Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Нечаева Галина Андрониковна

Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района)
<
Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нечаева Галина Андрониковна. Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) : ил РГБ ОД 61:85-9/128

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Марксистское понимание сущности социалистическое художественной интеллигенции : 15-75

1. Классики марксизма-ленинизма о социальной роли художественной интеллигенции 15-30

2. Понятие, структура социалистической худо жественной интеллигенции 30-42

3. Роль художественной интеллигенции в разви тии культуры социалистического общества 42-75

Глава II. Некоторые закономерности и особенности развития художественной интеллигенции Урала : 76-148

1. Предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции в регионе 76-97

2. Становление и совершенствование процесса функционирования художественной интеллигенции 97-148

Заклкнение 149-158

Использованная литература 159-169

Введение к работе

Проблемы развития интеллигенции как социального слоя и ее влияния на общественные процессы становятся все более актуальными. Соперничество двух мировых систем, острая идеологическая борьба, развитие научно-технической революции, проблемы совершенствования человека, необходимость реализации объективного закона возвышения потребностей - все эти факторы усиливают значение дальнейшей разработки проблем развития интеллигенции и составляющих ее социально-профессиональных групп.

Эстетизация труда, возрастание эстетического начала в его продуктах, влияние искусства на формирование творческого потенциала человека и создание гармонически развитой личности придают особую значимость субъектам художественной деятельности.

Социалистическое общество заинтересованно относится к развитию художественной культуры. О "новой приливной волне" в советском искусстве говорилось на ХХУІ съезде КПСС, где была подчеркнута связь современных художников-профессионалов с революционными традициями в обществе, отмечены их большая роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся и возросшее внимание к вопросам морали, выдвинута задача создания полноценных произведений, в которых герои жили бы "заботами своей страны, жизнью, наполненной борьбой за торжество справедливости и добра" .

Высокохудожественные произведения являются мощным средством воспитания народа в духе коммунистических идеалов. Появление новых художественных образов, достойных современника, зависит от степени совершенства каждого профессионального художника, уровня зрелости социально-профессиональной группы и составляю-

I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с.62. щих ее подгрупп, от эффективности деятельности региональных отрядов художественной интеллигенции.

ХХУІ съезд КПСС поставил задачу ликвидации социальных различий е территориальном плане. Формирование социальной однородности связано с развитием культуры того или иного региона и в большой степени зависит от уровня перспективного планирования, в которое включается и художественная культура как единство художественного производства и художественного потребления.

В качестве основного звена в художественном процессе выступает современный художник, без него не представляется нормальное функционирование культуры и человеческого общества. "Партия заботится о развитии социалистической культуры, ориентирует деятелей литературы и искусства на создание высокохудожественных произведений, проникнутых духом партийности и народности. Она активно вовлекает широчайшие массы в культурное строительство, содействует раскрытию способностей и дарований людей" .

На этапе зрелого социализма возрастает значение таких субъективных факторов, как Коммунистическая партия и социалистическое государство, трудовые коллективы и общественные организации, классы и социальные слои, группы и подгруппы.

Объективные факторы общественного развития обусловливают необходимость скрупулезного изучения такой социально-профессиональной группы, как социалистическая художественная интеллигенция.

Данное диссертационное исследование посвящается выявлению закономерностей и особенностей развития этого общественного феномена при социализме.

I. Постановление ЦК КПСС о 80-летии П съезда РСДРП.- "Правда", 1983, 5 апреля.

Методологическая основа диссертации - труды К;Маркса, Ф.Энгельса, В.ЩЛенина, постановления съездов и пленумов ЦК КПСС.

В исследовании использованы работы советских ученых М.Н; Руткевича, Л.Н.Когана, В.Р.Лейкиной-Свирской, Г.В.Бадеевой, посвященные проблемам развития интеллигенции.

Особое внимание уделено произведениям эстетиков и культу-роведов - А.И.Арнолъдова, С.С.Гольдентрихта, А.Ф.Еремеева, Л.А. Зеленова, Э^В.Ильенкова, М.С.Кагана, М.Ф.Лифшица, Ю.А.Лукина, М.Ф.Овсянникова, Б.В.Павловского и других, характеризующих культуру как социальный феномен, художественную жизнь общества, искусство как общественную потребность, проблемы художественного творчества.

На наш взгляд, наиболее полное освещение в трудах исследователей социалистической художественной интеллигенции получили такие вопросы, как определение понятий "художественная интеллигенция в СССР" и "художественная интеллигенция в социалистическом обществе", социологический анализ группы.на материалах Казахской ССР, Башкирской АССР, Тюменской, Свердловской и других областей, структурирование, воспроизводство и самовоспроизводство группы.

Анализ изученных источников показывает, что социалистическая художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа недостаточно изучена.Во-первых,нет единого понимания и определения сущности социалистической художественной интеллигенции, которые позволяли бы обозначить границы и состав группы,а, следовательно,представить структуру,выявить внутригрупповые связи, специфику функционирования, характерные черты этого социального образования.Во-вторых, отсутствует достаточно глубокий анализ социально-профессиональных подгрупп,являющихся элементами струк- туры социалистической художественной интеллигенции,

О недостаточной изученности данной социально-профессиональной группы говорит и тот факт, что по рассматриваемым проблемам развития социалистической художественной интеллигенции существуют пока публикации лишь в виде авторефератов, брошюр, статей и тезисов. Нет ни одной монографической работы.

Изучение проблем социального развития социалистической художественной интеллигенции, а также ее социально-профессиональных подгрупп в сравнительно-историческом аспекте дает богатейший материал для обнаружения закономерностей и особенностей развития рассматриваемого социального явления, разработки проблем социально-классовой структуры зрелого социализма, осуществления научного управления процессом функционирования художественной интеллигенции, и, следовательно, наиболее эффективной реализации ее общественной роли.

Выработка критериев выделения социально-профессиональной группы художественной интеллигенции из состава интеллигенции позволяет обозначить границы, структуру группы, дать определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция".

Предметом исследования являются закономерности возрастания роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, усиление ее влияния на процесс коммунистического строительства. В диссертации исследуются социально-политические закономерности и особенности развития социалистической художественной интеллигенции регионального отряда - Уральского экономического района.

Целью диссертационного исследования является углубление представлений о социальной сущности художественной интеллигенции, о тенденциях ее развития и совершенствования, выработка рекомендаций по росту ее влияния на общественное развитие.

Для реализации поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи: I) выявление и осмысление взглядов классиков марксизма-ленинизма по вопросу о социальной роли художественной интеллигенции, 2) определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", 3) анализ и обобщение опыта формирования и функционирования социалистической художественной интеллигенции, 4) систематизация объективных и субъективных факторов усиления влияния группы на развитие культуры зрелого социалистического общества, 5) выявление и социологический анализ закономерностей формирования, функционирования и совершенствования региональной художественной интеллигенции Урала.

В целях получения достоверных эмпирических данных о художественной интеллигенции Уральского экономического района диссертантом проводились социологические обследования регионального отряда рассматриваемой группы. Автор диссертации воспользовался методикой, разработанной социологами УрГУ им.А.М.Горького при участии диссертанта; были составлены анкеты и в 1972-1973 гг. проведено анкетирование. Получено 1200 анкет с ответами.

Кроме того, с целью изучения динамики развития художественной интеллигенции было проанализировано более 2 тысяч личных дел ее представителей, работавших в I9I9-I983 гг. на Урале. Ориентировочно, по подсчетам автора, в эти годы в рядах группы насчитывалось около 12 тысяч человек: от нескольких сот в 1919 г. до семи тысяч двухсот человек - в настоящее время.

Необходимая репрезентативность достигается, таким образом, за счет 14% выборки и охвата анализом основных социально-профессиональных подгрупп и коллективов художественной.интеллигенции.

Наряду с этим использовались интервью, непосредственное наблюдение за процессом труда, большое значение придавалось экспертным оценкам.

Необходимый материал диссертант получила также в процессе своей работы в методической комиссии по вопросам воспитания художественной интеллигенции Свердловского ГК КПСС,

Натчная новизна полученных диссертантом результатов заключается в следующем: во-первых, в диссертации более полно и четко, по сравнению с тем, что имеется в научных публикациях других авторов, выявлена сущность социалистической художественной интеллигенции, которая проявляется в создании художественных образов в соответствии с требованиями метода социалистического реализма, принципами партийности, народности искусства и в соответствии с коммунистическими идеалами; во-вторых, впервые в систематизированном виде раскрыто значение объективных факторов, обусловливающих возрастание роли художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, сформулированы основные закономерности воздействия социалистической художественной интеллигенции на развитие культуры в условиях развитого социализма; в-третьих, впервые в социологическом аспекте рассмотрен процесс становления, формирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона, проведен анализ динамики ее развития в целом по группе и крупнейшим социально-профессиональным подгруппам за I9I9-I983 гг., позволивший автору выявить некоторые основные закономерности и особенности развития, наметить пути совершенствования рассматриваемого социального феномена; в-четвертых, на основе изучения научных работ и проведенных исследований диссертант дает свое определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", что позволяет очертить границы группы, выделить ее из общего состава интеллигенции, представить структуру и рассмотреть внутригрупповые связи.

Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выносимым на защиту результатам: I) проанализированы взгляды классиков марксизма-ленинизма на социальную роль художественной интеллигенции, на основе которых автором обосновано и дано определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", позволяющее обозначить границы группы, представить ее состав и проанализировать структуру.

Под социалистической художественной интеллигенцией в диссертации понимается социально-профессиональная группа в состав которой входят работники, занимающиеся непосредственно общественным умственным трудом по созданию художественных образов; раскрыты такие основные функции социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, как отражение окружающего мира, создание художественных образов в соответствии с методом социалистического реализма и коммунистическими идеалами, а также эстетическая, пропагандистская, воспитательная, культуроведческая, гедонистическая, коммуникативная; выявлены некоторые основные закономерности и особенности возрастания воздействия группы на развитие культуры социалистического общества, к которым мы относим следующие: усиление участия социалистической художественной интеллигенции в формировании научного мировоззрения, в совершенствовании общественных отношений, в борьбе с буржуазной идеологией: активизация деятельности, направленной на совершенствование социалистического образа жизни, формирование единого высокого морального климата общества, создание гармонически развитой личности, а также на пополнение художественными ценностями мировой культуры, растущее влияние социалистической художественной интеллигенции на совершенствование - 10 -производственных отношении, проявляющееся в создании художественных образов в технической сфере и формировании нового типа работника;

4) проанализированы и систематизированы объективные факторы усиления роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, такие как: развитость материальной и духовной культуры, реализация объективного "закона возвышения потребностей", интернациональный характер социалистической художественной культуры, объективная потребность в укреплении единства социалистического и мирового искусства, необходимость совершенствования социалистического образа жизни, повышение уровня эстетической культуры масс, совершенствование эстетических отношений в труде, в быту; возрастание роли марксистско-ленинской художественной критики; усиление борьбы с буржуазной идеологией; необходимость дальнейшего пополнения художественными ценностями мировой культуры.

Эти и другие объективные факторы являются важными стимулами развития социалистической художественной интеллигенции. Взятые в комплексе и порознь, они воздействуют на сознание художника, в большей степени обязывают его включиться в борьбу за прогресс культуры, за улучшение жизни, за "очеловечение человека".

Реализация сложных проблем, свободный, творческий труд по способностям и по потребностям преобразуют самого художника, его образ жизни, интересы, духовные запросы. Усиливается значимость и роль таких субъективных факторов художественной деятельности, как приобщение творцов искусства к идеалам коммунизма; партийность, патриотизм и интернационализм; овладение художником марксистско-ленинским учением об общественном развитии; укрупнение

I. Ленин В .И. Полн. собр. соч., т.1, с.101. - II - масштаба мышления художника; потребность художника-творца в защите подлинно человеческого общества, развивающейся коммунистической цивилизации; следование принципу народности, искусства, методу социалистического реализма; органическая потребность в утверждении высоких нравственных ценностей социализма; стремление служить трудящимся и своим трудом умножать успехи в борьбе за коммунизм; сплоченность вокруг Коммунистической партии. Наконец, высокий профессиональный уровень, развитые способности к труду по созданию художественных образов (талант), ориентация на самый развитый художественный вкус; потребность внести свой вклад в сокровищницу мировой культуры и другие; выявлены материальные, социальные и политические предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции Урала, показано, что решающее значение в ее становлении сыграла победоносная социалистическая революция, благодаря которой на позиции пролетариата сначала встает самая передовая часть старой интеллигенции. На этапе переходного периода от капитализма к социализму создаются новые кадры, формирующиеся из способных к художественной деятельности трудящихся; победа социалистических общественных отношений приводит не только к созданию собственных кадров художественной интеллигенции, но также коренным образом меняет положение художника в обществе; сформулированы и раскрыты основные закономерности и выявлены особенности функционирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона: рост количественного состава, коренное изменение социально-классовых источников формирования группы, рост квалификации, развитие художественного таланта, рост образовательного уровня за счет комплектования группы специалистами с высшим и средним образованием, уве- личение численности социалистической художественной интеллигенции за счет коренных.жителей Урала, рост удельного веса женщин в составе группы, удовлетворенность творчеством по созданию художественных образов, активизация общественной деятельности; показаны профессионально-подразделяющая структура социалистической художественной интеллигенции, динамика развития группы и основных составных ее социально-профессиональных подгрупп; в социологическом аспекте показана диалектика развития художественного таланта в условиях Уральского региона; в адрес руководства коллективов, союзов, учреждений и организаций культуры высказан ряд рекомендаций по улучшению работы художественной интеллигенции: а) совершенствовать работу по комплектованию группы за счет молодежи, женщин и других социальных групп путем формиро вания общественного престижа на научной основе, пропаганды дос тижений искусства, усиления шефства над коллективами художест венной самодеятельности, народными промыслами; б) планировать воспитательную работу, опираясь на научную теорию воспитания и в соответствии с требованиями ХХУІ съезда. партии, Пленумов 1982-1984 гг., особенно - Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС; - в) изучать потребности художника в целях усиления целенаправленного воздействия на его творчество; г) предусмотреть мероприятия по усилению связей между со циально-профессиональными подгруппами; д) совершенствовать работу секций художественной критики при творческих союзах, способствовать профессиональному росту -ІЗ - критиков; є) сохранять архивы организаций как материал научного прогнозирования развития художественной интеллигенции.

Апробация -работы

Автор участвовал в Уральских социологических чтениях (Оренбург, 1980 г.); в конференциях по проблемам социалистического образа жизни (УПИ им.С.М.Кирова, 1978-1984 гг.); в Свердловской областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУІ съезда КПСС"(1981 г.); во Всесоюзной конференции "Развитие социальной структуры советского общества"(Таллин, 1981 г.); в республиканской конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУІ съезда КПСС"(Свердловск, 1982 г.); в межвузовской научно-теоретической конференции "Теоретическое наследие К.Маркса и современность"(Алма-Ата, 1983 г.).

Диссертант имеет восемь публикаций общим объемом 2,8 п.л.:

К вопросу о формировании социалистической художественной интеллигенции на Урале. Статья. - Сборник ученых трудов, вып.25. Свердловский юридический институт, - Свердловск, 1973г. - с.145-156.

Формирование кадров художественной интеллигенции на Среднем Урале. Статья. - Сборник ученых трудов, вып.32. Свердловский юридический институт, - Свердловск, 1973, - с.212-227.

Об источниках формирования художественной интеллигенции. Статья. - Классы и слои в развитом социалистическом обществе.-Свердловск: УрГУ им.А.М.Горького, 1975, - с.140-148.

Духовные потребности художественной интеллигенции. Тезисы Ш-х Уральских социологических чтений. - Оренбург, 1980, -с.58-60.

ХХУІ съезд КПСС и образ жизни художественной интеллигенции. В соавторстве с Т.Б.Багировой. - Свердловская областная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУІ съезда КПСС". Тезисы докладов. - Свердловск: НТО, 1981, с.57-58.

Развитие социальных потребностей художественной интеллигенции как условие совершенствования образа жизни. Тезисы конференции; Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. - Свердловск; УПИ, 1981, с.1-2.

Динамика развития художественной интеллигенции театра. Тезисы Всесоюзной научной конференции "Развитие социальной культуры советского общества".-Таллин 21-23 октября, 1981, с.47-49.

Роль художественной интеллигенции в развитии социалистического образа жизни. Тезисы докладов и выступлений к республиканской конференции; Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУІ съезда КПСС. - Свердловск, 1982, с. 56-57.

Понятие, структура социалистической худо жественной интеллигенции

Целью данного исследования, как было сказано выше, является углубление представлений о социальной сущности социалистической художественной интеллигенции, о тенденциях ее развития,функционирования и совершенствования, на этапе зрелого социализма, выработка рекомендаций по росту ее влияния на общественное развитие. Для этого прежде всего необходимо выделить данную социально-профессиональную подгруппу из состава социалистической интеллигенции как социального слоя.

Решение этого вопроса невозможно без выявления критериев, присущих социалистической художественной интеллигенции, способствующих пониманию ее места в составе социально-классовой структуры социалистического общества, помогающих определению ее границ, структуры, состава, и, наконец, позволяющих дать определение понятия "социалистическая художественная интеллигенция", 2. Понятие, структура социалистической художественной интеллигенции

Выявление генезиса, сущности и социальной роли интеллигенции, определение функций художественной интеллигенции в системе культуры, возрастание ее роли в обществе, потребность научного управления ее деятельностью приводят, с одной стороны, к необходимости разработки понятия "социалистическая художественная интеллигенция", уточнения границ данной социально-профессиональной группы, определения структуры и основных элементов, и, с другой стороны, - к анализу тенденций развития и определения основных направлений дальнейшего совершенствования художественной интеллигенции.

В последние годы возрос интерес к отдельным теоретическим и практическим проблемам рассматриваемой группы. Проанализируем позиции некоторых авторов по поводу критериев выделения группы и ее составных частей, по вопросам характера, содержания и специфики ее труда.

Б поисках критериев выделения группы много полемических положений содержит статья Л.К.Барановой "О воспроизводстве художественной интеллигенции в СССР" . Справедливо связывая существование и функционирование данной группы с исторически сложившимся общественным разделением труда, отстаивая различие между понятиями "творческая интеллигенция" и "художественная интеллигенция", автор не находит для этой цели убедительных доказательств. Представляется спорным критерий отнесения к художественной интеллигенции всех, кто непосредственно или практически участвует в создании культурных ценностей . Автор не объясняет, что именно подразумевается под культурной ценностью, хотя из контекста следует, что культурная ценность включает в себя не только высокоидейные художественные произведения. Кроме того известно, что к создателям культурных ценностей относится исключительно большой круг людей: народные умельцы, ученые и другие.

Вполне очевидно, что критерий, выбранный автором, способствует неправомерному расширению границ такой социально-профессиональной группы, как художественная интеллигенция.

Аналогичные возражения вызывает позиция Л.К.Барановой,когда она отождествляет понятия "художественная интеллигенция" и "работники культуры", хотя вполне очевидно, что второе понятие по объему и по содержанию шире первого и включает в себя первое.

Как видим, и здесь автор неправомерно раздвигает границы рассматриваемой группы, в которую включает как создателей художественных образов, так и других работников сферы духовной культуры, не создающих их.

Наконец, Л.К.Баранова односторонне рассматривает вопрос, связанный с восприятием мира представителями различных профессий художников. Так, например, она убеждена в том, что художественно-образное видение мира является необходимым атрибутом тру-да только художника или литератора (?!) . Известно, что таким видением должны обладать и обладают певцы, артисты балета, актеры, архитекторы, композиторы, музыканты, писатели, поэты, художники (живописцы, дизайнеры, прикладники, скульпторы), режиссеры, дирижеры, хореографы, хормейстеры, балетмейстеры, либретисты, сценаристы и другие, не говоря о том, что такими способностями обладает каждый человек в большей или меньшей степени.

Эти способности являются фундаментом для создания художественных образов и для их восприятия далеко не только в среде профессионалов. Представители социалистической художественной интеллигенции образно воспринимают и отображают действительность, создают оригинальные высокоидейные и высокохудожественные произведения.

Обратимся еще к одной из научных публикаций. Статья Е.В. Пушкиной "Содружество художественной интеллигенции и рабочего о класса" посвящена социальной роли группы на этапе развитого социализма. Б ней автор аргументированно и логично доказывает положение о возрастание роли субъективных факторов на этапе построения коммунизма. Рассматривает содружество рабочего класса и художественной интеллигенции как один из показателей роста культурного потенциала развитого социалистического общества, как одно из условий его интеллектуального развития. Как известно, содружество передового класса и анализируемой социально-профессиональной группы обогащает обе стороны. Не случайно автор упомянутой статьи говорит о важности разработки писателями, художниками и другими членами этой группы производственной тематики, которая способствует совершенствованию образа жизни, межличностных отношений, упрочению высокого морального климата различных коллективов трудящихся. Обратив внимание на специфическую роль данной группы, Е.В. Пушкина не всегда последовательна в выборе понятий. Так, в ее представлении однозначными являются понятия "художественная" и "творческая" интеллигенция. Ученые-социологи Л.В.Ермакова, А.И.Рубайло, Г.И.Ильина, Ф.Я.Володарский, Г.С.Щуров, В.Ш.Назимова, Г.С.Андрианова, Н.А. Родионов, М.К.Круминь, А.А.Матуленис, выясняя место и роль интеллигенции в социалистическом обществе, приводят большой эмпирический материал как по социальному слою интеллигенции в целом, так и по конкретным его группам, в том числе художественной интеллигенции. Некоторые авторы оперируют понятием "художественная интеллигенция", не давая его определения и научной трактовки. Попытка определения понятия "художественная интеллигенция" была сделана несколькими обществоведами. Рассмотрим одно из них: "Художественная интеллигенция в СССР - это социально-профессиональная группа социалистического общества, занятая высококвалифицированным трудом по художественному(эстетическому) освоению

Роль художественной интеллигенции в разви тии культуры социалистического общества

Процесс становления, развития и совершенствования культуры социалистического общества испытывает действие объективных и субъективных факторов. Это в полной мере относится к художественной культуре.ностью, связанной с дальнейшими исследованиями в области теории художественной культуры. В монографических трудах А.И.Арнольдо-ва, Ю.А.Лукина и других авторов рассматриваются насущные вопросы развития и функционирования художественной культуры, анализируются ее отдельные элементы. Что касается роли художественной интеллигенции как социально-профессиональной группы в развитии культуры социалистического общества, то эта проблема пока не получила достаточного освещения в научной литературе, хотя, как известно, создатели художественных образов включаются в художественную культуру1.

Проблема возрастания социальной роли рассматриваемой группы в определенной степени, на наш взгляд, может быть решена, во-первых, путем выделения и классификации закономерностей усиления влияния группы на развитие культуры социалистического общества; во-вторых, с помощью детальной классификации и анализа объективных и субъективных факторов, усиливающих деятельность социалистической художественной интеллигенции; в-третьих, при рассмотрении социальных функций социалистической художественной интеллигенции.

Поскольку художник является одним из элементов культуры, то данное обстоятельство обязывает нас обратиться прежде всего к этому феномену.Культура рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общественного человека и как процесс саморазвития, умножения и совершенствования его сущностных сил и способностей2.

Социалистическая культура характеризуется такими основными чертами, как народность, коммунистическая идейность, пролетарская партийность, социалистический гуманизм, коллективизм, социалистический патриотизм, интернационализм . Руководящую роль осуществляет Коммунистическая партия, под воздействием которой протекает деятельность социалистического государства, трудовых коллективов и общественных организаций.

"Особенность социалистической культуры - сохранить верность высоким гуманистическим идеалам, служить созидательным целям человечества, делу мира и социального прогресса .

Совершенствованию, динамичному развитию социалистической культуры, упрочению ее позиций в мировой культуре способствуют все ее компоненты. Как известно, при социализме основные материальные и духовные ценности создаются рабочим классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией.

В исторически сложившихся условиях разделения труда специфическое положение в художественной культуре социалистического общества как части духовной культуры и культуры в целом занимает художественная интеллигенция как профессиональный создатель художественных образов в соответствии с требованиями метода социалистического реализма и коммунистическими идеалами.

Влияние художественной интеллигенции как социально-профессиональной группы на культуру характеризуется следующими закономерностями:I) активизация роли социалистической художественной интеллигенции в формировании научного мировоззрения трудящихся, обусловленное процессом планомерного, сознательного создания комму нистической цивилизации, в которой личность выступает как цель жизнедеятельности общества;2) возрастание роли социалистической художественной интеллигенции в борьбе с буржуазной идеологией, обусловленное объективной потребностью социалистического общества отстоять верность марксистско-ленинской науки об общественном развитии и достижения, ценности реального социализма;3) усиление роли социалистической художественной интеллигенции в процессе совершенствования социалистического образа жизни и формирования высокого морального климата общества как необходимых условий перехода к коммунизму в сфере материальной и духовной жизни;4) активное участие социалистической художественной интеллигенции в деле формирования всесторонне гармонически развитой личности как объективной потребности коммунистического общества;культуры, пополнение ее художественными ценностями, обусловленное объективной потребностью формирования общечеловеческой культуры и повышением международного авторитета социалистической культуры";6) растущее влияние социалистической художественной интеллигенции на совершенствование производительных сил и производственных отношений, проявляющееся в формировании нового типа работника, обусловленное потребностью общества в удовлетворении его членов духовными и материальными ценностями.

Действие этих закономерностей реализуется в деятельности художников-профессионалов, а также в некоторой степени - представителей художественных промыслов и самодеятельного художественного творчества.

Предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции в регионе

Социалистическая художественная культура создавалась на Урале, поддерживая наиболее прогрессивные общественные традиции.

Марксизм-ленинизм доказывает, что развитие духовного производства, обладающего относительной самостоятельностью, связано и во многом определяется состоянием материальных факторов.Зарождение и становление хдожественной культуры на Урале позволяет проследить, как с материальным освоением региона возникает традиционное(для России, мира) и в то же время неповторимое искусство, как появляется универсальный художник и как происходит постепенная дифференциация художественной деятельности, начиная со второй половины ХУШ столетия. Этот процесс позволяет выявить истоки и тенденции формирования художественной интеллигенции на Урале.

Объективные причины освоения уральского краяВ истории России ХУШ век был поворотным пунктом. Экономическое, социально-политическое, культурное развитие страны привели ее к неотвратимому столкновению с западными конкурентами и прежде всего со Швецией как высокоразвитой державой: ее армия считалась одной из сильнейших в Европе. Флот скандинавов господствовал на море. Сталь Швеции покупалась всеми странами.

В борьбе за жизненно важный выход к морю, а через него - на мировой рынок, без которого не может существовать и добиться самостоятельности ни одно государство, Петр I уделил особое внимание разведке полезных ископаемых - богатейших железных и медных руд на Урале. Их интенсивная разработка и эксплуатация позволили перевооружить армию, создать флот. В этом непреходящая заслуга трудящихся горного края, где уже в первой четверти ХУШ века были построены десятки заводов .

Кроме этого,на Урале повсеместно была развернута добыча и обработка драгоценных металлов и цветного камня. Только Оренбургская область в дореволюционный период так и не смогла встать вровень в промышленном отношении с другими районами региона.По темпам промышленного развития Урал не имеет себе равных в отечественной дореволюционной истории. В.И.Ленин неоднократно обращал внимание на особенность промышленного уклада этого района. Он отмечал, что главным "явлением экономической жизни края является горнозаводская промышленность, которая сообщила ему совершенно особый отпечаток. С положением и интересами уральской горнопромышленности связаны и история колониза тщи и настоящее положение края . В.И.Ленин указывал еще на одну особенность Урала, где земледельцы и заводчики соединились в одном лице. Одной рукой такой землевладелец-заводчик раздавал землю крестьянам, другой - принуждал их тем самым работать на своем заводе.

Именно в силу этих обстоятельств на Урале так прочно удерживала свои позиции патриархальщина, сохранялись "незыблемыер традиции доброго старого времени" , наблюдался весьма низкий,по сравнению с югом России, уровень технической оснащенности, мизерная заработная плата рабочих и жестокая эксплуатация коренного населения.

Это был период, когда, по словам В.И.Ленина, "крепостное право служило основой высшего процветания Урала и господства его не только в России, но отчасти и в Европе" .Уральские заводы создавались потом и кровью, трудом и талантом всех народов, входивших в состав Российского государства.Свои знания и опыт здесь реализовали многие иностранные специалисты.

Большинство жителей края составляло крестьянское население, которое делилось на две категории. Первые - мастеровые, несшие постоянную заводскую работу, вторые - "сельские работники", выполнявшие вспомогательные виды работ - возку дров, руды, леса. Они имели собственное хозяйство (усадьбу, покос, скот...). Плату за работу выдавали редко. Часто - в виде леса, провианта, земли. По сути это было то же крепостничество.

В основном население при заводах было неграмотным, отчасти малограмотным. Такое положение сохранилось вплоть до конца ХЕХ века. Так, в 1881 году грамотные составляли менее 10%, окончившие средние и высшие учебные заведения - около 0,3% . Если бы подобный анализ был предпринят в ХУШ веке, то перед нами бы предстала еще более мрачная картина, характеризующая уровень образования населения Урала.

Такое положение было обусловлено еще тем, что царское правительство практически не уделяло внимания повышению культуры представителей таких наций и народностей, как татары, башкиры, мордва, удмурты, казахи и других.Все это, несомненно, наложило отпечаток на темпы формирования художественной интеллигенции на Урале.

Однако задачи развития материального производства и духовной жизни требовали решать не только острую проблему образовав ния, создания кадров квалифицированных рабочих и мастеров, но и художников.

Становление и совершенствование процесса функционирования художественной интеллигенции

Художественная интеллигенция Уральского региона общей численностью в 7240 человек рассредоточена в Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской, Оренбургской областях и в Удмуртской АССР.

Рост численности художественной интеллигенции за годы Советской власти произошел во всех подгруппах. В настоящее время на Урале трудятся представители нескольких десятков профессийI. Писатели, художники, композиторы Удмуртии, с.109. Наиболее представительной является художественная интеллигенция театров, составляющая более половины всей социально-профессиональной группы. Вместе с архитекторами, музыкантами и артистами филармоний, художниками она насчитывает 6810 чел., или 93,9% группы Уральского региона. Численность небольших подгрупп писателей, композиторов, артистов цирка, кинематографистов составляет 6,1% от общей совокупности художественной интеллигенции Урала.

Объединение художников-профессионалов в крупные коллективы позволяет улучшить их работу в сфере художественной культуры на основе научного планирования и организации труда, способствует усилению роли партийных, общественных организаций по воспитанию каждого художника, развитию его активности, совершенствованию и формированию таланта.

Представители художественной интеллигенции трудятся почти в 50 крупных организациях и учреждениях искусства (табл.2).

Следует отметить, что за последние 45 лет число театров относительно стабильно, хотя потребности в их количественном росте еще полностью не удовлетворены: городское население и его запросы продолжают расти, да и духовные потребности сельского населения становятся все выше.

Формирование социалистической художественной интеллигенции происходило постепенно. Поначалу ее социальными источниками выступали представители старой прогрессивной интеллигенции. К концу 20-х гг. появились специалисты, получившие образование после Октябрьской революции. Источниками пополнения также являются самодеятельные художники и работники народных промыслов. Основным ядром художественной интеллигенции были и являются члены творческих Союзов и организаций.

В настоящее время Свердловская организация архитекторов -четвертая по количеству членов в РСФСР (после МосковскойЛенинградской и Новосибирской).

За время своего существования число членов Свердловского отделения архитекторов выросло почти в четыре раза. Количественные изменения свидетельствуют не только об авторитете этой организации, но и о ее больших потенциальных возможностях.

Тенденцию количественного роста можно проследить также на примере крупнейшей организации на Урале - Свердловском отделении СХ РСФСР, хотя темпы развития были не всегда равномерными. В 1933-1940 гг. организация выросла на 5%, в военное время - на 6%. В послевоенный период приток новых членов Союза постоянно увеличивался от 9% в 1948 г. до 15$ - в I960 г.

Численность Свердловской организации. Союза художников РСФСР ныне насчитывает более полутора сот живописцев, скульпторов,графиков, художников, монументалистов, театральных художников, художников декоративно-прикладного искусства.

До 40 человек выросла Уральская композиторская организация, до 50 - писательская. В количественных изменениях региональной художественной интеллигенции наглядно видны итоги реализации художественной политики КПСС и Советского государства.Следует отметить, что планомерный численный рост характерен для всех социально-профессиональных подгрупп Урала в условиях социализма.

Особенностью процесса становления и развития художественной интеллигенции Урала является коренное изменение ее социально-классовых источников. Именно в этой области пролетарская революция, советский строй внесли самые существенные коррективы, предоставив многомиллионным массам трудящихся возможность для получения как общего, так и специального образования, в частности, художественного.

Так, например, до 1917 г. дети мещан, чиновников, духовенства, купцов, дворян, почетных граждан, иностранных подданных составляли почти две трети всех учащихся ЕХПШ

Все современные художники-профессионалы - выходцы из среды трудящихся: рабочих, крестьян, семей интеллигенции и служащих (табл.4). Это выдающееся достижение социализма.На этапе развитого социализма определяющее влияние на формирование таланта оказывает прежде всего наличие и развитие способностей и наклонностей к художественному творчеству любого человека независимо от социального происхождения.

Настоящий художник хорошо должен представлять окружающий его мир. Симонов К. в статье "Перед новой работой" писал: "Писатель должен писать прежде всего о том, что он лучше всего знает . Формирование художника, который как профессионал будет заниматься "производственной" тематикой, очевидно, произойдет успешнее, если писатель или живописец с юного возраста "окунется" в рабочую среду или с детства познает радости и трудности крестьянского труда.

Похожие диссертации на Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района)