабочих-мигрантов, обусловленные среди других причин культурной средой села или малого города, где они ранее проживали, требуют изучения интересного и малоразработанного аспекта функционирования художественной культуры в зависимости от специфики населенного пункта. На ХШ. съезде КПСС отмечалось: "В разных районах нашей огромной страны культурно-бытовые условия жизни людей неодинаковы. Именно такие различия нередко осложняют положение с трудовыми ресурсами в ряде мест . В советской социологической литературе объектом рассмотре-ния в этом плане является город или отдельный регион . Нам кажется, что немаловажное значение имеет и изучение микрорайона как структурной единицы комплексного культурного обслуживания населения. Здесь не изученными являются следующие проблемы: I) значение микро-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.54.

Особенности формирования художественных интересов школьников в населенных пунктах разного типа. М., 1976; Проблемы развития культуры в условиях индустриального региона. Таллин, 1977; Трушков В. Город и культура. Свердловск, 1976; Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М., 1976; Ионкус А.П. Социальные проблемы культуры малого города. Автореферат дисс... канд. философ.наук. М., 1980. района как культурного посредника между большим и малым городом, селом (ведь именно в микрорайонах, заводских общежитиях, расположенных недалеко от заводов, селятся молодые мигранты); Z) исследование конкретных "каналов" и "механизмов" проникновения культурных услуг центра в микрорайоны и влияние культурных процессов микрорайона на качество культурных услуг центра; 3) роль культурных факторов в протекании социальных процессов в микрорайоне.

Таким образом, отдельные факторы и условия, влияющие на поведение рабочих-мигрантов в сфере культуры, рассматривались социологами при изучении культурных потребностей рабочих, комплексного же исследования социально-демографической группы молодых рабочих-мигрантов, изменения их культурных запросов под влиянием образа жизни большого города не проводилось. Изучение закономерностей поведения рабочих-мигрантов в сфере досуга и культуры не стало еще объектом пристального внимания ученых, объектом масштабных исследований.

Современное состояние разработки проблемы определило цели, задачи и структуру диссертации.

Общая цель и задачи исследования. Главная цель работы состояла в том, чтобы выявить специфику функционирования художественной культуры в социальной группе молодых рабочих-мигрантов, проследить изменения в их духовном мире под ее воздействием и рассмотреть, как эти изменения влияют на деятельность рабочих-мигрантов в основных сферах жизнедеятельности, на их адаптацию к новым условиям жизни. Этим определились направления и задачи научного поиска: определение и конкретизация содержания понятия "художественная культура"; исследование обусловленных природой художественной культуры возможностей ее формирующего, регулирующего и совершенствующего воздействия на личность молодого рабочего; выявление особенностей отношения рабочих-мигрантов к художественной культуре, характеристика культурной активности данной социальной группы; анализ путей и механизмов формирования художественных интересов и потребностей молодых рабочих-мигрантов в условиях трудового коллектива, общежития, микрорайона; изучение адаптации мигрантов к образу жизни большого города и влияние этого процесса на функционирование и развитие городских учреждений культуры, качество культурных услуг.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней проанализированы особенности функционирования художественной культуры в определенной социальной группе молодых рабочих мигрантов. Причем, это функционирование рассматривалось с точки зрения комплексного подхода к коммунистическому воспитанию личности, с охватом основных сфер жизнедеятельности: трудовой, семейно-бытовой и сферы свободного времени рабочего, что также отражает момент новизны.

Рассматривая реализацию и развитие художественных потребностей рабочих-мигрантов, автор сделал акцент на такой неразработанный ас- пект функционирования художественной культуры в социалистическом обществе как механизмы взаимодействия и взаимовлияния культурных процессов общегородской и микрорайонной культуры в условиях большого города. Микрорайон впервые рассмотрен как территориальный комплекс культурного обслуживания населения.

В диссертации раскрыт характер развития потребностей рабочих-мигрантов под воздействием общегородской культуры и рассмотрен процесс влияния мигрантов на функционирование культуры в крупных городах, на стандарты культурного поведения в городе, на взаимодействие сельских и городских черт культуры, привычек, вкусов, традиций в характере развлечений, в проведении досуга, что было сделано авто- ром впервые.

Новым является также и то, что художественные потребности молодых рабочих-мигрантов изучены в связи с их социально-психологическими особенностями, со спецификой культурной микросреды и с фактором миграции.

Методологической и теоретической основой работы явились положения классиков марксизма-ленинизма о социальной сущности искусства, о формировании всесторонне, гармонически развитой личности как условии построения коммунистического общества.

В разработке темы и решении поставленных задач автор опирался на материалы съездов и пленумов КПСС, Конституцию СССР, на решения партии и правительства, труды и выступления руководителей Коммунистической партии и Советского государства, посвященных идеологической деятельности КПСС, комплексной системе воспитания молодежи, марксистско-ленинской теории культуры и искусства.

Материалом для диссертации послужило исследование, проведенное социологами кафедры Теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ с 1980 по 1984 гг. на Московском заводе автоматических линий им.50-летия СССР по исследованию культурного уровня молодых рабочих-мигрантов, в котором принимал участие и автор.

На данном заводе работают свыше 3 тысяч человек, в том числе рабочих 66,3$. Молодые рабочие до 33-х лет составляют на заводе 58,4% и проживают в основном в микрорайоне, расположенном в непо-" средственной близости к заводу. 70% молодого пополнения рабочих на заводе приезжает в столицу из сельской местности и малых городов по лимитному трудовому найму. В момент исследования они имели стаж пребывания в Москве от года до 10 лет и проживали преимущественно в общежитии. Они-то и были избраны как объект социологического наблюдения. Всего было опрошено (по двум анкетам и проведено интервью)

320 человек - 27% молодых рабочих завода. Выборка для опроса строилась с учетом репрезентативности по отношению к основным цехам исследуемого предприятия, общежития микрорайона.

Практическая значимость исследования. Выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы: в научно-исследовательской работе при изучении социально-демографической группы рабочих-мигрантов, при проведении социологических исследований функционирования художественной культуры; в педагогической практике в процессе преподавания курса исторического материализма (темы: "Культура", "Личность и общество"), курса научного коммунизма (темы: "Духовная культура социалистического общества", "Коммунистическое воспитание"), в чтении курса "Социология культуры" для студентов философских факультетов, искусствоведческих отделений исторических факультетов и институтов культуры; в пропагандистской работе, для чтения лекций в системе общества "Знание"; в деятельности по планированию при составлении комплексных планов коммунистического воспитания и социального развития как отдельных трудовых коллективов, так и микрорайонов, городов; при разработке конкретных мероприятий для Дворцов культуры, библиотек в микрорайонах; в градостроительстве для рационального размещения учреждений культуры в городах, микрорайонах при создании культурных комплексов, обслуживающих отдельные регионы города, области.

Поднятые в диссертации проблемы, приведенные в ней материалы и выводы позволяют использовать ее для совершенствования механизма управления миграционными процессами, закрепления кадров молодых рабочих-мигрантов на местах.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в марте 1984 г. и рекомендована к защите.

Основное содержание диссертации отражено в опубликованных статьях. Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях "Ломоносовские чтения" (апрель 1981 г. и апрель 1982 г.) в Московском Государственном университете.

Положения и выводы диссертационной работы были использованы при составлении комплексного плана социального развития и коммунистического воспитания коллектива Московского завода автоматических линий им.50-летия СССР на I98I-I985 годы, а также при разработке ежегодных планов работы Дворца культуры (микрорайона N 15 ивановского района г.Москвы. Проведенное исследование явилось основой для разработки конкретных мероприятий культурно-массовой работы в общежитии Московского завода автоматических линий им.50-летия СССР, где проживают молодые рабочие-мигранты.

Выводы и положения диссертации использовались автором в пропагандистской и лекционной работе.

Структура и объем работы. Цель, задачи и основные идеи определили структуру и объем диссертации, состоящей из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.

Сущность и содержание художественной культуры

До семидесятых годов категория "художественная культура" употреблялась в советской философской литературе чаще как синоним понятия искусства или как функциональное понятие, сущность которого не выяснялась, и только в последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные анализу этого понятия. Специальные исследования художественной культуры ведут такие ученые как Ю.А.Барабаш, А.Г.Егоров, М.С.Каган, Л.Н.Коган, С.Н.Плотников, А.Н.Сохор, Ю.У. Фохт-Бабушкин и другие. Возрастащий интерес к проблемам художественной культуры, обилие социологических исследований, попытки определить место этой категории в системе культуры - все это обусловлено как социальными, так и собственно научными причинами.

Задачами данного параграфа являются:

- рассмотреть сущность художественной культуры в рамках культурологической концепции;

- построить социологическую модель художественной культуры, позволяющую рассмотреть ее как фактор формирования личности и объяснить конкретные данные, характеризующие художественное развитие молодого рабочего-мигранта.

В советской философской науке имеются большие достижения в разработке культурологических (общеметодологических) проблем культуры и мало внимания уделяется разработке специально-социологических теорий культуры при обилии конкретно-социологических исследований. Как отмечает Л.Н.Коган: "При наличии большого числа исследований, посвященных социологическому анализу кино, чтения, театра у нас нет ни одной книги, дающей обобщенный анализ социологии ис Л кусства в целом" .

Культурологический подход к изучению художественной культуры предполагает выяснение сущности и содержания ее в контексте общей теории культуры и анализ взаимодействия художественной культуры с теми подсистемами (сферами) культуры, к которым она непосредственно принадлежит: духовной культурой, эстетической культурой. Причем, в настоящее время главным срезом культурологических исследований, и художественной культуры в том числе, является функциональный анализ, так как в условиях социализма повышается значение регулирующей функции культуры. Культура становится системой регулирования социальной деятельности в масштабах всего общества. Деятельность людей все больше регулируется не только нормами права, но и моральными и эстетическими нормами.

Художественная культура - одно из частных понятий общей теории культуры и в то же время наиболее общее понятие социологии искусства. Поэтому через категорию художественной культуры можно раскрыть на операциональном уровне закономерности культуры, относящиеся к обществу в целом, а закономерности функционирования искусства (частной области) обобщать на сущностном уровне.

Духовный мир молодого рабочего-мигранта и место в нем художественной культуры

В данном параграфе рассматривается понятие "духовный мир личности", особенности духовного мира молодого рабочего-мигранта и уровень его художественного развития.

Потребность воспитания духовно богатой личности выдвигается самой практикой коммунистического строительства и актуальность решения этой задачи возрастает по мере успешного движения нашего общества к коммунизму. "От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма, осуществление ленинского внешнеполитического курса Советского Союза, укрепление его международных позиций" , - отмечается в партийных документах. Развитие социалистической демократии, повышение благосостояния советских людей, увеличение свободного времени остро ставят перед обществом задачу воспитания духовных интересов, потребностей личности. Эти тенденции говорят об изменении социальных требований общества к духовной жизни каждого советского человека, повышают интерес к внутреннему богатству личности, к ее духовному миру. В связи с этим понятие "духовный мир" личности приобретает большое научное и практическое значение.

Понятие духовный мир личности широко используется в теории коммунистического воспитания, в журналистике, в педагогике, все чаще встречается оно в научных публикациях, в партийных документах .

Данной проблематике в последнее время посвящены солидные сборники, монографии, статьи, диссертации . Однако несмотря на то, что категория "духовный мир" выносится в название этих сборников, статей, диссертаций, содержание ее не всегда рассматривается и уточняется. Разработке этой категории, на наш взгляд, уделено в философской литературе недостаточно внимания. Единичные работы посвящены анализу понятия "духовный мир" личности, выяснению его содержания и структуры. Это кандидатская диссертация Гидиринского В.И. "Духовный мир личности советского воина". М., 1970 и монография Сафроно-ва Б.В., Дороговой Л.Н. "Мир человека". М., 1975. Нельзя сказать, что категория "духовный мир" совсем не интересовала советских философов. В работах Сохань Л.В., Смирнова Г.Л., Буевой Л.П., Шингарова Г.Х. и других , данное понятие рассматривается, но в самом общем плане.

Назревшая потребность практики в разработке этого понятия и недостаточное внимание к анализу его содержания показывают необходимость дальнейшего выяснения сущности и структуры категории "духовный мир" личности.

К.Маркс и Ф.Энгельс, а затем В.И.Ленин доказали, что сущность человека в своей действительности есть "совокупность всех общественных отношений" , т.е. человеческие качества обусловлены общественным, и проявить себя человек как родовое существо может только в обществе. Личность - это социальная характеристика человека, и каждая конкретная личность есть мера усвоения (трансформации) обще ственных отношений.

Включенность молодого рабочего в систему художественного образования

Необходимость эстетического воспитания для всех членов общества зафиксирована в 27 статье Конституции СССР. В данном параграфе мы рассмотрим функционирующую в нашей стране систему художественного образования и ее роль в формировании художественных вкусов молодых рабочих.

Молодежь, и в частности молодые рабочие, непосредственно связаны с организованными институтами образования и воспитания человека: со школой, профессионально-техническим училищем, системой культурно-просветительных учреждений. Именно с молодежным возрастом связана социально-психологическая эффективность художественного воспитания. Качество предпочтений, избирательность в молодежном возрасте предопределяет собой все последующие связи взрослого человека с миром искусства.

Настоятельная необходимость художественного воспитания молодого рабочего поставлена на повестку дня как общими задачами развитого социалистического общества: формирование всесторонне развитой личности, творческого работника с широкими культурными запросами, так и конкретными задачами сегодняшнего производства. Проблема качества изделия во многом зависит от того, насколько выявлены его эстетические свойства. В точном приборостроении, машиностроении, многих отраслях легкой промышленности эстетические показатели находятся на третьем месте, среди требований, предъявляемых к выпускаемой продукции.

Многие отрасли современного производства требуют от рабочего образного мышления, развитого чувства пропорциональности, ритма, цвета, колористической культуры.

Работа на нелинейных конвейерах, полуавтоматах, требующая сочетания ручного труда с автоматами и составляющая основной процент на обследованном нами заводе МЗАЛ им. 50-летия СССР, предъявляет высокие требования к овладению ритмическими пропорциональными отношениями. Работа слесаря-лекальщика, слесаря-наладчика автоматических станков и линий подразумевает свободное овладение пространственной формой и образным мышлением. Рабочие в текстильной, полиграфической промышленности, в химии красителей, в отделочных и оформительских операциях, в строительстве должны обладать высокой колористической культурой, чувством цвета. Художественное развитие молодого человека помогает быстро овладеть ему эстетической культурой избранной специальности, стать творческим работником в любой отрасли производства. Повышение уровня образования эстетической и художественной культуры молодого рабочего-необходимое условие дальнейшей модернизации, технической оснащенности и планомерного функционирования производственного процесса. Вот почему, соединяя достижения научно-технической революции с преимуществами социализма, передовые предприятия страны уделяют большое внимание проблемам социального планирования, включая в него как сферу производства, так и сферу досуга, быта, многообразие художественных интересов личности.

Похожие диссертации на Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта