Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Зыков Валерий Николаевич

Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки)
<
Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зыков Валерий Николаевич. Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки) : ил РГБ ОД 61:85-9/573

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Культурная революция общая закономерность строительства социализма и коммунизма, духовного прогресса народов . 17

I. Культурная революция - составная часть социалистической революции и необходимое условие коммунистического строительства. 17

2. Характерные черты культурной революции в СССР и особенности ее осуществления в регионе Крайнего Северо-Востока РСФСР (Чукотка). 35

3. Основные этапы культурной революции в СССР, их качественные критерии и отличительные особенности, применительно к малым народам Чукотки . 59

ГЛАВА II. Общее и особенное в развитии социалистических национальных культур (опыт народностей чукотки). 84

I. Становление и расцвет социалистических национальных культур. 84

2. Усиление тенденции сближения национальныхкультур народов СССР . 112

3. Выравнивание культурного уровня советских народов . 123

4. Интернационализация национальных культур и укрепление духовного единства советского народа. 138

Заключение. 157

Библиография. 161

Введение к работе

С первых дней победы Великой Октябрьской социалистической революции предметом постоянной заботы КПСС и Советского государства было и остается научно-обоснованное развитие нового общества, его социалистической культуры. "Образование СССР, установление отношений дружбы, доверия, взаимопомощи между народами придало гигантское ускорение духовному развитию общества, рожденному Великим Октябрем" , Результатом такой политики явились становление и расцвет социалистических наций и народностей, их национальных культур, формирование новой исторической интернациональной общности людей -- советского народа, что рассматривается нашей партией как решение задач поистине мирового значения.

Перед зрелым социализмом закономерно встают проблемы дальнейшего совершенствования всех общественных отношений, в том числе национальных, достижения качественно-нового уровня развития советской многонациональной культуры, влияние которой на прогресс общества неуклонно возрастает.

Культурная политика КПСС всецело строится на научной основе, в теорию и практику которой вносят большой вклад: Материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС; Конституция СССР; постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года и "О б0-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" от 19 февраля 1982 года; июньский (1983 г.) и апрельский (1984 г.) Пленумы ЦК КПСС, другие партийные документы. В них отмечается, что социалистическая культура в своем развитии достигла новых высот. "В последние годы - причем во всех республиках - появилось немало талантливых произведений. Это отно I. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М., 1982, с. 13.

Духовная культура развитого социализма содержит исторические достижения и имеет важные особенности. Первая и основная из этих особенностей - культурная революция , которая явилась закономерным следствием и продолжением социалистической революции в нашей стране. В истории СССР, да и в истории всей мировой прогрессивной культуры это был поворот огромного политического значения. ХХУІ съезд КПСС поставил задачу дальнейшего исследования общих закономерностей развития социализма4, среди которых культурная революция, как самая длительная по своему действию, объективно требует особо тщательного анализа.

Культурная революция - одна из общих закономерностей строительства социализма и коммунизма, которая впервые была разработана В.И. Лениным и применена в практике социалистического переустройства старого общества. Научный анализ ее сущности, основных этапов развития и форм реализации в различных районах нашей страны позволяет не только наиболее полно обобщить результаты широкомасштабных культурных преобразований, но и правильно определить тенденции развития национальных культур народов СССР на этапе развитого социалистического общества. Ленинская культурная революция открыла всем нациям и народностям СССР новую духовную жизнь, вывела из патриархального состояния многие малые народы, в том числе и самых отдаленных окраин России - народности Чукотки, которые были обречены царизмом не только на духовное невежество, но и на полное вымирание. Революционная борьба рабочих и крестьян за власть Советов, победа Великого Октября и строительство социализма в нашей стране под руководством Коммунистической партии показали, по словам В.И. Ленина, "всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего" . Таким существенным примером для всех стран и народов Земли были и остаются первые в мире Октябрьская социалистическая и культурная революции, которые социально и духовно преобразили жизнь всех советских народов. Социализм и культурная революция смогли "вооружить достижениями культуры многомиллионные массы людей труда, открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности, все источники знания" .

Культурная революция в нашей стране находится сегодня на третьем, завершающем, этапе своего развития, который является одним из необходимых условий совершенствования зрелого социализма и постепенного перерастания его в коммунизм. Его особая значимость также в том, что именно на заключительном этапе культурной революции наиболее полно и всесторонне интернационализируется социалистическое содержание национальных культур народов СССР и формируется единая советская многонациональная культура, которая явится своеобразным фундаментом для развития "будущей единой общечеловеческой культуры коммунистического общества" . На третьем этапе культурной революции осуществится одна из главных ее целей - формирование нового человека. СССР - первое в мире социалистическое государство, которое реально воплощает самые передовые революционные идеалы человечества, поэтому так велико его влияние на весь ход мировой истории. ХХУТ съезд КПСС отметил, что революционная борьба народов ознаменовалась новыми победами, в "70-х годах фактически завершилась ликвидация колониальных империй" . На политической карте мира появились новые страны, отдельные из которых избрали социалистический путь развития, другие - ориентируются на социализм. В них остро стоят проблемы становления социалистических наций и народностей, их национальных культур, поэтому опыт культурной революции в СССР приобретает все большую международную значимость. Это одна из актуальных сторон темы исследования.

Другая сторона актуальности данной темы, не менее важная, -- необходимость исследования культурной революции определяется задачами совершенствования развитого социализма, что требует дальнейшего научного анализа и обобщения ее исторического развития как в целом по стране, так и среди конкретных советских народов, особенно ранее культурно отсталых. Самыми отсталыми в дореволюционный период были народности Крайнего Севера России, совершившие за годы Советской власти гигантский качественный социальный и духовный скачок в своем развитии.

В этой связи третьей стороной актуальности темы диссертации является также то, что она предусматривает раскрытие закономерностей, черт и тенденций предоктябрьского и советского периодов развития духовной культуры малых народов Севера, перешедших от патриархально-родового строя сразу к социализму и, соответственно, от культуры первобытнообщинной - к культуре социалистической. Это первый опыт в истории человечества высвобождения малых народов Севера из многовековой духовной темноты и приобщения их к строительству социализма, новой, социалистической, культуре и достижениям мировой прогрессивной культуры, который представляет огромный научный интерес для теории и практики всего мирового коммунистического движения. Поэтому теоретическая разработка проблем перехода народностей Крайнего Севера (на примере малых народов Чукотки) от первобытного общества к социализму, минуя классовые антагонистические общественно-экономические формации, важна сегодня для практического использования опыта культурного развития малых народов СССР во многих странах мира, в особенности - Азии и Африки, насчитывающих около 1600 народностей, для которых - это вопрос настоящего и будущего их развития . Однако международный империализм во главе с Соединенными Штатами Америки стремится затормозить революционный процесс национального возрождения малых народов, их культур, как внутри развитых капиталистических государств, так и в странах, освободившихся от колониального гнета и вставших на самостоятельный путь развития, в которых он всячески поддерживает антикоммунизм, антисоветизм, национализм и расизм.

В работе над темой исследования использованы многие монографические работы, материалы научно-практических конференций, данные ЦСУ СССР. 3 диссертации представлены и проанализированы также многочисленные архивные материалы: Центрального архива Октябрьской революции (Москва), Центрального музея революции СССР (Москва), Центрального исторического архива СССР (Ленинград), Архива научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (Ленинград), Государственного архива Магаданской области (Магадан), Партийного архива Магаданского обкома КПСС (Магадан), Государственного архива Чукотского автономного округа (Анадырь), Центрального архива Дальнего Востока РССР (Томск), Государственного архива Хабаровского Края (Хабаровск), Государственного архива Камчатской области (Петропавловск-Камчатский), Министерства культуры РСФСР, Магаданского областного управления культуры и Чукотского окружного отдела культуры, а также отдельные центральные и местные областные и окружные (Магадан, Анадырь) периодические печатные издания.  

Характерные черты культурной революции в СССР и особенности ее осуществления в регионе Крайнего Северо-Востока РСФСР (Чукотка).

К, Маркс прозорливо писал, что революционное движение в России "в конце концов должно будет неизбежно привести, быть может после длительной и жестокой борьбы, к созданию Российской Коммуны" . Она действительно появилась в облике власти Советов и образования Союза ССР в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая явилась величайшим политическим событием XX века и вызвала к жизни не менее важное другое - культурную революцию, духовный переворот жизни общества.

Основу для духовного переворота заложил еще в 1903 г. Второй съезд РСДРП, который завершил процесс создания большевистской партии на идейных, политических и организационных принципах, разра-ботанных В.И. Лениным, и принял первую марксистскую Программу . Она, наряду с завоеванием политической власти и установлением диктатуры пролетариата, ставила задачи: ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатации трудящихся, антагонизма классов и сословий, бесправия и духовной темноты масс; демократическое решение национального вопроса; всенародный подъем культуры. В области просвещения - ликвидацию сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке; всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет. В области национальных отношений - уничтожение сословий и обеспечение полной рано-правности всех граждан, независимо от пола, религии и расы; признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства.

Победа Великого Октября создала условия для выполнения Программы Второго съезда РСДРП, реализация которой явилась одновременно началом социалистической культурной революции. Первым ее воплощением стала Декларация прав народов России, принятая Советской властью 2(15) ноября 1917 года1.

Вторым важным политическим актом в этом направлении было создание в этом же году Наркомата по делам национальностей (Наркомнац),, При нем в 1923 году был образован Комитет содействия и защиты малых народностей Севера и Скбири, который вплоть до 1935 года, пока в нем была необходимость, оставался проводником ленинской национальной политики и важнейших культурных преобразований в регионахКрайнего Севера и Сибири .

Социализм и культурная революция открыли трудящимся нашей страны широчайший доступ к знаниям, богатствам духовной культуры, получению образования, тогда как в дореволюционной России около трех четвертей взрослого населения было неграмотным, 4/5 детей школьного возраста не имели возможности учиться . Нерусские народы Российской империи, малые в особенности, жестоко притеснялись царским самодержавием, помещиками и буржуазией, а также разного рода имущими слоями (князьями, купцами, торговцами, чиновничим аппаратом), были сплошь безграмотными и находились в вековом духовном невежестве, религиозной мистике. Поэтому "с первых лет Советской власти наша экономическая политика строилась так, чтобы как можно быстрее поднять бывшие национальные окраины России до уровня развития ее центра. И эта задача была успешно решена. Важнуювсего бескорыстная помощь русского народа. Отсталых националь т ных окраин ныне не существует!" . Роль ленинской культурной революции в этом прогрессе особенно велика.

Культурная революция в СССР явилась первым звеном в цепи культурных революций, осуществляемых ныне во многих странах мира. Она в своем развитии объективно связана с освоением достигнутого в мировой прогрессивной культуре и созданием новой, социалистической, культуры. Поэтому теоретические проблемы культуры в целом, социалистической - в частности, продолжают оставаться одними из актуальных в теорій научного коммунизма.

Культура по своему общественному действию универсальна, что создает трудности формулировки ее понятия. В научной литературеизвестно уже свыше 250 понятий культуры , однако вполне удовлетворяющего определения пока нет. И, вероятно, дать точное определение сложно, так как культура - синтез (интеграция), результат и процесс всех видов материальной и духовной деятельности людей. З.И. Ленин в "Конспекте книги Гегеля "Наука логики" писал: "Дефи-ниций может быть много, ибо много сторон в предметах" . Культура -- это то социальное явление, которое как раз имеет такое множество сторон. Ключ к расшифровке культуры надо искать в ленинских теориях отражения и познания действительности, методология которых дает возможность понять ее сущность.

Культура есть философская категория, характеризующая исторически классово-противоречивый, объективно-диалектический процесс создания, освоения и постоянного развития человечеством материально го и духовного мира, обеспечивающего ему социальный прогресс, смену одних общественно-экономических формаций другими и переход к бесклассовому коммунистическому обществу, бесконечному в своем саморазвитии.

Культура имеет свои особенности и в первую очередь в том, что она связана с трудом человека. Культура охватывает не только какой-то отдельный предмет, сделанный руками человека, или необъятный творческий художественный процесс многих людей, а все, без исключения, созданные и создаваемые материальные и духовные ценности всем человечеством. Без культуры, переходящей от одних поколений людей к другим, постоянно пополняющейся и гигантски возросшей на современном этапе, немыслим ни сам процесс познания действительности, ни прогресс человечества.

Культура пронизывает все виды человеческой деятельности и бесконечна в своем развитии. Культура объективно связана со всей материальной и духовной жизнью. Она дает возможность человеку осмыслить себя, свои поступки, познать мир и все больше открывать и совершенствовать его. Культура дает возможность проследить историю общества, классов и их борьбу, философские, религиозные и атеистические учения, зарождение и развитие морали, искусства, науки, становление и смену общественно-экономических формаций. Культура - источник наших знаний.

В теоретических исследованиях советских и ряда зарубежных ученых культура подразделяется на материальную (техника, орудия труда, все материальные предметы, созданные и создаваемые в различных сферах производства) и духовную (политика, философия, мораль, литература и искусство, право, наука, образование и другие духовные ценности). Связь материальной и духовной культуры очевидна исторически, и они могут развиваться только вместе, взаимно обогащая друг друга. Искусство, к примеру, с древнейших вре мен помогало человечеству осмыслить действительность эстетически, развивало его фантазию, а наука, материальное и духовное производство воплощали ее в реальность. Однако в наше время категория "культура" все больше совпадает с понятием "духовная культура", которая вбирает в себя все формы общественного сознания. В обыденном употреблении такая подмена возможна, в науке же культура совершенно определенно подразделяется на материальную и духовную. Приметим, в связи с широким употреблением слова "культура" всегда необходимо иметь в виду, что речь идет в первую очередь о духовной культуре.

Культурная революция в своей сущности связана именно с развитием духовной культуры, роль которой на этапе зрелого социализма возрастает. В Конституции СССР впервые введена глава "Социальное развитие и культура". Это означает новый этап развития культуры, связанный с научно-технической революцией, все более широким духовным обновлением мира, с переходом культуры еще в большей степени в относительную самостоятельность как могучей духовно-функцианиру-ющей силы в поступательном движении человечества по пути к коммунистической цивилизации.

Наблюдается активное влияние культуры на дальнейшее качественное совершенствование развитого социалистического общества в целом и на формирование советского образа жизни в частности, что вызывает необходимость дальнейшего научного анализа и обобщения происходящих многих духовных процессов. В этой связи особое внимание советские ученые уделяют разработке категориального аппарата культуры. Ими уточняются сущность, проявление, взаимосвязь духовной культуры и духовной жизни, а также других категорий культуры. Духовная жизнь в системе культуры стала характеризоваться как понятие самое широкое, включая духовную культуру .

Основные этапы культурной революции в СССР, их качественные критерии и отличительные особенности, применительно к малым народам Чукотки

Исходя из ленинского учения, большинство советских ученых выделяют три основных этапа культурной революции:первый - с победы Великой Октябрьской социалистической революции до середины 30-х годов, соответствующий переходному периоду от капитализма к социализму и построению в основном социалистического общества в нашей стране. На данном этапе была ликвидирована неграмотность и осуществлено всеобщее начальное образование, расширена сеть средних и высших школ. Открыты культпросветучреждения, театры, созданы творческие союзы, научно-исследовательские институты, академии наук. Во всех видах искусства утвердился творческий метод социалистического реализма, создана советская классика, приобщены к культуре миллионы трудящихся. В общественном сознании прочно утвердилась социалистическая идеология.

С первых дней Советской власти В.И. Ленин, будучи Председателем Совета Народных Комиссаров, проводил огромную научную и организаторскую работу по практическому воплощению культурной революции в саму жизнь. Десятки декретов, постановлений, директив и распоряжений были подписаны В.И. Лениным по народному образованию, созданию сети культурно-просветительных учреждений, библиотек, организации кинодела; распространению радио, выпуску газет, брошюр и книг, сохранению произведений литературы и искусства, памятников исторш и культуры, в том числе: архитектуры Московского Кремля, мировых сокровищ Эрмитажа в Ленинграде, Третьяковской галереи, многотысячных книжных фондов публичных библиотек, памятных мест пи сателей мирового значения А,С. Пушкина, Л.Н. Толстого и многих других духовных ценностей, ставших после победы Великого Октября достоянием Советского государства, всех народов СССР.

Среди многих проблем культурной революции особое внимание уделяет В.И. Ленин народному образованию, росту образовательного уровня советских людей, как одному из важных условий строительства социализма и социально-духовного движения по пути к коммунизму. Массовая безграмотность народов страны, оставшаеся от рухнувшего навсегда царизма, не способствовала этому движению. Поэтому ликвидация неграмотности и достижение всеобщего начального образования в целом по стране была одной из главных задач первого этапа культурной революции.

Общеобразовательное "наследство" царской России являло собой пример духовного ограбления целых народов: 75 процентов взрослого населения было неграмотным, свыше 40 народностей, населяющих окраины, были безграмотны поголовно . В.И. Ленин в І9ІЗ г. писал: "Такой дикой страны в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков" . Разоблачая антинародную сущность царизма в области народного образования,он с горечью восклицал: "Нищие, голо-дные учительницы - вот что такое наши церковно-приходские школы.

Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда ликвидировала старую школу. Уже 9 ноября ISI7 г. В.И. Ленин подписывает декрет "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению" и санкцианирует передачу всех учебных заведений, находящихся в ведении церкви, Наркомпросу. Другим декретом Совнаркома от20 января 1918 г. "0 свободе совести, церковных и религиозных обществах" церковь отделялась от государства, школа - от церкви. Во всех учебных заведениях страны преподавание религиозных вероучений запрещалось. Это документ исторического значения, который положил начало научному мировоззрению в деле образования и воспитания всех поколений советских людей.

В 1919 г. В.И. Ленин подписывает Декрет "0 ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", на основании которого при Нар-компросе создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она наделялась большими полномочиями и по существу задачи, поставленной перед ней, проделала огромную работу. За ученические парты сели взрослые и дети. Всеобуч: ликбез, рабфак, красная профессура - таковы были пути духовного обновления и роста народов Советской России. Декрет обязывал всех гравдан республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать,обучаться грамоте на родном или русском языках по выбору . Борьба с неграмотностью проводилась также в Красной Армии, даже в условиях фронта Реввоенсовет республики предписывал обучать бойцов грамоте. В короткое время были организованы тысячи ликбезов, начальных школ, клубов, изб-читален. Начался великий, исторически трудный подъем страны Советов к азам грамотности и от них - к высотам мировой культуры.

Партия большевиков, решительно отсекая контрреволюцию, призывала старое учительство осознать свою новую историческую миссию и способствовать духовному становлению социалистического общества. В этих целях ЦК РКП(б) направил всем комитетам партии страны Письмо "0 работе среди работников просвещения" от 18 сентября1921 года\ Основная масса учительства страны приняла призыв партии и активно включилась в борьбу с безграмотностью.

Первый этап культурной революции, наряду с социалистическим переворотом в народном образовании, предусматривал решение других важных проблем: развитие науки; привлечение к социалистическому строительству буржуазных специалистов; создание творческих союзов и развитие социалистической художественной культуры; подготовку кадров народной интеллигенции; формирование социалистических национальных культур советских народов, в том числе - малых народов Науку В.И. Ленин относил к незаменимому источнику прогресса. Уже в апреле 1918 г, он делает "Набросок плана научно-технических работ", в котором пишет: "Академии наук ... немедленно дать поручение образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России . В нем В.И. Ленин особое внимание обращает на электрофикацию промышленности, транспорта, земледелия. Гражданская война задержала его составление, однако, по указанию В.И. Ленина 21 февраля 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрофикации России (Г0ЭЛР0) под председательством F.M. Кржижановского, в работе которой участвовало до 200 ученых и спе-циалистов .

План Г0ЭЛР0 стал стратегической задачей партии, который реально начал воплощаться в жизнь уже в годы первых пятилеток. Он в гигантских масштабах продолжает развиваться, реализовываться и ныне, ибо непреходящей остается ленинская формула: "Коммунизм - это

т есть Советская власть плюс электрофикация всей страны" , Развитие советской науки В.И. Ленин считал делом чрезвычайно важным. В трудные 20-годы он пишет Петроградскому Совету: "Уважаемые товарищи! По-моему, дать в Питере лишнюю комнату ученым для кабинета и для лаборатории, ей-ей, не грех. Даже следовало бы вам самим взять на себя инициативу. Очень прошу Вас двинуть это дело, а если вы не согласны с этим, то не отказать мне черкнуть р пару слов тотчас, чтобы я видел, в чем тут препядствие" . Для преобразования старой России в новую, социалистическую, требовались квалифицированные кадры. Молодая Советская республика не могла сразу подготовить большое количество специалистов для народного хозяйства и развития духовной культуры, для этого нужно было время, поэтому привлечение буржуазных специалистов к социалистическому строительству было необходимостью. Многие из них сразу приняли революцию и стали хорошими органи зато рами социалистическое го производства, другие работали под контролем Советской власти, третьи, прогрессивно-мыслящие, влились в формирующуюся социалистическую интеллигенцию. В резолюции ХП Всероссийской конференции РКП(б) "Об антисоветских партиях и течениях" ставилась задача дифференцированного подхода к каждой отдельной группе (или даже отдельному лицу) представителей науки, техники, медицины, педагогики и пр. В ней отмечалось, что "по отношению к действительно беспартийным элементам из среды представителей техники, науки, учительства, писателей, поэтов и т.д., которые хотя бы в основных чертах поняли действительный смысл совершившегося великого перево-рота, необходима поддержка и деловое сотрудничество .

Усиление тенденции сближения национальныхкультур народов СССР

Маркс К. и Энгельс #. писали в Манифесте Коммунистической партии, что в будущем содружестве народов плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными . Предвидение классиков марксизма полностью подтвержда ется всем ходом коммунистического строительства в нашей стране. Общие цели, единые политическая, экономическая и социальная основы зрелого социализма объективно сближают нации и народности СССР, их культуры, все виды духовной деятельности советских людей. Последовательно развивая марксизм, В. И. Ленин отмечал: "Мы убеждены, что развитие капитализма в России, вообще весь ход общественной жизни ведет к сближению всех наций между собой. Сотни тысяч людей перебрасываются из одного конца России в другой, национальный состав населения перемешивается, обособленность и националь тная заскорузлость должны отпасть ..." . Ленинская мысль дает нам основание для вывода, что сближение наций, народностей, этнических групп, взаимное или одностороннее обогащение их национальных культур представляет собой исторически объективный, преемственно--поступательный процесс развития общественных отношений. Одновременно классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что при всей огромной исторической значимости этого процесса, действие его ограничено во всех досоциалистических обществах, ибо всем им свойственны классовый и национальный антагонизмы, которые устранимы только при социализме. "Сближение" в антагонистических общественных формациях, при капитализме в особенности, подчинено в основном экономическим интересам эксплуататорских классов, захвату земель с целью грабежа национальных богатств народов и эксплуатации их труда, что в свою очередь порождает насильственную ассимиляцию крупными нациями более мелких, многих народностей и этнических групп, а также расизм и национализм, его крайнее проявление - шовинизм. Только социализм полностью искореняет эти пороки капиталистического общества и обеспечивает подлинно добровольное и равноправное сближение наций и народностей, их культур. "Опытцивилизованного человечества говорит нам, что при условии действительного равноправия наций и последовательного демократизма "культурно-национальная автономия" излишня; а без этих условий она остается утопичной, и пропаганда ее является проповедью утонченного национализма" . Ленинская трактовка "сближения" разобло-чает буржуазных теоретиков "оставить в покое" аборигенное население, "не навязывать" ему современные достижения научно-техничес-кой революции . Тогда как при социализме "сближение" - это одно из условий общественного прогресса всех наций и народностей, ибо "не только классы, но и нации являются субъектами (носителями) всех основных общественных отношений. Закономерности развития социалистических наций носят социологический характер, отражают состояние всех сфер нашего общества" , - научно обоснованно пишет А.К. Белых. Сближение социалистических наций, народностей и их культур - одна из таких закономерностей. Она представляет собой совокупность конкретных адекватных закономерностей, в числе которых тенденция сближения социалистических национальных культур является особенно важной. На базе роста и усиления экономической взаимосвязи народов СССР осуществляется широкий процесс сближения культур социалистических наций, происходит дальнейшее развитие и совершенствование их социалистических национальных форм и содержания, - подчеркивает М.Н. Росенко . Практика развития советских национальных культур всецело подтверждает эти выводы советских ученых.

В условиях развитого социализма сближение культур в своей сущности - взаимопроникновение и взаимообогащение социалистических национальных культур на основе их расцвета. В понятие "сближение культур" входит не нейтрализация национального, а усиление в них интернационального на национальной основе с использованием передовых научных и художественных методов и приемов, используемых в практике других национальных культур по отображению социалистической действительности. В этой связи совершенно справедливо Чингиз Айтматов пишет: "Я вижу высокий, гуманистический смысл в том, что интеграция социалистических национальных культур ведет не к утрате самобытности, а к обогащению в процессе этого всех национальных культур, к их совершенствованию и росту, к наиболее полному и всестороннему раскрытию всех потенциальных возможностей" .

В оценке современных процессов развития социалистических национальных культур большинство советских ученых придерживаются точки зрения о преобладании в них тенденции сближения: "Наряду с тенденцией расцвета в области национальных культур в социалистическом обществе действует также и другая тенденция - неразрывно связанная с первой - тенденция все более тесного сотрудничества, взаимосвязи и сближения национальных культур ... Тенденция сближения социалистических наций на современном этапе коммунистического строительства играет ведущую роль не только в хозяйственной жизни, но и в области культуры" . Ее преобладающее значение объясняется тем, что на этапе зрелого социализма под воздействием НТР и все более углубляющегося расцвета национальных культур народов СССР, в результате взаимодействия тенденций расцвета и сближения, первая из равнодействущей переходит в составную часть последней,которая становится относительно самостоятельной и способствует уже, в свою очередь, вызреванию и проявлению тенденции интернационализации - такова диалектика их взаимосвязей. Анализируя эти процессы, Куличенко М.И. отмечает, что "тенденция к сближению в современных условиях является ведущей прежде всего потому, что она развивается и за счет расцвета наций" . Если целостно "расцвет" и "сближение" - единый процесс, то "относительно к интернационализации - они различны по конечным целям функцианирования: тенденция к расцвету - не является составной частью интернационализации, тогда как "сближение", будучи относительно самостоятельной тенденцией, становится составной частью процесса интернацио р нализации" .

Аналогичной точки зрения придерживается Баграмов Э.А., считая, что сближение наций и народностей, их национальных культур, особенно в условиях развитого социализма, в соотношении с "расцветом" является ведущей тенденцией3. Правомерность такой концепции была подтверждена и Всесоюзной научно-практической конференцией по проблемам развития национальных отношений в условиях зрелого социализма (Рига, 28-30 июня 1982 г») ..

Сближение советских социалистических национальных культур 5 - это объективный общественный процесс, но отнюдь не стихийный .

Его обеспечивают следующие главные факторы: - наличие единой политической системы государственного устрой ства ОССР и обеспечение руководящей роли КПСС в развитии советского общества; - культурная революция и культурное сотрудничество советских республик, их творческих союзов (писателей, композиторов, художников, кинемотографистов, архитекторов и других), постоянный обмен исторически накапливаемыми национальными духовными ценностями (литература, театр, эстрада, кино, живопись и другие виды искусства); - единая система народного образования СССР (в ней важное место занимает целевое направление молодежи на учебу в ПТУ, техникумы и вузы братских республик. К примеру, в 1981/82 учебном году 3600 юношей и девушек Азербайджанской ССР обучались в 166 вузах нашей страны по 244 специальностям ); - научно-техническая революция и научно-техническое сотрудничество союзных республик; - единый народно-хозяйственный комплекс страны; - добровольное массовое овладение русским языком нерусскими народами СССР; - централизованное и широкое использование средств массовой коммуникации (печать, телевидение, кино, радио и другие); - внутрисоюзный туризм, спорт; - братская взаимопомощь и дружба народов СССР. Взаимопроникновение советских национальных культур в условиях зрелого социализма - явление множественное, которое характерно для всех связей социалистических общественных отношений. "В области духовной культуры, пишет Ю.В. Бромлей, тенденция к межнациональному сближению народов страны проявляется в первую очередь в достижении единства ее социалистического содержания. Важнейший компонент

Выравнивание культурного уровня советских народов

Разумеется, все это - процессы длительного характера. Они идут уже сегодня, но в еще большей мере будут сказываться завтра,тв грядущие десятилетия" . - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС."Сближение" функцианально способствует как "расцвету", так и относительному выравниванию развития национальных культур, культурного уровня советских народов, и самое главное - ведет их к всесторонней интернационализации. В совокупности эти тенденции отражают реальные потребности наций и народностей СССР на этапе зрелого социализма и постепенного перехода от него к коммунизму. б. Выравнивание культурного уровня советских народов.

Проблема выравнивания культурного уровня народов СССР занимает одно из центральных мест в культурной политике КПСС и Советского государства. Методологической основой ее рашения служит детерминизм потребностей, выявленный классиками марксизма-ленинизма, как важнейшее условие экономического и социального развития общества. К. Маркс писал, что люди, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством ..., они должны есть, пить,2 иметь одежду, жилище ... , иными словами - иметь определенный уровень жизни, который складывается на основе материального и духовного производства общества и включает "не только удовлетворение потребностей физической жизни, но и удовлетворение определенных потребностей, порожденных теми общественными условиями, з которых люди находятся и воспитываются . К. Маркс отмечал, что в процессе производства члены общества пшспосабливают (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям, что акт производства, во всех своих моментах, есть также акт потребления, ибо продукт получает свое последнее завершение только в потреблении . Такая взаимосвязь производства и потребления свойственна как материальной, так и духовной культуре, в том числе и художественному творчеству. "Предмет искусства - нечто подобное происходит со всяким другим предметом - создает публику, понимающую искусство испособную наслаждаться красотой" . К. Маркс делает вывод, что в общественных отношениях материальное и духовное производство "производит поэтому не только предмет для субьекта, но также и субьект для предмета .

Ленин З.И., творчески развивая марксизм, открыл одну из движущих сил общественных отношений - закон возвышения потребностей , объективное свойство которого в том, что с каждой новой общественно-экономической формацией, с каждой очередной ступенью роста и совершенствования производительных сил и производственных отношений происходит возрастание материальных и духовных потребностей людей. Так, "развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариа-та" . Промышленное производство объективно вовлекает и "вырывает население из заброшенных, отсталых, забитых историей захолустий, повышает грамотность населения и сознательность его, прививает ему культурные привычки и потребности" , которые, однако, капитализм, в силу частной собственности на средства производства, удовлетворяет лишь частично, либо тормозит их удовлетворение, особенно впериоды кризисов, спадов промышленного производства и массовой безработицы.

Закон возвышения потребностей максимально реализуется только в условиях социализма и коммунизма, когда сама коммунистическая общественно-экономическая формация способствует его полному раскрытию.

Исходя из теоретических высказываний классиков марксизма-ленинизма, можно выделить следующие основные потребности: материальные и духовные, определенное удовлетворение которых порождает определенные материальный и культурный уровни жизни и развития народов и отдельного человека или в совокупности - определенный их уровень жизни.

Исторически во всех формациях в системе общественных отношений определяющая роль принадлежит экономическим отношениям, которые "как бы сильно не влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие общества итприводит к его пониманию" . Поэтому на их основе в первую очередь и развиваются все виды потребностей, а в условиях социализма - также процессы экономического и культурного выравнивания всех наций и народностей.

Социализм и культурная революция в нашей стране обеспечили бурное промышленное и духовное развитие народов СССР. Этап развитого социализма усиливает и ускоряет эти процессы, соответственно, возрастает уровень жизни советских людей, их материальные и духовные потребности. "Нашей непреложной обязанностью была и будет работа в двояком направлении: во-первых, неуклонный рост общественного производства и подьем на этой основе материального и куль турного уровня жизни народа; во-вторых, всяческое содействие возвышению материальных и духовных потребностей советского человека" , что определено одним из важнейших стратегических направлений внутренней политики КПСС.

В СССР установились зрелые социалистические общественные отношения, решена в основном задача выравнивания уровней экономичес-кого развития республик . Это привело к динамичному росту всех отраслей народного хозяйства союзных республик, созданию единого на-роднохозяйственного комплекса страны . Современная промышленность, сельское хозяйство, наука, подлинный расцвет культуры - вот что характеризует каждую из советских республик . Все это позволяет КПСС и Советскому государству с каждым годом полнее удовлетворять растущие материальные и духовные потребности народов СССР и решить в перспективе проблему окончательного выравнивания их культурного уровня.

Практика коммунистического строительства в нашей стране показывает, что возрастающие материальные и духовные потребности советских людей возможно удовлетворить ныне и в обозримом будущем лишь на основе дальнейшей интеграции как экономической, так и духовной жизни наций и народностей СССР, реального соединения преимуществ социалистического строя с достижениями научно-технической ре 5 волюции .Материальные и духовные потребности народов СССР удовлетворя

Похожие диссертации на Общее и особенное в развитии социалистической национальной культуры (опыт народностей Чукотки)