Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Закиров Виктор Юзифович

Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ)
<
Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ) Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закиров Виктор Юзифович. Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ): диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Закиров Виктор Юзифович;[Место защиты: Пограничная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации].- Москва, 2015.- 159 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Кризис идентичности современного российского социума как объект социально-философского анализа 16-55

Раздел 2. Сущность, содержание и особенности мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях 56-95

Раздел 3. Динамика и направления развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума 96-141

Заключение 142-150

Список литературы

Кризис идентичности современного российского социума как объект социально-философского анализа

Тысячу лет культурное ядро России покоилось на идее соборной личности. Человек человеку брат! Конечно, общество усложнялось, эта идея изменилась, но ее главный смысл был очень устойчивым. К нам был закрыт вход мальтузианству с его идеей борьбы за существования (и с отрицанием права на жизнь бедных). И вдруг культурная элита в конце XX века впала вслед за идеологией в самый дремучий социал-дарвинизм, представив людей животными. Ведущими внутривидовую борьбу за существование.

Кризис культуры возникает, когда в нее внедряется крупная идея, находящаяся в непримиримом противоречии с другими устоями данной культуры - люди теряют ориентиры, путаются в представлениях о добре и зле. Внедрение в массовое сознание антропологической модели социал-дарвинизма велось как специальная программа. Целью ее было вытеснение из мировоззренческой матрицы народа прежнего, идущего от Православия и стихийного общинного коммунизма, представлений о человеке» .

Русские мыслители остро и болезненно переживают кризисную ситуацию в России. Характерной чертой русской философской традиции является понимание особого предназначения России, осознания ее роли в истории человечества. Этим во многом определяется как рассмотрение самой кризисной ситуации в России, так и ее оценка. Н. Бердяев, например, сопоставляя проявления социокультурного кризиса в Европе и в России, писал, что «Россия всегда была страной загадочной, непонятной еще в судьбе своей, страной, в которой жглась страстная мечта о религиозном преображении жизни. Воля к культуре всегда у нас захлестывалась волей к «жизни», и эта воля имела две направленности, которые нередко смешивались, -направленность к социальному преображению жизни в цивилизации и направленность к религиозному преображению жизни, к явлению чуда в судьбе человеческого общества, в судьбе народа. Мы начали переживать кризис культуры, не изведав до конца самой культуры. Предания культуры у нас всегда были слишком слабы» .

Для Бердяева кризис в России представляет собой нечто существенное иное, нежели западноевропейский социокультурный кризис. Да, Россия восприняла ощущение гибели, катастрофизма, нараставшее к концу XIX века, но «русскому сознанию дано понять кризис культуры и трагедию исторической судьбы более остро и углубленно, чем более благополучным людям Запада» .

Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин особо констатировал, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились .

Роль внешнего фактора в системном кризисе СССР - России проводит в своих исследованиях А.А. Зиновьев. Основным причинным элементом сложившегося состояния России, по Зиновьеву, это деятельность хозяев западного мира, организационно объединившихся в глобальное сверх общество. Это глобальное сверхобщество, как пишет Зиновьев, фактически правит человечеством и разрушение, ликвидация России - это главное условие к безраздельной глобальной власти. Зиновьев выделяет два этапа в спроектированном антирусском проекте: 1) антисоветский; 2) собственно антирусский.

«Антирусским проектом... планируется низведение русских на уровень третьестепенных, отсталых, неспособных на самостоятельное существование в качестве суверенного народа. Планируется направить русский народ на путь деградации и вымирания вплоть до исчезновения его в качестве этнически значительного явления. Открыто высказывались планы сокращения русского народа. Разработан богатый арсенал средств для этого. Недоедание. Разрушение даже примитивной системы гигиены и медицинского обслуживания. Сокращение рождаемости. Стимулирование детских заболеваний, алкоголизма, наркомании, проституции, гомосексуализма, сектанства, преступности. Планируется «сжатие» русских в сранительно небольшом пространстве европейской России...

Впереди, пожалуй, самый страшный: он касается присутствия русских в истории человечества. Сущность этой части проекта - постепенно искажая и занижая вклад русских в историю человечества, в конце концов исключить из памяти человечества все следы пребывания их в истории вообще, сделать так, как будто никогда такого великого народа на земле не было» . И реализацию этих планов Зиновьев видит, прежде всего, в разрушении ценностно-мировоззренческого основания русского народа. Указывая на опасность безыдейности, «идейной опустошенности», как непосредственно для личности русского человека, так и для российского общества, Зиновьев пишет: «С лишением государственной идеологии... в душах образовалась пустота, и в них устремились словесные помои, окончательно затемнившие сознание и лишившие нас идейной ориентации в происходящем.

Лишив нас идеологии, из нас как будто вынули особый магнит, упорядочивавший наши душевные частички. И мы все оказались душевно больными. Миллионы людей рванули в сектанство, разврат, алкоголизм, наркотики, преступность. Миллионы впали в душевную депрессию» .

В.П. Булдаков в своей статье «Революция как проблема российской истории» пишет, что кризисы в России (в широком смысле - кризисы веры во власть) имеют общеонтологическую природу. Рассмотрим некоторые из них.

В системном кризисе империи В.П. Булдаков условно выделяет уровни или стадии его протекания: этический, идеологический, политический, организационный, социальный, охлократический, рекреационный .

Нравственные коллизии, предшествовавшие революционным взрывам начала XX в., в значительной степени были производным от столкновения глобальных этико-мыслительных парадигм - традиционно-патерналистских представлений о власти и идеологии Просвещения. Моральную проповедь подхватила русская литература, исподволь готовящая бунтарей, взявшихся освобождать страну от любой скверны.

Сущность, содержание и особенности мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях

Минувшее XX столетие и начало нынешнего войдут в историю как одни из самых драматических и кризисных за всё время существования человечества: две мировые войны; установление тоталитарных режимов; разрушение СССР; кризис идей прогресса, рациональности и гуманизма, отличавших на протяжении веков европейскую культуру и цивилизацию; грандиозные экономические катаклизмы; стремительное развитие технологий, невиданный рост промышленного производства, глобализация и подобные им явления порождали и продолжают порождать устойчивые и широко распространенные кризисное сознание, и особенно мировоззрение людей, которые находят разнообразное выражение в различных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Мировоззрение - необходимая составляющая и определяющая человеческой жизни. Являясь объектом пристального внимания со стороны ученых, оно редко попадает в сферу заинтересованного самонаблюдения со стороны индивидов. Мировоззрение выполняет двоякую роль: «впускает» мир в сознание, и в то же время позволяет индивиду сохранять определенную самость, неповторимость, служит основой для самоопределения, самовыражения, самоутверждения, идентификации личности в мире. Мировоззрение всегда индивидуально, оно складывается в процессе социализации человека, из встреч с другими людьми, из полученного воспитания, из внимания к тому, что происходит и говорится в мире.

Мировоззрение - это не только система идей о мире, обществе, человеке, соответствующая определённому, культурно-историческому бытию, но, прежде всего, оно является пониманием конкретной личностью своего места в мире и отношения к окружающей действительности, в том числе и к самому себе.

Сам термин «мировоззрение» впервые появился в начале XVIII века в сочинениях немецких романтиков. Уже Гегель исследует и анализирует «моральное мировоззрение» и пользуется понятием «теоретического мировоззрения», описывает различные типы мировоззрений. В отечественной и зарубежной философии сегодня имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззренческом измерении бытия . Другие ученые, напротив, считают, что вне системного, непротиворечивого отношения к миру в целом невозможен ни один вид человеческой деятельности, тем более, научный поиск .

Отмечаются, как правило, две основные характеристики мировоззрения. Во-первых, оно всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как духовно-материальная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью. Вспомним одну из классических дефиниций: «Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы дея-тельности, ценностные ориентации» . Во-вторых, мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое место в нем; понимание и эмоциональная оценка человеком содержания и смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных, а также философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и других убеждений и идеалов.

Субъектом (носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и целые социальные или профессиональные группы, и этнические или религиозные общности, и классы и общество в целом. Можно также говорить об индивидуальном, корпоративном или коллективном, национальном, классовом, народном и т. д. мировоззрениях. ношений. В целом мировоззрение представляет собой относительно устойчивый каркас, сплетённый из знаний, ценностей, норм, принципов, убеждений, на который наслаиваются и опираются конкретные мысли, цели, устремления, намерения, жизненные программы. Оно является принципиально неустранимым из жизни человека: обеспечивает, буквально обслуживает, налаживает, регулирует, координирует, направляет жизнедеятельность людей в обществе, определяет их поступки и мотивы поведения. Решающая роль в осуществлении этих процессов принадлежит рефлексии, то есть самосознанию, которое тесно связывает рациональными скрепами основные компоненты мировоззрения в единое целое, формирующее позицию субъекта в отношении к происходящему.

Структура мировоззрения может анализироваться как совокупность философских, экологических, экономических, социально-политических, нравственных, эстетических, религиозно-атеистических и других знаний и убеждений. Она представляет собой способ объединения и воспроизведения в сознании, а также в общении, поведении, деятельности целостной и многократно переосмысливаемой системы знаний о мире, изменяющейся в зависимости от характера воздействий на природу, от социальных отношений и положения самого субъекта в обществе. Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему формах, главной из которых является картина мира и отношение субъекта к природе, обществу и себе.

Структура и содержание мировоззрения, так или иначе, отражены в других понятиях, близких понятию «мировоззрение» или обозначающих конкретные его элементы и стороны. К таким элементам мы можем отнести: мироощущение, миросозерцание, мировидение, миропонимание. Кратко остановимся на них.

Так, мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиям. Оно выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляющую первичную ступень обыденно-практического освоения мира человеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами.

Миросозерцание - это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчеркивает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию человека, возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции.

Мировидение - это вариант мировосприятия и мироощущения, формирующийся преимущественно на основе зрительного чувственного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и представлении о переживаемом моменте.

Миропонимание - это абстрактно-логическое осмысление, система взглядов, идей, понятийный, интеллектуальный уровень мировоззрения. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разумом в сущности постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и осуществлять выбор адекватных средств достижения желаемого.

Из приведенных определений видно, что мировоззрение людей имеет сложную и многозначную структуру. В целом, мировоззрение как ядро сознания, выражает качество сознания субъектов, его главную содержательную и ценностную характеристики. При всём богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остаётся картина мира. Она выступает исходным информационным основанием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элементом содержания мировоззрения людей.

Таким образом, мировоззрение как явление духовной жизни общества, ядро духовного мира личности с точки зрения познания является специфической формой отражения действительности.

Динамика и направления развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума

Весьма мощным каналом культурного влияния Запада стала реклама, которая, по мнению А.А. Зиновьева, является важным орудием формирования человеческого материала: «Это не просто пропаганда товаров и услуг. Это прежде всего си-стема ценностей и образа жизни Запада» . Так, в целях разложения социокультурного пространства России американским идеологам удалось насадить в сознание отечественной аудитории представления, образцы и стандарты, близкие к американскому образу жизни (приемы и технологии приготовления пищи для разных возрастных категорий, косметические средства для похудения и борьбы с кариесом, перхотью, целлюлитом, пропаганда лекарственных препаратов, алкогольных напитков и табака и т.д.) и морально-мировоззренческим критериям (эгоизм, непредсказуемость, пренебрежение нормами общественной морали и т.п.).

В конечном итоге, внедрение в сознание российских граждан посредством культурной экспансии западных ценностей и образа жизни оказывает активное влияние на отношение россиян к себе и окружающей среде. Постепенно происходит переориентация общественного сознания с духовных ценностей на ценности материального порядка и благополучия. В условиях коммерциализации всех сфер общественной жизни посредством всех каналов массовой коммуникации россиянам внушаются идеалы потребительского общества, сквозь ценностную сетку которого высокие духовные понятия и нравственные принципы и ориентиры принижаются и девальвируются. А это, к сожалению, ведет к формированию содержания негативной мировоззренческой направленности личности, в том числе и мировоззрения личности офицера.

Таковы некоторые объективные факторы и условия, оказывающие активное и целенаправленное воздействие на динамику мировоззрения личности офицера армии и флота в современных условиях. В качестве субъективных факторов и условий, влияющих на процесс функционирования и развития мировоззрения личности офицера, можно выделить следующие: а) сам человек как субъект воинской деятельности с его мировоззрением и степенью социальной активности, т.е. личностным отношением ко всему происходящему вокруг; б) деятельность субъектов по повышению статуса воинского труда как социально значимого; в) доктринальные установки на роль субъектов общества в обеспечении духовной безопасности российского социума; г) совокупность идей, подходов, концепций, принимаемых законодательных актов о месте и роли офицера в обществе, значении ценностных оснований в деятельности военнослужащих; д) совокупность методов и средств деятельности субъектов общественного разви тия по формированию личности офицера как гражданина и патриота своей страны; е) деятельность командиров и начальников по воспитанию военнослужащих и др.

К числу факторов и условий субъективного порядка, влияющих на динамику мировоззрения личности офицера современной России, в первую очередь необходимо отнести человека как субъекта воинской деятельности с его мировоззрением и степенью социальной активности, т.е. личностным отношением ко всему происходящему вокруг. Любая деятельность способствует формированию у тех, кто ею серьезно занимается, специфического профессионального мировоззрения. Ее содержательность определяется уровнем сознательного отношения к деятельности, теми мотивами, которыми личность руководствуется, а также постоянным самосовершенствованием своих качеств и навыков.

В качестве субъективного фактора, влияющего на динамику развития мировоззрения личности офицера в современных условиях, относится и деятельность субъектов по повышению статуса воинского труда как социально значимого. В современных условиях основные усилия как государственных органов управления, так и общественных организаций по формированию и развитию мировоззрения в структуре личности офицера осуществляются по следующим основным направлениям.

1. Духовно-нравственное Основная цель данного направления включает в себя: а) повышение образовательного и культурного уровня личности офицера; б) формирование у каждого офицера высоких нравственно-этических и профессио 112 нальных качеств и норм поведения, чувства ответственности, коллективизма; в) осознание идеи, во имя которой проявляется ее готовность к достойному служению Отечеству; и др.

2. Непосредственно патриотическое. Осуществить данное направление необходимо через развитие духовно-нравственных и культурно-исторических цен ностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и гос ударства, национального самосознания, формирование образа жизни, миропони мания и судьбы россиян. Направление патриотического воспитания включает в се бя: а) беззаветную любовь к своему Отечеству; б) гордость за принадлежность к великому народу, причастность к его свершениям, испытаниям и проблемам; в) почитание национальных святынь и символов; г) готовность к самоотверженному служению обществу и государству и др.

3. Историческое. Цели исторического аспекта состоят из: а) изучения многовековой истории Отечества; б) понимания места и роли нашего государства в мировом историческом процессе, защите его от внешних угроз; в) осмысления особенностей менталитета, нравов, обычаев, веровании и традиций народов России, героического прошлого различных поколений в борьбе за независимость и суверенность страны.

4. Политико-правовое. Данное направление необходимо реализовать через формирование чувства конституционного и гражданского долга, осмысление и уяснения основных правовых положений Концепции безопасности страны и военной доктрины, Федеральных законов и подзаконных актов связанных с военным строительством и Вооруженными силами, уяснения политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, места и роли Вооруженных Сил в политической системе общества и государства. Это направление включает в себя: а) знание законов государства; б) ознакомление с функциями и правовыми основами деятельности социальных институтов государства и деятельностью общественных организаций; в) осмысление положений политических и правовых требований к личности со стороны государства и общества и др.

5. Профессионалъно-деятелъностное - через привитие добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения личностью обязанностей как гражданином и патриотом. Данное направление включает в себя: а) ценностно-мотивационные ориентации профессиональной деятельности и самореализации личности офицера; б) профессиональня амбициозность и нацеленность на достижение высоких результатов служебной деятельности; в) эффективное и качественное выполнение служебных обязанностей; реализацию плана профессионального роста личности и др.

Похожие диссертации на Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума (социально-философский анализ)