Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ 16-65
I. Победа Великой Октябрьской социалистической революции - основа самоопределения народов и их национально-государственного строительства 16-41
2. Образование СССР и его значение для дальнейшего развития и укрепления национальной государственности народов Средней. Азии и Казахстана 42-65
ГЛАВА II. СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ В УСЛОВИЯХ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ 66-119
I. Роль советской национальной государственности в осуществлении социалистической культурной революции 66-98
2. Формирование социалистической национальной куль туры народов, миновавших капиталистическую стадию развития 98-119
ГЛАВА Ш. СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОГРЕССА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СССР В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА. 120
І. Роль советской национальной государственности в дальнейшем расцвете и сближении социалистической культуры советских наций и народностей 120-148
2. Формирование единой социалистической культуры советского народа (Единство национального и интернационального в этом процессе) І48-Г76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177-184
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Победа Великой Октябрьской социалистической революции - основа самоопределения народов и их национально-государственного строительства
- Роль советской национальной государственности в осуществлении социалистической культурной революции
- Роль советской национальной государственности в дальнейшем расцвете и сближении социалистической культуры советских наций и народностей
Введение к работе
В истории человеческой цивилизации особое место принадлежит одному из самых сложных, запутанных и драматических вопросов - национальному вопросу.
Основоположники научного коммунизма считали решение национального вопроса одной из важнейших задач социалистической революции и диктатуры рабочего класса в целом. К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" указывали, что "В той. же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой". В.И.Ленин этому вопросу также уделял огромное значение. В своей работе "Социалистическая революция и право наций на самоопределение" он недвусмысленно говорил о том, что "Подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного ос- вобождения всех угнетенных наций, т.е. их свободы отделения".
Опираясь на опыт такой многонациональной страны как СССР, где впервые в ходе и в итоге социалистического строительства национальный вопрос успешно решен, можно с уверенностью сделать вывод, что центральное место в решении национального вопроса принадлежит осуществлению права наций (народов) на самоопределение, вплоть до права их на отделение и образование своих национальных государств.
Чрезвычайно важны разъяснения В.И.Ленина о том, что "Право
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.4,с.445.
Ленин В.Й. Поли.собр.соч.,т.27,с.256. - З -на самоопределение наций означает исключительно право на независимость в политическом смысле, на свободное политическое отделение от угнетающей нации. Конкретно, это требование политической демократии означает полную свободу агитации за отделение и решение вопроса об отделении референдумом отделяющейся нации.
Таким образом это требование вовсе не равносильно требованию отделения, дробления, образования мелких государств. Оно означает лишь последовательное выражение борьбы против всякого национального гнета".
Возникновение и развитие советской социалистической национальной государственности народов неразрывно связано с претворением в жизнь марксистско-ленинских принципов пролетарского интернационализма - равноправного и добровольного объединения наций и народностей для решения важнейших задач социалистического строительства. Именно на этой основе было образовано федеративное объединение советских национально-государственных образований - Союз ССР.
В материалах ХХУІ съезда КПСС, последующих пленумов ЦК партии, в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко обращено внимание на актуальность национальных проблем и на стадии совершенствования развитого социалистического общества. На апрельском Пленуме ЦК (1984 г.) К.У.Черненко отметил: "В такой стране, как наша, естественно, не могут быть сняты с повестки дня задачи со- вершенствования межнациональных отношений".
Наряду с общими закономерностями строительства социалистического общества в нашей стране, в каждой сфере общественной * Ленин В.И. Поля.собр.соч., т.27,с.255. 2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М. Политиздат, 1984,с. 14. - 4 -жизни и конкретно-исторических условиях имеются и особенности проявления этих закономерностей. В современных условиях весьма актуальным является выявление некоторых этих своеобразных про- х/ явлений в регионах, стоявших ранее на различных общественно-экономических ступенях развития.
Именно поэтому в настоящей работе предпринимается попытка исследовать возникновение, сущность и особенности развития советской национальной государственности в регионах, миновавших капиталистическую стадию развития, дать анализ их роли в формировании новых, социалистических наций и их национальной культуры, а также дальнейшего расцвета и сближения советских наций и народностей в условиях развитого социалистического общества. ,
Исторический опыт создания советской национальной государственности народов, миновавших капиталистическую стадию развития, ускоренных темпов национального развития - актуализируется также в связи с обострением национальных проблем в несоциалистической части мира, с возросшим значением национального вопроса в идеологической борьбе между капитализмом и социализмом, усилением темпов революционного процесса в развивающихся странах и мощи национально-освободительного движения, направленных против агрессивной политики империализма, расизма и апартеида. "Молодые государства, - отмечается в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования СССР", - и в первую очередь те из них, которые выбрали социалистическую ориентацию, с живым интересом относятся к советскому опыту национально-государственного строительства, перехода ряда народов СССР к социализму,минуя капиталистическую стадию развития". 1 "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик". Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат,1982,с.23.
Буржуазные идеологи, пытаясь фальсифицировать достижения народов СССР, подвергают всяческим наладкам их государственность и национальную культуру, строя различные псевдотеории вокруг тезиса о "формальном существовании национальных республик", "нивелировки" и "русификации" их культур и т.п.
Поэтому специальное исследование, посвященное выявлению роли советской национальной государственности в формировании и развитии социалистической культуры народов СССР, особенно актуально сегодня, когда идеологическая борьба достигает невиданных ранее размеров и проводится империалистами с привлечением огромных сил и средств.
Специфика выбранной нами темы состоит в том, что она находится на стыке ряда обществоведческих наук. Поэтому в советской литературе различным аспектам этой проблемы посвящено много исследований. Интенсивным исследованиям охвачены юридические основы и истории национально-государственного строительства.
В целом проблематика теории наций и национальных отношений наиболее разработана в следующих аспектах: марксистско-ленинская теория нации и национальных отношений; история и теория национально-государственного строительства в СССР; теоретическое обоснование дальнейшего совершенствования социалистической государственности, формирование социалистических наций, миновавших капиталистическую стадию развития, анализ процессов расцвета и сближения социалистических наций в условиях развитого социализма; формирования и развития советского народа как новой социальной и интернациональной общности людей; интернационализм советского человека и др. Заметный вклад в разработку названных проблем внесли известные советские ученые Р.Х.Абдущукуров, А.А.Аг-замходжаев, И.Ф.Аношкин, Э.А.Баграмов, Ф.Я.Горовский, А.Д.Дашда- миров, М.С.Джунусов, С.З.Зиманов, Д.Л.Златопольский, С.Т.Калтах-чян, М.К.Камилов, Д.С.Кисилев, Ф.Т.Константинов, М.И.Куличенко, М.О.Мнацаканян, Е.Д.Модржинская, М.А.Морозов, С.А.Раджабов, В.Д.Скаржинская, Г.Л.Смирнов, Ц.А.Степанян, М.М.Сужиков, Э.В.Та-девосян, Р.Т.Тузмухамедов, Н.П.Фарберов, П.Н.Федосеев, К.Х.Хана-заров, А.И.Холмогоров, И.П.Цамерян, И.Ш.Шарипов, М.А.Шафир, С.Шер-мухамедов, В.П.Шерстобитов, Б.А.Щувалов, Я.И.Якубовская и др.*
Особое внимание советские ученые уделяют роли В.И.Ленина в теоретическом обосновании национально-государственного строительства, объединения советских-наций и народностей в едином многонациональном социалистическом государстве, дальнейшем развитии ленинских идей под руководством КПСС в условиях построения социа- р диетического общества.
В последние годы заметно возрос интерес советских ученых к проблеме роли социалистической государственности в управлении национальными отношениями, развитии наций и их сближения. * См.список использованной литературы. Агзамходжаев А.А., Уразаев Ш.З. - СССР - социалистическое государство советских народов. Ташкент: 1972. Зиманов С.З. В.И.Ле-шш и советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата:Наука:1970; Он же. От освободительных идей к советской государственности в Зухаре и Хиве. Алма-Ата:Наука,1976-; Коркмасова К. Национальная государственность в СССР. Ростов-на-Дону: 1970; Раджабов С.А. В.И.Ленин и советская национальная государственность.Душанбе:1970; Он же. Образование и развитие СССР торжество ленинской национальной политики.Душанбе: 1973; Цамерян И.П. Теоретические проблемы образования и развития Советского многонационального государства. М. :Наука,1973. 3 Каракеев К.К., Копылов И.Я., Саликов Р.А. Проблемы управления строительством Советского многонационального государства.М.: Наука,1982; Пулатов Х.П. Коммунизм, государство, культура, личность. Строительство коммунизма и проблемы (см. ел. стр.)
Исследуемый аспект все более привлекает внимание ученых различных отраслей обществоведения. Имеется ряд историографических работ, в которых существующая литература охарактеризована по отдельным проблемам. Опираясь на эти работы, диссертант уделяет меньше внимания специальному обзору литературы. Кроме названных работ учитывалась существующая литература по теории культуры
2 и практике культурного строительства.
Сложности всестороннего изучения социалистической культуры народов СССР указывают на крайне важное значение выяснения сущности культуры для решения как теоретических, так и практических проблем. Немало проблем выдвигает и изучение социалистических национальных культур как в их общесоветском единстве, так и в своеобразности их исторических истоков.
Необходимо отметить, что существенный вклад в разработку национальных проблем внесли научно-теоретические и практические культурно-воспитательной функции общенародного государства. Ташкент:1971; Зиманов С.З., Рейтор И.К. Советская национальная государственность и сближение наций. Алма-Ата ;Наука, 1983; Шабайлов М.А. Управление социально-культурным строительством союзной республики.Минск:1Э74; Шерстобитов В.В. Советская государственность и социалистический интернационализм.М. :1982 и др. * Касимов Ф.Х. Минуя капитализм.Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму.М.:Наука, 1980; Волобуев О.В., Кулешов СВ. Проблемы Бухарской и Хивинской народных революций.-Народы Азии и Африки. 1977,Ж>,с.45-47; Ланда Л.М. Советская историография национально-государственного размежевания Средней Азии.-История СССР, 1964,$6,с.45-50; Национальная политика КПСС.Очерк историографии.М.:Политиздат,1981; Тадевооян Э.В. Проблемы советской историографии национально-государственного строительства в СССР.-История СССР, 1978 ,$6; Зак Л.М. История изучения советской культуры.М. :Высшая школа, 1981. 2 См.раб.:А.Г.Агаева, А.Алтмышбаева, А.И.Арнольдова, Н.С.Злоби-на, М.И.Исаева, И.К.Кучмаевой, А.Мамедова, Э.С.Маркаряна, В.М. Межуева, М.Р.Щукурова, Р.Б.Сулейменова, Х.Турсунова и др. конференции, результаты которых отражены в отдельных оборниках и коллектива монография*. I
Коллективные труды, в которых отражен уровень разработки проблем на данном этапе, освещают национальные проблемы более всесторонне.
Говоря о роли советской национальной государственности в развитии культуры, нельзя не учесть ее социалистического характера и сущности, т.е. классово определенные функции. Нельзя не согласиться с тем, что Э.В.Тадевосян, определяя "советскую национальную государственность", пишет: "Национальная советская государственность - это национальная по форме, советская по общеполитической основе, социалистическая по содержанию, политическая власть трудящихся районов компактного проживания наций и народ-ностей СССР". Это определение охватывает существенные моменты данной категории. 1 интернациональное и национальное в социалистическом образе жиз ни Советского народа.Фрунзе:Киргизстан,1982; Советский народ - строитель коммунизма.М. :1981; Культура единого советского на рода. М.:Советский писатель,1982. Непримиримость к буржуазной идеологии, пережиткам национализма.М. Шеждународные отношения, 1982; Социалистическая демократия и интернациональное единство советского народа.М.:Юридическая литература, 1982; І'усский язык - язык дружбы и сотрудничества народов СССР.М.:Наука, 1981. 2 Развитие советского народа - новой исторической общности.М.: Политиздат, 1980; диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе.М.:Наука,1981; Актуальные проблемы национальных отношений СССР в свете Конституции СССР.М.:Наука, 1981; Развитие национальных отношений в СССР в свете решений ХХУІ съезда КПСС.М.:Наука,1982. 3 Тадевосян Э.В. Советская национальная государственность. М.: Изд-во МГУ,1972,с.58.
В специальной литературе можно различать и другие точки зрения, сводящиеся к трем основным тезисам: а) советская национальная государственность - это тоже общенародное государство, потому что "специфические", "национальные" функции, которые республики выполняли в период строительства и создания зрелого социалистического общества, сейчас, естественно, отпали . б) Советская национальная государственность - является организацией политической власти трудящихся лишь данной нации (А.В.
Радвогин, Ф.С.Кисилев и др.), критика их взглядов дана А.В.Шер- стобитовым.
Некоторые авторы, анализируя основные тенденции развития советской национальной государственности, приходят к выводу, что, например, в Киргизской ССР "...государственная власть принадлежит всем трудящимся, всему населению...".
Обобщая эти тенденции в историческом развитии, диссертант делает вывод, что все эти подходы в чем-то дополняют друг друга и упрощают тот или другой момент.
Однако в существующей литературе, кроме отдельных высказываний, мы не встречаем обстоятельного анализа роли советской национальной государственности в формировании и развитии культуры народов СССР, особенно народов, миновавших капиталистическую стадию развития. В данной диссертации автор, не претендуя на всестороннее и окончательное решение всей проблемы, пытается в фило-софско-социологическом аспекте на основе методологических и тео- 1 Вудайбергенов У.Д. К теории национально-государственного строительства в Средней Азии и Казахстане .Алма-Ата :1977, с. 54. ^ Шерстобитов В.В. Советская государственность и социалистический интернационализм.М.:мысль,1982.
См.Тургунбеков Р. Конституционные проблемы развития национальной государственности киргизского народа.Автореферат докторской дис с ертации.Душанбе М972,с.19-20. - 10 -ретических исследований советских ученых и обобщения исторических и современных фактов восполнить этот пробел.
Интернационализация советской национальной государственности, являясь основной тенденцией ее развития, отнюдь не, умаляет роли национального фактора. Как подчеркивалось в материалах ХХУІ съезда КПСС и последних Пленумов ЦК КПСС остается в силе установка Программы КПСС о том, что: "Каждая советская республика может дальше процветат и укрепляться лишь в великой семье братских социалистических наций в СССР". Дальнейшее развитие этой дружбы отражено и закреплено в статье I Конституции СССР (1977 г.),рас-крывающей суть единства союзной и национальной государственности на этапе зрелого социализма: "Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции трудящихся всех наций и народностей".
Советская национальная государственность призвана быть орудием, обеспечивающим расцвет компактно проживающих на ее территории наций и их неуклонное сближение с другими народами нашей страны, выражением воли трудящихся, проживающих на ее территории. Главная тенденция ее развития состоит в усилении роли национальной государственности в решении общегосударственных задач, т.е. усиление единства национального и интернационального в деятельности Советского многонационального государства.
Отмечая важность упрочения интернациональных связей, Первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана т.Р.Н.Набиев подчеркивает: "Дальнейшее продвижение наций и народностей по пути строительства коммунизма расширяет и углубляет все формы связей и общения между республиками, усиливает обмен материальными и духовными ценностями. Наши достижения мы рассматриваем как часть выдающих-1 Программа КПСС.М.:Политиздат, 1974,с. 116. - II - ся успехов всего советского народа... В них мы черпали силы в прошлом и видим основу дальнейшего развития республики в будущем .
Цель и основные задачи исследования исследовать роль советской национальной государственности в формировании и развитии социалистических наций и народностей, их социалистической национальной культуры в регионах, миновавших калиталистическую стадию развития. Попытаться дать анализ исторической связи и преемственности в проведении культурной политики Советского многонационального государства, ее особенностей на различных этапах жизни этих народов и укрепления единотва интернационального и национального в духовной жизни социалистических нации как фактора формирования нового человека, свободного от местничества, пережитков национализма и шовинизма.
В соответствии с этим определены основные задачи диссертации: исследовать значение победы социалистической революции в России для осуществления теоретических положений марксизма-ленинизма о политическом самоопределении народов, как фактора, ускоряющего темпы национального развития в составе социалистического многонационального государства. Выяснить особенности реализации данных положений в условиях некапиталистического пути развития; показать роль политического фактора в процессе объединения народов, их сил и средств в построении нового общества и формирования новой культуры с участием трудящихся всех наций и народностей; выяснить значение разрешения национального вопроса на со- 1 Набиев Р.Н. Роль ленинской национальной политики КПСС в создании материально-технической базы развитого социализма. - Вопросы истории ЮГСС,№ 12,1982,0.26-27. - 12 -социалистической основе как предпосылки и условия для дальнейшего упрочения дружбы между народами СССР, усиления роли советской национальной государственности в дальнейшем расцвете и сближении наций в условиях развитого социализма; - попытаться дать научный анализ процесса укрепления един ства союзной и национальной государственности в решении социаль но-культурных проблем советского общества, развития социалисти ческих наций как фактора упрочения новой исторической общности - советского народа. Интернационализация советской национальной го сударственности и особенности интернационализации культуры наро дов Средней Азии и Казахстана.
Научная новизна диссертации заключается в том, что автор предпринимает одну из первых попыток с позиций теории научного коммунизма специально рассмотреть роль советской национальной государственности в формировании и развитии социалистической национальной культуры народов, миновавших капиталистическую стадию развития. - Учитывая некоторые разночтения в понимании содержания по нятийного аппарата, диссертант уточняет их смысл и содержание в исследуемом аспекте, анализирует некоторые исторические и юриди ческие материалы, с помощью которых обычно исследовались пробле мы, относящиеся к советской национальной государственности.
Диссертант использует и анализирует исторические документы, архивные материалы, информации местной печати, официальные статистические данные, на основе которых делает попытку проанализировать и выделить основные задачи и тенденции развития советской национальной государственности, ее роли в развитии национальных культур в условиях зрелого социалистического общества и его совершенствования; обосновывает необходимость учета общего и особенного в культурной политике республик региона. - ІЗ -На зашиту выносятся следующие основные положения диссертации: решающая роль политического фактора в условиях некапиталистического пути развития для возникновения социалистической советской национальной государственности народов, формирования социалистических наций и их национальной культуры, проявления специфических закономерностей социалистической культурной революции; взаимосвязь национально-государственного и национально-культурного строительства в социалистических многонациональных государствах как выражение преимущества социалистической демократии; характерные особенности возникновения и развития переходных форм Советской (например, для Бухарской и Хорезмской республик) и социалистической советской национальной государственности, их роль в ускорении темпов преобразования культурной жизни народов, миновавших капиталистическую стадию развития; региональные и национально-специфические особенности развития культуры народов Средней Азии и Казахстана на этапе развитого социализма в процессе консолидации национальных культур в рамках советской интернациональной социалистической культуры; единство социально-культурных функций Союза ССР и национально-государственных образований в этом процессе; введение в научный обиход термина "уровень культурной консолидации наций" для обозначения реального состояния национальной культуры в условиях развитого социализма.
Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения основоположников теории научного коммунизма К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, Программа КПСС, труды руководителей партии и правительства, - 14 -Постановления ЦК КПСС, ЦК Компартий республик Средней Азии и Казахстана по вопросам национальных отношений, социалистической национальной культуры ж перспектив их развития в условиях совершенствования развитого социалистического общества.
Практическая значимость работы заключается в том, что диссертационная тема исследования является продолжением работы, ведущейся советскими учеными обществоведами, в частности, сотрудниками сектора философских проблем пролетарского интернационализма и национальных отношений Института философии АН СССР и сектора научного коммунизма Отдела философии АН Таджикской ССР по изучению совершенствования национальных отношений в условиях развитого социализма.
Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в преподавании теории научного коммунизма по разделам "Политическая система развитого социалистического общества. Развитие советской демократии", "Культура развитого социализма", "Нации и национальные отношения в условиях развитого социализма", а также в системе партийно-политической учебы, в лекционной пропаганде, в критике соответствующих буржуазных "советологических" и антикошу нис тиче с ких "теорий" о "денационализации", "формальном существовании союзных республик", "русификации", "нивелировке" национальных культур и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в серии публикаций: тезисах, научных сообщениях и статьях, а также в выступлениях на научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов Таджикистана (Душанбе, 1980 г., 1983 г.), конференции молодых ученых и специалистов (Москва, 1983 г.), цикле лекций в Кулябском областном институте усовершенствования учителей (1980-1983 гг.). Они частично отражены в - 15 -Отчетах Отдела философии АН Таджикской ССР. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в секторе философских проблем пролетарского интернационализма и национальных отношений Отдела научного коммунизма Института философии АН СССР.
Основные задачи исследования проблемы определили структуру диссертации.
Диссертант не претендует на окончательное и всестороннее решение всех поставленных в исследовании вопросов такой многоплановой, хронологически и географически широкой проблемы.
Объем диссертации не позволяет отразить более подробно имеющийся обширный материал по всем республикам Средней Азии и Казахстана. Поэтому автор в своем исследовании преимущественно использует материалы по Таджикской ССР.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции - основа самоопределения народов и их национально-государственного строительства
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эре в мировой истории - эре перехода от капитализма к социализму.
Она знаменовала собой практическое осуществление великих идей научного коммунизма.
Период домонополистического капитализма, в котором жили и творили К.Маркс и Ф.Энгельс, был периодом относительно стабильного развития капиталистического строя, восходящей линией наращивания экономических мощностей и расширения мирового рынка. Несмотря на такие благоприятные условия развития капитализма, его "цивили-зирующей роли в колониях" основоположники марксизма - К.Марко и Ф.Энгельс узрели в недрах капитализма острейшие социально-классовые противоречия и обостряющийся на их основе национально-колониальный вопрос.
Они сформулировали теоретически четкие исходные позиции коммунистов в отношении к последнему в неразрывной связи с теорией пролетарской революции и диктатуры пролетариата.
Эпоха империализма, как известно, характеризуется усилением национально-освободительных и колониальных империалистических войн. Значительное внимание, уделенное В.И.Лениным национальному вопросу, объясняется тем, что в условиях империализма обоснование теории о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую было связано с учетом национальных демократических движений, которые по существу были выражением аграрно-кре - 17 -стьянского вопроса.
Раскрывая причины, делавшие возможным, наряду с общим процессом постепенного последовательного прохождения народами всех этапов общественного развития, и отклонения - сокращенный путь развития, К.Маркс и Ф.Энгельс указывали прежде всего на неравномерность в историческом развитии различных стран и народов,следствием чего является одновременное сосуществование разных общественно-экономических укладов и разнообразных форм взаимодействия стран.
К.Маркс объяснял, что ни один народ своими силами и средствами не может миновать естественные исторические фазы развития, ни отменить их декретами.
"Всякая нация, - писал он, - может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов".
Роль советской национальной государственности в осуществлении социалистической культурной революции
На опыте Октябрьской революции можно говорить о том, что завоевание политической власти рабочим классом освобождает все его силы, приводит в движение все его потенциальные творческие возможности. На основе обобществления средств производства, утверждения нового социалистического типа общественной собственности, были ликвидированы все виды эксплуатации одного класса другим и человека человеком.
Процесс национально-государственного строительства в Средней Азии и Казахстане в силу ряда объективных причин, как об этом говорилось в предыдущей главе был сложным, и трудным. Коммунистической партии приходилось руководить и направлять этот сложный процесс, находить правильные пути для достижения поставленной цели.
Суть ленинского плана национально-государственного строительства вытекала из сущности самого социалистического государства. Национальные формы социалистической государственности должны были решать те задачи, выполнять те функции, которые выполняет социалистическое государство, являющееся орудием преобразования общественных отношений и построения нового общества. Оно всецело реализует идеалы рабочего класса, выкристаллизованные в его идеологии - маркеизме-ленинизме.
Переходный этап социалистического государства - период диктатуры пролетариата, имел различные внутренние и внешние функции. Основными внутренними функциями были: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; хозяйственно-организаторская функция; культурно-воспитательная функция; контроль за мерой труда и мерой потребления; охрана социалистической собственности; охрана прав граждан. Главной среди этих внутренних функций являлись организаторская, созидательная деятельность, идейное воспитание трудящихся масс. К внешним функциям относились - оборона страны, борьба за мир.
Диктатура рабочего класса применяла меры принуждения только в той степени, в какой этого требовали особенности классовой борьбы - сопротивление незначительного меньшинства классовых противников. Это относится и к советской национальной государственности. Она была призвана способствовать оперативному внедрению в жизнь решений партии с учетом национальных особенностей республики (областей) , вовлекать экономически и культурно отсталые группы населения в социалистическое строительство; осуществлять наравне с политическим и юридическим равенством их фактическое равенство с наиболее развитыми нациями. На решение этих задач были направлены такие мероприятия как перевод кочевнических племен и народностей на оседлость, создание и развитие промышленности, кооперирование крестьян, национализация (коренизация) госаппарата республики и других национально-государственных образований; районирование с учетом особенностей национальных меньшинств в союзных и автономных республиках; всесторонняя помощь национальным меньшинствам со стороны союзного государства и братских республик, создание необходимых предпосылок для осуществления социалистической культурной революции и т.д.
Классовое подавление остатков эксплуататорских классов, составляющих незначительное меньшинство, диктатурой рабочего класса означало одновременно широкую демократию для абсолютного большинства членов общества.
Советское государство целенаправленно организовало и совер - 68 шенствовало управление экономикой и культурой страны, осуществляя тем самым роль главного орудия строительства нового общества. Специфика Советского многонационального социалистического государства состояла в том, что его конкретные хозяйственно-организаторские и культурно-воспитательные функции выполняли как центральные (общесоюзные) государственные органы, так и национально-государственные образования. Вся деятельность органов государственной власти строилась на основе принципов демократического централизма и интернационализма.
Как известно, опыт социалистического строительства в нашей стране охватывает многие регионы со специфическими социально-политическими, экономическими и историческими условиями. Духовная жизнь этих регионов также характеризовалась глубокими различиями в области идеологии и культурных традиций. Кроме того, начавшиеся в начале XX в. революционные процессы в мире и обострение национального вопроса на этом фоне не могли не повлиять на всю сложность исторического процесса переходного периода от докапиталистических общественных отношений к социализму. Так, созданные в Хорезме и Бухаре народно-демократические государства советского типа проявили большую созидательную силу в решении задач революционного преобразования в этом регионе, расшатывали устои феодализма и религиозного фанатизма в духовной жизни общества, очищали пути для утверждения диктатуры пролетариата и социалистических преобразований, в частности для формирования новой культуры и быта народов Бухары и Хорезма.
Роль советской национальной государственности в дальнейшем расцвете и сближении социалистической культуры советских наций и народностей
Полная и окончательная победа социализма в СССР означала его триумф по всем вопросам общественного прогресса, среди которых особое место принадлелшт торжеству ленинских принципов национальной политики КПСС и Советского государства.
Советская национальная государственность в системе Советского многонационального государства в тяжелые годы коллективизации, индустриализации, культурной революции, в годы Великой Отечественной войны играла важнейшую культурно-воспитательную роль в жизни наций и народностей.
Как показывает опыт народов СССР в целом и народов Средней Азии в особенности, роль советской национальной государственности и в дальнейшем расцвете и сближении наций невозможно рассматривать в отрыве от развития той системы, в которой она существует, т.е. единого социалистического многонационального государства.
Прежде чем анализировать место и значение советской национальной государственности в расцвете и сближении народов СССР, учитывая некоторые разночтения основных понятий, прежде всего выясним содержание понятия "расцвета наций" и "сближения наций" в исследуемом аспекте. Обратимся к тем исследованиягл, которые раскрывают их содержание.
"Понятие "расцвет наций", - пишет И.П.Цамерян - означает достижение такого всестороннего высокого уровня развития материальной и духовной жизни наций, т.е. ее экономики, политического строя, культуры (народного образования, науки, искусства, литературы и т.д.), идеологии, которое охватывает нацию в целом, делает эти достижения нации достоянием всех ее членов.
Один из авторов коллективного труда "Советский народ -строитель коммунизма", выдвигает положение, с которым трудно согласиться. Оно относится к народам, которые миновали капитализм и их расцвета как социалистических наций: "... мы полагаем, -пишется в нем, - что у народов, прошедших стадию капиталистического развития, ведущей тенденцией с первых дней Советской власти было сближение, а в жизни ранее отсталых народов с момента социалистической революции вплоть до окончательной победы социализма ведущей тенденцией был расцвет". Здесь не учтено, во-первых,
содержание понятия "советская власть", "социалистическая революция", применительно к условиям Средней Азии (где в некоторых районах Советская власть победила в 1920 и 1922 гг., а ХСНР и БНСР перешли к этапу социалистического развития соответственно в 1923 г. и 1924 г.); во-вторых, при такой постановке вопроса понятие "расцвет" теряет свой смысл. Кроме того, формирование социалистических наций в среднеазиатском регионе и их национальной социалистической культуры завершился с полной и окончательной победой социализма. Поэтому неверно утверждать, что у этих народов начался расцвет наций с установлением Советской власти.
Сближение наций - процесс более сложный и не однозначный, как расцвет наций. Здесь пересекаются все процессы, происходящие в области национальных отношений. На пути продвижения к коммунистическому обществу она становится основной тенденцией развития национальных отношений. В условиях зрелого социализма "сближение наций, народностей, следовательно происходит под значительным воздействием советского народа как новой исторической общности, в котором они сплочены на основе братской дружбы и интернационального единства".
Если говорить о закономерности развития тенденции сближения народов на социалистической основе, на базе единства социально-политической жизни всех народов СССР, то следует подчеркнуть, что она начинается со дня победы Великой Октябрьской социалистической революции. Его предпосылкой является осуществление права народов на самоопределение и образование ими национальной государственности.
Революционное преобразование жизни народов СССР, их переход на качественно новое направление развития, их сближение на базе марксистско-ленинской идеологии, социалистической государственности, социалистического уклада экономики, союза рабочего класса с крестьянством в целом, помощи со стороны наиболее развитых наций отсталым народам, в частности - подготовили прочную базу для расцвета культуры социалистических наций и народностей.