Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Основные теоретические предпосылки изучения семантики эгоцентрической категории Gewissen 12
1.1. Философский базис антропологической лингвистики 12
1.2. Языковое сознание, семиосфера и картина мира человека 17
1.3. Проблема категоризации и концептуализации 21
1.3.1. Термин «категория» в гуманитарных науках 21
1.3.2. Термин «концепт» в лингвистике 28
1.3.3. Структура категорий в языковом сознании человека 31
1.3.4. Семантика эгоцентрических категорий 33
1.3.5. Методы изучения семантики эгоцентрической категории GEWISSEN 36
1.4. Эгоцентрическая категория GEWISSEN в сознании древних германцев 40
ГЛАВА 2. Категория Gewissen в немецком языковом сознании в XI-XVII веках 46
2.1. Картина мира в XI -XVII веках 46
2.2. Этимология лексемы «Gewissen» 47
2.3. Категория GEWISSEN в теологическом дискурсе XI-XVII веков 50
2.4. «Gewissen» в лексикографических источниках XVI - XVII веков 58
2.5. Категория GEWISSEN в юридическом дискурсе Средневековья 63
2.6. Метафорическое осмысление категории GEWISSEN в XI-XVII веках 68
2.7. Категория GEWISSEN в системе семантически сопряжённых категорий в XI -XVII веках 77
ГЛАВА 3. Категория Gewissen в немецком языковом сознании xviii-начала XX веков 91
3.1. Картина мира в XVIII - начале XX века 91
3.2. «Gewissen» в лексикографических источниках XVIII - начала XX веков 92
3.3. Категория GEWISSEN в теологическом и философском дискурсах в XVIII - начале XX века 104
3.4. Метафорическое осмысление категории GEWISSEN в XVIII - начале XX века 115
3.5. Категория GEWISSEN в системе семантически сопряжённых категорий в XVIII - начале XX века 119
ГЛАВА 4. Категория gewissen в немецком языковом сознании в XX - XXI веке 130
4.1. Три Германии XX-XXI веков. Общие замечания 130
4.2. Категория GEWISSEN в общественно-политическом дискурсе третьего рейха 131
4.3. Категория GEWISSEN в общественно-политическом дискурсе ГДР 137
4.4. Категория GEWISSEN в дискурсах ФРГ 142
4.4.1. «Gewissen» в лексикографических источниках ФРГ 142
4.4.2. Деривационное поле GEWISSEN в XX - XXI веках 145
4.4.3. Категория GEWISSEN в теологическом и философском дискурсах XX - начала XXI века 156
4.4.4. Категория GEWISSEN в общественно-политическом дискурсе конца XX- начала XXI века 164
4.4.5. Ассоциативное поле GEWISSEN 168
4.4.6. Актуальное положение категории GEWISSEN 177
Заключение 182
Библиография 186
Приложения 223
- Философский базис антропологической лингвистики
- Картина мира в XI -XVII веках
- Картина мира в XVIII - начале XX века
- Три Германии XX-XXI веков. Общие замечания
Введение к работе
Объективной данностью наук конца второй половины XX - начала XXI века является смена научных парадигм, свидетельствующая о непрерывном процессе поступательного движения научной мысли на новом витке обобщения и систематизации. Лингвистичекий поворот середины XX века определил центральное положение лингвистики среди гуманитарных наук на основании того, что язык является одним из обязательных и неотъемлемых атрибутов человека. Формирование антропологической лингвистики как интегральной науки о языке и человеке было предопределено общим философ-ско-социальным контекстом XX - начала XXI века (Выготский 1982; Топоров 1988; Тайлор 1989; Леви-Брюль 1994; Пиаже 1994; Барулин 2002; Сагпар 1931; Cassirer 2001, 2002; Heidegger 2004 и др.).
Одной из основных парадигмообразующих констант антропологической лингвистики является осознание особой роли человека, его мировиде-ния в организации и использовании языка или антропоцентризм (Степанов 1975, 1985; Малинович 1983, 1989, 2003 а, 2004 а; Фрумкина 1992, 1999; Болдырев 2001 и др.).
Научная парадигма антропологической лингвистики предполагает обращение к анализу семантики эгоцентрических категорий, организующих биологический, социальный и духовный опыт человека и его ориентации в универсуме. Семантика данных категорий простирается в разнообразные горизонты бытия человека в рамках религиозных, нормативно-правовых, морально-нравственных и иных норм телесной и духовной (ментальной) жизни человека. Такие категории, как СТРАХ и ОПАСЕНИЕ (Благий 1994), ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ (Арская 2001), ВОЛЯ (Малинович 2000, 2003 б), ДОБРО и ЗЛО (Пашаева 2004), ДОЛГ 'наполняют жизнь внутренним содержанием, придают ей высший смысл. Эгоцентрические категории являются формами концептуализации мира и формами языкового сознания. Процес-
'Здесь и далее названия категорий указываются прописными буквами.
сы категоризации и концептуализации неразрывно связаны друг с другом и основаны на способности человека систематизировать явления, объекты, процессы материальной и идеальной действительности на основе значимых для него признаков. В этом контексте вопросы, связанные с определением сущности категорий, выявлением принципов их формирования, анализом и описанием их структуры и семантики, относятся к числу ключевых методологических проблем современной теоретической лингвистики. Изучение семантики эгоцентрических категорий в рамках антропологической лингвистики позволяет дать новые системные знания на основе комплексного анализа, интегрирующего данные смежных с лингвистикой наук.
СОВЕСТЬ является одной из базовых эгоцентрических категорий, определяющих духовную и организующих социальную жизнь человека с точки зрения морали.
Совесть осмысляется в рамках различных мировоззренческих систем. Философское осмысление данного феномена эксплицирует представление человека об одной из важнейших характеристик, выделяющей его из мира животных, способности к самооценке с точки зрения морали (Бородай 1996; Матюшкин 1998; Дробницкий 2002; Гусейнов 2005; Kettling 1985; Todt 1988; Romel 1994; Kittsteiner 1995, Stormer-Caysa 1995; Assmann 1997 b; Lenk 1997; Brunner 2000; Schrupp 2002; Wegemund 2002; Atherton 2003; Schirrmacher 2005 и др.).
Обращение лингвистов к данной теме фрагментарно представлено в ряде исследований, связанных с оценкой и с семантикой этической оценки (Арутюнова 1984, 1985, 1998; Вольф 1985; Писанова 1997), с выражением в языке культурно детерминированных концептов (Апресян 1995; Чернейко 1997; Пименова 1999; Арутюнова 2000; Красавский 2001; Степанов 2001; Шмелёв 2002; Гудков 2003; Звада 2003; Степаненко 2003; Пименов 2004; Аб-лецова 2005 и др.).
В рамках проблематики семантики эгоцентрических категорий на материале немецкого языка представлены категории der WUNSCH - желание (Танков 2003), der WILLE - воля (Малиновий 2000, 2003 б), das GUTE und das BOSE - добро и зло (Пашаева 2004), семантически сопряжённые с категорией GEWISSEN.
Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на большой интерес учёных к эгоцентрическим категориям и их актуализации в языке, проблема описания их семантики находится на стадии становления и требует дальнейшего изучения. Недостаточно изученными остаются генезис, функционирование и вербализация целого ряда категорий, среди которых и эгоцентрическая категория GEWISSEN в немецком языковом сознании,
Вышеназванные обстоятельства определили выбор объекта, цель и задачи настоящего исследования.
Объект исследования - категория GEWISSEN в немецком языковом сознании.
Предмет - семантические, прагматические и лингвокультурологиче-ские характеристики категории GEWISSEN и языковые средства её актуализации.
Цель - диахронно-синхронное исследование семантики категории GEWISSEN в немецком языковом сознании и её системное представление в онтогенезе. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
проанализировать структуру категории GEWISSEN;
выявить основные и второстепенные признаки данной категории;
выявить и определить её место в системе эгоцентрических категорий в немецком языковом сознании;
проследить её становление в немецком языковом сознании;
- проанализировать и описать семантическое наполнение категории
GEWISSEN.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие лингвистические методы:
элементы компонентного анализа;
этимологический анализ;
метод интерпретации данных с привлечением экстралингвистических знаний;
- элементы ассоциативного эксперимента (анкетирование и опрос ин
формантов).
Исследование выполнено в рамках антропологической лингвистики, основанием которой является осознание объективно существующей взаимосвязи между биопсихосоциальной природой человека и его языком.
Материалом исследования послужили письменные источники: лексикографические источники (толковые, энциклопедические, этимологические, фразеологические словари, словари синонимов немецкого языка), произведения, относящиеся к религиозному и философскому, общественно-политическому, педагогическому дискурсам и художественной литературе XVI - XXI веков, а также результаты анкетирования информантов (52 человека, немецкий язык - родной). Общий корпус проанализированных примеров составляет более трёх тысяч, что позволяет достаточно объективно отразить языковую реальность.
На защиту выносятся следующие основные положения:
категория GEWISSEN является одной из базовых эгоцентрических категорий, имеет сложную структуру и включает в себя как минимум две части: систему культурно детерминированных этических правил и представлений; оценку поведения человека на основе индивидуальных представлений о правилах морали;
категория GEWISSEN семантически сопряжена с целым рядом эгоцентрических категорий, из которых важнейшую роль для её осмысления играют категории das GUTE, das BOSE, der WILLE, die PFLICHT;
основные признаки категории GEWISSEN: совесть осмысляется как сила, независимая от эгоистичного «Я» человека, направляющая его на путь добра, осуждающая и наказывающая за поступки, противоречащие внутреннему моральному закону, а также как предмет, место, состояние;
основные признаки категории GEWISSEN формируются преимущественно в период позднего Средневековья, в эпоху Просвещения и Рационализма и являются универсальными для европейских культур;
второстепенный признак категории GEWISSEN: отношение к категории KOLLEKTIVES SCHULDGEFUHL
второстепенный признак категории GEWISSEN сформировался в результате осмысления последствий второй мировой войны и ответственности немецкого народа. Он является специфическим для немецкого языкового сознания конца XX - начала XXI века;
картина мира, характерная для немецкой лингвокультуры в определённый момент времени, определила особенности языковой онтологии анализируемой категории.
Научная новизна состоит в том, что на материале немецкого языка определяется место категории GEWISSEN в системе эгоцентрических категорий, даётся комплексное описание генезиса и функционирования указанной категории в рамках различных типов дискурса (религиозного, философского, художественного, политического).
Теоретическая значимость заключается в осмыслении категории GEWISSEN в рамках антропологической модели описания языка, что способствует дальнейшему построению системы взаимосвязанных эгоцентрических категорий. Модель анализа и системного описания семантики анализируемой категории может использоваться в дальнейшем при исследовании семантики эгоцентрических категорий на материале немецкого и других языков.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты и материалы могут найти применение в преподавании теории и практики современного немецкого языка, при создании курсов лекций и проведении семинарских занятий по теоретическому курсу лексикологии, лингвокультурологии, теории межкультурной коммуникации, в научно-исследовательской работе аспирантов и студентов.
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования на различных его этапах обсуждались на XLII международной научной студенческой конференции в Новосибирске (2004), на методологическом семинаре «Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории» (2004, 2005), на заседаниях кафедры романо-германской филологии и кафедры немецкой филологии Иркутского государственного лингвистического университета (2004, 2005).
Объём и структура работы.
Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списков использованной литературы, словарей, источников примеров и трёх приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и её актуальность в современной теоретической лингвистике, цель и задачи, новизна и практическое значение исследования, перечисляются основные использованные методы лингвистического анализа.
В первой главе излагается общефилософский базис антропологической лингвистики, обсуждаются теоретические проблемы, связанные с применением наиболее адекватных методов, позволяющих раскрыть, проанализировать и описать семантику эгоцентрической категории GEWISSEN в немецком языковом сознании.
Во второй главе проанализирован генезис категории GEWISSEN в немецком языковом сознании с XI до XVII века. В культурно-исторической перспективе предпринята попытка определить понятийную и языковую он-
тологию данной категории, представить её становление в системе смежных категорий.
В третьей главе проведён анализ функционирования категории GEWISSEN в немецком языковом сознании в XVIII - начале XX века.
В четвёртой главе раскрывается актуализация категории GEWISSEN в различных типах дискурса (теологическом, философском, общественно-политическом) в XX-XXI веках, анализируются данные анкетирования и опроса информантов, позволяющие судить о наивном представлении носителей современного немецкого языкового сознания о данной категории.
В заключении обобщаются результаты исследования в их соотнесённости с общей целью и задачами, сформулированными во введении. Намечаются перспективы дальнейшего изучения семантики эгоцентрических категорий.
Философский базис антропологической лингвистики
Сознание, язык и воля, то есть способность осознавать, выражать и изменять себя и мир (материальный и идеальный), является уникальной и универсальной способностью человека. Особая роль в данной триаде принадлежит языку: благодаря системе взаимосвязанных, взаимоопределяемых смыслов, заключённых в единицах языка, человек принадлежит миру. При этом жизнь его протекает в круге определённого национального языка, выйти за пределы которого он может, лишь оказавшись в круге другого национального языка (Humboldt 1994: 34).
Анализ языка с учётом антропологического фактора реализуется в рамках парадигмы антропологической лингвистики, исходной методологической базой которой является объективно существующая корреляция биопсихосоциальной природы человека и языка (Малинович 2003 а: 20).
Физиологическая структура тела, опосредующая наше восприятие мира, процессы возбуждения и торможения головного мозга присущи каждому человеку независимо от его национальной принадлежности, что объясняет то, что восприятие мира людьми, принадлежащими к разным национальным, культурно-религиозным и языковым сообществам, обладает определённым набором универсальных черт. К ним относятся, в частности, представления о пространстве, времени, жизни и смерти (Топоров 1988; Лотман 2001; Lakoff 1980 и др.). Однако социализация в национально-культурной среде предполагает интериоризацию человеком определённых стилей мышления и поведения, легитимных в данном обществе. Универсальные впечатления от мира опосредуются определёнными культурно-детерминированными практиками их интерпретации. Проиллюстрируем выше сказанное на следующем примере: первоначально категория ВРЕМЕНИ формируется на основе наблюдения за сменой дня и ночи, времён года и на данном этапе развития является более или менее универсальной. Отношение ко времени, его ценность в глазах представителей разных культур имеют специфические черты. По нашим наблюдениям, представление о времени, соблюдение заранее определённого плана дня соотносится с категорией ПОРЯДОК и сущностно необходимо для немцев, в то время как для американцев и русских более важным является следование сиюминутной ситуации.
Тезисы о взаимовлиянии языка, сознания и культуры, об отражении в языке внутреннего мира человека ведут к пониманию того, что, во-первых, познание человека во всем многообразии его горизонтов бытия невозможно без изучения языка; во-вторых, понимание природы языка и объяснение её возможно, лишь учитывая мировоззрение, ценностные ориентации, жизненный опыт человека, то есть восприятие мира через призму личностной пристрастности, проявляющуюся в языке (Постовалова 1988, 1999; Фрумкина 1992; Малиновим 1998, 1999, 2003 а, 2004 а, 2004 б и др.).
Вопрос соотношения языка, сознания, культуры обсуждался в работах философов разных эпох и направлений на протяжении всей истории человечества. «Проблема языка никогда не была рядовой проблемой среди прочих, но сейчас она, вне всякого сомнения, стала глобальным горизонтом самых разнообразных исследований и дискурсов, сфер различного и разнородного, наряду с их намерениями, методами и идеологиями» (Деррида 2005).
В ХХ-ХХІ веках язык рассматривается в рамках четырех ведущих философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма, формирующих общефилософский базис исследований гуманитарных наук.
Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. «Смысл» мира постигается в сфере феноменологического, «внутреннего» опыта. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Согласно Э. Гуссерлю, благодаря знаку идеальный смысл обретает своё бытие в мире, становится доступным для восприятия. Смысл логически предшествует знаку, который является его выражением. Прежде чем закрепиться за языковым выражением в виде идеального предмета - значения, смысл должен сформироваться в когнитивном акте. Значения не являются какой-то абстрактной сущностью, а предстают непосредственно связанными с субъектом - носителем реальных ментальных актов. С другой стороны, они не являются объектами или характеристиками обычных речевых актов и в этом смысле «нереальны», невременны, неизменяемы (Husserl 1970). В современной теоретической лингвистике данные положения перекликаются с проблемой отношения лексического значения и концепта.
Картина мира в XI -XVII веках
Объективный анализ и реконструкция категории GEWISSEN в XI-XVII веках возможны только на основе картины мира, характерной для данной эпохи.
Базовой картиной мира, разделяемой большинством носителей немецкой лингвокультуры с XI до конца XVII века, являлась христианская картина мира. Независимо от сословной принадлежности и рыцарь, и нищий были, прежде всего, «рабами Господа». «Бог» является ключевым концептом христианской картины мира, именно через отношения с Богом человек познаёт окружающий его мир и осознаёт свою роль в этом мире. Бог в средневековой картине мира выступает как Творец, Царь царей и Бог богов. Культурно-историческая среда, экономическая и политическая системы, древнегерман-ские представления об Одине определили восприятие христианского Бога, в первую очередь, как самодержавного Властелина. Бог, как и любой могущественный Господин, требует от своих рабов полного послушания. От Его воли зависит судьба каждого отдельного человека и всего мира. Сакрализация мира средневековым человеком является выражением понимания мира видимого лишь как перехода в мир прекраснейший невидимый, в царство Бога. Человек, природа, мир приобретают определённую моральную оценку в отношении к Богу, «все они соотнесены с космическим конфликтом Добра и Зла и вовлечены во всемирную историю спасения» (Гуревич 1972: 262). Жизнь человека средневековья была пронизана тремя идеями: «жить, умереть и быть судимым» (Гуревич 1989: 69).
Страх перед Богом и адом определяет всю жизнь человека этого времени (Гуревич 1972, 1989; Weber 1989, Dinzelbacher 1993; Kittsteiner 1995 и др.). Страх наказания соотносился с чувством вины (Schuldgefuhl), которое семантически сопоставимо с понятием об «угрызениях совести» -«Gewissensbisse», «boses Gewissen». Европа средневековья переживает нападения турок, эпидемии и голод, что рассматривается как Божественное наказание за грехи человека. Внешние несчастья посылаются для пробуждения совести, раскаяния и достижения личной святости (Kittsteiner 1995).
В ходе Реформации в XVI веке помимо грозного Судьи, Бог предстаёт и как любящий Отец.
Совесть в христианской картине мира выступает как непосредственный посланник Бога, цель которого - сохранить человека от греха и неминуемого наказания.
Все европейские лингвокультуры формируются на основе христианской картины мира, уходящей своими корнями в культуру Античности, поэтому неудивительно, что во многих европейских языках, внутренняя форма понятия совесть совпадает с латинским «con-scientia» и греческим «syneidesis»: «Ge-wissen» в немецком, «mip-wissei» в готском, «con-science» во французском и английском, «co-scienza» в итальянском, «co-sciencia» в испанском, «со-весть». Понятия «conscientia» и «syneidesis» состоят из двух частей: приставок «con» и «syn», означающих «совместность» и «завершённость»; корня - «знание». При сложении обеих частей получаем «достигнутое знание» и «совместное знание», то есть знание, тождественное у многих людей, завершённое и осознанное (Арутюнова 2000, Дробницкий 2002). Согласно этимологическому словарю Клуге, латинское «conscientia» первоначально употреблялось в судебной риторике, обозначало состояние признания вины и лишь позже вошло в христианскую терминологию, а с ней и в европейские языки. Греческое «syneidesis» впервые зафиксировано в Новом Завете и является христианским термином, подразумевающим «знание, совместное с Богом» (Kluge 1995: 289). Лексема «Gewissen» впервые была письменно зафиксирована аббатом Ноткером Лабео в XI веке как немецкий эквивалент латинского «conscientia» и имела два значения: сознание - «conscientia psychological» и совесть как моральное сознание добра и зла, долга и ответственности - «conscientia mor-alis» (Hermann 2003).
Как свидетельствует проведенный анализ словарей (Diefenbach 1846: 89; Pfeiffer 1989: 566; Benecke 2003; Lexer 2003; Grimm 2003: 6238), в древневерхненемецком «Gewissen» было женского рода «diu gauuizani» или «diu geuuizzeni». В частности, у Ноткера в 68 псалме:
Diu mih pizzet in minero gewizzeni — Die mich beifit in meinem Gewissen (Notker Psalm 68: 20, nach Grimm 2003: 6233).
Параллельно с указанной формой написания лексемы «Gewissen» вплоть до XVI века существовали и другие: «gewizzine», «gewisseni», «ge-wiisni», «gewisni», «gewiszne», «giwizida», «gewete», «wiszigkeit», «witscap», «gewizzenheit» (Benecke 2003; Grimm 2003: 6233). Современное осмысление «Gewissen» сформировалось в результате сужения значения древневерхненемецкого «diu gewizani».
Первоначально основным компонентом значения «diu gewizani» было „wissen, kenntnis von einer sache" - «знание». В переводах Ноткера «gewizze-da» употребляется как эквивалент латинского «scientia» - познание: utrum est scientia in altissimo, ist sar doh ein gewizzeda an demo hohistin (Notker Psalm 72: 11, nach Grimm 2003: 6226).
Картина мира в XVIII - начале XX века
Эпоха конца семнадцатого века вплоть до начала двадцатого века ознаменована духом Просвещения, верой в безусловное моральное начало в человеке. Формирование философии Просвещения происходит параллельно с построением новых социально-экономических отношений в обществе и многочисленными научно-техническими открытиями Нового времени. Традиционная община, отношения феодала и вассалов уступают свои позиции набирающей силу буржуазии. Человек, «вооружённый» знаниями, может сам противостоять природной стихии. Человек, а не Бог стоит теперь в центре мироздания, становится мерой всех вещей. Девизом просвещённого Нового времени становится Кантовский императив: «Habe Mut, dich deines eigenen Verstandes zu bedienen!» (Kant 2003). Концептуальное отличие картины мира Нового времени от предыдущей эпохи заключается в антропоцентризме. Просветители убеждены, что причина всех бед в мире заключается не в греховности человека, а проистекает из-за несправедливых общественных отношений. Человек по природе морален и прекрасен. Совесть выступает его высшим моральным началом.
О функционировании GEWISSEN в немецком языковом сознании XVIII - начала XX веков мы можем судить по текстам данной эпохи. В качестве таковых выступают статьи лексикографических изданий, труды немецких теологов, философов и произведения художественной литературы.
Словари и энциклопедии, как правило, указывают на связь GEWISSEN с латинским «conscientia». В качестве одного из основных значений «Gewissen» выступает связь с Богом, помимо религиозной точки зрения освещается философско-этическая.
Как и в лексикографических источниках XV-XVII веков, в словарях первой половины XVIII века GEWISSEN интерпретируется при помощи латинских аналогов «scientia», «religio» (Steinbach 1734: 1061; Frisch 1741: 454).
Большая полная энциклопедия (GVUL 1735: 1390- 1392) рассматривает совесть как внутреннее суждение об обязанностях и их исполнении: Gewissen ist das innerliche Urteil von der Wahrhaftigkeit unserer Pflichen und dererselben Adplication (GVUL 1735: 1390).
В соответствии со сферой применения совесть разделяется на теоретическую и практическую: Das theoretische stellet tins die Wahrhafftigkeit einer Pflicht oder Befiignifi iiberhaupt vor; oder es stellet wis vor die Wahrhafftigkeit der Adplication solcher Pflicht oder Befiignifi aufdiesem oderjenem besondern Fall (GVUL 1735: 1390).
Теоретическая совесть может быть истинной или ошибочной в зависимости от того, насколько убеждения совести соответствуют истине : Ein richtiges, auf Wahrheit gegriindetes, oder ein irriges Gewissen (GVUL 1735: 1390).
Разделение совести на теоретическую и практическую продолжает традицию схоластов. Теоретическая совесть соответствует «synderesis» - представлению о добре и зле.
Практическая совесть разделяется на рассуждающую и судящую в соответствии с тем, направлено ли её действие на поступки в настоящем и будущем или на уже совершённые в прошлом. Последняя может быть «доброй» или «злой»: Ein iiberlegendes und ein richtendes Gewissen. Das richtende Gewissen ist wiederum bald ein gutes, bald ein boses. Denn es tiberzeugt uns entweder, dass solche Thaten recht und Gottes Geboten gemafi sind, ... oder es uberfuhret uns, dafi unsere unsere begangene Thaten unrecht sind, und wir daher der gottlichen Rache gewartigseyn mtissen,.. (GVUL 1735: 1391).
Угрызения «злой» совести основаны на страхе божественного наказания, последующего за неправые дела.
В зависимости от того, насколько активно совесть проявляет себя в жизни человека, различают спящую и бодрствующую: Ein schlaffendes und ein aufwachendes Gewissen (GVUL 1735: 1391).
Итак, авторы энциклопедии исходят из католического понимания феномена совесть, используя свои термины. Совесть рассматривается католической церковью в двух основных моментах в соответствии с учением Фомы Аквинского: «synderesis» - врожденное начало, способность человека определять добро и зло, заложенная в него Богом; «conscientia» - проявляющееся чувство совести, изменяющееся и подверженное греху. «Synderesis» соотносится с «theoretisches Gewissen», a «conscientia» - с «praktisches Gewissen».
И. Ф. Рот (Roth 1791: 458) в определении совести отталкивается от её религиозного понимания: Conscientz, gewissen oder wissenschaft, dz einer weisz wie es in jm selbs gegen gott und seimm nechsten ein gstalt hab ( Roth 1791: 458 ).
Совесть - это, прежде всего, сознание своей греховности, виновности перед Богом и ближним.
Три Германии XX-XXI веков. Общие замечания
В истории Германии с середины двадцатого века существовало три государства с тремя различными идеологическими системами: третий рейх с 1933 до 1945 года, ГДР с 1945 до 1989 и ФРГ с 1945 вплоть до наших дней. Категория GEWISSEN активно интерпретировалось и интерпретируется в рамках идеологических систем, характерных для данных государств.
Основные признаки GEWISSEN, сформированные под влиянием христианского мировоззрения, остаются неизменными в двадцатом веке. Совесть осмысляется как сила, независимая от эгоистического «Я» человека, направляющая его на путь добра, а также осуждающая и наказывающая за проступки, идущие вразрез с представлениями о долге.
Влияние дискурса, в рамках которого происходит осмысление GEWISSEN, затронуло периферийные слои, касающиеся содержания убеждений совести, истинности её суждений, сферы применения.
Дискурсы третьего рейха и ГДР характеризует то, что легитимной в обществе признавалась лишь одна идеология (национал-социализма и коммунизма). Как отмечает ряд авторов (Klemperer 1978, 1999; Link 1984; BeiB-wenger 2000 и др.), идеология проникала в сознание каждого члена общества благодаря постоянной трансляции составляющих её символов и смыслов. Особенностью дискурсивной стратегии как национал-социализма в третьем рейхе, так и коммунизма в ГДР являлось то, что постепенно формировался особый, новый стиль мышления, словам и фразам придавалось новое значение или, гораздо чаще, определённые нюансы значения, оценки, привычки интерпретации и употребления.
Следы влияния данных идеологий запечатлены в текстах статей лексикографических изданий, а также в текстах религиозного, философского и общественно-политического дискурсов. Остановимся подробнее на каждом из периодов.
Общественно-политический дискурс формируется общественными деятелями и политиками. Общественно-политический дискурс третьего рейха являлся пропагандистским тоталитарным дискурсом, цель которого - «навязать учение всему народу» (eine Lehre dem ganzen Volke aufzuzwingen), «добыча людей для будущей организации» (die Gewinnung von Menschen fur die spatere Organisation) (Hitler цит. no Popa 2003). Общественно-политическому дискурсу третьего рейха, как и другим тоталитарным дискурсам, характерны ритуальность, эмоциональность, эзотеричность, монологичность, фидеистичность, суггестивность (Шейгал 2000: 73).
Согласно К. Попа (Рора 2003), идеология национал-социализма основывается на германоцентризме, расизме, культе личности фюрера, боевом духе народа. Германоцентризму как основной догме национал-социализма принадлежит ведущая роль в формировании бессовестности - «Gewis-senlosigkeit» как новой формы ответственности немецкого народа. Германо-центризм заменил собой христианские представления о грехе, возмездии за грех, покаянии, искуплении и христианской совести. Её содержание составляла заповедь Христа: «Du sollst deinen Nachsten lieben wie dich selbst» (Bibel 2002: Matthaus 22: 40). Место всеобщей любви к ближнему заняли любовь и уважение к немецкому народу. Немец несёт ответственность исключительно за своих соотечественников - «Volksgenosse» и коллектив, членом которого является. Личность реализует себя и осознаётся лишь в рамках коллектива и благодаря коллективу. Солидарность с коллективом придаёт новое содержание жизни, новое чувство защищённости и ответственности. Любое действие, осуществляемое в коллективе и согласующееся с приказом фюрера, автоматически расценивалось как единственно правильное и морально приемлемое. Сакральное оправдание поступков происходит в выполнении приказов А. Гитлера, выступающего как «спаситель» - «Erloser» и «инструмент в руках Проведения» - «Werkzeug der Vorsehung». Немецкий народ, направляемый волей фюрера («Fuhrer» означает «вождь», «ведущий»), осуществляет миссию, порученную ему Высшими Силами. Осознание особой роли этой миссии формирует новую мораль и совесть, упраздняет традиционные представления христианской и идеалистической философии о ценности человеческого достоинства и жизни.
Немецкий народ, как утверждалось идеологами национал-социализма, является потомком легендарных совершенных людей - арийцев. Совесть, являясь одним из основных качеств человека, рассматривалась как приобретённое и наследуемое свойство индивида. Совершенной, зрелой совесть могла быть лишь у истинных арийцев, разделяющих убеждения национал-социализма.
Энциклопедия Майерса (Meyers 1938: 1501-1502) регистрирует влияние идеологии национал-социализма на осмысление концепта «Gewissen»: совесть является не просто врождённым феноменом, но и расово обусловленным:
Das Gewissen als angeborene, innere Stimme ist einerseits rassisch und erbgemcifiig gebunden (wir sprechen von einem „deutschen Gewissen", von „ge-wissehaften" und „gewissenlosen" Menschen), es wird aber andererseits auch durch die Erziehung, d.h. durch die Gemeinschaft und ihre Weltanschauung be-dingt (Meyers 1938:1501)