Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Коллективизм и индивидуализм выражение противоположности социалистического и буржуазного образов жизни 11-56
ГЛАВА II. Основные формы проявления коллективизма 57-135
1. Коллективизм в сфере производственной жизне деятельности 57-91
2. Проявление коллективизма в области общественно-политической деятельности 92-114
3. Семейно-бытовая и духовная деятельность важ ные сферы проявления коллективизма 115-135
ГЛАВА III. Основные пути и средства развития кол лективизма 136-164
1. Укрепление материальных и духовных основ кол лективизма 136-150
2. Борьба с проявлениями индивидуализма - необходимое условие воспитания коллективизма 151-164
Заключение 165-169
Список использованной литературы 170-190
- Проявление коллективизма в области общественно-политической деятельности
- Семейно-бытовая и духовная деятельность важ ные сферы проявления коллективизма
- Укрепление материальных и духовных основ кол лективизма
- Борьба с проявлениями индивидуализма - необходимое условие воспитания коллективизма
Проявление коллективизма в области общественно-политической деятельности
Важнейшее место в совершенствовании социалистического образа жизни принадлежит развитию социалистической демократии. Это связано прежде всего с тем, что именно демократические начала управления обществом являются той благоприятной почвой, на которой осуществляется улучшение благосостояния народа, все полнее раскрываются способности и дарования личности, повышается ее социальная активность. С другой стороны, демократия, общественно-политическая деятельность, как известно, выступают неотъемлемой составной частью социалистического образа жизни. Вполне закономерно, что дальнейшее совершенствование последнего как целостного общественного явления объективно предполагает развитие всех его компонентов и составных частей, в том числе социалистической демократии.
Огромное политическое и практическое значение демократизма образа жизни заключается в том, что он концентрировано выражает демократизм того или иного общественного строя, служит показателем степени участия трудящихся в управлении делами общества, его масштабов и массовости. С победой социализма утверждается новый тип демократии - социалистическая демократия, открывающая широкий простор для привлечения широких трудящихся к непосредственному участию государством, в этой связи организатор первого в мире социалистического государства вИ.Ленин писал, что "целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии 8-часового "урока" производственной работы..." . Для этого необходимо добиваться того, "...чтобы сознательный рабочий чувствовал себя не только хозяином на своем заво I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.36, с.204. де, а представителем страны, чтобы он чувствовал на себе ответственность" .
Выполнение вышеуказанных ленинских заветов непосредственно связано с формированием всесторонне развитой личности, ибо развитая личность - это не только активный труженик, высококвалифицированный работник с возвышенными моральными принципами, высокоразвитым эстетическим вкусом, но и неустанный общественный работник, человек активной жизненной позиции.
Как известно, в классово-антагонистических обществах трудящиеся испытывают на себе не только экономический гнет господствующих классов. В этом обществе трудовой народ политически бесправен, духовно забит. Государство в антагонистических обществах служит инструментом ограничения политических прав и свобод трудящихся. Поэтому демократия здесь не может быть истинной. Буржуазная демократия, как и в любом антагонистическом обществе является демократией ограниченной, фальшивой, лицемерной, призванной по сути дела защищать интересы класса капиталистов. По мере углубления внутренних противоречий капитализма, обострения его всеобщего кризиса объективно происходит свертывание буржуазной демократии, усиливается ее реакционная сущность. С особой силой это проявляется на этапе империализма.
В домонополистическом капитализме, на этапе свободной конкуренции, частнокапиталистическое предпринимательство политически закрепляет принципы личной независимости и формального равенства граждан перед законом; государство представляет людям, хотя и формально, всеобщее избирательное право, провозглашает неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, печати, совести и т.д. В условиях империализма положение в корне меняется. В.И.Ленин ука-I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.36, с.369-370. зывал, что если свободной конкуренции при капитализме соответствовала демократия, то власти монополий соответствует реакция, жизненность этих ленинских слов полностью подтвердила сегодняшняя политическая жизнь империалистических государств. Во-первых, империализм породил самую реакционную, кровавую и террористическую диктатуру - фашизм. Империалисты и ньше создают, где это возможно, профашистские политические режимы, ограничивая политические права и свободы трудящихся. Представители разных наций и рас здесь пользуются неравными избирательными правами и т.д.
Классики марксизма-ленинизма теоретически доказали, а практика реального социализма подтвердила, что настоящая демократия возможна лишь при социализме. Только в этом обществе, отмечал В.И.Ленин, "впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимается до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении" .
Возникновение пролетарской демократии в результате победы социалистической революции обеспечило активное участие трудящихся в управлении общественной жизнью страны. С полной и окончательной победой социализма, вступлением его в полосу развитого социалистического общества связано перерастание пролетарской демократии в общенародную социалистическую, составляющую важную черту советского образа жизни.
Социалистическая демократия - явление динамичное, постоянно развивающееся под воздействием социально-экономического, политического и духовного прогресса общества. Основные направления ее развития нашли свое отражение в новой Конституции СССР. "Основным направлением политической системы советского общества, - гласит статья 9 Конституции СССР, - является дальнейшее развертывание I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.33, с.Пб.
Семейно-бытовая и духовная деятельность важ ные сферы проявления коллективизма
Дальнейшее развитие социалистического образа жизни определено в материалах ХХУІ съезда КПСС, последующих пленумов ЦК как одна из главных задач коммунистического строительства. Решение ее, как и других задач строительства коммунизма, будет осуществляться в исторических рамках развитого социализма, являющегося закономерным этапом на пути создания бесклассового общества. Это глубоко закономерно. Развитому социалистическому обществу присущ ряд особенностей и отличительных черт, которые позволяют комплексно решать сложные и многогранные проблемы общественного прогресса. Обобщенно эти особенности сводятся к следующим. Во-первых, развитое социалистическое общество характеризуется завершением перестройки общественных отношений на присущих новому строю коллективистских началах. Во-вторых, развитой социализм развивается и совершенствуется на своей собственной основе. В-третьих, для зрелого социализма характерно органическое сочетание преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции. В-четвертых, общественное развитие на этапе зрелого социализма носит комплексный характер, т.е. устранены имевшие ранее место в обществе существенные несоответствия и диспропорции и созданы благоприятные условия для гармоничного развития общественной системы. В-пятых, отличительной чертой зрелого социализма является динамизм развития. Вся история социализма наглядно подтверждает ленинское положение о том, что "...только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни" .
Динамизм развития на этапе зрелого социализма находит свое яркое выражение прежде всего в ускорении экономического и социального прогресса, которое обусловлено отсутствием классовых антагонизмов, общностью коренных интересов и целей всех классов и социальных групп, наций и народностей общества, ростом трудовой и общественно-политической активности трудящихся. Существенное влияние на динамизм процессов всех сфер общественной жизни оказывает переход к преимущественно интенсивным факторам развития экономики.
Гармоничное развитие всей общественной системы, присущее зрелому социалистическому обществу, предполагает неразрывную связь экономического, социального, политического и духовного прогресса общества. Иными словами, непосредственной задачей дня становится, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма, перерастанием социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитанием нового человека, дальнейшее развитие социалистического образа жизни. Поэтому ХХУІ съезд КПСС, определяя основные направления развития советского общества в одиннадцатой пятилетке и на период до 1990 года, наметил: "На основе подъема экономики, повышения эффективности общественного производства обеспечить дальнейший рост народного благосостояния, развитие социалистического образа жизни..." .
В материалах ХХУІ съезда, последующих пленумов, в особенности в исторических решениях июньского (1983 г.), апрельского и октябрьского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС разработаны основные пути и сред ства дальнейшего совершенствования социалистического образа жизни. Развитие образа жизни людей - это дальнейшее укрепление материальных и духовных основ образа жизни, укрепление во всех сферах жизни его принципов и характерных черт. Следовательно, совершенствовать социалистический образ жизни - это значит обеспечить дальнейшее укрепление коллективизма и утверждение его во всех сферах жизнедеятельности людей. В Отчетном докладе ЦК ХХУІ съезду КПСС подчеркивается: "В период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни" .
Дальнейшее укрепление материальных и духовных основ социалистического коллективизма неразрывно связано с развитием важнейших сфер жизнедеятельности людей. В качестве таковых в документах партии последних лет выделены сферы труда, распределения, потребления, быта, образования, культуры и т.д.
Основой, базой для развития всего образа жизни, в частности его коллективизма,служит общественное производство, ибо эта область является и основной сферой проявления коллективизма. Укрепление отношений коллективизма определяется, в первую очередь, дальнейшим совершенствованием производственных отношений. Поэтому партия в своей социальной политике исходит из того, что развитие коллективизма предполагает прежде всего совершенствование условий труда и жизни людей. В комплексе этих условий, несомненно, важнейшее значение имеют улучшение условий труда, облегчение трудоемких процессов на производстве. "...Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, - как указано в материалах ХХУІ съезда КПСС. - Им у нас по-I Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.57. ка что заняты еще миллионы людей. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема" .
Преобразования в сфере труда в направлении сокращения и в дальнейшем ликвидации тяжелого физического труда самым непосредственным образом связаны с развитием коллективизма, которое находит свое выражение в совершенствовании типов деятельности, отношений и поведения трудящихся на производстве. В совокупности эти новые моменты во взаимоотношениях людей, все более соответствующих новой системе производственных отношений, отражаются в гармоничном сочетании трудовой дисциплины со смелой инициативой. Все теснее они сочетаются с незыблемой уверенностью в исторических преимуществах социализма, с верой в его силу и могущество и с такой чертой социалистической личности, как критическое отношение к недостаткам. В этом отношении мы солидарны с исследователями, которые пишут, что "целевая комплексная программа сокращения и последующей ликвидации ручного малоквалифицированного и тяжелого физического труда непосредственно скажется на развитии коллективистских отношений в труде. Совершенствование содержания и характера труда, обеспечение широких возможностей для высококвалифицированной и творческой работы рождают новый морально-психологический климат, укрепляют атмосферу равенства в труде и коллективизма" . Изменение характера и содержания труда, ликвидация тяжелых, малопроизводительных видов труда на базе механизации и автоматизации способствуют сплочению людей в труде, обеспечивают стабильность трудовых коллективов. Поэтому наша партия и правительство в настоящее время уделяют большое внимание улучшению условий труда трудящихся на основе ускорения научно-технического прогресса, использованияего достижений в производстве.Научно-техническая революция, безусловно, является не только лишь средством дальнейшего повышения эффективности общественного
Укрепление материальных и духовных основ кол лективизма
Дальнейшее развитие социалистического образа жизни определено в материалах ХХУІ съезда КПСС, последующих пленумов ЦК как одна из главных задач коммунистического строительства. Решение ее, как и других задач строительства коммунизма, будет осуществляться в исторических рамках развитого социализма, являющегося закономерным этапом на пути создания бесклассового общества. Это глубоко закономерно. Развитому социалистическому обществу присущ ряд особенностей и отличительных черт, которые позволяют комплексно решать сложные и многогранные проблемы общественного прогресса. Обобщенно эти особенности сводятся к следующим. Во-первых, развитое социалистическое общество характеризуется завершением перестройки общественных отношений на присущих новому строю коллективистских началах. Во-вторых, развитой социализм развивается и совершенствуется на своей собственной основе. В-третьих, для зрелого социализма характерно органическое сочетание преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции. В-четвертых, общественное развитие на этапе зрелого социализма носит комплексный характер, т.е. устранены имевшие ранее место в обществе существенные несоответствия и диспропорции и созданы благоприятные условия для гармоничного развития общественной системы. В-пятых, отличительной чертой зрелого социализма является динамизм развития. Вся история социализма наглядно подтверждает ленинское положение о том, что "...только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни" .
Динамизм развития на этапе зрелого социализма находит свое яркое выражение прежде всего в ускорении экономического и социального прогресса, которое обусловлено отсутствием классовых антагонизмов, общностью коренных интересов и целей всех классов и социальных групп, наций и народностей общества, ростом трудовой и общественно-политической активности трудящихся. Существенное влияние на динамизм процессов всех сфер общественной жизни оказывает переход к преимущественно интенсивным факторам развития экономики.
Гармоничное развитие всей общественной системы, присущее зрелому социалистическому обществу, предполагает неразрывную связь экономического, социального, политического и духовного прогресса общества. Иными словами, непосредственной задачей дня становится, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма, перерастанием социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитанием нового человека, дальнейшее развитие социалистического образа жизни. Поэтому ХХУІ съезд КПСС, определяя основные направления развития советского общества в одиннадцатой пятилетке и на период до 1990 года, наметил: "На основе подъема экономики, повышения эффективности общественного производства обеспечить дальнейший рост народного благосостояния, развитие социалистического образа жизни..." .
В материалах ХХУІ съезда, последующих пленумов, в особенности в исторических решениях июньского (1983 г.), апрельского и октябрьского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС разработаны основные пути и сред ства дальнейшего совершенствования социалистического образа жизни. Развитие образа жизни людей - это дальнейшее укрепление материальных и духовных основ образа жизни, укрепление во всех сферах жизни его принципов и характерных черт. Следовательно, совершенствовать социалистический образ жизни - это значит обеспечить дальнейшее укрепление коллективизма и утверждение его во всех сферах жизнедеятельности людей. В Отчетном докладе ЦК ХХУІ съезду КПСС подчеркивается: "В период развитого социализма завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни" .
Дальнейшее укрепление материальных и духовных основ социалистического коллективизма неразрывно связано с развитием важнейших сфер жизнедеятельности людей. В качестве таковых в документах партии последних лет выделены сферы труда, распределения, потребления, быта, образования, культуры и т.д.
Основой, базой для развития всего образа жизни, в частности его коллективизма,служит общественное производство, ибо эта область является и основной сферой проявления коллективизма. Укрепление отношений коллективизма определяется, в первую очередь, дальнейшим совершенствованием производственных отношений. Поэтому партия в своей социальной политике исходит из того, что развитие коллективизма предполагает прежде всего совершенствование условий труда и жизни людей. В комплексе этих условий, несомненно, важнейшее значение имеют улучшение условий труда, облегчение трудоемких процессов на производстве. "...Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, - как указано в материалах ХХУІ съезда КПСС. - Им у нас по-I Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.57. ка что заняты еще миллионы людей. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема" .
Преобразования в сфере труда в направлении сокращения и в дальнейшем ликвидации тяжелого физического труда самым непосредственным образом связаны с развитием коллективизма, которое находит свое выражение в совершенствовании типов деятельности, отношений и поведения трудящихся на производстве. В совокупности эти новые моменты во взаимоотношениях людей, все более соответствующих новой системе производственных отношений, отражаются в гармоничном сочетании трудовой дисциплины со смелой инициативой. Все теснее они сочетаются с незыблемой уверенностью в исторических преимуществах социализма, с верой в его силу и могущество и с такой чертой социалистической личности, как критическое отношение к недостаткам. В этом отношении мы солидарны с исследователями, которые пишут, что "целевая комплексная программа сокращения и последующей ликвидации ручного малоквалифицированного и тяжелого физического труда непосредственно скажется на развитии коллективистских отношений в труде. Совершенствование содержания и характера труда, обеспечение широких возможностей для высококвалифицированной и творческой работы рождают новый морально-психологический климат, укрепляют атмосферу равенства в труде и коллективизма" . Изменение характера и содержания труда, ликвидация тяжелых, малопроизводительных видов труда на базе механизации и автоматизации способствуют сплочению людей в труде, обеспечивают стабильность трудовых коллективов. Поэтому наша партия и правительство в настоящее время уделяют большое внимание улучшению условий труда трудящихся на основе ускорения научно-технического прогресса, использованияего достижений в производстве.
Научно-техническая революция, безусловно, является не только лишь средством дальнейшего повышения эффективности общественного
Борьба с проявлениями индивидуализма - необходимое условие воспитания коллективизма
На этапе зрелого социализма нормы и требования социалистического образа жизни все более характеризуют жизнедеятельность отдельных членов общества. На базе роста благосостояния народа, преодоления социальных различий, более правильного сочетания общественных и личных интересов значительно возрастает степень реализации норм нового образа жизни в практической деятельности всего общества. Однако из этого вовсе не следует, что поведение и ценностные ориентации всех членов нашего общества соответствуют социалистическому образу жизни. В.И.Ленин отмечал, что в любом явлении всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего -Ч Это полностью относится и к сложившемуся в СССР социалистическому образу жизни. В этой связи М.Н.Руткевич справедливо отмечает: "В современных условиях в СССР господствует образ жизни, характерный для зрелого социалистического общества, его проявления стали наиболее массовыми. Но нельзя забывать о,том, что еще имеются налицо такие моменты в образе жизни народа, которые не полностью соответствуют критериям зрелого социалистического общества... Такие явления, как спекуляция, алкоголизм и ряд других "болячек", которые еще не полностью изжиты, по своей природе не свойственны, чужды социалистическому образу жизни. Преодоление элементов, отражающих в себе известную незрелость социализма или вообще чуждых ему, - важнейшая задача завершения формирования социалистического образа жизни" 2.
Отсюда становится ясным, что социалистический образ жизни как система жизнедеятельности социального субъекта складывается в упорной борьбе со старыми взглядами и нравами. Вот почему огромное значение имеет активная, бескомпромиссная борьба с пережитками прошлого в сознании и поведении отдельной части членов нашего общества как необходимое условие развития нового образа жизни, в частности его коллективистских основ, ибо укоренившись в сознании определенной части членов нашего общества индивидуализм, эгоизм и другие негативные явления отрицательно влияют на процесс перестройки всей совокупности общественных отношений на началах коллективизма, на развитие всего социалистического образа жизни в целом. Поэтому в материалах ХХУІ съезда КПСС/ последующих пленумов Центрального Комитета, в частности июньского (1983 года), отмечается принципиально важное значение борьбы против антиподов коммунистической морали. Именно на их почве появляются такие явления, в корне противоположные коллективистскому духу нашей жизни, как эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к делам других.
Вокруг проблем сущности, происхождении и причинах существования негативных явлений в литературе идут интенсивные дискуссии. Привлекают внимание две точки зрения. Например, А.П.Бутенко считает, что такие негативные явления, как стяжательство, воровство, мещанская погоня за материальными ценностями и т.д. не имеют ничего общего с социалистическим образом жизни, "не все живущее при социализме имеет социалистическую природу" . Противоположную точку зрения высказывает Г.Х.Шахназаров. По его мнению, "при таком подходе образ жизни, который сложился сейчас в социалистических странах (с учетом разницы в уровнях их зрелости общественных отношений, а также немалой еще дифференциации в рамках каждойстраны применительно к различным слоям населения), будет идеализирован, фактически выведен за рамки реальности. Объявить все негативные явления несвойственными социалистическому образу жизни -значит, по существу, лишить себя возможности трезво оценивать достигнутую ступень общественного развития" .
Ключ к объяснению этого сложного вопроса дает следующее методологическое указание основоположников научного коммунизма. "Коммунизм для нас, - подчеркивали К.Маркс и Ф.Энгельс, - не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние" . Следовательно, по мере развития социализма, социалистического образа жизни постепенно преодолеваются свойственные для предыдущего антагонистического общества отношения и нормы, которые в корне противоположны нормам и принципам нового строя. Конечно, негативные явления на определенных этапах выступают структурными элементами социалистического образа жизни. Однако их нельзя определять как необходимый элемент, постоянный атрибут нового образа жизни, поскольку в ходе совершенствования последнего они постепенно ликвидируются. С другой стороны, если реальный социалистический образ жизни характеризуется наличием негативных явлений, то идеал социалистического образа жизни "очищен" от них. Это дает основание считать, что негативные явления не свойственны социалистическому образу жизни, хотя большинство из них имеет тенденцию к оживлению даже в условиях развитого социалистического общества. Существование таких явлений констатирует факт неполной реализации принципов социалистического образа жизни. Следовательно, в условиях, когдабудет достигнута полная реализация этих принципов в поведении всех членов общества, не останется места для пережиточных явлений.
Существование антиподов социалистического образа жизни порождено цепью взаимосвязанных причин. Говоря о причинах этого процесса, тов.Г.А.Алиев на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания" указал на следующее: известное отставание общественного сознания от уровня общественного бытия, сила инерции консервативных традиций; диалектический характер социального развития, проходящего через разрешение внутренних проблем и противоречий; недостатки в воспитательной работе; проникновение чуждых нашему обществу нравов, насаждаемых империалистической пропагандой, особенно в среду молодежи .
Главной методологической посылкой для выяснения причин существования пережитков прошлого в сознании и поведении некоторой части членов социалистического общества является марксистско-ленинское положение о том, что "в первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма" . Социализм возникает не из какой-то абстракции, а из реальных экономических условий предшествующего эксплуататорского общества, и в силу этого это общество "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" 3. Такими "родимыми пятнами" при социализме являются существенные различия в распределении материальных благ, в условиях труда, между умственным и физическим трудом,