Введение к работе
Актуальность темы исследования
Проблема света и цвета издавна привлекала внимание выдающихся мыслителей, деятелей искусства, политиков и богословов. Философы, психологи, учёные-естествоиспытатели и социологи стремились постичь тайну этих явлений, теоретически осмыслить сложнейшие социо - культурные и гносеологические вопросы, связанные с осмыслением света и цвета.
При всей многозначности концептуальных трактовок категорий «свет» и «цвет», в социальной философии обозначены основные направления дальнейшего изучения свето - цветовых воздействий. Теоретические исследования обращены к раскрытию природы и философско - эстетического значения света и цвета, к изучению символизирующей (обобщающей) роли этих явлений в современной социальной практике, к исследованию позитивного и негативного воздействия цвета в социокультурной и межэтнической коммуникации.
Особенно интенсивным стало изучение этой проблематики в XX веке. Большое внимание стали уделять изучению психологического воздействия света и цвета на жизнь человека, на его чувства и мышление. Имеющиеся исследования затрагивают также сложнейшие вопросы воздействия света и цвета на социальную жизнь. Эти исследования распространяются на различные сферы бытия и познания, которые так или иначе связаны с пониманием света и цвета.
Несмотря на довольно обширную литературу, посвященную проблеме света и цвета, многочисленные исследования и практическое использование полученных результатов в этой области, особенно в некоторых видах искусства, она не только не теряет свою актуальность, но становится ещё более злободневной.
По нашему мнению, в настоящее время особенно актуальным является выявление значимости светоцветовых явлений в формировании философского мировоззрения. К сожалению, когда речь заходит о факторах, влияющих на формирование мировоззрения, о роли света и цвета, то многие вопросы оказываются обойдёнными, либо слабо исследованными. Так, работы, которые были бы посвящены значению света и цвета в формировании мироощущения, мировосприятия и миропонимания, можно пересчитать по пальцам.
Не менее необходимой является задача теоретического осмысления свето — цветовых явлений в мировоззрении. Многоуровневое осмысление необходимо для раскрытия таких проблем, как неоднородность мировоззрения и целостность восприятия человеком свето — цветовых явлений; обоснование роли света и цвета в традициях идеализма и материализма; выявление социально -философских представлений о назначении свето — цветовой символики. При этом ощущается острый дефицит философских разработок, которые систематизировали бы достижения в этой области.
Многие философские вопросы, связанные с пониманием света и цвета, остаются открытыми для будущих исследований.
Степень разработанности темы
В трудах мыслителей, обращавшихся к исследованию явлений света и цвета, содержатся различные аспекты осмысления данной проблемы. Явления света и цвета неоднократно рассматривали во взаимосвязи с мифологическим и религиозным сознанием. Таковы труды А. И. Немировского («Мифы и легенды Древнего Востока»), А. Ф. Лосева («Очерки античного символизма и мифологии»), Иосифа Волоцкого («Просветитель»), Серафима Роуза («Душа после смерти»).
Исследованию световых и цветовых воздействий в религиозном мышлении посвящены труды Вл. Соловьёва («Три силы», «Три речи в память Достоевского», «Смысл любви»), П. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Н. О. Лосского («Чувственнвая, интеллектуальная и мистическая интуиция»).
Воздействие явлений света и цвета на познавательные возможности человека стало также темой исследований, посвященных вопросам становления и развития искусства. Многогранность восприятия и осмысления человеком световых и цветовых явлений раскрывается в трудах В. В. Ванслова («Изобразительное искусство и музыка») и В. Виноградова («Занимательная теория музыки»).
Более концептуальны труды философов, раскрывающие значение света и цвета в жизни и мышлении человека: «Государство» Платона, «Эннеады» Плотина, «Критика способности суждения» И. Канта, «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра, «О пользе и вреде истории для жизни», «Так говорил За-ратустра» Ф. Ницше, «Свет невечерний» С. Булгакова.
Изученшо материального и идеального значений света и цвета уделено внимание в трудах мыслителей XVII - XX веков. Таковы исследования Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»), Л. Фейербаха («Вопросы о бессмертии души»), К. Маркса («Немецкая идеология»), В. И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм »).
Особое внимание вопросам познания света и цвета уделялось в XX веке в научных исследованиях по физике и астрономии. Дискуссия о материальной и идеальной природе света и цвета развернулась в науке в 60 - 70 годы XX века. Особенно выделялись труды и статьи, посвященные соотношению световых и цветовых явлений с категориями пространства и времени: «Бесконечность и Вселенная» В. В. Казютинского, «Против теологической интерпретации естествознания» Ю. Б. Молчанова, «Эволюция и возникновение звёзд в современной галактике» В. Г. Фесенкова. В этот период усилилось стремление к объективной оценке световых и цветовых явлений, к подтверждению идей, касающихся осмысления света и цвета, опытом.
После столь значительных открытий в области света и цвета усилился интерес и к более ранним учениям. Постепенно начался переход от анализа световых и цветовых явлений к синтезу накопленных знаний. Многие творческие работы и исследования о свете и цвете направлены на изучение этического и социально-психологического значения световых и цветовых явлений. Внимание
учёных стали привлекать труды И. В. Гёте («Учение о цвете»), В. Кандинского («О духовном в искусстве»).
В XX веке особое внимание стали уделять исследованию психологического значения световых и цветовых явлений. Данной проблеме были посвящены работы, в которых нашло отражение философское осмысление проблем психологии и искусства. Таковы исследования Кристофера Роу («Цветовой символизм в древнем мире»), Тосихико Изуцу («Исключение цвета в искусстве и философии Древнего Востока»), Эрнста Бенца («Цвет в христианских видениях»).
В области психологии цвета выделяются труды Г. Г. Воробьёва, В. В. Налимова, Н. В. Серова. Учёные установили, что на восприятие цвета влияют возраст человека, профессия, уровень интеллектуального развития и многие другие факторы. Цвет был осмыслен как отображение душевного состояния человека. Антропологическое значение цвета было раскрыто психологами при разработке учения о четырёх цветовых типах людей. Согласно Г.' Г. Воробьёву человек при выборе определённого цвета опирается на собственные ощущения: самоуважение (зелёный), уверенность в своих силах (красный), удовлетворённость (синий), внутренняя свобода (жёлтый).
Осмыслению антропологического значения света и цвета в 70 - 90 годы XX века также были посвящены многие исследования. Таковы труды Н. В. Серова («Античный хроматизм. Философия цвета»), Р. В. Кириллова («Философия цвета в художественном творчестве»), Р. Л. Грегори («Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия», «Разумный глаз»), М. Дериберса («Цвет в деятельности человека»), Г. Фриллинга («Человек - цвет - пространство»), М. Миннарта («Свет и цвет в природе»), Г. Цойгнера. («Учение о цвете»).
В литературе XX века преобладающим стало осмысление психологического значения света и цвета. Ряд исследований был посвящен символике света, тьмы и цвета как в творчестве писателей XIX века -И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, так и в литературе XX века, в частности, в творчестве В. Г. Распутина.
В философии нашего времени выделяются труды Дэвида Гудинга и Джона Леїшокса («Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности»), Петера Кунцмана, Франца-Петера Буркарда и Франца Видмана («Философия»), А. Г. Спиркина («Философия»), Н. В. Серова («Цвета культуры»), посвященные различным уровням осмысления свето - цветовых представлений (интуитивному и дискурсивному) а также воздействию свето - цветовых представлений на мышление и жизнь общества.
Исследованию разнообразной тематики, касающейся свето - цветовых феноменов посвящено множество публикаций. Тем не менее, ещё раз подчеркнём, что в антропо - социально философском плане пока не достигнуто достаточной чёткости и ясности по проблеме функциональной нагрузки представлений о свете и цвете в формирующемся социуме, в формировании социо - мировоззрения (в рамках общих космологических воззрений), а также о роли этих представлений в практически деятельностной реализации общественного и ий-
дивидуального субъекта. Цель некоторого восполнения существующих пробелов и преследуется в данной работе.
Объект исследования — представления и понятийное воспроизведение феноменов света и цвета в различных типах мировоззрения
Предметом исследования является восстановление интерпретаций индивидуального и общественного (социального) представлений о свете и цвете в мифологическом, религиозном и философском типах мировоззрения.
Цель диссертационной работы: выявить общее и специфическое в понимании реального значения свето - цветовых явлений различными типами мировоззрения, установить функциональные проявления и реализации этого понимания.
Задачи диссертационной работы:
Проанализировать вопрос о неоднородности и разнопорядковое мировоззрения в связи со своеобразием представлений в нём рефлексии света и цвета.
Обосновать необходимое присутствие в социо — мировоззрении компонентов реликтовости и архаики (целостность, непосредственность связи с реалиями бытия - создание, сохранение, разрушение).
Выявить основные функции представлений о свете и цвете в различных типах мировоззрения.
Определить основные направления современной свето - цветовой практики в рамках социума.
Провести сравнительный анализ особенностей восприятия и понимания
света и цвета в мифологических и религиозных системах, а также в различных философских направлениях.
Методологической основой исследования являются диалектика, системный метод, сравнительный анализ, герменевтика, синергетика и исторический метод.
Свет и цвет необходимо рассматривать в развитии, что возможно сделать, главным образом, с помощью диалектического метода. В данном исследовании рассматриваются качественные и количественные соотношения света и цвета в различных типах мировоззрения, применяется закон борьбы и единства противоположностей (при изучении смены трагических цветовых контрастов идиллическими), задействован закон отрицания отрицания, что позволяет глубже и основательнее взглянуть на совершающиеся в познании процессы, рассмотреть различные стадии и ступени развития при осмыслении явлений света и цвета.
Диалектический подход подкрепляется и завершается приёмами синтези -рования, что позволяет исследователю обнаруживать единство различных явлений, проявляющихся в области интерпретаций света и цвета.
Большую роль в изучении явлений света и цвета играет также сравнительный анализ. Этот метод способствует выявлению сходства и различия в трактовке света и цвета во многих типах мировоззрения, в мышлении разных народов мира.
Для пояснения и истолкования символики цвета в религиозном и философском мышлении нами использованы достижения в области герменевтики. Герменевтика как специфический метод наук о духе проявилась уже в трудах Ф. Э. Шлейермахера, В. Дильтея и М. Хайдегтера. В известном смысле герменевтика применима при обращении к трудам Вл. Соловьёва, Евг. Трубецкого, П. Флоренского и В. Н. Лосского, в которых содержится пояснение и истолкование религиозного и философского значения света и цвета.
В данной работе широко используется дедуктивный метод, позволяющий понять смысловые значения света и цвета в мифологических и религиозных системах. В работе применяется также индуктивный метод. Так, после изучения многочисленных трактовок света и цвета в различных типах мировоззрения (в мифологии, религии и философии) в работе выявляется, кроме различного, и общее для всех типов мировоззрения при осмыслении явлений света и цвета.
В XX веке проблема изучения свето - цветовых воздействий стала занимать одно их ведущих мест в синергетике. Центральной проблемой синергетики является выявление соотношения порядка и хаоса в обществе и мышлении человека. Цветовая символика различных стран и эпох отображает стремление человека к порядку и хаосу, к преодолению конфликтов.
Исторический метод способствует выявлению и раскрытию процесса познания света и цвета в мифологическом, религиозном и философском типах мировоззрения.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
в работе установлено основное человеко — размерное содержание представлений о свете и цвете в различных формах и уровнях мировоззрения в единстве и различии символической представленности этого содержания на основе предложенного различения повседневного, архаического, социального, социально — философского мировоззрения.
выявлены социально - культурно значимые функции, выполняемые представлениями о свете и цвете в реализующемся социуме и зафиксированные в соответствующих мировоззренческих формах.
проведена систематизация различных взглядов относительно сущности и символической значимости света и цвета в различных типах мировоззрения.
обоснована значимость архаического содержания представлений о свете и цвете в современной социальной свето — цветовой символике, способной реализоваться как позитивно, так и негативно.
показана взаимосвязь представлений о свете и цвете с природно - географическими условиями; с особеїшостями социального устройства в различных государствах в различшые исторические эпохи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При анализе представлений о свето - цветовых явлениях в различных тішах мировоззрения целесообразно дифференцировать понятие міфовоззрения (в отличие от известных подразделений) так, чтобы специальной структурной единицей обозначалось социальное мировоззрение, так как это соответствует
исторически сложившемуся целостному восприятию света и цвета, сохраняющемуся и сегодня в этно - национальном повседневном социальном сознании.
-
Представления о свете и цвете в эволюционно исходной форме мировоззрения выполняли важные функции: задавали общую космическую конструкцию бытия, обосновывающую конструкцию социального бытия, ее' устойчивость и целостность.
-
Как мифологические, так и рационализированные формы мировоззрения развивали представления о ряде важнейших функций для социума: интерпретирующей и иерархизирующей, включающей индивидуума в социум. При этом разница в конкретной символической значимости света и цвета для носителей символов разных регионов теоретического значения не имеет, хотя и требует внимательного отношения в плане современной межэтнической коммуникации.
-
Все анализируемые типы мировоззрения принципиально синергийны в том отношении, что взаимодействию света и тьмы приписывается системно -порождающая функция и тем самым обозначаются изначальные подступы к разработке тех концептуализации, которые актуальны для современной синергетики.
-
Функции свето - цветовых представлений в формах мировоззрения современного социального сознания и социально — философской рефлексии даже если и выполняются, то в редуцированной форме (то есть более или менее важны в «маркировке» социальной структуры и этно — национальных аттестациях). Тем не менее, не учитывать возможных преувеличенных идеологических и политических апелляций к архаике в использовании свето - цветовых представлений нельзя.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическую и практическую значимость проведённого исследования можно свести к двум весьма существенным, на наш взгляд, моментам.
Во-первых, работа даёт возможность более глубокого и точного разграничения символики света и цвета в различных мировоззренческих системах, что, в свою очередь, позволяет исследователю, занимающемуся изучением различных типов мировоззрения, проводить более строгий научный анализ. То же можно сказать об использовании материалов работы в преподавательской деятельности. В частности, они могут помочь при разработке учебных курсов по эстетике (при рассмотрении эстетики цвета), мировой художественной культуре (при анализе мифологических систем разных стран), истории мировых религий (при изучении религиозного символического мышления, сопоставлении различных религиозных систем); по русской и западноевропейской философии.
Во-вторых, собранный обширный материал и сделанные выводы, на наш взгляд, могут быть использованы представителями различных видов искусств, где свет и цвет являются средствами художественного отображения действительности. Работа может помочь этнографам, религоведам, художникам, музыкантам глубже понять символику света и цвета в тех или иных культурных памятниках.
Апробация диссертации. По теме исследования имеется семь научных статей. Материалы диссертации докладывались автором на научных конференциях: «Повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся», «Проблемы Земной цивилизации»; а также на межвузовском научно -практическом семинаре «Слово и образ».
Некоторые разделы второй главы работы были задействованы в авторском курсе по Мировой художественной культуре (Мифы древнего Востока) и по эстетике (Эстетика архаического периода).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и иллюстративного приложения.