Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Интернациональное содержание производствен но-трудовой сферы социалистического образа жизни .
1. Сущность и социальная значимость интернационализма социалистического образа жизни 18-37
2. Единство национального и интернационального в производственно-трудовой сфере социалистического образа жизни 37-73
ГЛАВА II. Интернационализм общественно-политической и семейно-бьгговой сфер социалистического образа жизни .
1. Развитие интернационалистских традиций в общественно-политической жизни 74-110
2, Интернациональные черты семейно-бытовых отношений 110-138
Заключение 138-143
Список использованной литературы 144-164
- Сущность и социальная значимость интернационализма социалистического образа жизни
- Единство национального и интернационального в производственно-трудовой сфере социалистического образа жизни
- Развитие интернационалистских традиций в общественно-политической жизни
- Интернациональные черты семейно-бытовых отношений
Введение к работе
В наше исключительно динамичное время в проблемах образа жизни скрещиваются все или почти все коренные, нередко животрепещущие и безотлагательные вопросы развития общества. Поэтому в последние годы вопросы развития социалистического образа жизни привлекают все большее внимание в СССР и других странах социализма. Это связано прежде всего с коренными социальными преобразованиями, осуществленными в странах социалистического содружества.
Проблема развития социалистического образа жизни и его противоположности образу жизни, характерному для мира капитализма, все более становится предметом острой борьбы на международной арене. Это связано с тем, что достоинства или недостатки того или иного общественного строя, преломленные через призму образа жизни, становятся более очевидными.
В идеологическом противоборстве огромное значение приобретают воспитание у советских людей четкой мировоззренческой по -зиции, способности "убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни..," , умение видеть и разоблачать пороки капитализма, отстаивать и пропагандировать преимущества нового строя, ",.. фундаментальные ценности социализма. Надо поддерживать всё передовое в общественной практике, утверждать и ярко раскрывать новое качество жизни трудящихся масс, .--:
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. - Постановление Центрального Комитета КПСС от 26 апреля 1979 г, - М., с.7. — 4 — включающее в себя коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда и потребления, поведения и быта" %
Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС отметил также, что одной из важнейших задач является формирование у каждого высокой культуры межнационального общения, чувства гордости за нашу Совет -скую Родину. А это создание, - сознание единства нашей социалистической Родины, - тем и замечательно, что оно выводит людей за рамки узкоместных, областнических, национальных интересов, прибавляет силы, расширяет поле деятельности, способствуя развитию личности, раскрытию дарований и задатков, независимо от национальной принадлежности» "Социалистический образ жизни - понятие интернациональное, которое при всех своих национальных особенностях и своеобразных традициях.., характеризуется коренными общими чертами" . Поэтому и разработка вопроса о социалистическом образе жизни как интернациональном явлении относится к числу наиболее актуальных проблем общественного развития.
Разумеется, только на этапе развитого социализма можно говорить о формировании типичного образа жизни, характерного для всех народов многонациональной Советской страны, о единстве об- 1 Материалы Пленума Центрального Комитета 14-15 июня 1983 г» - М., 1983, с.73. ** Глезерман Г.Е* В.И.Ленин о формировании социалистического образа жизни. - Коммунист, 1974, № 1, с.106. — 5 — разующих его факторов»
Одним из таких факторов являются традиции, крепко соединяющие людей. Коммунистическая партия поддерживает прогрессивные традиции каждого народа, делает их достоянием всех советских людей, всемерно содействуя развитию новых, общих для всех наций советских традиций.
Актуальность диссертации повышается в связи с тем, что основным объектом исследования является становление социалистического образа жизни в осваиваемых районах Сибири, выяснение об -щего и особенного в производственно-трудовой сфере, обществен -но-политической жизни, культуре и быте населения этих районов.
Автор отмечает, что в таких своеобразных процессах, как переход кочевого и полукочевого населения на оседлость, раскрепощение женщин коренных национальностей, ликвидация межалеменной и родовой разобщенности и вражды, безграмотности, осуществление подготовки национальных кадров, - во всем этом выражались осо -бенности движения ранее отсталых народов этого региона к социализму, утверждения единого советского социалистического образа жизни*
Как отмечает А.О.Бороноев, национальные особенности образа жизни определены не только социальными факторами, но и нацио -* нально-этнической спецификой. Известно, что каждая нация и народность имеет свою культуру, обычаи, традиции, социально-нси-хологические особенности, которые выражаются в элементах образа жизни, в удовлетворении потребностей, в одежде, жилище, кухне,в процессах трудовой и духовной деятельности, в проведении досуга, - б - ценностных ориентации L.
Однако сущностью образа жизни советского народа является наполненность интернационалистскими идеями, убеждениями, что определено социалистическими производственными отношениями и идеологией многонационального рабочего класса нашей страны.
Общее, социалистическое, интернациональное содержание жизни народов СССР создает благоприятную обстановку для свободного труда, взаимообогащения, дружбы, А это в свою очередь служит величайшим ускорителем дальнейшего развития советского народа и укрепления его идейно-политического, социального и интернационального единства. В силу этого и вписывает советский народ емкие страницы в революционную летопись нашей эпохи, являясь глашатаем коммунистических идей во всем мире.
Актуализация проблематики социалистического образа жизни вызвана и тем, что его совершенствование, проявление прогрессивных черт выступает одним из критериев общественного прогресса.
Такой прогрессивной чертой, в частности, является интернационализм,— одна из главных характеристик адекватной социализму системы жизнедеятельности людей, значение которой возрастает в меру развития нашей страны, упрочения новой социальной и интернациональной общности - советского народа, расширения и укрепления мирового социалистического содружества, упрочения един -ства народов на принципах социалистического интернационализма.
См.: Бороноев А.0. формирование и развитие единства образа жизни наций и народностей в условиях зрелого социализма (нравственно-психологический аспект). - Автореф.дисс.на соискание уч. степени доктора философских наук. - Л., 1980, с.34.
Поэтому основное внимание в работе уделяется теоретико-методологическому анализу проблем интернационализма,
К.Маркс подчеркивал, что "... особое внимание привлекает к себе тот или иной вопрос лишь тогда, когда он становится по-литическим...n . Таким политическим вопросом и является воп -рос интернационализации общественной жизни, В научно обоснованной национальной политике Коммунистическая партия исходит из того, что в нашей многонациональной стране высокий уровень интернационализации общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших показателей достижения такой ступени зрелости социализма, когда завершается перестройка всей системы общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Без преувеличения можно сказать, что решение всего комплекса сложных и многоплановых задач совершенствования зрелого социализма и строительства коммунизма неотделимо от дальнейшей интернационализации способа производства, всей системы общественных отношений, духовной культуры, от роста интернационалистского сознания трудящихся, утверждения интернациональных черт в советском образе жизни.
Проблема интернационализма жизнедеятельности советских людей непосредственно связана с теорией национальных отношений зрелого социализма и дальнейшего упрочения советского народа как интернациональной общности людей. В определенных аспектах она находит освещение в работах Э.А.Баграмова, Т.Ю.Бурмистровой,Ф.Я. Горовского, П.М.Рогачева, М.И.Куличенко, М.А.Свердлина, Э.В.Та-* х Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.1, с.360. девосяна и других исследователей. Например, в 1980 году опубликована монография "Развитие советского народа - новой исторической общности" (ответственный редактор М.И.Куличенко). В ней глубоко исследуются закономерности развития новой общности людей, рассматривается значение дружбы народов СССР, интернационального единства советского народа, воздействие этой общности на составляющие ее классы и социальные группы, нации и народности, на ход коммунистического строительства в СССР.
В монографии М.И.Куличенко "Расцвет и сближение наций в СССР. Проблемы теории и методологии" (М., 1981) анализируются закономерности формирования и развития новой исторической общности, особенности социалистического образа жизни народа, роль русского языка в развитии новой исторической общности. Большое внимание уделено воспитанию трудящихся в духе интернационализма.
В коллективной монографии "Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе" (ответственный редактор Ф.Т.Константинов. М., 1981) исследуется соотношение интернационального и национального в развитом социалистическом обществе, рассматривается диалектика социально-классового, интернационального и национального единства в новой исторической общности - советском народе.
Интернациональные черты жизнедеятельности, их ценностных установок в той или иной степени раскрываются в статьях и разделах коллективных монографий, написанных Ю.В.Арутюняном, А»И.Ар~ нольдовым, М.С.Джунусовым, Л.М.Дройижевой, В.Г.Смолянским, А.И. Холмогоровым и др.
Определенную роль при осмыслении автором этого аспекта проблемы сыгради теоретические и научно-практические конференции.Так, существенные черты интернационализма образа жизни в условиях зрелого социализма рассматривались на теоретической конференции "Диалектика национального и интернационального в социалистическом образе жизни", состоявшейся в Казани в ноябре 1976 г. Интернациональные черты советского образа жизни - черты решающие - были предметом активного обсуждения Всесоюзной научно-практической конференции в Киеве в 1977 году (18-20 мая). Ее тема « "Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы". В заключительном слове В.В.Щербицкого (члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины), руководившего работой конференции, отмечалось: "Утвердившийся в нашей стране социалистической образ жизни предстал перед нами как великое интернациональное богатство, которым мы должны дорожить, бережно развивать его новые коммунистические ростки, активно отстаивать в борьбе с нашими классовыми противниками" Ч
В выяснении сущности данной проблемы важное место занимает и Всесоюзная научно-теоретическая конференция, состоявшаяся в 1981 г. в г.ірунзе на тему "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа".
В ее работе приняли участие ученые-обществоведы из всех союзных республик, специалисты различных отраслей знаний, изучающие проблемы образа жизни, деятели литературы и искусства,педагоги, работники печати, радио и телевидения, а также ответственные работники партийного и государственного аппаратов, комсомольских органов - всего свыше 1200 человек. 1 Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. - М., 1977, с.379.
Конференция наметила пути решения задач, поставленных перед учеными-обществоведами ХХУ1 съездом КПСС. Как известно, в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 года" указывается на необходимость сосредоточить усилия на изучении "проблем социальной структуры, развития политической системы зрелого социализма..., коммунистического воспитания и гармонического развития человека, социалистического образа жизни" .
На конференции отмечалось, что большое значение в исследовании проблематики социалистического образа жизни имеет углубленное, комплексное исследование его сущности и закономерностей развития, главным образом, в таких основных сферах жизнедеятельности, как сфера труда, сфера распределения, сфера потребления. Исходя из этих определенных партией задач, и работают ученые над данной проблемой, анализируя различные ее аспекты.
Вопросы интернационализма были в центре внимания другой Всесоюзной научно-практической конференции,которая проходила 28-30 июня 198В года в г.Риге, по теме: "Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма. Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания". Ее работа проходила на пленарных заседаниях и в 11 секциях. По материалам этой конференции выпускается двенадцать книг* Одна из них - "Мы дружбой ленинской сильны" . В ней рассматриваются способы и средства, позволяющие более четко раскрывать преимущества советского образа жизни, решающими чертами которого являются черты интернацио-* 1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с.146. 2 Составит.Слободянюк С.С, Худобин Л.В. - М.,1982. 160 с* нальные. Участники конференции акцентировали внимание на необходимости воспитания у каждого советского человека понимания общности наших целей, государственного, интернационалистского подхода к задачам хозяйственного и культурного строительства.
Разработка вопроса о социалистическом образе жизни как интернациональном явлении относится к числу наиболее актуальных проблем и международного развития, идейной-теоретической деятельности братских коммунистических и рабочих партий. В качестве какого примера можно назвать коллективную работу "Социализм и народное благосостояние" (Под рец.К.И.Микульского. - М#, 1976), подготовленную Академиями наук СССР, НРБ, ВНР, ПНР, ЧССР. Инте-ресна статья Иовчук М.Т.
Заслуживает внимания в этом плане и монография Академии наук СССР, Института экономики "Проблемы социалистического образа жизни" (М., "Наука", 1982), написанная советскими и немецкими (ГДР) учеными.
Выходят книги: "Интернационализм социалистического образа жизни" , "Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества", "Интернационализация социалистического образа жизни" (межвузовский сборник научных трудов), "Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа". Их авторы (Шпилюк В»А»;
Иовчук М.Т. Победа Великого Октября и развитие социализма в современном мире - пролетарский интернационализм в действии. - В кн.: Великий Октябрь и современная эпоха. Развитие социалистического общества на современном этапе. - М., 1978, 330 с.
Стемпковская В.И., Сарсенбаев Т., Яковенко И.Г. и др.; Глады-пшн В.Г., Иордан М.В., Лебедев Л.К., Росенко М.Й., Хабибуллин К.Н. и др.; 'У^Уб'алиев Т.У, - первый секретарь ЦК Компартии Киргизии, Бромлей Ю.В., Степанян Ц.А., Федосеев П.Н., другие видные ученые страны) касаются процесса интернационализации различных компонентов советского образа жизни, отмечая его далеко неодинаковый уровень. Указывается, что максимален он - по общности черт, по содержанию, по характеру жизнедеятельности - в таких компонентах, как труд и общественно-политическая деятель *-ность^ минимален - в области личного потребления и домашнего быта*
Подводя итоги краткого обзора литературы, можно сделать вывод, что проблемы развития социалистического образа жизни, его интернационализации являются объектом многочисленных серьезных исследований в нашей стране, в результате которых достигнуты значительные успехи: определены основы формирования интернационального по духу советского образа жизни; раскрыты основные закономерности его становления, развития и дальнейшего совершенствования; показано соотношение объективных и субъективных факторов в процессе интернационализации всех сторон жизни советского народа; прогнозированы тенденции постепенного преобразования социалистического образа жизни в коммунистический образ жизни.
Однако, несмотря на весьма широкий интерес к проблемам социалистического образа жизни, не все его аспекты освещены достаточно полно. Так, мало исследованными остаются вопросы станов- ления и развития единых черт образа жизни советских народов,особенно, конечно, в осваиваемых районах Сибири, Севера, Дальнего Востока,
В результате их интенсивного экономического и социального развития происходят и качественно прогрессивные изменения в образе жизни коренных народов этих регионов, ведущие к "выравниванию социальных различий, так сказать, в территориальном плане" 1.
В решении этой проблемы важное место занимает, в частности, выяснение сущности и закономерностей становления социалистического образа жизни у малых народов Сибири. Это и определило цель и задачи исследования.
Цель работы заключается в анализе интернационализма как неотъемлемого, интегрального качества социалистического образа жизни и социального свойства жизнедеятельности его носителей,в определении его прогрессивной сущности, особенностей становления и функционирования у малых народов Сибири,
В соответствии с целью исследования был определен следующий круг задач: изучение интернационализма как одного из ведущих принципов жизнедеятельности на различных этапах социалистического строительства; раскрытие роли научно обоснованной национальной политики КПСС как важнейшего фактора совершенствования развитого социализма, образа жизни народов страны; анализ социальной роли интернационализма, как интеграль-
Материалы ХШ съезда КПСС. - М., 1981, с.54. ного элемента при определении социальной направленности жизнедеятельности;
4) выявление специфики становления социалистического образа жизни в условиях одного из многонациональных регионов СССР,
Научная новизна направления исследования - анализ интернационального по духу советского образа жизни (на материалах осваиваемых районов Сибири), В результате этого впервые в научной литературе дана характеристика единства общего и особенного в формировании и развитии социалистического образа жизни у малых народов Сибири, раскрыты трудности его становления.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшей творческой разработки теории социалистического образа жизни, более глубокого раскрытия его интернационалистской сущности для повышения методологического и методического уровня чтения лекций и проведения семинарских занятий в курсе научного коммунизма по соответствующим проблемам ("Развитой социалистическое общество", "Социалистический образ жизни", "Нации и на-циональные отношения при социализме", "Семья и быт при социализме", "Коммунистическое воспитание трудящихся" и т.д,).
Материалы и выводы диссертации могут быть также использованы для дальнейшего повышения уровня научного руководства развитием социалистического образа жизни, более эффективной реализации основных принципов национальной политики КПСС, интернацио -нально-патриотического воспитания трудящихся, преодоления националистических предрассудков.
Методологической основой настоящей работы являются выдвинутые основоположниками научного коммунизма принципы материали- стического понимания истории, диалектико-материалистическая концепция человеческой деятельности, принципы научного анализа общественных отношений. Исходным пунктом изучения проблемы явилась целевая фундаментальная установка классиков марксизма-ленинизма о том, что коммунизм ставит перед собой задачи создать условия для всестороннего и гармоничного развития личности.
Автор руководствовался выводами, содержащимися в документах КПСС, прежде всего, в материалах ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов партии, решениях июньского (1983 г,), февральского и апрельского (1984 г,) Пленумов ЦК КПСС, В этих документах определены стратегические направления преобразования социалистического образа жизни и перспективы перерастания его в коммунистической образ жизни.
Особое значение для автора имели выводы ЦК КПСС о содержании национальных отношений в нашей стране, задачах национальной политики КПСС в процессе совершенствования зрелого социализма, особенностей интернационализма советских людей, "Интернационализм советских людей, - отмечалось в докладе "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии0 - всегда активен. Сотни тысяч представителей различных национальностей трудятся на ударных стройках, всюду, где этого требуют общегосударственные интересы" . При этом К,У, Черненко подчеркивает, что активность интернационалистских по- 1 Материалы Планума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М., 1983, с.59. буждений и поступков советских людей не возникает стихийно, а требует постоянной продуманной, научно обоснованной политики КПСС и под ее руководством комсомола, профсоюзов,Советов, Всех общественных организаций* Данная многогранная и сложная работа, бесспорно, содействует дальнейшему совершенствованию социалистического образа жизни, укреплению и развитию его интернационалистских черт,в том числе и во вновь осваиваемых районах страны, где,как правило, трудятся многонациональные коллективы.
Выступая на апрельском Пленуме ЦК КПСС, К.У.Черненко подчеркнул, что: "В такой стране, как наша, естественно,не могут быть сняты с повестки дня задачи совершенствования межнациональных отношений. Советы, сыгравшие выдающуюся роль в никвидации национальной розни, утверждения братской дружбы народов, должны серьезно вникать в содержание национального вопроса и в том виде, в каком он существует в условиях развитого социализма. Ведь это именно та сфера, где плодотворную работу невозможно вести иначе как на коллективистской, интернационалистской основе, с учетом всех тонкостей дела" Ч
Эти основополагающие указания июньского и апрельского Пленумов ЦК КПСС, так же, как и другие документы партии, подчеркивают чрезвычайную актуальность исследования интернациональных черт социалистического образа жизни и факторов их дальнейшего укрепления и обогащения.
В своем исследовании автор привлек также работы выдающихся деятелей нашей партии, других братских партий, материалы, свя- 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. - М., 1984, с.14. занные с принятием нашей Советской Конституции, празднованием 60-летия образования СССР, материалы периодической печати, советской литературы, данные статистики.
На основе указанных источников и литературы (прежде всего трудов Ануфриева Е.А., Бутенко А.П., Вишневского С.С, Косола-пова Р.И. и др.), учитывая выработанную советскими исследователями и ставшую общепризнанной точку зрения на социалистический образ жизни, автор предпринял попытку проанализировать интернациональные черты в трех основных сферах социалистического образа жизни - производственно-трудовой, общественно-политической и семейно-бытовой. Поскольку преобразования в культурной деятельности широко рассмотрены в современной научной литературе, автор считает нецелесообразным возвращаться к указанной проблеме, В диссертации, однако, отмечается, что функционирование производственно-трудовой, общественно-политической и семейно-бытовой сфер осуществляется на прочном фундаменте марксистско-ленинского мировоззрения, социалистической идеологии и культуры, ленинских принципов социалистического патриотизма и интернационализма.
Автор ставил перед собой также задачи выяснить пути дальнейшего совершенствования социалистического образа жизни, обогащения его интернационалистских традиций.
Важное значение для исследования интернациональных черт социалистического образа жизни в осваиваемых районах Сибири, в частности, Забайкальского Севера имели материалы Государственного архива Читинской области, статьи в журнале "Блокнот агитатора" отдела пропаганды и агитации Читинского обкома КПСС, газетах "Забайкальский рабочий", "Комсомолец Забайкалья", "Путь к коммунизму", "Северная правда", "Советский Север".
Сущность и социальная значимость интернационализма социалистического образа жизни
Сущность и структура социалистического образа жизни нашли довольно полное освещение в современной марксистско-ленинской литературе. Работа по теоретическому исследованию образа жизни приобрела еще больший размах и глубину после ХХУ съезда КПСС, выдвинувшего задачу "продолжить разработку теории создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений, формирования нового человека, развития со _ і циалистического образа жизни" .
Сегодня библиография по данной проблеме насчитывает сотни названий. Среди работ этого плана на первое место выдвигается исследование В.И»Касьяненко, в котором дается общая характеристика обширной литературы по проблеме, рекомендуются перспек-тивные направления дальнейшего ее изучения
Актуализация в последние годы проблематики социалистического образа жизни обусловлена не только значительным повышени-ем жизненного уровня трудящихся, подъемом на новую ступень це лостности образа жизни (как считает Г.Е.Зборовский) , но в значительной мере повышением идейно-политического уровня советских людей, их духовных потребностей, усилением интернационализации советского образа жизни, что требует к себе пристального внимания, обобщения, критического анализа.
Большое значение в разработке теоретических, исторических и прикладных аспектов социалистического образа жизни в СССР имеют труды Е.А.Ануфриева, А.И.Арнольдова, И.В.Бестужева-Лады,А.П. Бутенко, Г.Е Елезермана, Е.И.Капустина, М.П.Кима, И.Т.Левыкина, М.П.Мчедлова, Ю.А.Полякова, М.Н.Руткевича, Э.В.Струкова, В.И.Тол-стых, Г.Х.Шахназарова и других исследователей .
В их работах исследуются вопросы научно-методологического характера и вопросы, непосредственно связанные с изучением практического опыта формирования советского образа жизни, диалектики его интернационализации и с выяснением путей перерастания социалистического образа жизни в коммунистический.
Зборовский Г.Е. Социалистический образ жизни как категория научного коммунизма. - Проблемы изучения социалистического образа жизни. Сб.научных трудов № 304 Свердловского пединститута. Свердловск, 1978, с.З; его же - Образ жизни при социализме: некоторые методологические проблемы. - Социалистический образ жизни и проблемы образования. Сб.научных трудов № 312 Свердловского пединститута. Свердловск, 1979, с.5 По подсчетам В.А.Карпухина, к началу 1980 г.количество фи-лософско-социологических публикаций о социалистическом образе жизни достигло полутора тысяч (см.Проблемы социалистического образа жизни в условиях развитого социализма, - М.,1980, с.104).
Анализ новейшей литературы свидетельствует,чтга заметно усиливается тенденция научно-практического подхода к решению сложных, нередко противоречивых социально-классовых проблем совершенствования единого социалистического образа жизни в СССР.
Нет сомнения в том, что документы и материалы ХХУ1 съезда КПСС станут новым стимулом теоретических и конкретных социологических поисков ученых, направленных на совершенствование советского образа жизни. Стоит, однако, отметить, что несмотря на большую работу и значительные успехи в изучении социалистического образа жизни, его теоретическое осмысление пока еще развивается скорее вширь, чем вглубь. Многие вопросы и аспекты этой проблемы нуждаются в углубленном исследовании. Например, еще явно недостаточно исследований, специально посвященных анализу соотношения общего и особенного, интернационального и национального в образе жизни людей в условиях развитого социализма.
Между тем, в социалистическом образе жизни вообще, его воплощении в Советской стране в особенности,отношения между людьми базируются на принципах пролетарского, социалистического интернационализма, на учете единства национальных и интернациональных факторов. По справедливому замечанию М.И.Куличенко, если рассматривать эти грани сущности образа жизни в свете решаемой партией задачи - совершенствования социалистического образа жизни и его дальнейшего развития, то особенно важное зна -чение имеют: а) выработка научных основ интернационалистского мировоззрения трудящихся, правильное осознание и понимание ими сущности и социальной роли марксистско-ленинского учения о на циях и национальных отношениях; б) целенаправленное формирование общественных потребностей, удовлетворение которых является одновременно и обеспечением условий для осознанного использования обществам факта существования наций и национальных отношений; в) привитие всем народам, каждому их представителю норм поведения и деятельности, соответствующих интересам всего обще 1ства х. Всё это может быть обеспечено лишь путем подлинно научного управления обществом, национальными и интернациональными процессами, изменениями в их соотношении. Тем самым создаются новые возможности и для целенаправленных изменений в социальной и национальной структуре общества, в различных формах общественных отношений, и для формирования всестороннего развития личности строителя коммунизма, совершенствования форм его жизнедеятельности ,и, что особенно важно подчеркнуть, для преобразования объективных условий этой жизнедеятельности»
Важнейшие особенности советского, социалистического образа жизни были определены в материалах ХХУ съезда КПСС: "Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народностей страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, « таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоева-ния социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности" .
К сожалению, порой в советской литературе можно встретить и неправильные, неточные суждения о социалистическом образе жизни,стремление некоторых авторов обосновать существование в многонациональной социалистической стране "национальных образов жизни" ЧВыводы о так называемой "национальной модели" социалистического образа жизни затушевывают его интернациональную основу, интернационалистские традиции, что было четко раскрыто в рабо-тах Ш.Р.Рашидова, М.И.Куличенко . В частности, М.И.Куличенко пишет: "В нашей стране нет какого-то самостоятельного "нацио -нального образа жизни" каждой нации, а есть единый советский социалистический образ жизни, проявляющийся в сочетании с национальными и историческими особенностями народов. Когда мы пользуемся термином "жизненный уклад" того или иного народа, говорим о сближении этих укладов, то речь может идти только о пр-цессах, развивающихся в пределах единого социалистического об-раза жизни всех наций и народностей"
Перейдем к рассмотрению такой сущностной черты социалистического образа жизни, как интернационализм, духом которого проникнуто содержание всех его сфер»
В основе интернационализма лежит общность экономических и политических интересов членов социалистического общества, их совместная созидательная деятельность по строительству коммунизма. Он проявляется на всех уровнях национальных связей: международном, государственном, межколлективном, межличностном. В СССР, где население говорит более чем на 100 языках, интернационализм стал нормой повседневного поведения людей, глубоко вошел в сознание, в психологию советского человека, став неотъемлемой чертой социалистического образа жизни. Это обстоятельство особенно важно потому, что, как известно, только то можно считать прочным и утвердившимся в обществе, что вошло в образ жизни людей, стало органической частью их многогранной деятельности. Об этом свидетельствуют, в частности повседневные дружеские отношения советских людей в многонациональных коллективах,которые складываются на всех крупнейших новостройках страны.Как известно, интернационализм предполагает не только правовое
Единство национального и интернационального в производственно-трудовой сфере социалистического образа жизни
Как известно, формы жизнедеятельности, составляющие социалистический образ жизни, подразделяются на относящиеся и не относящиеся непосредственно к производственной сфере.
"Трудом рабочих, колхозников, интеллигенции создаются материальные и духовные ценности, приумножается национальное богатство страны, - отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС... - Поэтому, чем выше результаты труда, тем больше крепнет мощь социалистической Родины, тем полнее удовлетворяются личные и обществен -ные потребности, тем выше жизненный уровень советских людей"
Справедливо утверждение Ю.Арутюняна, Л,Дробижевой относительно того, что "при всех особенностях в степени ориентации на работу, семью, общественные занятия и т.д., труд всегда занимает важное место в жизни народов. Повсюду чрезвычайно высок престиж трудовой деятельности.
Несмотря на то, что сам трудовой процесс в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, в области духовного производства имеет различия, а пропорции занятых в них .. представителей тех или иных национальностей неодинаковы,в трудовой сфере сходство в образе жизни людей всех наций достига-ется в наибольшей мере" ,
Ведь органическое единство работника и субъекта собственности на средства производства создало основу единства коренных интересов трудящихся. Свободный от всяких форм эксплуатации, труд стал единственным источником существования как общества в целом, так и каждого его члена.
Труд человека - это не только форма его бытия и основная сфера жизнедеятельности, но и тот способ, посредством которого, преобразуя природу, человек преобразует себя и свои отношения с другими людьми, т.8, труд является специфически присущим человеку способом развития его личности, физических и духовных способностей. Вместе с тем, труд не только образует основу, но и определяет границу развития личности От того, насколько в труде человек может реализовать и развивать свои способности, зависит его развитие как личности, поскольку трудовая деятельность - основная сфера жизнедеятельности и по времени и по содержанию .
Социализм берет на себя задачу создать такую организацию материального и духовного производства, при которой никто не мог бы переложить на плечи другого свою долю участия в общественно полезнізм труде, т.е. задачу сделать "одинаковую для всех обязанность трудиться" (Ф.Энгельс) незыблемым правилом человеческого общества и, в конечном счете, потребностью каждого человека. Ибо производительный труд в этом обществе становится средством освобождения людей, "предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действительно проявлять все свои способности как физические, так и духовные, где, следовательно, производительный труд из тяжелшго бремени "превращается" в наслаждение" . Это научно обоснованное предвидение Ф.Энгельса характеризует труд как основунового образа жизни, о чем со всей определенностью говорилось вновь на июньском Пленуме ЦК КПСС. "И общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает. Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности,закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма" .
Итак, при социализме труд остается средством для жизни. Вместе с там с изменением характера и условий труда возрастает его роль в творческом развитии личности, в постепенном превращении труда в первейшую жизненную потребность Многие исследователи подчеркивают большое воспитательное значение в этом деле трудовых коллективов, "Трудовой коллектив, - указывает Б.М.Сухаревский, - обладает своими, одному ему присущими средствами и методами воздействия на процесс труда, его организацию, стимулирование дисциплины, создание необходимого социально-психологического климата, на воспитание самого чело -века труда"
Именно в трудовых коллективах осуществляется социалистическое соревнование - действенный метод коммунистического строительства, форма проявления трудовой активности членов социалистического общества, важнейшее средство воспитания коммуни стического отношения к труду Стоит сказать, что мы еще не добились того, чтобы социалистическое соревнование повсеместно давало положительные результаты На многих промышленных предприятиях, в строительных организациях и других отраслях народного хозяйства все еще велики потери рабочего времени, а состояние трудовой дисциплины не отвечает требованиям дня. Чем можно объяснить,скажем, такое явно неблагополучное положение, когда только в промышленности и строительстве Читинской области, например, потери рабочего времени ежегодно составляют свыше 200 тысяч человеко-дней? Это равносильно тому, что около 1000 человек ежегодно не работа -ет 1 Ответ один: неорганизованность, отсутствие должной ответственности, неумение, а подчас элементарное нежелание наладить дело - вот что тормозит развитие социалистического соревнования. Конечно, главные его организаторы - партийные комитеты, первичные парторганизации, которых в составе областной партийной организации сегодня 2074. Они объединяют в своих рядах 56 тысяч членов и кандидатов в члены КПСС 700 парторганизаций работают на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и связи, 268 действуют в колхозах и совхозах Практически
Развитие интернационалистских традиций в общественно-политической жизни
Важнейшая интернациональная черта нового образа жизни состоит в том, что его развитие впервые осуществляется не стихийно, а на основе знания и планомерного использования объективных закономерностей. Возможность эффективного воздействия на образ жизни требует нахождения рационального соотношения, пропорций в рамках планируемого процесса. Планово устанавливаемые пропорции являются одним из преимуществ социалистического общества, Как отмечал В«И«Ленин, планомерность в условиях социализма становится постоянной, сознательно поддерживаемой пропорциональностью
По отношению к образу жизни трудящихся это выразилось в том, что партия обращает пристальное внимание на развитие всех видов деятельности: трудовой, общественно-политической и семей-но-бытовой. Ибо историческое призвание социалистического общества, сознательная цель и смысл его жизнедеятельности состоит в том, чтобы, развиваясь в рамках естественно-исторической необходимости, раскрыть царство свободы, готовить все предпосылки для его полного утверждения. Достижение этой цели выражает в конечном счете действительный смысл всех форм жизнедеятельности социалистического общества, определяет суть присущего ему образажизни .
В.И.Ленин писал, что для борьбы с наследием капитализма "необходим фундамент - социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства", что, построив социализм, пролетариат создает возможность устранения остатков прошлого. Эта возможность превратится в действительность "только при полном проведении демо -кратии во всех областях..." .
Ныне, когда мы вошли в стадию развитого социализма, становится особенно понятным глубокий смысл этого ленинского предвидения» Только расширение демократии во всех областях нашей жизни делает в полной мере возможным формирование коммунистического сознания. Она, в частности, вводит в действие такое средство, как понимание того факта, что человек работает на себя, на общество, а не на эксплуататора. Она воспитывает у него чувство хозяина как данного предприятия, так и всего общества. Вместе с этим чувством формируется и ответственность за эффективность и качество работы, за сохранность социалистиче -ской собственности.
Какое же определение можно дать понятию "социальная ответственность"? Нам думается, что правомерно определение, которое дает К. Буслов. Он пишет: "Социальная ответственность - этосистема отношений, в которой личность обязана отвечать за последствия своей деятельности перед Родиной, обществом, классом, социальной группой, трудовым коллективом, общественной организацией, членом которой она является" \
Советское общество заинтересовано в том, чтобы каждый из его членов поступал в соответствии с его - общества потребностями. "Тяжелый нравственный недуг - отмечает Анар -безразличие к общественным интересам, к делам и заботам окру 2жающих" .
Огромная значимость ответственности и гражданственности в условиях коммунистического строительства получила отражение в Основном Законе развитого социалистического общества. В при-амбуле Конституции СССР подчеркивается факт сочетания "реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ОТВеТСТВеННО-стьго перед обществом" .
В ст.59 выделена конституционная обязанность советских людей "с достоинством нести высокое звание гражданина СССР". Аналогичные положения содержатся в принятом 1 декабря 1978 г. Верховным Советом СССР Законе "О гражданстве СССР".
Утвердившийся в нашей стране образ жизни - исторически первая, наиболее зрелая форма социалистического общежития,составная часть новой, социалистической цивилизации.Социалистический образ жизни по своей сути - явление, в котором слиты воедино гуманизм и демократизм во взаимоотношениях между личностью и обществом, Принциниальное отличие социалистической демократии от буржуазной в том и состоит, что тенденция буржуазной демократии - всё больше ограничивать свободу и урезать демократию для трудящихся, тогда как главная тенденция постоянно развивающейся и совершенствующейся социалистической демократии - служить интересам человека труда, выражать его волю, стоять на страже его социальных завоеваний. Разглагольствования буржуазных идеологов о гуманизме,о человеке, его правах - пустые фразы» Всем хорошо известного буржуазный мир давно растоптал и постоянно попирает все человеческие ценности. Сам термин "гуманизм1 в устах буржуазных политиканов носит эфемерный, абстрактный, а подчас и просто фальшивый харак -тер. При капитализме - системе, которая превыше воего ставит право на получение прибылей за счет эксплуатации людей,- интересы человека и интересы корпораций несовместимы .
Социально-экономические отношения социализма объективно обусловливают заинтересованность трудящихся в общественно-политической
Интернациональные черты семейно-бытовых отношений
Единые общесоветские черты социально-экономической и политической жизни, социалистическая идеология и мораль воздействуют и на семейно-бытовую сферу жизнедеятельности людей, в значительной мере здесь решается поставленная партией задача обеспечить "гармоничные, братские отношения представителей всех - и больших, и малых - наций и народностей и в труде, и в быту"
Быт входит в образ жизни как его составная часть наряду с трудом, общественно-политической деятельностью, досугом и т.д.
Быт и другие составные части образа жизни характеризуются повседневными отношениями между людьми. Но для быта характерна обыденность этих отношений, которые складываются в процессе личного потребления, отражают способы и формы использования материальных и духовных благ, необходимых для повседневной жизни.
Можно сказать, что в широком смысле быт - уклад повседневной жизни, - в которой первейшую роль играет непосредственное удовлетворение материальных потребностей людей. Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.
Материальному потреблению предшествует производство предметов потребления при определенной затрате труда и времени в семье, обществе, В соответствии с этим в истории мы встречаемся с системой общественно-бытового потребления и домашним хозяйством, с его определенной организацией и разделением труда. Кроме того, бытовое потребление реализуется через систему коммунального обслуживания. К.Маркс писал, что наряду с предметами потребления, существующими в виде товаров, всегда имеется "известное количество предметов потребления в виде услуг".
Быт - сфера внепроизводственной жизни людей, в которой они удовлетворяют как свои материальные потребности (в пище, одежде, жилище, лечении, поддержании здоровья), так и духовные потребности (в культуре, общении, отдыхе, развлечениях и т.д.)# Быт оказывает огромное влияние на все области социальной жизни - на производственную и общественную деятельность, настроение и поведение людей Быт функционирует на двух уровнях: 1) общественный быт (жилища, дома, транспорт, столозше, кафе и рестораны, всевозможные ателье, дошкольные учреждения, амбулатории, больницы, санатории, дома отдыха, библиотеки, дома культуры,кино, клубы, театры, стадионы и т.д.)я 2) индивидуальный быт -семья, где человек повседневно восстанавливает свои физические и духовные силы, удовлетворяет индивидуальные материальные и культурные потребности.
Являясь относительно самостоятельным звеном в цепи взаимосвязи с другими сферами общественной жизни, быт способен активно воздействовать на общественный процесс; на развитие экономики, политики, культуры. Между бытом и другими сферами обществен ной жизни существует тесное взаимодействие, взаимозависимость. Пренебрежение ими приводит к диспропорциям и отрицательно сказывается на развитии общества в целом.
Известно, что, благоустроенный быт, хорошая организация системы общественного обслуживания способствуют более полному восстановлению физических и духовных сил человека и соответственно обеспечивают рост производительности труда. Именно с этих позиций следует рассматривать перспективы развития социалистического быта в более конкретном, широком и всестороннем плане. На наш взгляд, именно эта сторона относительной самостоятельности быта приобретает в настоящее время важнейшее методологическое значение при научном подходе к проблеме перестройки быта вообще и его компонентов в особенности»
Домашнее хозяйство входит в быт и составляет на современном этапе развития социалистического общества пока еще одну из его существенных сшорон. Труд в семье незаметен, резущьта-ты его быстро исчезают. Это повторяющиеся изо дня в день однообразные операции,которые В.И.Ленин назвал "работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляю-щею, забивающею" ,
Единственный путь, позволяющий в какой-то мере освободиться от этой "отупляющей" работы, - развитие и совершенствование сферы коммунальных услуг, домашнего быта на основе научно-технического прогресса, что способствует облегчению домашнего труда, увеличению свободного времени, необходимого для всестороннего развития личности.из. задач, поставленных ХХУ1 съездом партии,майским и ноябрьским (1982 года) Пленумами ЦК КПСС по неуклонному повышению благосостояния советских людей, приняли постановление "О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения" В нем отмечается, что в целях улучшения условий жизни трудящихся в стране осуществляются крупные мероприятия по развитию бытового обслуживания населения, ибо достигнутый им уровень не в полной мере отвечает возросшим запросам советских людей Превращение службы быта в самостоятельную отрасльввродно-го хозяйства представляет объективный процесс, обусловленный развивающимся разделением труда, выделением определенной части общественного труда, который реализуется в форме услуг и имеет перед собой непосредственную цель - удовлетворять бытовые нуж/щ людей, В настоящее время происходит индустриализация предприятий, оказывающих бытовые услуги.
Діосіавной частью социалистического быта является быт производственный, представляющий сферу государственного обслуживания потребностей человека в процессе его трудовой деятельности. Подчеркивая социальное значение производственного быта, его основные функции, Л.И.Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии отмечал; "Завод, $ерма - тот же дом, где человек проводит минимум треть своей жизни. Здесь всё должно быть удоб-ным, современным - от рабочих мест до бытовок и столовых" .
Эти проблемы нашли отражение и в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, пчеркнувшего следующие моменты:во-первых, КПСС рассматривает улучшение бытовых условий трудящихся, как составную часть социальной политики; во-вторых, совершенствование общественного, производственного индивидуального быта возможно лишь на основе роста материальных возможностей общества и подведения под него современной технической базы; в-третьих, развитие новых форм социалистического общежития КПСС рассматривает комплексно учетом таких его составных элементов, как жилищное строительство, коммунально-бытовое обслуживание, улучшение торговли, здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, совершенствование культуры досуга, рациональное использование свободного времени.
Охватить всё многообразие проблем быта советских людей не входит в нашу задачу. Поэтому остановимся лишь на таком качественном направлении развития социалистического быта, как его инт ернационализация.
Быт в нашей стране интернационален прежде всего по своему социально-экономическому содержанию, ибо он основывается на едином народнохозяйственном комплексе СССР, на охватывающих всю страну интернациональных отношениях производства, распределения и обмена В нем отражены единые для советского образа жизни, общие для образа жизни всех народов страны принципы социалистического равенства людей, коллективизма, равноправия мужчин и женщин»
Возрастающую роль в интернационализации быта играют этнические процессы, связанные с усилением многонационального состава населения всех районов страны, с интенсивным общением трудящихся различных национальностей в процессе труда,учебы, участия в политической и духовной жизни. И это неизбежно, так как