Введение к работе
I. Актуальность исследования. Творческое наследие Абу Хаййана ат-Таухиди (933-1023) в настоящее время вызывает всё больший интерес, поскольку представляет собой «символ» самобытного творческого восприятия и переработки многих философских концепций и идей в арабском культурном пространстве и отчасти мышления, в его тесной связи с языком. Данный синтез проявляется на стыке двух традиций - традиционной арабской, покоящейся на системе образов (поэт, байан/бадйха ), и рациональной греческой, в основном опирающейся на систему достаточных доказательств (поэт. бурхан/равиша). Именно этот аспект творчества ат-Таухиди привлекает са-мое пристальное внимание и философов, и лингвистов одновременно . Абу Хаййан известен, прежде всего, как непревзойдённый мастер литературного адаба, особого синтетического жанра, который вобрал в себя многочисленные достижения науки и культуры того времени, до сих пор остающиеся не изученными на уровне глубокого междисциплинарного исследования .
Нужно согласиться с тем, что в строгом смысле ат-Таухиди не построил единой, целостной философской системы, охватывающей все элементы бытия. Ат-Таухиди был всего лишь учеником Абу Сулеймана ас-Сиджистани , ал-Амири , Гулама Зухла , которые сами были последователями определённых философских учений. Формально философская проблематика произведений ат-Таухиди сосредоточена вокруг таких вопросов, как: 1) бытие и место человека в нём, бессмертие души, 2) калам и его проблемы (божественные атрибуты, сущность Бога), 3) философия языка, литературного творчества. Однако их всестороннее творческое рассмотрение в рамках различных парадигм заставили ат-Таухиди больше сосредоточиться на по-
1 Диакритические значки проставлены в большинстве арабских терминов и понятий, исключение составили
те, которые уже вошли в русский язык как самостоятельные термины, как то: калам, адаб, мутазилиты и
др. Без диакритических значков передаются также арабские имена собственные, названия работ и периоди
ческих изданий.
2 «Современные исследования сосредоточены на междисциплинарности творчества ат-Таухиди, открывая
тем самым новые горизонты его изучения, бывшие недоступными для традиционных методов». Усфур Д.
Предисловие (Муфтатах) // Фусул. Каир, 1996. Т. 14. № 4. С.8.
3 «Далеко не в полной мере оценены как литературные достоинства адаба, так и его значение в качестве
источника всевозможной информации, подчас восполняющей пробелы, образующиеся между жёсткими
гранями специальных дисциплин, и позволяющей полнее представить развитие как науки, так и поэзии».
Фролов Д.В. Абу Хаййан ат-Таухиди. «Книга услады и развлечения». Шестая глава // Народы Азии и Афри
ки. М, 1984. №5. С. 100.
4 Мухаммад б. Тахир б. Бахрам ас-Сиджистани ал-Мантики (912-985) - учёный-логик, ученик Абу Бушра
Матты б. Юнуса, Иахъи б. Ади, изучавший эстетические, философские проблемы, суфизм. Испытал влияние
Платона, неоплатоников, философии ислама. Общая направленность его стилистики, несмотря на преобла
дание вопросов логики в кругу его научных интересов, не избежала, подобно методу большинства филосо
фов того времени (всего X в.), влияния ал-Джахиза. Сам ат-Таухиди называет его «самым точным, глубо
ким, ясным философом-теоретиком, приносящим самое изысканное, чуждым заносчивости и слепоты» (Из
книги «Услада и развлечение»). Цит. по: Ибрагим 3. Абу Хаййан ат-Таухиди «литератор среди философов и
философ среди литераторов» (Абу Хаййан ат-Таухиди адиб ал-фаласифа ва филусуф ал-удаба). Каир, 1965.
С. 175.
5 Абу ал-Хасан Мухаммад б. Юсуф ал-Амири (нач. X в. - 992, Нишапур) - философ-суфий, собеседник Ибн
Сины, был связан с визирем ас-Сахибом Ибн Аббадом.
6 Буке. «Раб Сатурна», Абу ал-Касим Абдулла б. ал-Хасан (ум. 986) - известный астролог, друг Абу Сулей
мана ас-Сиджистани.
тенциале личности вообще , что способствовало зарождению арабского гуманизма IX-X в., где по-новому осмысливаются как сам человек, так и его мир. По словам одного из исследователей творчества ат-Таухиди, «если мы рассматриваем крупнейших наших философов, таких как ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджжа, Ибн Туфайл, Ибн Рушд, то пришло время изучить и ат-Таухиди, который являет пример не терминологической философии, но философии "литературной". В этом он схож с писателями, которым удалось выявить самые высокие человеческие ценности и начала» .
С другой стороны, новое понимание человека в религиозной парадигме требовало от личности некоего универсального начала философской рефлексии, некий инвариант, соответствующий его первозданной чистоте {фитра) и вере. Поэтому ат-Таухиди «мастерски поставил многочисленные вопросы, особенно, о человеке, выразив их через призму литературы, которая [здесь] не образ, а толкование (тафсйр) в рациональном духе, полностью осознав истинное предназначение философа» . Но «о Боге и человеке он пишет по-литературному (образно - М.П.), ... не останавливаясь на поверхности, но достигая правды и истины. Литературными были эти истины, или философскими, они отразили метания души философа» . «Метания души» в рациональных поисках и сделали творчество ат-Таухиди (не сразу, но спустя целое тысячелетие) эталоном аутентичной арабской прозы. Они же, как известно, позволили автору блистать как в философских диспутах, так и в литературных кругах .
Точность и универсальность прозы ат-Таухиди достигались за счёт актуализации всех заложенных в родном языке возможностей при восприятии и переработке символов и терминов иных культур. Хотя ат-Таухиди и дистанцировался от поэзии , поэтичность свойственна его творчеству изначаль-но . Так, творчество ат-Таухиди представляет удачную попытку приобщения к общемировым поискам универсальной истины, но иными путями.
Таким образом, актуальность изучения творческого наследия ат-Таухиди обусловлена следующими факторами: 1) малоизученностью самого материала, представляющего энциклопедический свод литературно-исторических сведений, учений и теорий, бывших в обиходе у Аббасидских
7 Ал-Ираки А. Понятие «человек» в творчестве Абу Хаййана (Мафхум ал-инсан инда Аби Хаййан) // Фусул.
Каир, 1996. Т. 15. № 1. С.26.
8 Там же. С.ЗЗ.
9 Там же. С.31.
10 Там же. С.31.
11 «Богатейший язык [ат-Таухиди], его лёгкость, точность, естественность и мелодичность стали основными
образцами эпического творчества следующих столетий арабской культуры. Кто будет отвергать, что идея
создания "ночей" ("Услады и развлечения" -М.П.), посещение кружков, и вместе с тем необузданная фанта
зия во всей силе своей новизны проявились в творчестве именно этого созерцательного художника?» Абу
Диб К. Литературные дебаты, беседы (макамы), удивительные истории (Ал-маджлисиййат ва ал-макамат ва
ал-адаб ал-аджаибийй) // Фусул. Каир, 1996. Т. 14. № 4. С.218.
12 «Нет во мне ничего от поэзии и поэтов, я не люблю ступать на зыбкое и пью только из чистого» (Услада и
развлечение). Цит. по: Ал-АмадХ. Ат-Таухиди - библиограф (Ат-Таухиди мутарджиман ли-р-риджал) // Фу
сул. Каир, 1996. Т. 15. №1. С.257.
13 Сам ат-Таухиди полагал, что «лучшая речь - это прозрачная форма и очень тонкое значение, когда она
блестит внешне и проясняет заложенную в ней идею, когда проза как поэзия, а поэзия как проза». Ат-
Таухиди А. Услада и развлечение. Бейрут, 2009. С.256.
мыслителей VIII-XI веков, которые до сих пор требуют более общего систематического упорядочения и изучения; 2) возможностью проследить пути их народно-творческой рецепции и толкования в языковой среде арабского мира; 3) значимостью и фундаментальностью самого концепта души; 4) значимостью семантико-философской категории «душа», которая явилась как регулярной, так и особой, значимой в творческой мысли Абу Хаййана ат-Таухиди; 5) необходимостью по-новому при помощи категории души проиллюстрировать самобытность философского метода «философа среди литераторов и литератора среди философов»14 ат-Таухиди; 6) возможностью раскрыть при помощи структурного анализа взаимосвязь между литературными и логическими началами уникального творчества ат-Таухиди; 7) проследить на примере отдельной категории (души) истоки зарождения арабского гуманизма в эпоху арабского ренессанса.
Предметом исследования являются историко-культурные и лингвистические (типологические) предпосылки возникновения наиболее часто встречающегося в трудах ат-Таухиди понятия души {нафс) и те специфические семантико-философские связи («валентности»), которыми оно обладает, будучи особенной категорией в сравнении с другими категориями «вульгарного неоплатонизма» , разума и природы, также часто встречаемых в произведениях Абу Хаййана.
Степень научной разработанности проблемы можно определить как достаточную. Однако исследования данного направления до сих пор лишены общего структурного взгляда, на фоне которого основополагающие аспекты творчества ат-Таухиди, литературный и рационально-теоретический, обнаружили бы общую категорию, эстетическую и одновременно этико-теологическую.
Все доступные нам исследования по данной проблеме (в т.ч. три тома статей, посвященные творчеству ат-Таухиди, вышедшие в Каире к тысячеле-тию его смерти в 1995-1996 гг. ), можно разделить на четыре группы.
Первая группа, в основном сосредоточившаяся на изысканности и чёткости языка ат-Таухиди, тем не менее, исключала философскую составляю-
14 Определение, данное ат-Таухиди историком Й. ал-Хамави, стало историческим «прозвищем» Абу Хаййа
на. См.: Ал-Хамави И. Напутствие смышлёному в познании учёного (Муаджам ал-удаба: иршад ал-ариб ила
марифа ал-адиб). Бейрут, 1993. Ч. V. С. 1924. Скорее всего, эти характеристики ал-Хамави заимствовал из
упоминаний об ат-Таухиди Абу Йалы Мухаммада б. ал-Хаббариййи (ум. 1110). Кгаетег J. Humanism of the
Renaissance of Islam: the cultural revival during the Buyid age. Netherlands. 1992. P.220.
15 В трудах ат-Таухиди символический термин «нафс» соответствует понятию «душа» в самом широком и
универсальном значении. Он включает в себя и суфийское понимание души как рух, и душу как нафс в тра
диции переводов аристотелевской De Anima. Т.к. ат-Таухиди был учеником ас-Сиджистани, на уровне тер
минологии он формально следует последней. В отношении к полному объёму текста «Услады и развлече
ния» законченные (полные в смысле философского суждения) рассуждения о душе составляют примерно
11%, в то время как в тексте «Приобретённых знаний» - около 28%. В трактате «Вопросы и ответы» - 18%,
хотя в вопросах, принадлежащих ат-Таухиди, понятие души употребляется в 10 из 175 вопросов (ок. 5%). В
трактате «Божественные указания и духовные овевания» их доля не менее мала. Понятие «душа» в нём даже
более концентрировано в смысле смещения философского дискурса в план мистико-теологический.
16 См.: Genequand С. Al-Tawhidi, Abu Hayyan [Электронный ресурс] // Islamic Philosophy Online. URL:
(дата обращения 03.05.2013).
17 Фусул. Каир, 1995. Т. 14. № 3; 1996. Т. 14. № 4, Т. 15. № 1.
щую его творчества. К ней мы относим исследования А. Меца и И. Абба-са . Первый ограничился лишь указанием на преемственность метода Джа-
хиза в эпоху становления изысканной прозы. И. Аббас, хотя и очень точно замечает философский потенциал и «гибкость» прозы Абу Хаййана, всё же прямо отказывает ему в заслугах философа.
Ко второй группе мы относим исследователей, которые выделяли в творческом наследии ат-Таухиди экзистенциальные мотивы (умение задавать вопросы, полифония истины, выбор и эстетическая переработка философских идей), либо считали его энциклопедистом-просветителем (А. Амин,
1951 ). К ней, на наш взгляд, можно отнести исследования А. Шулука , дис-
9"3 94 *~* 9 S
сертацию Б. Бараката (Москва, 1990) , статьи X. Тахира , И. Зайдана , статью X. Фуад (в которой также отражены мнения М. ал-Амина, Д. Усфура ).
В частности, X. Тахир отмечает заслугу ат-Таухиди перед наукой и культурой того времени в стремлении обнаружить «ближайшие причины явлений». X. Фуад пишет о точности социологических зарисовок ат-Таухиди и неизбежности столкновения философа с неподготовленным для философии общественным мнением. Наиболее заметное исследование в данной группе,
на наш взгляд, принадлежит 3. Ибрагиму . В нём он объединяет разум и «душу» писателя, но, как нам представляется, лишь в некоторых гранях философских теорий: таухйде, полифонии истины, гуманизме, психологии, абсурде (юморе), природе культурного. Традиционная составляющая эстетики, красноречия в этих теориях, согласно 3. Ибрагиму, есть результат «естественности» языка (на всех уровнях) в их связи с душой. На наш взгляд, 3. Ибрагим, во-первых, лишь отмечает литературную, образную обработку ат-Таухиди философских идей. Во-вторых, синтез и того и другого он отмечает при помощи философской категории души, но лишь в некоторых сторонах философских теорий, т.е. спорадически и избирательно.
Наиболее многочисленны представители третьей группы, которые отмечают нераздельность литературного и рационального в трудах ат-Таухиди, в т.ч. полагая душу как главное связующее звено такого единства, но не при-
18 См.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М, 1973.
19 См.: Аббас И. Абу Хаййан ат-Таухиди. Хартум, 1980.
20 Абу Осман Умр б. Бахр б. Махбуб б. ал-Кинани ал-Басри (781 - 869, Басра) - один из наиболее выдаю
щихся арабских писателей в истории арабской словесности, «имам арабской литературы», прозаик-
мутазилит, прозванный Джахизом («пучеглазым») за свою некрасивую внешность. Автор знаменитых «Бес-
тиария» (книги о животных в 13 тт.), «Книги скупых», а также первого профессионального трактата по ли
тературной критике «Книга красот речи».
21 См.: Амин А. Предисловие к книге Абу Хаййан ат-Таухиди и Абу Али Мискавейха «Вопросы и ответы»
(Ал-хавамил ва аш-шавамил). Каир, 1951.
22 См.: ШулукА. Предисловие к «Приобретённым знаниям». Бейрут, 1986.
23 См.: Алъ-Баракат Б. Жизненные ценности у Абу-Хаййана ат-Таухиди и Багдадской философской школы
X-XI веков. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М, 1990.
24 См.: Тахир X. Философия вопроса и вопрошания в творчестве ат-Таухиди (Фалсафа ас-суал ва ат-тасаул
инда ат-Таухиди) // Фусул. Каир, 1996. Т. 14. № 4. С. 136-142.
25 См.: Зайдан Й. Был ли ат-Таухиди суфием? (Хал кана ат-Таухиди суфиййан?) // Фусул. Каир, 1996. Т. 15.
№ 1. С.94-114.
26 См.: Фуад X. Незрелое общественное мнение (на примере Абу Хаййана ат-Таухиди) (Вай иджтимаийй
гайр надидж: намузадж ат-Таухиди) //Ал-Арабийй. Кувейт, 2012. №623. С.89-93.
27 См.: Ибрагим 3. Абу Хаййан ат-Таухиди «литератор среди философов и философ среди литераторов»
(Абу Хаййан ат-Таухиди адиб ал-фаласифа ва филусуф ал-удаба). Каир, 1965.
дают, на наш взгляд, универсальности категории души и не распространяют её функционирование на практически весь круг рассматриваемых в его творчестве проблем.
Единство творческого и рационального как «главную черту мировосприятия» ат-Таухиди отмечает автор статьи, посвященной, однако, социаль-ной критике философа, У. Мавафи , будто задавая более широкий и верный горизонт вообще каких-либо изысканий, посвященных этому философу, а именно раскрытие содержания исторического «прозвища» Абу Хаййана -«литератор среди философов и философ среди литераторов».
Российский исследователь Е.А. Фролова полагает, что методом ирра-ционализации ат-Таухиди при помощи «души» в её вечных парадоксах самопознания добивается выхода разума на новые уровни. В познании «душа» играет не менее важную роль, т.к. и в процессе познания перед логическим умозаключением традиционные лафз (слова-корни -М.П.) и даже выражения (синтагмы) устанавливаются в душе в «очищенном виде», т.е. не символично, а более психологично.
Другой отечественный исследователь Д.В. Фролов говорит о постоянном стремлении ат-Таухиди примирить греческую и арабо-мусульманскую парадигмы мировидения. Согласно учёному, Абу Хаййан, конечно же, настаивал на непререкаемом авторитете разума, но и его, дабы не поколебать авторитет традиции, иногда ограничивает более высокой «рациональностью» веры и соответствующего ей (арабского) языка - вслед за своим учителем А. ас-Сирафи.
Один из главных исследователей феномена эстетического в трудах ат-Таухиди А. ал-Бухнуси сосредотачивается на понятии хадс (интуиция, вдохновение). Исследователь, сравнивая теорию Абу Хаййана с теорией А. ал-Джурджани, вместе с ат-Таухиди старается поставить интуицию выше разума, доверить знание совершенства именно творческой интуиции. При этом обязательным условием хадс должно быть соединение природного (традици-онного) и рационального в душе. В более ранней статье (том 14, №3) ал-Бухнуси заметна даже более сильная непосредственная связь души познающего с объектом познания, и в то же время диалектика ат-Таухиди (по аналогии с Гегелем) обращена вовнутрь, а не вовне.
В другой работе уже упомянутая X. Фуад обращает внимание на важность души в самопознании в эпоху гуманизма. Во времена изучения челове-
См.: Мавафи У. Абу Хаййан - критик общественных устоев (Абу Хаййан ан-накид ал-иджтимаийй) // Фу-сул. Каир, 1996. Т. 14. № 4. С.320-326.
29 См.: Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее. М, 2010. А также. Фролова Е.А. Рациона
лизм и стойко-скептические мотивы в философии Абу Хаййана ат-Таухиди // Рационалистическая традиция
и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.
30 См.: Фролов Д.В. Абу Хаййан ат-Таухиди. Диалоги (Из «Книги услады и развлечения») // Восток - Запад.
Исследования, переводы, публикации. М, 1988. С.40-85.
31 См.: Ал-Бухнуси А. Философия эстетики (Ал-фикр ал-джамалийй инда ат-Таухиди). Египет, 1996.
32 См.: Ал-Бухнуси А. Творческая интуиция Абу Хаййана (Ал-хадс ал-фаннийй инда Аби Хаййан) // Фусул
Каир, 1995. Т. 14. № 3. С. 111-125.
33 См.: Фуад X. Изменения рационального дискурса (Тахаввулат хадис ал-ваи) // Фусул. Каир, 1996. Т. 14.
№4. С.89-111.
ком самого себя, согласно исследовательнице, горизонты нашего мира определены душой (чувственным) и языком. По мысли X. Фуад, чем более будет изучена чувственная и временная сторона человека в их единстве, тем более будет познана и вневременна я его сторона. Человек как целостное существо на первый план всех теорий и идей выводится и в исследовании М. Ибрагима , в его гипотезе построения ат-Таухиди «единой эстетической науки», которая бы по-новому ставила вопросы и отвечала на них, и в которой важное место имело бы понятие «душа».
Об успешности этих попыток ат-Таухиди говорят «минимализм», «точность», «искренность» (сидк) средств философа, отмечаемых в моногра-фии И. ал-Кайлани . Успешность таких средств, согласно учёному, также восходит к представлениям ат-Таухиди о душе: верный «перевод» грамматикой движений души и есть причина «верной речи».
По этой же причине «слова» (мн. алфаз) ат-Таухиди, будучи настолько точными и удачными, являются ценнейшим материалом биографий многих учёных, писателей того времени. Характеристики, даваемые ат-Таухиди современникам, стали настоящими «свидетелями века», полагает X. ал-Амад . Исследователь, на наш взгляд, единственный из всех остальных говорит о невозможности «сдвинуть» ни одно слово со своего места и заменить его выражением «от себя», что в некотором смысле напоминает отечественную критику творчества и языка Ф.М. Достоевского. «Восхождения» удачных слов к философскому уровню автор статьи уподобляет «порождающимся лучам», «энергии», которая рождается и расходится в человеке как универсальном единстве (тогда - в душе -М.П.) на фоне «гармонии эмоций» и операций разума.
А. Лука , исходя из теории ас-Сирафи-Таухиди, немного по-иному выразил превалирование в речи образности (т.н. фитра) и смещение логики без ущерба общему результату мышления в просто грамотно оформленную грамматикой речь (нутк). Исследователем прямо говорится об актуализации сил именно души как «жизни истины», «благородстве науки» - в процессе творческой работы ат-Таухиди (после прочтения и во время переработки им очередного послания или трактата).
В анализе суфизма ат-Таухиди А. Даб видит нераздельность таких категорий как заек (т.е. эстетическое) и кашф, что является, согласно А. Дабу, результатом прямой связи душа-Бог без ограничения её рациональным уровнем. «Человеческий» элемент в этом «уравнении», по мнению исследователя, также усиливается «естественностью» языковых средств писателя, в которой терминология устанавливается как конкретно-однозначная, а не абстрактно-
34 См.: Ибрагим М. Абу Хаййан ат-Таухиди о человеке, языке, науках (Абу Хаййан ат-Таухиди: кадийа ал-
инсан ва ал-луга ва ал-улум). Бейрут, 1974.
35 См.: Ал-Кайлани И. Абу Хаййан ат-Таухиди. Каир, 1975.
36 См.: Ал-Амад X. Ат-Таухиди - библиограф (Ат-Таухиди мутарджиман ли-р-риджал) // Фусул. Каир. 1996.
Т. 15. № 1. С.243-282.
37 См.: Лука А. Новаторство и проблема отношения к нему (на примере творчества Абу Хаййана) (Ал-хадаса
ва ат-таамул маа ал-хадаса) // Фусул. 1996. T.14. №4. С.22-51.
38 См.: Даб А. Мыслитель и литератор Абу Хаййан ат-Таухиди (Ал-адиб ва ал-муфаккир Абу Хаййан ат-
Таухиди). Ливия-Тунис, 1976.
однозначная. Душу как связующее звено между чувственным восприятием мира и высокой метафизикой, логическое начало литературы и элемент религиозной парадигмы выводит и И. ал-Кайлани в уже указанной монографии об ат-Таухиди.
В интересной статье Н. Афайи литература уже есть философия по причине отсутствия в арабо-мусульманской мысли традиционного греческого мимесиса. По этой причине литература, тонко чувствуемая, точная в образах и их связях, может легко подниматься до самых вершин философского творчества.
В некоторой исторической динамике «пагубное» смещение этого традиционного «восхождения» (при изобилии арабских синонимов) показано А. ал-Мусди . Этим уже тогда происходившим смещением исследователь объясняет неприятие ат-Таухиди «схоластических» построений калама. Преодоление ат-Таухиди калама и выход на уровень философии при помощи арабской прозы отражены в статье С. Мансура . Теорию удачности такого «вое-
хождения» у Абу Хаййана И. Бахий видит в сохранении у арабов такого врождённого (сущ. карйха) качества, как бадйха (т.е. удачная импровизация) и развитие именно на её основе более рационального качества равиййа («смышлёность», «догадливость»).
Исследователь А. ал-Биррий , напротив, сосредоточив внимание на достижениях ат-Таухиди как учёного и историка, рассматривая творческую составляющую его трудов лишь как их вездесущую «тень», всё равно приходит к заключению, что именно этой «тенью» (т.е. суфийской любовью в «Приобретённых знаниях», позитивно-образным элементом «Услады и развлечения» и др.), а именно конкретно-чувственным языком, ат-Таухиди «подчинил и философию и науку». О средствах, дополняющих рациональное осмысление, говорится в статье А. ар-Рубаийа , посвященной этой проблеме. То, что так удачно «помогает», «дополняет» творчество философского процесса, лучший пример чего представляет метод ат-Таухиди, несомненно, должно иметь своё подобающее место и изучение, полагает автор.
Наиболее интересными исследованиями творчества ат-Таухиди в аспекте рассмотренной нами проблемы являются труды двух учёных (относящихся к «четвёртой группе» в соответствии с вышеизложенной классификацией) А. Файдуха и Э. Роусона .
См.: Афайа Н. Место эстетического в творчестве ат-Таухиди (Ал-ихтимам би-ал-джамал инда ат-Таухиди) //Фусул. Каир, 1996. Т. 15. № 1. С. 115-123.
40 См.: Ал-Мусди А. Вопрос о сущности языка в творчестве ат-Таухиди (Ат-Таухиди ва суал ал-луга) // Фу
сул. Каир, 1995. Т. 14. № 3. С. 126-157.
41 См.: Мансур С. Творчество Абу Хаййана между каламом и философией (Адаб Аби Хаййан байна ал-
мархала ал-каламиййа ва ал-мархала ал-фалсафиййа) // Фусул. Каир, 1995. Т. 14. № 3. С. 158-169.
42 См.: Бахий И. Проблема комментирования (в творчестве ат-Таухиди) (Ал-калам ала ал-калам) // Фусул.
Каир, 1995. Т. 14. № 3. С. 183-202.
43 См.: Ал-Биррий А. Грани знания и науки в творчестве ат-Таухиди (Ат-Таухиди байна ал-илм ва ал-марифа)
//Фусул. Каир, 1995. Т. 14, №3. С.86-105.
44 См.: Ар-Рубаий А. Критическое осмысление в трактате «Приобретённые знания» (Ат-тафкир ан-накдийй
фи китаб ал-Мукабасат) // Фусул. Каир. 1996. Т. 15. № 1. С. 145-162.
45 См.: Файдух А. Существование истины и уровни сущего: начало пути эстетического мышления у Абу
Хаййана ат-Таухиди (Вуджуд ал-хакк ва лавахик ал-хакк - машру ат-тафкир ал-джамалийй лада Аби Хаййан
На наш взгляд, первый (А. Файдух), передав сложность и многоплановость идей, течений, конфессий того времени, отмечает тенденцию ат-Таухиди к осознанию совершенства (атрибутов и действий божиих) путём его этического и эстетического угадывания при помощи души. В эпохи, когда актуальны поиски вечного, приближение человека к нему, А. Файдух наиболее рациональным полагает «проект эстетического мышления» (тафкйр джамсілийй). В этом автор не отличается от авторов предыдущих групп, но делает душу основным и системным элементом особой, эстетической философии ат-Таухиди, в которую входит и его этика, т.к. источником всякого эстетического являются как атрибуты, так и действия Бога. Анализируя истоки структурных предпосылок, автор говорит лишь о том, что все рассуждения эстетического и этического характера «автоматически» (адверб. тилж'иййан) сводятся к прекрасному, вечному (душе), т.к. связаны с Богом, его действиями и атрибутами.
Э. Роусон, как нам представляется, дал самый широкий анализ искомой нами «структуры», а именно при помощи конкретных исторических примеров раскрыл истоки «естественного» развития и обогащения наук в лоне художественной прозы и адаба, что было упущено в статье А. Файдуха. После рассмотрения формирования предпосылок синтеза литературы и философии на многочисленных исторических примерах в качестве вывода Э. Роусон говорит о закономерности, устойчивости подобного явления в силу особой истории арабской словесности, её иллюстративности и в тоже время универсальности её рациональности.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является проверка выдвигаемой нами гипотезы о том, что рассуждения ат-Таухиди сосредоточены не столько вокруг понятия души, сколько осуществляются посредством имплицитной категории «душа» {нафс). Другими словами, исследование направлено на то, чтобы показать, что душа как источник эстетического мировосприятия и элемент религиозной парадигмы соотносит с данной парадигмой на соответствующем уровне ход философских рассуждений, часто сводя их к этике, апеллируя к Богу. В целом, мы стремимся структурно оправдать ставшее историческим определение, данное И. ал-Хамави Абу Хаййану ат-Таухиди, «литератор среди философов и философ среди литераторов».
ат-Таухиди) [Электронный ресурс] // Наследие арабской культуры (Ат-турас ал-араби). 1998. №73. С.68-80. URL: (дата обращения: 13.04.2013).
46 См.: Rowson Е.К. The Philosopher As Litterateur: al-Tawhidi and His Predecessors (Short study of al-Tawhidi in
English) II Zeitschrift fur Geschichte der Arabisch-Islamischen Wissenschaften. 1990. №6. P.50-92.
47 Наиболее известна в этом смысле попытка ал-Кинди отразить мудрость древнегреческих философов на
том же понятийном уровне (без образной составляющей), которая снискала ему славу «непонятного» фило
софа (вероятно, ввиду влияния греческого языка, который он знал) и лишила его звания адиба {см. «О пер
вой мудрости»). Известно также, что интересы прямых последователей «Первого арабского философа» (ал-
Кинди), членов кружка Ибн Ади, в основном сосредоточивались уже не на логике и физике (Аристотеля),
переводе и философском гуманизме, но на истории философии, культурном выражении её процесса (изуче
нии наук арабов, адабе, поэзии), что и знаменовало начало закономерного развития «черт литературного
гуманизма», в т.ч. во время становление творческого метода ат-Таухиди. Kraemer J. Humanism of the Renais
sance of Islam: the cultural revival during the Buyid age. Netherlands. 1992. P. 116.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— подтвердить, что категоризация явлений бытия явилась следствием (а) влияния унаследованного им философского метода «народного неоплатонизма» , (б) так и на более глубоком структурном уровне - традиционного способа «подытоживания» рассуждений путём их обязательного (структурного) сведения к обобщающему образу широкого содержания при неспециализированном подходе к предмету философского анализа;
— показать, что поиск некоторой обобщающей категории при избытке философских идей и концепций структурно в некоторой степени обусловлен традиционной моделью поэтического языка: (образі*образ2*образз*...*образп = уточнённый синтетический образ);
— проиллюстрировать, что данная модель в т.ч. опирается на структуру языка, т.к. арабский язык свои коренные отличия от индоевропейских языков обнаруживает на первых, ранних уровнях, как-то фонетика и лексика в их связи, что обусловливает и дальнейшие отличительные признаки арабского языка на следующих уровнях грамматики, поэтики, философии;
— показать, что при сохранении ат-Таухиди данной модели и ощущении им всеединства бытия (совершенства Творения, места человека в нём, свойственных новой рациональности ислама) при анализе высоких умозрительных тем философом закономерно выбирается некий инвариант - категория души, чтобы оценить их соответствие гармонии мира sub specie aeternita-tis.
Теоретическая и методологическая основа исследования
В качестве основного метода в данном исследовании использовался структурный метод. Если говорить о лингвистических теориях, положенных в основу методологии, то они относятся к сфере неогумбольтианства, а именно к психологической и постструктуральной школам развития идей В. фон Гумбольдта49 (А.А. Потебня50, П.А. Флоренский51, Г.Г. Шлет52, Н. Хом-скии ).
См.: Genequand С. Al-Tawhidi, Abu Наууап [Электронный ресурс] // Islamic Philosophy Online. URL: (дата обращения 03.05.2013).
49 Говоря о концепции В. Гумбольдта, изложенной им в его сочинении «О различии строя человеческих
языков и их влиянии на духовное развитие человечества», нужно сразу отметить, что не язык влияет на дух
народа, но наоборот, сначала дух, затем язык на него как ответная реакция. Работа В. Гумбольдта описыва
ет, таким образом, аспект обратного влияния языка на дух, которое тоже однако существенно и уникально.
Опора на идеи В. Гумбольдта обусловлена продуктивностью понятия «интенционального сознания» в XX-
начале XXI в. Наша концепция при явном предпочтении идей В. Гумбольдта таковым Ф. Соссюра тем не
менее представляет собой компромисс между двумя этими направлениями, т.к. в основной части мы приво
дим структурную картину арабского языка, но в общем пытаемся реконструировать «дух народа», «интен-
циональность сознания» (через категорию души).
50 См.: Потебня АЛ. Мысль и язык. СПб., 1892.
51 См.: Флоренский П.А. Строение слова // Контекст-1972 М., 1973. А также. Антиномии языка // Вопросы
языкознания. 1988. № 6.
52 См.: Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1972.
53 См.:Хомский П. Язык и мышление. М., 1972.
Теоретическая база включает в себя элементы 1) романтизма, в рамках которого работал основоположник идеи «духа народа» , «характер народа», «внутренней формы слова»; 2) теорию равенства филогенеза и онтогенеза ; 3) общие идеи структурной лингвистики и литературоведения (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, С. Карцевский, В. Шкловский); 4) концепцию «речемышления» Л.С. Выготского; 5) главные положения теории цивилизаций (согласно которым цивилизация есть коммуникативное пространство, содержанием которого является конфессия, а выражением -язык ); 6) парадигму знаков Ч. Пирса; 7) при самых условных и приблизительных попытках отразить некоторую часть иного языкового мышления за основу берутся идеи философа М. ал-Джабири, отражённые в его труде «Критика "арабского разума"»; 8) с опорой на гумбольтианство, неогумболь-тианство и с учётом структурных идей всех последних мы попытаемся в некотором роде оправдать идею наличия «особой логики» подхода к действительности каждого отдельного языка (которая первое теоретическое отражение в данном случае находит у учителя ат-Таухиди, грамматиста А. ас-Сирафи, практически реализуется у самого ат-Таухиди, теоретически встречается и в современной отечественной академической науке (Н.Н. Казанский)); 9) положения современного литературоведения, которое в рамках уже постструктурализма, будучи «ведущей философией», в качестве одной из возможностей указывает на т.н. «генеалогическую традицию» бытования философии, парадигма которой также актуализирует феномен языка, кото-
рыи имеет свои традицию и «родину» .
Для описания важнейших случаев употребления категории «душа» нами использовался дескриптивный метод, т.к. ат-Таухиди не был автором нового учения о душе и использовал это понятие как категорию неоплатонизма. В трудах Абу Хаййана она также имеет парадигматическую значимость, но относительно ближайших, традиционных мысленных и текстовых окруже-
ний . Так мы пытались выявить случаи «собирания» образов языковой и ли-
Данная категория впервые встречается в трудах Э.Б. де Кондильяка (см. «Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746). Более системную разработку она получает в сочинениях В. Гумбольдта и его последователя М. Лацаруса (1824-1903).
55 Данное положение, которое можно обнаружить уже во взглядах Эсхила, Лукреция Кара, нашло преемст
венность в мысли арабского мира у «Чистых братьев», Ибн Туфайла и, таким образом, оправдывает приме
нение этой теории в рассмотрении творчества одного из крупнейших интеллектуалов X в. Абу Хаййана ат-
Таухиди.
56 В данном случае, принимая во внимание непереводимость Корана на другие языки, мы вправе подозре
вать более тесную связь между основами самой конфессии (содержания мусульманской цивилизации) и
планом её выражения - арабским языком.
57 Актуальность данной концепции подкрепляется нами примерами Аристотеля (идеи формы-цели языка),
П.А. Флоренского (язык как Логос, или Соборный разум), Б.Л. Пастернака (его взглядом на литературу как
науку, ближе всего стоящую к истине) и И.А. Бродского, считавшего поэзию «высшей формой сознания»,
стремящейся продолжить определённые поиски языка.
58 Это будет видно из анализа практических всех релевантных случаев употребления понятия души в трудах
ат-Таухиди: самому определению души (где душа является субъектом) относятся всего 10-15% от всего объ
ёма употреблений этого понятия. В «Вопросах и ответах» и «Усладе и развлечении» такие случаи (прямого
определения понятия души) рассматриваются в параграфах с названием «Определение». Однако известно,
что первый трактат в основном принадлежащий Абу Али Мискавайху, даёт классическое учение о душе, во
втором необходимость дать определение души было продиктовано волей его собеседника, визиря Ибн Саа-
дана. Известно, что «философ жил по законам ужасного уравнения, в котором по обе стороны равенства
тературной традиции вокруг понятия души и показать её потенциал как начала и в то же время конца любого, привычного нам философского метода. Также нами ставилась цель описать уникальность структуры данной категории: слишком распространённый ряд элементов одного уровня (образы-корни) и тем сразу более высокое объединяющее начало (Бог). Традиционный филологический метод будет призван прояснить сложные положения структурной философии, возникшей из философии языка, на основе описа-
ния конкретных текстуальных случаев . Научная новизна диссертации
Структурное описание функционирования категории «душа» в работах Абу Хаййана ат-Таухиди, из всего наследия которого переведены части «Услады и развлечения», осуществляется впервые в отечественном и зарубежном востоковедении. Научная новизна работы заключается в том, что:
— во-первых, впервые дана попытка представить единство философской и литературной составляющих творчества ат-Таухиди, трактаты которого в основном полагаются как запись разрозненных историй, мнений и учений;
— во-вторых, основанием этого системного единства полагается категория души;
— в-третьих, закономерность выбора категории души объяснена на структурном уровне (при помощи экстра- и собственно лингвистических факторов);
— в-четвёртых, структурные рамки, в которых синтез литературы и философии осуществляется в «душе», объясняют и очень продуктивный этический компонент всех рассуждений ат-Таухиди.
Теоретическая и практическая значимость работы
Проведённый анализ в свете предложенных теоретических положений может быть использован при анализе аутентичных образцов арабской словесности или философских работ арабоязычных авторов межкультурной направленности, а также источником информации о почти всех случаях употребления понятия «душа» в его законченных эстетических и философских окружениях в основных трактатах ат-Таухиди. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по арабо-мусульманской философии, истории и культуре Арабского Востока.
Положения, выносимые на защиту:
— ат-Таухиди сохранил и усилил типологические особенности арабского языка на всех уровнях, в т.ч. философском, при рассмотрении научных и философских тем иных культурных традиций;
ставились свобода как неотъемлемая часть культуры и рабство как фактор власти». Ал-Лазкани М. Власть и учёные: проблема отношений (Мантик ас-султа ва хаджиз ал-мусаккафин) // Фусул. Каир, 1996. Т. 14. № 4. С.87.
59 На выбор традиционного метода описания нас ориентирует и опыт крупнейшего исследователя, большинство работ которого напрямую касаются как самого ат-Таухиди, его творчества, так и эпохи в целом. «Главная задача исследователя, избежать недопонимания, достигается работой с первоисточниками при помощи устаревшего филологического метода». Кгаетег J. Humanism of the Renaissance of Islam: the cultural revival during the Buyid age. Netherlands. 1992. P.XV.
— ат-Таухиди был создан некоторый метаязык для объединения различных образных представлений в символы, релевантные как для рациональной, так и религиозной парадигмы;
— центральным символом (категорией) этого метаязыка в основных четырёх рассмотренных нами трактатах ат-Таухиди стала категория «душа» (нафс), которая явилась основой особого философского взгляда ат-Таухиди на целый корпус учений и идей того времени, перспектив их развития.
Апробация результатов исследования
Основные идеи диссертации были предложены и одобрены на заседании кафедры истории философии Российского университета дружбы народов (РУДН), были обсуждены в ходе научно-практических конференций РУДН (2010-2013 гг.). Некоторые положения работы нашли отражение в опубликованных научных статьях.
Объём и структура диссертации
Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста (в т.ч. библиография) и состоит из введения, четырёх глав, заключения и приложения (203 стр.).