Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Касимова Турсуной Джурабаевна

Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа
<
Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Касимова Турсуной Джурабаевна. Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа : ил РГБ ОД 61:85-9/179

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Советский народ как субъект культурно-исторического процесса 13

I. Сущность советского народа, этапы становления, основные его черты 13

2. Формирование и развитие единой культуры советского народа как закономерность 48

Глава II. Возрастановление роли субъективного фактора развитии единой общесоветской культуры в условиях зрелого социализма 84

1. Субъективный фактор зрелого социализма, его роль в развитии интернациональной культуры советского народа 84

2. Развитие единой культуры советского народа как этап становления общечеловеческой культуры коммунизма 113

Заключение 145

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы. Возникновение и развитие новой исторической общности - советского народа - является подтверждением идей классиков марксизма-ленинизма о том, что уничтожение классового антагонизма, строительство социа - лизма ж коммунизма неизбежно приводит к интернационализа- т оди общественной жзни .

Одной из актуальных задач общественных наук в настоящее время является исследование теоретико-одетодологиче -ских вопросов функционирования и закономерности развития новой социальной и интернациональной общности - советского народа, существенной чертой которого является единая интернациональная культура. В связи с этим большое зна -чение приобретает изучение ее не только объективных условий становления и развития, но и субъективного фактора, роль которого в условиях зрелого социализма возрастает. Это важно для глубокого понимания закономерностей ее раз- вития и, следовательно, для эффективного воздействия на процессы дальнейшего сближения национальных культур.

I См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 371; т.35, с.221; т.4, с.445. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.37, с.346; т.52, с.ЗОІ; т.45, с.440; т.41, с.186.

Актуальность избранной темы определяется еще и тем, что она органически вытекает из потребности современной идеологической борьбы. Особенность исторического перио -да, переживаемого человечеством в настоящее время, отмечена "небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов -социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества за - висит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"4*.

Б этих условиях для решительного идеологического от -пора буржуазным теоретикам, проповедующим о "нецелесообразности" советского опыта интернационального содружества и братства народов, о "принудительной руссификации национальных культур" и т.д., возрастает необходимость исследования единой общесоветской культуры, раскрытия того, что формирование и развитие последней есть результат новых социально-политических отношений и желания самих народов СССР.

Степень разработанности проблемы. За последние два десятилетия советскими учеными проделана плодотворная работа в исследовании проблем теории советского народа как новой исторической общности людей. В работах А.Г.Агаева,

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.7.

Э.А.Баграмова, А.О.Бороноева, Т.Ю.Бурмистровой, А.Ф.Даш-дамирова, М.С.ДЕунусова, С.Т.Калтахчяна, М.Д.Каммари, М.П.Ким, . М.И.Куличенко, М.Н.Росенко, М.М.Сужикова, Н.И.Тарасенко, П.Н.Федосеева, А.И.Холмогорова и других 'исследованы социальная сущность и закономерности функционирования и развития новой исторической общности, возрастание ее роли в дальнейшем сближении народов. Однако в работах вышеуказанных и других авторов отсутствует исследование вопроса о роли субъективного фактора в развитии советского народа как целостности, так и его признака общесоветской интернациональной культуры, в то время, как необходимость анализа данного процесса подчеркивается постоянно. С другой стороны, в работах исследователей культзфы А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, Э.А.Баллера,^ Е.В.Боголюбовой, Ю.А.Вишневского, В.А.Горбунова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, М.Т.Иовчука, М.С.Кагана, Д.Н.Когана, Ю.А.Лукина, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, В.И.Толстых, С.Ш.Шермуха-медова, Б.Д.Яковлева и других, успешно разрабатывающих теорию культуры, отсутствует специальный анализ единой общесоветской культуры.

Вместе с тем общесоветская культура - реальность,изучение которой имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение, ибо "без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализ- ма не справиться".

В силу этих причин необходимо всестороннее изучение этого процесса.Анализ существующей литературы показывает, что одним из важных вопросов,требующим исследования,является проблема места и роль субъективного фактора в дальнейшем развитии единой советской культуры, которая,являясь одним из признаков новой исторической общности,оказывает существенное влияние на ее характер и темп развития.

За последние годы в нашей философской литературе стала интенсивно разрабатываться проблема субъективного фак-тора.Жнтерес исследователей к проблеме объясняется возрастающей ролью народных масс во всех сферах общественной жизни .Вот почему наряду с общими исследованиями субъек- тивного фактора стали появляться работы,посвященные его

Речь тов.Черненко К.У. на встрече с избирателями 2 марта 1984 года. - Коммунист, 1984, В 4, с.7.

См.: Чагин Б.А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М.,1968; Приписнов В.И. Проблема субъективного фактора в историческом материализме. Душанбе, І966; его же. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. Душанбе, 1972; Горбатов В.Л. К вопросу о понятии субъективного фактора общественного развития.- В кн.: Актуальные проблемы социального познания. М.,1982, с.16-23; Покусаева Т.В. К вопросу об основных элементах субъективного фактора и его структуре,- В кн.: Категории диалектики и научное познание. Саратов, І983, с. 120-125 и др. т роли в отдельных сферах общественно^ жизни.

Однако в научной литературе пока нет работ, специально посвященных исследованию роли субъективного фактора в создании и развитии единой культуры советского народа.

Отмеченные выше обстоятельства, неразработанность указанной проблемы, определили выбор автором темы исследования.

Основной целью исследования является раскрытие роли субъективного фактора в развитии единой культуры советского народа.

Задачи исследования. Автор, не претендуя на охват и решение всех сторон темы, в основном сосредоточивает свое внимание на рассмотрении: закономерностей формирования советского народа как новой социально-межклассовой и межнациональной общности людей, основных этапов его развития; становления советского народа интегрированным субъектом единой культуры;

I Гурьева Л.С. Анализ субъективного фактора социальной значимости профессии (на примере экономиста). - В сб.: Проблемы социального познания и управления. Томск, І982, С.90-ІС8; Хаав К. Некоторые проблемы изучеьшя субъективных факторов социальной интеграции. - В сб.: О формировании социальной однородности. Таллин, І98І, с.212-217; Материалы к Всесоюзной конференции "Развитие социальной структуры советского общества". Таллин, І98І, октябрь, 21-23 и др. сущности единой культуры советского народа и источников ее единства; сущности субъективного фактора и его места в дальнейшем развитии единой культуры советского народа; места и роли единой культуры советского народа в становлении общечеловеческой культуры коммунизма.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма. Важное методологическое значение для раскрытия темы имела открытая классиками закономерность возрастания роли народных масс в ходе историче -с кого развития, основные положения марксизма-ленинизма . по национальному вопросу, о сущности культуры и значении культурного фактора в развитии социалистических общественных отношений, учении об объективных и субъективных факторах общественного развития. В работе автором широко использованы материалы и документы КПСС, материалы празднования 60-летия СССР, положения Конституции СССР, статьи и речи партийных и государственных деятелей Советского Союза, также работы советских ученых-обществоведов по данной проблеме, статистические сборники ЦСУ СССР, союзных республик и другие источники.

Научная новизна диссертации состоит в том, что: -іпоказана сущность, этапы становления, основные черты, советского народа как интегрированного субъекта качественно новой единой интернациональной культуры; - выявлены основные черты единой обще советской культур11» рассмотрены ее объективные условия и субъективные фактори; - раскрыта возрастающая роль субъективного фактора в развитии единой обще советской культуры в условиях зрелого социализма; - интернациональная культура советского народа рас смотрена как один из этапов становления общечеловече ской культуры.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании соответствующих тем исторического материализма и теории научного коммунизма и в подготовке спецкурсов по теории культуры в ВУЗах, в управлении процессом дальнейшего сближения культуры "народов нашей страны. Ряд выводов и предложений могут быть использованы в системе политического образования, массово-агитационной и идеологической работе. Кроме того, выводы работы имеют определенное значение для дальнейшего исследования развития советского народа и его интернациональной культуры.

Структура работы. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Руководствуясь ленинским требованием подходить к научному исследованию любого явления так, чтобы "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло,какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь*, автор в первой главе данной работы рассмотрел становление и развитие новой исторической общности, ее структуру, уделяя большое внимание в связи с избранной темой, одному из признаков советского народа -единой интернациональной культуре.

В ходе развития советского народа претерпевают изменения и его признаки. Так, если на первом этапе развития этой новой исторической общности в экономической сфере установилось сотрудничество наций и народностей, то на втором этапе ее развития создан единый народнохозяйственный комплекс в масштабе всей страны: в социально-политической - если на первом этапе речь шла об однотипности социально-классовой структуры, то на втором - утверждается социально-классовая однородность; в духовной сфере -если на первом этапе развития советского народа шло бурное развитие национальных культур, на втором этапе - в развитии культур - тенденция интернационализации приводит к формированию единой обще советской культуры.

Рассматривая социальные детерминанты формирования и развития этой культуры, автор приходит к выводу, что ее становление и развитие является одной из закономерностей развитого социалистического общества.

Исходя из понимания культуры как реализации сущностных сил человека в творческой деятельности, представляющей собой диалектическую взаимосвязь ее результативных и процессуальных сторон, единая общесоветская культура

I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39, с.67. .рассматривается как утверждение единой тенденции реализации сущностных сил в деятельности социалистических классов, наций и народностей, являющихся структурными элементами новой исторической общности по усвоению и созданию материальных и духовных ценностей. Обосновывается, что единая обще совет екая культура не есть результат насильственной политики партии и государства, а она обусловлена общностью цели, воли, желания наций и народностей нашей страны.

В условиях зрелого социализма все более возрастает роль субъективного фактора в жизни общества, в том числе и в развитии единой обще советской культуры. Отсюда логичным с точки зрения автора было рассмотреть во второй главе данной работы сущность субъективного фактора развитого социалистического общества, его роль в развитии единой интернациональной культуры советского народа, ибо изучение субъективного фактора есть нечто иное как изучение социальных детерминантов общественных явлений, в данном случае единой .обще совет ской культуры.

Известно, что объем субъективного фактора зависит от его носителя, т.е. от субъекта. Рассматривая функционирование субъективного фактора в развитии единой общесоветской культуры, необходимо отметить, что субъектом последней выступает интегрированный социальный субъект - новая историческая общность - советский народ. Это накладывает отпечаток и на сам характер субъектив -ного фактора этой культуры, который можно определить как выражение таких сторон в деятельности советского народа как сознательность, организованность, воля, энергия, творчество для развития единой общесоветской культури.

Благодаря проявлению перечисленных компонентов субъективного фактора в деятельности советского народа по освоению и созданию материальных и духовных ценностей, происходит все большее включение народных масс в создание единой интернациональной культуры. Это способствует увеличению масштаба реализации возможностей, заложен -ных в объективных условиях зрелого социализма для дальнейшего развития рассматриваемой культуры, тем самым влияя на характер и темп ее развития.

Являясь одной из форм становления культуры коммунизма, будучи одним из признаков советского народа, единая общесоветская культура сама оказывает большое влияние на дальнейшее совершенствование этой новой исторической общности по продвижению ее к мировой общечеловеческой ассоциации людей. Этому посвящен второй параграф вто -рой главы.

В заключении сформулированы главные теоретические выводы, к которым пришел диссертант в результате пред -принятого исследования.

Сущность советского народа, этапы становления, основные его черты

Одной из основных закономерностей зрелого социалистического общества является становление, утверждение и развитие качественно новой, социалистической культуры, идейно-теоретической основой которой является единое, интернациональное по своей сущности марксистско-ленин -ское мировоззрение. "На благодатной почве зрелого социализма,- отмечалось в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик", - растет и крепнет единая, интернациональная культура советского народа, которая служит всем трудящимся" .

Формирование и утверждение единой обще советской культуры стало возможным только с победой социализма, когда культурные ценности каждой нации, народности все в большей степени становились близкими для советских людей всех национальностей. В обществе развитого социализма единство культур наций и народностей перерастает в более высокий уровень своего развития - в единство культуры советского народа, как новой исторической общности. Для понимания сущности единой культуры новой исторической общности необходимо рассмотреть вопрос о том, что же из себя представляет сама эта общность.

Общественный прогресс порождает общности более вы -сокого порядка, этому закону подчинено и развитие нашего социалистического общества. Так с построением развитого социализма у нас сложилась новая социально-историческая общность людей - советский народ - существенно отличающаяся от ранее существовавших общностей более высокой степенью развития интернациональных форм, общественно-экономических, социально-политических и духовно-идеологических связей между классами, нациями, лично -стями. Для понимания сущности этой общности необходимо обратиться к истории ее формирования и развития.

В специальной литературе не существует единой точки зрения по вопросу о периодизации развития советского народа. Все существующие точки зрения можно сгруппировать следующим образом: а) формирование советского народа началось еще в до т революционной России; б) советский народ сложился с середины 30-х годов с победой социализма ; в) советский народ возникает с построением развито го социалистического общества к концу 50-х в 2 начале 60-х годов .

Нам представляется несостоятельной точка зрения авторов, утверждающих, что становление советского народа как новой исторической общности началось еще в дореволюционной России - в период присоединения нерусских народов к России, когда начинает складываться единая территория, единый язык общения и что именно революционный народ, сложившийся в результате классовой борьбы различных наций, явился основой, который с дальнейшим развитием нашего социалистического общества, поднявшись на более высокую качественную ступень, сложился в советский народ.

Формирование и развитие единой культуры советского народа как закономерность

В предыдущем параграфе было отмечено, что одной из основных закономерностей социалистического общества в условиях зрелого социализма является становление, утверждение и развитие качественно новой, единой культуры советского народа, отражающей единую по своей сущности социалистическую действительность и являющейся одним из признаков этой новой исторической общности. В

этой связи объективно возникает необходимость в глубоких ее исследованиях. Такая необходимость все острее выступает в период развитого социализма, когда роль культуры неизменно возрастает, сам темп общественного прогресса все больше становится зависим от интеллектуального потенциала общества, от развития культуры. Бот почему и в Программе КПСС и в материалах XXIУ, ХХУ , ХХУІ съездов КПСС проблеме культуры уделяется большое внимание. Так, если на ХХІУ съезде подчеркивалось, что коммунистическое строительство невозможно осуществлять не только без материально-технической базы, но и без высокого уровня культуры, общественной сознательности, внутренней зрелости самого советского народа . В материалах ХХУІ съезда КПСС содержатся указания о необходимости развивать культуру, повысить ее роль в более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей. На июньском (I98S) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что в условиях развитого социалистического общества, по мере роста культурного уровня народа, возрастает возможность активного вмешательства культуры в общественную жизнь, в связи с чем Пленум указал на необходимость использования этого мощного оружия делу служения на-роду, делу коммунизма .

Эти указания были взягы на вооружение обществоведами в дальнейшей разработке теории единой интернациональной культуры советского народа. Анализ данной проблемы поставил теоретиков перед необходимостью выяснить общие методологические основы исследования, четкого определения понятия "культуры" вообще. Следует отметить, что за последние годы в изучении этого вопроса достигнуты определенные результаты. К ним можно отнести попытку сгруппировать существующие множества определении культуры и признание того, что "само понятие культуры может варьироваться в зависимости от того, в какой понятийной системе оно функционирует, на какую познава -тельную цель ориентирует" . Это связано с тем, что культура - чрезвычайно широкое, многоплановое и многогранное явление. И охватить ее целиком в одном определении невозможно. Однако общим моментом во всех пред -лагаемых определениях является признание связи культуры с деятельностью человека.

Разногласия среди обществоведов начинаются тогда, когда речь заходит о конкретной связи деятельности с культурой.

Для разрешения этих научных дискуссий, на наш взгляд, необходимо обратиться к работам классиков марксизма-ленинизма, чьи работы являются методологической основой в изучении общественных проблем.

В работах классиков марксизма-ленинизма понимание и определение культуры тесным образом связывалось с деятельной сущностью человека, формированием, развитием и реализацией его сущностных сил.

В связи с этим нам представляется необходимым рассмотрение понятия сущностные силы человека. Сущностные силы человека, в отличие от биологических, не даны самой природой, а формируются в ходе его общественно-практической деятельности. Будучи детерминированы объективными условиями, они (эти силы) в то же время составляют внутреннюю сущность социального субъекта - в связи с чем и выступают сущностными силами. Понятие же сила означает потенциальные возможности субъекта для осуществления общественной деятельности, т.е. необходимые для осуществления этой деятельности способности, знания, навыки, умения. Но наличие силы еще не означает деятельность, а представляет лишь наличие социальных возможностей к выполнению этой деятельности. Широта, разнообразие, эффективность социальной деятельности субъекта зависит от пол I ноты развития этих социальных сил .

Здесь существует двоякая зависимость (взаимозависимость) между социальными силами субъекта и его деятельностью. Социальные силы, сформированные в результате об щественно-политической деятельности, находятся в зависимости от последней, в процессе которой они обогащаются, в то же время разнообразие, полнота деятельности зависит от силы и степени развития самих этих социальных сил. Социальные силы являются по своей природе сложным образованием и имеют следующую структуру: способности, потребности, знания, навыки, умение. Все эти элементы необходимы для осуществления любого вида социальной деятельности: будь это производственная, политическая или духовная.

Будучи объективными по своей природе, личностными по форме, социальные силы имеют определенный конкретно-исторический характер, меняющийся от эпохи к эпохе.

С прогрессивным развитием общества возрастают уровень, навыки, умения, способности и потребности социальных субъектов. Но это новое не означает однако отрицания старого уровня их развития. Оно передается от одного поколения к другому через культуру, которая выступает передаточным механизмом этого процесса, и в которой концентрируется опыт поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении. Однако функция культуры не ограничивается механизмом трансляции социального опыта, основной ее функцией выступает формирование определенного типа личности.

Субъективный фактор зрелого социализма, его роль в развитии интернациональной культуры советского народа

Исследование дальнейшего развития единой культуры советского народа невозможно без анализа детермини -рующих ее объективных условий и субъективного фактора. Выше нами было подчеркнуто, что в основе развития культуры лежит деятельность социальных субъектов, обусловленная существующими объективными условиями. Выявление связи деятельности субъектов с последними раскрывает источник и сущность развития единой обще советской культуры. Вот почему изучение этого аспекта представляет собой большой научный и практический интерес.

За последнее время стала активно разрабатываться проблема объективных условий и субъективного фактора т вообще , и соотношение этих категорий в различных сфе I Антонян М.О. Соотношения объективных условий и субъективного фактора при социализме. Ереван, 1967; Диалектика объективного и субъективного в развитом социалистическом обществе. Киев, 1980. ах общественной жизни . Это не случайно, так как он вызван исторической необходимостью осмыслить особенности развития социалистического общества - одной из закономерностей которой является возрастание актив -ной сознательной деятельности широких масс трудящихся, становления их субъектом исторического творчества. Все это является не чем иным как проявлением, одного из аспектов обще социологических закономерностей, состоящих в том, что с развитием общества изменяется и роль субъективного фактора. Последний может способствовать ускорению развития общества или же замедлить его. "Общество, - писал К.Маркс,- если даже оно напало на след естественного закона своего развития ... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может со-кратить и смягчить муки родов".

Изучение субъективного фактора по сути дела есть изучение механизма детерминации общественных явлений, так как в основе действия общественных законов лежат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Изучение закономерностей развития последнего является важной предпосылкой управления общественными процессами. Отсюда интерес к субъективному фактору объясняется не только чисто теоретическими интересами, но вытекает из насущной потребности реальной действительности, особенно в условиях развитого социалистического общества, где в широких масштабах растет сознательная активность трудящихся масс. Ведь история - это деятельность людей, деятельность преследующего свои цели человека. Еще К.Маркс и Ф.Энгельс писали: "История не делает ничего, она не обладает никаким необъятным богатством, она не сражается ни в каких битвах". Не история, а именно чело -век, действительный, живой человек - вот кто делает все, всем обладает и за все борется ... История - нечто иное, как деятельность преследующего свои цели че «I ловека" .

Естественно, люди творят историю не по произволу, а в соответствии с потребностями общественного развития, на основании существующих объективных условий. Осознание этих потребностей, порождаемых объективными условиями и принятие решений или их осуществления и изменения зависит от деятельности социального субъекта. Деятельность субъекта обусловлена его сознанием, в котором отражается объективная действительность, объективные условия. А ход развития общественной жизни зависит от точности отражения объективных условий сознанием людей, от степени соответствия их деятельности объективным условиям, следовательно, зависимость результатов деятельности от объективных условий дополняется зависимостью тех же результатов от сознательной деятельности субъекта. Вот эта зависимость, т.е. зависимость результатов деятельности от сознания и есть проявление субъективного фактора.

Сложность изучения этой проблемы состоит в том,что в каждом конкретном случае содержание субъективного фактора меняется, обусловливая его многоаспектность. Отсюда и различны трактовки субъективного фактора многими авторами.

Развитие единой культуры советского народа как этап становления общечеловеческой культуры коммунизма

Утвердившаяся единая культура советского народа является важным этапом в становлении культуры общечелове ческой. Будучи одним из этапов будущей коммунистической культуры, единая интернациональная культура советского народа отличается от нее степенью зрелости и совершенства. Еще классики марксизма-ленинизма писали, что коммунистическое общество в своем развитии проходит две фазы: низшую и высшую. Подчиняясь обще социологическим законам, культура как общественный феномен проходит эти этапы. Так начальному этапу развития коммунистического общества соответствует социалистическая культура, которая на стадии зрелого социализма приобретает единый общесоветский характер.

Развитое социалистическое общество является необходимым этапом на пути становления коммунистической формации. Поэтому развитое социалистическое общество и присущая ему единая интернациональная культура должны рассматриваться не только в их данной качественной определенности, но и с точки зрения перспектив дальнейшего развития, исходя из основных целей коммунистического преобразования общества, суть и цель которого состоит в превращении каждого индивида в сознательного творца, субъекта общественного развития. В то же время это есть основная характеристика культурного прогресса в его всемирно-историческом, общечеловеческом содержании .

Достигнув окончательного формирования в условиях зрелого социализма, единая общесоветская культура обретает большие возможности для дальнейшего своего развития. Объективные условия развитого социалистического общества открывают советскому народу возможность реа-лизации своих сущностных сил во всех сферах общественной жизни - в экономической, социально-политической и духовной. Важное значение приобретает духовная среда, в которой наиболее остро ощущалось отчуждение народных масс от создаваемых ими ценностей в дореволюционной России.

"Социализм, - как подчеркнуто в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования СССР", - сумел решить задачу поистине исторического значения: вооружить достижениями культуры многомиллионные массы людей труда, открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности, все источники знания. В стране созданы широкие возможности для проявление талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства".

Необходимо отметить, что подлинное развитие социалистической культуры было обеспечено в результате социалистической революции, которая создала материальные и политические условия роста культуры трудящихся, порож -дая в них стремление к образованию, овладению техникой, развитию своих способностей. Создавая НОВЫЙ общественные отношения, социалистическая революция вызывает у многомиллионной массы настоятельную потребность жить высококультурной жизнью, ломая старые устои и традиции, в результате чего "На смену старой местной и национальной замкнутости и существования за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так ж к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более не т возможными"

Похожие диссертации на Субъективный фактор в развитии единой культуры советского народа