Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Белоусова Вера Николаевна

Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни
<
Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белоусова Вера Николаевна. Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни : ил РГБ ОД 61:85-9/775

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Специфика сельского образа жизни в социалистическом обществе 16-81

1. Теоретико-методологические основания исследования сельского образа жизни в социалистическом обществе . 16-43

2. Сельский образ жизни в системе социалистического образа жизни 43-81

Глава II. Сельский образ жизни как фактор формирования личности 82-155

1. Образ жизни сельского жителя в развитом социалистическом обществе как способ развития его личности 82-134

2. Социалистический сельский образ жизни как специфическая социальная среда формирования личности 135-155

Заключение 156-160

Список основной использованной литературы 161-187

Введение к работе

В условиях развитого социализма всестороннее и гармоничное развитие человека труда превращается из теоретического принципа в реальную практическую задачу, это порождает потребность в создании таких теоретических конструкций, которые служили бы основой для организации управления этим процессом.

Исходя из того, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистичес-

кого строительства , КПСС в своей практической деятельности соединяет сегодня цели развития социалистической экономики и совершенствования общественных отношений социализма с задачами коммунистического воспитания советских людей, формирования у них качеств активных строителей коммунизма. Эффективность этой деятельности в значительной мере зависит от уровня теоретической разработки проблемы личности и предполагает учет не только ее формационной определенности, но и того, в какие конкретные общественные структуры она включена.

На современном этапе социалистического строительства в СССР, когда действует тенденция продвижения общества к социальной однородности, формирование социалистической личности идет на более широкой основе, чем социально-классовая. Такой основой выступает советское общество в целом, утвердившийся в нем социалистический образ жизни. Однако наличие в развитом социалистическом обществе, на начальном этапе его совершенствования еще неопределенных социально-классовых различий требует в исследовании процесса формирования личности учитывать

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.27.

не только уровень социальной интеграции социалистического общества, но и степень его социальной дифференциации. Без этого недостижима глубина теоретического анализа социалистической личности, невозможно эффективное управление процессом ее развития. На это нацеливает исследователей июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, требующий от них "исходить из той реальности, ко-

торая есть, со всеми ее плюсами и минусами" .

Особую актуальность, как отметил ХХУІ съезд КПСС, приобретает сегодня учет различий, не являющихся собственно классовы-

2 ми . В частности, съезд обратил специальное внимание на необходимость преодоления различий, обусловленных поселенческой структурой советского общества. Будучи тесно связана с социально-классовой, поселенческая структура советского общества представлена видами расселения, которые при всем их разнообразии, в конечном счете, сводятся к двум основным типам - городу и деревне .

Социалистические город и деревня, предоставляя людям различные условия жизни, обусловливают существование двух разновидностей социалистического образа жизни - городской и сельской, специфика которых оказывает определенное воздействие на процесс становления и развития личности.

Все это определяет актуальность исследования особенностей формирования личности в условиях социалистического сельского образа жизни. При решении этой задачи в диссертации реализуется специфический подход теории научного коммунизма к проблеме

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.33.

  2. См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1982, с.54.

-5-личности - рассмотрение ее через призму включенности в те или иные социальные общности. В данном диссертационном исследовании личность рассматривается через призму ее включенности в сельское население, полагаемое как социально-территориальная общность социалистического общества .

Практическая значимость исследуемой проблемы обусловлена тем, что на современном этапе преобразования советской деревни, определяемом реализацией комплексной программы ее развития, разработанной ХХШ-ХХУІ съездами КПСС, мартовским (1965 г.) и последующими, вплоть до октябрьского (1984 г.),Пленумами Щ КПСС, происходят существенные изменения в условиях и образе жизни сельского населения, отражающиеся на процессе формирования личности сельских жителей. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко подчеркнул на октябрьском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Сегодня мы можем вполне определенно сказать, что в жизни сельских тружеников происходят коренные изменения,

к лучшему меняется облик нашей деревни" . Эти изменения требуют пристального внимания со стороны обществознания, так как со временем последствия их приобретают все более глубокий и масштабный характер.

Актуальность теоретического анализа проблемы формирования личности в связи с проблемой образа жизни обусловлена рядом причин.

Во-первых, такой аспект рассмотрения проблемы личности

  1. В сельской местности проживает сегодня 97,2 млн. советских людей (36% всего населения). См.: Народное хозяйство СССР. I922-1982. Юбилейный статистический ежегодник. - М., 1982, с.9.

  2. "Правда", 24 октября 1984 г.

определяется необходимостью синтезировать множество факторов в объяснении процесса ее становления и развития. Изучение образа жизни людей как раз и позволяет осуществить комплексный анализ факторов, детерминирующих этот процесс.

Во-вторых, категория "образ жизни" способствует конкретизации марксистского положения о формировании человека в процессе его взаимодействия с социальной средой. Образ жизни показывает каким образом (способом) индивид включается в систему общественных отношений, какие возможности, предоставляемые ему социальной средой, он реализует и в каких формах . Тем самым появляется возможность избежать как механицизма в объяснении объективной детерминации личности, так и преувеличения относительной автономности личности от изменения общественных обстоятельств.

В-третьих, рассмотрение образа жизни социальной общности как фактора формирования составляющих ее личностей позволяет преодолеть абстрактный подход к исследуемой проблеме, дает возможность понять социальную определенность человека как его противоречивую связь с различными социальными общностями и обществом в целом.

Определенное влияние на выбор темы исследования оказал ее дискуссионный характер, активное обсуждение в научных и общественных кругах позитивных и негативных сторон сельского образа жизни в социалистическом обществе, его возможностей в осуществлении "человекотворческой" функции, его перспектив.

Степень разработанности проблемы. Сама постановка иссле-

I См.: Социалистический образ жизни и новый человек. - М.: Политиздат, 1984, с.27.

-7-довательской задачи обусловлена тем уровнем теоретических и эмпирических исследований, который достигнут в социологии села и в разработке проблематики образа жизни и личности в марксистской обществоведческой науке.

В социологии села накоплен обширный фактический материал, дающий как непосредственные, так (в еще большем количестве) и косвенные сведения об условиях жизнедеятельности и о самой жизнедеятельности сельского населения в социалистическом общест-

т ве . Специальному же теоретическому анализу проблемы сельского

образа жизни в условиях социализма уделялось до последнего вре-

р мени неоправданно мало внимания . Только в последние годы по-

явились работы, посвященные рассмотрению этой проблемы . Не-

1 См.: Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. -
М., 1968; он же. Социальная структура сельского населения
СССР. - М., 1971; Коллектив колхозников. Социально-психологи
ческое исследование. - М., 1970; Миграция сельского населе
ния. - М., 1970; Слепенков И.М., Князев Б.В. Молодежь села
сегодня. - М., 1972; Староверов В.И. Социально-демографичес
кие проблемы деревни. - М., 1975; он же. Советская деревня

на этапе развитого социализма. - М., 1976; Симуш П.И. Социальный портрет советского крестьянства. - М., 1976; Социальное развитие села в период строительства коммунизма. - Кишинев, 1976; Социальный облик колхозной молодежи. - М., 1976; Книга и чтение в жизни советского села; проблемы и тенденции. - М., 1978; Бюджет времени сельского населения. - М., 1979; Чапек В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов села. -Ростов-на-Дону, 1983 и др.

  1. Об этом свидетельствует анализ библиографических указателей по проблемам социалистического образа жизни за 1975-1982 годы.

  1. См.: Симуш П.И. Различия между городом и деревней в свете развития социалистического образа жизни. - Вопр.философии,

не-

смотря на важность полученных в этих исследованиях результатов, они показали, что проблема социалистического сельского образа жизни нуждается в дальнейшей разработке. Тем более, что в понимании этого сложного феномена выявились некоторые разногласия среди исследователей.

Важной теоретической предпосылкой решения поставленной диссертантом исследовательской задачи явилась разработка советскими обществоведами и учеными других социалистических стран проблематики образа жизни, в особенности вопроса о его связи с процессом формирования личности . Есть однако основание гово-

1975, № 3, с.22-35; он же. Сближение городского и сельского образа жизни в условиях развитого социализма. - М., 1981; он же. Некоторые проблемы изучения образа жизни советской деревни. - История СССР, 1983, № 3, с.3-19; Староверов В.И. Изменения в образе жизни сельского населения в условиях развитого социализма. - В кн.: Проблемы социалистического образа жизни. - М., 1977, с.199-219; он же. Вопросы комплексного изучения социальной структуры и образа жизни сельского населения. - В кн.: Социальная структура сельского населения. Сб. научн.трудов. - М., 1981, с.4-31; Мурниек Э.Э. Развитие социальной структуры села и образа жизни сельского населения. - В кн.: Усиление социальной однородности советского общества. - М., 1977; С.І07-ПІ; Шарашкина М.Ф. Городской и сельский образ жизни, их сближение при социализме. Канд.дисс. -М., 1976; Шендрик Л.В. Развитие советского образа жизни тружеников села в процессе коммунистического строительства.(На материалах Белорусской ССР). Канд.дисс. - Минск, 1979; Рыв-кина Р.В. Образ жизни сельского населения. - Новосибирск, 1979; Тургунбаев . Сближение городского и сельского образа жизни в условиях развитого социализма (на материалах Узбекской ССР). Автореф.канд.дисс. - Ташкент, 1984 и др.

I См.: Марков B.C. Образ жизни и формирование человека. - Вопр. философии, 1976, № 7,9; Процкая Д.Г. Социалистический образ

-9-рить об определенной недооценке детерминационных возможностей образа жизни в научной литературе. Это касается и некоторой недооценки роли образа жизни общества, а особенно образа жизни социальных общностей в формировании личности. В частности, практически отсутствуют работы, в которых бы специально рассматривалось влияние на процесс социализации индивида сельского образа жизни в его специфических чертах. Это не означает, что проблема формирования личности сельских тружеников совершенно выпала из поля зрения исследователей. В 70-е годы появился ряд интересных работ, посвященных этой проблеме . Авторы их не ограничились анализом наличной ситуации при характеристике процесса формирования личности в условиях социалистической деревни, а показали перспективы ее развития, выявив при этом ряд

жизни и формирование нового человека. - Минск, 1978; Калмыков В.Н. Социалистический образ жизни: новые качества человека. - Минск, 1979; Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. - Киев, 1979; Коган Л.Н. Образ жизни социалистической личности. - В сб.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. - Свердловск, 1980, с.5-20; Салов М.А. Социалистический образ жизни как фактор развития личности. Канд. дисс. - Минск, 1981; Социалистический образ жизни и новый человек. - М., 1978, 1984 и др.

I См.: Шадрина М.Г. Социализм и личность крестьянина. - Свердловск, 1972; она же. Формирование личности советского крестьянина. Докт. дисс. - Свердловск, 1976; Прокопов М.В. Формирование личности социалистического типа в современной советской деревне. Канд. дисс. - М., 1976; Шкурко В.Н. Формирование личности колхозника в условиях зрелого социализма. -Минск, 1977; ВДудров А.Г. Формирование нового типа работника сельскохозяйственного производства в условиях зрелого социализма. Канд. дисс. - М., 1980 и др.

-10-проблем, актуализирующих исследования в этой области. Преимущественное внимание в этих работах уделено анализу классовых типов личности в советской деревне, проблеме формирования личности работника социалистического сельскохозяйственного производства, однако в них осталась в стороне более широкая проблема -формирования личности сельского жителя, исследование которой актуализируется в связи с необходимостью дальнейшей консолидации единого типа личности - советского человека.

Стремясь внести свой вклад в разработку проблемы, диссертант поставил следующие цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является исследование влияния социалистического сельского образа жизни на процесс становления и развития личности. Ее реализация предполагает решение следующих задач: выявления специфики сельского образа жизни в социалистическом обществе и факторов ее обусловливающих; рассмотрения социалистического сельского образа жизни как специфической социальной среды формирования личности и как способа ее развития; анализа изменений, происходящих в образе жизни сельского населения в результате реализации аграрной политики КПСС; выявления и анализа тех реальных проблем, решение которых позволит усилить воспитательный потенциал социалистического сельского образа жизни, будет способствовать его сближению с городским и формированию на этой основе коммунистического образа жизни, недифференцированного по существенным социально-экономическим признакам.

Идейно-теоретическую и методологическую основу исследования составили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых получило обоснование положение о том, что человеческая деятельность формирует не только социальную действительность

-II-

как объект, но и своего субъекта - деятельного человека. Важные методологические ориентиры содержатся в их работах, посвященных проблеме города и деревни, преодоление противоположности и социально-экономических различий между которыми рассматривалось классиками марксизма-ленинизма в качестве одной из основных задач в осуществлении коммунистического преобразования человеческого общества.

Методологическую основу диссертации составляют также Программа КПСС, материалы партийных съездов и Пленумов ЦК, труды и выступления видных партийных и государственных деятелей. Особое значение имеют для диссертации материалы майского (1982 г.), июньского (1983 г.), октябрьского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

Автор в своей работе опирался на исследования философов-марксистов, социологов, экономистов, историков, психологов. Эмпирической базой исследования являются материалы статистических сборников, опубликованные материалы социологических исследований, а также собственные наблюдения автора, полученные им в процессе социологического обследования сельского населения Ростовской области. С большим вниманием диссертант отнесся к материалам, помещенным в периодической печати, которые хотя и не всегда дают достаточно данных для определенных выводов, но способствуют осознанию и формулированию важных практических проблем, требующих теоретической проработки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выделена новая предметная область исследования: воздействие социалистического сельского образа жизни на личность;

в относительно полном и цельном виде рассмотрен образ жизни сельского жителя в социалистическом обществе как способ

-12-развития его личности;

социалистический сельский образ жизни исследован как специфическая социальная среда формирования личности ;

рассмотрена трудовая жизнедеятельность сельскохозяйственного населения как центральное звено социалистического сельского образа жизни, важнейшая сфера формирования личности сельских тружеников;

выявлены реальные противоречия развития сельского образа жизни при социализме, стимулирующие, либо замедляющие формирование личности нового типа.

В соответствии с этим на защиту выносятся следующие положения:

  1. Сельский образ жизни в социалистическом обществе является подтипом социалистического образа жизни, детерминируемым как общими условиями социалистического общественного строя, так и специфическими конкретными условиями жизни сельского населения, определяющими способ реализации его сущности.

  2. Социалистический сельский образ жизни объективно содержит в себе богатые возможности для всестороннего и гармоничного развития личности. Их реализации способствует последовательное осуществление аграрной политики КПСС.

  3. Характерное для сельского образа жизни раннее приобщение к производительному труду формирует отношение к нему как естественному и необходимому условию человеческой жизни, что является важной предпосылкой превращения труда в первую жизненную потребность. Зависимость же результатов труда в сельскохозяйственном производстве от множества быстро изменяющихся факторов определяет ту его творческую основу, которая в реальных условиях способствует превращению труда в глав-

-13-ную сферу самоутверждения личности, формирования ее сущностных сил.

  1. Специфика жизнедеятельности сельского населения во многом обусловлена непосредственной связью человека с природой, что благоприятно воздействует на внутренний мир личности, способствует ее нравственному, эмоциональному, эстетическому, экологическому развитию.

  2. Вместе с тем, социалистический сельский образ жизни на современном этапе его развития содержит в себе ряд негативных сторон, что определяет противоречивость его влияния на процесс формирования личности сельских жителей. Эта противоречивость развития сельского образа жизни в условиях развитого социализма обусловливает специфику организации политико-воспитательной работы на селе.

  3. Неверными представляются попытки представить развитие сельского образа жизни в социалистическом обществе как его полную идентификацию с городским. Анализ реальных процессов в жизнедеятельности сельского населения в развитом социалистическом обществе, а также представлений классиков научного коммунизма

о социально-пространственной организации будущего коммунистического общества позволяет сделать вывод о том, что сближение сельского и городского образов жизни происходит и будет идти не только в результате подтягивания сельского образа жизни до параметров городского, но, в первую очередь, в результате их совместного движения к коммунистическому образу жизни.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы при составлении планов социально-экономического развития трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий, в процессе преподавания научного комму-

-14-низма, а также при чтении спецкурсов, прежде всего, в сельскохозяйственных институтах. Практическая значимость исследования обусловлена также возможностью использования его результатов в пропаганде преимуществ социалистического образа жизни, в разоблачении попыток разного рода советологов фальсифицировать результаты аграрной политики КПСС и ее целей в преобразовании образа жизни сельского населения. Положения диссертации, раскрывающие позитивные стороны социалистического сельского образа жизни, показывающие перспективы его развития, могут быть использованы в воспитательной работе, направленной на повышение престижности сельскохозяйственного труда1, сельского образа жизни в целом.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в 4 публикациях. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "ХХУІ съезд КПСС, июньский (1983 г.), последующие Пленумы ЦК КПСС и актуальные проблемы формирования достойной смены рабочего класса и колхозного крестьянства" (г.Москва, 1984 г.), Республиканской научной конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (г.Свердловск, 1982), региональной научно-практической конференции молодых ученых "Всестороннее развитие личности в условиях совершенствования советского социалистического общества" (г.Ростов-на-Дону, 1984 г.). Диссертация обсуждена и одобрена кафедрой научного коммунизма Ростовского государственного университета им. М.А.

I См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.39.

-15-Суслова.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит список основной использованной литературы.

Теоретико-методологические основания исследования сельского образа жизни в социалистическом обществе

Логика научного исследования, согласно которой, прежде, чем браться за решение частных вопросов, необходимо решить общие, а также наличие в научной литературе большого числа определений образа жизни, отличающихся не только оригинальностью подхода, но, в определенной степени, и концептуально, требуют авторского самоопределения в сложившейся теоретической ситуации.

Не останавливаясь специально на характеристике поистине огромного количества предложенных дефиниций образа жизни (эта работа уже проделана ) мы полагаем, что правы те авторы, которые определяют образ жизни как способ жизнедеятельности социального субъекта, детерминируемый, во-первых, объективными условиями его жизни, прежде всего, способом производства, во-вторых, природой самого субъекта, его ценностными ориентациями . Эти две линии детерминации образа жизни отнюдь не являются рядо-положенными. Важным методологическим принципом исследования образа жизни является признание его объективной основы. Именно объективные, и прежде всего, материальные условия определяют возможность ведения субъектом того или иного образа жизни, к которому он предрасположен в силу своих ценностных установок. На это обстоятельство неоднократно указывали в своих работах К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин . Характеризуя, в частности, конкретные формы жизнедеятельности рабочего класса Англии эпохи промышленной революции, Ф.Энгельс писал: "Существование раба, по крайней мере, обеспечено личной выгодой его владельца; у крепостного все же есть кусок земли, который его кормит; а пролетарий предоставлен исключительно самому себе и в то же время не дают так применить свои силы, чтобы он мог целиком на них рассчитывать... Он - лишенный воли объект всевозможных комбинаций и стечений обстоятельств и может считать себя счастливым, если ему удается хотя бы некоторое время кое-как просуществовать. И само собой понятно, что его характер и образ жизни определяется этими обстоятельствами..." (подчеркнуто нами - В.Б.).

Обосновав зависимость образа жизни от условий жизни, ее обстоятельств, создатели теории научного коммунизма, указывают вместе с тем, что обстоятельства изменяются самими людьми . От людей, их субъективных установок зависит, приспособятся ли они к наличным условиям, в условиях докоммунистических формаций -бесчеловечным, и будут вести "образ жизни, который "деморализу-ет больше, чем всякий другой" или поднимутся на борьбу с этими обстоятельствами. Важность субъективной определенности жизнедеятельности человека имел ввиду В.И.Ленин, когда писал:"Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам .

Противоречие между человеческой активностью и формирующей ролью обстоятельств было разрешено Марксом с позиций диалектического материализма. Указав, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понятно только как революционная практика" , К.Маркс дал исследователям ключ к пониманию феномена образа жизни.

Не оставив работ, специально посвященных категории "образ жизни", классики научного коммунизма вооружили обществоведов-марксистов методологией исследования этого социального феномена. Руководствоваться этой методологией необходимо при решении важнейшего для понимания образа жизни вопроса - диалектики взаимодействия условий жизнедеятельности и самой жизнедеятельности. По вопросу о том, входят или не входят условия жизнедеятельности в содержание образа жизни выявились особенно острые разногласия среди исследователей.

Трактовка, включающая условия жизнедеятельности в содержание образа жизни, широко распространенная на первом этапе исследования проблемы и многократно критиковавшаяся впоследствии, претерпев определенную трансформацию, по-прежнему поддерживается рядом авторов .

Нам, однако, представляется более убедительной точка зрения тех исследователей, которые признавая детерминированность образа жизни объективными условиями, и необходимость рассмотрения самой жизнедеятельности и условий ее определяющих (как объективных, так и субъективных) в единстве, полагают, что "это вовсе не означает, что объективные условия сами по себе оказываются включенными в структуру образа жизни, являются ее элементами" . Если условия образа жизни рассматривать в качестве показателей образа жизни, то "снимается по существу, - пишет академик П.Н.Федосеев, - сама проблема активного формирования социалистического образа жизни, если он совпадает с условиями существования человека" .

Сельский образ жизни в системе социалистического образа жизни

Причем, как во всяком новом и достаточно сложном деле, не обошлось здесь без некоторых методологических издержек и теоретических ошибок.

Очевидность недостатков реально существующих городов и деревень, проявляющихся в конечном счете в неспособности складывающихся на основе предоставляемых ими условий образов жизни обеспечить формирование нового типа личности, явилась причиной создания крайне радикальных и, по существу, утопических, проектов преобразования поселенческой структуры советского общества. Суть одного из этих проектов заключалась в предложении уничтожить всю существующую систему расселения как несоответствующую потребностям социалистического развития и заменить ее сетью гомогенных поселений, равномерно размещающихся по всей стране. Один из вдохновителей и создателей этого проекта Л.М.Сабсович писал в своей книге "СССР через 10 лет", изданной в 1930 году, что "...уже в ближайшем будущем нам не нужны будут большие города, неизбежно создающие весьма нездоровые условия для жизни и работы трудящегося населения. Густая транспортная сеть, которую мы должны будем создать в течение ближайших 5-8 лет, позволит нам размещать промышленные предприятия значительно более свободно по территории Союза... мы избежим необходимости строить города-гиганты и можем создавать города с населением в 50-70 тысяч человек, в которых гораздо легче сорганизовать жизнь на новых началах и в которых можно создать для рабочего населения совершенно новые и удобные условия жизни" . Все сельское население по его проекту также должно быть сосредоточено в "социалистических сельскохозяйственных городах", оптимальная численность которых тоже определялась в пределах 50-75 тысяч жителей. Столь радикальная перестройка, полагал Л.М.Сабсович, приведет к тому, что уже "в течение 5-8 лет мы сможем почти полностью уничтожить противоречия между городом и деревней".

Другой, не менее радикальный и столь же оторванный от реальной действительности, путь ликвидации различий в образе жизни социальных групп советского общества предложил А.К.Гастев, внесший в свое время большой вклад в разработку проблем научной организации труда. Переоценивая значение технических форм организации труда, перенося их на все стороны жизнедеятельности человека, он предполагал изменить образ жизни людей как в городе, так и в деревне, преобразовать всю их психологию посредством нормирования и стандартизации всех их жизненных проявлений .

Подвергнутые в свое время справедливой критике , эти полуфантастические, оторванные от реальных условий и задач социалистического строительства, проекты не утратили своей привлекательности в глазах некоторых современных исследователей проблемы преодоления существенных различий между городом и деревней.

Даже если абстрагироваться от технической сложности осуществления этих проектов (на что всегда в первую очередь указывали их критики), такой путь решения проблемы представляется неэффективным как в экономическом отношении, так и в социальном плане. Экономическая неэффективность подобной "гомогенизации" расселения проявляется в частности в том, что чрезмерная концентрация жителей находится в противоречии с интересами сельскохозяйственного производства, эффективная хозяйственная деятельность в сфере которого требует определенной территориальной рассредоточенности трудовых ресурсов. Дальнейшее развитие общества, по-видимому, будет способствовать распространению новых форм территориально рассредоточенной деятельности (по охране и обогащению природной среды, реализации рекреационных функций и т.д.). Еще в меньшей степени этот путь соответствует интересам социального прогресса общества, идеалом которого является не нивелировка всех и всяческих различий, не казарменная уравнительность потребностей всех его членов, а развитие "всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу". Такое развитие человека предполагает всесторонность развития среды его жизнедеятельности, в том числе и многокачественность поселенческой (пространственной) среды.

Отвергнув вульгарно-утопические проекты преобразования города и деревни, основанные на чисто логическом подходе к проблеме, КПСС свою политику по преодолению существенных различий между городом и деревней строила с учетом исторически сложившейся системы расселения. Ключевой частью этой политики стал ленинский кооперативный план. Исходя из признания вторичности поселенческих отношений по отношению к производственным, партия, Советское государство первостепенное внимание уделяли социалистическому преобразованию производственной сферы жизнедеятельности сельского населения. И это был единственно правильный путь, способный привести к формированию социалистического образа жизни сельского населения. Не рассматривая специально этапы становления и развития социалистического образа жизни в советской деревне, ибо не это является задачей нашего исследования, отметим, однако, что со временем недостаточное внимание к собственно поселенческому аспекту различий между городом и деревней привело к ощутимому несоответствию между процессом сближения города и деревни в социально-экономической сфере и сближением их по способам организации жизнедеятельности, которые во многом определяются поселенческими условиями (размерами поселения, уровнем развития социальной инфраструктуры, характером застройки и качеством жилья и т.д.). Проблема "город-деревня" все более обнаруживала свой комплексный характер. В условиях развитого социализма стало очевидным, что поскольку различия между городом и деревней носят комплексный характер, то и преодолеваться они должны в комплексе. А это означает, что "плодотворное исследование путей дальнейшего преодоления существенных различий между городом и деревней невозможно вне изучения развития социалистического образа жизни, ибо на практике обе эти комплексные проблемы ныне решаются лишь во взаимосвязи" .

Образ жизни сельского жителя в развитом социалистическом обществе как способ развития его личности

Основание для рассмотрения образа жизни человека как способа развития его социальных сил нам дает обоснованное классиками научного коммунизма положение о том, что социальные характеристики человека складываются в процессе деятельности под влиянием условий объективной действительности. Понимание того, что действуя, преобразуя окружающий мир, человек изменяет самого себя, позволило К.Марксу и Ш.Энгельсу утверждать: "Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами" .

Мысль о связи и зависимости, существующей между образом жизни и формированием личности, вполне четко сформулирована Ф.Энгельсом в "Принципах коммунизма". "Подобно тому как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, - пишет он, точно так же общее ведение производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их" .

Определив личность как совокупность общественных отноше-ний , К.Маркс прямо связывал развитие личности с реализацией общественных отношений в ее деятельности. Развитый человек по Марксу, это человек, "для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" .Такое понимание развития личности, как развития ее жизнедеятельности, вносит существенные коррективы в исследование проблемы взаимодействия личности с социальной средой, позволяя преодолеть понимание этого взаимодействия как пассивно-приспособительного со стороны личности и внешне-принудительного со стороны среды. Рассмотрение образа жизни личности как способа ее развития раскрывает детерминированность личности объективными условиями как осуществляемую посредством ее субъективности, а не помимо ее. Анализируемая через образ жизни, "личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни уже не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей жизни" . Отмечая теоретическую продуктивность и практическую значимость категории "образ жизни", Г.П.Предвечный и Ю.А.Шерковин полагают, что образ жизни личности представляет собой способ ее взаимодействия с социальной средой . При таком, по-нашему мнению, вполне справедливом аспекте рассмотрения образа жизни личности, он предстает как способ ее развития. При этом объективная обусловленность развития личности, представая как неразрывно связанная с активным освоением ею действительности, позволяет понять почему в одних и тех же социальных условиях формируются личности с различными социальными качествами.

Но поскольку образ жизни любого субъекта формируется им не произвольно, а под воздействием вполне определенных объективных условий, главным из которых в конечном счете (но только в конечном) является способ производства, постольку рассмотрение образа жизни личности как способа ее развития позволяет преодолеть другую крайность - преувеличение относительной автономности этого развития. Объективные обстоятельства могут иногда принудить человека вести образ жизни, не согласующийся с его субъективными установками, обусловливая противоречия в развитии его личности.

Образ жизни личности и ее свойства суть две взаимопроникающие стороны единого целого, каждая из которых оказывает влияние на "свое другое". Образ жизни определяет (хотя и не всецело) качества личности, уровень их развития, но сам в свою очередь зависит от этих свойств, поскольку они, в известной мере, выступают как условия образа жизни. В связи с этим возникает вопрос: является ли образ жизни личности объективным по отношению к самой личности? Связь и взаимопроникновение определенных моментов личности и ее образа жизни отнюдь не отменяет объективности последнего. Эта объективность обусловлена во-первых, тем, что образ жизни хотя и зависит от субъективных установок личности, но к ним не сводится, а может быть правильно понят только как результат взаимодействия последних с объективными условиями жизни личности и представляет ее объективно-реальные действия, во-вторых, тем, что любой последующий момент жизнедеятельности личности в той или иной мере обусловлен ее предшествующим образом жизни.

Будучи обусловлена своим образом жизни, личность в то же время является его творцом. "Человек, - писал К.Маркс, - ... делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания . Таким образом, во взаимодействии образа жизни личности и формирования ее социальных характеристик находит свое проявление логика предпосылок и результатов, позволяющая понять, "что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства", и человек, "как постоянная предпосылка человеческой истории, есть также ее постоянный продукт и результат".

Рассмотрение проблемы формирования личности и совершенствования ее образа жизни во взаимосвязи дает возможность, по мнению некоторых исследователей этой проблемы, представить всестороннее и гармоничное развитие личности как процесс обогащения и развития жизнедеятельности личности, достижения диалектического единства и согласованности между различными ее сферами, а также между самой жизнедеятельностью и детерминирующими ее условиями . Разделяя в целом позицию этих исследователей, вместе с тем, хотелось бы высказать одно соображение. Практикуя тот или иной образ жизни, личность, с одной стороны, проявляет, с другой стороны, формирует те или иные свои социальные свойства. Однако было бы неверно утверждать, что образ жизни определяет личностные свойства человека целиком, без остатка. Образ жизни именно определяет личность, а не предопределяет ее. Права Л.П.Вуева,

Социалистический сельский образ жизни как специфическая социальная среда формирования личности

Ведущей формой, через которую реализуется общественно-политическая активность сельских тружеников являются Советы депутатов трудящихся. "Советы, - писал, отмечая их роль в новом обществе, В.И.Ленин, - непосредственная организация самих трудящихся и эксплуатируемых масс, облегчающая им возможность самим устраивать государство и управлять им всячески, как только можно" . В нашей стране районные, сельские и поселковые Советы составляют 92,9 всех местных Советов, а состав их депутатов -около 80% всего депутатского корпуса . Сельское население осуществляет свое гражданское право озбирать и быть избранными с большой активностью и высоким уровнем сознательности уже в силу того, что абсолютное большинство депутатов знакомо ему не только по ходу предвыборной кампании, но и из непосредственного общения в труде, в быту. Характерная для деревни ситуация, когда каждый человек на виду, способствует выдвижению в органы власти действительно достойных избранников трудящихся. Для сельских Советов характерны более тесные и частные контакты депутатов с избирателями, а общность условий жизни (в городе они более дифференцированы) обусловливает глубокое знание и понимание депутатами нужд избирателей. Участие в деятельности Советов .способствует формированию личности сельского труженика, для которого "небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллек тива, интересы всей страны, трудящихся всего мира". Апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС, принявший специальное постановление "fl дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов", вновь подчеркнул важность ленинской мысли о том, что Советы должны работать не только для трудящихся, но и через трудящихся, и развитие Советов предполагает "широкое привлечение миллионов трудящихся к заинтересованному управлению делами государства" .

Особенности общественно-политической жизнедеятельности колхозной части сельского населения обусловлены также спецификой колхоза как формы производственной кооперации. Члены колхоза сами выбирают правление и его председателя, коллектив колхоза обладает большой самостоятельностью в решении вопросов производственного и социального развития. Свою производственную и общественную активность члены колхоза реализуют через общие собрания и собрания уполномоченных, через правления колхозов, в которых работают 3,2 млн.человек, через ревизионные комиссии и советы бригад, через советы колхозов, созданные в районах, областях, краях и республиках (в них избрано более 86 тыс.человек, в том числе 64 тыс.рядовых колхозников) .

Важную роль в привлечении сельского населения к общественно-политической деятельности играет потребительская кооперация, а органах самоуправления и контроля которой участвуют более 3,5 млн.человек. В колхозах и совхозах страны работают более 9 млн. комсомольцев. Труженики села объединены в профсоюзные организации, характеризуя которые В.И.Ленин писал, что это "не есть организация государственная, это не есть организация принуждения, это есть организация воспитательная, организация воизвлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничания, школа коммунизма" . По мере накопления опыта работы, профсоюзы в деревне все полнее осуществляют свою главную задачу - обучения и вовлечения в дело управления производством, государством, обществом все большего числа трудящихся, всемерного развития их творческой инициативы.

В общей сложности в сельской местности функционирует сейчас около 60 различных общественных организаций и благодаря их разветвленной системе, их массовости обеспечиваются все более благоприятные условия для развития общественно-политической активности сельских жителей.

Специфической формой, в которой проявляется общественно-политическая активность сельского населения является его участие в работе сельских сходов. Последние есть по сути дела институт, призванный выявлять и представлять интересы сельского населения как поселенческой общности. Характерно, что сходы и собрания людей по месту жительства получают все большее распространение и в городах. Мы расцениваем это явление как закономерное обогащение городского образа жизни теми прогрессивна-ми элементами, которые содержит в себе сельский образ жизни при социализме.

Развитие отношений, в основе которых лежит общность интересов индивидов (в данном случае, общность интересов, связанных с условиями проживания), во все большей степени осуществляется под совместным сознательным контролем самих индивидов. Не преувеличивая достигнутого в деле осуществления членами развитого социалистического общества контроля над условиями своего существования, которые до сих пор предоставлялись власти случая и противостояли отдельным индивидам как нечто самостоятельное , необходимо однако отметить характерный для сельского населения в условиях осуществления современного этапа аграрной политики КПСС небывалый рост инициативы, сознательной деятельности, направленной на коренное преобразование непосредственных условий жизнедеятельности, как своих, так, в еще большей степени, будущих поколений.

Похожие диссертации на Формирование личности в условиях социалистического сельского образа жизни