Введение к работе
Актуальность доследования. Во все времена эстетическое воспитание было важной проблемой. Используя лучшие произведения искусства всех стран и народов, учителя стремились привить человеку гравданско-нравсгвенные идеалы.
Искусство реализует свой воспитательный потенціал, раскрывая не только совершенство человека, но а красоту природа, многообразие форм, красок, звуков окружающего нас иара. Являясь продуктом творческого труда, искусство, в свои очередь, стимулирует творческий потенциал человека. Эстетическая активность -составная часть общей активности личности.
Исследований, посвященных проблемам эстетического воспитания средствама любительского "кияо-фою творчества» немного. Mos-но сказать, что исследования в данном направленна только начинаются.
Решение, многоаспектных проблей эстетического воспитания старшеклассников средствами кано-ото творчества во внешкольных а культурно-просветительных учреждениях базируется на определённых- йетодологаческах праящдах»
Некоторые культпросветработника отоадествлявт худонествея-ное и эстетическое воспитание, хотя ва самоа деле это различаке понятия. Под худоЕественнш воспитанием наш понимается деЗст-вяе искусства яа личность. В то вреыя кант эстетическое воспитание предполагает более широкий спектр воздействия. Это а лраро— да, и человеческие взаимоотношения, а дропгссн о<5щекия, г взаимодействие личности и общества» а социальные кратерза н т.г.
В диссергадаоаянх иссяедоваш»ях ао эстетическому socczta-яию школьников и «одадена. где говорится об гсяолвзозаЕііа р -л-
- 4 -личных вадов деятельности (М.Ахкедова, М.Х.Балтабаев, Д.М.Еадк, Т.А.Бакишов, СБ.Баридо, С.А.Езакбаева а др.), а также технических средств (Ю.И.Бокков, П.Д.Генкан, О.Ш.Георгадзе, А.Ю.Гондар-чук, Э.А.Янеляускас и др.), к сокаленшо, не рассыатряваатся проблеми развитая творческих способностей старшеклассников в процессе кано-^оїо самодеятельности.
Как доказывает анализ литературы, в процессе учебно-воспитательной практики клубных и внешкольных учреадений происходит формирование основ кино-Фото любительских творческих умений школьников.
Здесь мы исходам из структурной схемы: личность - деятельность - эстетическая культура -. эстетический вкус - способность - кино-^ого любительские творческие умения старшеклассников. Поиск путей совершенствования эстетического воспитания старшеклассников через фото-кино любительские крупки и студии составил проблему нашего исследования. Актуальность указанной проблема, недостаточная ее разработанность, научно-практическая значимость, обусловили выбор данной теш для диссертационного исследования.
Объект исследования - эстетическое воспитание старшеклассников в системе- культурно-просветительных и внешкольных учреждений.
Предает исследования - развитие самодеятельных кино-фото творчеоках умений старшеклассников.
' Цель исследования - разработка педагогических условий развитая самодеятельных кино-фото творческих умений школьников в целях совершенствования их эстетического воспитания.
Гипотеза исследования:: Самодеятельные творческие уценил
старшеклассников в процессе их кино-фото любительской деятельности более результативно Нормируются, если:
обеспечить эстетическую направленность занятий фото-кино крукков;
разраоотать программы любительских кинокрукков и киностудий, ориеятирущде круЕковцев на творческие умения;
соблюдать организации эстетического воспитания старшеклассников выполнение организационных, художественных и технических условий;
выявить адекватные пути и способы обучения хрунковцев основам фото-кино любительских творческих умений.
Предает, цель и гипотеза исследования позволяли наг* сформулировать конкретные задачи:
-
Проанализировать историю развития -самодеятельных фото-кино кружков и студий, воспитательные возможности любительского кинотворчества старшеклассников а его эстетическую направленность.
-
Выявить ясихолого-педагогические условия формирования основ творческо-эстетических способностей кружковцев.
-
Разработать структурную модель кияо^фото любительских творческо-зсгетическах умений старшеклассников и провести опытную проверку путей их формирования ъ лрсщессе кино-фото творчества.
Для разрешения выдвинутых задач нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ дсихолого-педагогнче-ской и кинотворческой литературы, программ кино-фото крункоз, обобщение опыта работы кино-фото любителей, анкетирование, беседа, наблюдение, моделирование,, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составляют теория познания, теория личности, педагогические теории деятельности, учение психологов, педагогов о формировании творческих умений у школьников.
Исследование проводилось в четыре э'.т па: I этап (1983-1985 гг.) - изучение *, анализ литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических поло-еєний, разработка процедуры поискового и констатирующего педэко-
ЯерИЫеЯТОБ.
И этап (1385 - 1986 гг.) - диагностическое изучение состояния фото-кино творчества школьников* определение системы и структуры творческих кино-фото любительских умений кружковцев, возможных путей, этапов а способов формирования их у старшеклао-сииков.
Ш этап (1987-1989 гг.) - бштяо-экслеримеятальная работа в клубах, крукках, киностудиях.
ІУ этап (1989-1990 гг.) - анализ и обработка данных экспериментов и литературное оформление диссертационной работы.
Ведущей идеей выступает утверждение, что эстетическое воспитание старшеклассников осуществляется более эффективно при условий формирования и развития системы кино-фото любительских знаяяй и умений кружковцев, составляющих один из основных компонентов каногворческах способностей.
Базой исследования слутаиш дома и Дворца культуры г.г.Чим
кента, Кентау, Алма-Аты, 18 индивидуальных кинолюбителей Чим
кентской, Алма-Атинской, Дшибулской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской областей. <
-
Аналитические данные по истории развитая фото-кино любительских кружков и-студий-
-
Система структуры фото-кино любительских творческих умений старшеклассников.
-
Характеристика эстетической направленности программы обучения основал кино-фото любительского творчества и методика воспитательной деятельности.
Научная новизна заключается: в обследовании теоретических основ формирования кино-фото творческих умений в процессе кино-фото творческой деятельности определены этапы развитая лвбитель-сках фото-кано кружков и студий; изучены нозмозноста эстегичео-кого воспитания старшеклассников в процессе кино-фото творческой деятельности; выявлены псяхологсь-педагогические предпосылки а условия; в разработке системы и структуры работы по развитию кино-фото любительских творческих уыенаЗ старшеклассников, служащих основой развития их эстетических способностей
Практическая значимость: исследование состоит в том, что обобщенный в нем опыт раооты республиканских кинслюбатедеЗ а программа по эстетическому воспитании со старшеклассниками в кино-фото кружке найдет определенное практическое применение в ходе дальнейшей деятельности кино-фото студии,кино-фото объединении.
Полученные материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе при организации кино-фото xpys-ков и студий в средних сколах, училищах, техникумах а вузах при изучении курса эстетика.
Достоверность а обоснованность полученных результатов обг-спечавается использованием эффективных методов, гдетеазннх за-
ле-
дачам исследования, количественным и качественным анализом данных оактяо-экслераментаяьяой работы .
Асробашя и внедрение результатов исследования. Материалы всследованая была доложены на научно-практических конференциях в г.г.Алыа-Ате (1989 г.), Целинограде (1939 г.), Оше (1989 г.), Ленинабаде (1990 г.), Душанбе (1990 г.) и %мкенте (1990 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа сос-їойї аз введения, двух глав, заключения, библиографа а приложении - В диссертации содержатся П гаолиц, 3 рисунка а 4 схемы.