Введение к работе
Актуальность темы исследования может быть определена следующими обстоятельствами: в эпоху кризиса современной культуры ведется активный поиск мировоззренческих основ жизни, на которых человек выстраивает свое индивидуальное бытие.
Объективная тенденция современной эпохи - интернационализация материальных и духовных ценностей. Для малочисленных народов происходящее неизбежно чревато аккультурацией, утратой этнокультурного обличья.
С другой стороны, XX век ознаменовался не только объединением Европы, расширением международных связей, но и распадом многонациональных государств, межэтническими конфликтами, войнами, которые в очередной раз опровергли миф о едином сознании человечества.
В ситуации крушения нравственных, политических, экономических идеалов и перед российским человеком остро встала проблема личного выбора, который, скорее всего, не может if не должен состояться вне выбора его народа. Неопределешюсть переломного момента побуждает народы к более четкому осознанию своего места и роли в истории, к определению направлений дальнейшего развития. Неотъемлемыми сторонами духовного обновления народов выступают шаги к становлению нового гражданского общества, их стремления к саморазвитию, к исторической правде.
В психологии, социологии, культурологии, этнологии, философии существуют десятки дефиниций таких понятий как "психический склад", "национальный характер", "образ жизни", "специфика сознания", "менталитет" и др., однако до сих нор они не позволяют полностью и всесторонне охарактеризовать данное духовное образование, все еще недостаточно определенно разработан концептуальный аппарат и методология исследований.
Ментальные структуры, влияющие буквально на все сферы общественной и индивидуальной жизни людей, требуют глубокого философского осмысления. Во-первых, менталитет народа, подобно социально-экономическим механизмам, является одним из факторов несвободы человека от собственного сознания, который, безусловно, влияет на ход исторических процессов и реформ, что сегодня особенно актуально для российского общества. Во-вторых, это дает возможность не только постичь собственную сущность, узнать свою историю, культуру, но и понять их во внутренних основаниях. В-третьих, осмысление менталитета во всем богатстве его проявления базируется на широком фундаменте интеграции
многих видов знания. В социально-философском анализе они приобретают новое звучание, создают научную базу для прогнозирования исторического развития народов в различных видах деятельности.
Изучение проблемы менталитета в практической жизни позволит решить ряд важных задач при становлении нового человека, улучшить разностороннюю деятельность социальных институтов, частично снять барьер непонимания между представителями разных социокультурных общностей, освободиться от негативных этностереотипов, воспитать толерантность мышления по отношению к другим культурам и народам, обогатиться их духовным опытом.
Степень научной разработанности проблемы. Первые попытки исследования менталитета можно отнести к Новому времени. Французский просветитель Ш. Монтескье - один из основоположников географического детерминизма пользовался понятием "дух народа". Историки школы "Анналов" /М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф/ обратились к источникам, которым раньше не придавалось значения: на повседневный быт, обыденное сознание людей, на их типичные схемы мышления, поведения и оценки. Учения немецких философов: И.Гердера, Г.Гсгеля, И.Г.Фихте стали основой для возникновения первых теорий нации, которые создавали базу исследования менталитета. Зарождением самостоятельной науки в данной области мы -обязаны немецким ученым М.Лацарусу, Г.Штейнталю и В.Вупдту, которые основали школу психологии народов.
В отечественной философской традиции проблема "национального характера"' широко обсуждалась в рамках "русской идеи". П.Я.Чаадаев, П.Сорокин, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков, Ф.М.Достоевский, Н.Я.Данилевский, Н.О.Лосский - вот далеко неполный перечень имен, посвятивших свои труды данной тематике.
В XIX века французские учевіьіе - Г.Лебон, А.Фулье, представители ав-стромарксизма: О.Бауэр, К.Шпрингер пытались объяснить менталитет наций, исходя из биологических и психологических предпосылок.
В XX веке, опираясь на идеи З.Фрейда, впоследствии К.Юнга, американские исследователи: Ф.Боас, А.Кардинер, Р.Бенедикт, А.Инкелес, Р. Линтон, М.Мид, М.Коул, С.Скрионер разрабатывали теорию взаимоотношения культуры и личности. Известные лингвисты - Э.Сепир, Б.Уорф, исследователи первобытных культур - Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс создали целые направления в науке. Крупнейшие мыслители современности, занимавшиеся вопросами философии истории, культуры - К.Ясперс, О.Шпенглер, А.Тойнби внесли весомый-вклад в изучение проблем этнологии, следовательно, и менталитета.
Несмотря на идеологический пресс, советские ученые, преимущественно в области психологии: Д.Н.Узнадзе, Г.Г.Шпет, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, А.Н.Леоитьев, С.Л.Рубинштейн оставили ряд интересных работ, посвященных психике личности как социально-обусловленному феномеїгу. В той или иной степени, в историческом, культурологическом, политическом, философском, аспектах были раскрыты темы межкультурных и национальных различий в трудах Ю.В.Бромлея, И.С.Кона, П.М.Рогачева, МА.Свердлина, С.Т.Калтахчяна, Ю.МЛотмана, А.Я.Гуревича, М.К.Мамардашвили и др.
В постсоветскую эпоху появилось много работ, и сугубо теоретиче
ских, и основанных на эмпирических данных, авторы которых затрагивают
различные аспекты этносоциальных проблем российского общества, в том
числе и менталитета. Среди них можно назвать работы Р.Г.Абдулатипова,
А.Абдурахманова, А.Н.Авдонина, В.С.Агеева, Г.В.Акопова,
С.А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, В.Х.Болотокова, В.Н.Бондаренко, А.А.Валькова, Ю.Р.Гана, Г.Г.Гачева, Г.Гусейнова, А.Н.Дмитриева, Г.Н.Дрепа, Л.М.Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Р.Р.Каримова, В.И.Курашова, А.М.Кулаги, А.П.Огурцова, И.К.Пантина, А.С.Панарина, С.МПоздяевой, Р.В.Пименова, Е.Н.Резникова, . А.Л.Свеницкого, Н.В.Силкиной, З.В.Сикевич, Т.Г.Стефаненко, В.К.Трофимова, Н.Ф.Шарова, В.А.Шкуратова, Т.А.Чичкановой и многих других. Несмотря на обіпне академических и публицистических изданий, исследование ментальных структур остается неполным и "мозаичным".
Обзор имеющейся литературы но проблеме башкирского менталитета, свидетельствует о.том, что на сегодняшний день не существует специальных работ, посвященных данной проблематике, охватывающих ее в целостности. Эта область исследований является еще малоразработанной и недостаточно теоретически освещенной.
Первые этнографические описания башкир оставили древние путешественники, побывавшие на территории Башкирии в Х-ХІХ вв.: Ибн-Фадлан, Юлиан, Плано-Карпгаш и др. После присоединения к Русскому государству о своеобразии нрава башкир писали такие исследователи, как П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С. Паллас, И.Г.Георги, И.П.Фальк. В XVIII веке Башкирией стали интересоваться крупнейшие представители русской словесности - А.С.Пушкин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.П.Чехов, Л.Н.Толстой, М.Горький и др.
Материалы из этносоциальной действительности XIX в. были собраны следующими дореволюционными исследователями: В.А.Арнольдовым, М.Баишевым, В.Н.Витеевским, М.В.Лоссиевским, Ф.Д.Нефедовым, Д.Н.Никольским, Н.В.Ремезовым, В.М.Флоринским, В.М.Черемшанским,
В.Г.Юлуевым и др. Данные работы, несмотря бессистемность и отрывочность сведений, на подверженность европоцентризму, содержат ценную информацию об образе жизни, нраве башкир
На рубеже 19-20 вв. творческая деятельность просветителей: Р. Фах-ретдинова, М.Акмуллы, М.Уметбаева была направлена на создание прот< граммы духовного выживания и самосохранения башкирского народа.
История и культура тюркских народов, конкретно-исторические свойства интеллектуальной культуры Башкирии 20-х годов XX века широко представлены в творчестве А.З.Валиди; известный фольклорист М.Бураніулов в своих исследованиях сумел выразить самобытность эстетических принципов народа и лучшие традиции башкирских сэсэнов.
Из литературы, изданной в советский период, безусловно, следует выделить монографию Б.Х.Юлдашбаева "История формирования башкирской нации", где довольно подробно рассматривается психический склад народа.
Философско-эстетико-этическое содержание башкирского фольклора освещается в работах Д.Ж.Валеева, имеется также ряд его исследований, посвященных этноэтикету и этнопсихологическим чертам народа.
Отдельные философские аспекты данной проблематики решаются в трудах А.Р.Абдуллнна, Д.М.Азаматова, А.Х.Давлсткулова, З.Г Валсевой, З.Я. Рахматуллиной, Г.Г.Салихова, Р.Г.Шарипова, Л.Р.Хасановой и др.
В исследованиях современных башкирских историков, этнографов, со
циологов, литературоведов, фольклористов в той или иной степени затра
гиваются вопросы, раскрывающие игторико-этнографнческис, художест
венно-эстетические, социологические аспекты становления менталитета
народа: И.Г.Акманова, А.З.Асфандиярова, Р.Н.Баимова, Р.Т.Бикбаева,
К.Ахметьянова, Р.М.Валиахметова, Д.М.Гилязитдинова, Р.И.Ирназарова,
Л.А.Иткуловой, М.Д.Кискбасва, Ф.Т.Кузбекова. Р.Г.Кузеева,
Г.С.Кунафина, Н.А.Мажитова, А.С.Мирдабалеевой, Р.Т.Насибуллнна, Ф.А.Надршиной, Ф.Ф.Шаяхметова, З.Г.Ураксина, Р.М.Тухватуллина, А.И.Харисова, А.Б.Юнусовой, Р.З.Янгузина, А.Г.Янбухтиной и др.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта.диссертационно-го исследования выступает духовная жизнь башкирского народа. Предметом исследования является менталитет башкир, рассматриваемый сквозь призму произведений народного творчества и современной башкирской литературы.
Целью данной работы является философский анализ особенностей формирования и основных черт менталитета башкир сквозь призму произведений башкирского народного творчества и современной башкирской
литературы. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
дать определение менталитета народа; выявить основные элементы понятия "менталитет"; установить систему ценностей, исторически лежащей в основе менталитета башкир;
выделить сущностные черты менталитета башкир; указать основания, причины возникновения, развития особенностей менталитета башкирского народа;
Методологической основой исследования является социокультурный подход, теория установки Узнадзе, позволяющая выходить на дорефлек-сивные уровни сознания. В работе также использованы элементы системного, диалектического, цившшзационного подхода, сравнительного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Теоретической основой и источниками исследования явились произведения Платона, Г.В.Гегеля, Г.Гейне, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Н.А.Бердяева, К.Г.Юнга, Л.Леви-Брюля, КЛеви-Стросса, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Виндельбанда, М.Коула, С.Скрибиера, Г.Телленбаха, Т.Хойрупа. В работе были использованы концептуальные, идеи и положения отечественных исследователей: Д.Н. Узнадзе, Л.Н.Гумилева, Г.Г.Шпета, М.К.Мамардашвили, Д.А.Кикнадзе, А.Г.Баиндурашвили, И.А.Ильина, А.Я.Гуревича, А.Ф.Лосева, И.С.Кона, Ю.В.Бромлея, А.Н.Чанышева, А.В.Семушкипа. Из авторов работ постсоветского периода необходимо отметить Г.Д.Гачева, Ч.Т.Айтматова, З.В.Сикевич, В.К. Трофимова, Т.Г.Стефаненко, Г.Н.Дрспа, А.Абдурахманова, А.Н.Дмитриева, Г.К.Шелабаевой, В.Х.Болотникова, Л.М.Кумыкова, О.Г.Усенко, Б.Н.Путилова, В.Н.Басилова. Различные аспекты проблемы менталитета предполагали обращение к трудам республиканских исследователей: А.Р.Абдуллина, А.Н.Авдонина, Д.М.Азаматова, Д.Ж.Валеева, Б.С.Галимова, Ю.Р.Гана, С.М.Поздяевой.
Ценная этнографическая информация содержится в работах
Ф.Д.Нефедова, Д.Н.Никольского, С.И.Руденко, С.Г.Рыбакова,
В.М.Чсремшанского, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина-Сибиряка,
П.Добротворского, Д.А.Амирова, К.С.Симонова, И.П.Эренбурга.
Среди исторических, культурологических, литературоведческих и других произведений особое место занимают труды И.Г.Акманова, Р.Н.Баимова, Р.Бикбаева, Н.В.Бикбулатова, С.С.Парсамова, А.И.Харисова, А.Б.Юнусовой, А.ГЛибухтиной. Источниковедческую базу исследования составили башкирские эносы "Урал батыр", "Акбузат", башкирские на-
родные пословицы и поговорки, повесть- эссе М.Карима "Долгое - долгое детство" и роман Д.Киекбаева "Родные и знакомые".
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем осуществлен целостный философский анализ специфики менталитета башкир. Полученные результаты можно сформулировать в виде следующих положений:
-
дано определение менталитета народа как целостной духовной установки, характеризующей предварительные условия существования содержания сознания, ориентирующего последнее на определенную модель мира, человека;
-
выявлены основные составляющие менталитета: метафизическая, социальная, психологическая;
-
установлены изначальные духовные установки и ценности развития башкирского менталитета народа, которые базируются на следующих ценностях: свобода, поставленная выше всякого другого блага, примат чувственного над рациональным, стремление к справедливости и др.;'
-
обоснованы основания, причины возникновения, развития особенностей менталитета башкирского народа: окружающая природа, кочевой образ жизни, самобытность национального мышления;
-
выделены наиболее характерные черты менталитета башкирского народа: гостеприимство, щедрость, воинственность, безмятежность, скромность, простота, терпимость, гордость, прямолинейность, стремление к соревновательности,
Научно-теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, исследование структуры и ценностной системы менталитета позволит глубже проникнуть в духовные проблемы современного российского общества, поможет создать научную базу для прогнозирования исторических процессов.
Апробация научных результатов диссертации. Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались на Втором Российском философском конгрессе (г. Екатеринбург, 7-11 июня 1999 г.), Международной научной конференции "Основания XXI века. Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий" (г. Уфа, 29-30 мая 2001 г.), на методологическом семинаре по социальной философии. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на "кафедре философии БГУ в мае 2001 г. Общий объем публикаций по теме составил - 1 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящей из 209 названий.