Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классовое сознание как категория научного коммунизма Малашенко Татьяна Николаевна

Классовое сознание как категория научного коммунизма
<
Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма Классовое сознание как категория научного коммунизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малашенко Татьяна Николаевна. Классовое сознание как категория научного коммунизма : ил РГБ ОД 61:85-9/187

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Природа классового сознания и особенности его шегориалъного выражения в теории научного коммунизма

1. Место категории "классовое сознание" в теории научного коммунизма 17-36

2. Сущность, функции и структура классового сознания 36-61

3. Детерминирующие факторы формирования и развития классового сознания 61-96

ГЛАВА II. Классовое сознание пролетариата как важнейшее звено субъжтивного фактора революционного действия

1. Критерий типологии и основные типы классового сознания капиталистического общества 97 - 126

2. Классовое сознание пролетариата в системе социально-классовых отношений капиталистического общества 126 - 141

3. Классовое сознание в условиях социализма 141 - 159

Заключение 159-164

Библиография165 - 193

Введение к работе

Революционный характер современной эпохи предъявляет особые требования к социальной активности общественного сознания, которое "не только отражает объективный мир, но и творит его" . Борьба мировоззрений антагонистических классов играет все более значительную роль в историческом противоборстве капитализма и социализма. Как отметил на июньском / 1983 г./ Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко, "потерпев в 60-70-е годы ряд крупных поражений на мировой арене, империализм, прежде всего американский, предпринимает все более массированные, беспрецедентные по своему размаху атаки на наш общественный строй, марксистско-ленинскую идеологию, стремиться отравить сознание советских людей, извратить цели нашей внешней политики, блокировать растущее влияние реального социализма - главного оплота дела мира и свободы народов.

Идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий" .

В капиталистическом мире интересы и цели господствующего класса буржуазии выдаются его идеологами и политиками за интересы и цели всего общества, а выражающее их классовое еознание-за сознание всего общества. К.Маркс и Ф.Энгельс определили эту особенность как необходимость господствующих классов антагонистического общества"... представлять особый интерес как всеоб-щий или "всеобщее" как господствующее" . В современную эпоху

Ленин В.И.Философские тетради. - Поли.собр.соч., т.29,с.194

Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М., 1983, с.8.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., 2-е изд., т.З, с.48.

4 революционных преобразований буржуазные идеологи, всячески стремясь предотвратить гибель эксплуататорского общества, пытаются выдать ограниченное мировоззрение и мироощущение гибнущих классов за нечто динамичное, обладающее исторической перспективой. И в этом их стремлении, в их идеологической борьбе, принимающей часто форму идеологических диверсий и психологической войны, особая ставка делается на размывание классовых основ сознания рабочего класса и его союзников.

Для осуществления своей исторической миссии революционный класс должен противопоставить господствующему буржуазному сознанию силу своей классовой сознательности и сплоченности. "Для того, чтобы отстранить имущие классы от власти, - писал Ф.Энгельс, - нам прежде всего нужен переворот в сознании рабочих масс" . Маркс, Энгельс и Ленин придавали очень большое значение классовому сознанию пролетариата. С формированием классового сознания связывал К.Маркс процесс превращения пролетариата из " класса в себе" в "класс для себя" . Маркс и Энгельс все свои знания и силы посвятили созданию научного мировоззрения и идеологии рабочего класса. Они неустанно заботились о развитии сознания рабочих, тщательно анализировали особенности сознания всех противоборствующих классов буржуазного общества. Большое внимание уделял проблемам классового сознания Б.И. Ленин. Б развитии классового сознания рабочего класса видел Ленин одну из главных задач революционной марксистской партии. Это ленинское

Энгельс Ф.Письмо Максу Оппенхейму, 24 марта 1891 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.38, с.51.

См.: Маркс К. Нищета философии. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч.,2-е изд., т.4, с.183. положение как никогда актуально в современных условиях, когда значительно возрос уровень требований, предъявляемых субъективному фактору революционного действия в антимонополитической борьбе в странах капитала. Повышенные требования к классовой сознательности трудящихся предъявляются и в социалистических странах где с развитием социализма становится"... более чем когда либо актуально ленинское положение о том, что государство сильно сознательностью масс, оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно" ^ . Июньский / 1983 г. / Пленум ЦК КПСС определил, что "идеологическая работа все больше выдвигается на первый план, возраста- ет ее роль и значение" .

Это связано и с тем обстоятельством, что "против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война. Не гнушаясь ложью и клеветой, буржуазная пропаганда стремится очернить социалистический строй, подорвать социально-политическое и ндей-ное единство нашего общества" . В этих исторических условиях обострения идеологической борьбы двух миров, когда наши классовые противники острие своих атак направляют против классовых основ социалистического сознания, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза считает, что "... особую важность сегодня приобретают классовая закалка трудящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии" 4 .

0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитателъ ной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., 1979, с.4

Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня I98S г.Стенографический отчет. М., 1983, с.189.

Там же.

Там же.

Формирование и развитие классового сознания трудящихся выступает объектом особой заботы коммунистов. Идеологическая, массово-политическая деятельность требует глубокого научного обоснования, дать которое - актуальная задача общественных наук. Значительную; роль в решении этой задачи играет всесторонняя разработка в соответствии с современными условиями теории классового сознания, основы которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом и с особой силой развиты Б.И.Лениным.

В марксистско-ленинской науке проделана значительная работа по изучению субъективного фактора классовой борьбы. Однако, как единодушно отмечается советскими обществоведами, специальное исследование общественного сознания и его форм как духовных компонентов деятельности классов и других социальных образований не получило, достаточного освещения и нуждается в дальнейшей разработке .

Духовная жизнь современной эпохи является общим объектом изучения для исторического материализма и научного коммунизма. Различные аспекты классового сознания давно уже стали объектом пристального внимания представителей этих наук. Трудно найти работу, посвященную общим проблемам общественного сознания, духовной жизни общества, или более частным аспектам социального отражения, а также проблемам классовой борьбы, где в той или иной степени, достаточно глубоко или попутно не рассматривались бы вопросы классового сознания.

Важное теоретическое и методологическое значение имеют

I См.об этом:Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.,1979,с.112; Козлова Н.Н., Межуев В.М., Толстых В.И.Общественное сознание: результаты и перспективы исследования. - Вопросы философии, 1977, В 10, с.155-156 и др. исследования, представленные в основном в научных статьях и кандидатских диссертациях , посвященные изучению ленинского наследия по проблемам классового сознания.

Большая плодотворная работа по анализу идеологии и психологии классов проделана К.А.Альбухановой-Славской, Н.Б.Бикениным, Л.П.Буевой, А.И.Горячевой, Г.Г.Дилигенским, В.Ивановым,М.Г.Макаровым, Б.Д.Парыгиным, Б.Ф.Поршневым, В.С.Рахманиным, С.Л.Рубинштейном, А.К.Уледовым, ЗКааном, В.В.Шароновым, В.А.Ядовым, М.В. Яковлевым и другими исследователями. Многообразна литература по проблемам политического сознания, среди которой хочется выделить труды Э.Я.Баталова, П.С.Гуревича, Ю.А.Замошкина, В.В.Михай-

См.: Кувакин В.А. Ленин о классовом самосознании пролетариата. - Научный коммунизм, 1979, Л 2; Мельник В.й. В.И.Ленин о познании классовых интересов. - В кн.: Из истории строительства социализма и коммунизма. Свердловск, 1974; Михайлова А.С. В.И.Ленин о формировании политических взглядов и убеждений. -В кн.: Проблемы научного коммунизма. Выпуск 4, И., 1970; Пра-воторов В.Ф. Марксистско-ленинское учение о внесении социалистического сознания в рабочее движение. - Там же; Фофанов В.Г. Формирование классового сознания пролетариата /по работам В.И.Ленина/. - В кн.: Рабочие Сибири в борьбе за социалистическую революцию и построение социализма. Выпуск I, Новосибирск, 1975 и др.

См.кандидатские диссертации: Ващенко А.А. Ленин о формировании классового сознания пролетариата. Киев, 1971; Никитин Л.Н. Разработка В.И.Лениным методологических вопросов исследования идеологии и психологии рабочего класса. /Конец 19 -н.20 вв./. М., 1973; Пономарев В.П. Проблемы формирования социалистического классового сознания в публицистике В.й.Ленина. М., 1972; Утина Л.Н. В.И.Ленин о социальной психологии крестьянства и ее преобразовании. М., 1973 и др.

8 лова, В.В.Мшвениерадзе, Б.В.Михайлова, Н.М.Сапожкова, А.П.Носко- ва, Р.Г.Яновского. Объектом внимания ученых становится экономическое сознание , а также другие формы классового сознания.

Значительная работа по изучению процессов формирования и Функционирования пролетарского классового сознания в капиталистическом мире ведется Г.Й.Вайнштейном, Г.Г.Дшшгенским, В.Ь. Загладиным, К.Й.Зародовым, В.П.Иерусалимским, Ю.А.Красиным,Б.М. Лейбзоном, С.В.Михайловым, Б.П.Пономаревым, В.С.Рахманиным, Т.Т. Тимофеевым и многими другими исследователями. Большой вклад в разработку проблем изучения буржуазного и мелкобуржуазного сознания внесли работы Э.Я.Баталова, В.Д.Гранова, К.С.Гаджиева, А.А. Галкина, П.С.Гуревича, Н.В.Загладина, Ю.А.Замошкина, В.Б.Кувал-дина, А.И.Левковского, Б.М.Лейбзона, В.В.Мшвениерадзе, В.В.Пе-счанского, А.И.Титаренко, Р.Г.Яновского.

Одной из ведущих тем в исследованиях советских обществоведов и их коллег из социалистических стран является всестороннее изучение процессов развития и формирования классовых основ социалистического сознания. В этом плане обращают на себя внимание работы А.А.Амвросова, В.В.Журавлева, М.Т.Иовчука,Р.И.Косолапова, В.А.Ребрина, М.Н.Руткевича, Т.И.Снегиревой, Ц.А.Степаняна, Г.Л. Смирнова, А.Г.Харчева, В.Д.Яковлева и ряд коллективных монографий *\

1 См.,напр.:Попов В.Д.Экономическое сознание: сущность, форми рование и роль в социалистическом обществе.М.,1981;Фофанов

В.П.Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, 1979 и др.

2 См.,напр.:Духовный мир советского рабочего.М.,1970; Коллектив колхозников. Социально-психологическое исследование.М.,1970; Духовный мир развитого социалистического общества. М.,1977; Классовый подход к формированию и удовлетворению социальных потребностей. Минск, 1981 и др.

Отдельные аспекты формирования классового сознания у молодого поколения находят отражение в обширной научной литературе по проблемам молодежи . Однако специальных работ по данной проблематике очень мало. Это в основном диссертационные исследова- ния .

И как это не пародоксально, в научной литературе менее всего освещен общий теоретико-методологический подход к классовому сознанию как особому духовному феномену. Важные теоретико-методологические положения, направленные на выявление сущностного содержания классового сознания, его структуры, закономерностей формирования и функционирования, места и роли в общественном сознании, в духовной жизни общества и классовой борьбе содержатся в_ работах советских ученых Г.Г.Дилигенского , В.В.Мшвениерад-

См.,например: Еремин Ю.В. Заговор. Буржуазная идеология и молодежь. М., 1978; Кретова Т.Б. Западная Европа: Молодежь в мире капитала. М., 1979; Мошняга В.П. Молодежь в борьбе за мир и социальный прогресс. М.,1981; Решетов П.Н. Молодежь: идеология и политика. И.,1975; Янаев Г.И. Молодежь в классовой борьбе. М., 1977 и др.

См.,например: Валиатэдетова А.Г. Особенности формирования классового сознания рабочей молодежи Франции на современном этапе. Автореф.канд.дисс.М.,1982; Мартынов М.И.Формирование классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Автореф.канд.дисс.Минск,1976; Становова Р.И.Формирование классового сознания рабочей молодежи в развитых капиталистических странах /на материалах ФРГ /. Автореф.канд.дисс.М., 1976; Чекушин В.И. Формирование классового самосознания у молодежи в условиях социализма. Автореф.канд.дисс.М.,1972 и др.

См., например: работы Г.Г.Дилигенского: Рабочий на капиталистическом предприятии. Исследование по социальной психологии французского рабочего класса. М., 1969; Маркеистекая концепция классового сознания и ее критики. - Вопросы философии, 1969, $ 2;разделы написанные Г.Г.Дилигенским в кн. Социальная психология. М.,1975; Революционный процесс: общее и особенное.М.Д98І; зе , Б.Б.Шаронова , Н.А.Шульги , а также зарубежных марксист-ских исследователей А.Амбатьелоса , Б.Иванова , Л.Живковича , Э.Хаана 7, работах, проводимых под руководством Е.Шяайфштайна в

Институте марксистских исследований во Франкфурте-на-Майне и др. Такие положения имеют место и в ряде исследований, посвященных общей теории и методологии общественного сознания, духовной жизни общества .

Однако среди этих исследований нет работ, специально посвященных теоретико-методологическому анализу классового сознания

Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории, т.6. М., 1981 и др.

См.: Мшвениерадзе Б.Б.Современное буржуазное политическое сознание. Философский аспект. М., 1981.

См.:Шаронов Б.В. Психология класса. Проблемы методологии исследования. Л., 1975.

См.:Шульга Н.А. Классовая типология личности. Киев, 1978.

См.:Амбатьелос А. 0 формировании сознания современного рабочего класса.. - Проблемы мира и социализма, 1978, & 6; его же: 0 формировании сознания рабочего класса. - Б кн.: Как живут и борются партии коммунистов. Прага, 1981 и др.

См.: Иванов Б. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977.

См.: Живкович I. Теория социального отражения. М., 1969.

7.См.: Хаан Э. Материалистическая диалектика и классовое сознание. М., 1977.

8 См.: Шлайфштайн И., Зайзелер И.Г. Классовое сознание рабочих: уровень и тенденции развития. - Проблемы мира и социализма. 1975,Ж2; Klassenstruktur und KlassenbewuBtsein in der BRD. Frankfurt a/M., 1974- u.'a.

9 См. названные в библиографии работы А.И.Бурдиной, Г.Е.Глезер- мана, Б.Б.Журавлева, М.Х.Игатханяна, М.Т.Иовчука, Б.М.Келле, М.Я.Ковальзона, Б.П.Парыгина, Б.Ф.Поршнева, В.А.Ребрина, А.К.Уледова и др. как категория обществоведения в целом и научного коммунизма в особенности. В ряде монографий и статей высказывается ряд важных положений, относящихся к категориальному анализу классового сознания. Но они носят, как правило, фрагментарный характер и не дают целостной теоретико-методологической концепции. Даже работы ученых, внесших наиболее значительный вклад в общую теорию и методологию классового сознания, имеют другой объект исследования. Так, в работах Г.Г.Дшшгенского, Э.Хаана, трудах Института марксистских исследований во Франкфурте-на-Майне специальным объектом исследования является только пролетарское классовое сознание. А монография Б.Б.Шаронова посвящена методологии исследования психологии класса.

Недостаточная разработанность общей теории и методологии классового сознания, отсутствие целостного, комплексного описания выражающей его категории затрудняет как конкретно-социологические исследования классового сознания, так и анализ явлений, в той или иной мере связанных с этим сознанием. Как отмечал В.И.Ленин, "кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы" . И действительно, многие авторы, решая сугубо специальные задачи, вынуждены анализировать общие вопросы теории классового сознания. Другие же авторы, фактически характеризуя различные стороны и формы проявления классового сознания,даже не упоминают в своих работах понятие "классовое сознание". Бее это требует всестороннего и глубокого изучения категории "классовое сознание",единой

I Ленин Б.И. Отношение к буржуазным партиям. - Поли.собр.соч., т.15, с.368. трактовки ее содержания и структуры, определения ее места в системе понятие описывающих духовные явления общества..

Категориальный анализ классового сознания дает необходимую методологическую основу и для практической идеологической и воспитательной деятельности коммунистических партий. Этот анализ раскрывает роль классового сознания как мировоззренческой и нравственной основы социализации личности. Категориальный анализ классового сознания необходим и потому, что буржуазные и ревизионистские идеологи фальсифицируют марксистско-ленинское учение о классовом сознании. Они выдвигают концепции "размывания классового сознания", пытаются в различных вариациях противопоставить "идеологизированное" классовое сознание "реальной" психологии класса. При этом первое, по их утверждениям, якобы является либо сугубо временным, присущим партийной элите сознанием, либо теоретической иллюзией марксизма, не имеющей места в реальной дей ствительности. А за второе выдается лишь обыденное массовое сознание .

Актуальное научно-теоретическое и политико-практическое значение категориального уровня анализа классового сознания обусловило предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования. Предметом исследования является классовое сознание как категория научного коммунизма. Цель работы заключается в том, чтобы дать комплексную социально-политическую характеристику категории "классовое сознание", определить ее место и функциональную роль в теории научного коммунизма и на этой основе раскрыть ее методологическое значение для теории и практики ре-

I См. об этом: Дилигенский Г.Г. Марксистская концепция классового сознания и ее критики. - Вопросы философии, 1969, & 2, и др. волюционной борьбы рабочего класса и его союзников за коммунистическое преобразование общества.

Б соответствии с этой целью ставятся следующие основные задачи :

Выявить специфику подхода научного коммунизма к классовому сознанию.

Раскрыть место и роль категории "классовое сознание" в теории научного коммунизма.

Показать методологическое значение категории "классовое сознание" для исследования духовной жизнедеятельности классов, типов классового сознания, характера их социально-исторического взаимоотношения и взаимодействия.

Теоретической и методологической основой исследования поставленных в диссертации проблем являются произведения классиков марксивма-ленинизма, программные документы и материалы съездов КПСС, документы и материалы форумов международного коммунистического и рабочего движения, документы и материалы съездов коммунистических и рабочих партий.

Автор опирался на труды советских и зарубежных марксистских философов, социологов и историков, которые исследуют проблемы общественного и классового сознания, рабочего и коммунистическо^-го движения, духовной жизни социалистического общества, идеологического противоборства в современном мире, а также проблемы специфики предмета, метода, законов и категорий научного коммунизма.

Новизна диссертэтттготтиоро исследования состоит в анализе классового сознания как категории научного коммунизма. Б связи с этим осуществляется социально-политический подход к рассмотрению классового сознания. Природа,сущностное содержание,функциональная роль классового сознания раскрываются через процесс со-

14 циального самоутверждения и самоосуществления класса, этот процесс в антагонистическом обществе закономерно принимает форму классовой борьбы. Такой подход позволяет дать комплексную социально-политическую характеристику классовому сознанию, определить его место и роль в процессе революционного перехода от капиталистического общества к коммунистическому и тем самым раскрыть теоретико-методологическую значимость выражающей его категории для тактико-стратегической деятельности коммунистических партий.

На зашиту выносятся следующие положения; - Категория "классовое сознание" является общесоциологиче ской категории, которая применяется всеми общественными наука ми. Не исключая общезначимости в содержании и методологической трактовки данной категории, каждая из этих наук употребляет ее в контексте своей теории и в своей системе категорий, с учетом специфики своего предмета и своеобразия методов. Поэтому они имеют основание изучать эту категорию каждая в своем аспекте, развивая и обогащая тем самым друг друга.

Специфика научного коммунизма в рассмотрении и использовании категории "классовое сознание" выражается в осуществлении социально-политического подхода к ней. Ценность такого подхода заключается в том, что классовое сознание рассматривается как фактор революционного преобразования антагонистического общества в коммунистическое. Анализ классового сознания в научном коммунизме осуществляется на более конкретном,чем в историческом материализме уровне, в непосредственной связи с практикой классовой борьбы и деятельностью коммунистических партий. - Б системе категорий научного коммунизма исследуемое поня тие выступает как элемент логико-понятийной подсистемы, образую щейся вокруг категории "классовая борьба эпохи революционного перехода от капитализма к коммунизму". Через систему понятий, интегрирующихся вокруг этой базовой категории, раскрывается со-циально-политический характер категории "классовое сознание". - В теории научного коммунизма категория "классовое созна ние" используется для целостного описания характерных признаков классового сознания как социально-политического явления.

Классовое сознание определяется как исторически обусловленное отражение в идеологии и психологии класса его коренных интересов и выражение на этой основе его отношения как субъекта социальной деятельности к действительности. Классовое сознание является идейно-политическим и морально-психологическим фактором и регулятором исторического процесса социального самоутвержде-ния^самоосуществления класса.

Классовое сознание включает в себя: самосознание класса /осознание классом самого себя в системе общественных отношений и социальной деятельности/; знания и оценки классом других классов и социальных групп; осознание классом актуальных потребностей и интересов общества в целом и себя как субъекта исторического развития.

Основные функции классового сознания: познавательно-информационная, оценочно-мотивационная, программно-прогнозирующая, интеграционно-мобилизующая, защитная. - Классовое сознание типологизируется: по классу-субъекту классового сознания; в зависимости от этапов исторического развития и эволюции класса в системе общественно-экономических отношений; - по степени развитости классового сознания, то есть соответствия коренным потребностям класса и назревшим потребностям общественного развития.

Ведущей тенденцией развития пролетарского классового сознания как духовного оружия революционного преобразования общества является превращение его в сознание, которое выражает не только специфические классовые интересы, но и коренные интересы прогрессивного развития общества в целом.

Б теории научного коммунизма, в процессе его преподавания и в практике революционного преобразования общества категория "классовое сознание" служит необходимым методологическим инструментом для осуществления классового подхода к духовным явлениям общественной жизни, для рассмотрения классового сознания в качестве субъективного фактора процесса революционного перехода от капиталистического общества к коммунистическому.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в преподавании теории научного коммунизма в высшей школе и сети политического просвещения, они могут быть применены в лекционном курсе и на семинарских занятиях, оказать помощь при разработке спецкурсов по проблемам коммунистического и рабочего движения, идеологического противоборства в современном мире, духовной жизни социалистического общества.

Основные положения и выводы исследования можно использовать в агитационно-пропагандистской работе.

Сложность и актуальная значимость проблем научного исследования классового сознания и выражающей его категории требует их тщательного,детального анализа.Диссертационная работа представляет собой попытку разработки некоторых из них и ее выводы могут быть использованы для дальнейшего научного исследования классового сознания.

Сущность, функции и структура классового сознания

Общественное сознание как осознанное бытие формируется в процессе социальной деятельности людей и функционирует как необходимый, внутренне присущий ей компонент. Сознание, по К.Марксу и Ф.Энгельсу, "вплетено" в соответствующий вид социальной деятельности. "Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., - но речь идет о действительных, действующих лю о дях... Содержание, структура и функции общественного сознания зависят от видов деятельности людей и общественных отношений, в которых они осуществляются. Как справедливо отмечают многие авторы, эта зависимость лежит в основе социальной обусловленности сознания и объясняет "потребность" в исторически возникающих его формах . Классовое сознание возникает из потребности класса в деятельности, направленной на его социальное самоутверждение и самоосуществление, то есть на создание условий и реализацию объективных возможностей полноценного существования и свободного всестороннего развития класса как субъекта общественных отно шений и деятельности . Эти возможности детерминируются местом класса в существущей системе общественных отношений и объективными тенденциями развития и изменения этой системы. В качестве основных моментов социального самоутверждения и самоосуществления класса можно выделить: - социальное становление, сохранение, развитие и утвержде ниє себя как субъекта общественных отношений и деятельности, что предполагает выделение класса из "социума" и определение отношения к социальному окружению на основе своих потребностей и интересов; - закрепление и защиту своего социального положения в целом или его отдельных сторон в той мере, в какой это способствует самоутверждению и развитию класса; - отрицание своего настоящего положения, если оно не обеспечивает условий полноценного свободного и всестороннего развития, ради утверждения нового положения, обеспечивающего условия такого развития. Б данном случае "самоотрицание" выступает как I сторона социального самоутверждения класса ; - осуществление своей исторической роли в развитии общества на основе утверждения своего общественного статуса и реализации своих социальных качеств и способностей. Б ходе исторического развития каждый класс переживает различные моменты социального самоутверждения и самоосуществления. Так, в современную эпоху для буржуазии главным является защита и апологетика капитализма как общества, в котором она занимает положение господствующего класса. Рабочий класс, напротив, ведет борьбу за уничтожение капиталистической системы, общественных отношений, обрекающих его на положение основного эксплуатируемого класса. Мелкая буржуазия всеми способами стремится сохранить себя как особого социального субъекта деятельности и общественных отношений . Традиционно классовое сознание связывается с классовой борьбой и определяется как субъективный фактор классовой борьбы. И это, действительно, так. Обеспечение условий сохранения, развития и укрепления социального положения класса в антагонистическом обществе закономерно принимает форму классовой борьбы. Но, наряду с классовой конфронтацией этот процесс требует осуществления определенных классовых и политических союзов, внутри которых отношения между классами характеризуется сотрудничеством, а не борьбой. Общественное развитие и историческая миссия пролетариата и других трудящихся классов и слоев не ограничивается рамками классово-антагонистического общества. Развитие и социальная деятельность трудящихся в социалистическом обществе осуществляется в условиях дружбы и взаимопомощи классов и носит преимущественно созидательный характер. Как форма классовой борьбы эта деятельность выступает лишь опосредованно -в раглках противоборства двух мировых систем социализма и капитализма. Учитывая эти особенности, нам представляется более целесообразным и точным использовать для определения и характеристики классового сознания понятие "социальное самоутверждение и самоосуществление класса", которое охватывает весь процесс полноценного и всестороннего развития класса и осуществления его исторической роли. Классовое сознание является субъективным фактором всего этого процесса.

Центральным звеном социального самоутверждения класса является реализация им своих коренных интересов. Именно интересы как объективные отношения класса к условиям своего существования выражают в себе возможность,то есть объективно целесообразный способ его социального самоутверждения. Б основе интересов лежат объективные потребности социального развития класса, осозна вая которые класс познает самого себя и условия своего существования. Потребности выражают объективную необходимость в создании условий, обеспечивающих существование и развитие класса. Осознание потребностей ведет к поиску путей их реализации, то есть ведет к формированию интересов, в которых заключается объективно целесообразный способ реализации выраженной в потребности социальной необходимости . Потребность выступает поэтому как исходный момент интереса, который возникает потому, что возникла потребность, на реализацию которой он направлен. Потребности представляют собой важнейшие элементы мотивационной сферы классового сознания, так как заключают в себе задачи, которые ставит перед собой класс. Этим объясняется то большое внимание, которое уделяют идеологи и политики процессу формирования в массовом сознании социальных потребностей классов. Интересы, в свою очередь, выражают способы разрешения этих задач и определяются как самими потребностями, так и социальными условиями жизнидеятель-ности класса. Соответственно этому выражающее интерес понятие фиксирует потребность в единстве с условиями ее удовлетворения, в ее отношении к этим условиям и в конечном счете выражает вытекающий из этих условий объективно целесообразный способ ее удов

Детерминирующие факторы формирования и развития классового сознания

Важное место в исследовании классового сознания занимает проблема его детерминации, выявления механизма его формирования и развития. Ведущим общеметодологическим принципом материалистического исследования детерминации классового сознания является основополагающее положение максизма-ленинизма о том, что "не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обществен ное бытие определяет их сознание" х. Этот принцип обязывает рассматривать классовое сознание как отражение общественного бытия класса и его социального окружения. К.Маркс писал, что "над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класстворит и формирует все это на почве своих материальных условийр и соответственных общественных отношений" . Поэтому исходными основополагающим в детерминации классового сознания является общественное бытие класса, его место и роль в существующем способе производства, в системе социально-экономических отношений. Здесь возникают коренные потребности и интересы класса, формируется его характер и воля.

Однако детерминация общественного сознания и его форм не сводится только к экономическим факторам. Влияние экономики на общественное сознание опосредовано сложной системой социально-политических и идеологических отношений и явлений. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и активностью. Как отмечал Ф.Энгельс; "политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным ,а все остальное - лишь пассивным следствием" . Относительная самостоятельность общественного сознания находит выражение в ряде особенностей его формирования, развития и функционирования. Оно обладает преемственностью развития, исторической связью наличного состояния общественного сознания с предыдущим его состоянием, с характером накопленного мыслительного материала прошлого. Общественному сознанию свойственна внутренняя детерминация. Его структурные компоненты взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга. Общественное сознание и его отдельные формы могут как отставать, так и опережать общественное бытие, тем самым соответственно или тормозить, или способствовать его развитию.

Диалектическая взаимосвязь активности общественного сознания с объективным общественным бытием осуществляется через деятельность. Подчеркивая сущностную роль деятельности, К.Маркс писал: "мое собственное бытие есть общественная деятельность" . Эту же мысль он развивает в "Нищете философии", где бытие человека определяется им как "деятельность и подвиж-ная человеческая жизнь" . Материальная деятельность порождает историческую необходимость в решении тех или иных социальных задач, формирует потребности, определяет свойства субъекта. Б свою очередь общественное сознание в целом, а классовое сознание в особенности, являются не просто моментом отражения, познания действительности, но и стороной ее практического, ре волюционного преобразования.

Итак, материалистическая методология общественного сознания исходит из принципа определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и принципа относительной самостоятельности и активности общественного сознания. Характер соотношения между ними был емко и выразительно определен Ф.Энгельсом: "экономическое положение не оказывает своего воздействия автоматически, как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно не влияли на них прочие - политические и идеологические-являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию" . Данное положение является основополагающим в материалистическом рассмотрении общественного сознания.

Важным общеметодологическим принципом анализа процесса формирования и развития классового сознания является принцип кон-. кретно-исторического подхода. Он указывает, прежде всего, на необходимость рассматривать все факторы формирования, развития и функционирования классового сознания в их конкретно-исторической форме. "Чтобы исследовать связь между духовным и материальным производством, - писал К.Маркс, - прежде всего необходи чмо рассматривать само это материальное производство не как все-категорию общую, а в определенной историческойформе. Так, например, капиталистическому способу производства соответствует другой вид духовного производства,чем средневековому способу производства. Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействие обоих" .

Исторический подход также предполагает анализ формирования различных типов классового сознания в их развитии и исторической взаимосвязи, что позволяет выявить специфические особенности этого процесса в каждой конкретно-исторической ситуации. Характеризуя этот общеметодологический принцип, Б.И.Ленин отмечал, что научный подход к социальным явлениям требует "... не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точкизрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала те рперь" .

Отмеченные общеметодологические принципы анализа формирования и развития классового сознания лежат в основе системного подхода к рассмотрению проблемы детерминации классового сознания. Системный подход позволяет рассмотреть совокупность детерминант классового сознания в качестве сложной развивающейся системы, компоненты которой занимают в ней определенное место, взаимодействуют и влияют друг на друга. Системный анализ при изучении процессов формирования классового сознания становится ведущим в советской и зарубежной марксистской социо

Классовое сознание пролетариата в системе социально-классовых отношений капиталистического общества

Пролетариат является единственным до конца последовательным революционным классом капиталистического общества. Его объективное положение в системе общественных отношений как основного эксплуатируемого класса, лишенного собственности на средства производства, обусловливает необходимость для его социального самоутверждения свержение капитализма и создание бесклассового общества. Внутренним источником революционности рабочего класса является его антагонизм не только с буржуазным классом, но и со всей системой общественных отношений последнего эксплуататорского общества. Б борьбе рабочего класса с силами буржуазного мира не может быть компромиссного исхода. Поэтому его коренной классовый интерес совпадает с интересами поступательного развития общества, с общественным прогрессом. Этим определяется историческая роль классового сознания пролетариата - служить духовным оружием революционного преобразования общества.

Революционность пролетарского .сознания требует наиболее полного и глубокого познания мира и законов его развития. Научность как высшая форма познания объективной реальности, познания объективной истины, составляет существенную черту классового сознания пролетариата в отличие от субъективистского понимания общественного развития с позиций особых частных классовых интересов буржуазии и мелкой буржуазии. Сущностное содержание классового сознания рабочего класса Э.Хаан определяет "как отражение закономерностей, которые объективно ведут к свержению капитализма рабочим классом и его союзниками трудящимися, к установлению диктатуры пролетариата и к.построению бесклассового общества" .

Противоречивости, разорванности и эклектизму отражения действительности буржуазным и мелкобуржуазным сознанием классовое сознание пролетариата противопоставляет целостность и идеологический монизм. Научный подход к социальным явлениям и процессам не совместим с идеологическим плюрализмом: объективная истина всегда одна. Пролетариат является единственным классом в истории, который вооружен научной идеологией - марксизмом-ленинизмом. Б этом его сила,залог победы. Не случайно его классовые враги прилагают все усилия для идейного раскола международного рабочего и коммунистического движения,для навязывания ему идеологического плюрализма под маской "развития", "обновления" марксизма. Но природе марксизма чужд догматизм. Научная теория пролетариата непрерывно творчески развивается, обогащаясь новыми идеями и положениями,все полнее раскрывающими новые моменты и черты развивающейся противоречивой социальной действительности, конкретизируется в процессе творческого применения общих принципов марксизма-ленинизма к новой обстановке,к новым специфическим условиям классовой борьбы пролетариата.Но при этом сохраняется внутреннее единство и монолитность марксизма-ленинизма,верюсть основополагающим принципам его теории имзгода.ЛюФе искажение этихпринципов, отклонение от них ведет к противоречию с основным содержанием марксизма-ленинизма, что неизбежно оборачивается ревизионизмом в теории и оппортунизмом на практике.

Целостность, диалектический монизм пролетарского мировоззрения не исключает наличия различных точек зрения, определенных расхождений во мнениях между коммунистами. На ХХУТ съезде КПСС было отмечено: "Наша партия исходит из того, что расхождения во мнениях между коммунистами преодолимы - если, конечно, это не принципиальные расхождения между революционерами и реформистами, между теоретическим марксизмом и догматическим сектан-ством, левацким авантюризмом. Здесь, разумеется, компромиссов быть не может-сегодня так же, как и во времена Ленина" .

Классовое сознание пролетариата является коллективистским сознанием. Оно разрывает пути буржуазного и мелкобуржуазного индивидуализма. Жесткие условия процесса социального самоутверждения пролетариата в условиях капитализма требуют от него высочайшей организованности и сплоченности, возможных лишь на основе осознания доминирующей значимости общественных интересов, готовности им служить. Коллективизм пролетарского классового сознания выступает в качестве альтернативы гедонизму и основному буржуазному принципу - "присвоения для себя". Б этой связи чрезвычайно убедительна мысль Г.Г.Дилигенского о том,что в современных условиях в капиталистических странах путь к подлинному возвышению потребностей лежит через участие в массовых движениях, "вдохновляемых широкими и ясными общественными целями...Чембольше человек заботиться о потребностях других людей,общества вт целом,тем разумнее и богаче его собственные потребности .Б этомнаходит яркое выражение подлинный гуманизм классового сознания пролетариата.

Высшим проявлением пролетарского коллективизма является пролетарский интернационализм как идеологическое, политическое и морально-психологическое выражение интернациональной природы рабочего класса и необходимости его международного единства. "Только интернациональный союз рабочего класса может обеспечить его окончательную победу" , - писал Карл Маркс. Пролетарский интернационализм исходит из того,что "капитал есть сила интернациональная

Классовое сознание в условиях социализма

Социалистическая революция фундаментально меняет социально-экономическое и социально-политическое положение рабочего класса. Кз основного эксплуатируемого класса капиталистического общества он превращается Б правящий класс социалистического государства. С установлением своей диктатуры рабочий класс обіек-тивно ставится в положение класса для общества. Пролетарскоеклассовое сознание поднимается на качественно новый уровень иI принимает форму социалистического сознания .

Являясь по происхождению и основополагающему ядру своего содержания классовым сознанием пролетариата, социалистическое сознание выражает коренные интересы не только рабочего класса, но и всех трудящихся, всего общества в целом. Поэтому оно по своему содержанию и социальной роли объективно является общенародным знанием. Но субъективная сторона превращения социалистического сознания в общенародное, то есть превращения его в массовое сознание рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции - процесс сложный и длительный. Он требует определенной зрелости социально-экономических, политических и духовных факторов социалистического развития общества. В этом процессе можно выделить два основных этапа: первый - от установления диктатуры пролетариата до построения развитого социалистического общества; второй - совершенствование развитого социалистического общества.

Для этапа упрочения завоеваний социалистической революции и построения социализма характерно наличие значительных различий и противоречий в сознании различных классов и социальных слоев. Социалистическая революция утверждает марксизм-ленинизм как ведущую идеологию общества, а высшие достижения революционной морали рабочего ісласса - в качестве нравственных норм аоциалпсти тческого оощежития . В.И.Ленин с особой силой подчеркивал классовый характер морали нового общества. В знаменитой речи "Задачисоюзов молодежи" он указывал, что "... наша нравственность подчи рнена вполне интересам классовой борьбы пролетариата" . Она - "точто слушт разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" .

Но наряду с революционной идеологией и психологией рабочего класса в общественном сознаніш этого периода сохраняется влияние свергнутых эксплуататорских классов, питательной почвой которого является психология мелкого собственника. Б.И.Ленин неустанно подчеркивал и вскрывал опасность для революции, которую представляют враждебные социализму идеологические и психологические образования. Выступая в 1917 году с речью в Московском Совете, он указывал: "Мы имеем одного чрезвычайно опасного тайного врага, который опаснее многих открытых контрреволюционеров; этот враг - смертельный враг социалистической революции и Советской власти... - враг, каким является стихия мелкого собственника... Это явление является серьезным препятствием, без преодоле-ния которого победить немыслимо..." 6Ав 1920 году в книге "Детская болезнь левизны" в коммунизме Б.И.Ленин вновь отметил этот фактор, подчеркивая, что мгущество свергнутой буржуазии "состоит не только в силе международного капитала, в силе и прочности международных связей буржуазии, но и в силе привычки, в силе мелкого производства"3.

Поэтому утверждение социализма в общественном сознании не может быть стихийным процессом. Оно требует целенаправленнойдеятельности по осуществлению социалистических преобразовании экономики и социально-классовой структуры общества, по социалистическому воспитанию его граждан. Это предполагает ликвидацию остатков свергнутых эксплуататорских классов, создание крупного индустриального производства, коллективизацию сельского хозяйства и превращение на этой базе крестьянства из класса мелких собственников в класс социалистического колхозного крестьянства, воспитание социалистической трудовой интеллигенции. Только тогда возникает единство коренных интересов социального развития всех трудовых классов и социальных слоев, что требует упрочения социалистических общественных отношений. Сознания этих классов приобретают единую социалистическую направленность, что создает объективную основу для полного утверждения социализма в сознании всего общества.

Решение этой главной идейно-воспитательной задачи данного этапа социалистического строительства резко повышает идеологическую роль партии,. Только организационная и теоретико-идеологическая сила марксистско-ленинской партии способна дать достойный отпор в духовной сфере политическим противникам социализма. Здесь недопустимы никакие компромиссы!1 Отступления от ленинских принципов в идеологической сфере ведут к тяжелым потерям в практике социалистического строительства. На IX чрезвычайном съезде ПОРП было отмечено, что ослабление со стороны партии идеологической работы привело к тяжелым последствиям: в условиях вредной для общества идеологической и моральной терпимости под

Похожие диссертации на Классовое сознание как категория научного коммунизма