Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. МАРКСИСТСКОЕ ПОНЯТИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРУДА И КУЛЬТУРЫ И ИХ ЦЕЛИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА...
I. Формирование марксистской концепции нравственно-культурной ценности свободного труда 23
2. Культура труда как проблема марксистско-ленинской социологии 51
ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДА И КРАСОТЫ, ИХ ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ
1. Возникновение и развитие восприятия элементов красоты труда в докапиталистических общественно-экономических формациях 85
2. Противоречивый характер культуры труда в условиях капитализма 105
3. Формирование культуры труда в социалистическом обществе и ее гуманистическая направленность 125
ГЛАВА III. ДИНАМИЧНОЕ РАЗБИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО
ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА
I. Диалектика утилитарного и эстетического в труде 155
2. Возрастание роли культурной среды на производстве в поднятии качества работы и повышении производительности труда 173
3. Роль повышения культуры труда в создании материально-технической базы коммунизма... 215
ГЛАВА ІV. ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РАБОЧИХ В ЗТАПЕ СОЦИАЛИЗМЕ...
I. Взаимообусловленность культуры труда и духовного роста рабочих 246
2. Культура труда как важный фактор духовного развития рабочих 267
3. Роль рационального использования нерабочего времени в повышении культурного уровня рабочих 286
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 308
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Формирование марксистской концепции нравственно-культурной ценности свободного труда
- Возникновение и развитие восприятия элементов красоты труда в докапиталистических общественно-экономических формациях
- Диалектика утилитарного и эстетического в труде
- Взаимообусловленность культуры труда и духовного роста рабочих
class1 МАРКСИСТСКОЕ ПОНЯТИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРУДА И КУЛЬТУРЫ И ИХ ЦЕЛИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА.. class1 .
Формирование марксистской концепции нравственно-культурной ценности свободного труда
Классики марксизма-ленинизма впервые в истории человечества с точки зрения научной философии раскрыли социальную сущность деятельности людей в формировании и становлении культуры общества. Они на основе изучения и обобщения многочисленных трудов предшествующих мыслителей и естествоиспытателей сделали правильный научный вывод о том, что в процессе длительной борьбы человечества с природой за право существования были выработаны способы, приемы средства деятельно-преобразовательного поведения человека, то есть строили свои отношения с природой и между людьми. Эти закономерные отношения человека с природой и между людьми стали отправным пунктом в выработке определенных норм трудового процесса, навыков в видоизменении окружающей природы, способствующих удовлетворению потребности человека в пище, одежде и т.п., являясь основным источником возникновения культуры.
Именно с этой точки зрения классики марксизма-ленинизма научно проанализировали генезис понятия "культура", в котором выражаются черты и особенности, присущие только человеческому обществу, отличающие его от мира животных. Следовательно, классики марксизма-ленинизма выработали логически последовательную, научно обоснованную теорию взаимообусловленности трудовой деятельности и культуры, на основе которых формировалось диалекти-ко-материалистическое понимание о материальных и духовных ценностях общественно-экономических формаций.
Следует отметить, что до возникновения марксизма в истории общественно-философской мысли имелись различные воззрения о нравственно-культурной ценности трудовой деятельности человека.
Вопросы культуры труда и ее нравственно-эстетической ценности занимали одно из важнейших мест в общественно-философской мысли прошлого. Передовые мыслители прошлого высоко ставили социальную значимость свободного труда, являющегося источником не только материальных, но и духовных благ общества. Они видели в свободном от эксплуатации труде не только утилитарную, но и нравственно-эстетическую ценность, красоту, источник созидания подлинных культурных ценностей.
Виднейшие представители средневековья в значительной мере опираясь на прогрессивные тенденции народного творчества отражали в своих трудах преобразующую силу человеческой деятельности.
Характерно в этом отношении суждение среднеазиатских мыслителей прошлого о свободном труде как источнике красоты, нравственной ценности. Следует отметить, что высказывания среднеазиатских мыслителей прошлого о свободном труде как о моральной ценности приводились уже некоторыми советскими исследователями. Однако, они обращались к ним лишь эпизодически, между прочим. С признательностью нами были учтены соображения, имеющие отношение к исследуемому нами вопросу в различной связи и в разных отношениях, в трудах А.Богоутдинова, М.Болтаева, И.Гаибова, С.
Возникновение и развитие восприятия элементов красоты труда в докапиталистических общественно-экономических формациях
История развития общественного производства убедительно доказывает, что элементы красоты труда появились еще тогда, когда человек только начал постепенно и закономерно улучшать орудия производства, придавая им все более и более целесообразные формы. Поэтому на протяжении многих тысячилетий орудия труда изменялись, совершенствовались и становились предметами материальной культурной ценности. В историко-этнографических музеях Узбекистана выставлены найденные археологами самые примитивные орудия труда (в виде отесанного камня, дерева и т.д.), иллюстрирующие первона -чальные этапы трудовой деятельности человека. Эти экспонаты, на первый взгляд, ничем не отличаются от обыкновенных булыжников, которых немало валяется на земле. Однако, если внимательно вглядеться в эти отесанные куски камня, дерева, то мы обнаруживаем в них следы материализации примитивных знаний в орудия труда наших далеких предков. Одним из универсальных орудий труда древнейших представителей рода человеческого является каменное рубило шельсюй эпохи. С изготовления его начинается долгий и тяжелый путь выделения людей из царства животных и превращение человека в повелителя природы.
"Человек эпохи палеолита, - отмечает С.Семенов, - обрабатывая и применяя камень, дерево, кость, еще ее знал всех их полезных качеств и свойств. Развитие труда шло в направлении всестороннего (комплексного) использования веществ и энергии".
Основоположники марксизма глубоко научно обосновали качественное отличие процесса человеческого труда от инстинктивных действий-: животных. Человек "начинает отличать себя от животных о как только начинает производить необходимые ему средства к жизни".
Этим самым классики марксизма подчеркивали социальную функцию роли труда в жизни общества, коренным образом отличающую "мир человечества" от "мира животных".
Но следует отметить, что первые примитивные орудия труда возникли благодаря развитию мозга, мышления, сознания человека. Как справедливо отмечает К.Маркс, человек "прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого про-цесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" . Прежде чем отесать камень, дерево, человеку первобытного общества, хотя в примитивной форме, сначала необходимо было осмыслить свои действия и только после этого придерживаясь цели, изменить то, что дано природой. Рассматривая роль сознания, мышления в опредмечивании внешнего мира, Ф.В.Лазарев отмечает, что "Любое орудие труда есть прежде всего некоторое объективно существующее "тело при-роды"и как таковое оно ничем не отличается от любого другого естественного образования. Но вместе с тем, оно есть продукт целесообразной деятельности, т.е. такой предмет, который является носителем сознательно объективированных в нем свойств. Как продукт труда он включает в себя человеческий элемент: в нем опредыечены сознательная цель, воля и разум человека, Как носитель опредмеченных сущностных сил человека орудие труда есть субъективированный, очеловеченный объект. Оно обработано сообразно целям человека, а потому функционально, целенаправленно и имеет смысловое определение как тело мира культуры".
class3 ДИНАМИЧНОЕ РАЗБИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО
ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА class3
Диалектика утилитарного и эстетического в труде
Стремительный прогресс развития культуры труда в условиях зрелого социализма диктует необходимость исследования диалекти -ки утилитарного и эстетического в труде. Это обусловлено тем, что производимые материальные предметы для общества и индивида имеют не только утилитарное, но и эстетическое значение. Последнее должно служить удовлетворению культурных потребностей трудящихся. Поэтому диалектическая взаимосвязь утилитарного и эстетического в труде в условиях развитого социализма является одним из важнейших факторов динамичного развития культуры промышленного труда.
Утилитарная ценность производимых вещей заключается в их спО собности удовлетворять материальные потребности людей. Но вместе с тем, производимые материальные блага должны иметь и эстетическую ценность. Если эта диалектическая взаимосвязь утилитарного и эстетического в продуктах материального производства нарушается, то эти вещи не удовлетворяют культурных потребностей общества и личности, ибо культурная потребность "характеризуется правде всего общественными критериями. Это значит, во-первых, что она исключает со стороны индивида не только требования невозможного, но и желание для себя больше благ, чем может предоставить общество за равноценный труд любому другому своему члену. Во-вторых, с культурой потребления несовместимо удовлетворение любой потреб -ности, если оно признает лишь эгоистически понятую пользу, сию -минутные выгоды отдельных людей, игнорирует долговременные интересы коллектива, общества.
Наконец, необходимым элементом культуры потребления является соответствие потребностей, а также способов их удовлетворения моральным нормам социалистического образа жизни.
Взаимосвязь утилитарной и эстетической сторон человеческой деятельности доказывается всем ходом развития физического труда. В течение длительного времени, когда ручной, труд существовал.; в своем чистом натуральном виде, источником утилитарной и эстетической сущности были сами предметы труда. Тогда носителями, творцами искусства считались все, кто создавал красивые вещи, имеющие и утилитарную и эстетическую ценность. В этот период эстетическими и, следовательно, самыми полезными (утилитарными) вещами считались различные предметы домашнего обихода, украшающие быт людей.
С возникновением капиталистического строя происходит известное вытеснение человеческих сущностньк сил из сферы производства эстетических ценностей. Создается собственно индустриальное производство, вытесняющее индивидуальное производство, снижается роль мастеров в системе общественного производства, Капитализм со своей индустрией наносит удар художественному ремеслу, обо -собляет сферу собственно художественного труда, который концентрируется теперь, главным образом, в сфере живописи, скульптуры, литературы, позднее графики и т.д.
Взаимообусловленность культуры труда и духовного роста рабочих
Динамичное развитие социалистического общества выдвигает в центр всей общественно-идеологической работы задачу формирования духовно развитой личности. Работники, являясь главными произво -дителями материальных благ, играют основную роль в общественных отношениях. От их социально-творческой активности, духовного роста зависит все поступательное движение современного общественного производства - динамичный рост промышленности, рост качества продукции, повышение культуры труда на производстве и т.п.
Автоматизация и механизация производственных процессов требует от современного производителя не только технической грамотности, но и творческой мысли, духовного богатства, культуры и образования. Эти объективные, постоянно растущие культурно-технические потребности социалистического общества, нашли свое отражениє в материалах ХХУІ съезда КПСС, где отмечалось, что развитие индустрии важно не только в экономическом, но и в социальном, и в политическом планах. Так как "производственные коллективы несут с собой высокую культуру труда и быта, новый, современный ритм жизни.
Духовный рост рабочих - есть развитие внутреннего мира работника, включающего в себя широкий кругозор, художественное мышление, мировоззрение, эстетические вкусы, чувства, культуру поведения, основанные на познавательной деятельности индивида.
Формирование духовного мира рабочих - есть воспитание культурно-нравственных идеалов, к которым индивид стремится. В зависимости от идеалов складывается характер, убеждения и мировоззрение человека, т.е. его внутренняя культура.
В то же время культура труда, как неотделимая часть культуры вообще, так же формируется на основе социально-творческой активности человека. Это является проявлением диалектической взаимосвязи культуры труда и духовного роста рабочего, которая вытекает из самой природы динамичного и пропорционального развития социалистического общественного производства.
Сформировать духовный мир рабочих вовсе не значит вызвать интерес к какой-либо одной области, например, искусству. Это значит сформировать кругозор, высокий уровень нравственных отношений к самым разнообразным социалистическим общественным явле -ниям.
Далю самая квалифицированная научно-техническая подготовка советских рабочих без соответствующего их нравственно-духовного развития ведет к профессиональной узости, идейной незрелости.