Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Борисов Георгий Маврикиевич

Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе
<
Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Борисов Георгий Маврикиевич. Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе : ил РГБ ОД 71:85-9/34

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Образ жизни как объект теоретического исследования 21

1. О месте теории социалистического образа жизни в системе социального знания . 21

2. Образ жизни как системный объект 43

3. Проблемы субъекта и типологии образа жизни 74

Глава 2. Диалектика социальной детерминации образа жизни 93

1. Каузальная и кондициональная детерминация образа жизни 93

2. Диалектика объективной и субъективной детерминации образа жизни . 107

3. Детерминация общего, особенного и единичного в образе жизни 129

4. Соотношение социальной и природной детерминации образа жизни 142

Глава 3. Социалистический образ жизни и особенности его социальной детерминации 157

1. Некоторые методологические вопросы понятия социалистического образа жизни 157

2. Основные черты социалистического образа жизни 171

3. Соотношение сознательности и стихийности в детерминации социалистического образа жизни 200

Глава 4. Социальная детершнация совершенствова образа жизни советских людей 225

1. Укрепление материальных и духовных основ социалистического образа жизни 225

2. Единство формирования нового человека и совершенствования социалистического образа жизни . 259

3. Потребности в системе детерминации совершенствования образа жизни советских людей. 288

Заключение 322

Список использованных источников и литературы 330

Введение к работе

В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии отмечается, что в условиях зрелого социализма все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества, "Исходя из этого, Центральный Комитет КПСС уделял постоянное внимание вопросам развития социально-классовой и национальной структуры советского общества, совершенствованию социалистического образа жизни, нашей государственности и демократии" .1 Определив главные направления научных исследований в нашей стране на предстоящее десятилетие, ХШ съезд партии назвал среди них и разработку проблемы социалистического образа жизни.

Различные аспекты нового образа жизни изучались советскими учеными на протяжении всего периода социалистического строительства. Но как целостное явление социалистический образ жизни начали изучать в нашей стране и в других социалистических странах в 70-е годы, когда была поставлена задача разработать теорию социалистического образа жизни и его дальнейшего развития.

необходимость теоретического осмысления социалистической действительности через призму категории образа жизни обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, она определяется потребностями практики дальнейшего совершенствования образа жизни советских людей. "Смысл усилий партии по улучшению управления, повышению организованности, деловитости, плановой, государственной и трудовой дисциплины, - пишет Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю.В.Андро-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС- М., Политиздат, 1981, с.52.

5.

пов, - состоит не только в том, чтобы избавиться от определенных недостатков, что само по себе имеет огромное значение, но и в том, чтобы в конечном счете еще больше упрочить те основы, на которых зиждется социалистический образ жизни".*

Построение развитого социализма в нашей стране привело к коренным изменениям социальных форм жизни членов общества, т.е. качественным изменениям их образа жизни. На ХХУ съезде КПСС советский образ жизни был назван одним из главных итогов того славного пути, который прошла наша страна после Октября І9Г7 г?

Сущность нового образа жизни, его материальные и духовные основы получили свое глубокое отражение в Конституции СССР 1977 г., в преамбуле которой отмечается, что в развитом социалистическом обществе "все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...**. Вместе с тем социалистический образ жизни постоянно развивается. Динамичность советского общества обусловливает и существенные изменения в различных сферах образа жизни миллионов людей. Новые явления связаны с повышением жизненного уровня, с изменением условий и характера труда, повышением культурного и профессионального уровня трудящихся, демографическими процессами, научно-техническим прогрессом, расширением социалистической демократии и т.д. Планомерное развитие социалистического общества, сознательное регулирование социальных процессов требует не только осмысления уже возникших изменений в образе жизни, но и их предвидения. Это - необходимое условие научного руководства со-

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М., Политиздат,1983,с.Г7. 2 См.: Материалы ХХУ съезда КПСС- М.,Политиздат, 1976,с.87.

б.

вершенствованием и развитием социалистического образа жизни.

Новый образ жизни создается творческой практической деятельностью широких народных масс. В.М.Ленин уже в первые годы социалистического строительства требовал "побольше внимания к тому, как рабочая и крестьянская масса на деле строит нечто новое, в своей будничной работе. Побольше проверки того, насколько коммуниста но это новое".-1' Научные представления о социалистическом образе жизни играют роль ориентира в утверждении новых форм жизни, соответствующих целям коммунистического строительства.

Во-вторых, образ жизни людей формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Он складывается в результате не только объективной включенности индивида в систему социалистических общественных отношений, но и в результате субъективной готовности и усилий самой личности. Каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно быть и субъективно подготовлено к социалистическому образу жизни.

Целью коммунистического воспитания является не просто формирование коммунистического мировоззрения и коммунистической морали, но также готовность и способность личности объективировать свое социалистическое сознание в соответствующем образе жизни, Без научного руководства этим процессом невозможно преодоление таких явлений в жизни советских людей, которые несовместимы с социалистическим образом жизни. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду КПСС указывается: "... нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека. Это - одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель

-* Ленин В.И. О характере наших газет. Прлн.собр.соч., т.37, с.91.

7.

которой - благо и счастье советских людей!"*

На первой фазе коммунизма в обществе сохраняются элементы несоциалистических образов жизни (тунеядство, преступность, пьянство, бюрократизм, хулиганство, индивидуализм, общественная пассивность и другие проявления мелкобуржуазной, мещанской психологии, религиозные предрассудки и т.д.). Следовательно, необходимо исследование путей превращения господствующего социалистического образа жизни во всех его проявлениях в образ жизни каждого советского человека, преодоления различных проявлений чуждых нашему обществу образов жизни.

В-третьих, актуальность разработки теории социалистического образа жизни обусловлена особенностями идеологической борьбы двух противоположных социально-экономических систем на современном этапе. Проблема образа жизни дает возможность их сопоставления в аспекте реальных возможностей, предоставляемых той и другой системой для развития личности. Категория образа жизни позволяет сравнить две общественные системы в показателях, доступных индивидуальному сознанию широких слоев общества.

Буржуазная пропаганда использует все средства, чтобы приукрасить положение человека в капиталистическом обществе и дискредитировать социалистический строй, доказать его несовместимость с интересами индивида. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" отмечается, что "следует умело и творчески пропагандировать советский образ жизни, фундаментальные ценности социализма. Надо поддерживать все передовое в общественной практике, утверждать и ярко раскрывать новое качество жизни тру-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.64.

8.

трудящихся масс, включающее в себя коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда и потребления, поведения и быта .

Необходимость дальнейшей разработки теории социалистического образа жизни обусловлена не только потребностями практики, но и нуждами самой социологической науки и научного коммунизма. Как известно, со второй половины 50-х годов в нашей стране и в других социалистических странах проведено много глубоких конкретных исследований различных сторон жизни общества - бюджета времени трудящихся, отношения различных социальных групп к труду, общественно-политической активности трудящихся, процессов социализации личности, ценностных ориентации людей, различных аспектов духовной жизни, формирования потребностей, проблем быта и т.д. Признавая большую ценность полученных результатов, следует вместе с тем отметить, что недостаточный уровень обобщений снижал значение этих исследований.

Положительную роль в анализе и синтезе большого эмпирического материала, накопленного в результате конкретных социальных исследований, может и должна сыграть теория социалистического образа жизни. Не вызывает сомнений, что плодотворность дальнейших эмпирических исследований зависит прежде всего от их методологического уровня, от глубины разработки теории социалистического образа жизни.

За прошедшее десятилетие в СССР и других социалистических странах опубликовано значительное количество работ, в которых на

* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., Политиздат, 1983, с.73.

9.

основе методологии марксизма-ленинизма разработаны различные аспекты теории социалистического образа жизни, ее понятийный аппарат, исходные принципы изучения данного социального феномена, выявлены и исследованы важнейшие черты и особенности социалистического образа жизни, его материальные, социально-политические и духовные основы.1

* См.: Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни, (Методологические и методические вопросы). - М., Высш.школа, 1980; Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. - М., Политиздат, 1976; Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. - М., Наука, 1978; Капустин Е.М. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. - М., Мысль, 1976; Попов СИ. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе.

М., Политиздат, 1977; Проблемы измерения и моделирования образа жизни. - М., Наука, 1978; Проблемы социалистического образа жизни. - М., Наука, 1979; Руткевич М.Н. Диалектика и социология.

М., Мысль, 1980; Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения (методология, методика и результаты изучения социально-экономических аспектов жизнедеятельности). - Новосибирск, Наука, Сибирское отд., 1979; Синицын В.Г. Советский образ жизни. - м., советская Россия, 1969; Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. - М., Политиздат, 1976; Социалистический образ жизни. Редколл.: Г.Е.Глезерман, М.Н.Руткевич, С.С.Вишневский. - М., Политиздат, 1980; Социалистический образ жизни и новый человек. - М., Политиздат, 1978; Струков Э.В. Социалистический образ жизни. Теоретические и идейно-воспитательные проблемы. - М., Мысль, 1977; Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М., Политиздат, 1975; Федосеев П.И. Диалекти-

10.

Образ жизни стал объектом исследования во всех социалистических странах, строящих развитое социалистическое общество.

Большое значение для разработки теории социалистического образа жизни имеют материалы научно-практических конференций по этой проблеме, проведенных в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Шнеке и других городах.* Такие конференции нацеливают ученых на

ка интернационального и национального в социалистическом образе жизни. - Вопросы философии, 1981, № 12; Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. - М., Политиздат, 1977 и др. В настоящее время складывается историография проблем социалистического образа жизни, которой посвящен уже ряд книг, брошюр и статей. Среди них прежде всего следует назвать работу В.и.Касьяненко: Советский образ жизни: Проблемы исследования. - М., Шсль, 1982.

* См.: Социалистический образ жизни. Сборник статей ученых социалистических стран. Общая редакция доктора философ.наук А.П.Бутенко. - М., Прогресс, 1979; Социалистический образ жизни. Выпуск 2. Сборник ученых социалистических стран. Общая редакция доктора философ.наук А.П.Бутенко. - М., Прогресс, 1979; Социалистический! начин на живот и нравственото развитие на личноетта. -София, Изд-во Ш,ука и изкуство, 1978; Социалистическият начин на живот - обект на комплекни изеледования.- София, 1980.

См.: Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. Материалы конференции, состоявшейся в Москве 23 декабря 1974 г. - М., Политиздат, 1975; Разработка и пропаганда социалистического образа жизни. - Социологические исследования, 1975; $ I; Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. По материалам Всесоюзной научно-практической

II.

исследования социалистического образа жизни в органической связи с практикой, помогают им избежать "схоластического теоретизирования", на недопустимость чего указал ХХУІ съезд КПСС.1

Вместе с тем, дальнейшее развитие теории социалистического образа жизни не утратило своей актуальности. Ряд аспектов этой теории все еще разработан недостаточно, не преодолены еще существенные различия в трактовке некоторых ее узловых понятий и проблем, оказывающих непосредственное влияние на направленность конкретных социологических исследований в этой области, характер делаемых на их основе выводов'. Не достигнуто еще органическое единство теоретических и эмпирических исследований образа жизни. Зто проявляется в том, что,с одной стороны, теоретические исследования не всегда в должной степени опираются на результаты конкретных социологических исследований, а, с другой стороны, программы последних лет не всегда полно, строго и всесторонне обоснованы теоретически. Так, например, в эмпирических исследованиях не всегда учитывается целостность и синтетический характер категории "образа жизни", проявляется упрощенческая трактовка некоторых положений теории научного коммунизма.

Диссертант избрал непосредственным предметом исследований социальную детерминацию образа жизни в социалистическом обществе. Цель данного исследования заключается в дальнейшей разработке

конференции в Киеве (18-20 мая 1977 г.). - М., Политиздат, 1977} Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25-27 апреля 1979 г.). - М., Политиздат, 1979; Коммунистический идеал и советский образ жизни. - Минск, Беларусь, 1980.

1 См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.78.

12.

теории социалистического образа жизни посредством анализа социальной детерминации формирования и совершенствования образа жизни в социалистическом обществе.

Принцип детерминизма с точки зрения марксистско-ленинской философии является важнейшей методологической предпосылкой любых научных исследований. Поэтому в той или иной степени проблема детерминации рассматривается во всех марксистских работах, посвященных образу жизни. Б частности, анализируются основные, как объективные, так и субъективные факторы детерминации образа жизни. Изучению данной проблемы способствовала и дискуссия о соотношении условий и форм жизнедеятельности людей. В то же время дискуссия о том - входят или не входят условия в структуру самого образа жизни - в известной степени заслонила изучение самого внутреннего механизма детерминации образа жизни, различных ее видов и форм, анализ взаимосвязи и взаимодействия детерминирующих факторов, особенностей их действия в социалистическом ооществе и т.д. Представляется, что при разработке теории социалистического образа жизни еще недостаточно используется все богатство диалек-тико-материалистической концепции детерминизма. Проблема социальной детерминации образа жизни не была еще объектом специального научного исследования. В обширной литературе по образу жизни отсутствуют публикации, посвященные специально этой важнейшей проблеме.

философами-марксистами за последние десятилетия проделана значительная работа по развитию диалектико-материалистической концепции; детерминизма. Они выступили с плодотворными общеметодологическими идеями, уточняющими и развивающими его понятие, о связи закономерностей детерминации с различными уровнями органи-

ІЗ.

зации материи, о многообразии ее видов и форм и т.д. Одну из актуальных задач разработки теории социалистического образа жизни автор диссертации усматривает в том, чтобы применить эти полученные марксистско-ленинской философией результаты к исследованию образа жизни. В исследовании данной проблемы он имел возможность опираться также на работы, посвященные вопросам социальной детерминации как общества в целом, так и на те, в которых она анализи-

руется применительно к отдельным сферам жизни общества. Разра-

1 Аскин Я.Ф. Философский детериминизм и научное познание. -М., Мысль, 1976; Иванов В.Г. Причинность и детерминизм. - Л., Наука, 1974; Кедров Б.М. О детерминизме. - Философские науки, 1968, № I; Купцев В.И., Терехов М.П. Понятие детерминизма в марксистской литературе. - Философские науки, I97U, № I; Парнюк М.А. Детерминизм диалектического материализма. - киев, Наукова думка, 1967; Сачков Ю.В. Жестко детерминированные и статистические закономерности. - в кн.: Современный детерминизм. Законы природы. -М., Мысль, 1973 и др.

* См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., Политиздат, 1977; Боровский М.и. Детерминизм и нравственное поведение личности. - Минск, Паука и техника, 1974; Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности. - В кн.: социализм и личность. - М., Мысль, 1979; Гиндин П. Философия и социальное познание. - М.: Прогресс, 1977; Глезерман Г.Е. Проблемы социального детерминизма. - В кн.: Философские проблемы общественного развития. Вып.2. - М., Мысль, 1974; Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. - М., Высшая школа, 1974; Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. - М., Наука, 1981; Уледов А.К. Социологические законы.-М.,Мысль,1975 и др.

14.

ботка теории социалистического образа жизни и его детерминации неразрывно связана с дальнейшим развитием марксистско-ленинской концепцией личности, являющейся объектом постоянного внимания марксистской философской и социологической мысли.

исследованию механизма социальной детерминации образа жизни в социалистическом обществе содействуют также труды ученых, посвященные проблемам сознательного и стихийного, социального планирования, формирования разумных потребностей в социалистическом обществе. Решению теоретических задач способствуют и результаты эмпирических исследований различных сторон жизни социалистического общества, накопленных наукой как в нашей стране, так и в братских социалистических странах.

Образ жизни представляет собой синтетическое понятие, отражающее все сферы социальной жизни людей. Данное обстоятельство сделало образ жизни объектом изучения различных общественных наук. Поэтому диссертант счел необходимым прежде всего проанализировать особенности образа жизни как объекта теоретического исследования, выяснить место теории социалистического образа жизни в системе социального знания. Такой анализ, по мнению диссертанта, представляет необходимую методологическую предпосылку решения любых вопросов теории образа жизни, а также обеспечения единства комплексных исследований образа жизни различными отраслями общественной науки. Особенно необходимым анализ места теории социалистического образа жизни в системе социального знания является в связи с широким развитием конкретно-социологических исследований в этой области. В результате прошедших в 60-70 годы дискуссий о месте конкретно-социологических исследований в системе социального знания советскими учеными достигнуты значительные успехи в решении данной проблемы. Однако, было бы преждевременным считать,

15.

что все вопросы здесь решены и нет необходимости их дальнейшего исследования. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт,

что обсуждение этих вопросов в настоящее время вновь получило

Т продолжение.

Рассмотрение проблемы детерминации любого общественного феномена предполагает, во-первых, строгое определение детерминируемого объекта, представление его в виде целостной системы; во-вторых, анализ специфики детерминации исследуемого объекта, выделение факторов (детерминант), определяющих его формирование и развитие; в-третьих, изучение особенностей механизма действия этих факторов.

Исходя из этого, автор попытался представить образ жизни как целостную систему, выявить структуру этой системы, выделить основные ее элементы, взаимодействующие как между собой, так и с внешними по отношению к системе факторами. Всесторонний анализ структуры образа жизни позволяет более полно раскрыть сущность и содержание его понятия, конкретизировать предмет и направления его исследования, показать неправомерность сведения его лишь к фиксации отдельных, хотя бы и существенных, элементов, сторон этой целостной системы. Лишь выяснив, что именно детерминируется, можно переходить к анализу факторов детерминации, к методологическим предпосылкам исследования социальной детерминации образа

* См.: Предмет и структура социологической науки.- "Круглый стол" журнала "Социологические исследования". - Социологические исследования, 1981, * I, с.86-102; Федосеев П.Я. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии.- Социологические исследования, 1982,» 3,с.27-29. Харчев а.Г. Предмет и структура социологической науки.- Социологические исследования, 1981, № 2, с.58-68.

16.

относится и анализ проблем субъекта и типологии образа жизни. В диссертации рассмотрены два аспекта проблемы субъекта образа жизни - как носителя и как создателя тех или иных форм социальной жизни, проанализированы и намечены различные подходы к их типологии.

При исследовании детерминации образа жизни автор исходил из того, что образ жизни в основе своей есть проявление законов функционирования и развития общественно-экономических формаций на уровне бытия индивидов. Но социальные формы жизни индивидов - не просто слепок, зеркальное отражение черт, признаков оощественно-экономических формаций. Формирование и развитие образа жизни людей - сложные процессы трансформации социального в индивидуальное, которые подчинены своим специфическим закономерностям. Детерминизм представляет собой важнейший принцип исследования этих процессов.

В понимании детерминизма диссертант присоединяется к тем авторам, которые не сводят его только к учению о причинной связи явлений, но рассматривают детерминацию как связь, выражающую зависимость вещей в их существовании и развитии от любых факторов. В соответствии с этим в диссертации впервые в нашей научной литературе выделяются и анализируются прежде всего два вида детерминации образа жизни в зависимости от того, что выступает в качестве детерминант - причины или условия: каузальная и кондицио-нальная. В работе показывается, что, во-первых, данные факторы находятся в диалектическом единстве и лишь совместно воздействуют на образ жизни и, во-вторых, детерминация оораза жизни теми или иными факторами носит различный характер. Такой подход дал возможность более глубоко и конкретно рассмотреть механизм трансформации социального в индивидуальное, выявить пути воздействия

Г7.

различных элементов общественной системы на образ жизни членов общества.

Образ жизни детерминируется многими факторами, в диссертации они рассматриваются в их диалектическом взаимодействии, с позиций материалистического понимания общества, требующего выделения объективной, материальной основы взаимодействия различных факторов детерминации.

Важнейшая особенность социальной детерминации заключается в том, что она включает в себя как ооъективные, так и суоъективные факторы. Диалектика объективного и субъективного составляет и предмет исследования детерминации образа жизни. Общие положения об объективной и субъективной детерминации социальных явлений, разрабатываемые философами-марксистами, конкретизируются диссертантом применительно к формированию и развитию оораза жизни.

и позиций диалектики объективной и субъективной детерминации исследуется соотношение свободы и необходимости в формировании личностью своего образа жизни в различных общественно-экономических формациях, раскрываются экономические, социально-политические и духовные основания возрастания степени свободы социалистической личности в формировании своего образа жизни.

Как для теоретического осмысления, так и для практического воздействия на образ жизни важно различать в нем также общее, особенное и единичное. Поэтому в диссертации в качестве объекта теоретического анализа выделяется также диалектика детерминации общего, особенного и единичного в образе жизни. Опираясь на результаты проведенных советскими учеными исследований в этой области, диссертант сделал упор на выяснении механизма детерминации общего, особенного и единичного в образе жизни, а частности, впервые в нашей научной литературе этот механизм рассмотрен с

18.

позиций диалектико-материалистического учения о динамическом и статистическом типах детерминации.

Хотя предметом исследования диссертанта является социальная детерминация образа жизни, последняя не может рассматриваться без учета природной детерминации изучаемого общественного феномена. Это определяется тем,что, во-первых, природные факторы всегда оказывали и оказывают существенное воздействие на социальное бытие людей и, во-вторых, природные факторы, преобразуемые в результате деятельности людей, сами в настоящее время не выступают уже в своем чистом виде, а принимают социальную окраску, становятся социально-природными факторами. В предлагаемой работе рассматриваются основные аспекты соотношения социальной и природной детерминации образа жизни.

Результаты исследования общего механизма детерминации образа жизни применяются и конкретизируются при рассмотрении сущности и основных черт социалистического образа жизни, особенностей его формирования, воспроизводства и развития, практической деятельности КПСС и Советского государства в этой области. При этом специальному анализу подвергается мало исследованная в нашей научной литературе проблема соотношения стихийности и сознательности в детерминации образа жизни в социалистическом обществе,рассмотрены основные направления научного руководства его формированием и развитием, ведущая роль социальной политики и организаторской деятельности коммунистической партии в системе целенаправленного воздействия общества на эти процессы.

В диссертации исследуются важнейшие факторы совершенствования образа жизни на этапе развитого социализма, характер детерминации антиподов социалистического образа жизни в жизнепроявле-ниях советских людей, анализируются процессы формирования разум-

19.

ных потребностей и их место в механизме детерминации совершенствования образа жизни членов нашего общества и перерастания социалистического образа жизни в коммунистический. Большое внимание в предлагаемой работе уделяется теоретическому обоснованию единства формирования нового человека и совершенствования социалистического образа жизни, выдвинуто и обосновано положение о необходимости синтеза марксистских теорий личности и образа жизни и разработки единой теории и личности и ее образа жизни в социалистическом обществе.

По мнению диссертанта, исследование социальной детерминации социалистического образа жизни составляет одно из основных направлений дальнейшей разработки теории социалистического образа жизни, ино является, во-первых, важнейшим, существенным звеном теоретического осмысления и объяснения социальных форм жизни людей в социалистическом обществе, во-вторых, необходимой методологической предпосылкой конкретных социологических исследований ОО-раза жизни в социалистическом обществе, в-третьих, научной основой целенаправленной практической деятельности по его совершенствованию и развитию.

Теоретической и методологической основой данного исследования явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, труды и выступления руководителей Ш1СС и советского государства.

При работе над темой диссертант опирался также на материалы соответствующих конференций и дискуссий, теоретические и эмпирические исследования советских ученых и ученых других социалистических стран в области марксистско-ленинской философии и теории научного коммунизма.

20.

Эмпирическую базу диссертации составили официальные статистические издания, данные социологических исследований, содержащиеся в публикациях советских социологов, в том числе некоторые результаты исследований, проведенных с участием диссертанта, а также периодическая советская печать.

21.

Проблемы субъекта и типологии образа жизни

Важнейшим аспектом разработки теории образа жизни является решение проблемы субъекта образа жизни. От того или иного решения этой проблемы непосредственно зависит направление конкретных исследований образа жизни, его характеристика и классификация. Хотя этот вопрос уже затрагивался в связи с анализом понятия образа жизни, он требует специального рассмотрения. Можно считать общепризнанным в научной литературе утверждение о том, что субъектом образа жизни выступает отдельная личность, социальная группа или общество в целом. Но, как правильно замечает болгарский ученый Л.Николов, возникает вопрос: "на основании чего мы проводим разграничение и в чем заключается различие между чертами образа жизни отдельного индивида, образа жизни группы и образа жизни всего общества" или другими словами: "в чем совпадают и в чем различаются предметные области понятия "образ жизни", когда оно используется в одном случае применительно к отдельным индивидам, а в другом - к социальным группам, включающим тех же самых ин-дивидов".

Анализ литературы показывает, что ответы на этот вопрос далеко не совпадают. Необходимо прежде всего выделить две наиболее несовпадающие точки зрения по этому вопросу. Одна из них наиболее четко сформулирована в работах А.П.Бутенко. Признавая, что образ жизни - это типичное в жизнедеятельности людей, принадлежащих той или иной социальной группе или обществу в целом, А.П.Бутенко считает в то же время такое понимание субъекта образа жизни недостаточным. Социальная группа или общество в целом как субъект образа жизни выступает с его точки зрения не только как носитель общего, типичного в жизнедеятельности данной совокпуно-сти людей, но и как некая целостность, образу жизни которой присуща своя система и структура форм жизнедеятельности. "Образ жизни социальной группы (класса), - пишет А.П.Бутенко, - это не только сумма наиболее типичных форм жизнедеятельности ее индивидов, но вместе с тем форма жизнедеятельности групп как целостности...", "образ жизни общества включает в себя и нечто отличное от суммы жизнедеятельности социальных групп и индивидов, а именно: обмен деятельностью между социальными группами, антагонизм или противоречия между ними, борьбу или сотрудничество классов, т.е. все то, что относится к социально-экономической, политической и духовной жизни общества как определенной целостности". Такой точки зрения придерживался и автор данной работы в первых своих публикациях по проблемам образа жизни. Представляется, что последовательная реализация данной точки зрения в исследовании образа жизни неизбежно приводит к утрате специфики категории образа жизни, к растворению последней, независимо от намерений автора, в категории "общественно-экономическая формация", к описанию жизни людей в понятиях и на уровне формационной характеристики общества. Категория образа жизни на этом уровне анализа социальной действительности становится просто излишней, поскольку функционирование и развитие общества как целостной системы описывается всеми разделами исторического материализма.

Безусловно, общественно-экономическая формация также выражает определенный тип социальной жизни во всем ее многообразии. И в этом смысле общественно-экономическая формация тоже может рассматриваться как образ жизни людей. Но, как правильно замечает Е.А.Ануфриев, "такое представление мало что дает нового для теории и практики".

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что хотя все авторы работ по проблемам образа жизни признают необходимость разграничения, "разведения" данных категорий, далеко не все последовательно делают это при конкретном рассмотрении проблематики образа жизни. Одно из направлений смешения этих понятий, как убедительно показано в книге А.П.Бутенко, связано с отождествлением объективных условий жизни людей с их образом жизни, с -включением непосредственно в структуру образа жизни этих условий.

Борисов Г.И. Образ жизни как категория марксистско-ленин-нинской философии. - В кн.: Актуальные вопросы диалектики общественного развития. - Л., 1974, с.210. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. (Методологические и методические вопросы). - М., Высшая школа, 1980, с.14.

Другой гносеологический источник смешения этих понятий заключается в представлении, что субъектом образа жизни выступает общество в целом, а также классы, социальные общности как целостные системы со своей собственной структурой образа жизни. Здесь по-сущест-ву происходит смешение различных структурных уровней социальной формы движения материи. И понятие "общественно-экономическая формация" и понятие "образ жизни" выражают определенный тип социальной жизни. Но каждое из них отражает человеческую жизнь на различных уровнях абстрагирования.

В настоящее время в исследованиях образа жизни, как отмечалось выше, все более четко и последовательно проводится другое понимание субъекта образа жизни, сформулированное уже в одном из первых монографических исследований образа жизни - в книге В.И. Толстых "Образ жизни; понятия, реальность, проблемы". Исходным положением такого понимания субъекта образа жизни является представление об образе жизни как "проявлении социального в индивидуальном". Образ жизни в этом случае понимается как определенный тип социальной жизни индивидов. Это значит, что он всегда выражает общее, повторяющееся, относительно устойчивое, существенное в процессе жизни отдельного человека и в жизни индивидов, входящих в ту или иную социальную общность.

Диалектика объективной и субъективной детерминации образа жизни

Социальная детерминация в отличие от природной необходимо включает в механизм своего действия субъективный фактор, т.е. со 2 знательную, целенаправленную деятельность людей. Это обстоятельство, как известно, затрудняло разработку научной теории общественного развития и составляет гносеологический источник идеалистических взглядов на жизнь общества. В.И.Ленин писал, что прежние исторические теории "в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии систем общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени материального производства". Идейные мотивы трактовались как конечная причина, деятельности людей. Тем самым отрицалась ее объективная детерминированность, абсолютизировалась субъективная детерминация поведения людей. Неспособность научно решить проблему соотношения объективного и субъективного в историческом процессе, в деятельности людей характерна и для современной буржуазной философии, социологии, психологии. С одной стороны, мы встречаемся с различными вариантами идеалистической абсолютизации субъективного фактора (например, абсолютизация свободы воли личности экзистенциализмом), с другой стороны - с принижением роли сознания человека, отрицанием свободы воли человека (бихевиоризм, фаталистические концепции в духе объективного идеализма).

Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс впервые научно показали диалектическое взаимодействие объективного и субъективного в историческом процессе. Тем самым была создана методологическая основа для научного изучения деятельности людей на разных уровнях исследования (общества в целом, социальных групп и общностей, индивидов и личности) и в различных сферах жизни общества. Всесторонний учет диалектического единства объективного и субъективного представляет необходимо методологическое условие разработки и теории социалистического образа жизни. Задача заключается в том, чтобы общее решение данной проблемы марксизмом конкретизировалось применительно к определенному уровню исследования социальной действительности. В отношении к образу жизни это означает рассмотрение диалектики объективного и субъективного на уровне жизнепроявлений индивидов.

Теоретическое исследование данной проблемы - предпосылка научности и эффективности практической деятельности по формированию и развитию социалистического образа жизни. Материалистической теории должна соответствовать материалистическая практика, несовместимая с субъективизмом и фатализмом. Образ жизни - сложное социальное явление, в котором отражаются и преломляются все стороны социальной системы. Как и общество в целом, образ жизни представляет собой единство объективных и субъективных элементов. В самом общем виде объективное в нем - то, что складывается, формируется независимо от сознания и воли людей.

Субъективное - все то, что зависит от их сознания, воли, те способы деятельности, которые выбирает сама личность. Однако границы объективного и субъективного в образе жизни индивидов другие,чем на уровне общества в целом. К объективным условиям образа жизни индивидов следует отнести не только материальные отношения, но и сложившиеся в обществе идеологические отношения, общественное сознание в целом. Политическая и правовая надстройка, господствую 1 Г.Л.Смирнов пишет: "По отношению к каждому отдельному человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды, откуда сознание индивида черпает жизненный материал. Для индивида общественное сознание предстает в виде суммы знаний и опыта, политических, правовых, нравственных и других принципов и норм, оценок и традиций, целей и идеалов, которые общество щая идеология - все это также объективные условия жизни индивидов. Так, например, деление социалистического общества на классы и социальные группы, определенное разделение труда, обусловлены объективно. Но в значительной степени от самой личности в условиях социализма зависит не только выбор профессии, но и своего социального статуса. Для членов социалистического общества существуют реальные возможности перехода из одной социальной группы в другую. Например, колхозник может стать рабочим и наоборот. Получив соответствующее образование, колхозник или рабочий может стать работником умственного труда, т.е. пополнить ряды интеллигенции. Переезд из села в город, зависящий в значительной степени от самой личности, также ведет к существенным изменениям в ее образе жизни. Вместе с тем в масштабе всего общества различия в социалистическом образе жизни колхозников, рабочих, интеллигенции, жителей города и деревни объективно обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Соотношение сознательности и стихийности в детерминации социалистического образа жизни

Регулятивная функция морального сознания возрастает и во всех других сферах жизни членов социалистического общества: общественно-политической, семейно-бытовой, межличностных отношений и т.д. Безусловно, при социализме еще далеко не преодолены все расхождения между господствующей в обществе системой моральных норм и поведением индивидов. Однако уже эту стадию развития общества можно характеризовать как качественно новый этап в истории нравственных отношений. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду КПСС нравственное здоровье названо одним из великих завоеваний социализма, яркой гранью советского образа жизни,1 Характерной чертой социалистического образа жизни является высокая степень ориентации на ценности духовной культуры, на всестороннее развитие личности. К.Маркс подчеркивал, что в коммунистическом обществе "начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью...". Условия для всестороннего развития всех членов общества будут созданы, лишь на высшей фазе коммунистического общества. Но эта великая цель осуществляется постепенно, и социализм является определенным этапом в ее достижении. Конкретным проявлением этого процесса, в частности, выступает стремление членов общества к знаниям.

Если в середине 20-х годов почти половина населения нашей страны старше 10 лет не умела ни читать, ни писать, то в 1979 г. -среди жителей в возрасте 9-49 лет неграмотных было всего 0,2$.3 В настоящее время высшее и среднее (полное и неполное) образование имеют 661 из 1000 советских людей в возрасте от 10 лет и старше. - Как было отмечено на ХХУТ съезде КПСС, в развитии народного образования взят важный рубеж - завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Интересные в этом отношении данные содержат материалы международного исследования бюджетов времени городских жителей, проведенного в 60-е годы в ряде социалистических и капиталистических стран. Результаты показали, в частности, что наиболее высоки затраты времени на учебу в СССР Советские люди затрачивают на учебу без отрыва от производства в среднем в шесть раз больше времени, чем в США. В СССР 26$ работающих мужчин и 12,6$ работающих женщин учатся. В США лишь 4,7$ мужчин и 3,4$ женщин учатся без отрыва от производства. Данные исследования подтверждают, что СССР - самая читающая страна мира. Так, в СССР на чтение различных видов литературы мужчины затрачивают 8,4 часа в неделю, женщины - 5,6 часа, а в США - соответственно 6,3 и 4,9 часа. В СССР по сравнению с США примерно в три раза больше времени уделяется массовым зрелищам.

На посещение кино, театра, выставок и т.д. работающие мужчины и о женщины в СССР расходуют за неделю 2,1 часа, в США - 0,7 часа. Высокую ступень ориентации советских людей на ценности духовной культуры подтверждают и исследования бюджета свободного времени, проведенного под руководством Б.А.Грушина. В 20-е годы Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник, с.27. по данным исследования С.Г.Струмилина, в трех крупнейших промышленных и культурных центрах страны газеты читали 45,9% рабочих мужчин, 40,0% - работниц и 13,3% - домохозяек. По данным исследования Б.А.Грушина, проведенного в 60-е годы, регулярно читают газеты 81,6% всего населения СССР, в том числе 86,8% мужчин и 77,2% женщин. Регулярное чтение газет распространено среди 81,9% рабочих, 89,7% технической интеллигенции, 85,1% - служащих, 71,1% -домохозяек. В настоящее время регулярно читают книги 70,2% рабочих, 82,6% технической интеллигенции, 66,3% служащих, 79% учащихся, 62,7% пенсионеров, 66,6% домохозяек и т.д.1 Чтение газет, журналов и книг стало действительно одним из типичных видов деятельности советских людей в свободное время во всех социальных группах. Регулярность и интенсивность этого вида деятельности в значительной степени зависят от уровня их квалификации. Так, согласно данным обследования рабочих Ленинграда, проведенного О.И.Шкаратаном, О.В.Стакановой, 0.В.Филипповой, совсем не читают книги лишь 5,2% рабочих и 0,7% инженеров. Среди высококвалифицированных работников не читающие книг практически отсутт ствуют. Столь же распространено чтение и среди сельских жителей, что свидетельствует, в частности, о сближении образов жизни городского и сельского населения. По данным исследования А.В.Воронцова, проведенного в. колхозах и совхозах Смоленской, Ленинградской и Псковской областей, в настоящее время на каждую сельскую семью приходится 3-4 периодических издания. Газеты читают ежедневно 62,8$ опрошенных, довольно часто - 20,2$, редко - 14,6$, не читают совсем - 2,4$. Книги ежедневно читают 38,8$ опрошенных, редко - 56,0$, вообще не читают - лишь 5,2$ опрошенных. Государственная статистика также показывает высокую степень ориентации социалистического общества на ценности духовной культуры. В 1979 г. в нашей стране насчитывалось 131,3 тыс.массовых библиотек. Из года в год растет эффективность использования их книжного фонда. Так, число выданных книг и журналов в среднем на одного читателя в 1975 г. составляло 20,8 единицы, в 1979 г. - р 21,9. Растет количество посещений театров, музеев и других культурных учреждений. В 1979 г. 1526 музеев страны посетили 156 млн. человек по сравнению с 32 млн. в 1940 г. Число посещений театров в 1979 г. составило 120 млн. (в 1940 г. - 84 млн.).

Единство формирования нового человека и совершенствования социалистического образа жизни

Образ жизни как определенный тип социальной жизни индивидов неразрывно связан с типом личности. Определенный образ жизни требует и определенного , типа личности. И наоборот. Каждый тип личности стремится к определенному образу жизни, единство образа жизни и типа личности объективно обусловлено прежде всего общей основой их детерминации. Как тот, так и другой есть продукты всегда определенного конкретного общества, формируются под воздействием одних и тех же факторов.

Вместе с тем единство образа жизни и типа личности следует рассматривать не как нечто раз навсегда данное и застывшее, а в движении, в развитии. Изменения в образе жизни и личности приводят к нарушению их единства, к возникновению между ними противоречий, разрешение которых приводит как к изменению образа жизни, так и личности.

Формирование, воспроизводство, совершенствование и развитие социалистического образа жизни необходимо включает формирование и совершенствование социалистического типа личности. В Программе КПСС сформулированы основные задачи построения коммунизма: создание материально-технической базы, перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические и формирование нового человека. Ба ХХУ съезде КПСС это положение было конкретизировано и дополнено. Построение коммунистического общества в материалах ХХУ съезда КПСС связано также с развитием социалистического образа жизни. "Десятая пятилетка, говорится в "Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы", - новый важный этап в создании материально-технической базы коммунизма, совершенствовании общественных отношений и формировании нового человека, развитии социалистического образа жизни". На ХХУТ съезде КПСС это положение получило дальнейшее теоретическое развитие и обоснование. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии практически задачи совершенствования социалистического образа жизни рассматриваются в органическом единстве с формированием нового человека.

Понятие "новый человек" чрезвычайно емко по своему содержанию. Прежде всего это понятие означает личность нового, социалистического типа. Мы с полным правом можем утверждать, что за годы строительства социализма такой тип личности уже сформировался. На ХХУ съезде партии отмечено как один из трех важнейших итогов прошедшего шестидесятилетия - формирование советского человека. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии дана характеристика советского человека, представляющего впервые в истории новый социалистический тип личности: "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира". Вместе с тем, как отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии, это не означает, что в нашем обществе решены все задачи, связанные с формированием нового человека. Проблему формирования нового человека на современном этапе развития нашего общества необходимо рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, хотя в нашем обществе сложился новый социалистический тип личности, из этого еще не следует, что черты, присущие этому типу личности, приобрели всеобщий характер и полностью вытеснили у всех советских людей черты несоциалистических типов личности. По-прежнему актуальной задачей остается борьба с пережитками прошлого в сознании и поведении советских людей, с влиянием на них буржуазной идеологии во всех ее формах.

Во-вторых, перед нашим обществом всегда стоит задача воспроизводства социалистического типа личности, т.е. соответствующего воспитания новых поколений, вступающих в жизнь. На каждом этапе жизни нашего общества этот процесс имеет свои особенности.

В-третьих, в широком, глобальном смысле понятие "новый человек", означает коммунистический тип личности. Социалистический тип личности есть лишь этап формирования более высокого типа личности. Как высшая фаза коммунизма закономерно развивается из социализма, так и социалистический тип личности постепенно перерастает в коммунистический тип личности, являясь неотъемлемой частью этого исторического процесса, необходимым элементом развития социалистического образа жизни в коммунистический.

Для того, чтобы выяснить взаимосвязь совершенствования и развития социалистического образа жизни и формирования нового человека, необходимо прежде всего проанализировать основные положения марксистско-ленинской теории личности. Исходным положением этой концепции является положение К.Маркса, сформулированное им в процессе критики абстрактного, метафизического понимания сущности человека Л.Фейербахом: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

Это значит, что сущность человека детерминируется общественными отношениями и изменяется вместе с ними. Вместе с тем сущность человека и проявляется, развертывается в общественных отношениях. Причем эту сущность выражает лишь вся совокупность общественных отношений, в отдельном человеке, в личности отражается лишь часть отношений данного общества.

В настоящее время в марксистской литературе сформировалась по существу единая точка зрения на соотношение понятий человек, личность, индивидуальность. Понятие человек отражает совокупность черт, свойств присущих всем людям, всему человеческому роду. Индивид - это отдельный человек. Индивидуальность - это то, что присуще лишь данному индивиду. Понятие личности отражает совокупность всех черт, свойств, признаков присущих индивиду. Личность есть единство общего, особенного и единичного. Их сочетание делает каждую личность уникальной, неповторимой. Индивидуальное, следовательно, образует не только единичные признаки, свойства индивида, но и сочетание общих свойств в индивиде, в характере их связи с особенным, с единичным.

Личность характеризуется в марксистской литературе как проявление социального в индивидуальном,-1- "конкретное выражение сущности человека, т.е. определенным образом реализованную интеграцию в данном индивиде социально значимых черт, относящихся к сущности данного общества",2 как совокупность таких свойств индивида, которые сформировались в процессе его жизни в обществе.

Похожие диссертации на Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе