Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВОЕННОГО ВРАЧА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 35
1.1. Методология социально-философского исследования мировоззрения личности 35
1.2. Специфика взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача 50
1.3. Мировоззрение военного врача как личности и специалиста: общее и особенное 72
Глава 2. ДИАЛЕКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВОЕННОГО ВРАЧА - МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 95
2.1. Методологические основы формирования мировоззрения слушателей и курсантов военно-медицинского вуза 95
2.2. Систематизирующая роль философии в становлении мировоззрения военного врача как молодого специалиста 123
2.3. Интеграция естественнонаучного, научно - социального и научно - антропологического элементов мировоззрения курсантов и слушателей воєнно - медицинского вуза 151
2.4. Свобода совести в мировоззрении военного врача 181
Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ВОЕННОГО ВРАЧА 213
3.1. Специфика содержания и проявления в профессиональнои деятельности мировоззрения военного врача-практика 213
3.2. Жизнь и смерть человека в мировоззрении и практике военного врача 229
3.3. Особенности объективации мировоззрения военного врача в мирных и военных условиях 273
3.4. Биоэтическое измерение функционирования и проявления мировоззрения военного врача 318
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 344
ЛИТЕРАТУРА 365
- Методология социально-философского исследования мировоззрения личности
- Методологические основы формирования мировоззрения слушателей и курсантов военно-медицинского вуза
- Специфика содержания и проявления в профессиональнои деятельности мировоззрения военного врача-практика
Введение к работе
Актуальность исследования мировоззрения военного врача обусловлена высокой значимостью духовных оснований для деятельности военно-медицинских специалистов и имеет общемировое, внутрироссийское, военное и военно-медицинское измерения.
Во-первых, в XX веке человечество разочаровалось в двух стержневых мировоззренческих идеях - вере во всемогущество науки и техники и в возможности построения справедливого общества для большинства людей. Современный человек вынужден искать духовные основы своего существования в условиях мировоззренческого плюрализма и обострения глобальных проблем. Именно с этим связана общемировая тенденция повышенного внимания к человеку и, особенно, его духовному миру, мировоззрению. Разрыв между научно-рационалистическим, с одной стороны, а с другой-практиче-ско-гуманистическим, собственно человеческим компонентами мировоззрения человека приобрел угрожающие размеры. Отсюда вытекает необходимость корректировки существующих идеалов, ценностей, принципов, смысла жизни человека, которые привели его к принявшей довольно четкие очертания угрозе гибели, исходящей из современного вызова истории. Нужна новая мировоззренческая парадигма выживания в современных условиях, значительное место в которой отводится врачам, во многом определяющих телесное здоровье человечества.
Во-вторых, внутрироссийская значимость исследуемой проблемы обусловлена существующей в отечественной философии и всей духовной жизни общества традицией особого внимания к мировоззренческим проблемам человека в кризисное время. Неоднозначные результаты происходящего реформирования и, особенно, духовная, социально-политическая переориентация государства России требуют поиска и обоснования, адекватных новым условиям, мировоззренческих принципов, идеалов, ценностей, убеждений,
способных служить российским гражданам надежными ориентирами в повседневной жизни и ее перспективе. Сложность положения усугубляется трудностями переходного периода страны, когда основной массе россиян некогда серьезно и глубоко обдумывать проблемы мировоззренческой ориентации и содержания своей духовности и смысла жизни. Для многих актуальным остается вопрос о физическом выживании в условиях социально неориентированной рыночной экономики.
В-третьих, актуальность военного измерения исследования мировоззрения военных врачей состоит в возникновении и устойчивом существовании мировоззренческого дискомфорта у военнослужащих, вызванного общественными процессами последних лет: понижением социального статуса военнослужащего, трудностями проведения военной реформы, отсутствием перспективной системы ценностей и невозможностью для военного, "государственного" человека обеспечить себе и своей семье достойное качество и уровень жизни. Тем не менее, специалист военно-медицинской службы является и сегодня ответственным организатором медицинского обеспечения боевой подготовки и лечебно-профилактической работы с личным составом. Военный медик не только представитель одной из самых гуманных профессий, обеспечивающих "бодрость духа и тела", но и одна из особо значимых фигур воинского коллектива.
В-четвёртых, значение военно-медицинского измерения исследования обусловлено тем, что у врача имеется большая власть над пациентом. Она выражается в узаконенном вмешательстве в психику и тело человека, что предъявляет к мировоззрению врача особые гуманистические требования. Кроме того, профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром собственно мировоззренческих проблем: жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, здоровья и болезни, нормы и патологии, пределов
исследования человека и ограничений экспериментирования с ним, эвтаназии, физического благополучия, психического и духовного счастья человека. Возрастание требований к общекультурному и профессиональному содержанию мировоззрения военного врача вызвано увеличением объема знаний, совершенствованием военно-медицинской теории, расширением возможностей медицинских технологий. Важность исследования выражается и в повышении роли врача в медицинском обеспечении военнослужащих, как особой категории граждан, в воздействии на военно-врачебную деятельность условий и законов рыночной экономики, развивающейся демократии, страховой медицины и контрактной системы комплектования Вооруженных Сил. Необходимость данного исследования обусловливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами и, прежде всего, кризисом отечественного здравоохранения, в том числе;и в военно-медицинской сфере. С сожалением приходится констатировать факт того, что происходит размывание и разрушение традиционных профессиональных ценностей и мотивации деятельности врачей, деформация их убеждений и идеалов, основанных на принципах гуманизма и справедливости. Это - отказ от выполнения своего профессионального долга, вымогательство взяток у больных, спекуляция лекарствами, насилие над пациентами, связь с мафиозными структурами, негласное обслуживание представителей преступного мира
Сосредоточение внимания на мировоззрении военных врачей находится в русле современной тенденции развития социально-философских исследований, доминирующее место в которых принадлежит изучению отдельных элементов общества и проявления человеческого существования духовной в сфере.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ научных источников позволяет заключить, что активное иссле-
дование мировоззрения отечественными учеными началось в начале 70-х годов XX века и существенно замедлилось в 90-х годах. Итогом проделанной работы явилось выявление и обоснование типов, сущности, структуры мировоззрения, его предмета и функций. Данные результаты и в современных условиях^ при соблюдении конкретно-исторического принципа в их оценке, оказывают положительное влияние на изучение мировоззрения как явления духовной жизни общества, основы гармоничного развития личности, анализ места мировоззрения в структуре общественного сознания.'
Общеметодологические основы исследования мировоззрения с диалек-тико-материалистических позиций, которые не потеряли своего значения, освещены в трудах философов и социологов Р.А.Арцишевского, В.С.Буянова, В.И.Дрыгина, И.В..Мартынычева, Т.И.Ойзермана, Г.К. Овчинникова, В.Н. Сагатовского, Б.А.Чагина, В.Ф.Черноволенко и других.2 Проблеме формирования и развития мировоззрения военнослужащих, анализу путей, средств, направленности, специфики данного процесса посвящены диссертационные исследования В.Г. Ващаева, М.В. Доброштана,
Мировоззрение: опыт теоретического анализа: Материалы Всесоюзной науч. - практ. конф. /редкол. А.Г. Спиркин (отв. Ред.) и др. - М.: Б.И., 1985; Мировоззрение в системе общественного сознания. - М.: МЗПИ, 1992; Философия и духовная жизнь общества. Тез. докл. и сообщ. науч. конф. молодых ученых /Редкол.: А.Ф.Замалеев и др. - Л.: Наука, 1989 и др.
2 Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. -Львов, ЛГУ, 1987; Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. - М.: Политиздат, 1987; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. - Саратов: СГУ, 1981; Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. - М.: Политиздат, 1989; Овчинников Г.К. Мировоззрение как явление жизни общества /Опыт анализа понятий /. - Л.: ЛГУ, 1978; Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. - СПб.: СпбГУ, 1997 - 1999; Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. - М.: Мысль, 1980; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л.: Наука, 1982; Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. - Киев, КГУ, 1970 и др.
А.В.Завражина, Б.И.Каверина, В.В. Нечаева и других1. В данных трудах обоснованы концептуальные положения социально-философского подхода к исследованию духовного мира военнослужащих, показаны возможности диалектического метода познания, предполагающего всесторонний объективный анализ исследуемого предмета, раскрыта роль объяснительного принципа в разработке социально-философских концепций на основе дея-тельностного подхода. Благодаря осуществлённым исследованиям указанных ученных, в практику социально-философских исследований прочно вошёл принцип историзма, требующий выяснения истоков происхождения явления или процесса, изучения факторов и направлений их развития, перспектив дальнейшей эволюции.
Имеются научные источники2, в которых анализируется роль общественных наук в формировании мировоззрения, раскрывается значение философии в мировоззренческой подготовке личности3, изучаются методологиче-
Ващаев В.Л. Пути и средства формирования коммунистического мировоззрения у слушателей военно-инженерных училищ в процессе общения: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1973; Доброштан М.В. Мировоззренческая культура офицерского корпуса России. - СПб.: ВММИ, 1997; Завражин А.В. Методологические основы комплексного подхода к формированию научного мировоззрения слушателей (курсантов) в процессе изучения марксистско-ленинской философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1982; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения советского воина. - М.: ВПА, 1988; Нечаев В.В. Научное мировоззрение воинов как фактор укрепления боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. - М.: ВПА, 1991 и др.
2 Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе
изучения общественных наук. - М.: МГУ, 1974; Шептулин А. П. Роль обществен
ных наук в формировании коммунистического мировоззрения. - М.: Знание, 1976;
Формирование мировоззрения в процессе изучения общественных наук. - Таллинн:
ТЛИ, 1979; Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук. - Киев: Высшая
шк.,1990 и др.
3 Ермолов А. Я. Роль философии в формировании мировоззрения. -
М.:3нание, 1964; Федосеев П. Н. Мировоззрение, философия, сознание. -
М.:ИФАН, 1987 и др.
ские проблемы формирования мировоззрения ,"""исследуется роль эмпирических знаний в формировании мировоззрения, психологические закономерности его развития. Перечисленные труды являются примером идеологизированного подхода к мировоззренческим вопросам и во многом потеряли свою теоретическую и практическую значимость. В философской литературе, посвященной мировоззрению, преобладает нормативно-модельный подход. Исследователи, как правило, пишут о том, что, по их мнению, должно быть, а не то, что есть на самом деле. В достаточно обширной научной литературе о мировоззрении исследователи сосредоточивают научный интерес на методологии исследования, ограничиваясь разнообразными предложениями структурирования мировоззрения, деления его на уровни, сферы, сегменты, компоненты, обосновании функций и типов, исследовании взаимосвязей с элементами духовной сферы. К сожалению, мировоззрение до сих пор не исследуется совместными усилиями философов, социологов и психологов. Теоретические концепции мировоззрения должны проверяться эмпирическими исследованиями. Часто используются методики формирования мировоззрения личности без должного философского, психологического и социологического обоснования.
Вопросам формирования и развития научного мировоззрения у военных врачей посвящено небольшое количество журнальных статей
Общественное сознание и вопросы формирования научного мировоззрения. - М.: МОГТИ, 1981; Методологические направления формирования научного мировоззрения. - Чебоксары: ЧГЦ, 1988; Шуратков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989; Природа мировоззрения и практические аспекты его формирования. - Томск: Изд-во Том. ун-та, -1990 и др.
В.П.Петленко , учебных пособий и материалов ряда научных конферен-ций . Содержание перечисленных источников является рефлексией идеологи^ господствовавшей во время подготовки указанных изданий.
В результате происшедших социально-политических перемен в мире и непосредственно в России, динамичного развития научного знания, в том числе медицинского, объективно появилась потребность в поиске и обосновании современных мировоззренческих принципов, идеалов, ценностей. Од-накоу мировоззренческая проблематика пока не привлекает в необходимой мере внимание ученных к данному предметному полю. Пока отсутствуют исследования по обоснованию современной методологии изучения мировоззрения врача в условиях плюрализма философских школ, направлений, течений. Нет трудов по изучению специфики взаимосвязи естественнонаучного, научно-социального, научно-антропологического, религиозно - атеистического элементов мировоззрении врача, общечеловеческого (общегражданского) содержания мировоззрения военного врача как личности и военно-медицинского специалиста. Ещё нет работ по социально-философскому анализу формирования и развития мировоззрения военного врача как молодого, а затем уже, и зрелого специалиста. Речь идет об исследованиях проблем на-
Петленко В. П. Мировоззрение врача // Врач. -1964. -№ 20; Он же. Философия и мировоззрение врача // Военно-медицинский журнал. -1984. -№И; Он же. Мировоззрение как методологическая установка врача // Военно-медицинский журнал. -1989. -№11.
2 Петленко В. П., Тихонов М. И. Философия и мировоззрение врача. - Л.:
ВМедА, 1991; Козаченко В. И., Петленко В. П., Тихонов М. И. Социология и миро
воззрение врача. - СПб.: ВМедА, 1992; Петленко В. П., Козаченко В. И. Методоло
гия военной медицины. - СПб.: ВМедА, 1992 и др.
3 Мировоззрение и медицина. Материалы научно-теоретической конферен
ции. - Минск, 1980; Социальное бытие. Человеческое бытие. Тезисы межвузовской
научной конференции. - СПб.: СПГУ, 1993; Врач: медицина, философия, религия.
Тезисы докладов научной конференции. - СПб.: ВМедА, 1995; Гуманитарное обра
зование в медицинском вузе. Тезисы докладов научно-практической конференции.
- СПб.: СПбГМУ, 1997; Гуманитарные науки и медицина: история и современ
ность. Материалы межвузовской научной конференции. - СПб.: ВМедА, 1999 и др.
правленности и уровней развития мировоззрения курсантов и слушателей военно-медицинского вуза и практикующего врача, влияния науки, морали, права, искусства и других факторов на формирование мировоззрения будущего врача, изучении содержания и механизма формирования мировоззрения личности врача в современных условиях.
Социологизация, гуманитаризация, экологизация и технизация медицины, как ведущие тенденции ее современного развития, соотнесенные с повышением внимания к правам и свободам человека, стимулировали в начале 90-х годов текущего столетия дискуссию среди отечественных философов, юристов, медицинских работников различных специальностей, теологов о состоянии и перспективах развития биоэтики. Дискуссия сосредоточилась вокруг проблем статуса биоэтики, вопросов взаимоотношений врача с пациентами в рамках различных моделей, проблем эвтаназии и права на смерть, определения жизни и смерти, моральных коллизий, новых технологий деторождения, специфики биомедицинского эксперимента и пределов его допустимости, принципов биоэтики, этических проблем генной инженерии, трансплантации органов и тканей, психиатрии. Исследованию подверглась биоэтика в различных социокультурных контекстах и системах здравоохранения, взаимосвязь российской этики жизни и биоэтики. Результатом проделанных исследований явилось издание в России ряда монографий по биоэтической проблематике. Наиболее заметный вклад в разработку биоэтики в России внес А. Я. Иванушкин в своей диссертации и монографиях1. В них обосновывается предмет биомедицинской этики, раскрывается ее соотношение с классической врачебной этикой как нравственно - гуманистическим ядром биоэтики, обосновывается социальный статус биомедицинской этики.
Иванушкин А. Я. Философские основания биомедицинской этики // Автореферат дис. ... докт. филос. наук - М., 1990; Он же. Профессиональная этика в медицине (философские очерки). - М.: Медицина, 1990.
Философско-аксиологическими началами биомедицинской этики рассматриваются общечеловеческие нормы нравственности и методологические проблемы отношения врача к жизни и смерти человека, здоровью и болезни в системе ценностей современного человека, а также страдание и боль как проблемы истории философии и биомедицинской этики. А.Я. Иванушкин предложил оригинальный вариант разработки системы категорий биомедицинской этики. В качестве философской основы категорий биоэтики предлагаются основные понятия этики. Анализируются перспективы биомедицинской этики в современных российских условиях. К значимым работам по биоэтике следует отнести труды В.И. Иванова, Б.Г. Юдина, Г.Д. Тищенко, Е.П. Михайлова, А.Н. Бартко, В.И. Покровского, И.В. Силуяновой и других'. Содержание указанных трудов является теоретичеким фундаментом дальнейших исследований биоэтических проблем, общемировоззренческих принципов, идеалов и ценностных ориентации врачей, их объективации в процессе врачевания.
Фрагментарно историческое измерение объективации мировоззрения военных врачей в профессиональной сфере представлено в фундаментальных научных трудах, посвященных проблемам становления, развития и функционирования военно-медицинского обеспечения армии и флота в мирных условиях, в условиях войн и вооруженных конфликтов. Частично мировоззренческая подготовка врачей для армии и флота отражены в монографи-
Биоэтика: проблемы и перспективы. - М.: ИФРАН, 1992; Лопухин Ю.М. Основные проблемы биоэтики. Реферативный сборник. - М.: РАН, 1993; Юдин Б.Г., Тищенко П.Д., Игнатьев В.Н. Этические права животных. - М.: РАНД994; Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. - М.: ММСИ, 1995; Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997; Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.: Медицина; Она же. Современная медицина и православие. - М.: Изд-во Московское Подворье Свято Троицкой Сергиевой лавры, 1998; Ведение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 1998 и др.
ях М.Ю. Лахтина, Н.Г. Куприянова, Т.Н. Мислинковского, В.М. Корнеева, С.А. Семенека, В.В. Сосина и других1. Системный анализ организации военно-медицинского обеспечения русской армии и флота произведен авторами трудов, изданных в связи со столетием Военного министерства России и Во-енной Медико-хирургической академии и других. Анализ опубликованных источников позволяет сделать вывод о недостаточном внимании отечественных исследователей истории военной медицины к опыту военно-медицинского обеспечения армии и флота в годы первой Мировой войны 1914-1918г.г. В то же время деятельность военных врачей в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) получила достойное внимание, что выразилось в подготовке ряда фундаментальных трудов3. Изданы ряд моногра-
Лахтин М.Ю. Военно-медицинская организация в XVIII веке // Медицинская беседа. - 1890. - №7; Куприянов Н.Г. История медицины России в царствование Петра Великого. - СПб., 1872; Куприянов Н.Г. Исторический очерк состояния медицины в царствование Екатерины И. - СПб., 1873; Маслинковский Т.Н. Медицинское обеспечение русской армии в войне с Францией 1805г. - М.: Медгиз, 1954; Корнеев В.М., Михайлова Л.В. Медицинская служба в Отечественную войну 1812г. - Л.: Медицина, 1962; Семенека С.А. Медицинское обеспечение русской армии во время Семилетней войны. - М.: Воениздат, 1951 и др.
2 Кручек - Голубцов B.C., Кульбин Н.И. Главное военно-медицинское управ
ление. Исторический очерк. (Столетие военного-министерства. - Т.8. - СПб., 1902;
История Императорской Военно-медицинской (Бывшей Медико-хирургической)
Академии за сто лет. 1798 - 1898 / Под редакцией профессора Ивановского Н.П. -
СПб., 1898 и др.
3 Опыт советской медицины в Великой Отечественной бойне 1941 - 1945 г.г.
Т.Т. 1 - 35, - М.: Медгиз, 1951 - 1955; Очерки истории советской военной медици
ны / Под ред. Д.Д. Кувшинского и А.С. Георгиевского. - Л.: Медицина, 1968; Война
и военная медицина. 1939 - 1945 годы. (Мысли и воспоминания). - М.: Медицина,
1976; Иванов Н.Г., Георгиевский А.С, Лобастов О.С. Советское здравоохранение и
военная медицина в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. - Л.: Медицина,
1985; Медицинское обеспечение Советской армии в операциях Великой Отечест
венной войны 1941-1945 г.г. - Т.Т. 1 -2 - М.: Медицина, 1991 - 1993 и др.
фий, посвященные истории военно-морской медицины , раскрывающих специфику военно-морского медицинского обеспечения личного состава флота и роли в нем военных врачей. Особенности деятельности военно-морских врачей в условиях госпиталя отражены в трудах Ф.Ф. Андреева, Б.В. Пунина, сухопутных госпиталей-в монографиях СИ. Банайтиса, М.С. Вовси и др. Издано значительное количество воспоминаний военных врачей, среди которых получили известность труды хирургов А.А. Вишневского, С.С. Юдина, размышления о роли и месте военного врача И.Д. Боенко, Ф.Ф. Грачева, Т.Н. Гусарова . Особую ценность в исследовании мировоззрения военных врачей представляют труды, посвященные выдающимся военным хирургам-Н.И.Пирогову, Н.Н. Бурденко, А.В.Вишневскому, П.А. Куприянову, Н.В. Склифосовскому7Н.А. Вельянинову/И.В.Буяльскому и другим3.
Значительный массив первичной информации об основных аспектах врачебной деятельности содержится в Альманахах воспоминаний ветеранов
войне ' Медицинская служба Военно-морских сил СССР в Великой Отечественной 1941 - 1945 г.г. - Т.Т. 1-3. - М.: Медгиз, 1955 - 1956; Сосин В.В. История военно-морской медицины русского и советского Военно-морского флота. - М: Воениздат, 1992 и др.
2 Вишневский А.А. Дневник хирурга. Великая Отечественная война 1941 -
1945 г. г. - М.: Медицина, 1967; Юдин С.С. Размышления военного хирурга. - М.:
Медицина, 1968; Боенко И.Д. Записки военного врача. - Л.: Лениздат, 1990 и др.
3 Иванов С.Г., Хромов Б.М. Мировоззрение и научные взгляды Н.И. Пирого
ва. - М.: Наука, 1964; Брежнев А.П. Пирогов. - М.: Молодая гвардия, 1990; Лушни-
ков А.Г. СП. Боткин. - М.: Медицина, 1969; Мирский М.Б. Исцеляющий скальпе
лем. Академик Н.Н. Бурденко. - М.: Знание, 1983; Кончаловская Н.П. В поисках
Вишневского: Жизнеописание советского хирурга. - М.: Молодая гвардия, 1981;
Дягилев В. Хирург Куприянов. - Л.: Лениздат, 1961; Бисенков Л.Н., Шалаев СА.
Хирурги - профессора Военно-медицинской академии. - СПб.: Лотос, 1997; Про
фессора Военно-Медицинской (Медико-хирургической) академии (1798-1998). -
СПб.: Наука, 1998 и др.
войны и труда1, издаваемых в Военно-медицинской академии. Особенностью их содержания является открытость, правдивость, стремление авторов объективно рассказать о пережитом, увиденном, прочувствованном, желание извлечь положительный опыт в целях совершенствования медицинского обеспечения армии и флота. Некоторые элементы мировоззрения военных врачей раскрыты в источниках, посвященных истории Военно-медицинской академии2. Не претендуя на полноту обзора источниковедческой литературы, можно отметить, что в опубликованных исследованиях явно просматривается отсутствие обобщенного социально-философского анализа мировоззрения военного врача, не разработанность его целостной концепции. Учитывая все многообразие знаний, составляющих основу дальнейшего научного изучения мировоззрения врачей и трудности его рассмотрения в рамках одного исследования, автор сосредоточил основное внимание на выработке философской концепции формирования, развития и объективации мировоззрения военных врачей в процессе их подготовки в военно-медицинских вузах и процессе практической деятельности.
Целью исследования является разработка социально-философской концепции мировоззрения современного военного врача, содержащей систематизированное изложение мировоззренческих взглядов, идей, принципов, целевых установок, задач, содержания, элементов мировоззренческой подготовки и технологию взаимодействия субъектов данной деятельности, её приоритетных направлений в интересах формирования и развития
Альманах воспоминаний ветеранов войны и труда. Сборник №10. К 50-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. - СПб.: ВМедА, 1995; Альманах воспоминаний ветеранов войны и труда. К 200-летию Академии. Сборник №13. - СПб.: ВМедА, 1999 и др.
2 Российская Военно-медицинская академия (1798-1998) /Гл. ред. Ю.Л. Шевченко, зам. гл. ред. B.C. Новиков. - СПб.: ВМедА, 1998 и другие.
- проанализировать биоэтическое измерение мировоззрения военного врача, раскрыть возможности и перспективы этико-гуманистического совершенствования мировоззрения практикующего врача.
Теоретико - методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения классиков мировой и отечественной философии, современных ученых о методологии анализа духовной сферы общества, общественного и индивидуального сознания, мировоззрения личности, содержании деятельностного и ценностного подходов в изучении мировоззрения человека, специфике структурно-функционального, системного, ис-торико-логического подходов в изучении явлений духовной жизни, оценке мировоззренческой культуры общества, состояния мировоззрения социальных групп меньшей степени общности. Ведущей методологической основой изучения мировоззрения военных врачей выступили принципы, законы и категории материалистической диалектики, философские концепции деятельности, личности и общества. В исследовании применена система общенаучных методов и методов частных наук применительно к изучению мировоззрения военных врачей в статике и динамике. Кроме того, в диссертации использовались фундаментальные выводы социологии, культурологии, педагогики, психологии и медицины по вопросам формирования мировоззренческой культуры и её объективации.
Эмпирическую основу работы составили социологические данные, полученные в результате проведенного автором интервального социологического исследования в Военно-медицинской академии и госпиталях Ленинградского военного округа с 1993 по 2000 годы; социологические исследования кафедры общественных наук Военно-медицинской академии 1994-2000 годов, в которых принимал участие и диссертант, фактические данные, характеризующие мировоззрение военных врачей, результаты целого ряда социологических исследований, осуществленных в Российской Федерации и за
рубежом.
Концепция исследования обусловлена общемировыми, внутрироссий-скими и военно-медицинскими факторами, действие которых увеличивает рассогласованность между содержанием мировоззрения военного врача, методологией его изучения, процессом его формирования, развития, объективации и уровнем разработанности социально-философской концепции мировоззрения военного врача и её реализации как одного из путей разрешения данного противоречия.
Объектом исследования выступает мировоззрение врачей как существенный элемент духовного мира данной профессиональной группы.
Предметом исследования избран процесс формирования, развития и объективации мировоззрения военного врача, понимаемого как система переосмысленных, подвергшихся оценке знаний, а также сформированных на их основе и жизненном опыте идеалов, норм и принципов жизни, ценностей и убеждений, принятых верований.
Научная новизна диссертационного исследования мировоззрения военного врача заключается в следующем:
разработана совокупность исследовательских идей, подходов, научных принципов, путей, средств, способов и методов, составляющих основу авторской концепции методологии социально-философского исследования мировоззрения личности врача;
обоснована специфика взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и индивидуально-личностного элементов в мировоззрении врача, выявлено общегражданское и профессиональное современное содержание элементов мировоззрения военного врача как личности и военно-медицинского специалиста;
-проанализирована российская военно-медицинская система обучения и воспитания по формированию мировоззрения военного врача как молодого
специалиста; исследованы проблемы направленности и необходимого уровня развития мировоззрения будущего врача; раскрыты позитивные и негативные факторы формирования и развития мировоззрения молодого военного врача, раскрыто содержание, условия и элементы механизма разрешения противоречий в мировоззренческой подготовке курсантов и слушателей военно-медицинского вуза;
- уточнены фундаментальные положения методологии процесса фор
мирования мировоззрения современных военных врачей, принципы и цели,
исходные ценностные ориентации, проявление свободы совести, необходи
мый уровень и качество мировоззрения, критерии оценки;
-выяснена роль современной философии как системообразующего ядра мировоззрения военного врача; раскрыты естественнонаучный, научно-социальный, научно-антропологический и религиозно-атеистический элементы мировоззрения военного врача;
исследована специфика содержания мировоззрения военного врача-практика и особенности его проявления; значение опыта для совершенствования личностного мировоззрения; изучена проблема жизни и смерти в мировоззрении и практике военного врача;
раскрыта эволюция личностного мировоззрения врача, его объективация в мирных условиях и боевой обстановке;
проведено углубленное изучение новых мировоззренческо-ценностных аспектов, касающихся взаимоотношений врача и пациента, этических проблем, возникающих в биомедицинских исследованиях при экспериментировании с участием человека и животных, проблемы эвтаназии, осмысление критериев смерти, отношения к умирающим и дефективным новорожденным, гуманности детородных технологий, медицинского обслуживания душевнобольных, умственно-отсталых людей, хронически нетрудоспособных больных, стариков и инвалидов, выявление потенциала и основных
направлений развития мировоззренческой культуры военных врачей. Положения, выносимые на защиту:
Современная методология анализа мировоззрения личности и личности военного врача включает: единство философского, естественнонаучного, религиозно-атеистического, биоэтического, личностно-антропологического и социокультурного подходов; изучение естественнонаучного и социального аспектов картины мира как базовой основы мировоззрения; взаимодействия общегражданского и военно-профессионального элементов теоретического и обыденно-практического уровней. Методология исследования процесса формирования мировоззрения врачей как молодых специалистов, его развития и объективации у врачей-практиков дополняется выяснением особенностей формирования мировоззрения у курсантов и слушателей военно-медицинского вуза и специфики его развития у практикующих врачей в мирных условиях и в боевой обстановке.
Специфика содержания и взаимосвязи естественнонаучного, гуманитарного и индивидуально-личностного элементов мировоззрения военного врача состоит в их интеграции на основе морально-нравственных, правовых и медико-специальных знаний, ценностей, норм и принципов, интересов и убеждений, главными среди которых выступают человеколюбие и высокая гражданско-профессиональная ответственность за состояние здоровья пациента.
Взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача обнаруживав тся в интеграционном процессе освоения научного знания, формирования информационных, операционально-деятельных, стимулирующе-мотивационных, организационно-методических связей и оценочных действий. Специфика мировоззренческих знаний, идеалов, принципов и норм жизни, ценностных ориентации, убеждений и верований врача выражается в гуманистической направленности
врачебной деятельности, валеологическом подходе к человеку, в единстве соматического и психического состояния здоровья в норме и патологии, че-ловекоразмерном морально-психологическом компоненте мировоззрения в любых условиях мирной жизни и боевой обстановки, особенность функционирования мировоззрения военного врача проявляется в междисциплинарном характере медицинской теории и практики, интегративных свойствах личности врача и врачебной деятельности, человеколюбии, в экстремальных условиях врачевания, жизнеспасительной направленности обучения и воспитания молодых врачей, приоритетном социальном статусе врача в армейском коллективе как охранителе здорового тела и духа воинов, доминировании во врачевании правовых и моральных норм. Взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарно - психологического элементов мировоззрения врача подвижна. Она проявляется в интеграции научного знания, в его гуманизации и этиза-ции, в возрастании значимости правовых норм в лечебной и исследовательской деятельности врача, формировании интеграционных медико-биологических и социальных идей.
3. Современное содержание теоретико-методологических основ формирования и развития мировоззрения будущих военных врачей представляет систему, включающую совокупность субъектов и объектов мировоззренческой подготовки, цели, принципы, средства, формы, методы, факторы мировоззренческой подготовки курсантов и слушателей, приоритетные направле-ния и совокупность критериев оценки мировоззрения.
В основе формирования мировоззрения слушателей и курсантов военно-медицинского вуза выступают традиционные принципы: системности, целостности, структурности, процессуальности, эволюционизма, детерминированности, синергичности, а также новые: биоэтический, индивидуально-психологический, принцип единства нравственных и правовых норм, принцип гуманистического использования новых медицинских знаний и другие.
Развитие мировоззренческой культуры будущих врачей осуществляется под влиянием доминирующих тенденций реформирования образования: фунда-ментализации, интеграции, гуманизации и гуманитаризации, информатизации и экологизации и ведущих направлений развития современной медицины: социализации, гуманизации, экологизации, технологизации и информатизации.
4. Систематизирующая роль современной философии мировоззрении военного врача проявляется в интеграции элементов мировоззрения будущего врача, в формировании глобальных историко-культурных гуманистических ценностей, сущностном освоении современного социального бытия и его будущего, центрального места человека в социокультурном процессе, выработке позитивно-личностного отношения к окружающему миру, людям и самому себе, развитии общечеловеческой и клинической культуры мышления, формировании моральных качеств врача как человека и военно-медицинского специалиста.
Философия является методологическим основанием познавательной деятельности врача. Она обеспечивает фундаментальность научного изучения и решения военно-медицинских проблем, рассмотрения процессов, явлений во взаимосвязи и развитии. Философия интегрирует мировоззрение врача в научную картину мира, обращает его к смысложизненным проблемам человека.
Социально-философская оценка эффективности объективации мировоззрения врача может осуществляться по ряду критериев. Военно-экономический критерий показывает степень экономической эффективности результатов объективации мировоззрения врачей в медицинском обеспечении функционирования Вооруженных Сил в мирных условиях и в период войны. Научно-технический критерий характеризует взаимосвязь мировоззрения врача с основными положениями и требованиями науки в целом, во-
енно-медицинской теории и практики в частности. Социально - валеологиче-ский критерий указывает на качество здоровья военнослужащих, зависящее во многом от результатов лечебно-профилактической деятельности врачей. Морально-этический критерий воплощения мировоззрения в профессиональной деятельности характеризует ее соответствие нравственным принципам и нормам, установкам медицинского сообщества, требованиям биоэтики.
5. Свобода совести в мировоззрении военного врача проявляется в том,
что религиозная, религиозно-крити' ческая или атеистическая направлен
ность мировоззрения военных врачей формируется и функционирует под
воздействием общемировой тенденции, заключающейся в расширении сте
пени свободы выбора человеком своей мировоззренческой ориентации без
преследований и гонений.
На реализацию свободы совести военных врачей в качестве основных факторов сегодня оказывает влияние специфика медицинского, по сути своей естественнонаучного, образования, а также правовое регулирование государством права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Религиозность среди военных врачей ниже общероссийских показателей. Она характеризуется эклектичностью, распространённой особенно широко среди молодых врачей. Взаимосвязь в мировоззрении врача религиозной веры и светских медицинских знаний сложна и противоречива. Религия воспринимается врачами, как правило, в единстве положительных и отрицательных проявлений для развития медицины и сохранения здоровья людей, развития духовности народа, становления российской государственности. Имеются случаи подмены медицинских знаний и профессионализма врача религиозной верой, мистикой, оккультизмом.
6. Специфика мировоззрения врача-практика проявляется в содержа
нии и особом взаимодействии гносеологического, социального и аксиологи
ческого элементов, которая обусловлена положением врача в армейском
коллективе, медико-гуманистической направленностью обучения и воспитания, характером профессии и опытом врачевания.
Особенностью научного и ценностного содержания элементов мировоззрения врача-практика является укоренённость в его взглядах, идеалах и ориентациях практического опыта. Центральной проблемой мировоззрения врача предстаёт человек живой и деятельный, который желает сохранить свою жизнь, полноценные отношения с людьми и природой. Физическая жизнь человека связывается основной массой практикующих врачей с эволюционным процессом живой материи, но не с религиозной верой. Система наиболее значимых общественных ориентации врачей-практиков составляют идеалы добра, достоинства, профессиональной чести, сострадания, сохранения жизни человека, активного общения, деятельности и красоты. Мировоззрению опытных врачей свойственна некоторая консервативность. Наиболее значимыми для современных практикующих врачей являются морально-нравственный и естественнонаучный элементы мировоззрения.
Проявление жизни трактуется врачами традиционно как реализация физико-химических законов. Жизнь в мировоззрении и практике военного врача представляется совокупностью функционирующих органов и систем организма человека. В современном понимании жизни врачами доминируют биологический, космический и биографический элементы. Смысл жизни в мировоззрении врача представлен аксиологическим, социологическим, культурологическим, религиозным, функционально-деятельностным и другими аспектами, отражающими тесную связь с проблемами здоровья, долголетия, образа жизни. Специфику смысла жизни в мировоззрении врача образуиг медицинские аспекты, выражающиеся в психогенном, соматогенном, танато-генном и медико-этическом измерениях. Оптимальным вариантом разрешения врачом проблемы смысла жизни: "иметь или быть" выступает, как правило, неприятие крайностей материального или духовного. Для врача веду-
щим является "быть", а не "иметь". Повышенные требования к общечеловеческим нравственным качествам, связанным со здоровьем и жизнью человека отличают врачебную этику, как от общечеловеческой, так и от профессиональных этик других специальностей.
Смерть в мировоззрении врача трактуется на основе современных достижений биологии, медицины, психологии, философии, религии и литературы. Медико-биологический аспект смерти для врача характеризуется совокупностью специальных признаков. В медицинском сообществе набирает силу идея запрета манипулирования человеческими генами, недопустимости активной и широко распространяемой эвтаназии. Для компенсации бессмертия в психике умирающего человека врачи используют в качестве приоритетных биологический, творческий, теологический и натуралистический способы.
7. Эволюция мировоззрения военного врача и его объективация в профессиональной деятельности происходит соотносительно этапам подготовки молодого врача и дальнейшего его жизненного пути под воздействием врачебной практики, условий службы, социального окружения и субъективных качеств.
Объективация содержания мировоззрения врача осуществляется в процессе различных по содержанию мировоззренческих этапов жизни и выражается в его научно-педагогической, клинической, общественной деятельности. Наиболее ярко в условиях войны объективация мировоззрения военных врачей проявляется в лечебно-профилактической и научной работе. По опыту Великой Отечественной войны высокая результативность лечения раненых и больных стала возможной во многом благодаря профессионализму военных врачей, способности эффективно действовать в условиях войны, ярко выраженному их научно-гуманистическому мировоззрению. Научно-исследовательская деятельность военных врачей в период боевых действий
приобретает более сильно выраженную военно-специальную направлен
ность, интенсивность, динамичность, жесткую ориентацию на лечебно-
практическую результативность. Врачебная деятельность военного времени
сосредоточивается на изыскании эффективных способов и средств,
методов оказания медицинской помощи военнослужащим на основе новейших научных открытий с учётом развития средств боевого поражения, имеющихся на вооружении противника.
Объективация мировоззрения врачей в зоне военного конфликта происходит, как правило, 4 основных этапа: эйфорический, стрессорный, адаптированный и этап сохранения. Военные врачи по особенностям объективации мировоззрения в экстремальных условиях разделяются на три группы: "ястребы", "умеренные", "пацифисты". Для "ястребов" свойственна чрезмерная для военно-медицинских специалистов, активность, посредством которой они стремятся поднять свой статус в армейском коллективе. "Умеренные" отличаются взвешенным отношением к боевым действиям и своей роли в них и действуют буднично, без энтузиазма, в меру служебной необходимости. Однако функциональные обязанности выполняют добросовестно. Группа "врачей-пацифистов" негативно воспринимает и относится ко всему, что связано с вооружённым насилием. Их тяготит обязанность участвовать в вооруженном конфликте даже в качестве представителя одной из самых гуманных профессий. Внутренняя неудовлетворенность своим положением выражается у данной группы в виде "невоенного поведения".
Мировоззренческая устойчивость является важнейшей предпосылкой мужественного преодоления военными врачами специфических условий боевой обстановки.
8. Биоэтическое измерение становления и объективации мировоззрения военного врача в условиях интенсивного развития медико-биологического знания, биотехнологий и повышения внимания человечества
к соблюдению основополагающих прав человека, происходит посредством трансформации моральных норм врачевания Гиппократа, Парацельса, а также деонтологической модели врачевания в биомедицинскую этику.
Возрастают требования к моральному облику врача, идёт детализация взаимоотношений врача и пациента с правовой точки зрения, возрастает роль общественности в разрешении медико-биологических проблем. В биомедицинской этике для врача сегодня воедино сливаются научное знание и гуманистическая мораль, не всегда дополняя и уравновешивая друг друга. Противоречие между медицинской наукой и нравственностью разрешается неоднозначно в пользу нравственности. Биомедицинские формы вторжения техногенной цивилизации в жизнь человека одинаковы во всём мире, но формы морально-мировоззренческой реакции на это вторжение в разных культурах различны. Для современной российской медицинской реальности характерно сосуществование различных моральных моделей врачевания. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента в России разрушается и деформируется. Биоэтическая модель формируется под воздействием противоречивых тенденций, заключающихся в возрастании власти и ответственности врача по отношению к пациенту, обществу в процессе увеличения возможностей медицины, биотехнологий и распространении либерально-демократических ценностей, идей, индивидуальных прав и свобод.
Теоретическая значимость исследования заключается в решении проблемы на основе использования современного теоретического знания и практики, формулировании и обосновании социально-философской концепции мировоззрения военного врача в единстве теоретического и эмпирического уровней изучения мировоззрения военных врачей, процесса его формирования, развития и объективации, что позволяет рассматривать данную работу в качестве ступени всестороннего изучения мировоззренческих проблем личности. Содержащиеся в работе теоретические идеи открывают но-
вые направления дальнейших исследований духовного мира современного человека, составления планов и исследований, связанных с мировоззренческой подготовкой военных врачей, развитием их мировоззренческой культуры.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты и выводы исследования целесообразно использовать для разработки программ мировоззренческой подготовки военного врача, преподавания философии в военно-медицинском вузе, для методологии науки и разработки организационных документов в области военного и военно-медицинского образования, гражданских медицинских учебных заведений, в общественно-государственной подготовке специалистов и руководящего состава военно-медицинских частей, учреждений, учебных заведений. Фактический материал и результаты анализа, выводы диссертации могут быть использованы в качестве концептуальной базы при разработке учебников, учебных пособий по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" Госстандарта РФ для различных категорий обучаемых, профессорско-преподавательским составом в интересах учебно-воспитательного процесса.
Результаты диссертации уже реализуются в организации учебно-воспитательной работы военно-медицинских учебных заведений, системе командирской и общественно-государственной подготовки офицерского состава военно-медицинских частей и учреждений. Содержание исследования может быть использовано также военно-научными работниками, занимающимися проблемами мировоззренческой подготовки врачей, профессорско-преподавательским составом в решении задач интеграции военных, медико-биологических и социально-гуманитарных наук на основе современной социально-философской концепции мировоззрения российского военного врача.
Апробация основных положений исследования и публикации по теме. Основные положения исследования излагались автором на международных и российских научных, научно-практических конференциях, конгрессах: "Социальное бытие"/ СПб., октябрь 1993 г. /, "Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура" / СПб., октябрь 1994 г. /, "Современная философия в зеркале компаративистики" / СПб., ноябрь 1994 г. /, "Врач: медицина, философия, религия" / СПб., февраль 1995г. / "Преемственность поколений: диалог культур"/ СПб., сентябрь 1996г. /, "Современные проблемы военной гигиены"/ СПб., декабрь 1996г/, "Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс вузов МВД России" / СПб., март 1997г./, "Гуманитарное образовав ние в медицинском вузе'УСПб., апрель 1997 г. /, "Человек-Философия-Гуманизм" / СПб., июнь 1997 г./, "Новаторская педагогика и ее реализация в учебном процессе вузов с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" / СПб., декабрь 1997г. /, "Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи'ТМ., март 1998г. /, "Юбилейная конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 200-летию Военно-медицинской академии" / СПб., июнь 1998г. /, "Петербургская философия как феномен российской духовности" / СПб., ноябрь 1998г. /, " Военно-медицинские аспекты экологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" / СПб., ноябрь 1998г./, "Гуманитарные науки и медицина: история и современность"/ СПб., май 1999г. /, "Принципы и направления организационного строительства медицинской службы в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации" / СПб., октябрь 1999 г./, "Морально-психологическое состояние военнослужащих: методология анализа и критерии оценки" / СПб., октябрь 1999 г./, "Воинская деятельность в условиях информационно - технологического общества XXI века" / СПб., январь 2000 г., а также в выступ-
лениях на теоретических межвузовских, межкафедральных семинарах кафедр гуманитарного профиля медицинских и военно-медицинских вузов, теоретических и методологических семинарах кафедры общественных наук Военно-медицинской академии, занятиях по командирской подготовке с офицерским составом, в содержании учебных программ, тематических планов, частных методиках по философии и методологии военной медицины для курсантов, слушателей, клинических ординаторов и адъюнктов. Основные положения диссертации изложены в публикациях:
Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. - СПб.: ВМедА , 2000. - 15,5 п.л.
Мировоззренческо-методологические проблемы войны, мира и армии в свете нового военно-политического мышления. - Харьков: ВВАУРЭ, 1991.-8,5 п.л.
Мировоззрение врача как предмет социально-философского анализа // Врач: медицина, философия, религия: Тезисы научной конференции. -СПб.: ВМедА, 1995. - 0,2 п. л.
Краткий очерк истории и тенденций философского знания в Военно-медицинской академии // Клиническая медицина и патофизиология. - 1997. -№1. -1 п. л. (в соавторстве).
Гуманистическое измерение социального бытия: фигура врача // Социальное бытие. Человеческое бытие: Тезисы докладов и выступлений научной конференции. - СПб.: СПбГУ, 1993. - 0,2 п. л.
НИР № 5. 94. 267. п. 13. Шифр: "Вдумчивый". Мировоззрение военного врача (социально-философский анализ). - ВМедА, 1996. - 6 п. л.
НИР № 60-93- ВІЗ. История развития учебного процесса на кафедре общественных наук.- ВМедА, 1993. - 5 п. л. (в соавторстве).
8. Безопасность: мировоззренческий аспект // Совершенствование
средств получения и обработки радиолокационной информации объективно-
го контроля и тренажа, аппаратных и программных средств диагностики радиоэлектронной техники РТВ. - СПб.: СПбВУРЭ ПВО, 1994. - 0,2 п. л.
9. К вопросу о мировоззренческой ситуации в России // Гуманизм. То
лерантность. Ненасилие. В помощь изучающим философию /учебное посо
бие/. - СПб.: СПбВОКУ, 1996.- 3,75 п. л. (в соавторстве).
Мировоззренческие основы оптимизации образа жизни и здоровья человека // Современные проблемы военной гигиены: материалы научно-практический конференции.- СПб.: ВМедА, 1996.- 0,2 п.л. (в соавторстве).
Мировоззренческие основы оптимизации образа жизни и здоровья человека: материалы научной конференции. - СПб.: ВМедА, 1996. - 0,2 п.л. (в соавторстве).
Познавательный и ценностный аспекты мировоззрения будущих военных врачей // Гуманитарное образование в медицинском вузе: Тезисы докладов научно-практической конференции к 100-летию СПбГМУ имени академика И. П. Павлова 22-23 апреля 1997г. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 1997. - 0,2 п. л.
Мировоззренческое измерение экологии // Жизнь и безопасность. -1998.-№4.-0,5 п. л.
Закономерности взаимозависимости мировоззрения военного врача и социальной культуры // Материалы юбилейной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 200-летию Военно-медицинской академии. - СПб.: ВМедА, 1998 - 0,2 п. л.
Санкт-Петербургская школа методологии военной медицины // Петербургская философия как феномен российской духовности. Тезисы Первой ежегодной конференции Санкт-Петербургской Ассоциации философов.-СПб., 1998. - 0,2 п. л. (в соавторстве).
Мировоззренческая критериальная система // Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи: Материалы Второй Междуна-
родной межвузовской научно-практической конференции. 26-27 марта 1998.
- М.: Нефть и газ, 1998, - 0,2 п. л.
Врач как духовник тела // Гуманитарные науки и медицина: История и современность: Материалы межвузовской научной конференции 25 мая 1999г. - СПб.: ВМедА, 1999. - 0,2 п. л.
К истории единой военно-полевой медицинской доктрины // Принципы и направления организационного строительства медицинской службы в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ: Тезисы докладов Всеармейской научной конференции к 70-летию кафедры организации и тактики медицинской службы 25 октября 1999 г.- СПб.: ВМедА, 1999.- 0,2 п.л.
Религиозно-атеистические традиции в мировоззрении военнослужащих // Морально-психологическое состояние военнослужащих: методология анализа и критерии оценки. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 27 октября 1999 г.- СПб.: ВМА им. Кузнецова, 1999- 0,2 п.л.
Формирование нового политического мышления военных кадров как фактор качественного совершенствования Советских Вооруженных Сил.
- Харьков: ВВАУРЭ, 1989. - 5,25 п. л.
Новое военно-политическое мышление кадров Советских Вооруженных Сил // Новое мышление и военная политика. Материалы докладов международной научной конференции. - М.: Философское общество СССР, 1989.-0,2 п. л.
Источники нового военно-политического мышления // Повышение эффективности авиационных радиоэлектронных систем. Тезисы докладов на IX военно-научной конференции курсантов. - Харьков: ВВАУРЭ, 1990. - 0,2 п. л.
Защита мира и социализма в свете нового военно-политического мышления. - Харьков: ВВАУРЭ, 1990. - 4,5 п. л.
Война как испытание духовности человека // Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура: Тезисы докладов и выступлений научной конференции. Ч. 2. - СПб.: СПбГУ, 1994. - 0,2 п. л.
Учебная программа по дисциплине философия // Сборник учебных программ подготовки слушателей и курсантов Военно-медицинской академии по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
- СПб.: ВМедА, 1996. - 0,1 п. л. (в соавторстве).
Здоровье в системе ценностных ориентации личности // Преемственность поколений: диалог культур: Материалы международной научно-практической конференции. - Выпуск 2. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 0,2 п. л. (в соавторстве).
Этический кодекс трансплантологов: кому его формировать? // Военный врач. - 1996. - 31 мая. - 0,1 п.л. (в соавторстве).
Новое военно-политическое мышление и меры доверия // Гуманитарные проблемы современных международных отношений. Материалы "круглого стола". - М.: Изд-во ДА МИД СССР, 1992. - 0,2 п. л.
Концепция цельного знания B.C. Соловьева // Новаторская педагогика и ее реализация в учебном процессе вузов с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Материалы шестой межвузовской военно-научной конференции 18 декабря 1997. - СПб.: СПВЗРКУ, 1997.- 0,2 п.л.
Духовность как фактор возрождения России // Человек - философия
- гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философ
ского конгресса (4-7 июня 1997 г.) В 7 томах. Т. 4. Философская мысль в
России: традиция и современность. - СПб.: Изд-во СПГУ, 1997. - 0,2 п. л.
Программа кандидатского экзамена для адъюнктов и соискателей Военно-медицинской академии. - СПб.: ВМА, 1998 - 4 п.л. (в соавторстве).
Специфика врачебной деятельности // Воинская деятельность в ус-
ловиях информационно-технологического общества XXI века: Материалы докладов и выступлений межвузовской научно-практической конференции.-СПб.: ВАТТ, 2000. - 0,2 п.л.
Общий объем публикаций по теме диссертации составляет более 41 печатного листа.
Методология социально-философского исследования мировоззрения личности
В современных условиях, идеологизированная методология исследования в социально-гуманитарных науках постепенно заменяется нейтрально-объективными подходами. Методология социально-философского исследования мировоззрения врача должна обеспечивать выбор оптимальных путей исследования, развития понятийного аппарата, применения соответствующих принципов, теорий, законов, методов, выработку современной концепции мировоззрения личности. Общую методологическую основу исследования составила современная теория познания, методология и методы социальной философии, логики, социологии, а также общие и частные, научные методы исследования конкретных наук, относящиеся к человековедению и привлекаемых для анализа мировоззрения личности. Анализ мировоззрения целесообразно осуществлять на социально-философском и психологическом уровнях с позиций комплексного подхода. Исследование мировоззрения личности объективно требует рассматривать его как систему, элементы которой связаны и взаимообусловлены. Исследование места мировоззрения в системе человеческой деятельности целесообразно проводить в рамках системного подхода, что позволит определить, для решения каких проблем возникает мировоззрение, цели, которые оно должно достигнуть для решения данных проблем и функции, которые оно должно при этом выполнить. Социально-философский анализ предполагает деятельностный подход в исследовании связей мировоззрения с практической деятельностью людей, изучение его содержания, ценностной направленности соотношения с потребностями, интересами человека, процессом объективации. В анализе мировоззрения личности необходим синтез общефилософских и социологических, социально - психологических знаний и методов в интересах комплексного рассмотрения проблемы. Исследование мировоззрения личности объективно требует взаимодополнительности теоретического и эмпирического уровней. Эмпирический уровень обеспечивает исследование мировоззрения через анализ мнений, оценок, позиций, намерений и их реализации в конкретных действиях личности. Внешняя объективация мировоззрения в общении, поведении и деятельности вполне может приниматься за его эмпирический показатель. Естественно, что изучение многообразных типов внешних объективации мировоззрения личности приводит к выводу о бросающейся в глаза неравноценности адекватности проявления и содержания, скрывающихся за ним свойств мировоззрения. Необходимо учитывать, что реальности мировоззрения никогда полностью не совпадают с его реальностями проявления. Вместе с тем, перед исследователем всегда имеется достаточное количество признаков, свойств деятельности личности, которые дают основание оценивать их в качестве объективации мировоззрения. Одним из плодотворных способов проникновения и понимания мировоззрения личности является анализ произведений художественной культуры, созданных данной личностью или о личности. Писатели, поэты, драматурги, художники, скульпторы, композиторы посвятили врачам значительное количество своих произведений, да и сами врачи в различных жанрах отразили специфику своего мировоззрения. Мировоззрение врачей, не оставивших письменных и других источников, прямо их характеризующих, представляется возможным описать с помощью традиционно остававшихся за рамками науки методов исследования, которые выступают способами активизации творческих способностей (методы восточной философии, нетрадиционной медицины, мозговой штурм), что позволит преодолеть ограниченность рационального метода.
Испытанными способами получения первичной социологической информации являются конкретные военно-социологические исследования с использованием методов опроса (индивидуальных и групповых бесед, интервью, анкетирования с применением стенограмм и магнитофонных записей с последующей их расшифровкой, контент-анализа материалов прессы, документов, писем, дневников, неопубликованных сочинений). Хорошим источником эмпирической информации является наблюдение за содержанием учебно-воспитательной работой в военно-медицинском вузе.
Социально-философский анализ мировоззрения личности предполагает выбор последовательности познавательных действий в соответствии с избранной системой научных принципов и методов. Исследование мировоззрения личности целесообразно начинать с уточнения его сущности, объёма, содержания, структуры, типа и функции. Требует выяснения соотношение понятия "мировоззрение" с родственными категориями, такими, как мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, мировидение, миропонимание, мирооценка, картина мира, образ мира. Потребности социально - философского исследования мировоззрения личности военного врача предполагают изучение его как единства философского, естественнонаучного, гуманитарного, религиозно-атеистического, биоэтического, психолого - антропологического элементов. Данный подход требует анализа естественнонаучного и научно-социального компонентов как элементов современной научной картины мира, теоретической основы и базового содержания мировоззрения военного врача. Специфика социально-философского анализа предполагает изучение общегражданского и военно-профессионального содержания, теоретического и обыденно-практического уровней, выяснение особенностей формирования мировоззрения будущих врачей, особенностей объективации мировоззрения практикующего врача в основных видах его профессиональной деятельности в мирных и военных условиях. При этом важно само мировоззрение личности понимать системой, особым духовным и социокультурным явлением, соотносить его с мировоззрением других субъектов общества. Как же сегодня объясняется мировоззрение как особая духовная характеристика субъектов общества и самого общества?
Методологические основы формирования мировоззрения слушателей и курсантов военно-медицинского вуза
Многочисленные конкурирующие между собой факторы влияют на мировоззрение врачей и в конечном итоге наиболее действенные из них определяют его содержание и направленность. Все факторы связаны с макро- и микросредой обитания врача, с социальными, этническими, семейными, религиозными, географическими, культурными, генетическими, психологическими и другими условиями жизнедеятельности. С одной стороны, содержание и тип мировоззрения врача как бы заранее заданы и предопределены условиями его социализации, которые в большинстве случаев изменить невозможно. Но в силу того, что при всей видимости навязывания определенного мировоззрения, у врача всегда имеется возможность принятия лишь тех норм, принципов, ценностей, идеалов, которые он хочет воспринять, усвоить и руководствоваться в реальной жизни.
Настоящее и особенно будущее России и её армии будут определяться уровнем образованности и воспитанности нынешней молодёжи. Очевидно, что определяющим станет не система полученных знаний, а мировоззрение человека, его способность адаптироваться к динамичной обстановке в стране и в мире. Отсюда вытекает особая значимость мировоззренческих основ современного учебно-воспитательного процесса в военно-медицинском вузе.
Научный анализ проблемы формирования и развития мировоззрения будущих врачей требует системного подхода к поиску ответов на основные методологические вопросы. В каких условиях осуществляется учебно-воспитательный процесс в настоящее время? Для жизни в каком обществе следует готовить жить современного человека применительно к России? Каково содержание идеала воспитания и образования? Каковы основные принципы педагогики и направления системы образования? В чем заключается цель образования?
Характер и содержание наступившего XXI века ученые традиционно пытаются выводить из тенденций XX века, особенно периода завершения. Аналитики, футурологи считают, что 2000 год - это порог новой эры, характеризующейся технологическими нововведениями, экономическими возможностями культурного возрождения и удивительными политическими реформами. Дж.Нейсбит и П. Абурден полагают, что ведущими тенденциями XXI века будут глобальный экономический бум, возрождение гуманитарных искусств, возникновение рыночного социализма, универсальный образ жизни в мире в сочетании с культурным национализмом, возрождение тихоокеанского региона, приход женщин на руководящие посты, расцвет биологии, новое религиозное возрождение в Новом тысячелетии, триумф индивида, личности1. В отечественной научной литературе2 к важнейшим особенностям XXI века отнесены - начало глобального энергетического кризиса и активный поиск учёными новых энергоносителей, расширение масштабов использования уже известных возобновляемых источников энергии, продолжение угрожающе быстрого развития глобального экологического кризиса во всех и, особенно, в индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и, особенно, питьевой воды, максимальная мобилизация всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации на его ослабление и преодоление, нарастание демографической проблемы, увеличение минимум в 2 раза численности населения на земном шаре, перенаселение ранее освоенных территорий, нехватка продовольствия, направление имеющихся в мировом сообществе ресурсов на интенсивное освоение новых регионов и наукоёмких технологий производства, продолжение процесса глобального изменения климата, естественный передел природно-климатических зон, усиление действия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, направление больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих изменений, понижение под влиянием неблагоприятных факторов среды.
Специфика содержания и проявления в профессиональнои деятельности мировоззрения военного врача-практика
Мировоззрение врача имеет свои особенности, предопределенные его положением в обществе, специальной направленностью обучения и воспитания, особым характером профессии, а также общением, как правило, с больными людьми. Особенности мировоззрения врача-практика в сравнении с мировоззрением будущего врача ещё обучающегося в вузе, обусловливаются их различным положением в обществе, разницей в возрасте, уровнем знаний и объемом практического, профессионального опыта, закреплённого в навыках и умениях деятельности. Как представляется, достаточно полное и убедительное изучение специфики мировоззрения врача-практика будет достигнуто, если рассмотреть его гносеологический, социальный и аксиологический элементы.
Мировоззрение врача основывается на материалистической концепции окружающего мира и диалектическом его развитии. Специфика реализации мировоззрения врача-практика состоит в том, что его отношение к больному базируется на методологии поиска причинно-следственных связей, в образе жизни заболевшего и характере заболевания. Чем больше запас знаний у врача-практика, тем более научно обоснованную опору содержит его мировоззрение. Знание не сводится к усвоению одной только информации. Врачеванием нельзя овладеть, пользуясь одним только знанием (логическим и научным). Врач должен уметь анализировать, но одновременно как бы "бежать" от анализа - дробного мышления, добиваясь выработки у себя своего собственного отношения к научным фактам, к наблюдаемому им эмпирическому материалу, к научным положениям, к стоящим задачам. Гносеологический элемент мировоззрения врача отражает возможности познания и самопознания. Среди опрошенных практикующих врачей в ходе социологического исследования 38% посчитали окружающий мир познаваемым. Склонны утверждать, что окружающий мир, в принципе, познаваем, но есть нечто, что познать невозможно, 57% респондентов, и 5% врачей убеждены в принципиальной непознаваемости окружающего мира.
Как показывает опыт, будущий врач, обучаясь в высшем учебном заведении, основное внимание уделяет приобретению знаний. Причем, он с легкостью впитывает все, что ему преподают, не стараясь анализировать получаемую информацию. Переходя с кафедры на кафедру, он нередко слышит призыв забыть все то, чему его учили на предыдущей кафедре и принять в качестве истины в последней инстанции кафедральную практику той или иной проблемы. И будущий врач слепо верит в изложенное, а если педагог -человек заслуженный, авторитетный, то это снимает все вопросы. Совсем по-другому обстоит дело у врача, имеющего учебный, врачебный и жизненный опыт. Как известно, научное знание развивается интенсивно. Не являются исключением и науки, составляющие основу профессиональной подготовки врача. Появляются новые теории, лекарства, один метод лечения приходит на смену другому. И не всегда врач в состоянии достаточно быстро скорректировать устоявшийся стиль мышления, свое видение проблемы. Развитие медицины требует большой динамики сознания, мышления, психологии врачей. Данный процесс всегда сложен и противоречив, возникает психологический барьер между новым, назревшим в жизни медицинской науки и практики, и старыми стереотипами мышления. Здесь проявляется, на наш взгляд, полезный консерватизм, ибо не все новое действительно значимо для врачевания. К тому же, восприятие нового для серьезного, знающего специалиста - всегда дело трудное. Опытный врач всегда все основательно осмысливает, соотносит со своим личным опытом прежде, чем он примет новую стратегию мышления или новую идею.