Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Эсенгелдиев Темир

Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа
<
Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Эсенгелдиев Темир. Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа : ил РГБ ОД 61:85-9/344

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Интернащонажстская основа становления нравственных норм новш исторической общности 17-80

1.1. Интернационализм как содержание и критерий социально-освободительной миссии рабочего класса 17-34

1.2. Интернационализм как социально-нравственная основа национальных отношений социалистического типа 34-55

1.3. Становление развитых интернационалистских нравственных норм единого советского народа . 55-80

Глава II. Интернационалистские нравственные норм образа шзни еданого советского народа 81-144

2.1. Равенство и дружба народов социально-нравственные нормы расцвета и сближения социалистических наций, их образа жизни 82-104

2.2. Верность единого советского народа интернациональному долгу показатель его ответственности за судьбы Родины и человечества 105-124

2.3. Диалектика интернационалистского и нравственного воспитания - одно из основных условий совершенствования интернационалистских нравственных норм новой исторической общности 124-144

Заключение.. 145-153

Список использованной литературы I54-181

Введение к работе

Магистральным направлением развития общественных наук, как указывалось в материалах ХХУІ съезда КПСС и других документах партии и правительства, является разработка проблем планомерного и всестороннего совершенствования развитого социалистического общества. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК нашей партии отметил, что необходим решительный поворот исследований к ключевым идейно-теоретическим и практическим задачам, стоящим перед нашим обществом. Надо, подчеркивал товарищ К. У. Черненко в своем докладе,"отправляясь от уже добытых истин, двигаться вперед, расширяя наш теоретический горизонт, углубляя представления о важнейших закономерностях экономического, социально-политического и духовного прогресса страны" . К таким закономерностям развитого социализма относятся, с одной стороны, усиление социальной однородности и усиление процесса интернационализации общественной жизни, а с другой стороны - их все более возрастающее дифференцирование. Современное состояние социально-классовых, национальных отношений социалистического типа и происходящие в них динамичные изменения, а также становление новой исторической общности людей - советского народа- конкретные результаты действия этих закономерностей.

ХХУІ съезд КПСС констатировал, что сегодня единство семьи советских наций и народностей как никогда прочно , причем "жизнь убеждает, что интенсивное экономическое и социальное развитие каждой из наших республик ускоряет процесс их всестороннего сближения. Происходит расцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности". Ныне советский народ -это исторически сложившаяся в процессе социалистической интернационализации и интеграции развитая, монолитно единая, интернационалистская, межклассовая и межнациональная общность людей. Она сложилась на основе социалистических классов и социальных групп, наций и народностей, развивалась и совершенствовалась в результате крупных социально-политических, экономических и культурных преобразований, которые осуществлены в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь интенсивно развиваются социально-классовые, национальные отношения нового типа и формируется зрелый духовный мир советского человека. Неуклонно повышается роль и значение советского народа как нравственно-субъективного фактора развитого социалистического общества, одновременно оказывающего свое влияние на ход современной истории.

Все это в свою очередь еще больше актуализирует роль и значение социалистического интернационализма советского народа не только как политической идеологии, мировоззрения и социальной практики, но и как развитого нравственного фактора. Именно интернационализм как важнейший общественный феномен был и остается одним из неиссякаемых и определяющих источников социально -политического, экономического, идейно-духовного и нравственного единства советского народа. Он составляет ядро нравственно-гуманистических ценностей, выражающих сущность пролетарской, социалистической и утверждающейся ныне высшей (собственно) коммунистической морали. В силу этого в ходе строительства социализма на его развитом этапе интернационализм превратился в жизненно важную, повседневно, ощущаемую социально-нравственную потребность.

Качественно развитые интернационалистские нравственно-гуманистические убеждения вызываются к жизни самой природой развитого социализма, прежде всего широкой трудовой инициативой и творчеством советских людей, ростом роли производственных коллективов с присущим им богатым духовным миром. "В борьбе за социализм и коммунизм на наглей стороне всегда был и есть несомненный моральный перевес. И сегодня нравственная сила советского общества - одно из важных условий наших успехов .

В результате всесторонне совершенствуется и обогащается образ жизни советского народа, утверждаются качественно развитые ценности и нормы, в том числе интернационалистски-нравственные. Эти процессы в свою очередь усиливают взаимодействие интернационалистских и нравственных содержаний духовного мира всего общества и способствуют формированию еще более широких и зрелых качеств.

Существенные сдвиги во всех сферах общественной жизни советского народа и общие задачи дальнейшего совершенствования развитого социализма как мощные факторы строительства коммунизма в нашей стране, объективно требуют усиления коммунистического воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единому советскому народу, великой Советской Родине. Это нацеливает обществоведов на интенсификацию научного поиска, нахождение новых методов, путей к достижению стратегической цели социализма - созданию условий для всестороннего развития личности.

В силу всех указанных обстоятельств, назрела необходимость более углубленного изучения нынешнего состояния и перспектив совершенствования новой исторической общности. Большую социальную значимость приобретает научное осмысление процесса динамич-;ого развития интернационалистски-нравственного потенциала советского народа, в особенности выявления закономерностей формирования и развития его интернационалистских нравственных норм } диалектической взаимосвязи с другими чертами социалистического образа жизни. Отсюда актуальность исследуемой в данной работе темы. Партия, своевременно обращая внимание на эти постоянно развивающиеся в жизни нашего общества социальные процессы, указывает, что "совершенствование развитого социализма немыслимо большой работы по духовному развитию людей , что "необходимо... делать все для их идейно-нравственного возвышения" .

Указанные обстоятельства все больше выдвигают идеологическую работу на первый план, особенно в трудовых коллективах, в первичных партийных организациях, и одновременно требуют комплексного изучения их деятельности. В данном аспекте, на наш взгляд, представляет собой значительный научно-практический интерес раскрытие диалектики интернационалистского и нравственного воспитания в общей системе комплексного коммунистического воспитания как важнейшего условия формирования и развития интернационалистски-нравственных норм в структуре советского социалистического образа жизни.

Проблемой дня остаются также более глубокое научное осмысление растущего социально-нравственного, регулирующего влияния советского народа на такие процессы, как борьба за мир, разоблачение антикоммунистических диверсий, решение глобальных проблем современности и др.

Все это обусловило выбор темы данного исследования.

Поставленные в диссертации проблемы включают в себя взаимодействие и взаимообусловленность интернационализма и морали в замках новой исторической общности. Затронутые аспекты в такой формулировке еще не стали предметом специального монографического или диссертационного исследования в советской социологической литературе.

Вместе с тем ряд авторов, занимающихся проблемами теории и практики научного коммунизма, исторического материализма, марк-зистской этики, а также историей рабочего класса, так или иначе касаются этого вопроса. Начиная с 60-х годов, большой отряд ученых-обществоведов страны ведет всестороннее изучение закономерностей, сущности, места и роли, этапов становления и других ас-іектов развития многонационального советского народа как новой исторической общности людей. Среди них видное место занимают ра-5оты И. Ф. Аношкина, Э. А. Баграмова, Т. Ю. Бурмистровой, А. Ф. Цашдамирова, М. С. Джунусова, В. Е. Евдокименко, А. Г. Егорова, Е. А. Зайцевой, С. Т. Калтахчана, М. Д. Каммари, М. П. Кима, М. И. Куличенко, П. М. Рогачева, М. Н. Росенко, М. А. Свердлина, Ц. А. Степаняна, Э. В. Тадевосяна, П. Н. Федосеева, А. И. Холмогорова, И. П. Цамеряна, В. П. Шерстобитова и других . 

Интернационализм как социально-нравственная основа национальных отношений социалистического типа

Пролетарский социалистический интернационализм, будучи одним из ведущих морально-политических факторов в объединении пролетариев всех стран и наций выступает также социально-нравственной основой становления и развития национальных отношений нового типа. В условиях социализма интернационализм, получив широкую возможность для дальнейшего всестороннего развития и воплощения на практике, становится новым типом и принципом в новых межнациональных отношениях.

Отмеченные положения ориентируют нас на рассмотрение диалектической взаимосвязи путей развития наций, народностей,коммунистической морали и интернационализма.Ф. Энгельс отмечал, что "движение пролетариата неизбежнопроходит через различные ступени развития . То же имеет место и в отношении идей и принципов пролетарской морали и интернациона - -лизма, обусловленные интересами пролетарского движения. Они могут реализовываться в соответствии с потребностями и интересами пролетарского движения в ходе решения текущих и перспективных задач,в конкретных фазах построения нового общества и т.д.

Пролетарская мораль и интернационализм проходят определенные периоды и этапы развития. Свои фазы, периоды и этапы развития присущи также нациям. Нация, как историческая этносоциальная общность, мораль как форма общественного сознания, интернационализм как часть общественного сознания, - все они обладают относительной самостоятельностью; но в конечном счете определяются общественным бытием, наличной общественно-экономической формацией.Так, буржуазные нации, пролетарская мораль и пролетарский интернационализм возникают в капиталистическом обществе, определяются им , но качественно преобразуются в социалистическом обществе. Следовательно, с ними диалектически взаимосвязаны становление социалистических наций, развитие пролетарского (социалистического) и утверждающегося коммунистического сознания, реальный духовный мир коммунистической формации и этапы его развития. Поэтому в опре -делении исторических путей развития коммунистической морали, интернационализма и нации в методологическом отношении мы за основу берем исторические пути становления рабочего класса как социально-политической силы со времени возникновения капитализма , формирования его исторической миссии, расширения социальной базы; воплощения пролетарского интернационализма и морали в нашей стране; то же - в мировой системе социализма и в мировом революционном процессе.

Исходя из всего сказанного, можно было бы представить исторический путь развития и взаимосвязи нации , народности, пролетарской морали и пролетарского интернационализма в виде таблицы , которая приводится ниже. В ней периодизация начинается со времени возникновения капиталистического общества. Так, нации, народности можно подразделить на капиталистический, со -циалистический и коммунистический типы. Коммунистическая мораль и интернационализм проходят фазы: пролетарскую, социалистическую, коммунистическую. При этом следует учесть, что периодизация коммунистической морали и интернационализма дается здесь в качестве логического продолжения и относительного завершения предыдущего параграфа. Поскольку такая попытка предпринимается впервые на основе обобщения более или менее устоявшихся мнений, автор не претендует на полный охват всех сторон данной проблемы.

Таблица позволяет обнаружить определенную последовательность и закономерность взаимосвязанного развития наций, народностей, коммунистической морали, интернационализма и тенденции к изменению их нормативно-регулятивного содержания. В то же время она помогает выявить механизмы формирования интернационалистски-нравственной основы развития национальных отношений социалистического типа. Следует отметить, что отдельные периоды и этапы, представляющие одновременно качественные уровни рассматриваемых объектов, не вполне совпадают друг с другом. Тем не менее, это не значит, что в этот промежуток времени то или иное общественное явление застывало, не развивалось. Такое положение вытекает прежде всего из особенностей, относительной самостоятельности и противоречивости формирования и развития наций, морали, интернационализма. Так, если брать пути развития первого типа наций, народностей и фаз пролетарской морали, пролетарского интернационализма в условиях капитализма, то в основном их временные рамки совпадают (см. таблицу).

В разделе "А" таблицы (Капиталистический (антагонистический) тип общественного прогресса) в целом вырисовывается диалектика изучаемых явлений, которая в конечном счете способствует закономерному прогрессу и взаимному утверждению. Однако, это было и есть сложное и противоречивое развитие, так как в условиях капитализма все сферы и стороны общественной жизни обременены социально-классовыми антагонизмами, происходит насильственная этническая ассимиляция, разрушение национальных культур, обострение межимпериалистического противоборства и т.п. Это является "интернационализация" по-капиталистически. По этому поводу В. И. Ленин писал: "Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при к_апитализме. Социа лизм целиком интернационализирует ее". Далее он подчеркивал, что в то же время эта капиталистическая всемирная интернационализация ускоряет процесс ассимиляции наций и "составляет одино

Последующий ход истории полностью подтвердил эти ленинские выводы. Во всем этом в конечном итоге решающую роль играл пролетариат, его теория, в которую наряду с интернационализмом входила и мораль. Мораль рабочего класса как прогрессивно-революционное сознание по своему содержанию, действенно влияет на все другие типы морали в капиталистическом обществе. Одновременно она включает в себя все положительное в нравственных устоях трудящихся и через них в определенном смысле отражает всю национальную жизнь. Пролетарская мораль сначала формируется на национальной почве. Поскольку нация как единая социально-этническая общность людей состоит из классов, пролетарская мораль включает в себя ярко выраженные моменты (нравы, обычаи, черты национальной психологии, культуры и пр.).

Национальная духовная жизнь того или иного народа не является абсолютно чистым индивидуальным достоянием, она складывается как результат, многовековой деятельности и взаимного влияния многих исторических общностей людей. Это дает основание считать,что национальное - это тоже общечеловеческое, но только выраженное в специфической форме, ибо без национального общечеловеческое не существует, они взаимно дополняют друг друга. И пролетарская мораль, хотя и является специфической, классовой,но и в широком смысле слова составляет основу будущей общечеловеческой коммунистической морали, ибо она формируется рабочим классом в рамках

Это особенно связано с национальными обычаями и традициями, входящими в систему нравственности. И между тем, конечный результат нравственного прогресса связан с фиксированием последнего в новых массовых обычаях . Общее в их нравственном развитии базируется на пролетарской морали, где сочетаются прогрессивно-гуманное национальное и классовое самосознание как элементы духовного облика нации. И это общее, проявляющееся на основе национальной жизни, ориентируется интернационалистическими идеями в направлении выработки единого прогрессивного, интернационалистического типа нравственности. Последний на своем пути преодолевает узконациональные черты,национальную ограниченность, пережиточные моменты и пр. В этом процессе ведущую роль играет общественное положение рабочего класса, его участие в обобществлении и интернационализации производства. "Положение рабочего класса, - отмечал Ф. Энгельс,-является действительно основой и исходным пунктом всех социальных дви р кений современности" . Именно оно послужило основой и исходным пунктом для выработки рабочим классом своего единого нравственного сознания, способствовало объединению наций во имя великой цели обеспечения их социального и национального развития, утверждению идей интернационализма. Здесь конкретным стимулирующим фактором выступает нравственные принципы отношений рабочего класса разных наций. Эти этношения регулируются и общепролетарскими связями, интересы и цели которых свободны от национальной ограниченности. Так, "если сочув-зтвовать человеку каждой нации и страны - нравственно, то значит

Становление развитых интернационалистских нравственных норм единого советского народа

В системе зрелых национальных отношений развитого социалистического общества действуют процессы, соединяющие, по В. И. Ле 4 нину, народные интересы . Эти интересы как раз и способствуютформированию и укреплению интернационалистских норм нравственно-политических отношений между нациями . Данные процессы продуцируют органическую взаимосвязь интернационализма и морали в образе жизни советского народа, в результате чего образуется новая система социально-нравственных связей. Попытаемся разобраться в этом с помощью понятия "единый советский народ".

Концепция единого советского народа как высокоразвитой исторической общности людей обогатилась за последнее время выводами ХХУІ съезда КПСС и последующими документами партии. В них показано, что всемерно возрастают роль и значение советского народа как совокупного субъекта развитого социалистического общества. Эта новая историческая общность выступает как результат всех тех крупных социально-политических, экономических и культурных преобразований, которые осуществлены в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции; она действует как целостный социальный организм, воплотивший в себе социально-духовные достижения всех классов, социальных групп, наций, народностей СССР, гордо чувствующих свою принадлежность к единой ве-ликой Советской Родине . "Каждая из союзных республик ... вносит незаменимый вклад в общий подъем экономики и культуры Советского Союза. И это ... не просто сложение, это многократное умно-жение наших творческих сил". В то же время единый советский народ вобрал в себя также все лучшие из общечеловеческих, общедемократических духовных ценностей, выработанных прогрессивными со циальными силами на протяжении веков.

В определении времени образования советского народа как общности нового типа мы солидарны с теми авторами, которые считают, что оно в нашей стране совпадает со временем построенияразвитого социализма, т.е. относится к рубежу 60-70 годов . И с самого начала своего образования новая историческая общность неуклонно совершенствуется, утверждает высокие идеи и нормы коммунистической нравственности, в особенности ее интернационалистские требования. Эти процессы взаимосвязаны с интенсивным и всесторонним сближением социальных общностей в рамках единого советско 2 го народа, олицетворяющего прочное единство советских наций .

Сознательное единение наций в рамках новой общности происходит благодаря содержательным, интернационализационным и интеграционным процессам, затрагивающим все сферы жизни социально-классовых и национальных общностей. Эти процессы завершения перестройки всех общественных отношений на внутренне присущих зрелому социализму коллективистских началах и становления зрелого бесклассового общества. В них все больше повышается роль рабочего класса, ставшего ныне в СССР уже большинством трудового народа. В нашей стране на основе создания развитого общества людей труда впервые стали совпадать понятия "общество" и "народ" . И выра зителем этого единения выступает именно единый советский народ, представляющий как бы обобщенный итог развитого социализма, показатель его органической целостности. Он призван стать колыбелью бесклассового, социально однородного общества .

В отмеченных выше процессах важную роль играют наряду с другими социально-«равственные Факторы и связи, отражающие социально-политическое, идейно-духовное, нравственное единение наций, народностей, социальных классов и групп. На уровне единого советского народа взаимообуславливаются и совпадают в своих основных проявлениях социалистическое классовое и социалистическое национальное сознание. В этом смысле советский народ представляет собой высокоразвитую общность, олицетворяющую зрелость социально-классового, национального, интернационалистского целостного общественного организма. Такое единение является продуктом действия единого народнохозяйственного комплекса, единых социально-классовых структур, мировоззрения, целей и интересов, общих черт духовного облика, социальной психологии. Социалистический образ жизни составляет ядро социально-духовного мира советского народа, в котором последний выступает не только его совокупным субъектом, но и носителем. В духовной сфере новой исторической общности интернационализм насыщается нравственным содержанием и

Верность единого советского народа интернациональному долгу показатель его ответственности за судьбы Родины и человечества

Одной из важнейших особенностей выражения образа жизни развитого, монолитно единого советского народа является то, что он не отделяет свою историческую судьбу от судеб трудящихся других стран, от решения неотложных глобальных проблем современности. Это наглядное доказательство воплощения интернационализма на деле, верности интернациональному долгу, проявление чувства ответственности за судьбы Родины и человечества. Исходя из этого, мы предполагаем рассмотреть диалектику становления интернационального долга советского народа, перерастание его в структурный элемент образа жизни и нравственную норму - обязанность. Названные вопросы в нашей научной литературе еще не стали предметом специального изучения.

Интернациональный долг в широком смысле слова - есть особое социально-политическое и нравственное выражение интернационализма: он составляет одну из разновидностей долга, в числе которых можно назвать общественный, гражданский, нравственный, национальных, революционный, классовый, партийный, комсомольский, трудовой, товарищеский, воинский и другие виды долга. В узком смысле слова интернациональный долг есть одно из важнейших, "собственных" требований интернационализма, выражающих особую форму внутренних и внешних обязанностей субъекта перед другим субъектом (личностью, классом, народом и т.д.). В основе всего этого лежит гакое качественное отличие интернационального долга, где он функционирует как целосность принципов интернационализма .

В структурном отношении интернациональный долг имеет идеологический, этический и правовой аспекты, объективные и субъективные стороны. Объективная сторона интернационального долга - это его естественноисторическое объективное содержание, возникшее по необходимости из общественного положения субъекта, независимо от его воли и сознания. Субъективная сторона - это осмысление, усвоение интернационального долга рабочим классом, его партией и трудящимися. Объект и субъект интернационального долга отражает общие коренные интересы и потребности времени. Соответствующий своему времени деятельный интернациональный долг функционирует преимущественно в практическом жизневыражении и взаимодействии социальных субъектов. Он диалектически включает в себя тесно взаимосвязанные друг с другом общие, особенные и отдельные черты эпохи, отдельных стран и социальных общностей через призму интересов мирового пролетариата и его национальных отрядов. При этом, как известно, предпочтение отдается общему - интернациональному через ведущую роль классового долга. Классовый долг определяет единство и нераздельность общих, особенных и единичных, то есть национальных и интернациональных задач рабочих всех наций и народностей.

По мере воплощения интернационального долга на практике был выработан его критерий. Ленинский критерий максимального претворения революционного долга в своей стране означает и выполнение национального долга ради интернационалистского долга. Сущность интернационального долга заключается в том, что "интернационализм на деле - один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только ее одной, во всех без исключения странах . В. И. Ленин требовал от революционеров достижения максимума осуществимого в своей стране для развития, поддержки иопробуждения революции в других странах . Для этого, указывал он,надо "думать не о своей только нации, а выше ее ставить интересы всех, их всеобщую свободу и равноправие ... бороться против мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за учет целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего" . Следовательно, интернационализм есть воплощение идеи солидарности, он объективно выражает содержание всемирно-исторической социально-освободительной гуманистической миссии рабочего класса, направленной на борьбу против всех форм угнетения трудящихся, за построение коммунистического общества. Мировое революционное движение и почти семидесятилетний период существования реального социализма на деле подтверждает ленинское определение интернационального долга. Ленинский критерий интернационального долга определяет внутреннюю и внешнюю политику нашей партии и государства на всех этапах коммунистического строительства.

В условиях развитого социализма интернациональный долг советского народа получает дальнейшее широкое развитие, совершенствование и воплощение. Он становится не только развитым принципом интернационализма, но и нравственной, морально-политической категорией. Интернационалистский долг пронизывает все основные нормы морального кодекса строителя коммунизма . Это позволяет рассматривать его как морально-политический категориальный принцип и норму.

Предыстория интернационального долга выглядит (схематично) следующим образом. Нравственное качество солидарности предполагает осознание человеком возлагаемых на него задач, выражающих общественную необходимость. В ходе классовой борьбы пролетарская мораль, объективно наполняя идеи солидарности, интернационализма нравственным содержанием, превращает его в один из своих основных принципов. В дальнейшем морально-политический принцип солидарности порождает новое нравственное требование - необходимость совместного выступления во имя социального освобождения, установления справедливости и равенства в обществе. А совместное действие, в свою очередь, вызвало к жизни международную моральную обязанность - интернациональный, нравственный долг. В таком смысле моральный долг заключает в себе глубоко гуманистический смысл. В силу этого морально-политическое сознание и принцип солидарности, категории пролетарской морали - благо, добро, - составив основу понятий долга иинтернационализма, развили, сблизили их и объединили. Ибо, "в коті нечном счете долгом человека является необходимость делать добро"

Долг и интернационализм соединились друг с другом в силу глубинной нравственной общности и вместе стали выполнять одну функцию, исторически образовав понятие интернационального долга. Политическое, нравственное содержание интернационализма в системе интернационального долга стало выражаться и как моральная категория. Через политический принцип интернационализма нравственная категория долга осмысливается как нравственный принцип и норма. В свою очередь, через этическую категорию долга интренационализм тоже осмысливается как нравственный принцип и норма. При этом ка

Диалектика интернационалистского и нравственного воспитания - одно из основных условий совершенствования интернационалистских нравственных норм новой исторической общности

Дальнейшее совершенствование развитых интернационалистских нравственных норм единого советского народа предпологает последовательное преодоление неизжитых еще полностью элементов национализма, других негативных явлений и про.блем, в том числе порожденных при социализме. Эта задача решается прежде всего комплексно-дифференцированным подходом в осуществлении интернационалистского и нравственного воспитания советских людей.

ХХУІ съезд КПСС и последующие Пленумы ЦК КПСС констатировали, что в условиях функционирования и дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества, по мере продвижения к великой цели, все более нетерпимым становятся любые нездоровые отклонения в общественной жизни, в том числе и в нравственной сфере. Съезд также отметил, что достигнутое высокое единство советских наций, не означает, "конечно, что все вопросы в сфере национальных отношений уже решены. Динамика развития такого крупного многонационального государства, как наше, рождает немало проблем, требующих чуткого внимания партии. Объективно рождающиеся проблемы национальных отношений имеют внутреннюю связь с националистическими пережитками, проявляющимися в той или иной форме. Однако понятно, что такие проблемы не типичны для развитого социализма, не носят антагонис тический характер, определенно не влияют на ход событий и подвержены диалектическому преодолению.

Следует отметить, что нынешние проблемы национальных отношений существенно отличаются от тех, которые приходилось решать раньше. Эти проблемы затрагивают преимущественно лишь некоторые специфические условия развитого социализма и характеризуют "не национализм в его классической, так сказать, форме, а чаще всего простое неверное понимание сути и социальной роли национальных факторов, что однако, отрицательно сказывается наобщественно-политической активности людей". Имеющиеся проявления в сфере национальных отношений в сознании и поведении отдельных людей такого рода националистские пережитки можно определить как остаточные элементы добуржуазных этнических, религиозных, расовых предрассудков и мелкобуржуазного, буржуазного национализма, как своеобразные формы и явления национализма ранее угнетавших и угнетенных, развитых и отсталых, больших и малых наций. Например, остатки пережитков национализма ранее угнетавших наций могут проявляться в следующих формах: защита привилегированности своей нации, затушевывание социальных противоречий в истории народов, национальный скептицизм, высокомерие и др.; пережитки национализма ранее угнетенных наций могут проявиться в противопоставлении национального интернациональному, в идеализации прошлого, национальное недоверие и др.; пережитки национализма развитых наций - в недооценке прогрессивных традиций ранее отсталых народов, в ограниченном понимании места и роли других национальных языков, в недооценке возможностей местных кадров, в попытке форсирования процесса стирания национальных различий и др.; пережитки национализма ранее отсталых наций в тенденции к национальной самоизоляции, в национальной иллюзии, переоценке своих возможностей, в абсолютизации национальных моментов, национального интереса, в попытке ограничить приток населения из других союзных республик, в спекуляции на национальных чувствах и др.; пережитки национализма больших наций - в недооценке вклада малых народов в развитие науки и техники, экономики и культуры, в чрезмерной опеке, в тенденции на руководство (лидерство) и др.; пережитки национализма малых наций - в недооценке помощи больших наций, в боязни "растворения" в больших нациях, в тенденции выживания (избавления) от кадров - представителей других наций, в отрицательном отношении к межнациональным бракам и др.

Сохранение пережитков национализма и возможные случаи их возрождения и "воспроизводства" объясняются рядом причин. В нынешних условиях объяснять их (при отсутствии социальной базы) только тем, что они коренятся в сознании и психологии людей - явно недостаточно. И в условиях развитого социализма для сохранения пережитков национализма имеются объективные социальные причинит. Они связаны и "с недооценкой,нарушением или отходом от классовых принципов анализа общественных явлений жизни наций, их взаимоотношений... Это уже ...элемент общественных отношений" . И "то обстоятельство, что они существуют длительное время"в системе социалистических общественныхотношений, "обязывает сделать вывод ( и он сделан наукой), что для таких явлений, для таких типов поведения существуют соот-вествующие условия и возможности, а следовательно, мотивы и способы поведения" . Некоторые из них приспосабливаются к новым условиям, трансформируются и оживляются, модернизируются. Определенной объективной причиной их существования является прежде всего, наличный уровень развития нашего социалистического общества как первой фазы коммунизма и соответственно ему еще не достигнутой бесклассовости наций и их полного единства. Все это, в свою очередь, связано еще с недостигнутой полной социальной однородностью общества. Другая объективная причина - сложные взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания. В качестве субъективных причин можно указать на некоторые особенности национальной психологии, где источником сохранения и воспроизводства негативных моментов могут служить случаи следования предвзятому стереотипу, старым представлениям. В результате может сложиться эмоционально-болезненное восприятие некоторых действий, оценок, взглядов представителей других наций и вытекающие отсюда возможные отрицательныеюступки. "Их питают порой и наши собственные просчеты в рабо р re" . Как раз такие упущения и ошибки легко и быстро воспринимаются со стороны носителей националистических пережитков, выражающихся в недружелюбии, антипатии, аморальных нормах-установках и т.п. Поэтому В. И. Ленин писал: "Национальные антипатии рак быстро не исчезнут; ненависть - и вполне законная - у нации уг-іетаемой к угнетающей останется на время; она исправится лишь юеле победы социализма и после окончательного установления впол

Похожие диссертации на Формирование и развитие интернационалистских нравственных форм единого советского народа